Мама на зарплате

Источник: Милосердие.Ru

То разгораются, то затихают споры о том, надо ли платить многодетной маме зарплату (и какую) и начислять стаж. Между тем в Москве уже второй год этот вопрос решен положительно: многодетные москвичи, у которых есть хоть один ребенок дошкольного возраста (от 2 месяцев до 7 лет), могут организовать у себя дома семейный детский сад на базе детсада обычного, став, таким образом, оплачиваемым воспитателем собственных детей и детей из других многодетных семей, если найдутся желающие. Мы обсудили с несколькими мамами-воспитательницами семейных детсадов плюсы и минусы.

Волокита и поддержка

Татьяна, жена священника и мама семерых детей, узнала о такой возможности от знакомой многодетной мамы в феврале 2008 года и уже в марте открыла детский сад у себя на дому. «В принципе это оказалось несложно», – говорит она. Первый шаг – пойти в окружное управление образования к специалисту по дошкольному образованию, он расскажет обо всех плюсах и минусах семейного сада и предложит на выбор несколько садиков, которые мама может посмотреть, познакомиться с заведующими и выбрать тот, который понравится. Затем – знакомство с заведующей и оформление своего семейного сада. Оформление тоже отнимает немного сил: родители собирают необходимые документы – свидетельства о рождении детей, их медицинские полисы, свидетельство о многодетности, паспорт воспитателя, его диплом об образовании, трудовую книжку (если есть; если нет, то ее заведут в детсаду), карту пенсионного страхования (пенсионное страховое свидетельство) и ИНН (если есть). На все документы нужны копии, приносят их в выбранный сад, пишут заявление, оформляется приказ, и семейный сад с этого момента начинает работать.

Волокита – первое, с чем сталкивается желающий организовать семейный детский сад: «После того как я отнесла документы в детский сад, к нам домой пришли заведующая и старший воспитатель. Убедившись, что квартира отвечает всем необходимым требованиям и нормам, мы подписали трудовой договор», – рассказывает многодетная мама Дарья. Ей вручили кучу бумаг: от должностной инструкции до табеля посещаемости детсада. Табель Дарью рассмешил: каждый день она должна была отмечать в нем посещаемость троих своих собственных детей. Но такой уж порядок!

Дарья так же получила программу занятий с детьми по разным предметам: физкультуре, чтению, рисованию и т.д. И каждый день стала заполнять отчетный журнал о проделанной работе. Записи были примерно такого содержания: «Сегодня учились держать ложку, с утра учились чистить зубы и говорить «спасибо». Через пару дней ей это надоело и она разом расписала все на год вперед.

Смешно или странно, но согласно этой программе детям в течении месяца полагалось читать и разбирать только одну сказку. Например, в ноябре сказку «Лиса и Заяц».

Вот как выглядела схема «разборки».

Нравственный урок: не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Проблемные вопросы: кто живет в лесу? Как узнать, что наступила зима?

ИЗО: Лиса и Заяц (рисование), Лиса (лепка).

Конструирование: изготовление масок для игры

Математика: дом для Лисы: геометрические фигуры

Музыкальные занятия: «Времена года», П. Чайковский

Ознакомление с окружающим: «Домино» (дидактическая игра), «Бездомный заяц» (подвижная игра)

Экология: зимние условия в лесу.

«В моем округе требования к отчетам достаточно адекватные, а некоторые мои подруги просто стонут от формализма. И если ли бы они могли писать, как им на самом деле удалось провести занятие, а не так как формально обязаны, было бы гораздо лучше», – говорит матушка Татьяна. Возможно, эти требования возникают от непонимания, что в семье может быть не только трое дошкольников, а еще столько же или больше школьников-подростков. Ведь нагрузка мамы, имеющей трех дошкольников, и той, у которой 6-8 детей, совсем разная. Первой маме, конечно тоже тяжело, но вторая чувствует себя просто загнанной лошадью. И формальные, не дифференцированные требования загоняют маму в угол.

Нужно писать отчеты и по питанию. Понятно, что в садике отчитываются по граммам: кто, сколько и что съел, потому что там материальная ответственность, но когда от мамы требуют написать такую же выкладку продуктов, это уже абсурд. Например, Татьяна собирает чеки, выписывает продукты, за один вечер пишет отчет, какие продукты были куплены на эти деньги, сдает в бухгалтерию и все. А некоторых мам заставляют высчитывать продукты вплоть до граммов, и они пишут эти отчеты по три недели. Но ведь в семье покупаются продукты не только на дошкольников, но и на остальных детей!

Поддержка, несомненно, второе, что чувствуют организаторы семейных детских садов. «Когда мои старшие были маленькими, среди православных существовал взгляд, что не нужно отдавать детей в детские сады, – рассказывает Татьяна. – Но с течением времени я поняла, что просто сидеть дома – нельзя, нужна альтернатива. Как я, например, могу провести полноценное музыкальное занятие без музыкального образования?». Татьяна водит детей на музыку, физкультуру, в бассейн, к логопеду, а дома она проводит такие же занятия, как в детском саду по развитию речи, математике, рисованию и т.п.

«Очень существенно оказалась то, что можно приходить в обычный детсад и совершенно бесплатно заниматься с его специалистами, – говорит Дарья. – Нам очень помог логопед, мы так же пользовались услугами массажиста. Когда один из детей обжегся, к нам приходила из детсада медсестра и делала ему перевязки. Мы были очень тронуты, когда администрация детсада подарила нам ковры и постельное белье для детей». И конечно, зарплата и оплата питания на каждого ребенка – огромное подспорье для семьи. В месяц у Дарьи выходит около 10 тысяч рублей, у матушки Татьяны – 13 (зарплата воспитателя зависит от наличия педагогического образования).

Людмила: история одного поражения

Однако, не всегда администрация «головного» детсада с пониманием относится к нуждам многодетных родителей, и причиной этому становятся в том числе деньги. «Вам за троих детей платят, а у меня за такую зарплату одна воспитательница 20 детей ведет. Где же справедливость?» – говорила заведующая маме пятерых детей Людмиле. Когда та, ссылаясь на программу помощи многодетным семьям, отказалась присоединить своих детей к этим 20-ти, начались придирки.

Комиссия из детского сада состояла из медсестры, воспитателя и заведующей. На Людмилу горохом посыпались вопросы и указания: «Почему не пронумерованы горшки и кровати? В ванне должны быть по три крючка для полотенец (т.к. трое детей), три крючка для расчесок, для чашечек и мочалок! А в туалете должна стоять банка с хлорaмином (антисептик с хлором). Людмила со всем согласилась кроме хлорaмина. Одна из ее дочек очень любопытная и может залезть в банку.

«Вы должны прийти и забрать у нас подходящую под нормативы мебель»,– директор детсада постучала пальцем по детскому столику. «Мы не можем взять ваших детей в детский сад, потому что они не привиты!»,– вдруг заявила медсестра, просматривая медицинские карты детей, но и с этим Людмила не согласилась: постановление главного санитарного врача г.Москвы Николая Филатова №12 от 02.11.2000г. разрешает принимать детей в ясли и детсады без прививок..

Сухо выслушав ответ, комиссия продолжила атаку:

– Во сколько часов ваши дети ложатся днем спать?

– В два часа дня.

– А у нас дети младшей группы ложатся спать в 12 дня!

– Вы понимаете, они у меня привыкли ложится в два часа дня, и мне… – на свою беду возразила Людмила.

– А я вам напоминаю, что вы – работник детского сада и должны жить по расписанию. Порядок для всех один. Ваш рабочий день начинается в 8 утра, вы проводите с ними занятия, потом гуляете и в 12 они ложатся спать,– заявила заведующая. – И мы будем ходить к вам и все это проверять.

Потом оказалось, что дети Людмилы играют в неправильные игрушки. Игрушки должны быть ролевыми: кухня, парикмахерская, медицинский кабинет. «К вам придет методист, чтобы проверить, какими игрушками пользуются ваши дети», – предупредила директор.

«Судя по их настрою, я поняла, что они будут приходить к нам без предупреждения, как к себе домой,– вспоминает Людмила. – Через два месяца, когда старший ребенок пошел в школу и осталось только двое детей дошкольного возраста, мы почти договорились с друзьями, что к нам будет ходить их ребенок, но казенное отношение и постоянная нервотрепка, когда каждый день ты ждешь непрошенных, недружелюбно настроенных гостей, оказалась для меня неподъемной».

Впрочем, этот случай, судя по нашим опросам мам из семейных детских садов и комментариям на форумах скорее – исключение из правил. По оценке самой Людмилы это скорей всего было связано с тем, что не все еще директора детсадов оказались к программе готовы. А Дарью администрация детского сада вообще никогда не беспокоила внезапными визитами.

Просвещение – и родителей тоже

В детском саду Татьяне дали много методичек и детских книг, объяснили, в каком возрасте и какие именно книги стоит читать. Так как муж у нее священник, дети воспитываются дома, потом учатся в православной гимназии – происходит замыкание в одном кругу, теряется связь с внешним миром. «У меня было убеждение – говорит она, – что детям нужно читать только православную литературу и этого достаточно. Вообще, сейчас я критическим взглядом смотрю на некоторые книги и могу сказать, что существует очень мало качественной православной детской литературы. Это или репринтные несовременные издания, а если современные, то стилизация, рассказ о бедных детях, у которых нет ни елки, ни подарков на Рождество с богатой тетенькой или ангелом, прилетающим и дарящим эти подарки. Хорошо один раз услышать такой трогательный рассказ, но не все же время читать об одном и том же! Это не только у родителей, но и у детей со временем вызовет скуку. Многие подростки называют такие книги розовыми соплями, и возможно, одна из причин охлаждения подростков к Церкви в том, что они перекормлены такой лубочной литературой».

Благодаря детскому саду Татьяна заново открыла для себя знакомых с детства, но забытых в неофитскую молодость талантливых детских авторов: Андерсена, Носова, Драгунского, Пантелеева, Михалкова. Она говорит, что подобные книги учат детей подспудно добру, хотя там нет ни ангелов, ни монахов и такая литература иной раз более назидательна, потому что реалистична. «Я опасаюсь, – говорит Татьяна, – что внешняя стилизация под православие в книгах вызовет у моих детей отторжение от Церкви еще до того, как в душе успеет созреть и развиться глубокая вера».

Семейным воспитателям помогают повысить образование. «Чтобы руководить организациями, люди заканчивают институты. Семья – это точно такая же организация», – делится своими мыслями Татьяна. Не так давно она окончила курсы по педагогике, физиологии, психологии детей в Институте Открытого образования. Курсы шли два месяца раз в неделю, всего девять занятий по 5 часов. На время курсов Татьяна оставляла детей с бабушками, кто-то отводит ребят на это время в детский сад. «Для многодетных мам жизненно необходимы знания по педагогике и психологии, – уверена Татьяна, – но жалко, что нам дали только общие понятия. Пока не разработаны методики занятий в разновозрастных группах. Любой педагог может поделиться опытом, как провести занятие в старших, средних, младших группах по отдельности. А когда в группе разные дети разного возраста, что делать?!».

«Почему нам не доверяют?»

Вообще, примером серьезной непроработанности системы семейных детских садов является возрастной фактор. Если воспитатель в садике проводит занятие для одновозрастных групп и пишет отчет по соответствующей методичке, то для разновозрастных групп такие методички пока не разработаны, приходится писать отчеты по нескольким методичкам сразу.

У Дарьи тоже все дети разного возраста. Родители читают им каждый день новые сказки, дети рисуют, лепят, конструируют и играют во все, что им хочется. Младшие тянутся за старшими, а главными персонажами у них выступают не курочка Ряба, а мушкетеры или индейцы. То есть те персонажи, которые захватывает их воображение. Проблема с музыкой и физкультурой тоже решена легко, например, шестилетний Алеша учится играть на скрипке – это музыка, а физкультуру ему заменяют занятия в секции самбо. Против такой программы дирекция районного детсада не возражала, да и с отчетностью особо не напрягала. Главное, чтобы все бумаги были заполнены верно и в срок.

Еще один минус семейных садиков состоит в том что, когда старший ребенок достигает школьного возраста, садик автоматически закрывается, потому что в нем может быть не меньше трех дошкольников. Взять ребенка со стороны можно, но только если он будет из многодетной семьи. «Почему нам не доверяют обычных детей, а только из многодетных семей? – спрашивает Татьяна. – Очень трудно найти недалеко от дома многодетную семью, в которой бы и ребенок проходил по возрасту, и мама бы захотела отдать своего ребенка в чужую семью». В следующем году старшая из дошкольников дочь Татьяны пойдет в школу, и садик прекратит свою работу, трудовой стаж тоже прекратится и зарплаты опять не будет: «Садик, конечно, выполнил свою функцию, и материально государство нас поддержало, дети получили хорошее дошкольное образование, но было бы здорово, если бы многодетная мама просто получала зарплату, и у нее шел трудовой стаж вне зависимости, есть ли садик или нет, чтобы государство признало, что многодетность – это тяжелый труд и работа», – говорит Татьяна.

Справка:

История детских садов началась в немецком городе Бад-Бланкенбурге в 1837 году, когда известный педагог, теоретик дошкольного воспитания Фридрих Вильгельм Август Фрёбель открыл первый сад, созданный по образцу большой семьи, где дети – братья и сестры, а воспитательница – добрая и заботливая мама. Во времена Фребеля в Германии существовали школы для маленьких детей, в которых воспитание было в основном религиозным, дети целыми часами вязали чулки и учили наизусть катехизис. В фребелевском детском саду обучение строилось более на игре в обществе сверстников под надзором воспитательницы, которая не дает в обиду одного другому, рассказывает, поет с детьми, приучает их к порядку и опрятности и никогда не наказывает. Кроме Фребеля светскую теорию дошкольного воспитания разрабатывали Монтессори, Френе, Малагуцци, Штейнер и др. В Европе и в Америке детские сады работают, основываясь на теориях этих ученых.

В России впервые детский садик был открыт в 1866 году при благотворительном «Обществе дешевых квартир» в Санкт-Петербурге. Такие сады назывались «народными» для детей горожан из низших слоев населения. В том же году А. С. Симонович открыла платный частный детский сад для детей интеллигенции. К началу ХХ века в России существовало уже довольно много дошкольных учреждений как платных, так и бесплатных. В эти же годы К.Д. Ушинский создал свою методику дошкольного воспитания.

В Советской России существовало два вида дошкольных образовательных учреждений: государственные и ведомственные детские сады. В современной России, начиная с 1998 года, наряду с ними стали появляться частные. По данным пресс-службы Министерства образования и науки РФ, сегодня на территории России функционирует около 47 тысяч муниципальных дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) и более 2 тысяч ведомственных и частных.

Семейные детские сады (не путать с домашними – частными детскими садами на дому, которые может открыть не только многодетный родитель, а любой желающий обладатель соответствующей лицензии и подходящего помещения) стали открываться в столице в 2008 году после указа правительства Москвы от 30 октября 2007 года «Об организации деятельности семейного детского сада». На сентябрь 2008 года в Москве было открыто 103 Семейных детских сада, в ЦАО – 13; а на 1 марта 2009 только в Центральном административном округе их сорок. Всего в таком саду может быть от 3 до 5 детей.

Источник: Милосердие.Ru

1 сентября 2009 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×