Пастырь и пастух. Памяти святителя Спиридона Тримифунтского

25 декабря – память святителя Спиридона, епископа Тримифунтского, чудотворца

Святитель Спиридон Тримифунтский – современник святителя Николая Мирликийского Чудотворца, и, кажется, не менее почитаем в православном народе. И это почитание со временем всё более возрастает.

Святой сам приходит ко всем, почитающим его

Святые мощи его в силу различных исторических обстоятельств перемещаются: вначале из-за набега варваров с Кипра – в Константинополь, затем, в период крестовых походов, – в Сербию и снова в Грецию. В Четьих-Минеях святителя Димитрия Ростовского сообщается: «В первой половине XVIII века русский паломник Барский видел их на острове Керкира (греч. название о.Корфу), в городе того же имени в храме святого Спиридона; мощи были в полном составе». А в наши дни благодаря развитому паломничеству тысячи верующих имеют возможность приложиться к его нетленным мощам. Хотя, конечно, далеко не все, потому что не у всех есть средства для этого паломничества. Мы помним, как недавно в Москве стояли многочасовые очереди к храму Христа Спасителя, куда был привезён ковчег с частицей мощей святителя. Сам святой прибыл ко всем почитающим его. Один хорошо знакомый мне священник рассказывал, что он был в паломнической поездке на о.Корфу, участвовал во многих молебнах, в Божественной литургии у мощей святителя, поэтому не собирался идти в храм Христа Спасителя к привезённым мощам. Тем не менее, по долгу службы он должен был совершать там молебен. К его изумлению ему было дано глубокое благодатное утешение, какое бывает редко даже на Пасху. Он понял, что это было не ради него самого, а ради того, чтобы он как пастырь понял: святые всегда, прежде всего, близ нищеты и смирения.

Пастух и пастырь

Жизнь святого Спиридона Тримифунтского исполнена необыкновенной высоты и красоты. Мы вспоминаем многие её подробности в день его памяти из года в год. От юности, когда он был простым пастухом и вступил в христианский брак, до вдовства и монашества, до святительского служения, когда его избрали архипастырем за любовь ко Христу и к людям – пастухом стада Христова. Мы знаем, как он исцелил безнадёжно больного Императора Констанция, как напутствовал свою умершую дочь Ирину, наставляя её в посмертном шествии ко Господу, когда душа её уже разлучилась с телом. Как воскресил младенца, а затем и его мать, которая умерла от радости при виде ожившего ребёнка. Как приказал вышедшему из берегов потоку остановиться, чтобы успеть придти на помощь приговоренному к незаслуженной казни. Как превратил змею в золото, чтобы спасти от голодной смерти нищего земледельца, а в скором времени то же золото в змею, чтобы посрамить корыстолюбивого богача. Ибо «Господь творит все, что хочет» (Пс. 134, 6). Всем этим удивительным чудесам нет числа. Но, наверное, самое поразительное и самое поучительное в жизни великого чудотворца – его простота и смирение. Будучи пастырем словесных овец, он продолжал быть пастухом овец бессловесных. Незадолго до смерти «он вышел вместе со жнецами на поле и работал сам, не гордясь высотою своего сана». Разумеется, это сочетание пастырства и пастушества – уникальное явление, которому странно было бы слепо подражать. Тем более, что времена теперь иные. Но здесь для нас поучение-притча. Устремляясь к благодатной вечности, не ставим ли мы порой ни во что временные нужды? Да, мы уже воскресли со Христом, как говорит апостол, но одновременно необходимо со всей силой подчеркнуть, что мы ещё не воскресли. Мы не стали ещё совершенно одухотворёнными, мы в условиях земного человеческого существования, у которого есть своё служение, свои требования, свои законы. Мы телесны.

В одном из Отечников есть рассказ об авве Силуане Сигнайском. Некто прибывший к нему в монастырь удивился, увидев монахов, занятых разного рода работой. «Почему вы так много трудитесь для тленной пищи? Разве Мария не избрала лучшую часть?» Авва поселил его в келье, дал книги для молитв и чтения и не дал никакой пищи. Наступило время трапезы, прошло ещё несколько часов – гость не выдержал и попросил есть. Авва Силуан выразил удивление: «Разве ты не духовный человек, избравший лучшую часть? Зачем тебе тленная пища? Мы же состоим из плоти и крови и не можем обойтись без пищи. И это заставляет нас трудиться». Когда смущённый посетитель стал просить прощения, авва добавил: «Теперь ты понял, что как Мария не может обойтись без Марфы, так Марфа причастна похвалам Господа, обращенным к Марии». И апостол Павел напоминает фессалоникийцам эту элементарную истину: «Кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2Фес.5,10). (Любопытно, что эти слова были вставлены Сталиным – память о семинарии? – в Конституцию Советского Союза). Включённый в систему производства, экономики, культуры, цивилизации, христианин не может избежать этого закона. Пища – первое благо природы. Но человек, чтобы быть действительно человеком, не может удовлетворяться одними своими непосредственными потребностями. Он питается не только хлебом земным, но и ценностями другого порядка – хлебом небесным. Если это верно по отношению к монаху, живущему одинокой созерцательной жизнью, по отношению к епископу, всего себя посвящающему служению Богу и людям, то что сказать о простом христианине, занимающем определённое место в обществе, связанном земным служением? Он может страдать от этой погружённости в земное, не всегда столь приятное, как пребывание среди цветочков с овечками, порой слишком тяжёлое, особенно во времена гонений или в наших постиндустриальных обществах, единых с процессом обезчеловечивания. Это часть нашего креста. И только смиренным принятием нашего креста открывается наше главное упование: «Маранафа!» – «Господь грядет!»

Исповедание Символа веры

За своё смирение и простоту святитель Спиридон сподобился стать причастным высшему чуду – дару Духа Святого. Однажды по его молитве наполнились лампады, в которых закончился елей, а в храме, где не было молящихся, зазвучало ангельское пение. О прибытии святого на корабле в Александрию узнали по тому, что единственный идол в этом городе, которого не могла сокрушить соборная молитва многих епископов и священников, вдруг рухнул. А на Первом Вселенском Соборе в 325 году, где святитель Николай заушил нечестивого еретика Ария, называвшего Сына Божия тварью, а не Творцом, святитель Спиридон явил в необыкновенной простоте и силе самые главные тайны Божий. Он взял в руки кирпич и, сжав его, сказал: «Посмотрите на то, что невозможно постигнуть никаким умом». Из камня вырвался вверх огонь, вниз – пролилась вода, а в руках святителя осталась глина. Это был образ – своего рода икона единства Божества во Святой Троице.

С соизволения императора на этом Соборе присутствовали не только богословы, но также философы и учёные, большинство из которых были на стороне Ария. Отцы Собора, зная, что святитель Спиридон человек простой, совершенно незнакомый с греческой мудростью, опасались допустить его к состязаниям с ними. Что же святитель Спиридон? Уклонившись от ненужных состязаний, он исповедал своими словами то, что мы называем сейчас Символом веры, произнося его каждый день во время наших утренних молитв и за Божественной литургией. Он сказал: «Един Бог, сотворивший все Словом Своим и Духом. Веруем, что Сын Божий, Превечное Слово, после того как люди отпали от Бога, подчинившись греху и смерти, стал человеком, воплотился от Духа Святого и Марии Девы, принял Крестные страдания и смерть и воскресил Своим Воскресением весь род человеческий. И ныне в Святой Своей Церкви Господь даёт силу новой жизни всем, с верою приходящим к Нему». Затем, обратившись к греческому философу, выступавшему на Соборе в поддержку нечестивого Ария, святитель Спиридон добавил: «Мы не исследуем тайны Бога любопытствующим разумом, ибо они превышают человеческое знание». Философ долго молчал, а потом сказал: «Я знаю, что в искусстве спорить одно искусное доказательство всегда можно отразить другим, еще более искусным. Но когда говорил этот человек, из уст его изошла некая непостижимая сила. Человек не может противиться Богу, потому – кто может мыслить, как я, да последует мне и примет веру во Христа Бога». Это и есть жизнь Церкви Христовой. И только так, силой благодати Божией, Церковь может передать миру то, чем она обладает.

Многие православные богословы минувшего века (особенно из разделенной тогда с нами Русской Зарубежной Церкви) не напрасно предупреждали, что последнее испытание нашей веры будет касаться тайны Церкви. Веруем во Едину Святую Соборную и Апостольскую Церковь. Веруем, что только Православная Церковь хранит истину в полноте и неповреждённости. Помним слово святителя Феофана Затворника о том, что только Православная Церковь дышит Божественной жизнью обоими лёгкими, а у католиков осталось одно лёгкое, у протестантов – четверть лёгкого. Сегодня, как известно, все чаще звучат заявления псевдоревнителей «единства» о том, что они тоже веруют во Единого Бога. Идёт неутомимая работа в попытке объединить не только христиан различных конфессий, но и, в конце концов, все религии. Чтобы соединить Церкви, нас по существу призывают встать на внецерковную точку зрения. Оказывается, чтобы преодолеть то, что мешает объединению, надо своим умом судить то, чем обладает Церковь. Таким образом, безблагодатный человеческий ум, исполненный гордыни, ставит себя выше ума Христова. «Ибо мы имеем ум Христов», – говорит апостол Павел о Церкви. Замечательно сказал один богослов о том, что, где человеческий ум дерзает судить разум Церкви, там речь идёт не о соединении Церквей, а об их упразднении. А то, что мешает соединению с другими верами, становится ненужным – неким предрассудком.

Но Церковь потому только Церковь, что считает себя непогрешимой. Она обладает даром безошибочного суда только потому, что Глава этой Церкви – Христос, и в ней всегда присутствует Дух Святой. Это не какая-то случайная черта, это – самое существенное свойство Церкви, свидетельствуют все святые Отцы. Без этого она перестаёт быть Церковью. Если кто-то, находящийся в расколе или разделении, хочет соединиться с Церковью, он должен, прежде всего, осознать своё заблуждение. И тогда Церковь примет этого человека, обличив его и призвав к покаянию. Но сама Церковь не может быть судима никем. Самое главное для христианина – научиться смирению и послушанию Церкви. Потому что послушание Церкви – это любовь ко Христу. И только смиренным Бог даёт благодать, без которой невозможно подлинное исповедание веры и, значит, вечное спасение.

Святитель Спиридон против обновленцев

Очень важным представляется для нас и то, как ревностно стоял святитель Спиридон на страже духовных сокровищ Церкви. По свидетельству историков Никифора и Созомена, он чрезвычайно заботился о строгом соблюдении церковного чина и сохранении во всей неприкосновенности до последнего слова книг Священного Писания. В наши дни, когда «неообновленцы» все настойчивей говорят о возможности критического отношения к богодухновенным книгам и требуют «русификации богослужения», поучительно звучит его обличение некоего Трифиллия, человека весьма изощрённого в красноречии и книжной премудрости. Во время проповеди о расслабленном тот заменил евангельские слова Спасителя: «востани и возми одр твой» (Мк.2,12) на «востани и возми ложе твое». Не вынося изменений слов Писания, святитель сказал Трифиллию: «Неужели ты лучше сказавшего «одр», что стыдишься этого слова?» «Все, что приняла святая Церковь, должно быть любезно сердцу христианина», – говорит преподобный Серафим Саровский. И все святые Отцы заповедуют нам: «Золото принял, золото и передай».

Царственное священство

В необыкновенном соединении у святителя Спиридона, одновременно пастыря и пастуха, можно увидеть ещё одну тайну Церкви. В наше время безусловно необходимая полемика с сектантами и антипротестантская апологетика о царственном священстве верных приводит порой к другого рода искажениям. Как если бы «священство верных» представляло опасность для священства иерархического и сакраментального. Но то и другое относится к Великому Первосвященнику, Ходатаю Нового Завета, Который раз и навсегда со Своею Кровию вошел в Небесное Святилище и приобрел для нас вечное искупление (Евр.9,12). Он – Источник всякой благодати. Вся совокупность членов Церкви участвует в священстве Христа в той мере, в какой каждый соединяется со Христом. В Церкви – Теле Христовом – Глава и члены составляют одно, осуществляя полноту Христа. Церковь – всецелый Христос, говорят святые Отцы. Апокалипсис ясно утверждает эту тайну: «Он содеял нас царями и священниками Богу и Отцу Своему» (Откр.1,6; 5,10). Так исполняется торжественное пророчество Писания: «А вы будете священниками Господа, служителями Бога нашего будут именовать вас» (Ис.61,6). «Вы избранный народ» (Ис.43,20), «вы будете у Меня царством священников и народом святым» (Исх.19,6; Втор.7, 6), «возлюбленный… которого Я избрал» (Ис.44,У). И, как букет цветов, собранный со всех полей, как пучок лучей, из всех обетований звучит слово апостола Петра: «Но вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет»(1 Пет.2,9).

Святитель Спиридон вместе со всеми святыми Отцами показал, что только в этой перспективе следует понимать знаменитую 20-ю главу Апокалипсиса о первом воскресении, где праведники царствуют со Христом тысячу лет, – таинственный текст, в толковании которого было столько опасных мечтаний и заблуждений, вплоть до большевистской революции прошлого века и материалистических утопий наших дней.

Протоиерей Александр Шаргунов

Русский дом

25 декабря 2008 г.

Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Комментарии
римма25 декабря 2015, 11:00
Святитель Спиридоне, помолись обо мне грешной и недостойной, даруй здравие душевное и телесное мне и моим родным, помоги нам в работе, а внучке в учебе. Огради от злых людей, и помоги мне устроить уют в доме.
Нелля(Ника)22 апреля 2015, 10:00
Прошу тебя , Святой Спиридон !Помолись за нас , грешных , помоги продать квартиру на чужбине , и уехать на родину, в Россию ! Жить дома , рядом с сыном !Дай нам силы , терпения , здоровья с сыном , чтобы всё это выжержать ! Благодарю тебя за это !
Елена30 января 2015, 07:00
Святитель Спиридон ! Помоги моему сыну в учебе. Даруй ему здравие душевное и телесное . Укрепи РБ Вадима в вере проваславной. Помоги нам продать мамину квартиру и купить ей квартиру в Кисловодске в хорошем районе.святой Спиридон прошу помощи мне нужны средства на покупку своего Дома с садом . Прошу помоги мне РБ Елене. Аминь.
Ольга26 декабря 2014, 09:00
Отче Спиридоне, молю тебя, помоги мне сегодня совершить сделку с моей квартирой.
римма25 декабря 2014, 13:00
Радуйся, Спиридоне, предивный чудотворец! Слава Богу за все.
Вадик25 декабря 2013, 17:00
Радуйся, Спиридоне, предивный чудотворче!
Елена25 декабря 2013, 16:00
Отче Спиридон!!!!!!Моли Бога о нас грешных!!!!АМИНЬ! Р.Б.Елена
Ксения Мерещенкова25 декабря 2013, 11:00
ОТЧЕ СПИРИДОНЕ МОЛИ БОГА О НАС ГРЕШНИХ!
millia25 декабря 2013, 06:00
Святый отче Спиридоне великий святой! Ты знаешь что я поминаю тебя в моих скромных неумелых молитвах , Отче святый помощи твоей прошу рабам Божиим Кийсу и Людмиле. Благодарю тебя за все ,надеюсь на помощь твою сильный наш ко ГОСПОДУ ИИСУСУ ХРИСТУ молитвенник. Сама же я недостойна помилуй БОГ!
сергей23 декабря 2013, 16:00
Отче Спиридоне моли БОГА о нас грешных!Отче моли об оставлении грехов наших и если на то будет воля Божья о приобритении желья!Списи Господи!р.б.Сергий и р.б.Ольга АМИНЬ!
Алевтина17 декабря 2013, 12:00
Святитель Спиридон, моли Бога о моих деточках, болеющем р.Б.Алексия и р.Б. Максима!
Павел25 декабря 2012, 16:00
Анатолию: думаю, всё дело в выборности священства и епископов, которых запросто в те времена ставили из своих собратьев жители общин (могли и силком, как Григория Богослова), что в России было изжито в XVIII веке. Впрочем, я знаком с данным вопросом самым беглым образом и могу жестоко ошибаться, считая из текста жития, что святитель Спиридон за свой авторитет и святую жизнь был поставлен епископом согражданами.
Павел25 декабря 2012, 16:00
Простите, если я неверно использовал слово мiр, да и за все мои грехи.
Павел25 декабря 2012, 16:00
Мягче надо быть. Как святитель Спиридон. Тайна Церкви - я считаю, тайна разума, про это и сказано - "Без Меня не можете творити ничесоже". Все истины ученых и кого бы то ни было даны той же самой верой, которая в конце концов есть соучастие с Творцом в творении мiра. Так что настрой этой статьи какой-то очень печально настораживающий меня. Не имеет ли в виду уважаемый батюшка простонародье и не равняет ли он ученых с теми же протестантами, у которых четверть легкого, когда говорит о хранении тайны Церкви (а ведь простонародье фактически ставит ученых на одну доску с неверующими и презирает всякий плод их труда, во всяком случае, в последние 20-25 лет)? Если это так, то, если мы будем утверждать так же, то мы рискуем потерять всякое богомыслие, а таковым батюшка Спиридон весь светится, не будучи притом учен! Для меня он - покровитель всех химиков, недостижимый идеал для всех моих коллег, потому что он произвел самый первый подлинный химический опыт (разложение кирпича) одной силой слова и веры и во имя одной лишь веры, другого смысла науки нет. Соучастие в благом творении мiра, по моему ничтожному разумению, и есть тайна нашей Церкви, потому что это и тайна сохранения мiра, и тайна исцелений и воскресения мертвых, думаю, что и тайна творения литургии.
Вячеслав25 декабря 2012, 15:00
Игорь! Иди к страждущим. Они-рядом. И прояви свою деятельную Христианскую любовь. А ведь сколько людей страдает от одиночества,от того,что их НИКТО не навещает. И я-тоже. Иди путём Святых- к Богу и к страждущим. Раб Божий,инвалид 2 группы Вячеслав. Город Сочи.
Анатолий24 декабря 2012, 16:00
Последний раздел "Царственное священство" мне не понятен. Как автор осуществил переход от Спиридона Тримифунтского к полемике с сектантами и еретиками. А именно, никак не могу понять какая мысль заключена в словах: "...В наше время безусловно необходимая полемика с сектантами и антипротестантская апологетика о царственном священстве верных приводит порой к другого рода искажениям. Как если бы «священство верных» представляло опасность для священства иерархического и сакраментального. Но то и другое относится к Великому Первосвященнику, Ходатаю Нового Завета, Который раз и навсегда со Своею Кровию вошел в Небесное Святилище и приобрел для нас вечное искупление (Евр.9,12)." Буду благодарен если кто-то пояснит эти слова, поскольку смысл слов от меня ускользает.
Игорь 2 ноября 2012, 16:00
Обрести бы подобную Веру!!!... Слабые мы духом. Кого любим?
Татьяна25 декабря 2011, 23:00
Слава Богу что они есть,живой пример нам грешным.И вам за ваше просвещение.
Эмма25 декабря 2011, 18:00
Величаем тя,отче Спиридоне,и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.
Надежда25 декабря 2011, 11:00
Вчера была на службе в Храме Христа Спасителя. Святитель Спиридон, моли Бога о наших деточках!
Ирина24 декабря 2011, 22:00
Отче Спиридоне, моли Бога о нас! Очень почитаю и благодарю Св. Спиридона, нашего усердного ходатая перед Господом.
Константин25 апреля 2011, 16:00
я думаю, что автор прекрасно осведомлен кто такой Трифилий!)) Наверное, здесь написано "некий", потому что к лику святых он был причислен за другие деяния. И Спиридон много наставлял его по жизни, чтобы он в конце концов стал Божьим избранным сосудом.
Алексей24 декабря 2010, 21:00
Цитата: "В наши дни, когда «неообновленцы» все настойчивей говорят о возможности критического отношения к богодухновенным книгам и требуют «русификации богослужения», поучительно звучит его обличение некоего Трифиллия, человека весьма изощрённого в красноречии и книжной премудрости." Некий Трифилий - друг и ученик Святителя Спиридона. Путешествовал со святителем в Антиохию к царю Констанцию, где был укорен Св. Спиридоном за пристрастие к земным сокровищам. Был епископом соседнего с Тримифунтом города. Причислен к лику святых. Неправильно Трифилия называть "неким"
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке