Архиепископ геноцида

28 октября, в Петербурге состоится международная историко-богословская конференция «Православно-католический диалог после Ясеноваца». Конференция, организатором которой выступает исторический факультет Санкт-Петербургского государственного университета, а информационную поддержку оказывает «Русская народная линия», будет проходить в Петровском зале главного здания прославленного вуза страны (историческое здание Двенадцати коллегий) с 10.00. С докладами выступят ученые из Сербии, Боснии и Герцеговины, Великобритании, Украины, Москвы и Санкт-Петербурга. Конференция приурочена к выходу в свет русской версии книги итальянского историка Марка Аурелио Ривели «Архиепископ геноцида: монсеньор Степинац, Ватикан и усташская диктатура в Хорватии 1941-45 г.». Книга издана Фондом единства православных народов имени святителя Марка Эфесского. Сегодня мы публикуем рецензию на эту книгу известного историка и богослова, доцента СПбГУ диакона Владимира Василика.

Выход этой книги является заметным событием в культурной и научной жизни России. В то время как число монографий и статей, посвященных усташскому геноциду на сербском, итальянском, английском языках исчисляется десятками, на русском языке они весьма и весьма немногочисленны. Причин тому много, но одна из главных в последнее время - политкорректность по отношению к Ватикану. Автор - зрелый и компетентный исследователь, прекрасно знающий источники и свободно ориентирующийся как в западно-европейской, так и в югославской историографии. Марк Ривели стремится быть предельно объективным и честным. То, что он - итальянец и католик, лишний раз гарантирует его беспристрастность, поскольку избавляет его от нареканий в возможной национальной и конфессиональной предвзятости.

Читать эту книгу тяжело. Не потому, что она написана тяжелым языком, напротив, стиль автора ясен и понятен… Страшны те факты, которые излагает автор. 700 000 умерщвленных хорватами только в Ясеноваце. Из них 500 000 - православные сербы. Остальные - евреи, цыгане.

Ясеновац - не единственный лагерь. Был еще лагерь в Жадовно, где по различным подсчетам было убито от тридцати пяти до семидесяти пяти тысяч человек. Около семидесяти тысяч человек (в основном женщины) было уничтожено в Старой Градишке, отметим, что в числе охранниц там служили католические монахини. Нельзя упомянуть и о лагере в Слано на о.Паго, где усташи уничтожили около десяти тысяч сербов. И это лишь несколько из десятков хорватских лагерей, где сербы подвергались планомерному истреблению.

И как их убивали! Кто-то умирал от голода, непосильного труда, эпидемий. Кого-то расстреливали. Но значительную часть умертвили холодным оружием - взрезали горло специальными ножами - «серборезами», разбивали головы молотами, отрезали руки, ноги, пальцы, уши, губы, выкалывали глаза, женщинам отрезали груди.

Алоис Степинац
Алоис Степинац
Анте Павелич однажды показал итальянскому корреспонденту целую корзину, наполненную чем-то слизистым. «Это устрицы?» - спросил его корреспондент? «Нет, - с доброй улыбкой ответил Павелич, - это сербские глаза, двадцать килограмм, дар моих верных усташей» (Ривели. Архиепископ геноцида. С.66). Упоминания о таких корзинах встречаются неоднократно. Например, рассказы о том, как один усташ носил бусы из сербских глаз, а другой - ремень, с которого свисали сербские языки (Там же. С. 103). Некоторых сербов принуждали пить еще теплую кровь их зарезанных родственников, а затем резали и их.

В двадцатом веке повторились зверства Тридцатилетней войны (1618-1648), когда хорватские солдаты Валленштейна отрубали чешским детям руки и накалывали их на свои шляпы. Но можно ли объяснить эти бесчеловечные, людоедские поступки лишь балканской дикостью хорватов, их архаическим фанатизмом? НЕТ.

Солженицын в свое время справедливо отметил: «Идеология. Это она дает искомую твердость убийце». Идеологию усташей (буквально повстанцев) и их главы (позднее - поглавника, или президента марионеточного Независимого Государства Хорватия) лучше всего охарактеризовать как клерикальный фашизм. Усташи экстремистскими способами стремились к полной независимости Хорватии, а достигнув ее, объявили гражданами только арийцев - хорватов и немцев, а всех прочих (сербов, евреев, цыган) - только собственностью государства, как скот. Павелич был категоричен: для окончательного решения хорватской проблемы требовалось одну треть сербов истребить, другую - окатоличить, третью - изгнать. «Или за Дрину, или в Дрину» - вот был его лозунг. А вот как его осуществляли: по Дрине плыли тела с табличками - «В Белград. Королю Петру». Или плыли отрезанные детские головы с надписями: «Мясо для Белградского рынка». Отметим, что Павелич был благочестивым католиком, даже в изгнании в Аргентине он каждый день слушал мессу. Хорватское государство он мыслил как католический бастион, противостоящий Православию, исламу и коммунизму. Он неуклонно боролся за традиционные католические ценности и именно апеллируя ими призывал своих сподвижников к безжалостности. «Мы не имеем права быть гуманными».

Алоизий Степинац, 1941 год
Алоизий Степинац, 1941 год
Первый удар направлялся против православных священнослужителей. Можно вспомнить целый собор новомучеников сербских, прославленных Сербской Православной Церковью в последней четверти ХХ века, например, священномученик Пётр (Зимонич), митрополит Дабробосанский (память в третье воскресенье сентября), исповедник Досифей (Васич), митрополит Загребский (память 13 января) и т.д. Вот хотя бы несколько биографий сербских новомучеников. «С началом немецкой оккупации Югославского королевства начались ужасные страдания православных сербов в Боснии. Больного епископа Баня Лучского Платона хорватские усташи схватили в ночь с 4 на 5 мая 1941 года, убили, а тело бросили в реку Врбанью» (Цит. по материалам интернет-журнала Сретенского монастыря). А вот свидетельство об о. Бранко Добросавлевиче: «Шестого мая 1941 года, в день своих именин - святого великомученика Георгия, о. Бранко был схвачен хорватскими усташами во главе с вельюнским учителем Иваном Шайфором. Вместе с протоиереем были схвачены его сын Небойша, студент медицины, священник Димитрий Скорупан, настоятель прихода из Цвиянович Брда, и еще около 500 сербов. Все они были заперты в жандармском отделении Вельюна, где их жестоко мучили, особенно сына о. Бранко - Небойшу. Усташи требовали от протоиерея Добросавлевича, чтобы он совершил отпевание своего живого сына. Утром 7 мая 1941 года все они были отведены в лес Кестеновац под Хорватским Благаем, где и были убиты. После освобождения, в 1946 году их останки были перенесены в Вельюн, где и были похоронены в братской могиле» (Там же). А вот свидетельство о мученической кончине митрополита Дабробосанского Петра (Зимонича): «В начале немецкой оккупации Югославии в 1941 году митрополиту Петру советовали покинуть на несколько дней Сараево и переждать первую волну хорватского террора, но он решил остаться со своим народом. После объяснений с немецкими и хорватскими властями, а также с католическим епископом Божидаром Брале, который запретил православным пользоваться кириллицей, 12 мая 1941 года митрополит был схвачен и посажен в сараевскую тюрьму. После мытарств в Загребе и Госпиче митрополит Петр был убит в концлагере Ясеновац и сожжен в крематории» (Там же).

Геноцид был ВСЕНАРОДНЫМ. И в уничтожении православных активнейшее участие принимали католические священники, католические монахи и монахини. Вторым комендантом страшного Ясеноваца был францисканский священник Мирослав Филипович. «Каждую ночь он выходил из дома, чтобы руководить бойнями и возвращался на рассвете в одежде, испачканной кровью... Однажды, когда он обедал, к нему подвели пленника. Филиппович встал и убил его. Потом сел и спокойно закончил есть, сказав: «Позовите могильщика». И таких были десятки, если не сотни. Вот призыв священника Дионисия Юричевича к жителям г. Стаза, куда он прибыл для насильственного крещения православных: «Мы все прекрасно знаем, куда будут высланы те, кто откажется от крещения. Эти южные области я уже очистил от всех, от младенцев до стариков. И, если будет необходимо, я сделаю это и здесь, потому что сегодня не грех убить даже семилетнего ребенка, если он мешает нашему усташскому режиму... Не обращайте внимания на мое священническое облачение. Знайте, что я, при необходимости, возьму в руки автомат и истреблю всех, кто будет противостоять государству и усташским властям (с. 123). Всего насильственно было перекрещено 2 400 000 человек. Но и перекрещивание не всегда спасало от гибели. Часто усташи убивали новообращенных, объясняя им: «Нам нужны не ваши тела, а ваши души».

Алоис Степинац
Алоис Степинац
Каково же было отношение главного героя книги Алоизия Степинаца, архиепископа Загребского к преступлениям подведомственного ему духовенства и паствы? В основном - нейтрально-благожелательное. Он приветствовал «поглавника» и его программу, принимал его милости и награды, всеми средствами укреплял новую власть и добивался дипломатического признания Ватиканом Независимого Государства Хорватии, которое и было получено de facto. Он раздавал палачам иконки и кресты, вместо того, чтобы отлучать от Церкви, публично одобрял все то, что совершалось в Хорватии. Как глава военного духовенства, он не сделал ничего, чтобы удержать своих подчиненных от преступлений. Правда, приватно он посылал Павеличу письма с некоторыми протестами, главным образом после Сталинграда, но от них жертвам геноцида было ни жарко, ни холодно. Степинац интриговал против Павелича в 1944 г., но, в отличие от других, не пострадал. Перед бегством, Павелич доверил Степинацу часть награбленного у жертв золота.

Поэтому осуждение Степинаца на процессе 1946 г. было более чем обоснованным. Потом его сделали «мучеником коммунизма», хотя просидел он всего 5 лет. В 1998 г. папа Иоанн-Павел II беатифицировал его, причислил к лику святых. Это - плевок в лицо сотням тысяч жертв усташского геноцида. И признание сопричастности Ватикана к этим преступлениям. Ибо папа Пий XI практически никак не реагировал на террор в Хорватии, хотя знал о нем все. Не отлучил палачей от Церкви, хотя в 1949 отлучил всех коммунистов. Более того, принимал делегации усташей в Ватикане.

А после войны Католическая церковь по т.н. «крысиной тропе» обеспечила бегство многих хорватских палачей, в т.ч. и самого Анте Павелича в Испанию, Аргентину и другие приятные места.

Об этом надо знать и помнить. Что значит коллаборационизм, который так любят у нас воспевать некоторые «церковные власовцы». И кого взрастила Католическая церковь в Хорватии.

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Комментарии
Илья Федорцов13 ноября 2016, 08:00
Анте Павелич однажды показал итальянскому корреспонденту целую корзину, наполненную чем-то слизистым. «Это устрицы?» - спросил его корреспондент? «Нет, - с доброй улыбкой ответил Павелич, - это сербские глаза, двадцать килограмм, дар моих верных усташей» Зачем же перепечатывать эту ложь? Это отрывок из художэественного произведения: http://stopserbophilia.blogspot.com/2016/11/blog-post_11.html
Яннис 2 ноября 2012, 15:00
............Папа был во Ватикане дефакто как в тюрьме. Секундочку!!! Но беатификация в лике святых Алоиса Степинаца состоялась, и никто решение не отменил!!!
Лана20 октября 2012, 14:00
Да будем самарянином, как в притче Христа о "Добром самарянине". Он знал кому оказывал помощь (еврею, презирающие самарян). Все, что было в прошлом. Помнить что было - необходимо, для того, чтобы так не делать. Не будем судить - не имеем права, один Бог Серцеведец, Он справедливый Судья.
Александрадра 3 июля 2011, 17:00
А как же исполнители, те, которые резали детей, женщин, стариков? Что движет этими "людьми"? Какая сила, какая идея может сподвигнуть на такие зверства? Такое впечатление, что периодически у людей возникает жажда крови, так называемая охота на ведьм...
София13 мая 2011, 04:00
Страшно все это... о. Олег, позволю себе Вас поправить-- Не Иосиф, а Иосафат Кунцевич... Есть еще (тех же вемен) Андрей БобОля (Баболя), полесский иезуит, тоже "святой"... Есть свидетельства, что мощи св. Андрея, иерея Пинского в свое время были отобраны у православных, ПОБРИТЫ и отосланы в Рим как Боболины. Ложь гнусная, подтасовки исторических свидетельств разных времен католической церковью далеко не единичны... увы... и в таком кощунственном контексте. Если тьмя олепила глаза, то Света не видят. Не все католики крамольны и "подонки", нельзя обобщать, конечно... Перед многими достойными христианами и Людьми католиками шляпу просто снимаю... Это должны все понимать.... Но, Господи, как же гнусна идеология этой системы -- РКЦ... Из века в век одно и тоже...
Татиана19 апреля 2011, 15:00
Tяжело читать и принимать такое,Спаси нас всех Господи!
игумен Петар (Драгойлович), Черногория29 ноября 2010, 18:00
Архибискуп Загребаский Алойз Степинец, в 1945 году, после освобождения Югославии от фашистов, предлагал английским разведчикам сбросить две ядреные бомбы. Одну на Белград, а вторую на Москву. Папа Пий XI не толко знал, что делается в Хорватии, но он после Второи мировой войны тайными каналами и способами организировал переезд в Южную Америку Анте Павелича и многих самих активных участников геноцида из усташей. Павелич и умер в римокатолическом монастыре в Испании.
иерей Олег24 ноября 2010, 11:00
Чисто "по человеческим" меркам,по политическим оправдать можно все что угодно. Даже эти зверства. Действительно,папа не мог сделать ничего против того режима,который тогда был. Но разве Иоан-Павел II не знал кого беатифицировал?(Еще один "святой"-Иосиф Кунцевич. Беатифицирован во время визита папы в Украину.) Сомневаюсь. И какая была логика в его дейсвиях? Ведь было множество католических священников которые пострадали от фашистского режима,прятали людей? Чье житие простой католик может взять за образец подражанию? Думаю это просто двойственность стандартов.(Иными словами-раздвоение личности,шизофрения.) "Святые" на разные случаи жизни.
Олег13 ноября 2010, 19:00
Порой бывает грустно, от того что, обо всем, что происходило и происходит Ф.М. Достоевский написал больше чем 100 лет назад в Легенде о великом инквизиторе - Братья Карамазовы, А слова кардинала так и звучат до сих пор-- Может быть, Ты именно хочешь услышать ее из уст моих, слушай же: мы не с Тобой, а с НИМ, вот наша тайна! Мы давно уже не с Тобою, а с НИМ, уже восемь веков. Ровно восемь веков назад как мы взяли от него то, что Ты с негодованием отверг, тот последний дар, который он предлагал Тебе, показав Тебе все царства земные: мы взяли от него Рим и меч кесаря и объявили себя царями земными, царями едиными, хотя и доныне не успели еще привести наше дело к полному окончанию. ХРИСТОС- Зачем ты ПРИШЕЛ НАМ МЕШАТЬ!!!!! Да храни вас Господь.!!
Александр11 ноября 2010, 15:00
Мареку Шевчику: "...он в ето время практически немогол сделатb ничево против Гитлеру.Папа был во Ватикане дефакто как в тюрме..." В статье говорится об отсутсвии реакции папы (просто как человека и как человека, облеченного саном), а не о его возможностях.
Марек Шевчик31 октября 2010, 16:00
..........Ибо папа Пий XI практически никак не реагировал на террор в Хорватии, хотя знал о нем все. ............... Много говорится против папе Пию Хl,но он в ето время практически немогол сделатb ничево против Гитлеру.Папа был во Ватикане дефакто как в тюрме
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке