Протоиерей Борис Даниленко: «Навязываемый нам „мировой стандарт“ ведет к дальнейшей деградации культуры и образования»

Москва, 12 октября 2010 г.

Священнослужители Русской Православной Церкви считают, что учёба за рубежом может нанести вред ребёнку, передает Православное информационное агенство "Русская Линия".

Как уже сообщалось, Предстоятель Грузинской Церкви патриарх-католикос Илия II недавно заявил, что учеба за границей может пойти во вред грузинским детям. "Грузины отправляют своих детей, малолетних детей за границу на учебу. Человек пока не окреп в духовности, культуре – и едет в совсем чужую страну. Это в частых случаях принесет вред ребенку", – считает Патриарх Грузии.

Подобная проблема существует и в России: у многих представителей хозяйственной и политической элиты дети учатся за границей. При этом довольно распространены и опасения, что таким образом те, кто руководит нашей страной, не связывают с нею будущее свое и своих детей и, следовательно, перестают заботиться о ее собственном будущем. Не так давно эту проблему широко обсуждали в связи с решением губернатора Кировской области Никиты Белых отправить сына учиться в Англию. В связи с этой проблемой, портал Regions.ru обратилось к православным священнослужителям с вопросом: Опасно ли для страны, когда представители её элиты стремятся отдать детей в зарубежные школы?

Директор православной гимназии протоиерей Алексий Новичков, настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери села Душоново Щелковского района Московской области, считает, что нынешняя ситуация с образованием – следствие выбора того направления в развитии страны, которое как бы "по умолчанию" было принято деловой и государственной элитой.

"Возможно, это обусловлено отсутствием основополагающей национальной идеи и ясно сформулированных целей жизни государства и народа. Те люди, которые считают, что у России нет самостоятельного будущего как у национального государства со своими целями и своими интересами, и она должна стать лишь встроенным элементом в будущем наднациональном и надрелигиозном мировом государстве, всеми силами пытаются закрепиться в этом новом миропорядке. Осуждать их за это бессмысленно. Они всего лишь действуют по логике самосохранения", – сказал он.
"В связи с этим им незачем развивать отечественную систему образования с опорой на духовные ценности и принципы национальной идентичности. Ведь с их точки зрения новая система образования должна воспитывать лишь послушных исполнителей воли властителей мира", – пояснил священник.

Директор Синодальной библиотеки Московской Патриархии протоиерей Борис Даниленко отметил, что проблема, поднятая патриархом Илией, в России стоит даже острее, чем в Грузии. "В отличие от русских грузины – народ более монолитный и проблема утраты национальной самоидентичности для них не столь остра", – отметил он.
"Я согласен и с тем, что представители нашей политической элиты, имеющие возможность посылать своих детей на учебу за границу, могут не особо переживать по поводу жуткого состояния образования в России. Но как нам, русским людям, живущим в России, выйти из этого жуткого состояния?" – задался вопросом протоиерей.

"Мы должны, наконец, осознать, что приоритетом в системе образования должно стать не сохранение того образования, что когда-то было, а создание новой, но по сути традиционной – универсальной – образовательной структуры. Этот универсализм должен пронизывать все ступени образования от начальной до высшей школы. А навязываемый нам "мировой стандарт образования", нужно признать, ведет к дальнейшей деградации культуры и образования", – сказал он.
"Народ должен вспомнить, что учитель так же, как и врач и священник – это соль земли, без которой у нас в стране невозможно говорить о будущем. Пока мы все это не осознаем, мы не "встанем с колен". Сейчас проблема образования – это проблема номер один, решение которой позволит, наконец, остановить процесс культурной деградации народа", – заключил отец Борис.

Протоиерей Максим Первозванский, клирик храма Сорока мучеников Севастийских у Новоспасского моста, главный редактор журнала "Наследник", духовник молодежной организации "Молодая Русь", считает, что к заграничному образованию надо отнестись с рассудительностью.
"Ясно, что без учебы за границей во многих областях знания не обойтись. Особенно сейчас, когда в нашей стране объявлен политический курс на модернизацию, а во многих отраслях науки и образования ситуация у нас, мягко говоря, не блестящая. Но эта зависимость от учебы за рубежом касается только высшего образования и только в ряде направлений. Начальное и среднее образование лучше всего давать детям на родине, чтобы заложить в них основы национальной культуры, научить их своему так, чтобы и чужое не пошло им во вред. Иначе легко можно получить этаких "граждан мира", которые нигде по-настоящему не свои, и ничем традиционным по-настоящему не дорожат. Человека, глубоко разбирающегося в какой-либо культуре, невозможно воспитать на мультикультурной смеси", – заметил он.
"Начальное и среднее образование в целом у нас до сих пор не хуже, чем в западных странах. Есть такой феномен, что средний уровень общенародного образования в Европе понижается с востока на запад. Так что до совершеннолетия ребенка из России не стоит отправлять учиться куда-либо. Потом, если ему понадобятся знания, которых не приобрести на родине, можно ехать и на Запад учиться, стажироваться и т.д.", – сказал отец Максим.

Священник Филипп Ильяшенко, заместитель декана исторического факультета ПСТГУ, член епархиальной комиссии по делам молодежи города Москвы, отметил, что если качество отечественного образования повысить до европейских стандартов, никто не будет отправлять детей учиться за границу.
"На мой взгляд, лучшей иллюстрацией оправданности слов блаженнейшего грузинского патриарха является пример главы грузинского государства, который, получив образование за пределами своей страны, воспринял мировоззрение, толкающее его на поступки и решения, наносящие вред собственной стране", – заметил он.
"Хочу напомнить, что в истории царской России были периоды, когда власть предержащие особенно стремились отправить на учебу за границу детей своих подданных: это было и во времена Бориса Годунова и в правление Петра I. Бывало, что молодые люди, покидая Родину, более на нее не возвращались, но известны и случаи, когда получившие европейское образование юноши приезжали домой и находили здесь своим способностям и знаниям плодотворное применение", – подчеркнул священник.
"Поэтому главное – всегда задавать себе вопрос: для чего я хочу отправить свое чадо за рубеж? Если я хочу, чтобы мой ребенок интегрировался в иную культуру и связал с западным миром свое будущее, – это одно. Другое – если я желаю улучшить профессиональные качества своих детей, чтобы они после учебы вернулись и послужили своей стране. Все зависит от содержания моего поступка, от того каким комментарием и увещеванием я сопровождаю отправку сына или дочери на учебу за границу", – полагает он.
"По-моему, на эту тему не стоит впадать в очередную фобию. К примеру, если европейская машина лучше, то не лучшим патриотизмом было бы ездить на некачественной машине отечественной марки. Настоящим проявлением патриотизма было бы сделать свои машины конкурентоспособными с продукцией западного автопрома. Так же инструментально надо подходить и к вопросу об образовании наших детей", – заключил отец Филипп.

Священник Георгий Ореханов, зам. декана по учебной работе богословского факультета ПСТГУ, полагает, что навряд ли молодые люди останутся за рубежом после учебы, если будут знать, что они востребованы в своей стране.
"Действительно, зачастую люди, отправляющие своих детей на учебу за границу, рассчитывают, что те станут гражданами страны, в которой учатся. Понятно, что , к примеру, спустя 3-х – 5-ти лет обучения в Англии происходит адаптация к английской культуре. В итоге, молодой человек, руководствуясь внешним впечатлением или экономическими факторами, предпочитает остаться жить за рубежом. Поэтому, с моей точки зрения, опасения святейшего патриарха небеспочвенны", – заметил он.
"Но тем не менее, запретить отправлять наших детей на учебу за рубеж мы, естественно, не можем. К этому вопросу надо подходить тонко и решать его каждый раз в индивидуальном порядке. Ведь бывают случаи, когда молодые люди имеют возможность повысить свою профессиональную квалификацию только за границей. Такая стажировка им на пользу и ее обязательно надо поощрять. Просто надо, чтобы человек, едущий стажироваться, знал, что его как специалиста будут ждать в собственной стране, где его знаниям будет найдено достойное применение", – заключил отец Георгий.

Священник Андрей Алексеев, клирик храма св. мчц. Параскевы Пятницы в Качалове, во многом разделяет позицию патриарха Илии. "Безусловно, к мнению патриарха Илии II, мнению очень мудрому и глубокому, мы должны прислушаться. И наша история дает примеры заражения вредными идеями при получении западного образования. Об этом писал еще преподобный старец Варсонофий Оптинский", – напомнил отец Андрей.
"Это не значит, что в западном образовании нет ничего хорошего. В нем есть и много ценного, и полезного, что могло бы послужить и народу, и Отечеству. Важно, чтобы уже в детстве человеком были восприняты традиционные религиозные и духовные ценности, чтобы не получилось так, что вернувшись на Родину, он стал бы чужим в своем Отечестве", – добавил священник.

Иерей Валерий Буланников, клирик храма свт. Николая в Отрадном, считает, что политик не имеет морального права отправлять своих детей в зарубежные школы.
"Суждение предстоятеля Грузинской Церкви я полностью поддерживаю и разделяю опасения об утрате правящей элитой правильных представлений о национальных интересах. Что касается бизнесменов, то где учиться их детям, это их личное дело. Ну а государственные мужи должны, конечно, поддерживать отечественную систему образования, а не дискредитировать ее, отправляя детей учиться за границу", – сказал он.
"У нас все-таки прекрасная научная школа, прекрасные преподаватели, хотя их и становится все меньше. Так платите педагогам достойную зарплату, проявите, наконец, настоящую заботу о повышении качества отечественного образования, и дети смогут получать прекрасное образование в своей родной стране! Однако у большей части представителей нашей деловой и правящей элиты, видимо, какая-то особая система морально-нравственных ценностей, так что проблемы отечественного образования их просто не волнуют", – с горечью отметил священник.

Иеромонах Платон (Воробьев) , председатель отдела по делам молодежи Рязанской епархии, напоминает, что учеба русских людей за границей в разное время принесла много пользы России.
"Вот если российские олигархи желают, чтобы их дети учились на западе и там остались, туда им и дорога. Эти ученики здесь все равно не принесут никакой пользы, а только один вред. Нет ничего хуже, чем когда они возвращаются, выучившись, и переделывают жизнь в России под свои вкусы. Неплохо бы, кстати, проверить происхождение денег, на которые такие люди устраивают жизнь своих детей, да и свою собственную – не украденные ли они. Не надо забывать, что русский народ долго терпит, да больно бьет, и сейчас его терпение почти исчерпано", – сказал он.
"Впрочем, законодательные ограничения на выезд за рубеж были бы, на мой взгляд, полезны. Следовало бы запретить выезд за рубеж на долгий срок несовершеннолетних детей. Для получающих за границей высшее образование следует поставить условие, чтобы "первое высшее" они сперва получили на родине", – предложил отец Платон.
Русская линия

12 октября 2010 г.

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • В четверг — лучшие тематические подборки, истории читателей портала, новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту