Пространная история Иерусалимской Церкви. Период III. Часть 1 (1517-1634)

Иерусалим
Иерусалим
/p>

Начало нового исторического периода

Состояние Иерусалимской Церкви к началу XVI века было удручающим. С падением Константинополя терзаемый на протяжении многих веков Святоградский Патриархат утратил не только опору своего существования, но и общение со всем остальным христианским миром. Все меньше становилось черноризцев в монастырях, все реже встречались паломники в Святой Земле. Обители были разорены, их насельники изгнаны, храмы опустели и из-за воцарившегося по всей Палестине запустения стали разрушаться.

Покорение в 1517 году султаном Шелимом I (1512-1520) царства мамлюков стало началом нового исторического периода для Иерусалимской Церкви. Шелим признал за Иерусалимской Православной Церковью полное право на владение Святыми Местами. Более того, новый завоеватель даровал Сионской Церкви полную свободу совершения религиозных обрядов. Это свое решение Османский Султан закрепил изданием официального документа (хàтти-шериф), в котором подробно перечислялись все христианские храмы, обители и строения, воздвигнутые православными и по праву принадлежащие им. Первым в этом списке числился иерусалимский храм Гроба Господня. Эту бесценную хартию Шелим вручил лично Иерусалимскому патриарху Дорофею II (1505-1537). Так палестинские святыни были закреплены за православными греками, составлявшими к тому времени в патриархате подавляющее большинство.

Для содержания и защиты Святых Мест было воссоздано Братство Святого Гроба Господня, разместившееся в древнем Богородичном монастыре. Возглавил Братство сам патриарх, который и по сегодняшний день является его (братства) игуменом и священным архимандритом. Как и раньше, бремя и благодать собирания и благоустроения Святых Мест легло на плечи монашества.

Осознавая свою ответственность за палестинские святыни, греки всего мира, как никогда ранее, откликнулись на призыв Святого Града, сплотились и оказали неоценимую помощь в восстановлении оскверненных и пришедших в запустение святынь. Люди жертвовали деньги, отписывали дома, завещали земли, отправлялись в Палестину и безвозмездно строили церкви и целые монастыри. По всей Палестине то тут, то там стали организовываться «братства», служившие Святому Гробу посредством собирания средств на нужды возрождавшейся из руин Церкви. Неимевшие средства слали масло, мыло, пшеницу, кто регулярно, кто периодически, в больших или в малых количествах, но всегда с гордой подписью «Член Пресвятого Гроба Господня». Это был период пробуждения всегреческого сознания. Мыслями о Святой Земле бродила вся нация. Великолепные храмы восставали из руин прямо на глазах. Видя, как на обоженных солнцем развалинах вырастают виноградники и расцветают сады, османский султан не только не препятствовал православным в подвиге восстановления святынь, но и запретил фирманом от 1534 года изымать у греческих монахов имущество и причинять какой бы то ни было иной вред.

Благосклонность к православию султана Шелима все же не помешала ему разрушить в 1526 году стены Иоанно-Предтечьинской обители в Иерусалиме. Ради украшения мечети Харам Шериф он повелел изъять прославившийся своей красотой мрамор из Вифлеемского храма и одновременно с этим поставить стражу на вратах Воскресенского храма, которой была дана власть отворять и затворять храмовые двери. С этого времени с посещавших храм Гроба Господня паломников было положено собирать налог (кафар).

Однако, несмотря на все это Палестинскую землю быстро стали наполнять стремившиеся изо всех концов света поклониться Святым Местам паломники. Дворяне и мыслители, архиереи и простые иноки, богатые и нищие -- все как один направляли свои стопы в Святой Град и притекали к Гробу Господню. Среди многих других в этот период Иерусалим посетили и Вселенский патриарх Иеремия I (1522-1545), Александрийский Иоаким (1487-1567) и Антиохийский Михаил V (1523-1529). Собравшись в 1522 году в Иерусалиме, восточные патриархи провели поместный собор, на котором единогласно осудили незаконно захватившего престол Константинопольской Церкви митрополита Созоагафопольского Иоаникия. Созыв собора и присутствие на нем четырех восточных патриархов как ничто другое свидетельствуют об изменении отношения к христианам на политической арене востока. Ведь собор в Иерусалиме не созывался уже на протяжении почти ста лет!

Помимо греческого монашества в Святых Землях к этому времени крепко укоренилось и католическое, а именно представители ордена францисканцев. Однако стараниями великого визиря Ибрагима, кровного врага австрийского короля Карла V (1519-1556), 18 марта 1523 года султанским вердиктом Сионская обитель – центр обитания францисканцев -- была превращена в османскую мечеть. В 1528 году король Франции Франциск I (1515-1547) ходатайствовал перед главой Османской Империи о передачи Сионской обители латинским монахам. Султан, разумеется, Франциску отказал, сославшись на тот факт, что поскольку на этом месте уже возвышается мечеть, то о превращении ее в христианский храм не может быть и речи, однако позволил католикам «вести попечение» об остальных строениях, бывших ранее в их владении. Это решение ознаменовало некоторую свободу для латинян в Палестине и развязало им руки для дальнейшей экспансии на Святых Местах. Это было начало новой многовековой борьбы различных конфессий за бесценные святыни востока. Именно этой борьбой и ознаменуется весь третий период истории Иерусалимской Православной Церкви.

Начало спора о Святых Местах

Ушедший на покой в 1537 году Иерусалимский патриарх Дорофей провозгласил своим приемником игумена обители св. Саввы Германа (1537-1579). Главной заслугой нового первоиерарха стали реорганизация Братства Святого Гроба Господня и его сближение с патриаршим престолом. За всю свою многовековую историю Братство еще не знало такого сплочения. Оно становится основным органом дальнейшей деятельности патриархата.

С преобразованием и благоустройством Святых Мест приоритет служения Братства перемещается на собирание, воспитание и окормление рассеянной паствы. При монастырях организовываются катехизаторские школы, в которых монахи бесстрашно проповедуют слово Божие. Помимо пастырского попечительства и материальной заботы о нуждах паствы Братство Святого Гроба взяло на себя строительстве храмов, содержании клира на приходах, а позже и содержании целых школ и больниц. Лишь благодаря стараниям Братства вырезанное мечом и выжженное огнем население Палестины, по крайней мере, на половину, осталось православным.

Однако не все успело нормализоваться. После кровавого господства мамлюков в Сионской Церкви царили такая сумятица и непонимание, что не были утверждены даже ее приходские и епархиальные границы. Отдаленные приходы и храмы порой насильно захватывались представителями других конфессий и их изначальную принадлежность Иерусалимской Церкви доказать было практически невозможно.

Пользуясь этой сумятицей, интерес к Святым Местам стали проявлять и ведущие европейские страны. Вследствие этого в 1535 году между османским государством и французским королевством был заключен договор, ставший основой дальнейших отношений европейских стран и мусульманского государства. Одной из статей этого договора предусматривалось разрешение латинянам свободного исполнения религиозных обрядов на всей территории османской Турции. Это стало поводом для зарождения у францисканцев новых амбиций относительно Святых Мест. Уже в следующем году католикам удалось взять внаем и обосноваться в небольшой обители близ Иверского монастыря, хотя условия их поселения были жесточайшими. Францисканцам строго на строго запрещалось выкупать и чинить обитель, число братии не должно было превышать 24 человек, воспрещалось приобретать какую бы то ни было недвижимость и под страхом смерти запрещалось причинять вред грузинским и греческим монахам. Первым игуменом нового францисканского монастыря стал Вениамин Красс. Одновременно с католиками обосноваться на Святых Местах пытались армяне, абиссинцы и копты.

Не видя возможности обосноваться на святынях Палестины извне, католики начали вести миссию среди бедного населения Палестины и даже христиан. Необходимо заметить, что до 1550 года в Вифлееме не было ни одного католика. Интенсивными стараниями францисканцев в 1550 году два православных брата приняли католичество. Следуя их примеру, в католичество перешел и третий житель Вифлеема – сын местного священника. Эти трое составили первую католическую общину Вифлеема, которой в последствии было суждено стать центром и основой католицизма в Палестине.

На восстановление церквей и монастырей требовались огромные средства. Чтобы хоть как-то их восполнить, не имевшей постоянного дохода Святоградской Церкви, приходилось посылать своих иноков в православные страны для сбора милостыни на нужды Гроба Господня. Так, с этой целью два греческих черноризца Даниил и Гавриил в 1548 году отправились в Россию.

Первые серьезные утраты

Несмотря на самоотверженное противостояние греческих и грузинских монахов, в 1558 году францисканцам удалось захватить часть Голгофы. Возможным это стало исключительно благодаря стараниям французского короля Эрика II (1547-1559). В 1561 году папа Пий IV (1559-1565) повелел францисканским монахам навсегда поселиться в Иверском монастыре и переименовать его в обитель Христа Спасителя (St. Salvator). Спустя четыре года обманным путем католики завладели пещерой Рождества Христова в Вифлееме. Вскоре Воскресенский храм был превращен в театр страшной брани между католиками, армянами и православными. Первые стремились всеми правдами и неправдами, во что бы то ни стало, завладеть им. К сожалению, верх в этой схватке одержали латиняне. Так с 1574 года католики стали служить в колыбели христианства -- храме Святого Гроба Господня.

Подобно своему предшественнику, в 1579 году престарелый патриарх Герман добровольно оставил святоградский престол и ушел на покой. Новым патриархом Иерусалимской Церкви священный жребий указал Софрония IV (1579-1608). Как истинный пастырь и любящий отец патриарх Софроний отдал все свои силы на борьбу с новым бедствием – католической экспансией. Он самоотверженно отстаивал интересы Братства и дарованные первым султаном Иерусалимскому патриархату права. Много времени Софроний посвящал и заботам о внутреннем благоустройстве Патриархата.

В 1604 году послу Франции в Царьграде de Breves удалось добиться от османского правительства пересмотра старого и заключения нового мирного договора между Османской Империей и Французским королевством. Согласно 4ой статьи нового договора, подданным Франции разрешалось свободное посещение Святых Мест, а 5ой утверждалось, что на территории Вифлеема и Иерусалима латинским монахам впредь даровалась полная свобода передвижения и совершения религиозных обрядов. Таким образом, мирный договор 1604 года между Францией и Турцией является первым официальным документом, дающим католикам права на святыни Палестины.

Обладая свободой действий и располагая неограниченными материальными средствами, латинские монахи сразу стали скупать палестинские земли и всячески добиваться святынь, находившихся во владении православных. Более шести тысяч золотых монет истратили францисканцы, чтобы захватить Голгофу. Однако, неимоверными стараниями патриарха Софрония, нераспологающего какими либо материальными средствами, в 1605 году удалось добиться от султана Ахмета I (1603-1617) фирмана, подтверждающего права православных греческих монахов на владение Голгофой. Этот фирман был обновлен спустя год, однако на этот раз патриарху удалось отстоять лишь часть святой горы, которая принадлежит православным грекам и поныне.

Следуя уже ставшему традиционным примеру, Софроний в 1608 году сложил с себя полномочия патриарха и новым предстоятелем Святоградской Церкви был избран молодой Феофан III (1608-1644). Патриарх Феофан много путешествовал, собирая средства на нужды Святого Гроба. Посещал он и Россию.

Найдя в лице посла Французского королевства de Cesy могущественного покровителя, католики практически вытеснили православных из Вифлеема. В 1630 году стараниями того же de Cesy католики добились принятия указа, согласно которому «…крипта храма Святого Гроба, два свода, место снятия Спасителя со креста, Вифлеемский храм и Рождественская пещера изначально принадлежат латинским клирикам. Ложны свидетельства греческих монахов, как и фирманы, утверждающие обратное…».

Возвращение Святых Мест Иерусалимской Церкви

Несмотря на такое развитие событий патриарху Феофану все же удалось найти необходимых свидетелей, сумевших доказать правоту православного монашества и выдворить католиков из Святых Мест.

Вследствие этого султан Мурат IV издал указ, повелевавший возвратить православным грекам все незаконно захваченные католиками святыни, а также Вифлеемскую пещеру с примыкающими к ней садом и южным двором, на котором находились могилы православных христиан.

Получив такой документ, патриарх немедленно отправился в Святой град, однако претворить в жизнь постановление султана ему не удалось. Странным образом решения местных чиновников превозмогли указ восседавшего в Царьграде султана. Более того, открыто симпатизировавший католикам правитель Палестины Магомет паша арестовал Феофана за его настойчивость и едва не казнил.

Стараниями Константинопольского патриарха Кирилла Лукариса о происшедшем быстро стало известно в Царьграде. Однако при наличии таких покровителей с обеих сторон зашедшее столь далеко дело могло разрешиться лишь судом. Долгое время стороны не могли прийти к какому-либо решению, вследствие чего суд, возглавляемый самим великим визирем, решил пойти на компромисс и поделить святыни между притязающими сторонами. И тут Кирилл Лукарис обвинил латинскую сторону в подделке подписей и подкупе османских чиновников. Этот аргумент предрешил судьбу францисканцев. После недолгих допросов игумен иерусалимских францисканцев сознался в совершении преступления и подробно рассказал о подложных документах, с помощью которых католические монахи пытались утвердиться на Святых Местах.

16 июля 1633 года в Царьграде было произведено специальное заседание под председательством самого великого визиря относительно решения судьбы святынь Палестины. Латинян на нем представляли венецианский и французский послы, а также другие видные царьградские католики. Сторону православных представлял Иерусалимский патриарх Феофан с двумя переводчиками, секретарем и четырьмя монахами. Получив слово, патриарх Святого Града потребовал у османского правительства положить конец бесчинству францисканцев, возвратить незаконно захваченные святыни Православной Иерусалимской Церкви, которой они извечно принадлежали, а оставшихся в Палестине францисканцев обязать перейти в юрисдикцию Иерусалимского Патриархата. Видя, что весы правосудия склоняются не в их сторону, латиняне стали требовать переноса окончательного решения на более позднее время. Когда визирь отклонил их требования, посол Франции Marchewille стал угрожать немедленным оставлением страны и прекращением всяческих дипломатических сношений Франции с Османским государством. Когда же не помогли и угрозы, католики пустили в ход последнее и самое результативное оружие – деньги.

Но в скором времени завязалась война с Сирией, и судебный процесс был приостановлен. Возобновился он лишь спустя почти год в Халепе и на этот раз под председательством самого султана. За это время Константинопольского патриарха Кирилла Лукариса дважды смещали с патриаршего престола и дважды восстанавливали. В конце концов, в 1634 году тремя указами султан положил конец спорам о Святых Местах. Согласно этим указам, 1) греки имели преимущество перед армянами и католиками в храме Гроба Господня, 2) латинянам под страхом смерти запрещалось притеснять греков в Храме Гроба Господня, 3) все незаконно захваченные католиками святыни Палестины должны были быть немедленно переданы Православной Церкви Иерусалима. Того, кто ослушается хоть одного из этих трех указов, полагалось казнить через отсечение головы.

12 июля 1634 года указ султана был официально зачитан в Иерусалиме, а спустя два дня – 14 июля - произошла полная передача храма Гроба Господня греческим монахам. 15 июля был передан Вифлеемский храм вместе с пещерой Рождества Христова и оставшимися святынями.

23 октября 2002 г.

Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту