Распри и разногласия

Загрузить увеличенное изображение. 744 x 492 px. Размер файла 73886 b.
Господь наш Иисус Христос всюду, где появлялся, как луч света разрезал тьму и совершал отделение сынов света от сынов тьмы. Одни могли собираться к Нему из дальних городов и сидеть у Его ног долгими часами, забывая о пище и домашних занятиях. Другие, слушая слово Его, соблазнялись, говорили, что «не от Бога этот Человек», составляли замыслы по Его поимке и казни. Поводы к ропоту и возмущению всегда были законно-формальные: «субботу не хранит», «от Назарета может ли что доброе быть?» и прочее. Так и прошли несколько лет проповеди Спасителя между молотом и наковальней, между порывами сделать Его царем и порывами побить Его камнями. Конечно, это не случайно, но глубоко закономерно. Таково действие благодати на сынов человеческих.

На будущем суде «праведники возрадуются, а грешники восплачутся», как читаем мы в покаянном каноне. Начинают же радоваться и плакать люди уже в этой жизни, попадая на суд Евангелия. Одни идут к Свету, другие от Света прячутся. Еще не сказано одним: «Придите, возлюбленные Отца Моего», и не сказано другим: «Отойдите, проклятые, в огонь вечный», а люди сами, стоя на суде слова Божия, разделяются на две большие группы. Разница лишь в том, что на Страшном суде разделение будет окончательным и вводящим в вечность, а нынче граница еще не определена и перемещение из одной части в другую и возможно, и совершается непрестанно.

Может ли истина не разделять людей на группы и партии, если она и самого человека раздваивает, отделяя в нем неповрежденную добрую сердцевину от долголетней снаружи прилипшей грязи? «Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» (Евр. 4: 12).

То, что видно в жизни Господа, видно и в делах Его служителей. Одни и те же слова апостолов рождали, в зависимости от внутреннего состояния, разные чувства в слушающих. «Мы, – говорит апостол Павел, – Христово благоухание Богу в спасаемых и в погибающих: для одних запах смертоносный на смерть, а для других запах живительный на жизнь» (2 Кор. 2: 15–16).

Итак, находим, что противоположное действие одних и тех же слов на разных людей есть явление закономерное и неизбежное. А теперь с высоты умозрений окунемся в волны действительности. Нас раздражают слова священника. Что это?

По правде сказать, слова священника не имеют права не раздражать. Если от его слов никому и не холодно, и не жарко, если речи его умилительно-бесполезны или обтекаемо-хороши, то лучше бы ему и не говорить ничего вовсе. Но именно в случае молчания священник должен раздражать, так как что же он за священник, если молчит?! Ветхозаветное священство совершало каждения, заклания и кропления жертвенной кровью молча. Может, оно что-то при этом произносило, но, во-первых, об этом нам даже евреи сегодня ничего не скажут (слишком долго они живут без храма), а во-вторых, слова тогда были не на первом месте. На первом месте были обрядовые действия. Наше же служение есть служение словесное, поскольку есть служение Самому Слову, ставшему плотью. Нам молчать нельзя. А раз нельзя молчать, придется многих раздражить, даже и нехотя.

Конечно, священник может быть малообразован. Тогда ученый человек на его речи поморщится. Конечно, пастырь может быть груб или резок характером. Тогда изнеженные души с завышенной самооценкой ощутят дрожь негодования, и сердцебиение у них участится. Но есть и третий вариант. А именно: священник прикоснулся к ранам души, тщательно укутанным различными одежками. Священник, как доктор, спрашивающий: «Здесь болит? А здесь?», вдруг нажал на больное место и сделал для нас явной нашу внутреннюю болезнь. Тогда, если излечение входит в наши планы, мы плачем и молимся, смиряемся и сквозь слезы благодарим Бога. Если же исцеляться мы не намерены, не намерены даже знать о своих недугах, тогда мы «священно негодуем», и вот уже из колчана с ярлыками в иерея полетели стрелы: «обновленец», «консерватор», «мракобес», «гордец».

Угодить всем людям невозможно. Более того, преступно даже желать угодить всем. Во-первых, потому что сказано: «Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! Ибо так поступали с лжепророками отцы их» (Лк. 6: 26). Во-вторых, святой Павел говорит, что «если бы был рабом человеков, то не был бы рабом Иисуса Христа». Но, безусловно, обидно, иногда даже до смерти, как Ионе, обидно встречать бетонное непонимание или фарисейскую затаенную злобу в тех, с кем исповедуешь одну и ту же веру.

Одним кажется, что им все ясно и все ответы найдены. Всякое несовпадение чужой мысли с их «кристально-ясной» позицией кажется им посягательством на святыни. Эти задиристы и злопамятны.

Для других «все хорошо». На любую болезнь они посоветуют сделать то-то и то-то – и «как рукой снимет». То, что жизнь противоречива, а суд неизбежен, они как бы и не замечают. Именно такие «во время оно» перепиливали Исаию пилой и бросали Иеремию в тинную яму. Слишком уж те вопили много да слова все подбирали обидные, тогда как «все хорошо, и жив Господь, и здесь храм Господень».

***

Как легко мы бьем друг друга, если и не камнем, как Каин, то словом, которое ранит не меньше! Как мало мы умеем вслушиваться в чужие слова и вдумываться в них, но реагируем бурно и стремительно, словно прикоснулись к горячему!

Когда благословенного Господа Иисуса поставили перед судилищем и задали вопрос о Его учении, Он сказал: «Спроси слышавших, что Я говорил им; вот они знают, что Я говорил. Когда Он сказал это, один из служителей, стоявших близко, ударил Иисуса по щеке, сказав: так отвечаешь Ты первосвященнику? Иисус отвечал ему: если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня?» (Ин. 18: 21–23).

Всмотримся в эту картину, братья. Слуга, бивший Господа, был уверен в своей правоте. Он вступался за честь священной власти, воплощенной в лице первосвященника. Так оказывается, вступаясь за очевидный авторитет, можно Самому Христу бить пощечины, да еще с чувством правоты!

А теперь прочтем еще раз ответ Иисуса и содрогнемся от того, насколько Он смирен: «Если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня?»

Давайте научимся так поступать в наших жарких религиозных спорах, где часто всякий видит себя поборником правды, а соперника – еретиком. Если я говорю худо, покажи, что же именно худо. Не спеши меня бить. Быть может, твоя первичная бурная реакция, твое негодование есть действие греха, пробудившегося от точечного прикосновения. Быть может, через месяц, или год, или более ты поймешь, что был неправ. Жизнь пожует тебя, смирит дополнительно, годы остудят горячность, опыт добавит рассудительности. Многое изменится внутри, а следовательно, многое, звучащее снаружи, будет слышаться по-другому. Так, может, лучше сейчас нам взяться за воспитание в церковной среде культуры диалога и вдумчивого размышления о бытии Церкви вместо перестрелки цитатами и развешивания ярлыков? Вместо всего того, что позже породит раскаяние и горькие вздохи типа «зря я тогда…»

Да, наши слова не могут не раздражать. Они мертвы, если не раздражают. Или их слушают мертвые. Впрочем, от слов Евангелия и мертвые часто оживают. Так пусть наши слова раздражают «внешних», пусть «неверующий или незнающий» нашими словами «обличается и судится» (1 Кор. 14: 24). Сами же мы должны жить в братской любви и временные несовпадения позиций должны решать в духе взаимного уважения. У нас одна вера. Во второстепенном отцами нам позволено разнообразие. А во всем нам заповедана любовь.

Нас ведь, православных, сравнительно не так уж много, чтобы вместо того, чтобы, возлюбивши друг друга, единомыслием исповедовать Троицу, устраивать распри в доме общей Матери-Церкви.

Протоиерей Андрей Ткачев

14 октября 2010 г.

Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Комментарии
Елена19 декабря 2010, 05:00
Сегодня бесконечно почитаемый мной святой Николай Чудотворец сотворил мне подарок-Ваши статьи,отец Андрей.Очень близок стиль и ход мыслей, все слова вливаются прямо в грешную душу мою. Давно ищу духовного отца..,может мои поиски закончились, и Господь послал мне Вас? Была бы рада. Храни Вас Господь.
sertify 1 ноября 2010, 17:00
Да,Вы правы, но для такой радости должно быть ПОЛНОСТЬЮ очищенно сердце. Сейчас для меня это "журавль" в небе... Спаси Господи,Пётр.
Георгий 1 ноября 2010, 15:00
Простите, что влезаю в вашу полемику, но у меня создалось впечатление, что многие слова связаны с личностями, хотя и не понятно с кем. Проповдь священика для меня, прежде всего урок - урок истории, урок жизни, урок понимания и смирения. Я не знаю иностранных языков, и много не понимаю из ведущегося спора, но когда в храме во время службы отсутствует проповедь (слово священика) становится горько, чего-то не хватает для развития души. Спасибо за статью о. Андрею, и особенно за ее пследний абзац:"Нас ведь, православных, сравнительно не так уж много, чтобы вместо того, чтобы, возлюбивши друг друга, единомыслием исповедовать Троицу, устраивать распри в доме общей Матери-Церкви". Поселите в сердце своем любовь и распри уйдут.
петр 1 ноября 2010, 09:00
Дорогой sertify, Я бы не различал Радость от радостей, но скорее расматривал как исполнение многообразности радости человеческой в Пасхе. Когда каждое радостное и живое движение души исполняется Радостью и Жизнью. P.S. И Вам РАДОСТИ !!!!!
Павел30 октября 2010, 23:00
Вот тут на сайте есть две статьи, одна из которых от священника, в которых говорится о невозможности подаяния спившимся людям милостыни деньгами. Ведь не было такого ранее! Т.е. если слова священника истина в последней инстанции, то я должен безропотно согласиться со священниками, которые, вызывая брезгливость к бомжам, благословляют не подавать милостыни? В нашем приходе это уже есть. И главное, в какое время звучит этот призыв: инфляция, подорожание всего и вся, кризис в конце концов! Пройдет еще немного времени и возможно придется объяснять батюшкам прихожанам, что на храм следует подавать именно деньгами, а не продуктами.
sertify30 октября 2010, 13:00
Пётр Спаси Господи, во Славу Божию, примите ещё мысли по этой теме:(если не утомил) Воздаждь ми РАДОСТЬ спасения Твоего и Духом Владычним утверди мя- так молился пророк после грехопадения, и первое слово в начале истории спасения рода человеческого- РАДУЙСЯ Благодатная ...-приветствие ангела ко присвятой Деве, дщери из рода Давидова, это ведь не просто наверно словесное совпадение,а в чём -то даже может и связь Заветов. И образы этой радости в одном случае в покаянном псалме, в другом, во время смиренного о Самой Себе помышления должны быть отличаемы от других радостей-восторгов-веселий-удовольствий в плане спасения, что бы была возможность сердцем "учуять" то к чему стремишься. И не будет такое сердце раздражаться. но это Imho, не Dixi -такая современная(или своевременная?) пословица :-) sertify. P.S. Вам РАДОСТИ !!!!!
Петр29 октября 2010, 19:00
Я Вас sertify не понял, извините, как то глупо :), да, вы правы. Да, кажется, что радость всегда предшествует, опережает, и поэтому влечет. Я наверное могу врать, я не богослов. Вы очень умно написали, Вы вообще неплохо пишrте.
sertify28 октября 2010, 16:00
Пётр! Я Вам о своих мыслях по поводу понимания народной поговорки Vox pуpuli vox Dйi в свете Писания и о том что Similis simili gaudet то же может пониматься иначе и сравниваться с цитатами из Писания, не просто радость подобному, а "подтягивание" к тому что радует,и о выборе, а Вы мне копирайтом созданный ответ, и всё об одном, странно как-то...
сергей27 октября 2010, 09:00
Раздражение в число добродетелей не входит. Разделенная вымирающая нация и ...раздражающее духовенство?
Петр27 октября 2010, 08:00
Дорогой sertify! пишу без вполне искренно. Знаете, когда Церковь в беде, как все чудесно шептали о роли народа как хранителя православия, о свидетельстве мирян, о мученистве за веру, о их роли в церкви, о Святой Руси итд. И как только ситуация изменилась, мы начинаем спрашивать: обижает ли слово священника и когда это хорошо? Да, каждый священник понимает, что даже Слово Любви вызывает гневный ответ греха,но не грешника ведь!!! но вот вся беда, а если не каждый, ведь так легко забыться в учительстве - власть над душами - самая страшная власть. Посмотрите, стоит только чуть-чуть отклониться и сколько гнева на "наглые" мои высказывания, в духе: знай сверчок - свой шесток.
sertify26 октября 2010, 22:00
--- Петру И Петру(8.16 и 8.51 2010/10/26) от sertify --- вот мне лично нравится Similis simili gaudet, но лучше всё же сказано: С преподобным преподобен будеши, и с мужем неповинным неповинен будеши, и со избранным избран будеши, и со строптивым развратишися» (Пс. 17, 26, 27).Глас народа-это глас народа, но слово Божие- это слово Бога .
православный26 октября 2010, 21:00
Кротость-способность никого не роздражать и не роздражаться.
alexandra26 октября 2010, 10:00
Lublu i obawaju Proteereja A.Tkatschowa.BES eho tolkowania ne proxodit moj den.Blahodara emu ,wet stanowetsa lehtsche.Daj BOWE emu itwortscheskoj gruppe sdorowje i silu dalsche tworutu blahoe dilo.DANKE.
Петр26 октября 2010, 08:00
Отец Андрей написал замечательную статью. И поэтому получился живой и искренний разговор и это не плохо. Это показывает, что слово о. Андрея находит отклик!!! Игорь прочитал, высказал свое мнение, кого он обидел? По сути, обвинения сыпались только со стороны защитников о. Андрея, но он же призывал именно к пониманию, терпению, вдумчивому диалогу. Мне кажется, что противники о. Андрея гораздо ближе по духу к его взглядам чем защитники, в сущности сводящие все аргументы к фразе: не нравится не читай! не нравится не слушай. Бог с нами, а не с вами. "Одним кажется, что им все ясно и все ответы найдены. Всякое несовпадение чужой мысли с их «кристально-ясной» позицией кажется им посягательством на святыни. Эти задиристы и злопамятны." И еще раз прошу дорогие братья прощения если кого-то обидел!!!
Петр26 октября 2010, 08:00
Similis simili gaudet
свящ. Андрей25 октября 2010, 00:00
Отцы и братья, я внимательно перечитал все комментарии и мне, как богослову, стыдно за состояние богословия сегодня. Посмотрите на себя со стороны и вам станет всё понятно. Вы не обсуждаете и не полемизируете, ибо нет конкретной проблематики в сфере богословия!!! Простите за резкость, но вы попросту занимаетесь болтовнёй. Буря в стакане воды, поднятая чересчур начитанными Игорем и Петром. Братья, да будет вам известно, что вы абсолютно, без всякой ответственности за свой поступок, освобождаетесь от следования за о. Андреем Ткачевым, как за своим духовником. Духовника, как учат святые отцы, нужно выбирать по своему внутреннему устроению. Если вам не нравится стиль миссионерской работы о. Андрея, поищите в другом месте. НО! это ещё не значит, что он не подходит иным младенцам в вере. Если от его проповеди в Церковь приходят и там остаются люди - живые души и этим спасаются(а таких я лично знаю нескольких), то в чём вопрос? Вы-то сами, скажите, сколько книг написали, в скольких телепроэктах участвуете, чтобы так нагло противопоставлять своё мировосприятие методике проповеди о. Андрея? P.S. И незачем сыпать цитатами, кичась ими. Это не ваша, а книжная мудрость. А ваша мудрость будет тогда, когда вы научитесь настоящему смирению. Только, думаю, тогда вам абсолютно не захочется полемизировать, учитывая, что ереси в слова о. Андрея всё-таки нет.
Владимир22 октября 2010, 21:00
Сказано апостолом Павлом : " неплотские ли мы, когда разногласия и распри, а где распри , там дух антихристов". Слово Божие говорит: « говорящий сам от себя ищет славы себе; а Кто ищет славы Пославшему Его, Тот истинен, и нет неправды в Нем. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой». В единомыслии покой, и слово Божие течет, ибо нет противоречий на мысленном уровне, ибо вначале мысль, единым Духом читаемая, а потом и слово. «Помыслил Бог и сказал слово». Соломон говорит: " кто любит мудрость, того любит Бог,ибо кто выбрал Страх Божий", который есть начало мудрости. А кто любит Бога, тому даны знания от Него.(ап. Павел) А Его знания - Мудрость.(Царь Давид) Потому и сказано святыми Божиими человеками, мудрость спасется. Ища мудрость найдем Бога, а вернее Он нас найдет. Ибо Дух, но с ним была мудрость, а "Любви не имеем, кимвал пустой медь звенящая". (ап. Павел)Для возлюбленных Божиих, как говорит ап. Павел:" мы познавшие Страх Господень можем и назидать", но не учительствовать, и для готовых услышать, тогда и распрей не будет, во всем равномерность, по немощи.
о.Алексей20 октября 2010, 17:00
Спаси Господи,о.Андрей,за проповеди в программе На сон грядущим
Петр20 октября 2010, 13:00
Спасибо зв ответ. Мне немиожко стыдно, что мы превратили обсуждение статьи в богословские распри. Дух святой ведет к Сыну, Сын к Отцу. Дары Духа даны Церкви и вся церковь свидетельствует, хотя служения разные, потому что различны и дары. - Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет. - Изложите Вы православное учение о Духе Святом,потому что у Вас только ярлыки: Лютеранин, Темный иньеллигент, итд. Конечно это хорошая школа смирения. Но, чтобы действительно разговаривать ярлыков маловато. Давайте научимся так поступать в наших жарких религиозных спорах, где часто всякий видит себя поборником правды, а соперника – еретиком. Если я говорю худо, покажи, что же именно худо.
Алексей20 октября 2010, 12:00
Кто-то пишет: "Проповедь это дело всей Церкви... И Дух Святой дан именно Церкви...". "критерии проповеди - это благовестие Христа, послушание и любовь к Нему. Не к священнику, но Христу...". Нет, так Церковь Христа никогда не учила. Эта попытка приписать все Дары Св. Духа-всем,это Лютеранство. А вот Слово Божие учит: "дары св.Духа различны". И самовольно присваивающий их себе по ее учению есть "самочинный" или "похититель". Во-вторых, попытка "обойти" священство и "напрямую" обратиться к Христу - это примитивно понятое Лютеранство. "От сборища коров телят не бывает",-сказал классик. И Св.Благодати, проявляющейся в проповеди, в таких сборищах тоже нет.
Петр19 октября 2010, 23:00
Боюсь, что вы не совсем правильно меня поняли о. Алексей, речь идет об ответственности проповедника,а не о автоматизме мертвого орудия Духа. Проповедь всегда от полноты Духа, но передает, свидетельствует, человек. Свидетельствует Дух, но проповедует Духом священник. вторая проблема заключается в том, что проповедь это дело всей Церкви в ее обращенности к миру. И Дух Святой дан именно Церкви. Какие критерия проповели - это благовестие Христа, послушание и любовь к Нему. Не к священнику, но Христу. Который сам не для себя, но все отдает своему Отцу. Поэтому ответственность на священнике и на пастве. Да, слово Христа обнажало грех, но Он умер за грешника. Проповедуем не нашу морпльность но Слово которое грех изобличает но и терпит крестную смерть за человека. Христианство ведет к свободе, свобода к ответственности, ответственность выражается в зрячей Любви. Еще раз, если Вы действительно священник, хотел попросить Христа ради прощение. Кому много дано... имеет ли игорь право выразить свое мнение, да пребывая в Церкви, имеет право заблуждаться, да пребывая в Церкви, имеет право искать истинну спрашивать где еще как не в Церкви.
Алексей19 октября 2010, 11:00
Да, если идет речь о проповеди любого священника или епископа, или епископа - истинно верующему необходимо их принимать. И даже на статьи их смотреть благожелательно. А возникающий при этом дух противоречия понимать как дух лукавый, противящийся Духу Святому. Во-вторых, нельзя сказать "А мы не в монастыре". Каждому верующему известно, что МИФ типа "ПРАВОСЛАВИЕ ПРИДУМАНО МОНАХАМИ/ДЛЯ МОНАХОВ и т.п." - это миф темный миф псевдо-интеллигентов, ставящих себя над Церковью. Но само Православие создано и учеными и малограмотными, и мужчинами и женщинами, и царями, и "попами" и т.п. Дух рассуждения, повторю, дан во благо, а дух спора - от злых духов пришел.
sertify17 октября 2010, 15:00
НАЧАЛО Уважаемый Игорь ! Не надо сравнивать о.Андрея или его статьи с другими священниками, святителями или их статьями, это не совсем обоснованно. И к тому же субьективное мнение, ну какое же это мерило? Но сделайте одно доброе дело, перечитайте статьи о. Андрея "Культура" и " Знаю- не знаю". То что сказано в "Культуре" это в общем "знание-сила" (простите за такое размытое обобщение). А в "Знаю-не знаю" совсем не то что знание сила, и даже как бы и не-знание хорошо, (а знание САМО ПО СЕБЕ, что вообще это?) Но как же так? За какие-то две недели и такая метаморфоза.Да только нет никакой метаморфозы! Обратите же внимание на малую деталь- "Знаю-не знаю" вышла в рубрике "мониторинг СМИ" ,а написана была для ОТРОК.ua.
sertify17 октября 2010, 15:00
Отрокам же с "вирусом ботанизма" статья с начинкой "дай сомнение" многому что ЗНАЕШЬ ОТ НАУКИ и тому как ты это знаешь и узнал(найдите это у апостола Павла) , это небольшая доза "аспирина", просто подготовка почвы под тот же Символ Веры, только "глубже".Воспринять его заново не как заученное стихотворение для получения пятёрки.Вы когда нибудь общались с самовлюблённым ботаником которого хвалят за пятёрки? Он Вам не только символ Веры выучит.До буковки. И будет "свято" биться за буковку! И ГОРДИТЬСЯ будет именно этим СВОИМ знанием!(это будет проявлятся во многих "случайных " мелочах: например он будет брать себе "крутые" ники,но не обезательно конечно.) Но как же привить ему СМИРЕННЫЙ РАЗУМ, то самое "золото"-СМИРЕННОМУДРИЕ? Расцените статью "Знаю- не знаю" как метод учения УМУ-РАЗУМУ в подобных ситуациях. А то что Вы там вытворяли со своим "Богословием" в комментах на православие.ru у меня ,простите, вызвало смех,потом грусть.Ну трудно написать это более для Вас не к месту. Прошу прощения у отроков "с вирусом" , этот "вирус" очень у многих, и Я ЗНАЮ, у меня. Р. S. Игорь , а вы случайно не князь черниговский ? а то на ОТРОК.ua некто удивительно поёт в унисон!!! В той же статье "Знаю не знаю" в тех же самых словах, в тех же самых комментариях, только немного по подростковому наглее. И не Игорь там, а Князь(ник для "отроков" в статье про смиреномудрие,народ там улыбается:))) В любом случае для Вас Игорь это не хорошее сходство. -------SERTIFY-------
Петр17 октября 2010, 08:00
Откуда это? Что это? о. Алексей, Вы так думаете? - Что устами даже недостойнейшего из нас православных священников говорит Дух Святый!!! - о. Алексей, Вы же священник, а не Епископ. А мы не в монастыре. А статья в газете - это не таинство. Когда вашими устами говорит Святой Дух? Когда Вы совершаете таинства, а не когда "пописываете". И слово Ваше должно быть созвучно Благовестию, а Вы за это ответственны, а поэтому свободны. Благодать обращена к свободе. Если нет свободы нет и ответственности! Уже следуя церковной логике, необходимо, кажется, различать действие Духа объективное (тинства, Проповедь) и субъективное (молитва, ответ Ваш, смирение итд). Вы путаете действие Духа Святого объективное с субъективным. И этот Ваш стиль, А знешь ли ты, несчастный, что сам Христос поучает итд. Мой совет: Как можно меньше читать 19в. проповедей, как можно больше хорошей богословской литературы! Извините, если обидел. Я могу ошибаться. Это богословский вопрос. Очень интересно узнать Ваше мнение!
Алексей16 октября 2010, 13:00
Игорь и Петр, Мне хочется, и не только как священнику, но просто из опыта верующего сказать Вам, что Вы на ложном пути. Воспринимать любую проповедь как повод дискуссии и даже повод к диалогу с проповедником - глупость невиданная. Обсуждают выступления, а не проповеди. Из проповеди возьмите нужное, а не хотите - промолчите хоть! Ибо дело не в католической непогрешимости, а в том, что устами даже недостойнейшего из нас православных священников говорит Дух Святый. А человеческое в нас: страсть, тембр голоса, грамматика речи - это лишь внешнее, шелуха. А вы, как глупые дети - едите кожуру, а апельсин бросили... Также и Тезис его о том, что проповедь не может быть "без соли" - это Слово Божие, и вовсе не придумано кем-то из неугодных Вам священников...
Петр16 октября 2010, 09:00
Очень трудно, да и не знает никто, как это нести такое свидетельство. Здесь глубоко личное, - Любищь ли ты меня? Следуй за мной итд. Поэтому оправдывать самодурство священника глупо. Это постоянное самооправдание себя, - не надо, никто не идеален, Вы хоть постарайтесь, да и на том спасибо!
Игорь15 октября 2010, 00:00
А если все-таки разобраться в том, что произошло, не было ли и в ваших словах повода для раздражения.Так ли безупречна была проповедь.Ведь есть, слава Богу, возможность в наше время сравнивать с лучшими образцами проповедей.Иоанн Кронштадский, Феофан Затворник, Николай Велимирович, Иоанн Крестьянкин...Ведь все их слова идут в сердце и душу, очищая их и разрушая накопившуюся заразу.И ни разу не возникало в душе желания спорить .Так ли была совершенна ваша проповедь или надо осмыслить её и понять, не было ли и с вашей стороны ошибки?"Внемлите себе, братие",-св.Сергий Радонежский. Поэтому закончить хочется вашими же словами:"Быть может, твоя первичная бурная реакция, твое негодование есть действие греха, пробудившегося от точечного прикосновения. Быть может, через месяц, или год, или более ты поймешь, что был неправ". Скажите и вы нам о.Андрей, что плохого мы спросили?Почему и как возможно забыть на время Символ Веры, почему "полюбить грешника" вместо "возлюби ближнего", почему "полюби грешника" выше воскрешения мертвых и как вы смогли понять это?Вообщем-то, вы ответили пощечиной на пощечину, так видится ваш ответ.Без снисхождения и милости с вашей стороны.Ёще один урок о.Андрей и снова спасибо вам за него.
Игорь14 октября 2010, 21:00
Очень бы хотелось, чтобы вы поняли, что просьба о прощении искренна и звучит уже из одной только благодарности от видимого вашего желания вести разговор с теми, кто обидел.Нет, я не говорил, что вы «обновленец», что вы «консерватор», «мракобес», «гордец».Но к лагерю непонявших и от того "раздражавшихся" должен быть причтён. Вы совершенно правильно сказали, что "угодить всем людям невозможно. Более того, преступно даже желать угодить всем".Но тогда позвольте и мне сказать слово в свою/нашу защиту.Почему любая статья или проповедь священника должна быть воспринята без тени сомнений?Разве она выходит с печатью "непогрешимо, немедленно к исполнению"?И почему ваш ответ на "бетонную стену" непонимания есть не осторожность доктора, спасающего умирающего, а такое клеймение противоположной стороны, например нашу:"фарисейскую затаенную злобу в тех, с кем исповедуешь одну и ту же веру."Неужто действительно так можно говорить к тем, до кого не дошло, кто не принял и не понял.За что так?!!! Вы сами пишете, что "им все ясно и все ответы найдены".Но такое впечатление, что все ответы найдены именно вами, все диагнозы поставлены, лечение бесполезно."Как легко мы бьем друг друга, если и не камнем, как Каин, то словом."Если бьют вас за правду батюшка, то вспомните Стефана:"Господи! не вмени им греха сего...".
Анастасия14 октября 2010, 20:00
Спаси Господи, дорогой батюшка! Огромная благодарность Администрации сайта. Удивительно точная и своевременная статья. Способна быть зеркалом для многих из нас и, может быть, удержать от хамства в дискуссиях. И о священниках предельно точно, вот откуда беруться ярлыки -погладили "против шерсти" Господи, помилуй всех нас!
Сергей14 октября 2010, 17:00
хорошая проповедь, Спаси Господи.
Наталия14 октября 2010, 10:00
Здравствуйте отец Андрей! Читая Ваши статьи, всегда возникает такое внутреннее (не знаю как точно назвать это ощущение) чувство, убеждение, что все Ваши слова - это слова истины и мудрости, пронизанные любовью. Хотя каждый волен чувствовать, думать, поступать по-своему...
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке