«Наставляя по морю плавающих…». Записки паломника

В Троицком соборе, главном храме Русской духовной миссии в Иерусалиме, есть необычная икона святителя Николая Мирликийского. Помещена она на правом клиросе, во втором ряду под образом Спасителя и рядом с иконой «Достойно есть». Икона выглядит несколько поврежденной. От служителей храма можно о ней услышать немного. «Этот образ у нас чудотворный, – говорят они. – Но мы знаем только, что около 100 лет назад в качестве дара он преподнесен нашему храму русскими паломниками».

В иерусалимских архивах Русской духовной миссии где-то затерялись, а может, вообще исчезли документы, рассказывающие об истории приобретения этой чудотворной иконы. О том, когда и где был написан, где хранился этот образ Николая Чудотворца до того, как был прославлен в 1910 году, неизвестно. Описывая внешний вид иконы, замечу, что она, как и многие святыни такого рода, не отличается никакими особыми внешними красотами. Икона писана на доске. Святитель Николай изображен в архиерейском облачении и в митре. Письмо на иконе, обрамленной простой деревянной рамой, греческое и, кажется, не очень хорошего стиля. Чувствуется, что над иконой работал провинциальный мирской художник, а не опытный иконописец. Возможно, от времени, а может быть, и от нанесенного на поверхность иконы лака изображение потемнело, так что с трудом различимы детали и некоторые черты на лике угодника Божия. Краска кое-где расползлась или осыпалась, а во многих местах вспухла разновеликими оспинками, как будто икона долгое время находилась около огня или под палящимися лучами солнца. Реставрация этой иконы никогда не входила в планы Русской духовной миссии.

«Пусть этот чудотворный образ пока останется таким, каким мы его приняли в дар от благодарных богомольцев», – считает начальник миссии архимандрит Тихон (Зайцев).

Из литературы известно, что русские паломники во все времена глубоко почитали Николая Угодника и всегда благоговели перед его именем. На протяжении более чем десяти веков испытано благоволение и отзывчивость святителя Николая, Мирликийского чудотворца, на нужды России и каждого верующего человека. Не случайно богомольцы, согласно давней православной традиции, отправляясь в дальнее путешествие, всегда читали перед дорогой акафист святителю Николаю, а паломники брали с собой в дальнюю дорогу его икону, которую часто торжественно несли впереди группы. Они всегда с молитвою обращались к своему скорому помощнику и заступнику, а потому на груди у многих из них рядом с крестиком были нательные его образки.

Известно, что число русских богомольцев, посещавших Святую Землю в начале XX века, доходило до 30 тысяч человек в год. Поодиночке или группами они прибывали из своих приходов сначала в Одессу, где собирались в морском порту, а далее более двух недель плыли пароходом в сторону вожделенной земли Иисуса. Так было, наверно, и ранней весной 1910 года, когда в очередной раз прилюдно просиял свет чудес угодника Божия во время морского путешествия паломников.

27 февраля того года около 500 паломников из разных российских городов и весей вместе с сопровождающим их духовенством разместились на пароходе «Корнилов», взявшем курс из черноморского порта в сторону Яффы. Морской путь паломников на Святую Землю всегда труден и опасен, сопряжен со многими внешними и внутренними искушениями. И в этот раз врагу рода человеческого, которого так часто посрамлял сам Николай Чудотворец, конечно, неприятно было желание паломников вместе с иконой святителя Николая посетить Святую Землю, поэтому он задумал запугать богомольцев и расстроить их давнее желание.

Мало кто из паломников подозревал, что в пути их может застигнуть на море сильная буря. Поначалу путешествие, кажется, проходило вполне благополучно, но после нескольких остановок в чужеземных морских портах, пересечения проливов и выхода в Средиземное море неожиданно, как это часто бывает в весеннее время года, подул сильный ветер. На море поднялось большое волнение, сделавшее через некоторое время почти невозможным дальнейшее морское путешествие. Высокие волны росли на глазах и ежеминутно грозили поглотить пароход, а вместе с ним увлечь в морскую пучину паломников. Все понимали, что ходу морского судна с богомольцами противился злокозненный диавол. Некоторых паломников, отчаивающихся в своем спасении, объял страх. Духовенство, как могло, успокаивало богомольцев, напоминая, что в этом случае никак нельзя отчаиваться и падать духом, а необходимо срочно обращаться с молитвенной помощью к Николаю Чудотворцу – «скорому в бедах заступнику»: «Боготечная звезда явился еси, наставляя по морю плавающих люте, имже смерть предстояше вскоре иногда, аще не бы ты предстал еси призывающим тя в помощь, Чудотворче святый Николае; уже бо нестыдно бесом летающим и погрузити корабли хотящим запретив, отгнал еси их, верныя же научил еси спасающему тобою Богу взывати: Аллилуия» (кондак 5).

Святая Церковь всегда прославляла святителя Николая как обуреваемых на море изрядного правителя, скорого помощника в бедах и скорбях. Богомольцы вняли словам священнослужителей и поняли, что в воле Божией и в их руках находится средство усмирить морскую бурю и беспрепятственно продолжать начатый путь. Кто-то вспомнил, как еще в Одессе в руках одного из паломников видел большую икону Николая Чудотворца, перед которой в порту молилась группа перед отплытием. Икону и ее хозяина быстро отыскали, и священники вместе с паломниками совершили перед образом чудотворца молебен, прочитали акафист святителю. Богомольцы с горячей надеждой взывали к святителю: «Прости нас и избавь от внезапной смерти и потопления судна!»

После слезных и усердных молитв страх мало-помалу ушел, уничтожилось и диавольское наваждение. Буря на море вскоре постепенно стала утихать, и вскоре первые лучи южного солнца, прорвав завесу фиолетовых туч, заиграли на измученных лицах паломников. Никто не сомневался в том, что это именно заступничеством святителя Мирликийского все избавились от беды и потопления, а потому стали благодарить Господа Бога, возносить благодарственные молитвы и прославлять своего избавителя от недавней морской бури: «Новаго тя Ноя, наставника ковчега спасительнаго разумеем, отче святый Николае, бурю всех лютых разгоняющаго направлением своим, тишину же Божественную приносящаго вопиющим таковая: радуйся, обуреваемых тихое пристанище; радуйся, утопающих известное хранилище. Радуйся, плавающих посреде пучин добрый кормчий; радуйся, треволнения морская уставляющий…» (икос 7).

17 марта трудное плавание благополучно закончилось. Пароход «Корнилов» бросил якорь в старом порту Яффы, и первые богомольцы, крепко держа в руках икону Николая Чудотворца и осеняя себя крестом, стали спускаться по трапу на берег, где становились и падали на колени, целуя вожделенную землю. Некоторые благочестивые богомольцы, памятуя о том, что Сам Спаситель пешком исходил эту землю, просили благословения у своих священников идти дальше пешком и даже ползти на коленях из Яффы в святой град Иерусалим.

В 1910 году начальником Русской духовной миссии в Иерусалиме был архимандрит Леонид (Сенцов). На первой же встрече с ним богомольцы поведали о случившемся на море и о чуде спасения их святителем Николаем. В Троицком соборе во время молебна они еще раз возблагодарили скорого помощника в бедах Николая Чудотворца. Кто-то из паломников предложил оставить в дар Троицкому собору в Иерусалиме икону святителя, с которой они благополучно совершали паломничество. Торжественно и благоговейно водрузили священники и богомольцы чудотворный образ по правую руку от царских врат. В знак благодарения и молитвенной памяти всем потомкам о том, как в 1910 году святитель Христов Николай явил чудесную помощь богомольцам, повествует оставленная ими белою краскою надпись на обратной стороне иконы: «Сия икона сооружена в честь и память избавления от потопления 500 человек на море от шторма паломников святого г. Иерусалима на пароходе “Корнилов”, вышедшего из Одессы 27 февраля, а прибывшего в Яффу 17 марта 1910 года».

Паломники, покаявшись в своих грехах и помолившись у святых мест на земле Иисуса Христа, решив навсегда оставить беззаконие, очистив свои ум и чувства, положили начало своему духовному воскресению. И возвратясь с пальмовыми ветками, ладаном, иерусалимскими свечами и крестиками в свое отечество, они поведали в приходах чудесную историю о том, как обнаружилось попечение Николая Чудотворца о паломниках и что сотворил святитель Николай в душе каждого из них.

Такова история обретения и прославления чудотворной иконы святителя Николая, находящейся в Троицком храме Иерусалима. И сегодня многих бедствующих, страждущих, скорбящих и чающих утешения паломников влечет в Иерусалим эта чудотворная икона святителя. Согласно сохранившимся и передающимся из уст в уста рассказам икона и в наши дни являет от себя чудесную силу и творит знамения дивной помощи всем, кто с теплой верой прибегает за помощью к святителю. Только большая часть знамений, передаваемая исключительно в устной форме, осталась незаписанной и не внесенной в местную соборную летопись для славы Чудотворца, назидание и утешение верующим. Перед этой иконой можно совершить молебен, но, к сожалению, к ней нельзя приложиться, ибо она висит довольно высоко от пола.

В памяти некоторых богомольцев, особо почитающих святителя Николая, сохранилась малоизвестное его житие в так называемой «народной редакции», где имеется вот эта «предсмертная молитва Николая чудотворца»:

«Господи Иисусе Христе и Единородный Сыне, Слове Божий! Услыши молитву мою и моление мое внуши по милости Своей. Да коли прибегнет кто в церковь имени моего, подай ему, Господи, хотение сердца его, а кто прибегнет от сильных мучительства, подай ему, Господи, помощь на враги его, Господи Боже мой! А кто в бури или на море или на реках тонути начнет и призовут имя мое, утиши, Господи, бурю и помози им, кто мя призывает на помощь, Господи Боже мой! Коли кто поставит церковь во имя мое, подай ему, Господи, помощь над враги его видимыми или невидимыми. А кто крест Твой поставит, а мене в помощь к себе призовет, покори, Господи, ему вся супостаты его. А кто принесет свечу, или просфору, или темьян, или канун, или кутью в церковь мою или убогих накормит и милостыню даст мене ради… помози им, Господи, над враги их и дай же им, Господи, во царствие небеснем воцаритися, Господи Боже мой! А кто напишет слово моего жития или напишет образ моего подобия, и уподоби их, Господи, во православней христианской вере и даруй им разум Святаго Твоего Духа!»

Анатолий Холодюк

20 декабря 2007 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×