Куда подевались юродивые?

'); //'" width='+pic_width+' height='+pic_height } }

Загрузить увеличенное изображение. 500 x 753 px. Размер файла 146148 b.  Юродивые странники Михаил и Николай. Фото: Анатолий Горяинов
Юродивые странники Михаил и Николай. Фото: Анатолий Горяинов
Недавно, поднимаясь по лестнице в редакцию сайта «Православие.Ру», я увидел висящие на стене фотографии, сделанные в Псково-Печерском и Пюхтицком монастырях в 1980-е годы. На одной из них были запечатлены мои старые знакомцы – юродивые странники Михаил и Николай. Михаил на две головы ниже своего соседа. В ширину – такой же, как и в высоту. В жилетке и с цилиндром на голове. Смотрит на нас хитро и весело. Под длинной поддевкой скрыты ноги, ненормально короткие при нормальном торсе. Николай – со склоненной влево головой, длинными свалявшимися волосами и с взглядом затуманенным и печальным. 30 лет назад встретив этот взгляд, я сразу понял: человек, смотрящий на другого человека такими глазами, очень далек от мира сего, и не надо пытаться его вернуть в суетную лукавую реальность.

В сентябре 1980 года мы с женой приехали в Псково-Печерский монастырь и после литургии оказались в храме, где отец Адриан отчитывал бесноватых.

В ту пору каждый молодой человек, особенно городского обличия и одетый не в поношенное советское одеяние полувековой давности, переступая порог храма, привлекал к себе внимание не только пожилых богомольцев, но и повсюду бдящих строгих дядей, оберегавших советскую молодежь от религиозного дурмана. Внимание к нашим персонам мы почувствовали еще у монастырских ворот: человек с хорошо поставленным глазом просветил нас насквозь и все про нас понял. Строгие взгляды я постоянно ловил и во время службы, но при отчитке несколько пар глаз смотрело на нас уже не просто строго, а с нескрываемой ненавистью. Были ли это бедолаги-бесноватые или бойцы «невидимого фронта» – не знаю, да теперь это и неважно. Скорее всего, некоторые представляли оба «департамента». Я был вольным художником, и мои посещения храмов могли лишь укрепить начальство в уверенности, что я совсем не пригоден к делу построения светлого будущего. А вот жена преподавала в институте и могла лишиться места. Так что мысли мои были далеки от молитвенного настроя.

Мир, в который мы попали, был, мягко говоря, странным для молодых людей, не так давно получивших высшее образование, сильно замешенное на атеизме. На амвоне стоял пожилой священник с всклокоченной бородой и в старых очках с веревками вместо дужек. Он монотонно, запинаясь и шепелявя, читал странные тексты. Я не мог разобрать и сотой доли, но люди, столпившиеся у амвона, видимо, прекрасно их понимали. Время от времени в разных концах храма начинали лаять, кукарекать, рычать, кричать дурными голосами. Некоторые выдавали целые речевки: «У, Адриан-Адрианище, не жги, не жги так сильно. Все нутро прожег. Погоди, я до тебя доберусь!» Звучали страшные угрозы: убить, разорвать, зажарить живьем. Я стал рассматривать лица этих людей. Лица как лица. До определенной поры ничего особенного. Один пожилой мужчина изрядно смахивал на нашего знаменитого профессора – знатока семи европейских языков. Стоял он со спокойным лицом, сосредоточенно вслушиваясь в слова молитвы, и вдруг, услыхав что-то сакраментальное, начинал судорожно дергаться, мотать головой и хныкать, как ребенок от сильной боли. Рядом со мной стояла женщина в фуфайке, в сером пуховом платке, надвинутом до бровей. Она тоже была спокойна до определенного момента. И вдруг, практически одновременно с «профессором», начинала мелко трястись и издавать какие-то странные звуки. Губы ее были плотно сжаты, и булькающие хрипы шли из глубин ее необъятного организма – то ли из груди, то ли из чрева. Звуки становились все громче и глуше, потом словно какая-то сильная пружина лопалась внутри нее – с минуту что-то механически скрежетало, а глаза вспыхивали зеленым недобрым светом. Мне казалось, что я брежу: человеческий организм не может производить ничего подобного. Это ведь не компьютерная графика, и я не на сеансе голливудского фильма ужасов.

Но через полчаса пребывания в этой чудной компании мне уже стало казаться, что я окружен нашими милыми советскими гражданами, сбросившими маски, переставшими играть в построение коммунизма и стучать друг на друга. Все происходившее вокруг меня было неожиданно открывшейся моделью нашей жизни с концентрированным выражением болезненного бреда и беснования. Так выглядит народ, воюющий со своим Создателем. Но люди, пришедшие в этот храм, кричавшие и корчившиеся во время чтения Евангелия и заклинательных молитв, отличались от тех, кто остался за стенами храма, лишь тем, что перестали притворяться, осознали свое окаянство и обратились за помощью к Богу.

Когда отчитка закончилась, мне захотелось поскорее выбраться из монастыря, добраться до какой-нибудь столовой, поесть и отправиться в обратный путь. Но случилось иначе. К нам подошел Николка. Я заприметил его еще на службе. Был он одет в тяжеленное драповое пальто до пят, хотя было не менее 15 градусов тепла.

– Пойдем, помолимся, – тихо проговорил он, глядя куда-то вбок.

– Так уж помолились, – пробормотал я, не совсем уверенный в том, что он обращался ко мне.

– Надо еще тебе помолиться. И жене твоей. Тут часовенка рядом. Пойдем.

Он говорил так жалобно, будто от моего согласия или несогласия зависела его жизнь. Я посмотрел на жену. Она тоже устала и еле держалась на ногах. Николка посмотрел ей в глаза и снова тихо промолвил:

– Пойдем, помолимся.

Уверенный в том, что мы последуем за ним, он повернулся и медленно пошел в гору по брусчатке, казавшейся отполированной после ночного дождя. Почти всю дорогу мы шли молча. Я узнал, что его зовут Николаем. Нам же не пришлось представляться. Он слыхал, как мы обращались друг к другу, и несколько раз назвал нас по имени.

Шли довольно долго. Обогнули справа монастырские стены, спустились в овраг, миновали целую улицу небольших домиков с палисадниками и огородами, зашли в сосновую рощу, где и оказалась часовенка. Николка достал из кармана несколько свечей, молитвослов и акафистник. Затеплив свечи, он стал втыкать их в небольшой выступ в стене. Тихим жалобным голосом запел «Царю Небесный». Мы стояли молча, поскольку, кроме «Отче наш», «Богородицы» и «Верую», никаких молитв не знали. Николка же постоянно оглядывался и кивками головы приглашал нас подпевать. Поняв, что от нас песенного толку не добьешься, он продолжил свое жалобное пение, тихонько покачиваясь всем телом из стороны в сторону. Голова его, казалось, при этом качалась автономно от тела. Он склонял ее к правому плечу, замысловато поводя подбородком влево и вверх. Замерев на несколько секунд, он отправлял голову в обратном направлении. Волосы на этой голове были не просто нечесаными. Вместо них был огромный колтун, свалявшийся до состояния рыжего валенка. (Впоследствии я узнал о том, что у милиционеров, постоянно задерживавших Николку за бродяжничество, всегда были большие проблемы с его прической. Его колтун даже кровельные ножницы не брали. Приходилось его отрубать с помощью топора, а потом кое-как соскребать оставшееся и брить наголо.) Разглядывая Николкину фигуру, я никак не мог сосредоточиться на словах молитвы. Хотелось спать, есть. Ноги затекли. Я злился на себя за то, что согласился пойти с ним. Но уж очень не хотелось обижать блаженного. И потом, мне казалось, что встреча эта не случайна. Я вспоминал житийные истории о том, как Сам Господь являлся под видом убогого страдальца, чтобы испытать веру человека и его готовность послужить ближнему. Жена моя переминалась с ноги на ногу, но, насколько я мог понять, старалась молиться вместе с нашим новым знакомцем. Начал он с Покаянного канона. Когда стал молиться о своих близких, назвал наши имена и спросил, как зовут нашего сына, родителей и всех, кто нам дорог и о ком мы обычно молимся. Потом он попросил мою жену написать все эти имена для его синодика. Она написала их на вырванном из моего блокнота листе. Я облегченно вздохнул, полагая, что моление закончилось. Но не тут-то было. Николка взял листок с именами наших близких и тихо, протяжно затянул: «Господу помолимся!» Потом последовал акафист Иисусу Сладчайшему, затем Богородице, потом Николаю Угоднику. После этого он достал из нагрудного кармана пальто толстенную книгу с именами тех, о ком постоянно молился. Листок с нашими именами он вложил в этот фолиант, прочитав его в первую очередь. Закончив моление, он сделал три земных поклона, медленно и торжественно осеняя себя крестным знамением. Несколько минут стоял неподвижно, перестав раскачиваться, что-то тихонько шепча, потом повернулся к нам и, глядя поверх наших голов на собиравшиеся мрачные тучи, стал говорить. Говорил он медленно и как бы стесняясь своего недостоинства, дерзнувшего говорить о Боге. Но речь его была правильной и вполне разумной. Суть его проповеди сводилась к тому, чтобы мы поскорее расстались с привычными радостями и заблуждениями, полюбили бы Церковь и поняли, что Церковь – это место, где происходит настоящая жизнь, где присутствует живой Бог, с Которым любой советский недотепа может общаться непосредственно и постоянно. А еще, чтобы мы перестали думать о деньгах и проблемах. Господь дает все необходимое для жизни бесплатно. Нужно только просить с верой и быть за все благодарными. А чтобы получить исцеление для болящих близких, нужно изрядно потрудиться и никогда не оставлять молитвы.

Закончив, он посмотрел нам прямо в глаза: сначала моей жене, а потом мне. Это был удивительный взгляд, пронизывающий насквозь. Я понял, что он все видит. В своей короткой проповеди он помянул все наши проблемы и в рассуждении на так называемые «общие темы» дал нам совершенно конкретные советы – именно те, которые были нам нужны. Взгляд его говорил: «Ну что, вразумил я вас? Все поняли? Похоже, не все».

Больше я никогда не встречал его прямого взгляда. А встречал я Николку потом часто: и в Троице-Сергиевой лавре, и в Тбилиси, и в Киеве, и в Москве, и на Новом Афоне, и в питерских храмах на престольных праздниках. Я всегда подходил к нему, здоровался и давал денежку. Он брал, кивал без слов и никогда не смотрел в глаза. Я не был уверен, что он помнит меня. Но это не так. Михаил, с которым он постоянно странствовал, узнавал меня и, завидев издалека, кричал, махал головой и руками, приглашая подойти. Он знал, что я работаю в документальном кино, но общался со мной как со своим братом-странником. Возможно, принимал меня за бродягу-хипаря, заглядывающего в храмы. Таких хипарей было немало, особенно на юге. Он всегда радостно спрашивал, куда я направляюсь, рассказывал о своих перемещениях по православному пространству, сообщал о престольных праздниках в окрестных храмах, на которых побывал и на которые еще только собирался. Если мы встречались в Сочи или на Новом Афоне, то рассказывал о маршруте обратного пути на север. Пока мы обменивались впечатлениями и рассказывали о том, что произошло со дня нашей последней встречи, Николка стоял, склонив голову набок, глядя куда-то вдаль или, запрокинув голову, устремляя взор в небо. Он, в отличие от Михаила, никогда меня ни о чем не спрашивал и в наших беседах не принимал участия. На мои вопросы отвечал односложно и, как правило, непонятно. Мне казалось, что он обижен на меня за то, что я плохо исполняю его заветы, данные им в день нашего знакомства. Он столько времени уделил нам, выбрал нас из толпы, сделал соучастниками его молитвенного подвига, понял, что нам необходимо вразумление, надеялся, что мы вразумимся и начнем жить праведной жизнью, оставив светскую суету. А тут такая теплохладность. И о чем говорить с тем, кто не оправдал его надежд?! Когда я однажды спросил его, молится ли он о нас и вписал ли нас в свой синодик, он промяукал что-то в ответ и, запрокинув голову, уставился в небо.

Он никогда не выказывал нетерпения. К Михаилу всегда после службы подбегала целая толпа богомолок и подолгу атаковала просьбами помолиться о них и дать духовный совет. Его называли отцом Михаилом, просили благословения, и он благословлял, осеняя просивших крестным знамением, яко подобает священнику. Поговаривали, что он тайный архимандрит, но поверить в это было сложно. Ходил он, опираясь на толстую суковатую палку, которая расщеплялась пополам и превращалась в складной стульчик. На этом стульчике он сидел во время службы и принимая народ Божий в ограде храмов. Я заметил, что священники, глядя на толпу, окружавшую его и Николку, досадовали. Иногда их выпроваживали за ограду, но иногда приглашали на трапезу.

Во время бесед отца Михаила с народом Николке подавали милостыню. Принимая бумажную денежку, он медленно кивал головой и равнодушно раскачивался; получая же копеечку, истово крестился, запрокинув голову вверх, а потом падал лицом на землю и что-то долго шептал, выпрашивая у Господа сугубой милости для одарившей его «вдовицы за ее две лепты».

В Петербурге их забирала к себе на ночлег одна экзальтированная женщина. Она ходила в черном одеянии, но монахиней не была. Говорят, что она сейчас постриглась и живет за границей. Мне очень хотелось как-нибудь попасть к ней в гости и пообщаться с отцом Михаилом и Николкой поосновательнее. Все наши беседы были недолгими, и ни о чем, кроме паломнических маршрутов и каких-то малозначимых событий, мы не говорили. Но напроситься к даме, приватизировавшей Михаила и Николку, я так и не решился. Она очень бурно отбивала их от почитательниц, громко объявляла, что «ждет машина, и отец Михаил устал». Услыхав про машину, отец Михаил бодро устремлялся, переваливаясь с боку на бок, за своей спасительницей, энергично помогая себе своим складным стульчиком. Вдогонку ему неслось со всех сторон: «Отец Михаил, помолитесь обо мне!» «Ладно, помолюсь. О всех молюсь. Будьте здоровы и мое почтение», – отвечал он, нахлобучивая на голову высокий цилиндр. Не знаю, где он раздобыл это картонное изделие: либо у какого-нибудь театрального бутафора или же сделал сам.

Картина прохода Михаила с Николкой под предводительством энергичной дамы сквозь строй богомолок была довольно комичной. Представьте: Николка со своим колтуном в пальто до пят и карлик в жилетке с цилиндром на голове, окруженные морем «белых платочков». Бабульки семенят, обгоняя друг друга. Вся эта огромная масса, колыхаясь и разбиваясь на несколько потоков, движется на фоне Троицкого собора, церквей и высоких лаврских стен по мосту через Монастырку, оттесняя и расталкивая опешивших иностранных туристов. Те, очевидно, полагали, что происходят съемки фильма-фантасмагории, в котором герои из XVIII века оказались в центре современного европейского города.

Самая замечательная встреча с отцом Михаилом произошла в 1990 году. На Успение я пошел в Никольский храм и увидел его в левом приделе. Он сидел на своем неизменном стульчике. Николки с ним не было.

– Александр, чего я тебя этим летом нигде не встретил? – спросил он, глядя на меня снизу вверх хитро и задорно.

– Да я нынче сподобился в Париже побывать.

– В Париже? Да чего ты там забыл? Там что, православные церкви есть?

– Есть. И немало. Даже монастыри есть. И русские, и греческие.

– Да ну!.. И чего тебе наших мало?

– Да я не по монастырям ездил, а взял интервью у великого князя.

– Какого такого князя?

– Владимира Кирилловича, сына Кирилла Владимировича – Российского императора в изгнании.

– Ух ты. Не слыхал про таких. И чего они там императорствуют?

Я стал объяснять ему тонкости закона о престолонаследовании и попросил его молиться о восстановлении в России монархии. И вдруг Михаил ударил себя по коленкам обеими руками и закатился громким смехом. Я никогда не видел его смеющимся. Смеялся он, что называется, навзрыд, всхлипывая и вытирая глаза тыльной стороной ладоней.

Я был смущен и даже напуган:

– Что с Вами? Что смешного в том, чтобы в России был царь?

– Ну, ты даешь. Царь. Ишь ты. Ну, насмешил. Царь! – продолжал он смеяться, сокрушенно качая головой.

– Да что ж в этом смешного?

– Да над кем царствовать?! У нас же одни бандиты да осколки бандитов. И этого убьют.

***

Недавно я рассказал о том, что хочу написать о знакомых юродивых моему приятелю. Я описал ему Михаила и Николку.

– Да я их помню, – сказал он. – Они у нас несколько раз были. Ночевали при церкви.

Его отец был священником. Сам он ничего толком рассказать о них не мог, но обещал отвезти к своему отцу. К сожалению, и отец его не смог вспомнить какие-нибудь интересные детали.

– Да, бывали они в нашем храме. Но тогда много юродивых было. Сейчас что-то перевелись.

Любовь русских людей к юродивым понятна. Ко многим сторонам нашей жизни нельзя относиться без юродства. Вот только юродство Христа ради теперь большая редкость. Таких, как Николка и отец Михаил, нынче не встретишь. Многое изменилось в наших храмах. Прежнее большинство бедно одетых людей стало меньшинством. В столичных церквях появились сытые дяди в дорогих костюмах с супругами в собольих шубах. Вчерашние насельники коммунальных квартир вместе с некогда счастливыми обладателями номенклатурных спецпайков выходят из церкви, приветствуют «своих», перекидываются с ними несколькими фразами и гордо вышагивают к «Мерседесам» последних моделей, чтобы укатить в свои многоэтажные загородные виллы…

Я не завидую разбогатевшим людям и желаю им дальнейшего процветания и спасения. Многие из них, вероятно, прекрасные люди и добрые христиане. Вот только когда я сталкиваюсь на паперти с чьими-то холодными стеклянными глазами, почему-то вспоминаю Николку с его кротким, застенчивым взглядом, словно просящим прощения за то, что он есть такой на белом свете, и за то, что ему очень за нас всех стыдно.

Где ты, Николка? Жив ли?

Александр Богатырев

13 сентября 2010 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

скрыть способы оплаты

Предыдущий Следующий
Комментарии
Дмитрий18 октября 2016, 15:24
Мир всем, есть книга в пдф формате, кому нужно пишите мне вконтакте: https://vk.com/invisible777
Михаил 9 февраля 2015, 22:19
С Божьей помощью сегодня побывал на могилках иерея Николая Трубина и схимонаха Иулиана на Новолелековском кладбище г.Кировограда!
Руслан10 декабря 2014, 22:49
Ребята. всем здравствуйте! Прошу Вас помогите мне найти книгу Жизнеописание Николая Трубина. Нигде не могу найти, заранее всем благодарен!
Мира Вам и благодати Божией!
Валерьян23 апреля 2014, 18:06
Не похож Николай на того священника из кировограда,лица разные совсем. какая-то ошибка.
р.Б. Павел18 марта 2014, 01:58
Может быть кто-то знает, еще какие-нибудь подробности об о.Михаиле? Спасибо.
Светлана21 сентября 2013, 20:47
Много лет спасаюсь молитвами батюшки Николая Трубина, а моя дочь, которая с трех лет не разговаривает и признана умственно отсталой - поет, когда видит фото батюшки Николая.
Борис10 июля 2013, 22:33
Человека дозволено знать до той глубины, где не теряется его прозрачность. Стоит же соблазниться камушками на его потаенном дне, там же вас ждет и муть неприятного ила. Негоже нырять туда, где глаз не находит света. Мало того - еще и ногами можно поскользнуться на слизи, которой обыкновенно бывают защищены эти манящие камни. Собственно слизь и предъявляет их ныряльщику в кажущейся необкновенности. Но оступившись на них, он понимает, что именно эта опасная глубина и назвала когда-то потемками чужую душу...
людмила29 января 2013, 15:50
слава богу что есть у нас на руси светлые души любящие господа спасителя и пресвятую деву марию и молящиеся за россию за спасение и всех православных люди россии а не нибировцы пробудитесь от сна от дурмана славь те спасителя нашего иисуса христа и его матерь пречистую что они не оставляют нас в пропасти в пасти зверя антихриста слава тебе пресвятая троица и господь наш иисус христос с пресвятою девою и всеми святыми и юродивыми молящихся за нас грешных спасти россию и всех любящих господа и его матерь
Галина27 октября 2012, 23:54
С огромным интересом прочла статью о юродивых Николае и Михаиле. Оказывается, они и в правду священники! Какие люди жили вместе с нами, а многие и не знали о них. Да что там! И о Боге ничего не знали...
Natalya19 января 2011, 14:04
Spasibo bolwoe! Statja zame4atelnaja, pro4itala na odnom duxanii. A gde v interne mogno najti knigy o batjuwke Nikolae? I kak ona nazivaetsja? Spasibo zaranee.0 Slava Bogy za vse!
ольга15 октября 2010, 20:31
Спасибо большое. Мне Господь благословил знать батюшку Николая. Его святыми молитвами мы и спасаемся. Он был и остается сильным молитвенником за нас грешных.
Спаси Вас Господи.
Светлана12 октября 2010, 18:26
Батюшка умер давно 14 ноября 1997 года. Похоронен в г.Кировограде. Его духовные чада собирают о нем всю информацию о подвижнической жизни
Светлана Артвих12 октября 2010, 17:10
Спаси вас Господи, Александр. Я ещё ни разу не читала вашу статью о нашем дорогом батюшке Николае Трубине, хотя вышло о нем уже три книги . Вторая есть в интернете. Бютюшка Николай Царство ему небесное умер 14 ноября 1997 года. Это был святой человек, великий праведник и молитвенник за нас грешных. Похоронен в г.Кировоград, Украина.
Виктор11 октября 2010, 00:24
В нашей многоэтажке живет одна пожилая женщина по внешнему виду ткая же, всегда укутана и с тачкой. Ходит по району и ворчит, а иногда и выкрикивает какието тексты. На против какого-нибудь человека остановится и несёт такую несусветицу, что люди по скорей хотят уйти, только чтоб умолкла. Ну а мне, и в таком же порядке довелось от нее услышать то, что мог бы знать только я и сказанно это было так, чтоб не для посторонних ушей ,хотя и громко. Теперь мы с ней приветствуемся.Она хоть и тяжело больна, но душа у нее светлая, а давит ее тот мир в котором она своими мыслями пребывает.И иногда я ее вижу такой, что имое чорствое сердце рвется.
Ольга 9 октября 2010, 17:34

Вспомнилось. Один юноша, больной падучей болезнью, во время службы в Храме, когда наши глаза встретились случайно, ткнул в сторону моих глаз двумя растопыренными пальцами, а потом стал пальцами вниз по столпу перебирать, как ножками. Пока я, наблюдая за его рукою, глаза долу не опустила.А он - бух на колени рядом с батюшкой посередь Церкви, и лбом об пол... Батюшка только в сторонку подвинулся, а матери его поднять и в сторону отташить не позволил. Меня до глубины души поразил глубокий, светлый и осмысленный взгляд больного юноши.Теперь на службах стараюсь глаза долу держать.
Судя по отзывам, схимонаха Михаила и отца Николая, многие люди почитали? Нестяжательность Христа ради нынче и правда редкое качество. Статья хорошая, комментарии со ссылками еще интересней. Дай Бог нам всегда сохранять бдительность, различать кликуш и юродивых, и в каждом человеке видеть образ Божий.Спасибо.
Валентина 9 октября 2010, 16:20
Статья очень замечательная. Только жаль, что вы вспомнили об отце Николае слишком поздно. Он умер молодым. Был священником в храме Покрова Пресвятой Богородицы в г.Кировград на Украине. Отец Николай очень любил молиться. Молился в заброшенных храмах и их потом открывали и восстанавливали. Так было и с тем храмом, где он служил перед смертью.
Владимир 9 октября 2010, 10:30
Очень добрый и светлый документальный рассказ.Спаси Господи.
Евгений24 сентября 2010, 10:56
Спаси господи за статью!
И благодарю "иии" за ссылку!
...насчет богачей: все люди разные, у каждого свой путь. У нас в храме есть алтарник богатый, на крузере V8 ездит, так он и жертвует, не жалея, на храм(а может и ещё кому), а себя не выпячивает. Знаю про ещё одного жертвователя( батюшка другого храма поведал) - на свои деньги построил воскресную школу при храме в селе Кудиново. Не школа - дворец для духовного детского творчества!
И знаю человека небогатого, но и не нуждающегося, пожалевшего 1000р для детского приюта, прости его Господи и просвети!
Андрей23 сентября 2010, 14:01
Спасибо за статью!Спаси и Сохрани Вас Госпади!!!
Anna22 сентября 2010, 21:17
Очень понравилась статья! Спаси, Господи!
У меня вопрос к о. Владимиру: как можно с Вами связатьсяи откуда Вы знаете матушку Марию? Заранее благодарю!
Дмитрий22 сентября 2010, 07:25
Спасибо!И Храни Господи Россию!
Юродивые есть и в наше время но они частично скрыты Господом....юродивые это молчащяя совесть большенства народа,мы как бы боимся признатся себе а они помогают окрыть в нас то что замурованосуетой века сего...
Если кто может понести этот труд собрать во едино всех Христа ради Юродивых и написать икону или книгу с сохранившимися фотографиями,воспоминаниями....их жизнь это молитва за нс грешных....
Они есть ,так же как есть и жив Господь!!! Внимайте...
Р.Б.Елена21 сентября 2010, 06:59
Осталось очень теплое чувство от прочтения статьи и легкий оттенок грусти о том что ,дейсвительно, юродивых сейчас стало меньше. Автору посчастливилось встретить и общаться с Божьими людьми. Фотография -чудная. Лица Михаила и Николая и весь их облик-светлы ,трогательны.Кофточка у Михаила -как бы в маленьких крестиках. А пальцы у Николая действительно,как пишет Vladimir ,как будто сложены для крестного знамения. Автор в своей статье написал все верно. Я не согласна с теми ,кто пишет что то о "предпоследнем абзаце". Я считаю, что Александр Богатырев абсолютно искренен в конце статьи ,когда говорит что не завидует разбогатевшим людям и желает им спасения.Просто мы должны понять, что мы (кто называет себя православными)нынче ,когда нет гонений на Церковь и верующих, стали слишком сытыми,спокойными,богато одетыми. Стоим вроде в храме на службе-а внутри у нас что?О чем думаем ?Всегда ли о Боге и освоих грехах?Или больше о том как мы выглядим ,достаточно ли благочестиво? КО МНЕ ЭТО ОТНОСИТСЯ В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ. Юродивые нам показывают в числе прочего и то ,о чем человек должен заботиться в первую очередь -о внешнем или о внутреннем своем состоянии.Простите меня.
ludmila20 сентября 2010, 16:11
SPASIBO za stat'u.
Анатолий19 сентября 2010, 20:20
Прекрасная статья!

А о. Михаил, если присмотреться, уж очень внешне напоминает нашего нынешнего Предстоятеля. Может, это и есть его настоящеее alter ego - подлинный путь, от которого он когда-то отказался?
M. 19 сентября 2010, 18:57
Govorili, shiarhimandrit Mihail - rodstvennik Romanovim. Perezhyil razgon K.-P. Lavri pod pistoletami.
Avtor19 сентября 2010, 14:17
Меня зовут Александр. В Кировограде вышла книга "Жизнеописание иерея Николая Трубина" (это тот самый юродивый Николка с вашей фотографии).Мне Господь благословил быть в числе тех, кто трудился над сбором информации и изданием этой книги. Сейчас готовится 4-е дополненное издание этой книги.Если кто знал странника Николая и о.Михаила и желает дополнить своими воспоминаниями и фотографиями этих подвижников новую книгу, пишите на наш почтовый ящик galateya2@bigmir.net Мы дополним вашими сведениями книгу и в подарок вышлем вам ее экземпляр.
Нина19 сентября 2010, 01:37
Спасибо большое автору, очень интересная статья.Дай Бог здоровья.
иии17 сентября 2010, 19:24

Жизнеописание иерея Николая Трубина
http://www.elisavetgrad.ru/index2.html
иии17 сентября 2010, 19:21
Да сейчас в Париже обитает один юродивый русский священник Андрей Моисеев, он обычно у Сан Жерман около полудня помбирается...
иерей Владимир17 сентября 2010, 13:08
отец Николай последние годы жил в Кировограде у схимонахини Марии, которую постриг схиархимандрит Михаил. Там есть его келия.
Скурат16 сентября 2010, 18:34
to Vladimir:
Уважаемый Vladimir, уж насколько я привычен читать текст в транслите, но Ваш текст более менее понял лишь с нескольких попыток. Если у Вас нет русской расскладки, есть отличный сайт translit.ru, где легко можно набирать латиницей, а текст переносится в кириллические символы. Ну и о главном: Вы похоже ошиблись в адрессации :) Судя по вашему тексту, думаю это было Владимиру. Но в целом да, согласен, самого подобная мысль посетила. случайностей не бывает
Вячеслав16 сентября 2010, 16:58
Хорошая статья. Я прочел дважды. Сложно было сдержать слезы.., так автору удалось передать свои мысли относительно вопроса юродства, описательная часть по поводу атмосферы прошлых лет заставила многое вспомнить и о многом поразмышлять. Фото исключительное - до самых мелочей, в нем столько информации (!), которую способен увидеть только православный человек. Спаси Вас Господи!
Марина16 сентября 2010, 15:49
Статья отличная. И последний абзац в тему.
Vladimir16 сентября 2010, 02:32
2 Скурат,

Eto vam Bog pokaziuval kak nepostoyanniu veschi v etom mire, i ne nyzhno imet' k nim pristrastiya a biud' xlodnokrovnium kogda chto nibyd' s nimi slychaetsya. Mozhet biut' etot "mniiui" iurodiviui eto Vam i pokaziuval. Tol'ko Bog syd'ya mnimiui on ili net, na Straschnom Syde yznaem.
Екатерина15 сентября 2010, 22:10
Спасибо большое. Дай Бог здравия трудившимся над этой статьёй!
р. Б. Александр15 сентября 2010, 21:39
О. Михаил- схиархимандрит. Похоронен в Ростове-на-Дону.
Скурат15 сентября 2010, 12:07
С одной стороны статья интересная, но с другой... У меня вопрос к автору: Вы с Марса что ли прилетели? А то вы так тщательно подчеркиваете "милыми советскими гражданами, сбросившими маски, переставшими играть в построение коммунизма и стучать друг на друга." Я конечно понял, что в Союзе все именно такими и были и только и делали, что строчили доносы друг на друга круглыми сутками. Вы естественно не такие, случайно оказавшие в этой "проклятой стране".
Мне почему-то кажется, что вы неправильно поняли Михаила. Он смеялся как раз над т.н. "императорами" и думаю вам также показал, мол над кем царствовать? В России ведь одни бандиты и отморозки. Те которые только и умеют строчить друг на друга доносы. Как-то так.
Извините.
Владимир15 сентября 2010, 09:22
А у нас в Виннице время от времени появлялся батюшка, который выдавал себя за юродивого. Его все приглашали переночевать, записки давали - просили помолиться, а он у людей в доме воровал понемногу. Теперь уж многие знают и он долго не появляется в городе. Вывод прост - будьте бдительны. Под личиной юродивого может прятаться и прохвост.
Андрей15 сентября 2010, 07:08
Есть у нас в России юродивые,которые молятся за всех нас. А нам всем народом каяться надо и Господь помилует нас. Спаси Господи Россию нашу и нас грешных помилуй.
грешный раб Божий Андрей. Простите.
Vladimir14 сентября 2010, 23:47
2 Священник Константин,

A drygoi chto?
Лия14 сентября 2010, 21:07
Да, предпоследний абзац не радует...
И этот как-то тоже: кричавшие и корчившиеся во время чтения Евангелия и заклинательных молитв, отличались от тех, кто остался за стенами храма, лишь тем, что перестали притворяться, осознали свое окаянство и обратились за помощью к Богу.
Так уж все за стенами храма - притворявшиеся. Весьма огульно как-то. А про Миколку и Николая -просто прекрасно.
Евгений14 сентября 2010, 12:32
Спасибо Вам за статью....
Священник Константин13 сентября 2010, 23:02
Николка о котором идёт речь к сожалению уже умер, в 1997г. На этой фотографии он юродивый странник. Но со временем он стал священником, и служил в Кировоградской епархии на Украине.
Последние года перед смертью он служил в Свято-Покровском храме г. Кировограда. Я знал его лично, и не один год был рядом, так как был в то время был панамарём в этом храме.
Похоронен он на лелековском кладбище г. Кировограда. Сейчас уже издана книга "Жизнеописание иерея Николая Трубина" в которой рассказывается о его жизни, и приводятся воспоминания его духовных чад. В этой книге есть и эта фотография.
Если кого-то интересует более подробная информация пишите на мою эл. почту. По возможности постараюсь ответить.
shp-konstantin@yandex.ru
Игорь13 сентября 2010, 21:49
В период своей жизни, когда многие от меня отвернулись, но Бог был со мною, одна женщина (в народе о ней говорили ненормальная, с ума сшедшая) встретившись со мной взглядом, подошла издалека, и совершенно ясными глазами и вразумительным голосом сказала: "У тебя всё будет хорошо". Это Бог со мной, через эту женщину говорил. Был очень благодарен этой женщине. До сих пор её вспоминаю, прошло около семи лет, с благодарностью.
Дмитрий13 сентября 2010, 18:13
А мне не по себе, когда я вижу священнослужителей, садящихся в свои дорогие мерседесы и кадиллаки. Это не идет на пользу Церкви.
Александр13 сентября 2010, 17:48
Видел я ТС лавре прошлой зимой странного мужчину. Был он на инвалидной каляске, но одет в женские зимние вещи. Значние увиденному не предал. Но выглядело все очень странно
ирина13 сентября 2010, 16:34
Спасибо, читать интересно, тема важная. В стране ничего не изменилось по отношению к людям и больным, и здоровым, и юродивым... Они наверное в дур.домах, где они никому не нужны и о них никто не заботится.
Марина13 сентября 2010, 15:40
Повезло Вам! Спаси Господи!
Наталия13 сентября 2010, 14:17
Автору огромное спасибо за статью. Прости нас Господи за то, что неможем слушать и главное выполнять Твою, Господи волю!
Иван13 сентября 2010, 10:31
Очень хорошая и добрая статья, жаль холодом предпоследенго абзаца убили все тепло.
И оправдание, мол желаю богачам спасения, выглядит скорее дежурной фразой.
Vladimir13 сентября 2010, 01:58
Interesno kak y Николаya na photographii pal'ziu slozhanniu v Krestnoe znamenie
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

×