Афонский Геронтикон. Статья 2. О чудесном вмешательстве Божественного Промысла

Продолжаем знакомить читателей сайта «Православие.ру» с трудом архимандрита Иоанникия, который в виде кратких рассказов поведал об афонских подвижниках новейшего времени (хотя некоторые истории знакомят с преданием и о святогорцах древних времен). В этой главе автор собрал рассказы о случаях чудесной помощи Бога и Его святых, явленных на горе Афон.

Иверский монастырь
Иверский монастырь
/p>

Человеком, который основал монастырь Дохиар, был святой Евфимий, сподвижник нашего святого отца Афанасия Афонского. Он также построил церковь во имя святого Николая и весьма много подвизался ради Господа.

Второй строитель монастыря – святой Неофит, племянник святого Евфимия. Он был сыном вельможи при дворе императора Никифора Фоки и служил первым советником императора Иоанна Цимисхия. Его отказ от почестей и славы этого мира был поистине достоин восхищения.

Преподобный Феофан Дохиарский удостоился наименования чудотворца. Он превратил соленую морскую воду в пресную, а бурное море в спокойное. Он построил монастырь вблизи города Верия, посвященный ангелам, и после его смерти там происходило множество чудес.

***

Наша преславная Божия Матерь и Защитница Владычица Богородица не раз доказывала Свою материнскую заботу о возлюбленных чадах Ее – афонских монахах. Известно огромное множество доказательств Ее опеки. Однажды, когда пираты готовили тайное нападение на монастырь, благочестивый игумен ватопедский услышал голос Пресвятой Богородицы, исходящий от иконы. Она велела ему не открывать ворот, но бить тревогу и приказать монахам подняться на крепостные стены для отпора врагу.

***

В том же монастыре жил преподобный иеродиакон, который спрятал икону Божией Матери, называемую «Виматарисса», в монастырском колодце. Она была обнаружена лишь спустя много лет после захвата монастыря варварами стоящей вертикально в воде с зажженной перед нею свечой.

***

Геннадий, келарь ватопедский, жил святой жизнью в согласии с волей Божией и сподобился стать свидетелем чуда от Пресвятой Богородицы: он видел, как пустой сосуд сам наполнился таким количеством масла, что оно полилось через край и под дверь в кладовую.

***

Говорят, что в Иверском монастыре жил слепорожденный монах, чье имя было Анфим. Услышав о чудесах иконы Владычицы нашей Богородицы «Портаитисса», производимых ею по всему миру, он стал молиться ей об излечении от слепоты и стал настолько почитать икону «Портаитисса», что попросил иконописца написать ее для него. Согласившись, иконописец начал готовиться. Но каждый раз, когда он пытался приступить к делу, руку его как будто охватывал холод.

Через несколько дней отец Анфим, решив, что икона уже готова, отправился к иконописцу, и тот рассказал ему, что каждый раз, когда он начинает писать, его руки немеют так, что он не может работать. Когда отец Анфим услышал это, он встал на колени и усердно принялся умолять Богородицу, чтобы брат написал Ее святую икону.

Божия Матерь не оставила без внимания его мольбу. Икона появилась на доске сама, без вмешательства иконописца, и открылись глаза у Анфима, так что он смог увидеть лики Пречистой и Господа нашего Иисуса Христа. Это событие стало известно всем. Отец Анфим узрел икону собственными глазами, безмерно наслаждаясь своим видением; потом глаза его затуманились снова, и он стал таким же, как прежде.

***

В скиту Керасья жили два пожилых подвижника, Иоанн и Феодосий. Им было назначено послушание – вырезать деревянные ложки. Они в короткое время сделали их так много, что смогли наполнить ими два мешка, и тут по Промыслу Всецарицы прибыл торговец из Румынии и все их купил.

***

В день святого Георгия келлия святого Георгия на Карулях отмечает свой престольный праздник. Эта история случилась во время такого праздника где-то между 1930 и 1935 годами. Примерно 20–25 русских и греческих подвижников собрались для бдения, но у них не оказалось рыбы к празднику.

Отец Зосима, весьма благочестивый и простой монах, который любил людей и был самым милосердным среди всех русских подвижников Афона, предложил им рыбачить в том месте, где они находились, так как их домик был расположен на краю обрыва над морем. «Но как мы можем ловить рыбу без крючка или приманки?» – отвечали другие.

«Вот гвоздь, небольшая струна и кусочек хлеба», – сказал старец. Они перекрестились, забросили необычные удочки и чудом поймали большую рыбу, из которой сварили уху. Это был дар, посланный покровителем святой келлии!

***

Следующий чудесный случай произошел 30 лет назад в монастыре святого Павла во время немецкой оккупации. Он еще раз подтвердил участие Пресвятой Богородицы во всех нуждах нашей жизни. В этом монастыре жил простой старец с чистым сердцем, монах Фома.

Его послушание заключалось в том, чтобы помогать в пекарне. Однажды оказалось так, что двух монахов, которые отвечали за пекарню, не было на месте, и вся ответственность легла на их помощника, старца Фому. Ему нужно было приготовить и испечь столько хлеба, чтобы хватило на два дня, а это огромное количество, предназначенное для всех братий и паломников.

Он не знал, что делать, не представлял, как и с чего начать. Тогда со слезами на глазах монах взмолился Божией Матери, прося о помощи. После этого он взял немного дрожжей и добавил их в воду и муку. В этот момент явилась прекрасная Жена, вся в черном. Она сама смешала нужные ингредиенты, вылепила хлебы и испекла их. Все это время старец Фома ощущал, как будто он находится не здесь.

Когда позднее он рассказал отцам о том, что случилось, они поняли, что этой женщиной была Богородица. Хлеб на вкус оказался очень сладким и приятным. «Отец Фома, ты, вероятно, что-то добавил в хлеб, чтобы он испекся так быстро и был таким вкусным!» – говорили ему.

***

Святая икона «Портаитисса» известна как величайшая чудотворная икона на Святой Горе.
При явлении ее был виден огненный столп от моря до неба, который указывал на место, где икона была найдена. Об этом было открыто иверскому отшельнику святому Гавриилу, который спустился с горы и пошел по морю, как по суше. Он взял икону, и монахи поместили ее с великими почестями в храме. Но Пресвятая Дева, явившись, сказала игумену: «Я пришла сюда, чтобы защитить вас, а не чтобы вы защищали Меня». И после этого монахи неоднократно находили икону у ворот монастыря, после чего помещали ее обратно в храм. С того времени икона была названа «Портаитисса», что значит «у ворот». Она полна величия, великолепна; это изображение, достойное Божией Матери – Той, Которая является нашей великой Покровительницей и Помощницей.

На лике иконы «Портаитисса» есть шрам от удара мечом. Удар был нанесен турецким пиратом, который сразу же увидел кровь от нанесенной им раны. Это чудо подействовало так сильно на него, что он крестился, постригся в монахи и остался в монастыре. Из чувства покаяния он не хотел называться иначе, как Варвар, и жил столь благочестивой жизнью, что был прощен. Существует фреска с его образом в маленькой часовне «Портаитиссы». Он одет, как пират, и назван «святой Варвар».

***

Когда наш святой отец Акакий Кавсокаливит подвизался в пещере как отшельник, по свидетельству его житописателя, иеромонаха Ионы из Кавсокаливитского скита, каждое утро прилетала красивая птица, садилась на дерево у пещеры и выводила изысканные трели. Когда святой слушал птичку, он исполнялся большой радостью, освобождавшей его от скуки и печали, которые иногда нападают на безмолвников. Может быть, птица была ангелом Божиим, посланным ему как утешение в этой безутешной пустыне.

Святой Акакий был наделен даром умиротворения. Когда кого-нибудь мучили внутренние мысли, ему надо было лишь посмотреть на радостное лицо святого, чтобы тотчас смириться и перестать беспокоиться.

***

В XIII веке в Лавре подвизался преподобный Григорий, который был духовным отцом святителя Григория Паламы – великого учителя нашей православной веры.

Этот благословенный старец так много совершенствовался в нестяжании и посвящал себя неустанной молитве, что ангел являлся, дабы приносить ему пищу.

Много лет прошло с того прекрасного чуда, которое произошло в день святого Николая в монастыре Григориат. Известный монах Хаджи Георгий был в то время еще послушником Гавриилом. Отцы были опечалены тем, что из-за плохой погоды они не смогли наловить рыбы для праздничного обеда. Но Гавриил не отчаивался. Вся его вера и надежда была на святого Николая Чудотворца. Он весь погрузился в молитву и вскоре после этого, в канун праздника, сильные волны вынесли на берег к монастырю много больших рыб. Как только отцы увидели это, они побежали собирать рыб для приготовления обеда, славя святителя Николая и воспевая хвалу ему.

***

Известный духовник отец Иоанн из скита «Аксион Эстин» однажды рассказал об одном новом работнике, который пришел в скит святого Андрея, чтобы исповедаться. Этот работник рассказал ему, что он умер, когда еще был ребенком. Прежде чем его похоронить, его мать пошла в церковь и слезно молилась на коленях в течение длительного времени. Затем она вернулась домой, надела свою лучшую одежду и легла рядом с сыном, который был в гробу, и сказала: «Встань, дитя мое, я пойду вместо тебя». Ребенок был воскрешен, а мать умерла в тот же миг. Много лет спустя этот человек пришел на Святую Гору, чтобы быть рабочим в Карее.

***

Однажды монах Аглай из монастыря Констамонита заболел, и врач посоветовал ему есть мясо, так как у него оказался туберкулез и он часто плевал кровью.

Больной старец очень опечалился, потому что в таком случае он был бы не в состоянии служить в своем монастыре пономарем. Он беспрестанно молился, горячо прося Господа о выздоровлении. Однажды, когда он молился таким образом, он вдруг увидел большого оленя, который появился перед ним, опустив голову, а затем упал, корчась. Отец Аглай, боясь, что тот сейчас умрет, быстро побежал сообщить другим отцам и садовнику, который не был монахом. Когда садовник увидел бедное животное в таком состоянии, он убил его и содрал с него шкуру. Старцы постановили, чтобы отец Аглай варил себе немного мяса каждый день. Они верили, что олень был отправлен Господом в качестве дара, благословения и лекарства для больного монаха.

***

«Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6: 33) – эта заповедь Господа, которая передает всю полноту веры в Божественный Промысл, является жизненным руководством подвижников.

Старец Херувим из скита святого Василия был подлинным аскетом, исполненным веры и надежды. Но он был немного туг на ухо. Однажды после сильного снегопада он в своей келлии оказался отрезанным от внешнего мира и провел без еды целую неделю. И вот вдруг незнакомец с нагруженным мулом постучал к нему в дверь, а на дворе была почти ночь. Путник спросил, успеет ли он добраться до пещеры святого Петра до наступления темноты, а затем вернуться в монастырь святого Павла.

Отец Херувим отвечал ему: «Брат мой, столько снега, что ты не сможешь добраться до скита святого Петра, даже если у тебя будет впереди целый день. Оставайся здесь на ночь, а завтра рано утром сможешь ехать».

Незнакомец сказал: «Отче, я привез продовольствие, которое хотел бы продать, а затем вернуться домой. Если хочешь, сохрани все это и дай мне немного денег». – «Поскольку ты спешишь, оставь их здесь, в этом углу, а я дам тебе денег, которые пожертвовали мне странники». Старец пошел в свою келлию, а незнакомец принялся разгружать товар, но когда старец вернулся, его уже не было. Отец Херувим выглянул на улицу и позвал, но на снегу не было следов ни животных, ни людей. Тогда он понял, что все это было видимым проявлением невидимого Божественного Промысла, который заботится обо всем. Старец вошел в свою маленькую часовню и поблагодарил Господа. С благодарностью он поместил продукты в кладовку. Их хватило на всю зиму.

***

Мне, недостойному, пришлось как-то слышать о таких чудесах, и прежний игумен монастыря святого Павла архимандрит Андрей рассказал похожую историю. Бедный отшельник Ефрем жил в скромной келлии между скитами Катунаки и святого Василия. Его келлией была покрытая несколькими листами жести пещера, находившаяся под огромной скалой. Он жил там, терпя неисчислимые бедствия и лишения.

Раз зимой выпало много снега, и бедный старец Ефрем был полностью им засыпан. Его запасы сухарей закончились, и он оставался без пищи в течение нескольких дней. Однажды перед входом в свою пещеру он увидел мирянина, стоящего с огромным мешком на спине.

«Отче, благословите, я иду в Керасью, но так много снега, и уже темнеет. Хорошо было бы оставить мешок здесь, а забрать его завтра днем».

Отшельник Ефрем, чрезвычайно удивившись, спросил незнакомца: «Откуда ты здесь, брат мой? Как видишь, здесь нет дороги. Но входи. Здесь для тебя есть огонь, чтобы согреться. Оставь свой груз тут и возвращайся за ним в любое время».

Но незнакомец сделал вид, что спешит вернуться к монастырю святого Павла, и исчез прямо на глазах у отшельника. В тот момент, когда отец Ефрем перестал его видеть, перед ним оказался мешок. Он посмотрел: направо и налево от пещеры не было никаких следов. Открыв мешок, старец обнаружил в нем сухари и другие продукты, которыми питался, пока зимняя непогода не закончилась. Его глаза наполнились слезами радости и благодарности, и он прославил Бога и Его чудеса.

***

Отец Евстратий не носил бороды, несмотря на то, что ему было 30 лет. После смерти своего старца в Свято-Троицкой келлии монастыря святого Павла он отправился в Кавсокаливию. Там старцы отказались принять его, потому что они не хотели, чтобы кто-нибудь из них был без бороды. Евстратий был настойчив. В ту ночь у них было бдение в честь Пресвятой Богородицы. Утром чудесным образом на лице Евстратия появились несколько волосков, за которые он воздал Ей хвалу и благодарность. Самое удивительное, однако, было то, что со временем его борода выросла до земли.

В 1864 году Чусни-паша, губернатор города Фессалоники, посетил Афон. Будучи высокообразованным человеком, он хотел посетить Протатон. Там он увидел, в частности, фрески святых Онуфрия и Петра Афонских. Но он не поверил, что их бороды были до земли, как это показано на фресках. Отцы заверили его, что такое возможно, и в доказательство привели длиннобородого старца Евстратия. Паша, удивляясь, говорил по-турецки: «Afentersin efentiler», что значит: «Прошу прощения, господа!»

***

В 1750 году воскресенье перед Великим постом началось с того, что монаху Макарию из скита святой Анны стало очень плохо. Он находился при смерти. Его послушник, отец Феоктист, в тот год был помощником монаха, который отвечает за главный храм скита и прием гостей. После литургии отец Феоктист был очень огорчен, потому что нужно было найти рыбу, чтобы сварить суп для угощения старцев. Он спустился к пристани скита, но не нашел там ни лодки, ни рыбаков.

Вокруг было пустынно. Море волновалось. Отец Феоктист, упав на колени, стал молиться святой Анне, матери Пресвятой Богородицы и покровительнице их скита.

Едва он закончил молитву, как увидел огромную рыбу, игриво плещущуюся в волнах. Он сотворил крестное знамение в ту сторону, и внезапно рыба была выброшена на песок следующей волной. Обрадовавшись, отец Феоктист тут же подобрал ее и побежал к главному скиту, где его старец лежал прикованным к постели. Он сварил рыбу, накормил старца, который мгновенно выздоровел, а тем, что осталось, кормили всех монахов и паломников, которые оказались в скиту в тот день. Они говорили, что никогда в своей жизни не пробовали рыбы вкуснее, чем эта, посланная Богом.

***

В Новом скиту жил бедный монах, старец Дорофей, который никогда не покидал Афон с того времени, как пришел сюда еще ребенком. Он не делал ничего на продажу. Он мог только ловить рыбу на маленькой лодке. Однажды, когда у него закончилось все масло, всеблагой Господь заставил бочку масла приплыть из моря и плавать между Новым скитом и пристанью святого Павла.

***

В день Пасхи 1935 года игумен святого Павла архимандрит Серафим и все 60 отцов обители вышли во двор, чтобы служить литургию в честь Воскресения Христова. В радостном настроении, полный возглашения «Христос воскресе!», игумен сказал одному из братий: «Отец Фома, сходи к мощам отцов и скажи им, что Христос воскрес». «Благословите, отче», – ответил тот и не задумываясь быстро пошел в костницу.

«Отцы, я послан игуменом сказать вам: “Христос воскресе!”» – воскликнул он громким голосом.

И вдруг кости скрипнули и подпрыгнули. Один череп поднялся на метр в воздух и ответил: «Воистину воскресе!»

После этого наступила мертвая тишина. Отец Фома бросился назад, чтобы рассказать все, что он видел и слышал. Достопамятный старец Феодосий, позднее библиотекарь монастыря, часто рассказывает об этом случае.

***

Его все называли «авва», и он действительно был «папой» – старец Исаак Дионисиатский. В своих монашеских подвигах поста, молитвы и духовной борьбы он всех любил и был послушен во всем любому. И все любили его.

Однажды, когда он находился на послушании на подворье монастыря в Карее, его наставник отец Геласий, который в то время представлял их монастырь в Карее, предупредил его, что уже полдень и ожидается буря, так что он может заблудиться на обратном пути в этот час в зимнее время. Но старец отвечал, что ему без всяких оправданий обязательно надо вернуться в Дионисиат, который находился в пяти часах ходьбы от Кареи. И вот, постояв на коленях, блаженный ушел. Когда он достиг вершины горы, начался сильный снегопад. Стало тяжело идти. Когда он добрался до холма под названием Босдум в Симонопетре, снега было уже по колено и начинало темнеть. Старец Исаак был напуган этой темнотой, снегом и дикими зверями в лесу.

Уповая на Господа, святой старец воззвал из самой глубины сердца: «Господи Иисусе Христе, Боже мой, по благословению святого старца, пожалуйста, спаси меня в этот час». И тотчас же он был поднят невидимой силой и отнесен к воротам своего монастыря.

Подходило время вечерни, и привратник хотел уже закрывать ворота. Когда он увидел авву Исаака, то был очень удивлен и, поздоровавшись, с благоговением спросил его, как он смог добраться в такую непогоду. Блаженный ответил, что он приехал из Кареи.

«Но как вы смогли очутиться здесь в такую погоду?» Авва не мог ответить, а только смотрел на икону святого Иоанна Предтечи.

Привратник также заметил, что на снегу нет следов со стороны Кареи. Наконец, после настойчивых расспросов привратника о том, каким образом он покинул афонскую столицу и как он прибыл в Дионисиат, авва Исаак смог рассказать ему и другим отцам, что произошло: он сказал, что помнит все, что было с ним в первую половину пути, но дальше он может вспомнить только, как просил у Бога помощи. А потом он оказался перед входом в монастырь.

Перевела с английского Ангелина Леонова
Перевод публикуется с некоторыми сокращениями.

http://www.pigizois.net/agglika/athoniko_gerontiko/

18 июня 2010 г.

Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту