Клаус Кеннет: «Самый счастливый человек в Европе» и его путь к Православию

Источник: Православие.Bg

Когда Клаус Кеннет представляется перед публикой, он обычно говорит: «Я самый счастливый человек в Европе». Автор книги «Десять тысяч километров в поисках Христа» объехал почти весь земной шар, прошел через множество учений и религий, но истинное счастье и покой обрел только в Православии.

Недавно он побывал в Болгарии на презентации своей книги. С Клаусом Кеннетом разговаривал Пламен Сивов.

– Клаус, что такое счастье и почему вы считаете, что большинство людей несчастны?

– Я чувствую себя счастливым, потому что чувствую в себе Христа. Это значит, что я сознаю свою греховность и это сознание каким-то образом удерживает Святого Духа во мне. Я чувствую, что Он непрерывно предупреждает меня: не греши. Так я становлюсь все более свободным от страстей, от зависимостей, от представлений, что нуждаюсь в чем бы то ни было в этом мире – музыке, телевидении, во всем, что люди считают удовольствием. Люди говорят: пойдем в хороший ресторан, пойдем в кино – и все это чудесно, но по прошествии двух часов развлечение кончается и им надо искать что-то новое. И так без конца.

Сейчас я все больше освобождаюсь от всех этих вещей, преодолеваю зависимость от них. Это результат того, что я постоянно бываю в монастырях. Монастыри представляют собой что-то вроде «ресурсных центров», где можно познакомиться со счастливыми людьми, устранившимися от мира. Но человек может жить так же и не будучи в монастыре. И я пытаюсь так жить.

Большинство людей стремится к ложному роду счастья, которое, по-моему, фальшиво. Сама их жизнь фальшива, это эрзац-жизнь – когда они чувствуют удовлетворение, они торопятся к следующему удовольствию. Но в итоге всегда остается жажда истинного счастья.

– В Болгарии часто можно услышать: «Я посещаю такой-то монастырь, потому что заряжаюсь в нем космической энергией; или потому что монастырь построен на особом месте, где есть таинственное излучение». Этакая неоязыческая и псевдонаучная терминология. А многие ходят туда просто так и уходят оттуда без особенной пользы для себя…

– Все зависит от уровня и способа мышления. Смешно ходить в монастырь из «энергетических соображений». Когда я иду в монастырь, то делаю это, потому что там нахожу пример – монахов и монахинь, удалившихся от мира и от вещей, которые не могут дать им счастья. Когда видишь насколько счастливы эти люди, спрашиваешь себя: «Как же они этого достигли?»

И дело тут не в энергии. Они просто имеют Христа в своем сердце. Люди же с «энергетическими» маниями играют в какую-то бессмысленную психологическую игру. Это просто несерьезно.

Когда я жил в Индии и Тибете, я часто посещал места, известные как «центры космической энергии», но все это – «прелесть», фальшивое духовное состояние, психологическая игра. У монахов все наоборот – это живые примеры, чью радость чувствуешь сразу; она передается другому человеку. Вообще все сводится к личности, к отношению между личностями, а не между личностью и местом. Чувствуешь радость и понимаешь, откуда она идет – от сердец, наполненных Христом. Не то чтобы эти люди были совершенны. Никто не совершенен, кроме меня и тебя, хотя в тебе я не очень уверен (смеется).

В этом – огромная разница между христианством и буддизмом (и дзен-буддизмом). Когда я был буддистом и медитировал вместе с другими буддийскими монахами, каждый был углублен в себя, закрыт для других, оторван от них, эгоцентричен. В этом нет взаимности. Медитация – твое частное дело. В христианских монастырях видишь улыбающиеся лица. Однажды я спросил у одного монаха: «Как это вы улыбаетесь весь день?» Он мне ответил: «Мы улыбаемся весь день, потому что плачем всю ночь». Это значит, что монахи сознают свою греховность. Это сознание привлекает Святого Духа, Он освобождает их и они снова улыбаются. Это особый, парадоксальный духовный путь.

– Многие люди в наше время присоединяются к разнообразным религиозным группам с сомнительной духовностью. И если некоторые из них безобидны, то другие оказываются разрушительными для человеческой личности. Каковы же причины, побуждающие людей ходить в эти общины и оставаться там? Что заставляет их принимать так легко то, что говорят им религиозные лидеры?

– Главная причина, конечно, в том, что они не знакомы с христианством. Не знают учения Христа и это очень печально, потому что распространять это учение должна Церковь. И она это делает, но некоторые ее члены злоупотребляют своим призванием. И так сознание многих попадает под контроль сект. Именно это – контроль над сознанием – является основным в сектах. Хотят взять твой ум, потому что хотят твои деньги.

Сектантские модели могут иметь место и в Церкви, к сожалению. Есть священники, которые соблазняются деньгами людей. Эти люди должны очень сильно молиться – наступит день, когда они будут отвечать перед Христом в Судный день за то, что сбивали людей с правильного пути, вместо того, чтобы вести их к Христу. Если у священников есть такая ложная мотивация, то они действительно имеют большие проблемы и должны молиться. Эти люди создают сектантский дух в Церкви, что недопустимо.

– В нашем обществе обсуждается вопрос о том, какова должна быть государственная политика в отношении сект. Есть два крайних мнения – крайне либеральное (следуя принципу свободы вероисповедания, каждый может веровать во что хочет и государство не должно вмешиваться в личную жизнь граждан) и другое, отстаивающее право государства контролировать регистрацию и деятельность всех религиозных групп, чтобы ограничить их влияние в обществе. Каков должен быть христианский ответ на эту дилемму?

– Христианство – одно, а государственный контроль – другое. Ни одно из этих мнений не является правильным. Секты нельзя запретить. Но, с другой стороны, если оставить их свободно развиваться, они нанесут вред многим людям. Здесь самую важную роль должна играть Церковь, которая должна вести разъяснительную работу и предупреждать – через прессу, телевидение и т.д. С другой стороны, известно, что некоторые секты, например сайентология, однозначно опасны. Они промывают мозги людей и берут их деньги – об этом и государство должно предупреждать.

Есть и много протестантских групп, практикующих подобные вещи, но хотя они и отклоняют людей от истинной веры и затуманивают их сознание, они не столь опасны. Вообще, государственная политика должна ограничиваться предупреждениями, нельзя применять физические репрессии. Церковь со своей стороны также не должна оставаться в стороне. Это как при торговле табачными изделиями – на коробках пишут предупредительные надписи, но сама торговля не запрещается. Так гарантируется свобода воли. Людей не следует принуждать к добру, хотя бы и с самыми чистыми намерениями. Они должны иметь возможность отвечать за свои поступки.

– Какова сектантская психология? Ты был членом подобных групп. Возьмем, к примеру, трансцендентальную медитацию, которая сегодня популярна у нас. Рекламируются индийские гуру, известные йоги периодически нас посещают. Что же в сущности происходит в такой йога-группе? Что происходит с человеком, серьезно практикующим йогу?

– Самое плохое, что эти гуру заменяют Бога любви одним или многими фальшивыми богами. Наш Бог – это жизнь. В нимбе Христа на иконах часто встречается надпись «Сущий». Все другое вне этого Источника жизни демонично – гуру, индуистские божества и связанные с ними учения, – все они предлагают вам фальшивую жизнь. Внутри секты вы можете достичь многого – сделаете карьеру, найдете какое-то успокоение, которое, конечно, не имеет ничего общего с миром Христовым. И это успокоение легко теряется, потому что нарушен баланс. Наша природа падшая и потому каждое человеческое существо склонно утрачивать мир из-за своих страстей и склонности к греху. Грех – не моральная категория, он – преступление против любви Отца. Это преступление против любви отделяет нас от наших братьев и сестер.

В сектах создается имитация братских отношений, но они не основаны на истинной жизни. Любовь превращается в искусственное дешевое шоу, что в конечном счете ведет к пустоте и неудовлетворенности. И я, и многие другие люди, побывавшие в сектах, завершали свой путь депрессией. За известное время участие в них как будто помогает. Но, образно говоря, секты помогают, потому что накладывают на твои глаза повязку. Для многих эта повязка привлекательна, потому что помогает им избежать темы личного греха. Тебе не говорят, что ты грешник. Никто не хочет думать о себе: «Я плохой, я грешник». Из-за этого и Христос был распят – потому что говорил людям эту правду. Но осознание греха есть абсолютное условие для того, чтобы скинуть повязку с глаз. Нужно понять, что грех существует и захотеть освободиться от него; прекратить это обособление от братьев и сестер.

Секты создают искусственный мир, искусственную жизнь, которая не может продолжаться долго. Пока ты живешь этой искусственной жизнью, она может казаться очень приятной. Тебе говорят, что ты хороший, что ты спасен, что ты особенный, что принадлежишь правильной группе – и таким образом маскируют вопрос о грехе. Эта маска опасна, хотя и делает жизнь легче.

– Можно ли, говоря о сектах, пользоваться христианским языком в обществе, которое воспримет это просто как очередную альтернативную проповедь, одну из многих? Возможен ли вообще нейтральный язык, когда мы говорим о сектах?

– Не думаю, что нейтралитет возможен. Христос Сам провел разделительную линию – кто не со Мной, тот против Меня. Люди должны сделать свой выбор. Нейтральной территории просто не существует.

– А атеизм?

– И это не работает, потому что безбожие приводит к очередному фальшивому существованию. В человека вложена божественная энергия, динамика святости, которое есть в каждом новорожденном, созданном по образу и подобию Божию. В самом нашем существе заложена способность понимать, что есть добро и что есть зло – и те, которые не знают Христа, где-то глубоко в себе чувствуют пустоту. В каждом есть инстинкт и порыв к добру, и потому-то мы и ищем счастья и никто не ищет зла себе. Вот почему единственный истинный выбор – или ты с Христом, или идешь собственным путем. Последствия собственного пути в том, что ты никогда, никогда не будешь удовлетворен.

– Какова душа атеиста? Ты был атеистом на определенном этапе жизни. Было ли это сознательным выбором – отрицанием Бога, или постоянным уклонением от выбора? Большинство людей как будто постоянно пребывают в последнем – не чувствуют необходимости выбора «за» и «против» Бога.

– Да, и таким образом чувствуют себя хорошо, живут «нормальной» человеческой жизнью. Но, в сущности, такой «нормальной» жизни нет. А люди хотят быть счастливыми – и вечно будуг искать фальшивое счастье. Молодежь хочет пойти на дискотеку, заниматься сексом, пить и курить. Им нужно показать пример. Если им просто сказать, что нужно разбудить в себе сознание Христово, ум Христов, они не поверят. Секты говорят подобные вещи, но у них все это скреплено авторитетом гуру и результат основан на манипуляции. Но если молодые люди увидят живой пример воплощенной любви, то неизбежно спросят: «Как этот человек стал таким?».

Много лет тому назад я занимался миссионерской деятельностью на пляжах Сицилии и Сардинии. Работал с наркоманами. Мы приглашали их на обед на пляже, где был наш лагерь. Ты бы видел их любопытство – почему мы не хотим заниматься сексом с девушками-наркоманками, как все? Почему вы так отличаетесь от других, спрашивали они нас тогда. Мы отвечали, что служим другому Шефу. Не говорили обязательно о Христе. Только через две-три недели некоторые из них действительно загорелись желанием понять что-то большее. Только тогда мы заговорили о Христе.

Все начинается с личного примера. Этот опыт убедил меня в том, как важно самому стать примером того, что проповедуешь. Молодые люди почувствуют истинную любовь и тогда не нужно их убеждать поверить в то, во что ты веришь. Убеждаешь самим собой, своим бытием. Мать Тереза была такой. Она жила по принципу «не нужно их убеждать, их нужно завоевывать». Завоевывать своей любовью и собой. Только после этого можно говорить с ними о том, откуда мы получаем эту силу. Каждый понимает силу любви, силу Христа. Дебаты, основанные на аргументах типа «я прав, а ты ошибаешься»- пропащая кауза. Только любовь может убеждать.

Так и я был убежден только тогда, когда встретил отца Софрония (Сахарова – пер.). Любовь меня убедила.

Сознание людей в основном мечется между прошлым и будущим: завтра экзамен, завтра пойду в кино. От мыслей о будущем рождаются различные эмоции – страх, радость. Будущее еще не случилось, но мы посвящаем ему много времени. Я могу заболеть и вообще не выйти завтра из дома. Прошлое также может овладеть нами изнутри – «вчера смотрел исключительный фильм», «вчера была отличная вечеринка».

Пребывание в прошлом или будущем – это небытие. Когда Бог сказал Моисею на горе Синай «Я есмь Сущий» (то же самое и на иконах Христа) – вот это и есть обратное, это Бытие. Если ты пребываешь в будущем, то ты теряешь реальность, твой ум живет в мире фантазий. Если пребываешь в прошлом, твой ум занимается вещами, которые нельзя изменить. Прошлое и будущее в наших мыслях – два направления, где на нас нападают демоны, чтобы получить контроль над нами. Потому и большая часть людей живут в страхе. Страхе, не имеющем плоти, потому что ожидаемое еще не случилось.

Жизнь есть только в настоящем. Все другое – подмена, дающая фальшивую жизнь. Истинная жизнь, со своей стороны, это очень тонкая линия, которая непрерывно движется во времени. Удивительно, но в то же время жизнь – это и вечность. В вечности нет времени.

Когда я заканчиваю фразу, которую говорю сейчас, она уже в прошлом. То есть настоящее действительно очень, очень тонкая линия. И только она – жизнь. Поэтому мы всегда должны пытаться быть в настоящем – в тот миг, когда мы выходем из него, появляются демоны. Они не имеют собственной жизни. И это очень интересно – демоны существуют, но не имеют жизни. Между этими вещами большая разница. Жизнь существует только в Боге, а они отделились от Него. Демоны существуют, когда вы им даете бытие. Если вы поймете это, освободитесь от страха. Человек, который говорит вам это, освободился от страха. Как мы питаем свое тело пищей, так и демоны питаются, и пища, которая им дает кровь – наш страх, наше метание между прошлым и настоящим.

Но как остаться в настоящем? Этим вопросом занимался и Будда. Это не только христианский вопрос. Будда говорил, что нужно контролировать свои мысли, потому что демоны влияют на нас через пять органов чувств и уводят нас в прошлое или будущее. Решение, даваемое Буддой – перестать мыслить. Но это ошибочно. Я освоил эту технику и в пустоте, которую открыл, снова увидел демонов: пустота была полна ими.

Быть в настоящем (present) означает быть в присутствии (presence) Христа. Сам Он сказал: «Я есмь Жизнь. Я Есмь». В этом Присутствии мы всегда находимся в настоящем.

В связи с этим вспомним Иисусову молитву: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного». В этом изречении содержится весь Новый Завет. Мы прославляем Бога и в то же время признаем свою греховность. Чтение этой молитвы дает нам возможность постоянно исполняться Святым Духом. Но нужно быть внимательным, потому что многие люди используют ее как талисман, как мантру, которое принесет им счастье. И это очередное злоупотребление.

Этой молитвой мы обращаемся к Христу, Который единственно является Присутствием и Настоящим. Пусть читатель этих строчек запомнит – в следующий раз, когда появится повод бояться чего-либо – болезни, экзамена, утраты близкого человека, пусть он вспомнит, что это еще не случилось. И начнет призывать Имя Иисуса Христа. Как сказано в Библии, это единственное имя, которое нам дано. Когда мы призываем Его Имя, призываем Его Присутствие, входим в Его Настоящее (вечность) и страх уходит. С ним уходят и все страсти и зависимости, которые демоны внушают нам непрерывно, чтобы удержать нас в фальшивой жизни и отдалить от истинной.

– Означает ли достижение этого состояния – пребывания в Настоящем – потерю эмоций, чувств?

– Нет, конечно. Сам Христос был переполнен чувствами. Он гневался, смеялся, плакал. И это чувства истинной жизни. Мой духовный наставник, отец Захарий, также очень эмоционален – но это эмоциональность ребенка. Он может быть искренне счастливым только от аромата какой-нибудь приправы – и это истинная радость, она не идет от фальшивой жизни мира, а от присутствия истинной жизни.

– Что же такое грех?

– Повторяю снова: преступление против любви Божией. Бог присутствует как образ и подобие в каждом человеческом существе, а грех, эгоизм отделяет нас от ближнего и от самих себя. Бог создал Адама и поэтому каждый человек в этом мире, христианин он или нет, – мой брат. Через падших ангелов, демонов, нам внушается желание использовать ближних для удовлетворения собственных страстей – использую эту девушку для сексуального удовольствия, использую ее как предмет, обману этого человека, потому что хочу взять его деньги. Все начинается с этого, а заканчивается убийствами, кражами, мировыми войнами. Это-то обособление от других и превращение ближнего в объект, в предмет, и делает нас в конечном счете одинокими, убивает нас. Ибо мы начинаем жить в непрерывном страхе потерять то, что мы нажили за счет других. В конце концов на нас нападает и страх смерти.

– И все же, что такое грех: преступление против любви, которое будет наказано, или болезнь, которая может быть излечена?

– Это болезнь, но и наказание, потому что мы наказываем самих себя. Я понял это из собственной жизни. Сам себя наказывал, потому что всегда оставался сам после совершения греха. И это и есть самая плохая болезнь: когда не можешь иметь общения ни с кем. Бог не наказывать нас хочет, а излечить. Грех заставляет нас болеть. Бог любит гомосексуалиста, но не любит гомосексуальность, потому что это – тоже болезнь, ведущая людей к тоске и к обособлению друг от друга. Мы рождены мужчинами и женщинами, чтобы иметь нормальную связь. Бог не создал Адама А и Адама Б, а Адама и Еву. Я видел тяжелые случаи гомосексуализма, которые были излечены, когда в человеке проснулся ум Христов и на него сошел Святой Дух. Иногда ученые и врачи пытаются доказать, что гомосексуализм причинен внешними факторами, гормональными причинами и т.д. Но это глупости. Все мы поражены грехом, разделяем общую падшую человеческую природу, но Христос снова может нас исцелить, сделать нас целыми.

– А что такое спасение? Спасение от чего-то или ради чего-то?

– Не только христианство, но и буддизм, и индуизм нам говорят, что земная жизнь не конец нашего существования, что жизнь души продолжается и после смерти. От чего мы спасены? От вечного страдания. Это страдание начинается в этой жизни. Мы видим, что никогда не сможем удовлетворить все свои желания – известно, что нет верхнего предела для жадности, например. Жажда иметь все больше и больше ведет к страданию, потому что не может быть удовлетворено. И если вы не осознаете это перед физической смертью, тогда вашим Богом был Мамон, деньги. Или секс. Или любая другая страсть. И когда умрете, ваша душа продолжит жаждать того, чего привыкла жаждать в жизни.

И это и есть ад. Потому что на том свете эти желания не могут быть удовлетворены. И из-за этого вы ужасно будете страдать, поскольку то, что вы понимаете под «удовольствием», уже не будет вам доступно. Когда Христос говорит: «Приду, чтобы вас спасти», это означает, что Он дает нам новое сознание, ум Христов. Это новое сознание помогает ослабить мертвую хватку, с которой мы вцепились в деньги, секс, власть и т.д., и освободиться от зависимостей, создаваемых ими. Это принесет нам истинное, а не иллюзорное счастье.

Приведу один пример. Жил когда-то гордый самурай. Однажды он пришел к своему учителю и сказал: «Учитель, скажи мне: существуют ли рай и ад?». Учитель стал обижать воина, насмехаться над ним, называть обидными именами. Самурай не выдержал оскорблений и вытащил меч из ножен, чтобы пронзить своего наставника. В этот момент учитель сказал: «Вот здесь начинается ад». Самурай понял послание и вложил меч в ножны, и тогда учитель сказал: «Вот здесь начинается рай».

Когда живешь в состоянии вечной неудовлетворенности чувств и ума, ты находишься в аду. Но мир достижим и доступен для каждого еще здесь, в этой жизни. Я пытаюсь его достичь. Это не значит, что я хороший христианин. До сих пор меня каждый день мучают демоны, пытаются меня сбить с пути. Но в тот миг, когда я теряю свой внутренний мир, во мне зажигается какая-то сигнальная лампочка и я начинаю читать Иисусову молитву. Это происходит много раз каждый день – понимаю, что демоны нападают на меня, начинаю молиться, вхожу в Присутствие, прихожу в Настоящее… и мир возвращается.

– Как изменился мир со времен твоей молодости? В каком духовном направлении движется все?

– Было два разрушительных события – вторая мировая война и хиппи-революция: одна материальная и одна духовная катастрофа. Вторая из них положила начало поклонению идолам, – это рок-группы, сатанизм, преодоление всяких запретов. Все стало свободным – наркотики, гомосексуальные свадьбы. Начиная с 60-х годов прошлого века, эгоистическое умонастроение выросло значительно и распространилось повсеместно. Телевидение превратилось в один из основных распространителей этого. Сами телевизоры увеличиваются в размерах, уменьшаются, становятся все более дешевыми. Занимают все свободное личное пространство Вместо одной или двух программ мы уже имеем сотни.

Люди не понимают, что не они смотрят телевидение, а телевидение смотрит на них. Когда смотрят новости, они не чувствуют, что ими манипулируют, потому что получают информацию и ее интерпретацию, режиссером которых является кто-то другой. Выбор того, что они увидят и узнают, делается другими людьми.

Антихрист находится среди нас. Быть может, все еще не как реальная личность. Как реальная личность он будет представлять собой некий гибрид между папой и американским президентом – огромная духовная и политическая власть над судьбами миллиардов людей сосредоточены в руках одного человека. Но дух его уже здесь, дух массового отступления от веры. Об этом отступлении нас предупредил Христос: «Когда приду на землю, найду ли веру?».

Это мне напоминает одну историю из ранних времен Церкви. Двое пустынников разговаривали. Один из них сказал: «Отче, мы были такими духовными, что могли бы воскрешать мертвых. Какими же будут следующие поколения?». Другой ответил: «Поколение после нас сможет делать половину того, что делали мы». «А какими будут христиане последних времен?»- смущенно спросил первый. «Они будут более святыми, чем мы, если только сохранят веру».

Сегодня Европа бомбардирует вас рекламами, сексуальностью, автомобилями, лозунгами «имей, имей, имей». А не «будь, будь, будь». Люди стремятся к этой фальшивой жизни, к эрзац-жизни, а не к жизни-бытию. Нет бытия, нет владения. Европа хочет иметь новых потребителей из Болгарии. Она не несет вам ни любви, ни истинного счастья.

Ничего плохого, конечно, нет в том, чтобы иметь хорошую мебель, если годами ты имел плохую. И не телевидение виновато в чем-то само по себе. Но страшно злоупотребление этими вещами. И давайте не забывать, что даже самый прекрасный фильм, который можно увидеть на экране телевизора или в кинозале, кончается. Он может оставить в вашем сознании след, заставить вас задуматься, повести куда-то, но он не есть ни само Присутствие, ни само Настоящее.

Я был среди последних, самых падших людей. Глубоко погряз в мире демонов и удовольствий, в мире секса и денег. И встретил отца Софрония, который спас себя, и его лучистое влияние на всех, которые его знали, коснулось и меня. В этом альтернатива. Иди по пути спасения, будь серьезен в своих решениях, и люди возле тебя увидят, что ты другой и последуют за тобой, потому что почувствуют любовь.

Мы уже сейчас видим, что материальная жизнь фальшива. Удовольствие есть черную икру, ездить в новом мерседесе, показывать другим свои дорогие часы за 6 тысяч франков – все это так неудовлетворительно. Это в сущности ограбляет, делает тебя бедным. Тогда понимаешь истину, которая для мира является помешательством – если отдашь свои деньги, будешь богаче, потому что владение чем-то делает тебя бедным, а раздача – богатым.

У всех нас есть свои нужды – платим за жилье, покупаем бензин для своей машины; и это нормально, поскольку живем в мире и не отреклись от любого владения так, как это сделали монахи в монастыре. Трагедия начинается, когда нами овладевает страх потерять приобретенное и возникает желание иметь все больше и больше.

– Если глобализация является крайностью, которая ведет нас к Апокалипсису, то существует ли спасительная альтернатива? Небольшие самоуправляющиеся общины, пасторальный образ жизни?

– Христос говорит: мы живем в этом мире, но мы не из этого мира. По словам моего духовного наставника: спаси себя и люди возле тебя спасутся. Попытки изменить свет, воплощая какую-то нашу идею об идеальном обществе, обречены на неуспех. Мы призваны изменить себя. Мир мы не можем изменить, но себя можем. Это значит принять наше веру серьезно. Стоять за каждое слово, которое мы говорим на молитве. И люди возле нас спасутся, потому что увидят результат этой борьбы в нашей жизни.

Журнал «Светъ», N1/2010 г.

Источник: Православие.Bg

24 февраля 2010 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×