О покаянии

Поучение в неделю блудного сына

Святитель Игнатий (Брянчанинов)

Возлюбленные братия! Святая Церковь, эта чадолюбивая мать верующих, родившая их во спасение и принимающая на себя все заботы, чтоб чада ее не лишились своего наследия – Неба, приготовляя их к успешному совершению наступающего подвига святой Четыредесятницы, постановила сегодня читать на Божественной Литургии притчу Господа нашего Иисуса Христа о блудном сыне.

В чем заключается подвиг святой Четыредесятницы? Это – подвиг покаяния. В настоящие дни мы стоим пред временем, преимущественно посвященном покаянию, как бы пред вратами его, и воспеваем исполненную умиления песнь: покаяния отверзи нам двери, Жизнодавче! Что наиболее обнаруживает ныне слышанная нами во Евангелии притча Господа нашего? Она обнаруживает непостижимое, бесконечное милосердие Отца Небесного к грешникам, приносящим покаяние. Радость бывает пред ангелы Божиими о едином грешнице кающемся (Лк. 15: 10), – возвестил Господь человекам, призывая их к покаянию, и, чтоб эти слова Его сильнее запечатлелись в сердцах слышателей, благоволил дополнить их притчею.

«Некоторый богатый человек, – поведает евангельская притча, – имел двух сынов. Младший из них просил отца, чтоб он выделил следующую ему часть имения. Отец исполнил это. По прошествии немногих дней меньшой сын, забрав доставшееся ему имущество, ушел в дальнюю страну, где расточил имение, проводя жизнь распутную. Когда он прожил все, в стране той сделался голод. Сын богача не только начал нуждаться, но и пришел в бедственное состояние. В такой крайности он пристал к одному из местных жителей, а тот послал его на поля свои пасти свиней. Несчастный, томимый голодом, рад был бы наполнить чрево тем грубейшим кормом, которым питались свиньи! Но это оказалось невозможным. В таком положении он, наконец, очувствовался и, вспомнив обилие, которым преисполнен дом отцовский, решился возвратиться к отцу. В мыслях он приготовил, для умилостивления отца, сознание греха, сознание своего недостоинства и смиренное прошение о причислении уже не к семейству отцовскому – к сонму отцовских рабов и наемников. С таким сердечным залогом младший сын отправился в путь. Еще был он далеко от родительского дома, как отец увидел его, увидел и сжалился над ним: побежал навстречу к нему, кинулся на шею ему, стал целовать его. Когда сын произнес приготовленные исповедь и просьбу, отец повелел рабам: “Принесите лучшую одежду, облеките его ею, возложите перстень на руку его и наденьте сапоги на его ноги. Приведите и заколите тельца упитанного: мы вкусим и возвеселимся. Этот сын мой был мертв, но ожил, пропадал, но нашелся!” Старший сын, всегда покорный воле отца, и находившийся на поле, возвратился во время пира в дом. Он нашел странным поведение отца в отношении к младшему сыну. Но отец, воодушевляемый праведностию любви, пред которою всякая другая праведность скудна, ничтожна, возразил ему: “Сын мой! Ты всегда со мною, и все мое – твое. А тебе надлежало бы возрадоваться и возвеселиться о том, что этот брат твой был мертв и ожил, пропадал, и нашелся!”» (См. Лк. 15: 11-32).

Меньшой сын, по изъяснению святых Отцов[1], может быть образом и всего падшего человеческого рода и каждого человека-грешника. Следующая часть имения меньшему сыну – дары Божии, которыми преисполнен каждый человек, преимущественно же христианин. Превосходнейшие из Божиих даров – ум и сердце, а в особенности благодать Святого Духа, даруемая каждому Христианину. Требование у отца следующей части имения для употребления ее по произволу – стремление человека свергнуть с себя покорность Богу и следовать своим собственным помыслам и пожеланиям. Согласием отца на выдачу имения изображается самовластие, которым Бог почтил человека в употреблении даров Божиих. Дальняя страна – жизнь греховная, удаляющая и отчуждающая нас от Бога. Растрата имения – истощение сил ума, сердца и тела, в особенности же оскорбление и отгнание от себя Святого Духа деяниями греховными. Нищета меньшего сына: это – пустота души, образующаяся от греховной жизни. Постоянные жители дальней страны – миродержители тьмы века сего, духи падшие, постоянные в падении своем, в отчуждении от Бога; их влиянию подчиняется грешник. Стадо нечистых животных – помышления и чувствования греховные, которые скитаются в душе грешника, пасутся на пажитях ее, они – неминуемое последствие греховной деятельности. Напрасно вздумал бы человек заглушать эти помышления и ощущения исполнением их: они наиболее невыполнимы! А и выполнение возможных человеку страстных помыслов и мечтаний не уничтожает их: возбуждает с удвоенною силою. Человек сотворен для Неба: одно истинное добро может служить для него удовлетворительною, жизнеподательною пищею. Зло, привлекая к себе и обольщая вкус сердца, поврежденный падением, способно только расстраивать человеческие свойства.

