Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на встрече с молодежью в рамках выставки-форума «Православная Русь — к Дню народного единства»

Источник: Патриархия.ru

4 ноября 2009 года в конференц-зале ЦВЗ «Манеж» в рамках VIII церковно-общественной выставки-форума «Православная Русь — к Дню народного единства» были представлены молодежные проекты, разработанные в епархиях Русской Православной Церкви. Затем в присутствии Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялась презентация ряда молодежных организаций, деятельность которых направлена на развитие духовно-нравственного и социального служения Церкви. После выступления мэра Москвы Ю.М Лужкова своими мыслями о представленных проектах и о молодежных инициативах поделился Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Уважаемый Юрий Михайлович, дорогие братья и сестры!

Я хотел бы, во-первых, поблагодарить Вас, Юрий Михайлович, за Ваши очень правильные, нужные слова. Я думаю, реакция нашей молодежной аудитории говорит о признательности в Ваш адрес за то, что Вы сегодня сказали. Я с большим вниманием слушал эти презентации. Кроме того, мне кратко рассказали о том, что было до нашего прихода сюда. Я считаю очень важным проведение время от времени таких собраний, на которых наши молодежные лидеры, молодежные руководители могли бы говорить о своей работе, обмениваться мыслями, выражать свои надежды, говорить о будущем. Мы очень нуждаемся в такой площадке.

Я очень ценю ту инициативу, которая сегодня развивается в молодежной среде. Глубоко убежден, что от этой инициативы, в прямом смысле слова, зависит будущее нашей страны. И в самом деле, ведь те, кто сегодня учится в школе или в высшем учебном заведении или начинает свою трудовую деятельность, завтра понесут на своих плечах ответственность за Отечество наше, за жизнь нашего народа, за жизнь нашей Церкви.

Мне бы хотелось прокомментировать выступления тех, кто сегодня рассказал о своих проектах, о своих начинаниях, в контексте того праздничного события, которое мы сегодня отмечаем. Вот какие мысли у меня возникли в связи с этим. Вспомним замечательный пример гражданина Минина. Для того чтобы понять, чтó сделал этот человек, давайте мысленно поставим себя на его место. Страна в разрухе, как я уже сегодня имел возможность сказать, — «спасайся кто может». На фоне всего этого разброда, конфликтов, междоусобиц, моря крови сразу обнаруживаются люди бесчестные, желающие сделать нечто благое лично для себя, часто на костях других. Страна погружается в хаос, и каждый поневоле начинает думать только о себе, потому что в любой момент могут ворваться в твой дом, убить твоих близких, осквернить твою жизнь, забрать все то, что ты нажил за всю свою жизнь. Патриарх Гермоген — единственный духовный лидер страны, к голосу которого все прислушивались, — в Кремле, в заточении, в подвале Чудова монастыря. Но и оттуда он все-таки пишет свои воззвания, и эти воззвания, несмотря на то, что никаких СМИ не существовало, достигают людей, что тоже удивительно. Такое послание попадает в руки Минина в Нижнем Новгороде. Минин — человек зажиточный, городской староста, при этом Нижний Новгород пребывает в сравнительном благополучии по сравнению с другими частями России. И что вы думаете? Вдруг человек принимает решение все оставить и полностью посвятить себя только одному делу — освобождению народа, освобождению страны. Он не был полководцем, он даже не был дворянином; он не принадлежал к аристократии, к элите (собственно, в то время этого понятия еще не было), он был человеком от народа, с ограниченной возможностью влиять — но ведь повлиял! Он стал собирать деньги — то, что ему было ближе, ведь он был городской староста, он занимался финансами, хозяйством. И Минин понял, что без собирания денег ничего не будет. Он вдохновил людей на эти огромные пожертвования. Ни одна копейка не пропала, ничто не ушло «налево». Никакие соблазны не смогли поколебать его решимости, и было создано ополчение.

Часто бывает, что появляется народный лидер, люди откликаются на его слова, объединяются вокруг него, и голова у лидера начинает кружиться, появляется желание монополизировать власть, стать единственным и неповторимым. А что делает Минин? Он делает свое дело: он умеет собрать людей, умеет вдохновить, умеет скопить деньги, направить их на нужное дело, а вот войска он не сможет повести. Он не может быть полководцем. И он разделяет свой авторитет, свою популярность с другим человеком, с Дмитрием Пожарским, князем-полководцем. И они вместе, рука об руку, не деля власти, не конкурируя, делают одно общее дело. И мы знаем, что это дело закончилось освобождением нашей страны.

Невероятно поучительная история. Она очень многому нас учит, и, в первую очередь, — инициативе.

Я думаю, что самое опасное последствие послереволюционной эпохи, самое опасное последствие той общественно-политической системы, которая существовала в Советском Союзе, — это подавление народной самодеятельности. За тебя всё решают, существует строгая система передачи сигналов сверху вниз, поэтому тебе остается только ждать и выполнять. Способность людей без указов, без всяких рекомендаций, действовать исходя из ситуации, в которой они оказываются, тем более действовать в масштабе, имеющем отношение не к жизни самого себя или своей семьи, а к жизни всего народа, — вот то, что было, к сожалению, разрушено в нашей национальной традиции, и сегодня мы должны этому учиться. Для нас небезразлично то, что происходит в стране, для нас небезразлично то, что происходит в мире. Это не красивые слова, это реальность. И потому инициатива, в том числе молодежи, инициатива молодежных руководителей — это драгоценные ростки, из которых действительно может вырасти плодоносное древо гражданского общества России.

Это очень важно и для Церкви, ведь и в Церкви существовала та же логика: поступает приказ сверху, который затем как-то спускается вниз, кем-то усваивается, кем-то не усваивается. Но невозможно управлять Церковью только сверху. Церковь — это живой организм, и на уровне каждого прихода своя жизнь — семьи, молодежь, люди среднего возраста, пожилые. Это форма самоорганизации нашего народа. Всегда было так, и сегодня это должно быть так. Поэтому молодежные организации должны быть не только на общенациональном уровне, что я, кстати, поддерживаю — в этом смысле я хотел бы поблагодарить Бориса Якеменко за то, что он сегодня нам сказал, и со своей стороны буду всячески поддерживать создание общенациональной общественной молодежной организации. Но, с другой стороны, инициатива должна быть не только на уровне общенациональном, но, я бы сказал, в первую очередь на приходском уровне.

И здесь, мне кажется, нам нужно подумать о воспитании молодежных лидеров. У нас нет школы. Может быть, не нужно создавать какую-то формальную школу, хотя, конечно, необходимо, в том числе, и формальное обучение. Если бы в распоряжении Церкви была тысяча таких подготовленных молодежных лидеров, которые могли бы начать уже с завтрашнего дня работу на приходском уровне, то наверняка вокруг каждого из них через год было бы уже несколько десятков, а может, и сотен человек.

Я думаю, в нашей работе нужно особенно остерегаться самого опасного, что может ее разрушить, — ориентации на мероприятия. Мне приходится сейчас читать епархиальные отчеты о молодежной деятельности. Владыки пишут, докладывают о том, что происходит, и я обращаю внимание на то, что в отчетах больше всего говорится о мероприятиях: провели такую-то конференцию, что-то сделали. Все это хорошо, но что реально происходит на приходском уровне? Как эта работа осуществляется ежедневно — не от мероприятия к мероприятию, а ежедневно?

Мне кажется, наша главная задача заключается в том, чтобы молодежная деятельность (которая, конечно, должна сопровождаться и яркими важными мероприятиями — такими, как сегодня) стала, в хорошем смысле слова, ежедневной рутиной — в том смысле, чтобы каждый день совершались большие и малые дела, может быть, даже лучше малые дела, но такие, которые бы реально свидетельствовали об изменении состояния нашего церковного народа и нашего общества.

Мне хотелось бы еще сказать вот о чем. Александр Бречалов привел хороший пример, как бизнесмен — наверное, такого человека и бизнесменом нельзя назвать — а вот создал свое дело. Это совсем маленькое дело — оборот в месяц 500 тысяч, а значит, доходы небольшие, и у этого человека, наверное, много личных потребностей: и с жильем надо бы что-то сделать, и машину получше купить, и в отпуск за границу поехать, и одеться покрасивее. И не так уж, наверное, много денег в распоряжении у этого человека, но даже из этих 500 тысяч рублей он находит возможность финансировать преподавателя физкультуры, который будет тренировать ребят на футбольном поле. Но ведь это замечательный признак того, что люди, которые входят в бизнес, считают своим долгом разделять даже очень незначительные ресурсы со своим народом. Вот это и есть социально ориентированный бизнес.

А если бы нечто подобное происходило на всех уровнях? Если бы каждый человек, который получает реальную прибыль, понимал, что это то, что ему Бог дает? Бог ему дает — сегодня дал, а завтра отобрал — и в ответ на этот Божий дар человек разделяет свою прибыль с другими людьми. Это не значит, что нужно быть аскетом и ничего не иметь самому, ничего не давать своей семье. Следует возрастать материально и духовно, заботиться о себе, о своих ближних, родных; но вместе с тем нужно помнить об ответственности людей, получающих средства в свои руки, перед другими.

Я думаю, это замечательный пример; прекрасно, что это происходит в сфере церковной молодежной деятельности. О том же самом нам рассказал Иван Стальной из Латвии — о малом деле: каждый день церковная ферма, церковное хозяйство кормит 100 человек. Но это реальное дело. Для меня вообще не существует понятий «большое» и «малое» дело, как не существует понятий «большая» и «малая» проблема — все относительно. <...> Каждому Бог дает свое — cвой масштаб проблем, свой крест. Одного Господь ставит во главе коллектива в десять тысяч человек, другого — во главе коллектива в десять человек. Но каждому свое послушание, каждому свой крест, каждому своя ответственность. И поэтому понятие «малый», будь то малый бизнес, малое дело, малая инициатива, — не уничижительное понятие; это нужно очень ясно понимать. Вся человеческая карьера может выстраиваться в совсем другой системе ценностей, если мы проникнемся пониманием того, что на каждом месте у человека, занимающегося делом, есть своя ответственность, свои проблемы, свой долг.

Поэтому я глубоко убежден в необходимости поддержания того, что мы называем малыми делами. И церковная хозяйственная ферма, которая кормит сто человек в день — это совсем не малое дело; даже если бы десять человек кормили — это не малое дело. Вот сегодня были названы имена людей, которые обладают огромным средствами, — я не знаю, они кормят бесплатно десять человек в день или нет? Великие дела начинаются с таких реальных добрых дел, которые мы осуществляем.

Мне кажется, очень хорошая инициатива (действительно, как было сказано Александром Ракитиным, «долгоиграющий» проект Русской Церкви) — «Феодоровский городок» — уже проявила себя в полноте. Мы все хорошо знаем, что там происходит. Я глубоко убежден в полезности этого дела, и, отвечая на ваш вопрос, хотел бы сказать, что с удовольствием встречусь с молодежными лидерами в рамках работы «Феодоровского городка» и молодежного клуба, который вы хотите создать.

Думаю, овладение знаниями и опытом в молодежной среде всегда должно сопровождаться чем-то, что повышает заинтересованность молодого человека. Нередко лень происходит не потому, что человек по природе ленивый, а потому что у него нет интереса. <...> Может быть, наша так называемая национальная лень есть некая система самозащиты организма от неинтересного, банального, неправильного, неспособного вдохновить человека. Вот почему важно, чтобы процесс обучения всегда сопровождался повышенным интересом к теме. Лекционная работа не всегда достигает ума и сердца людей. Поэтому, я думаю, всегда должен быть, особенно в молодежной среде, какой-то элемент интриги, игры, повышающий интерес к той теме, которая предлагается для изучения, рассмотрения, дискуссии. В этом смысле такие инициативы, как «Феодоровский городок», «Селигер» и многие другие, представляют сегодня такую возможность. Я бы очень поддержал создание лагерей, молодежных центров, где развивается живой интерес молодежи к тем проблемам, которые им предстоит решать.

И, наконец, я бы хотел положительно оценить то, что нам рассказал Павел Кудаев о центре «Христофор». Это прекрасная инициатива, и что-то уже начало осуществляться. Вы проводите исследование ценностной ориентации молодежи. Это очень важное исследование, потому что без понимания того, где лежит человеческое сердце, невозможно представить себе и способов работы с людьми: нужно знать, где интерес человека.

Вообще, это огромная проблема в масштабах всей страны — ценностная ориентация нашей молодежи. Иногда нам кажется, что у нас плохая молодежь. Люди пожилого возраста часто брюзжат по этому поводу: «В наше время было лучше и т.д.», но, глядя на ваши лица, видя ваш интерес, слушая ваши проекты, я убеждаюсь в том, что это совсем не так. Я думаю, что сегодня все-таки формируется определенная ценностная парадигма, в том числе и в нашей православной молодежной среде. Дай Бог, чтобы эта ценностная ориентация вывела каждого из вас на высокую орбиту служения Церкви и народу.

Я хотел бы сердечно поблагодарить вас еще раз за то, что я услышал и увидел сегодня, и пожелать вам помощи Божией. Еще раз говорю вам о своей полной открытости к взаимодействию с молодежью, к беседам с вами, к тому, чтобы вместе размышлять о будущем Церкви и о будущем страны. Благодарю вас за внимание.

Источник: Патриархия.ru

5 ноября 2009 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×