Почему ты не ходишь в церковь.
А что если постараться сказать себе об этом правду?

Каждый раз, когда ты в воскресенье или в праздничный день не идешь в церковь, ты принимаешь очень важное, может быть, самое главное в своей жизни решение. Оно относится не только к твоей сегодняшней жизни, но и к вечной.

Ты – крещеный человек. Слава Богу. Но если крещеный, это не значит, что место в раю тебе обеспечено. Такой взгляд – не православный, еретический. Ведь важно еще, как живешь, ходишь ли в храм, какие мысли тебя отводят от Церкви…

А ведь отводят именно мысли.

Это только кажется, что это твои мысли, ведь они в твоей голове. Но это не так. Мы говорим: «Мне пришла мысль». Вот именно – мысль пришла! Только вот – откуда? Есть мысли от Бога и есть мысли от лукавого. И те, и другие приходят в нашу голову, а мы говорим: «Я подумал».

Вот набор самых распространенных мыслей, преграждающих нам путь к Богу, в церковь.

«Но я же посещаю храм…»

Так зачастую, оправдывая себя, говорят люди, которые заходят в церковь время от времени – освятить куличи, запастись крещенской водой. Постоять на крестинах. Проводить покойника. Может быть, иногда поставить свечку, в каких-то особых случаях. И они искренне считают, что в церковь ходят.

Но сама Церковь так не считает.

Господь дал нам заповедь: Шесть дней работай, делай все дела твои, а день седьмой посвящай Богу.

День седьмой – это воскресенье.

Воскресение Христово – основа нашей веры. Только благодаря тому, что Спаситель пострадал за нас на Кресте и воскрес, мы, крещеные люди, имеем надежду на спасение.

А знаешь ли ты, брат, что существует правило святых отцов, по которому человек, который три воскресенья подряд не был на богослужении в храме, может быть отлучен от Церкви? Ведь он сам себя от Церкви отлучает.

Это понятно. Если у тебя по воскресеньям всегда есть какие-то дела помимо храма, это значит, что главная цель твоей жизни еще не в Церкви, а где-то в мiру с его целями и ценностями, порой чуждыми делу твоего спасения.

Всё живое растет постепенно и постоянно. И у нас не иногда, а постоянно живет душа. Она нуждается в постоянном питании и очищении. Питается она благодатью Святого Духа, которая нам подается прежде всего в православном храме. Тогда мы живем духовно, растем.

На работу мы идем, не задумываясь: идти? не идти? Как рабочий день – так встаем по будильнику, спешим ко времени. Если бы мы заходили туда несколько раз в год, разве могли бы мы сказать, что ходим на работу? И что бы мы заработали? А ведь это всё – в основном для тела. Но человек – это, прежде всего, его душа.

Или, если бы школьники лишь время от времени заходили в школу, чему бы они научились?

Церковь – это и труд, и учение. И, как всякий труд, как всякое учение, здесь нужны и время, и усердие, и упорство. Тогда будет толк.

«У меня Бог в душе».

А следовательно, в церковь ходить не обязательно. Он, мол, и так в душе.

Но ведь это же неправда.

Если бы действительно в нашей душе был Бог! Тогда бы мы стремились туда, где всё говорит о Боге, где славится Его имя, где находятся Его изображения, где Его особое присутствие, Его благодать. Тогда бы мы старались жить так, как Бог велит. А это Его воля – чтобы мы ходили в храм.

Церковь учит нас, что дьявол особенно боится крестного знамения, крещенской воды и Тела и Крови Христовых, которых мы причащаемся в церкви.

Преподобный Серафим Саровский, духовник Земли Русской, говорил:

– Кто причащается, на всяком месте спасен будет. А кто не причащается – не мню.

Каждому крещеному человеку необходимо регулярно приступать к таинствам исповеди и причащения Святых Христовых Таин. Ведь мы же регулярно моемся – очищаем свое тело. Не менее регулярно нужно нам очищать и свою душу. Церковь так и называется: духовная баня.

«Я еще не созрел»

«Зрей! – говорит дьявол. – Зрей как можно дольше. Только ничего не делай для того, чтобы созреть». Не читай Евангелие, «Закон Божий», творения святых отцов. Не ходи в храм, не спрашивай ни о чем священников, хотя они поставлены Богом для того, чтобы помогать народу в его духовной жизни.

Этим приемом враг особенно любит ставить людям заслон на пути ко крещению и венчанию. «Я еще не пришел к этому».

Чтобы прийти, нужно идти. Ну, так иди.

А куда идти?

Конечно, в храм.

«Не хожу в церковь, потому что это стало просто модой»

Не так давно одна молодая женщина, юрист по профессии, сказала:

– Я не хочу креститься, потому что это мода такая.

– А почему же вы в узких брюках? Разве это не стало модным в последнее время? – пришлось спросить у нее. – А то, что делали люди у нас на Руси тысячу с лишним лет, вы считаете чем-то мимолетным и изменчивым?

Вы – юрист, ваша профессия построена на логике. И вот видите, она перестает действовать в духовных вопросах. Почему? Потому что в жизни идет лютая духовная борьба за каждую душу, за мысли каждого человека. И нужно делать усилие для того, чтобы вырваться из этого плена мыслей на свободу, прийти к Богу.

Было бы просто прекрасно, если бы модным было верить в Бога, честно трудиться, уважать старших, защищать Родину, хранить семейную верность… Еще лучше – если бы эта мода не менялась от сезона к сезону. Что плохого в такой моде?

«В церковь стало ходить много людей напоказ: политики стоят со свечками в руках, бандиты, я не хочу им уподобляться»

Правильно, не уподобляйся. Уподобляйся множеству других людей, которые всегда скромно ходили в церковь, рискуя даже своим положением в советское время, исповедовались, причащались… Уподобляйся полководцам Суворову и Кутузову, Пушкину и Достоевскому, академикам Павлову и Виноградову, святым благоверным князьям Александру Невскому и Даниилу Московскому, преподобным Сергию и Серафиму, миллионам православных русских людей – они ведь ходили в церковь. Уподобляйся множеству наших современников, которые сегодня искренне молятся Богу, проливая невидимые мiру слезы (как писал Гоголь, который ходил в церковь) за наше страждущее Отечество и вымирающий без Бога, без молитвы народ.

«Нас не воспитывали в вере. Теперь уже поздно менять свое мiровоззрение»

Нет, не поздно. Менять его все равно придется: когда душа покинет тело, и мы увидим совершенно точно, что всё, что сказано в Библии, это правда. Что есть иной мiр, мiр ангелов и бесов, в котором нам нужно только одно: то, что щедро предлагала нам Святая Церковь все годы нашей здешней жизни. В этой жизни можно еще всё изменить и спасти свою душу. В будущей – будет только вечное раскаяние. Но тогда уже действительно будет поздно.

Первым вошел в рай благоразумный разбойник, который перед самой смертью, страдая на кресте за свои преступления, покаялся, исповедовал Господа – и получил от Него прощение и вечное спасение.

Значит, здесь, на этой земле, как бы мы ни жили до этого, никогда не поздно покаяться за всю прошлую жизнь и обратиться ко Господу.

«Я не знаю, как себя вести в церкви. А вдруг меня плохо встретят?»

Ничего страшного, это ненадолго. Потерпи. Улыбнись. Потрудись над собой (вот уже началась польза!) Скажи смиренно: «Простите, я тут еще ничего не знаю. Но я хочу узнать. Подскажите мне, пожалуйста…» Даже самые строгие бабушки от такого смирения, скорее всего, дрогнут, смягчатся – и замучают материнской заботой. Только не спеши во всем доверяться им, хотя это и покажется тебе более легким (легко – не всегда хорошо). По всем духовным вопросам обращайся к православному священнику. И очень скоро главное узнаешь.

Набирайся духовного опыта: любимый бесовской прием – делать из мухи слона. Тебе кто-то сказал одно какое-то слово (и сам, может, об этом уже пожалел), – а ты уже готов лишить себя постоянного, ничем не заменимого блага, дающего великую радость и пользу в этой жизни – и в будущем жизнь вечную. Разве это соизмеримо?

«Я не такой уж сильно верующий»

Ну, а тогда лучше места, чем церковь, тебе и не найти. Потому что здесь больше всего укрепляется вера. Мы все – в пути.

Нужно не жизнь подстраивать под свое маловерие, а веру свою укреплять.

«С кем поведешься, от того и наберешься», – говорит народ.

Поведешься с правдой, с истиной, с красотой, с чистотой, – станешь умнее и добрее, станешь чище и счастливее.

Молись, проси евангельской молитвой: Верую, Господи, помози моему неверию (Мк.9,24).

Господь поможет, Господь даст.

А верующему – всё возможно. Это тоже евангельская истина.

«На Бога надейся, а сам не плошай»

Точно так! Сам не плошай, трудись: молись, постись, ходи в церковь, делай ради Христа добрые дела… У христианина, который надеется на Бога, дел – невпроворот. И прежде всего – с самим собой. С греховными мыслями, чувствами, со своими лютыми страстями – болезнями души: гордостью, ленью, маловерием, гневом, сребролюбием, унынием, блудом, чревоугодием… Только поворачивайся!

И, конечно, занимайся своими обычными делами – перекрестившись, помолившись.

Если Господь благословит твои труды, всё будет спориться, всё успеешь, и всё пойдет на пользу. А без Бога можно весь день прокрутиться на одном месте, вечером оглянуться: куда день ушел? Непонятно.

А если год?

А если жизнь?

Можно экономить минуты, а куда уходят десятилетия – не задумываться.

Когда ходишь в церковь, то не теряешь время, а экономишь его.

«А что в церкви делать?»

У каждого православного в церкви дел очень много.

Входя в храм (лучше – до начала службы), перекрестись, поклонись Господу, Матери Божией, всем святым. Поставь свечи: за здравие – перед иконами и за упокой – на канун, перед Крестом Спасителя. Подай записки с именами крещеных православных христиан – о здравии, о упокоении.

Выбери место в храме. Постарайся понять, куда и к Кому пришел, Кто тебя слушает, Кто тебя видит, в том числе все твои мысли.

С самого начала службы мы слышим призыв: Миром Господу помолимся. То есть, внутренним миром, тишиной души. Постарайся умирить свои мысли и чувства. Ты пришел говорить с Самой Любовью, с Богом. Не так давно почивший старец протоиерей Николай Гурьянов говорил:

– Какие вы счастливые, что вы верующие… Ласково разговаривайте с Господом, когда стоите на молитве.

Старайся ни с кем не беседовать – вслушиваться, вдумываться в то, что читают и поют. Со словами и песнопениями богослужения соединять свою мольбу, вливая ее в общую просьбу молящихся – от всея души и от всего помышления нашего, как призывает нас Святая Церковь.

Можно молиться и своими словами – о самом важном, самом сокровенном. У всех есть такие сердечные просьбы.

О чем мы говорим с Богом?

Прежде всего, мы Бога благодарим.

Вот для чего мы ходим в церковь – в первую очередь.

А что касается болезней и всяких бед, которые тоже совершаются в жизни, то это – не от Бога, это от нашей греховности и от дьявола.

Если бы не Господь, было бы неизмеримо больше горя. Мiр бы захлебнулся в нем.

Господь старается обратить всякое зло нам во благо. И мы можем Ему в этом способствовать, если не будем роптать, злиться, искать виноватых, унывать, а будем смиряться, каяться в своих грехах, терпеть, укрепляться в добре и благодарить Бога.

Никакое добро не бывает «само собой разумеющимся». Это всё – победа над злом в главной битве, которая и есть – жизнь.

«Слава Богу за всё», – сказал в конце своей жизни, среди скорбей, великий вселенский учитель и святитель Иоанн Златоуст.

Вторая наша просьба к Богу – о прощении грехов.

Все мы – грешные. И только Господь может нам прощать грехи, очищать наши души.

Третья просьба – о помощи Божией.

Все наши вопросы решаются прежде всего в церкви: государственные, семейные, медицинские, педагогические, финансовые, военные…

Генералиссимус А.В. Суворов учил своих солдат: «Молись Богу – от Него победа!»

У него не было ни одного поражения.

Мы ходим в церковь и просим помощи Божией не только для себя. Как и живем и всё делаем не только для себя, и не только своими силами. Мы молимся в церкви со всеми вместе о мире всего мiра. О Богохранимой стране нашей, о ее властях и воинстве. О своем городе или селе, и верою живущих в них. О изобилии плодов земных. О плавающих в море, путешествующих, недугующих, страждущих, плененных. О всех прежде почивших православных христианах.

«Я такой грешный, куда мне еще в церковь?»

Представьте себе человека, который скажет: «Я такой грязный, куда мне еще в баню?»

А куда же тебе еще?

Вот только в церковь вам и надо, драгоценные грешники! Нагрешили с три короба – пора очищаться, омываться, набираться сил для борьбы с грехом, учиться, как это делать. Церковь – школа борьбы с грехом. А хуже греха ничего нет. От него все беды, все слезы. Грех хуже смерти. Смерти никому из нас не избежать, а вот умирать с нераскаянными грехами – не приведи Господь. Уж больно тяжко будет потом. Пока есть возможность, пока еще не поздно – надо бежать в церковь, не откладывать ни дня.

Вот тут и подстерегает еще один прием.

«У меня нет времени. Мне некогда»

Если перевести эти слова на язык честный, то получится: «Я считаю, что у меня есть дела поважнее».

Но это не так. Более важного дела, чем спасение души, у нас нет.

Если же быть еще честнее, то придется признать, что мы, к сожалению, предпочитаем хождению в церковь не только дела, но даже их отсутствие.

Разве мы не уделяем часы и дни телевизору, интернету, чтению газет, телефонным разговорам? Мы ведь не отказываемся от этого, потому что на это нет времени. А это, может, и не приносит никакой пользы.

Сколько у нас ежедневных не только бесполезных, но даже вредных занятий: мы осуждаем, обсуждаем других людей, перемываем косточки начальству, от чего оно нисколько не становится лучше, и нам не прибавляется. Более того, мы духовно беднеем: набираем себе грехов, делаем более строгим к нам Суд Божий. Ведь Господь сказал: Не судите, да не судими будете (Мф.7,2).

А есть занятие, которое всегда меняет и жизнь, и нас самих к лучшему – это молитва.

«Я не понимаю, что в церкви говорят»

Пришел, допустим, первоклассник в школу, посидел, послушал, что говорят на уроках, сказал: «Мне непонятно!» – собрал ранец и пошел домой: «Лучше останусь дошкольником».

В первом классе нам многое было непонятно из программы десятилетки. Но в школу мы ходили. Каждый день вставали по будильнику. Преодолевали свою лень. (Вот еще что маскируется под всеми этими вескими якобы «причинами»).

Изучать английский язык мы не бросаем, сказав: «Слишком много непонятных слов».

Так же и здесь. Начни ходить в церковь – с каждый разом будет понятнее.

Да ведь уже многое понятно. Господи, помилуй – понятно. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу – понятно. Пресвятая Богородице, спаси нас – понятно. В молитве Отче наш… всё понятно. А ведь это – главные молитвы. Если вслушиваться, будет понятно и многое другое, всё больше и больше.

Язык Богослужения – церковно-славянский язык – это особый язык. На нем легче всего говорить с Богом. Это великое наше сокровище. Полностью он непереводим, незаменим русским языком.

Богослужение воспринимается не только разумом. Богослужение – это благодать. Это особая красота. Богослужение обращено ко всей душе человека. Оно и для глаза, и для уха, и для обоняния. Всё это вместе питает душу человека, и душа меняется, очищается, возвышается, хотя разум и не понимает, что с ней происходит.

Никто не выходит из храма таким же, каким в него вошел.

Купи Евангелие, читай дома. На современном русском языке, современным русским шрифтом. Всё это сегодня, слава Богу, доступно.

Один молодой человек как-то сказал батюшке, что не может ходить в церковь, пока не поймет, что там происходит.

Батюшка спросил его:

– А ты понимаешь, как у тебя в животе пища переваривается?

– Нет, – чистосердечно признался молодой человек.

– Ну, тогда пока не поймешь, не ешь, – посоветовал ему батюшка.

Окончание следует

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Владимир 7 декабря 2019, 07:37
Одного здесь не хватает. Как ответить человеку, который говорит: "Я не могу ходить в храм, мне в храме плохо"? И плохо - это именно по состоянию тела и души, физически и психически мучительно?
Евгений 9 апреля 2018, 14:36
СЛАВА БОГУ! ! ! ЗА ТО ЧТО СПАС НАС ГРЕШНЫХ.
Ирина18 января 2017, 19:48
Господи, благослови всех нас, дай твердости и возможности жить с ВЕРОЙ и ЦЕРКОВЬЮ!
Людмила24 августа 2013, 18:47
Большое спасибо за полезную статью. Действительно надо бы задуматься о том, что жизнь надо посвятить Богу. Спаси Вас Господи.
ksenia 7 февраля 2013, 18:48
Спасибо за Ваш труд,будьте благословенны небесами.
Валерий 7 февраля 2013, 14:54
Очень признателен Вам отец Николай за подробное объяснение!Дай Вам и Вашим близким здоровья!!!
Ольга28 апреля 2012, 10:33
О том, какая стена отделяет людей "просто крещеных" от церковных мне было показано на публичных слушаниях по вопросу строительства храма (в составе духовно-просветительского центра)в спальном районе на юге Москвы. Многие крещеные люди ЯРОСТНО протестовали и требовали переноса храма, цитирую: "куда-нибудь подальше"... Меня окружает многество любимых людей, которые может быть и не яростно протестуют, но разделяют эту позицию. Батюшкины слова несут благодать! Но как их услышат те, кто не хочет ходить в храм? В моих словах благодати нет. Молитва моя - молитва фарисея. Спаси, Господи, батюшку! Как же нам нужны такие люди, которые ЛЮБЯТ.
Ольга
Ксения21 июня 2011, 09:35
Спасибо огромное, отец Николай! До прочтения Вашей статьи было на душе плохо от того, что казалось веры во мне мало. Надо работать, работать. Спасибо большое за простоту и ясность.
Анна 2 марта 2011, 10:14
всё что здесь написано действительно вразумительно... но все это отговорки людей. а отчего они ищут эти отговорки? оттого что либо не веруют, либо стесняются идти в церковь. и всего то. а отговорки сами по себе не имеют смысла, на то они и отговорки. мне кажется это стеснение по большей части...
оксана11 сентября 2010, 11:25
Да, действительно отличная статья, и даже стыдно за то, что в таком возоасте я ничего толком не знаю о церкви.
Алевтина 4 сентября 2010, 10:36
Спасибо за статью. Все верно. Стыдно, но узнаю себя по всем параметрам. Придешь в храм и думаешь:"Как же мне здесь хорошо! Ну почему так трудно это сделать?" Ответ-то прост, он на поверхности.Враг,сидящий внутри, не хочет отпустить. И своими силами тут не справиться. Это только барон Мюнхгаузен себя за косичку из болота мог вытащить...Но мы-то, слава Богу не одни! И перед сном прошу о помощи Господа, Пресвятую Богородицу, Ангела-хранителя. И утром в 5.30 просыпаюсь легко, собираюсь и еду в храм. Слава Тебе, Господи!
Валентина 3 сентября 2010, 14:55
Спаси Господи, батюшка!
Елена 3 сентября 2010, 01:05
Покажу статью внуку. Счастлива буду, если и он с частицей будет. Помоги нам , Господи, хранить Веру Православну. Храни Вас Господь!
р.Б.Фотиния 2 сентября 2010, 13:23
Отцу Николаю: очень нужная статья, простая и полезная. Спаси Господи!
Дмитрию (31.08): Вам Московские храмы кажутся "неподходящими", а мы живём в посёлке, и многие наши жители говорят: "Ну какая у нас церковь, мы в неё не хотим ходить. Вот поедем в город... В городе ходим." По-моему, всё это от лукавого. Человек идёт к Богу, Бога ищет в храме, и тогда не имеет значения - старая церковь, или новая, большая или маленькая, городская или сельская, вычурная или простая. Молитвы и службы, слова - ведь всюду одинаковые. Простите меня, пожалуйста.
Наталья 2 сентября 2010, 10:19
Благодарю за статью! Очень полезная и нужная. Как часто мы в жизни ставим неверные цели, суетимся о чем-то, а о едином на потребу не радеем.
Евгений 1 сентября 2010, 22:05
Наверное, Вы скажете об этом в окончании.
О страхе.
Страшно увидеть самого себя. Увидев себя, уже не сможешь оправдываться, не имея оправданий, увидишь свою участь. Страшно увидеть свою участь.
Страшно узреть Судью - Он покажет тебе тебя самого. И уже не скажешь: я не ведал.

И придется признаться, что имеющееся - неверное, ненужное, бессмысленное. Признавшись в этом, увидишь, что нужно менять. А оно закостенело в мiре - его нужно разрушать. Страшно разрушать самого себя, свой прежний мiр, менять свою жизнь.
Уж лучше потом.
Потом.
Потом.
А пока так, пока не страшно. Ведь есть еще время?
Ирина 1 сентября 2010, 16:13
Спасибо! Статья читается с интересом!
Наталья31 августа 2010, 19:29
Стараюсь чаще ходить в церковь,но каждое воскресение не получается.Да и честно говоря,иногда думается:"Ну вот кто-то не ходит и у него всё нормально,если я сегодня не схожу-ничего страшного не случится".Душой и сердцем понимаю ,что не права,но...А вообще-то БОЛЬШОЕ человеческое спасибо Вам за статью!Буду работать над своей душой.Спаси Вас Господи!
Алевтина31 августа 2010, 14:50
Спасибо!
алексей31 августа 2010, 11:29
Недавно, в 2009 году, один священник, который слушал отговорки людей о том, почему они не ходят в храм, описал эти причины, иронически сравнив их с отговорками людей небрежных и неряшливых. Итак: «11 причин, по которым я не умываюсь»:
1. Потому, что меня заставляли умываться в детстве.
2. Те, кто умываются - лицемеры - думают, что они чище других.
3. Не могу решить, какое мыло лучше.
4. Когда-то я умывался, но потом мне это надоело.
5. Я умываюсь только по большим праздникам - на Рождество и Пасху.
6. Никто из моих друзей не умывается.
7. Начну умываться, когда стану старым и грязным.
8. У меня нет времени на умывание.
9. Зимой вода слишком холодная, а летом - слишком теплая.
10. Не хочу, чтобы на мне зарабатывали производители мыла.
11. Мне лень умываться, и надо слишком рано вставать, чтобы умыться.
Екатерина31 августа 2010, 11:24
Спаси Господи! Отличная статья, все встало на свои места. Теперь и себя понимаю лучше. А ведь недаром говорят, что желание-это тысяча возможностей, а нежелание-тысяча причин. Но с этим нежеланием нужно бороться, оно от дьявола. Уж очень ему не хочется, чтобы мы в Церкви Христовой были.
Дмитрий31 августа 2010, 11:01
Все верно Слава Богу!!! Осмелюсь предложить некоторый взгляд другой на эту проблему храмы особенно Москвы очень благолепны ,фундоментальны и возможно излишне как бы точнее сказать преукрашены....Духа Святого стежать наверное в них не получится,много в них лишнего...какой-то напыщенности,суетливости,чем-то напоминает линию сборки автомобильную... я думаю чуждо Богу....
Я думаю людям духовным трудно в них,пристань по моему должна быть тихая и простая,Храм в глубинке,старенький намоленый, простенький а в нем и ангелов сонм,а где напыщено на показ там и не одного может и не оказаться...
Лозбенев Владимир Юрьевич31 августа 2010, 10:47
Очень просто и доходчиво!!! Распечатаю всем своим родственникам для чтения. Спасибо за доброе слово! Как буд-то про меня написано. Имею грех - люблю читать религиозную литературу, убежденный на 100% в истине православия, пытаюсь и близких убедить в этом, а вот просто в церковь сходить исповедаться, на службе побыть лень. простите меня грешного.Владимир. 50 лет.
Наталья31 августа 2010, 09:24
Большое спасибо! Жду продолжение!
Светлана30 августа 2010, 22:03
Благодарю за такую нужную статью.(Как будто, обо мне). Все просто и понятно, как в Церкви, если ходишь в храм не от случая к случаю. Оказывается, настоящая жизнь - в Церкви, а остальное - суета, за которой часто не видишь главного. Спаси Вас, Господи!
Светлана30 августа 2010, 21:49
Супер! Я верующая и хожу в церковь, спасаюсь. Мне это все написанное понятно как дважды два четыре.Я хочу так же сказать как священик Н.Булгаков, моему сыну, моему мужу, моим родным и десяткам добрым, хорошим друзьям.Вот распечатаю, пошлю по интренету, прочту вслух сыну.ДОЙДЕТ ЛИ? Как хочется чтоб дошло...
Спасибо вам отец Николай!
Дмитрий30 августа 2010, 19:53
К сожалению, лень очень многолика. Вот вечером я решаю пойти наутро в храм, а проснушись в воскресенье утром опять же "по будильнику" думаю: а может ничего, если сегодя не пойду? И не хожу. И так бывает нередко. Как будто два разных человека - утром и вечером. И такая проблема, я знаю, существует и других людей. Как это победить? Может кто подскажет?
Или может, снисходя к слабостям современного человека (всю рабочую неделю хроническое недосыпание), следовало бы перенести воскресные службы "на попозже"?
Как правильно?
Марина30 августа 2010, 18:12
Спасибо! Только как же обьяснить близким это?! Остается только молится, чтобы Господь вразумил.
Галина30 августа 2010, 17:01
Как все просто и честно о нашей ленности и глупости (ведь благоразумный не будет отказываться от своего спасения), и вообще обо всех наших слабостях...Сама такая же, прости нас, Господи! И да благословит Вас Господь за труды Ваши...
Людмила30 августа 2010, 16:03
Благодарю за статью. Все очень доступно, как для первоклашек. Спаси Вас Господи...
Татьяна30 августа 2010, 15:04
Замечательные, нужные, добрые, спасительные слова в этой статье! Они помогут всем колеблющимся и сомневающимся. Спаси Господи, о. Николай, здравия Вам и многая лета!
Алексей30 августа 2010, 14:21
Спаси Господи, отец Николай, за такую полезную статью! Храни вас Господь!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×