Ужасна пустота души, которую производит греховная жизнь! Невыносима мука от страстных греховных помышлений и ощущений, когда они кипят, как черви, в душе, когда они терзают подчинившуюся им душу, насилуемую ими душу! Нередко грешник, томимый лютыми помышлениями, мечтаниями и пожеланиями несбыточными, приходит к отчаянию; нередко покушается он на самую жизнь свою, и временную и вечную. Блажен тот грешник, который в эту тяжкую годину придет в себя и вспомнит неограниченную любовь Отца Небесного, вспомнит безмерное духовное богатство, которым преизобилует дом Небесного Отца – святая Церковь. Блажен тот грешник, который, ужаснувшись греховности своей, захочет избавиться от гнетущей его тяжести покаянием.

Из притчи Евангелия мы научаемся, что со стороны человека для успешного и плодовитого покаяния необходимы: зрение греха своего, сознание его, раскаяние в нем, исповедание его. Обращающегося к Богу с таким сердечным залогом, еще далече ему сущу, видит Бог: видит и уже поспешает к нему навстречу, объемлет, лобызает его Своею благодатию. Едва кающийся произнес исповедание греха, как милосердый Господь повелевает рабам – служителям алтаря и святым Ангелам – облечь его в светлую одежду непорочности, надеть на руку его перстень – свидетельство возобновленного единения с Церковью земною и небесною, обуть ноги его в сапоги, чтоб деятельность его была охраняема от духовного терния прочными постановлениями такое значение имеют сапоги – заповедями Христовыми. В довершение действий любви поставляется для возвратившегося сына трапеза любви, для которой закалается телец упитанный. Этою трапезою означается церковная трапеза, на которой предлагается грешнику, примирившемуся с Богом, духовная нетленная пища и питие: Христос, давно обетованный человечеству, приуготовляемый неизреченным милосердием Божиим для падшего человечества с самых минут его падения.

Евангельская притча – Божественное учение! Оно глубоко и возвышенно, несмотря на необыкновенную простоту человеческого слова, в которую благоволило облечься Слово Божие! Премудро установила святая Церковь всенародное чтение этой притчи пред наступающею Четыредесятницею. Какая весть может быть более утешительною для грешника, стоящего в недоумении пред вратами покаяния, как не весть о бесконечном и неизреченном милосердии Небесного Отца к кающимся грешникам? Это милосердие так велико, что оно привело в удивление самих святых Ангелов – первородных сынов Небесного Отца, никогда не преступивших ни единой Его заповеди. Светлыми и высокими умами своими они не могли постичь непостижимого милосердия Божия к падшему человечеству. Они нуждались относительно этого предмета в откровении Свыше, и научились из откровения Свыше, что им подобает веселитися и радоватися, яко меньший брат их – род человеческий – мертв бе, и оживе: и изгибл бе, и обретеся при посредстве Искупителя. Радость бывает пред ангелами Божиими даже о едином грешнице кающемся.

Возлюбленные братия! Употребим время, назначенное святою Церковию для приуготовления к подвигам святой Четыредесятницы, сообразно его назначению. Употребим его на созерцание великого милосердия Божия к человекам и к каждому человеку, желающему посредством истинного покаяния примириться и соединиться с Богом. Время земной жизни нашей бесценно: в это время мы решаем нашу вечную участь. Да даруется нам решить вечную участь нашу во спасение наше, в радование нам! Да будет радование наше бесконечно! Да совокупится оно с радостью святых Божиих Ангелов! Да исполнится и совершится радость Ангелов и человеков в совершении воли Небесного Отца! Яко несть воля пред Отцем Небесным, да погибнет един от малых сих (Мф. 18: 14) человеков, умаленных и уничиженных грехом. Аминь.

Святитель Игнатий (Брянчанинов)

23 февраля 2008 г.

[1] См. толкование блаженного Феофилакта.
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Комментарии
Владимир28 февраля 2016, 20:00
Очень глубокие и важные слова. Нужно читать их еще и еще раз,особенно постом. Спаси Бог!
28 февраля 2016, 16:00
Как мы не совершенны, отсюда и все наши грешные поступки.
Елена Черкашина 8 февраля 2015, 23:00
Потрясающая проповедь! Так просто и ясно, доходчиво излагаются глубочайшие истины! Остаюсь под сильным и глубоким впечатлением. С уважением и благодарностью к редакции портала - Елена Черкашина. Израиль.
Юлия 8 февраля 2015, 18:00
Спасибо за ваши публикации! Очень помогают перед Постом, когда нет возможности побывать на службе. Храни вас Господь!
евгений 8 февраля 2015, 16:00
Да,велик,велик Святитель Игнатий(Брянчанинов).Велик простотой своей,когда так доходчиво может растолковать нам такие важные вещи.СЛАВА БОГУ! Отче Игнатие,моли Бога о нас,грешных
Татьяна 8 февраля 2015, 13:00
СпасиБог
Мария 8 марта 2014, 20:00
Мария :Слава Богу за всё за скорбь и за радость
Александр15 февраля 2014, 23:00
Для Елены от 03.02.13. Обувь здесь(иносказательно) есть отделение от земного, возможность по покаянию достигнуть небес.
Александр15 февраля 2014, 23:00
Для Елены от 03.03.13. Перстень - 1) изобилие даров Божиих к пришедшему через покаяние. Неоднократно Писание говорит, что кающийся грешник дороже праведника. Например в притчах о монете и о потерянной овце. С таким сыном есть Божие благо-воление, в отличие от старшего сына, у которого только законное благо. 2) О перстне много говорится в чине Венчания. Одно из появлений перстня - им фараон награждает патриарха Иосифа. На перстне таком изображалось имя фараона(в Египте было безусловное подчинение носящему такой перстень). Носитель действовал от имени фараона. (Вспомним: печать/печатка.) В этой притче перстень есть несомненный указатель того, кто более угоден отцу. А если мы, согласно св.отцам, вспомним, что под отцом в притче подразумевается Бог, то... Выводы понятны.
С. 4 марта 2013, 14:00
Слава Богу, что это все можно прочесть. Господь и помыслы целует. Но самое лучшее, ответим, братья и сестры в канун Великого поста действием во славу Божию! Простите! С.
Андрей_01 4 марта 2013, 13:00
Слава Господу нашему Иисусу Христу, который соделал возможным спасение и покаяние многих людей. Спаси, Господь.
Елена 3 марта 2013, 13:00
День Добрый! Во всех словах евангельской притчи имеется определённый символизм. Как расшифровать символы, которые содержатся в "перстне" и "обуви": "возложите перстень на руку его и наденьте сапоги на его ноги." Перстень - это символ Свободного человека?! Или я что-то путаю?! Что означало ношение обуви в те времена? Буду признательна за ответ. Елена
раб Божий Василий 3 марта 2013, 10:00
По слову Величайшего из пророков, удостоившегося чести покрестить Самого Крестящего, Иоанна Предтечи: Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное! Оно здесь, рядом с вами, сделайте шаг Ему навстречу усилием своей воли, обратясь к Господу с племенной молитвой, ибо без Его помощи все ваши попытки и начинания тщетны. Загляните в себя - и увидите, что оно там в вас самих. Царство Божие внутрь вас есть. Живите просто, и просто живите, удаляясь от всего противного Богу, сделайте шаг навстречу Христу - и протянет вам руку помощи, яко Петру, утопающему. Тако и мы утопаем с вами во гресех наших. Скажем от всего сердца, обращаясь к Богу: Господи, в покаянии прими нас!!! Да хранит вас Бог!!!
garri-grigori28 февраля 2013, 21:00
Слава в вышних Богу и на земли мир.В человецех благоволение
Виктор22 февраля 2011, 14:00
Отче Игнатий! Моли милосливого Бога, да подаст разумение и оставление грехов наших.
Людмила20 февраля 2011, 18:00
Как хочется в наступающий Великий пост потрудиться для Бога!Великую помощь оказывают в этом проповеди святых отцов Церкви.Спасибо редакции за все статьи.Храни Вас Господь!
Р Б ВАЛЕРИЙ20 февраля 2011, 14:00
Как хочется жить и поступать в этой непростой жизни по ЗАКОНУ БОГА нашего почаще смотреть во внуть себя прощать окружающих не грешить самому.Любить не только себя но и врагов .БРАТЬЯ и СЕСТРЫ простите меня гршнаго .
Людмила20 февраля 2011, 13:00
Спасибо отцам Церкви нашей великой за поучения и просвещение ума нашего. И вам уважаемая редакция за радость чтения
галина19 февраля 2011, 18:00
СпасиБОГ!
Валерий 1 февраля 2010, 22:00
Спаси вас Бог,желаю вам духа радости чистого и светлого ангела в помощь.
Р.Б. Тамара 1 февраля 2010, 07:00
Как нужны такие хорошие святоотеческие проповеди, потому что бывает совсем недостаточно для понимания проповедей которые читаются порой священником по окончании службы. Так было и в нашем храме: было все извещено в простом житейском понимании встречи отца и сына после долгой разлуки. А в действительности здесь каждое слово (одежды, обувь, украшение, угощение) - все это имеет другой смысл, вовсе не житейский, но Божественный, глубокий и эта проповедь о самом главном: о спасении нашей души. Спаси вас Господь за такую прповедь!
андрей31 января 2010, 14:00
Святителю отче Игнатие! Моли Бога о нас! Очень хорошая и свoевременная публикация. Спасибо редакции портала. Нельзя ли попросить опубликовать еще "Слово о смерти" свт.Игнатия?
Назар31 января 2010, 10:00
Спаси Вас, Господи, за проповедь. Дай, Боже, чтобы каждый в ней увидел себя.
Ksenia31 января 2010, 09:00
Святителю отче Игнатие моли Бога о нас!
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке