Знаю – не знаю

Сколько в мире прекрасных слов! Забудем на время о Символе веры и о словах любовных признаний. Обратим внимание на чудесную фразу «не знаю». Бог видит, что я не вру, когда говорю о её красоте. Она ничуть не менее красива, чем торжествующий крик «Эврика!»

От человека, который заявляет, что знает всё, нужно бежать, как от прокажённого. Напротив, человек, смиренно говорящий: «Я этого не знаю», — приятен. Он даже красив в этот момент, независимо от черт лица, пола и возраста.

Один кричит, что даст ответы на все вопросы, и к нему бежит толпа людей, как правило, состоящая из тех, чьи вопросы несерьёзны. Другой говорит, что нечто превосходит его понимание, — и с ним хочется общаться. Он знает главное — границы своего понимания.

Незнание спасает. Вот в аквариуме плавает рыбка. Она, по сути, находится в тюрьме, и за ней то и дело безразлично наблюдают. Если бы рыбка знала о своём унижении, она отказалась бы есть и через два дня всплыла бы брюхом кверху, мёртвая от обиды и праздных взглядов. Вместо этого она плавает по одному и тому же маршруту, приближается к стеклу в ответ на стук ногтя, и по ней видно, что она — не человек. Осознанное страдание — не её чаша.

Мы тоже немножко в тюрьме, и за нами тоже наблюдают. Причём не немножко. Но мы этого не знаем, не чувствуем, и оттого бываем счастливы и беззаботны.

Я, к примеру, не знаю, о чём думает сосед в маршрутном такси. Если бы мне это было известно, мог бы я спокойно ехать рядом? Вряд ли. Если бы мне были открыты изгибы и повороты судеб всех людей, с которыми я пересекался в жизни, разве мог бы я жить спокойно? Разве мы подавали бы друг другу руки, если бы всё друг о друге знали? Вопрос риторический. Не подавали бы. Мы бы возненавидели друг друга, возгнушались бы своим соседством. Заповедь о любви предполагает некое божественное незнание о тайне человека и нежелание в эту тайну проникать. Вот почему любовь к грешнику, не гаснущая при виде его грехов, выше и чудеснее, чем воскрешение мёртвых.

Наше незнание — такой же подарок от Бога, как и наши относительные знания и умения. Из этой светотени, из сложных сочетаний «знаю — не знаю» и составляется красота человеческого мира. Пусть нам твердят о том, что мир не чёрно-бел, что в нём есть много оттенков. Всё-таки чёрно-белые фотографии рельефней и сочнее. Они лучше ловят момент и передают жизнь. Пёстрые цвета — это лубок и почтовая открытка, отправленная к Рождеству без всякой веры в воплотившегося Бога. Чёрный и белый цвет с богатством оттенков — это правдивая и вовсе не однообразная жизнь. И одна из сторон сложной чёрно-белой правды — сложное сочетание «знаю — не знаю».

Знаю, к примеру, что умру, но не знаю — когда. Даже знать не хочу, чтобы этим поистине убийственным знанием не отравить радость новизны и свободу творческого поведения. Знаю, что грешен, но не знаю насколько, потому что не я себе судья и не за мною слово оправдания или осуждения. Я много знаю, и ещё больше не знаю. Моё незнание радует меня ничуть не меньше, чем интеллектуальный экстаз, рождённый решённой задачей или новой понятой мыслью. Отказываюсь от желания знать всё. Хочу быть рыбой, счастливо плавающей в ничтожном, но достаточном пространстве аквариума. Хочу только быть молящейся рыбой. Хочу быть Гамлетом, познающим Вселенную из маленькой скорлупы, но не боящимся ночных кошмаров.

Не нужно гордости. Не нужно лишнего пафоса. Даже улетая в космос и возвращаясь, человек не должен говорить: «Я покорил космос». Ты, человек, просто засунул любопытный нос в новый мир, и тебя, дурака, там потерпели. Всегда пожимал я плечами, слыша из уст моряков или альпинистов речи о том, что они «покорили» море или горные вершины. Ты залез высоко и счастливо слез. Ты всё ещё жив, а вершина как стояла, так и стоит. Нет никаких гарантий, что ты залезешь на ту же высоту ещё раз. Откуда пафос покорения?

Может быть, ты покорил себя, свой страх, свою лень? Но тогда это другой разговор. Это и есть путь. На этом пути победы славнее и необходимее. Мир внешний познаётся изнутри. Огромность внешнего мира блекнет перед глубиной внутреннего. И загадок там больше.

Саранча сожрала посевы пшеницы, но так и не познала пшеницу. Жадный ум захватчика опьянел от внешних успехов. Это не навсегда, я вас уверяю. Если ум не смирится и в звательном падеже не обратится к Богу — Господи! — всё сильно изменится, не к радости гордого естествоиспытателя.

Может случиться, что человек захочет пить, но воды не будет. Вместо настоящей воды, журчащей, искрящейся, прохладной, останется только формула воды. Она никого не напоит, эта формула. Она только раздражит того, кто её знает. Так раздражает химический состав хлеба, поданный на листе бумаги голодному вместо настоящей краюхи. Это бессилие и раздражение от ложных успехов — перспектива всякого гордого знания. Вода в тот день, день жажды и голода, будет только у рыбы. Или у того, кто чуть-чуть похож на рыбу — то есть доволен маленьким пространством и счастлив внутри него, не желая проглатывать жадным умом всю Вселенную.

Протоиерей Андрей Ткачев

Отрок.ua

8 октября 2010 г.

Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Комментарии
Уставший путник - Сергей 7 октября 2011, 00:00
Без воли Бога,мы и монетки на проезд в автобусе не сможем сосчитать.Тебе будет казаться,что ты самый умный и все правильно сосчитал, а люди после посмеются над тобой и укорят. А посмеешься над собой и скажешь Господи прости, то и монетки сосчитаются и ПК забегает как угорелый. Голова начет соображать. Не знаю откуда умные мысли появятся. Если даже и монетки мы без него не сможем сосчитать, то уж что там про наши планы говорить. Это мысли из моих мытарств по свету и очень неплохих бизнес-планов. Это все длинные истории. Но это так оно и есть.
Ирина16 декабря 2010, 23:00
Очень замечательно и проникновенно Вы пишете, батюшка! Спасибо Вам!
студент 8 ноября 2010, 00:00
Игорю : интересно , что Вы думаете о любви к ближнему ? Количество ( о качестве не мне судить ) Ваших атак наталкивает на мысль , что " без труда спасение" - не Ваш путь оффтоп : не Князья ли Черниговские ? Извините.
Евгения19 октября 2010, 17:00
Спасибо Вам, батюшка. Тоже часто задавалась вопросом: откуда в человеке такая неугомонность. Зачем ему обязательно нужно было открыть то, это, залезть туда, полететь сюда... И вообще, мне кажется, что после достижения определённого уровня прогресс начинает приносить больше плохих плодов, чем хороших. Не знаю, кто прав, кто нет, но зато чувствую, что от прочтения проповеди много приятнее, чем от некоторых (безусловно, очень умных) комментариев.
Владимир19 октября 2010, 11:00
Игорь, Вы постоянно нападаете на о.Андрея. Где же он перешёл Вам дорогу? Ощущение такое, что каждое слово Вы рассматриваете под лупой. Зачем? Какая-то борьба непонятная с Вашей стороны. Простите.
Анна11 октября 2010, 02:00
я была бы осторожнее с такими заявлениями. очень легко от такого "не знаю", перейти к элементарному невежеству. конечно в деле спасения формула воды роли, конечно не играет, но и не мешает особенно. а общее невежество приводит нас к фанатизму и сектанству... ибо кругозор зашоривается. может я не права?
Евгений 9 октября 2010, 22:00
Спасибо Вам , батюшка ! С удовольствием читаю Ваши статьи и смотрю "На сон грядущим". Храни Вас Господь!
Королева Виктория 9 октября 2010, 20:00
Эт точно: меньше знаешь - крепче спишь!
Игорь 9 октября 2010, 16:00
А так, проповедь красива.Автор может по праву ей любоваться.По стилю обращения со словом почти Набоков.Жалко только нет упоминания Иисуса Христа, покаяния, спасительного креста, всего того, что помогло бы при незнании, кто написал проповедь, догадаться, что написал ее именно православный священник.Личность важна, но только если она не заслоняет собой Христа.Но тогда это уже не просто личность, а светильник, "свете тихий".Прошу всех вас, читайте постоянно Письма архимандрита Иоанна (Крестьянкина).
Игорь 9 октября 2010, 16:00
Не во власти человека и суждение о воскрешение из мертвых, ибо мы его только можем лишь "чаять".И любовь к грешнику доступна лишь самому Богу "непричастному злу", так как для человека всегда остается один непрощенный грешник - он сам, как и Воскрешение из мертвых не доступно пониманию человеческого мудрствования.Как можно судить о том, что выше и что ниже?Ну, если только о.Андрею было откровение, тогда да, может.Было ли?А посему не стоит забывать О Символе Веры ни на секунду.В нем практически все недоступно для нашего понимания и критики, ученому разбору, мы можем лишь верить, потому и Символ.Напомню, что простые слова неискушенного в науках Спиридона Тримифунтского, которыми он и исповедал Символ Веры и оказались сильнее ученых мудрствований философа.Вспомните, что сказал философ:"...когда вместо доказательств из уст твоих начала исходить особая сила, доказательства стали бессильны против нее.Я больше не могу противиться Богу".И мы не будем противиться Богу и искать доказательств, говорить о том, что для Бога выше.
Игорь 9 октября 2010, 16:00
Далее:"Знаю, что грешен, но не знаю насколько...".Именно поэтому Иоанн Златоуст для того, чтобы исключить всякую ошибку и подать пример того, как надо о себе мыслить, и пишет: "от нихже первый есмь аз".Вспоминается завещание преподобного Нила Сорского ученикам:"Молю вас, повергните мое тело в пустыни, да изъядят е звери и птицы:понеже согрешило есть Богу много и недостойно есть погребения...Бог да простит всех нас."Заметим, преподобный сказал: "Бог да простит всех нас", не сказал их всех, или их грешных.Поэтому предложение: "Вот почему любовь к грешнику, не гаснущая при виде его грехов, выше и чудеснее, чем воскрешение мёртвых" вызывает недоумение.Автор пишет о черном и белом, о знаю - не знаю, - и вдруг такое.Как любовь к грешнику может быть познана человеком?Как, если сам человек - разбойник.Или тот, который продолжал издеваться над Иисусом Христом до своей смерти, или же тот, который обратил к нему свое сердце и покаялся.Как, если мы постоянно молимся Богу о прощении грехов, но один выходит из Церкви прощенным мытарем, а другой отверженным фарисеем?
Игорь 9 октября 2010, 15:00
"Верую Господи, и исповедую, яко Ты воистину Христос, Сын Бога живаго, пришедый в мир грешныя спасти, от нихже первый есмь аз".Молитва Иоанна Златоуста. Почему именно эта молитва, почему слова ее приходят на ум после прочтения проповеди о.Андрея?Акценты в проповеди расставлены странным образом.Не внутрь человека, а из человека в мир.Поясню.О.Андрей пишет:"Я, к примеру, не знаю, о чём думает сосед в маршрутном такси. Если бы мне это было известно, мог бы я спокойно ехать рядом? Вряд ли."Почему человека должно вообще волновать, что думает другой человек и как от знания или незнания чужих мыслей может зависить собственное спокойствие?Господь принес в мир Меч.Не спокойствие, а брань, войну.И меч проходит сквозь душу каждого человека, навсегда лишая ее спокойствия.Поэтому Сергий Радонежский говорит:"Зри в себя", а Серафим Саровский:"Спасись сам и тысячи вокруг тебя спасутся".Включая и соседа по маршрутному такси, мыслей которого похоже современный человек боится больше собственных!Более того, перед очами Господа, ты предстанешь и вовсе один, без всяких соседей по общественному транспорту и оправдать свою нелюбовь к людям знанием и тем более незнанием мыслей окружающих, ты не сможешь.
Александт 9 октября 2010, 13:00
Прямо в точку. Храни Господь!
Анастасия 8 октября 2010, 23:00
Cпаси, Христос! Замечательный материал, кажется,добавить нечего. Будет надеяться, что все эти отдельные "Миссионерские записки" будут опубликованы отдельной диной книгой. Или даже, со временем, появитcя на mp3. Бог в помощь, дорогой отец Андрей!
Василий 8 октября 2010, 17:00
слово пастыря, всегда вразумит)
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке