Епископ Саратовский и Вольский Лонгин: Без духовной жизни человек деградирует

― Ваше Преосвященство, стала ли Пасха, на Ваш взгляд, за последние годы особо почитаемым праздником у саратовцев?

― Я не стал бы так ставить вопрос, потому что в России большинство жителей всегда отмечали Пасху, даже в советские годы, когда Церковь была ограждена от прихожан множеством искусственных рамок. Несмотря на запреты, люди посещали церковные службы. Но и те, кто не ходил в храм, отмечали праздник дома. Это происходило даже в семьях самых убежденных коммунистов. Люди из числа тех, кто занимал в то время руководящие посты, мне иногда с гордостью говорят: «А у меня дома перед Пасхой всегда пекли куличи, красили яйца». Так что Пасха всегда праздновалась широко ― пусть на бытовом уровне, как народная традиция. Сегодня же все больше людей приходит в храмы и отмечает Воскресение Христово в соответствии с тем смыслом, который в этом торжестве изначально заложен.

― Согласно социологическим исследованиям, те, кто называет себя верующими, в Светлое Христово Воскресение либо устраивают застолье ― 57%, либо посещают кладбище ― 34%, 20% идут на пасхальную службу. Прокомментируйте, пожалуйста, эти цифры.

― В том, что значительная часть православных ездит на Пасху на кладбище или устраивает застолье, нет ничего удивительно. Тот, кто не пережил пока в своем сердце встречу с Богом, к религиозным праздникам относится формально, хотя может считать себя верующим человеком. Церковь старается вести просветительскую работу с такими людьми, и, возможно, когда-нибудь они пополнят число тех, кто на праздник идет в храм. Это совершенно естественный процесс для нашего времени.

― Сегодня наблюдается резкое социальное и имущественное расслоение в обществе, и среди обывателей очень популярным стал тезис: «Богатые ― плохие, а бедные ― хорошие». Насколько он верен и справедлив?

― Он неправильный по сути. Нельзя давать огульные характеристики целым слоям населения. Но этот тезис показывает, что в обществе сегодня существует социальное напряжение. Американская мечта о том, что чистильщик обуви может постепенно сколотить состояние и стать миллионером, в русской действительности не «работает». В современной России было не так: слишком быстро у нас появились богатые. Нескольким сотням человек удалось приватизировать целые отрасли производства, которые на протяжении всего ХХ века создавались каторжным трудом нескольких поколений. И вот в этом кроется основная проблема. В настоящий момент общество пытается решить ее отчасти за счет идеи социально ответственного бизнеса. Церковь же говорит о том, что, если благосостояние достигнуто легально, в нем нет ничего плохого, но учит относиться к нему так: «когда богатство умножается, не прилагайте [к нему] сердца» (Пс. 61; 11).

― Сообщения об осквернении храмов, убийстве детей или беззащитных стариков перестали быть редкостью. Почему в людях поселилась такая жестокость и чувство безнаказанности?

― Не нужно забывать, что за последние 20 лет в стране не просто произошли изменения ― экономические, политические, но был уничтожен привычный для людей уклад жизни. Не все выдержали такое испытание. Появилось много людей «сломавшихся»… Больше всего о человеке, его внутреннем мире, знает Церковь, и о том, что в современных людях происходят негативные процессы, она часто предупреждает общество. Но, как правило, от предостережений отмахиваются, а через некоторое время спохватываются и задаются вопросом: «А почему происходит то, или другое»? А объяснение очень простое: личность, перестающая жить духовной жизнью, быстро деградирует, в ней проявляются животные инстинкты. Чтобы быть человеком, необходимо ежедневно трудиться над собой, своим сердцем, со многим в себе бороться.
Сейчас повсюду ― с экранов телевизоров, с газетных страниц, уличных растяжек ― звучат лозунги «Бери от жизни все», «Наслаждайся, отрывайся!». И мы недооцениваем той силы, которую эта пропаганда сегодня имеет в обществе. Забыты нравственные законы, потеряны идеалы порядочности, ответственности, любви к семье, отечеству, чувство долга. Идеалом, в лучшем случае, становятся физиологические потребности ― быть здоровым, красиво одетым, успешным, богатым. Безусловно, люди всегда об этом заботились, и Церковь не отрицает важности каких-то благ, но не они должны быть главными в жизни.
Кроме того, сыграло свою роль и разрушение системы образования. При всей уродливости ее в советское время, она ставила перед собой определенные задачи, худо-бедно выполнявшиеся. Но ее сломали, а новую так и не создали. Я сам являюсь ректором духовной семинарии, общаюсь с другими руководителями вузов. Все мы сталкиваемся с ужасающим снижением образовательного уровня абитуриентов. Окончив школу, они не всегда умеют грамотно выражать свои мысли, почти не читают. И это становится повсеместным явлением, к сожалению.

― Споры о том, нужен ли в школах предмет «Основы православной культуры», не стихают до сих пор. Между тем некоторые православные священники считают ― нужно запретить на занятиях по биологии изучать теорию о происхождении человека Дарвина. Как вы считаете, должна ли Церковь вмешиваться в дела светского образования?

― Она никогда в него не вмешивалась. И я не знаю священников, требующих запретить изучать теорию Дарвина. Отдельные люди могут свои пожелания высказывать, ведь мы живем в демократическом государстве, и насколько я знаю, известный судебный процесс в Петербурге был инициирован частными лицами. Если же вести речь о дисциплине «Основы православной культуры», то она, бесспорно, нужна в школе. По социологическим опросам, более 60% жителей страны считают так же, это показательная цифра. Сопротивление возникает в среде людей, всю жизнь занимавшихся преподаванием научного атеизма. Они не могут в один момент перестроить свое сознание и до сих пор продолжают борьбу, начатую еще в юности. Но общество ушло далеко вперед. Вопрос ― надо ли преподавать «Основы православной культуры ― давно перезрел. Постепенно, с приходом во власть нового поколения людей, не отягченных предрассудками, острота проблемы будет снята.

― Как Вы относитесь к отмене отсрочки от службы в армии для духовенства?

― Я сам до принятия сана служил в армии. Став священником, убедил нескольких молодых людей и их родителей в том, что не стоит уклоняться от призыва, и благословил на службу. И никто не был обижен, все благополучно вернулись домой. Но вопрос о призыве священнослужителей ― сложный. Им по канонам Церкви нельзя держать в руках оружие. Кроме того, у нас очень трудная ситуация с кадрами. После 70 лет борьбы государства с Церковью приходится восстанавливать ее структуру слишком быстрыми темпами, и духовенства не хватает.

― С другой стороны, если священников все же не будут призывать, не вызовет ли такая привилегия недовольства среди остальных призывников, которые с нынешнего года лишились льгот?

― Я не понимаю в принципе, почему эти отсрочки были отменены. С одной стороны, власть говорит о необходимости улучшения демографии и, в тоже время, отправляет служить мужчин, у которых в семье ждут пополнения или уже растет маленький ребенок. Честно говоря, не вижу в таких действиях логики.

― Среди православных верующих стал массовым явлением отказ от паспортов и так называемых ИНН. Что это ― суеверие или действительно оскорбление религиозных чувств людей?

― Не стал бы называть это массовым явлением. В Саратове таких людей насчитывается несколько десятков. Среди них есть те, кто причисляет себя к членам Церкви, и те, кто организует антицерковные псевдоправославные сообщества. Истории подобные явления хорошо известны: в народе во все времена присутствовали некие антигосударственные течения. И до революции некоторые старообрядческие согласия отказывались от паспортов Российской Империи. Причина же того, что некоторые люди сегодня начинают борьбу с паспортами, страховыми карточками и тому подобными вещами ― незнание христианства, основ веры, мистико-оккультный подход к действительности. Поэтому и возникают поверья типа: «раз мне присвоили ИНН, то я стал жертвой антихриста»… Во «внешних» вещах, не представляющих никакой опасности, начинают видеть предвестие конца света. Со всем этим лучше всего борется время. Но необходимо и просвещение, которое Церковь считает одной из главных своих задач.

― Долгое годы среди горожан бытует также поверье о «чистых» и «нечистых» храмах (к примеру, считается, что к старейшему в Саратове Троицкому собору «налипло» слишком много негативной энергии, а самым «чистым» считается Духосошественский собор). Откуда появился этот пласт «народной мудрости?

― Все эти нелепости идут из среды так называемых целителей, «ясновидящих», экстрасенсов. Они всячески пытаются создать иллюзию, что имеют отношение к жизни Церкви, кто-то даже заявляет о ее благословении на свою деятельность. Все это обман. С какими целями они запускают эти невообразимые, чудовищные, бессмысленные слухи о храмах, трудно сказать. Но если учесть, какое количество оккультной информации обрушивается на нас по тому же телевидению, можно понять, почему оккультно-магический жаргон стал для наших современников привычным. Потом они приходят в храм, и требуют от Церкви того, чему их научили экстрасенсы. Отсюда и все суеверия: например, в семи храмах поставить определенное число свечей, взять крещенскую воду в семи церквах… Многие сегодня подходят к церковным таинствам с утилитарно-прагматической точки зрения, пытаются выстроить отношения с Богом по принципу: «Ты ― мне, я ― тебе». А ведь христианство ― это задача на всю жизнь, Церковь учит труду над собой. Но человеку кажется: это тяжело, долго… Куда проще выполнить механические, бессмысленные действия.
Ситуация с Троицким собором меня в первое время даже обескураживала. Это самый древний храм в городе, в нем находится главная саратовская святыня, образ Спаса Нерукотворного. Эту икону из Троице-Сергиевой лавры принесли сюда стрельцы как благословение строящемуся городу. Троицкий собор ― духовный символ Саратова, его воплощенная история. Поэтому такие определения, как «темный, нечистый» в отношении Троицкого собора нельзя назвать иначе, чем бесовщиной, клеветой на святыню.
У Церкви в подобных ситуациях есть только один «инструмент» воздействия ― убеждение словом. Мы его используем по мере сил, и тот, кто хочет слышать ― слышит. В Священном Писании Сам Господь предлагает человеку: «Избери жизнь» (Втор. 30, 19). А уж что изберет каждый из нас, зависит только от нашей свободной воли.

Беседовала Елена Горшкова

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×