Прикованный Прометей.
День учителя в Год учителя

Сельская школа. Фото: Геннадий Усоев / v2008.thebestofrussia.ru
Сельская школа. Фото: Геннадий Усоев / v2008.thebestofrussia.ru
Нынешний наш профессиональный праздник не просто День учителя, а День учителя в Год учителя. Чем отмечен этот год? Может быть, учителям зарплату повысили или отметили юбилей сельской учительницы на первом телеканале? Нет. Отмечен он голодовкой учителей в Ульяновске, пикетами и митингами протеста по всей стране против «оптимизации» и беспардонного ЕГЭ с его заумными заданиями. Только в Липецкой области в прошлом году закрыты 75 школ, а подушевая оплата учительского труда окончательно уничтожит сельские школы. Вместе со школами будут исчезать и сами деревни, которые сегодня еще остаются хранителями исконно русской культуры. Министр постоянно повторяет, что есть плохие учителя. На августовском образовательном форуме начальник управления образования и науки Липецкой области Ю.Н.Таран поведал о том, что, по данным исследований социологов, почти половина россиян считает, что педагоги не поль­зуются уважением в обществе, а для 65 процентов наших сограждан учителя не являются авторитетом.

Плохие специалисты есть, конечно, в любой сфере человеческой деятельности. Есть плохие сапожники и плохие министры… К счастью, встречаются плохие учителя не так уж часто, и не они определяют лицо профессии. Уважение же к профессии начинается с уважения к ней государства. В военные и послевоенные годы зарплату в деньгах в деревне получал только учитель. В неурожайном 46-м году в одном из колхозов после выполнения государственных поставок осталось три мешка пшеницы. На заседании правления колхоза решали, как разделить их колхозникам на трудодни. Председатель предложил: «Давайте не будем делить, а отдадим эту пшеницу учителям». Проголосовали за это предложение единогласно. Учительница начальных классов Валентина Вячеславовна Лаптева в 39 лет была награждена высшей наградой страны – орденом Ленина, а позже – вторым орденом Ленина и орденом Трудового Красного Знамени, дважды избиралась она депутатом Верховного Совета РСФСР. Учителя в те времена поль­зовались авторитетом сограждан и уважением в обществе потому, что государству были нужны высокообразованные специалисты, созидатели будущего.

Сегодня ситуация совсем иная. Назовите другую профессию, в которой зарплата ниже учительской. По словам того же Ю.Н.Тарана, зарплата педагогов ниже, чем в среднем по области. Лишь у 10% учителей она выше 15 тысяч рублей. А вот зарплата начинающего учителя начальных классов всего 4200 рублей. Беспокойство по этому поводу прозвучало в программе «Вести Липецка» из уст учительницы начальных классов, единственной в городе удостоенной почетного звания заслуженный учитель РФ. Можно ли с такой зарплатой содержать семью, строить свой дом да еще стремиться к высокому статусу в обществе, постоянно занимаясь самообразованием, и может ли нищий учитель воспитать свободную личность?

Какой образ учителя преподносят наши СМИ? Не будем говорить о сериале «Школа». На первом телеканале в программе Андрея Малахова «Пусть говорят» вполне серьезно обсуждалась проблема, может ли школьная учительница по совместительству работать стриптизершей. Казалось бы, что никакой проблемы тут и быть не может. Ведь в русском сознании слово «стриптиз» всегда ассоциируется со словом «бордель». Однако в поддержку такого совместительства сразу вступает хор секс-журналисток «без трусиков»: «Почти каждая школьная учительница – «синий чулок». Разве может учитель служить примером?!» Возможно, они и правы. Учителя превратили из носителя прометеева огня в дилера (по-русски, продавца, торгаша) на базаре образовательных услуг. В той же программе Малахова учительница, овладевшая профессией проститутки, заявляет, что никогда не вернется в школу. О каком статусе и престиже учительской профессии, авторитете учителя в обществе можно говорить после таких заявлений?

Конец 20-х – начало 30-х годов. Вся страна была заряжена идеей великого прорыва. Построение новой школы шло путем проб и ошибок. В те годы школа испытала на себе и комплексный, и формальный методы, и метод проектов, и поголовное тестирование. Но скоро стало ясным, что все эти зарубежные методы на русской почве не приводят к желаемому результату. Для великого прорыва нужны всесторонне развитые граждане, творчески владеющие основами наук. В середине 30-х годов в школах вводится предметное обучение, изучается и обобщается опыт лучших учителей. На этой базе создаются школьные учебники, методики преподавания, учебные пособия, научно-популярная литература. Вместе с общеобразовательными школами развиваются и школы фабрично-заводского ученичества. В 80-х годах советская школа – одна из лучших в мире.

Эти успехи школы стали возможными только благодаря общенациональному порыву в светлое будущее. Газеты, журналы, кинофильмы – о людях труда, об успехах в науке и технике. Освоение стратосферы, перелет через Северный полюс в Америку, Магнитка, Днепрогэс, первый искусственный спутник Земли, первый человек в космосе… Научно-популярная литература издается и расходится миллионными тиражами. В каждой школе работают кружки радиолюбителей, фотолюбителей, авиамоделистов, судомоделистов. Открываются дома пионеров и школьников, в каждом из них – десятки кружков технического творчества. Ребята проверяют себя, что-то мастерят, экспериментируют. Создается культ знаний. Учатся все – и взрослые, и дети. И все это при «кровожадном изверге» Сталине. Именно такой общенациональный подъем позволил нашему народу одержать Великую Победу. Даже Гитлер в конце войны признавал, что победу обеспечил советский учитель.

Сегодня молодого человека настойчиво заставляют решать другие проблемы: как добыть бабло любыми путями и средствами, «как прожить без трусиков». На прилавках книжных магазинов и книжных развалах – интимные дневники для девочек от Ксении Собчак, камасутра (гламурная, когнитивная, для продвинутых…), сонники, руководства по магии и хиромантии, заговоры колдунов и знахарей. Телевидение пропагандирует насилие, гедонизм, похоть, откровенный разврат и разложение. Сознание общества возвращают к временам средневековья.

Школу заставляют опять наступать на старые грабли, объявляя инновацией метод проектов, а универсальным инструментом контроля знаний – тестирование. Парадоксально, но факт: в 30-е годы пять вчерашних гимназисток в обычной сельской школе без электричества, без радио и телевидения и почти без наглядных пособий добивались поразительных результатов в обучении. Сегодня в руках учителя компьютер, интернет, постоянно звучат слова «модернизация», «инновации» а выпускники пишут: «Чюдиса в ришате» и не знают простейших фактов, известных любому троечнику в 30–80-е годы. Рынок изменил подходы к качеству издаваемых учебных пособий. Раньше они предназначались для того, чтобы помочь учителям и ученикам глубже понять и освоить изучаемый материал. Сегодня часто преследуются только две цели: доход издательству и ученые степени авторам. Образцы и эталоны во многих таких пособиях не выдерживают никакой критики.

Сегодня школа похожа на Прометея прикованного. Она опутана цепями ЕГЭ, западной идеологией гедонизма и дикого, безудержного потребительства. Орлы-тараны методично клюют печень учительства. Учителям хочется пожелать запастись терпением и надеяться на приход нового Геракла. Такое состояние долго продолжаться не может. Здоровые силы общества возродятся и победят тьму. Иначе нация обречена на самоуничтожение.

В.М. Ясенков, заслуженный учитель РФ, педагогический стаж 45 лет (Лебедянь, Липецкая обл.)

Русское воскресение

7 октября 2010 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Станислав 9 ноября 2010, 00:28
Это человек преподавал в колледже, а за правду его попросил уйти так называемый директор! Лишать такого человека возможности воспитать еще не одно поколение
Сергей29 октября 2010, 16:49
Да, с одной стороны - "Весна на Заречной улице", "Доживем до понедельника", "Большая перемена", а с другой - сериал "Школа"... Умные и серьезные, веселые и трагичные фильмы против похабщины...
Ирина11 октября 2010, 23:43
Не знаю учителей равнодушных в своём ближайшем окружении.Только они и борятся с накатами тьмы и невежества, неустанно поправляя детей в их духовных и нравственных ошибках.
Марина11 октября 2010, 20:16
Горько, обидно, больно. И жаль детей. У них нет детской радости от нынешней школы, их нагрузили настолько, что они не хотят учиться, в старшей школе они бегают по репетиторам, чтобы набрать баллы на ЕГЭ. И нет никакой радости ни детям, ни учителям.
А учителя затюканы колоссальным количеством бумаг и справок. Им некогда тихо посидеть с учеником и побеседовать о сокровенном и наболевшем в детском сердце. А что хотим мы - Фурсенко не интересует. В школах дорабатывают "советские " учителя. Молодежь за копейки работать не хочет. Кто придет вместо старой гвардии...
Когда уже будем смотреть на себя и свою историю, не на Запад, а на свой исторический опыт. Такое ощущение, что многое по принципу: "После нас хоть потом".
Светлана11 октября 2010, 09:41
Низкий поклон всем учителям и преподавателям училищ, техникумов и ВУЗов! Мои бабушка и дедушка,оба родителя (уже на пенсии) были учителями в школе маленького военного городка, а муж преподает физику в одном из питерских ВУЗов. Так что эта проблема мне близка и понятна. Больно и горько видеть развал образования в стране, народ которой по-праву считался самым грамотным и читающим! Да поможет нам Господь не растерять окончательно то, что еще осталось от старой советской средней, профессиональной и высшей школы!
Многогрешный 8 октября 2010, 15:51
Все правильно и честно. Получается, еще лет десять-тридцать - и мы окажемся на уровне неандертальцев.
Анастасия 8 октября 2010, 10:16
проработала в школе учителем иностранного языка год. зарплата была - 4 тысячи. приходилось 2 выходных работать в магазине продавцом и брать кучу репетиторств (слава Богу, что была подработка и свободное время!)но были и плюсы: похудела и постройнела, потому что приходилось постоянно крутиться и бегать по частным занятиям, да и элементарно лишних денег не было на обеды))
Oksana 8 октября 2010, 02:36
Держитесь дорогие наши учителя! Хоть немного, но помогите детям делать шаги в сторону света!
Андрей 7 октября 2010, 21:57
ОРТ не судья. Неплохо бы вообще прикрыть этот каналишко. Есть Учителя, Слава Богу.
Надежда 7 октября 2010, 21:37
Страшно читать, грустно. Дай нам, Бог! силы и разум остановиться в этом падении.
Мария Калиш 7 октября 2010, 21:06
Спасибо!!! Мне 30 я пришла в профессию потому что хотела, работаю в Москве и готова подписаться под каждым словом, кроме того что Я считаю что самого пика развития русская школа получила в начале 90-х, когда сохранялись лучшие традиции советской школы, но была свобода творчества. Я могу быть субъективна, но учиться в той школе было здорово!
Мария 7 октября 2010, 20:13
Бог Вам в помощь в Вашем нелегком деле!
Владимир 7 октября 2010, 19:39
Ничего иного в условиях национального предательства правящих кругов и быть не может. Создается впечатление, что всю страну ,обозвав её проектом "Россия",уже продали...Но "всякаЯ власть от Бога," то есть Господь попускает нам всё это (а то ли ещё будет?) для того,чтобы мы отвернулись от служения мирским идолам,но стали бы его народом.
Александр 7 октября 2010, 17:33
Все верно. Честно. И от этого только хуже.
Сергей 7 октября 2010, 16:30
Полностью согласен со статьей. Я бы ... нынешнего министра образования. Но он не один- это компания вместе с руководством страны вместе, иначе уже давно не был бы министром. Своих детей пытаюсь воспитать правильно. Вот только дети видят вокруг себя то, что сильно отличается от того что я им предподношу за правильную норму. И, к сожалению, учителя уже совсем другие. Они стали равнодушными.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×