О святом мученике Уаре и церковной молитве за неправославных

Ни один священник его отпевать не хотел — Как, самоубийца, да еще некрещеный? А этот, про которого прослышала Анна, подумал-подумал и согласился. Ничего, говорит, что некрещеный. Мы его заочно покрестим и заодно сразу же и отпоем.

Олеся Николаева. «Мене, текел, фарес»

О неуставной службе мученику Уару

Св. мученик Уар
Св. мученик Уар
В докладе на епархиальном собрании Москвы 2003 г. Святейший Патриарх Алексий II отметил: «В последнее время все более получает распространение почитание святого мученика Уара. В честь его строятся часовни, пишутся иконы. Из его жития следует, что он имел особую благодать от Бога молиться за некрещеных умерших людей. Во времена воинствующего атеизма в нашей стране много людей выросло и умерло некрещеными, и их верующие родственники хотят молиться об их упокоении. Такая частная молитва никогда не запрещалась. Но в церковной молитве, за богослужением, мы поминаем лишь чад Церкви, приобщившихся к ней через Таинство Святого Крещения.

Некоторые настоятели, руководствуясь меркантильными соображениями, совершают церковное поминовение людей некрещеных, принимая массу записок и пожертвований на такое поминовение и уверяя людей, что такое поминовение равносильно Таинству Святого Крещения. У людей малоцерковных создается впечатление, что не обязательно принимать Святое Крещение или быть членом Церкви, достаточно лишь молиться мученику Уару. Такое отношение к почитанию святого мученика Уара недопустимо и противоречит нашему церковному вероучению» [5, с. 23–24]

Предстоятель Русской Церкви справедливо указал на то важное каноническое нарушение, которое, к сожалению, стало в последнее время уже довольно распространенным явлением.

Однако не житие святого мученика Уара дает основание к тем искажениям православного благочестия, о которых говорил Патриарх. Никто же не молится о язычниках, прибегая к помощи пророка Ионы, хотя корабельщики просили его: востани и моли Бога твоего, яко да спасет ны Бог, да не погибнем (Иона 1, 6).

Для указанной антиканонической практики, к сожалению, имеется текстуальное основание в последних изданиях богослужебных Миней [7].

Так, под 19 октября приведены две службы мученику Уару — уставная и неуставная. Первая (на которую указывает Типикон) составлена вполне привычно и традиционно. Святой мученик прославляется купно с пророком Иоилем. Главный мотив богослужения можно выразить тропарем канона: «даждь молитвами твоими нам разрешение грехов, жития исправление, Уаре» (Песнь 9, c. 469).

Вторая же служба — о которой Типикон вовсе не упоминает — начинается с довольно нетрадиционного и претенциозного названия: «Ина служба, бденная, святому мученику Уару, емуже дана бысть благодать умолити за умершие Клеопатрины прародители, не сподобльшияся прияти святаго Крещения» [7, c. 469].

По поводу такого названия следует заметить следующее.

Во-первых, представлена не просто служба в честь такого-то Божия угодника, как это бывает в Минее всегда, но заявляется определенная цель, как бы сверхзадача: прославить Уара именно как молитвенника за некрещеных «Клеопатриных прародителей».

Для сравнения предположим, что некто захотел бы составить новую альтернативную службу «празднику Усекновения честной главы Иоанна Крестителя, емуже дана бысть благодать исцеляти от головной боли» — на том основании, что, дескать, молитва Предтече помогает при боли в голове. Либо кто-то составил бы новую службу «святителю Николаю, емуже дана бысть благодать избавление даровати воеводам неправедную смерть прияти имущим». Хотя Церковь такими словами и воспевает (Акафист, икос 6-й) Мирликийского чудотворца, это не дает оснований данный один-единственный эпизод из жизни святителя Николы делать определяющим в содержании и названии службы святому. Точно так же не следовало бы уже в названии службы обеднять обилие дарований славного мученика и чудотворца Уара.

Во-вторых, следует определенно сказать, что в названии этой второй, неуставной службы содержится если не прямая ложь, то бездоказательное и необоснованное заявление: не имеется никаких свидетельств о том, что у блаженной Клеопатры (память в тот же день, 19 октября) сродники были некрещеные. Вполне вероятно, что благочестивая и ревностная христианская жена была воспитана верующими родителями-христианами. Житие св. Уара не дает никаких оснований подозревать Клеопатриных близких в неверии и язычестве. Заявлять об этом следовало бы, имея хоть какие-нибудь факты, свидетельствующие об их нечестии.

Вспомним, что говорит житие. После мученической кончины Уара Клеопатра тайно похитила его тело и вместо своего умершего мужа взяла «…мощи святого Уара, принесла их, как некую драгоценность, из Египта в Палестину и в своем селении, называемом Эдра, которое находилось около Фавора, положила с своими предками» [4, с. 439]. Через некоторое время святой Уар явился во сне Клеопатре и сказал: «Или ты думаешь, что я не чувствовал ничего, когда ты взяла мое тело из груды трупов скота и положила меня в своей комнате? Разве я не внимаю всегда твоим молитвам и не молюсь за тебя Богу? И прежде всего я умолил Бога о сродниках твоих, с которыми ты положила меня в гробнице, чтобы им были отпущены грехи их» [4, с. 441].

В-третьих, если даже допустить, что среди Клеопатриных сродников и были некрещеные и неверующие во Христа люди, они Промыслом Божиим оказались в склепе, освященном благодатью, исходящей от мощей святого Уара: «Земля на нейже терпеливейшее тело твое, мудре, лежит, Божественне освятися» (Канон, Песнь 9-я уставной службы, c. 469).Бог всесилен даже воскресить мертвых от прикосновения к мощам угодников Своих, как это было со святым пророком Елиссеем: повергоша мужа во гробе Елиссеове и впаде тело человека мертва, и прикоснуся костем Елиссеовым, и оживе, и воста на ноги своя (4 Цар. 13, 21).

Никому, правда, еще пока не пришло в голову составить новую службу «пророку Елиссею, емуже дана бысть благодать воставляти умершия на ноги своя».

Заметим также, что если в фамильном склепе и находились некрещеные сродники, ни сама Клеопатра не молилась об их спасении Христу, ни у святого мученика Уара не просила об этом молитв. Ходатайство свое пред Господом мученик осуществлял, предстоя престолу Вседержителя, а вовсе не советуясь с живущими на грешной земле.

Рассмотрим содержание богослужебного текста неуставной службы мученику Уару по Минее [7].

Стихиры на «Господи, воззвах» малой вечерни утверждают про святого Уара, будто «егоже молитвами прощает умершия язычники Владыка Христос» [7, c. 469]. «Невернии избавляются умершия и от мест адовых свобождаются молитвами Уара мученика» [7, c. 469].

Из такого более чем сомнительного тезиса вытекает следующее первое робкое прошение: «Приими жалость нашу, мучениче, да помянеши во тьме и сени смертней седящия осужденныя, яже от нас сродники, и Господа Бога да умолиши исполнити о них наша прошения» [7, c. 470].

На велицей вечерни в стихирах на «Господи, воззвах»эта тема развивается с большим дерзновением: «умоли Христа Бога всяческих ущедрити наша сродники, веры и Крещения не достигшия, помиловати оных и спасти души наша» [7, c. 471].

В конце стихир приведен «славник» объемом более чем на полстраницы, в котором содержатся такие «настоящия вопления»: «Воспомяни… веры и Крещения святаго православно не достигшия, но тако в недоумениих, яко и в прекословиих, обольщенныя и всеразлично падшия, услыши, великомучиниче, настоящия вопления, и умоли дати утесненным оным прощение, и отпущение, и от скорбных избавление» [7, c. 472].

Тема вымаливания неверующих и некрещеных усиливается в стихирах «на литии».

«…Помяни наша сродники… яже инославием отчужденныя умершия, неверныя и некрещеныя, и моли Христа Бога даровати сим прощение и отпущение» [7, c. 472, 473].

«Еже за неправославных умоление, умерших уже многолетне… и ныне прилежно помолися, мучениче, от затвор адских избавити и от горести свободити непреходныя, иже… спасительнаго же порождения не приемшия и Православныя веры отчужденныя, ускори убо еже испросити оным от Христа Бога прощение и отпущение, и велию милость» [7, c. 473].

В «славнике» стихир «на стиховне» вновь утверждается о Клеопатре, что «сия обретает своя неверныя сродники, молитвами славнаго мученика от горести вечных мук избавлены». Это дает составителю канона основание к молитвенному воззванию: «Темже и наша родители и ближники ихже, жалеюще, печемся яже веры и Крещения святаго отчужденныя…испросити у Христа Бога плачу их пременение, и от тьмы безконечныя милостивое избавление» [7, c. 474, 475].

В стихире по 50-м псалме содержится прошение: «…избавити наша неверныя сродники и прародители и всех, о нихже молимся, от лютаго и горькаго томления» [7, c. 477].

В каноне службы тема молитвенного ходатайства к мученику Уару за некрещеных усиливается никогда не встречающимся в иных известных церковных текстах обращением с тем же прошением к Самой Божией Матери отмаливать всех без исключения некрещеных и инославных умерших.

«Избави теплыми Твоими молитвами от лютых мук неверныя наша и некрещеныя сродники… и подаждь оным избавление и велию милость» (Богородичен седален, c. 479).

«…Ходатайствуй неотступно о милости к милостивому Твоему Сыну и Владыце, еже помиловати и простити грех инославия умершим сродником нашим» (Песнь 9, c. 484).

Не только Пресвятая Богородица, но и ангельские чины подвигаются на молитву за неверных: «Лик святых Сил Небесных подвигни с собою на молитву, мучениче, и сотвори дело пречудно… неверно умершим прародителем и еже с ними воспоминаемым еже даровати сим от Господа прощение и велию милость» (Песнь 3, c. 478.

В союзники и помощники мученику Уару канон предлагает иных святых:

«Яко послушал еси святыя Твоя, Господи, еже помиловати неверныя умершия, ихже и днесь приводим Ти на молитву, да прошения их ради ущедриши инославно умершия» (Песнь 8, c. 483). Прошение это примечательно, поскольку обязывает не одного мученика Уара, но целый собор святых угодников Божиих просить о спасении некрещеных: «Агнче Божий, Пречистою Своею Кровию нас искупивый, Феклино и блаженного Григория моление услышав, Мефодия со многими и Макария прием прошения, и отраду, и избаву зловерным подав умершим, и Златоустаго о сих молитися написати воздвигнув, приими убо, Владыко, с сими славного Уара и молитвами их воспоминаемыя от нас прости и помилуй» (Песнь 8, c. 483).

Епископ Афанасий (Сахаров) отмечал [2], что здесь упоминается молитва святителя Григория Двоеслова о царе Траяне и молитва святителя Мефодия Константинопольского с собором отец о царе Феофиле — так что это были молитвы не «за язычников» или «за еретиков», а «за царя», согласно апостольской заповеди совершать молитвы за царя и за всех иже во власти суть (1 Тим. 2, 2). Молитвы остальных упомянутых в каноне угодников Божиих относятся, очевидно, к разряду «частных», а не «общественных».

Практически во всех тропарях канона, равно как и в Светильне, содержится одно и то же прошение «…веры, и Крещения отчужденныя умершия наша сродники и всем… даровати прощение и велию милость» (Песнь 5, c. 481).

Венчают службу стихиры «на хвалитех», где встречаются рефреном такие воззвания:

«…Егоже моли простити умершия инославно» [7, c. 485].

«…Егоже моли послати милость умершим в неверии» [7, c. 485].

Последней печатью «хвалитных» стихир является «славник» объемом полстраницы, содержащий, в частности, такие воззвания: «…Воспомяни воспоминаемыя выну наши деды и прадеды, и яже с ними вочтенныя, елицы противобожне погребенныя, умершия некрещеныя. За сих убо предстани ко Христу Богу… и потщися испросити оным от вечныя тьмы избавление» [7, c. 486].

О канонической недопустимости
церковного поминовения неправославных

Каноническое сознание древней Церкви совершенно не допускало молитвенного общения с еретиками, иудеями и язычниками. Такой запрет на молитвенное общение относился как к живым, так и к умершим. Как справедливо отметил протоиерей Владислав Цыпин, «усопшие христиане остаются членами Церкви, и поэтому Церковь возносит за них свои молитвы как и о живых своих членах», поэтому «Церковь может, конечно, отпевать лишь тех, кто принадлежит лишь ей» [15, c. 322].

Наглядно показать это можно, сравнив вышеприведенные цитаты из неуставного канона мученику Уару с церковным каноном из службы Троицкой родительской субботы, помещенной в Цветной Триоди. В этом богослужебном последовании буквально в каждой песне канона отмечается, что поминает Церковь лишь крещеных православных людей, в вере и благочестии окончивших свою земную жизнь.

«Вси помолимся Христу, творяще память днесь от века мертвых, да вечнаго огня избавит я, в вере усопшыя, и надежде жизни вечныя» (Песнь 1).

«Видите, видите, яко Аз есмь Бог ваш, праведным судом водрузивый пределы жизни, и в нетление от тли приемляй вся, усопшыя в надежди вечнаго воскресения» (Песнь 2).

«Присномутное жития море преплывшыя Христе, в нетленное твоего жития сподоби пристанище притещи, православным житием окормленныя» (Песнь 3).

«Отцы и праотцы, деды и прадеды, от первых и даже до последних, во благозаконии умершыя и благоверии, вся помяни Спасе наш» (Песнь 4).

«Огня приснопалящаго, и тмы несветимыя, скрежета зубнаго, и червия безконечно мучащаго, и всякаго мучения избави Спасе наш, вся верно умершыя» (Песнь 5).

«От века яже приял еси верныя Боже, род всякий человеческий, сподоби во веки с служащими Ти славити Тя» (Песнь 6).

«В страшное Твое пришествие, Щедре, одесную овец Твоих постави, православно Ти в житии послужившыя Христе, и преставльшыяся к Тебе» (Песнь 7).

«Сокрушивый первее сень смертную, возсияв яко солнце из гроба, сыны воскресения Твоего сотвори, Господи славы, вся умершыя в вере, во веки» (Песнь 8).

«Всякий возраст, старцы, и юныя младенцы, и дети, и ссущыя млеко, мужеское естество и женское, упокой Боже, яже приял еси верныя» (Песнь 9).

В богородичных тропарях этой службы, в отличие от неуставной службы мученику Уару, Церковь испрашивает ходатайство у Пречистой Девы Марии лишь за верных: «Струи живыя источник запечатанный, показалася еси Богородице Дево, без мужа бо Господа рождши, безсмертия верныя напояеши водою во веки» (Песнь 8).

Пространные и развернутые прошения об усопших читаются по Уставу на вечерне под День Святаго Духа — в особенности в третьей коленопреклоненной молитве, помещенной в Цветной Триоди. Но и в этой всеохватной молитве упоминаются исключительно православные христиане: «Услыши нас молящихся Тебе, и упокой души рабов Твоих, прежде усопших отец и братий наших, и прочих сродник по плоти, и всех своих в вере, о нихже и память творим ныне, яко в Тебе всех держава, и в руце Твоей содержиши вся концы земли».

Согласно Служебнику, на проскомидии совершается поминовение «о всех в надежде воскресения жизни вечныя и Твоего общения усопших православных». В чинопоследовании евхаристического канона литургии святителя Иоанна Златоуста содержатся следующие слова: «Еще приносим Ти словесную сию службу о иже в вере почивших… и о всяком Дусе праведном в вере скончавшемся», а также прошение: «И помяни всех усопших о надежди воскресения жизни вечныя». На литургии святителя Василия Великого предстоятель молится подобным образом: «Да обрящем милость и благодать со всеми святыми от века Тебе благоугодившими… и со всяким духом праведным в вере скончавшимся», и в завершение: «И помяни всех прежде усопших о надежде воскресения жизни вечныя» [11]. О неверующих ни св. Иоанн Златоуст, ни св. Василий Великий молитв не возносили, памятуя слова евангельские: иже веру имет и крестится, спасен будет, а иже не имет веры, осужден будет (Мк. 16, 16).

Святые Отцы поступали в полном соответствии с учением апостольским: Кое бо причастие правде и беззаконию, или кое общение свету ко тме, кое же согласие Христови с велиаром, или кая часть верну с неверным, или кое сложение Церкви Божией со идолы? (2 Кор. 6, 14–16).

* * *

Митрополит Макарий (Булгаков) писал: «Наши молитвы могут действовать непосредственно на души скончавшихся, если только они скончались в правой вере и с истинным раскаянием, т.е. в общении с Церковью и с Господом Иисусом: потому что в сем случае, несмотря на видимое удаление от нас, они продолжают вместе с нами принадлежать к одному и тому же телу Христову» [6, с. 456]. Он приводит выдержку из 5 Правила VII Вселенского Собора: «Грех к смерти есть, когда некие, согрешая, в неисправлении пребывают, и… жестоковыйно возстают на благочестие и истину… в таковых несть Господа Бога, аще не смирятся и не истрезвятся от своего грехопадения». В этой связи владыка Макарий замечает: «Умершие в смерт­ных грехах, в нераскаянности и вне общения с Церковью не удостоиваются ея молитв, по этой заповеди апостольской» [6, с. 450 ].

Постановления Лаодикийского Поместного Собора однозначно запрещают молитву за живых еретиков: «Не подобает молитися с еретиком или отщепенцем» (Правило 33). «Не должно принимати праздничные дары, посылаемые от иудеев или еретиков, ниже праздновати с ними» (Правило 37). Тот же Лаодикийский Собор запрещает членам Церкви молитвенное поминовение умерших, погребенных на неправославных кладбищах: «На кладбища всяких еретиков, или в так именуемыя у них мученическия места, да не будет позволено церковным ходити для молитвы, или для врачевания. А ходящим, аще суть верные, быти лишенными общения церковного на некое время» (Правило 9). В толковании на это Правило епископ Никодим (Милаш) отмечал: «Данное правило Лаодикийского Собора воспрещает православному или, как сказано в тексте “церковным”, каждому принадлежащему к Церкви, посещать ради молитвы и богослужения такие еретические места, так как в противном случае его можно заподозрить в склонности к той или иной ереси и не считать православным по убеждению» [10, с. 86].

В свете этого становится понятной древняя и повсеместная традиция отделять православные кладбища от прочих — немецких, татарских, еврейских, армянских. Ведь заупокойная молитва в кладбищенских храмах и часовнях совершается, согласно Служебнику, о «зде лежащих и повсюду православных» [11]. За «зде лежащих иноверцев» Церковь не молится.

Подобным образом Церковь не молится и за самоубийц. Правило святого Тимофея Александрийского, приведенное в Книге правил, запрещает церковное поминовение тех лиц, кто «подымет на себя руки или повержет себе с высоты»: «О таковом не подобает быти и приношение, ибо есть самоубийца» (Ответ 14). Святитель Тимофей даже предостерегает пресвитера, который подобные случаи «непременно должен со всяким тщанием испытывати, да не подпадет осуждению».

* * *

Примечательно, что в то время, как Святые Отцы запрещают молиться за живых и мертвых еретиков, они положительно решают вопрос о возможности церковной молитвы за отступников, по немощи и малодушию не выдержавших испытания во время гонений: «или пострадавших в темнице и побежденных гладом и жаждею, или вне темницы на судилище измученных, строганием и биением и напоследок преодоленных немощию плоти». «За таковых, — постановляет святитель Петр Александрийский,—когда некоторые по вере просят приношения молитв и прошений — праведно есть согласитися с ним» (см.: Книга правил, правило 11). Мотивируется это тем, что «сострадати и соболезновати плачущим и стенящим о преодоленных в подвиге… нимало не вредно ни для кого» [Там же].

Церковные канонические Правила не допускают возможности молиться за еретиков и язычников, но объявляют им анафему и тем самым лишают как при жизни, так и после смерти молитвенного общения с Соборной Апостольской Церковью.

Единственный случай литургического предстательства за некрещеных — молитвы и ектеньи за оглашенных. Но это исключение лишь подтверждает правило, так как оглашенные — это как раз те люди, которых Церковь не считает чужими по вере, поскольку они выразили сознательное желание стать православными христианами и готовятся к святому Крещению. При этом содержание молитв об оглашенных, очевидно, относится только к живым. Молитвенных чинов об умерших оглашенных не встречается.

Блаженный Августин писал: «Нимало не должно сомневаться, что молитвы св. Церкви, спасительное жертвоприношение и милостыни приносят пользу умершим, — но лишь тем, которые прежде смерти жили так, чтобы по смерти все это могло быть для них полезным. Ибо для отшедших без веры, споспешествуемой любовию, и без общения в таинствах напрасно совершаются ближними дела того благочестия, коего залога они не имели в себе, когда находились здесь, не приемля или всуе приемля благодать Божию и сокровиществуя себе не милосердие, а гнев. Итак, не новыя заслуги приобретают для умерших, когда совершают за них что-либо доброе знаемые, а только извлекают последствия из прежде положенных ими начал» [6, с. 457].

В Русской Православной Церкви Святейший Синод впервые разрешил в 1797 году православным священникам при сопровождении в известных случаях тела усопшего неправославного ограничиваться только пением Трисвятого. В «Настольной книге священно-церковнослужителей» указывается: «Запрещается погребение иноверцев по обряду Православной Церкви; но если умрет иноверец христианского исповедания и не „будет священника или пастора ни того исповедания, к которому умерший принадлежал, ни иного, то проводить труп с места до кладбища обязан священник православного исповедания по правилам, в своде церковных законов означенным», согласно которым священнику следует усопшего „«провождать с места до кладбища в ризах и епитрахили и опускать в землю при пении стиха: Святый Боже» (Указ Святейшего Синода от 24 августа 1797 г.)» [3, с. 1346].

Святитель Филарет Московский в этой связи замечает: «По правилам церковным было бы справедливо, если бы Св. Синод и сего не разрешил. Разрешая сие, он употребил снисхождение и оказал уважение душе, имеющей на себе печать крещения во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Более требовать нет права» [3, с. 1347].

Настольная книга поясняет также следующее: «Обязательность для православного священника погребения иноверца христианского исповедания обусловливается отсутствием духовнаго лица других христианских исповеданий, в чем православный священник и должен убедиться, прежде чем исполнит просьбу о погребении им иноверца (Церковный вестник. 1906, 20).

Святейшим Синодом в определении от 10–15 марта 1847 года было постановлено: 1) при погребении военных чинов римско-католическаго, лютеранскаго и реформатскаго исповеданий православное духовенство может, по приглашению, исполнять только то, что сказано в указе Св. Синода 24 авг. 1797 г. (провожать до кладбища с пением Трисвятого. — свящ. К.Б.); 2) православное духовенство не имеет права отпевать таковых умерших по чиноположению Православной Церкви; 3) тело умершаго иноверца христианскаго исповедания не может быть вносимо пред погребением в православную церковь; 4) полковое православное духовенство по таковым чинам не может совершать домовых панихид и включать их в церковное поминовение (Дело Архива Св. Синода 1847 г., 2513)» [3, с. 1346].

Такая норма благочестия, запрещающая отпевать инославных, соблюдалась повсеместно во всех поместных Православных Церквах. Однако в середине XIX века это положение было нарушено.»Константинопольский патриарх Григорий VI в 1869 году установил особый чин погребения усопших неправославных, принятый и Еллинским Синодом. Чин этот состоит из Трисвятого, 17-й кафизмы с обычными припевами, Апостола, Евангелия и малого отпуста» [9, с. 28].

В самом принятии этого чина нельзя не усмотреть отступления от святоотеческой традиции. Данное нововведение проводилось у греков параллельно с принятием нового, изданного в Афинах в 1864 году так называемого «Типикона Великой Константинопольской Церкви», суть которого сводилась к реформированию и сокращению уставного богослужения. Дух модернизма, расшатывающий устои Православия, подвигал составлять подобные чинопоследования и в Русской Православной Церкви. Как отмечал протоиерей Геннадий Нефедов,»перед самой революцией в петроградской Синодальной типографии было напечатано особой брошюрой славянским шрифтом “Чинопоследование над усопшим неправославным”. Этот чин указывается совершать и вместо панихиды, с опущением прокимна, Апостола и Евангелия» [9, с. 29].

Само это «Чинопоследование над усопшим неправославным» появилось в нашей Церкви как проявление революционно-демократических и обновленческих умонастроений, пленявших в начале XX века умы иных богословов и священнослужителей. Его текст совершенно не может быть оправдан с позиции церковно-канонической. Текст этого «Чинопоследования» в Требнике [12] содержит ряд нелепостей.

Так, например, в начале «Чинопоследования» сказано: «Аще некия ради благословныя вины, прилучится священнику православному совершати погребение тела усопшаго неправославного» [12, с. 342]. Выше мы уже показали, что церковные каноны никакой «благословныя вины» здесь не допускают.

После обычного молитвенного начала «Чинопоследование» приводит Псалом 87, в котором содержатся, в частности, такие слова: Еда повесть кто во гробе милость Твою, и истину Твою в погибели; еда познана будут во тьме чудеса Твоя, и правда Твоя в земли забвенней (Пс. 87, 12–13). Если уточнить, что церковно-славянское слово еда означает «разве, неужели», Псалом станет обличением читающим его над неправославным умершим.

После этого приводится Псалом 118, воспевающий ходящих в Законе Господнем (Пс. 118, 1). Святитель Феофан Затворник в толковании на этот Псалом приводит святоотеческое суждение: «Не те блаженные, которые пятнают себя грехом в развращении века, но те, которые непорочни в пути и ходят в Законе Господни» [14, с. 12].

Справедливости ради следует отметить, что в изданиях Требника последних десяти-пятнадцати лет это «Чинопоследование» уже не печатается.

Правильной с точки зрения православного традиционного отношения к рассматриваемому вопросу следует считать позицию монаха Митрофана, издавшего в 1897 году книгу «Загробная жизнь». Приведем из нее несколько цитат.

«Наша св. Церковь об усопших молится так: “Упокой, Господи, души рабов Твоих, преставившихся в вере и надежде воскресения. Упокой, Господи, всех православных христиан”. Вот о ком молится Церковь и с кем она в неразрывном союзе и общении. Следовательно, нет союза и общения с умершими нехристианами и с неправославными… Для истинного христианина, кроме самоубийства, никакой род смерти не расторгает союза и общения с живым — с Церковью… О нем молятся святые, молятся и живые, как о живом члене единого живого тела».

«Испросим, все ли находящиеся в аде могут через наши молитвы получить освобождение? Церковь молится о всех умерших, но только умершие в истинной вере непременно получат освобождение от адских мук. Душа, пребывая в теле, обязана и сама заранее позаботиться о будущей своей жизни, должна заслужить, чтобы по переходе в загробную жизнь ходатайство живых могло доставить ей облегчение и спасение».

«Грехи, составляющие хулу на Духа Святого, то есть неверие, ожесточение, отступничество, нераскаяние и им подобные, делают человека вечно погибшим, и таким умершим ходатайства Церкви и живых нисколько не помогут, потому что они жили и умерли вне общения с Церковью. Да о таковых Церковь уже и не молится» [8, с. 52, 133, 134].

Здесь автор, очевидно, имеет в виду слова Евангелия: Иже аще речет слово на Сына человеческаго, отпустится ему; а иже речет на Духа Святаго, не отпустится ему ни в сей век, ни в будущий (Мф. 12, 32). Из этих слов Спасителя многие естественно заключали, что в принципе отпущение грехов возможно и по смерти грешника. Митрополит Макарий (Булгаков) в этой связи замечает: «О скончавшихся с хулою на Духа Святаго, или, что то же, в смертном грехе, и не раскаявшихся Церковь не молится, и вот потому-то, как сказал Спаситель, хула на Духа Святаго не отпустится человеку ни в сей век, ни в будущий» [6, с. 451].

Преподобный Феодор Студит не допускал открытогопоминовения на литургии усопших еретиков-иконоборцев [13, с. 634].

Приведем ряд высказываний Святых Отцов, в которых они, призывая к молитве за умерших, не допускали ее церковного совершения за скончавшихся вне церковного общения — еретиков и некрещеных.

Блаженный Августин: «Вся Церковь соблюдает это, как преданное от Отцев, чтобы за скончавшихся в общении тела и крови Христовой молиться, когда воспоминаются они в свое время при самом жертвоприношении» [6, с. 455].

Святитель Григорий Нисский: «Это есть дело весьма богоугодное и полезное — при божественном и преславном таинстве совершать поминовение о усопших в правой вере» [6, с. 453].

Преподобный Иоанн Дамаскин: «Таинники и самовидцы Слова, покорившие круг земный, ученики и божественные Апостолы Спасителя не без причины, не напрасно и не без пользы установили при страшных, пречистых и животворящих тайнах совершать поминовение о верных усопших» [6, с. 453].

Святитель Иоанн Златоуст: «Когда весь народ и священный собор стоят с простертыми к небу руками, и когда предлежит страшная жертва: как не умилостивим мы Бога, молясь за них (умерших)? Но это о тех только, которые в вере умерли» [6, с. 455].

О поминовении неправославных
в домашней молитве

В приведенных нами вначале словах Святейшего Патриарха Алексия на Московском епархиальном собрании 2003 года отмечалось, что лишь частная, домашняя молитва допускается и всегда допускалась за некрещеных, но «за богослужением мы поминаем лишь чад Церкви, приобщившихся к ней через Таинство Святого Крещения» [5, с. 24]. Это разделение на церковную и частную молитву существенно.

Капитальный труд «О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви» [2] составил новомученик Афанасий (Сахаров), епископ Ковров­ский. В разделе «Канон мученику Уару об избавлении от муки в иноверии умерших» он пишет: «Древняя Русь при всей строгости своего отношения к умершим, находила возможным молиться не только об обращении живых к истинной вере, но и об избавлении от мук в иноверии умерших. При этом она прибегала к предстательству святого мученика Уара. В старинных канонах имеется специальный канон на сей случай, совершенно отличный от канона, помещающегося в октябрьской Минее под 19 числом» [2, с. 202].

Однако этот раздел, равно как и разделы «Молитва о некрещеных и мертворожденных младенцах» и «Молитва о самоубийцах», владыка Афанасий помещает в главе IV — «Поминовение усопших на домашней молитве». Он справедливо пишет: «На домашней молитве по благословению отца духовного может быть совершено поминовение даже и тех, кого нельзя поминать на церковном богослужении». «Поминовение усопших, по смирению и за послушание Святой Церкви, перенесенное на нашу домашнюю келейную молитву, будет ценнее в очах Божиих и отраднее для усопших, чем совершенное в храме, но с нарушением и пренебрежением уставов Церковных» [2, с. 201, 205].

При этом об уставном общественном богослужении он замечает: «Все заупокойные последования точно определены в своем составе, точно назначено и время, когда они могут или не могут быть совершаемы. И этих установленных Святою Церковью пределов никто не имеет права преступать» [2, с. 195].

Итак, в церковном собрании, возглавляемом священником или епископом, нет никакой возможности легально молиться за некрещеных (равно как за неправославных и самоубийц). Отметим, что в трактате епископа Афанасия разбирается как уставное богослужение, так и службы по Требнику (чинопоследование отпевания, панихиды). При этом в первых трех главах никаких упоминаний о службе мученику Уару нет. Примечательно, что сам Владыка пишет в начале IV главы: «Мы коснулись всех разнообразных случаев, когда Святая Церковь разрешает или сама призывает, иногда усиленно призывает к молитве об усопших. Но все доселе перечисленные случаи поминовения усопших совершаются с иереем» [2, с. 195]. Таким образом, рассмотренное нами чинопоследование бденной неуставной службы мученику Уару не может быть признано ни православным богослужебным текстом, ни чином Православного Требника.

О возможности частного поминовения в домашней молитве тех умерших, кто не может быть помянут в церковном собрании, высказывались многие Святые Отцы.

Преподобный Феодор Студит находил возможным за таковых поминовение лишь тайное: «разве только каждый в душе своей молится за таких и творит за них милостыню» [13, с. 634].

Преподобный старец Лев Оптинский, не допуская церковной молитвы за скончавшихся вне Церкви (самоубийц, некрещеных, еретиков), завещал молиться за них келейно так: «Взыщи, Господи, погибшую душу отца моего: аще возможно есть, помилуй. Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне в грех молитвы сей моей, но да будет святая воля Твоя» [2, с. 204].

Преподобный старец Амвросий Оптинский писал одной монахине: «По церковным правилам поминать самоубийцу в церкви не следует, а сестра и родные могут молиться о нем келейно, как старец Леонид разрешил Павлу Тамбовцеву молиться о родителе его. Выпиши эту молитву… и дай ее родным несчастного. Нам известны многие примеры, что молитва, переданная старцем Леонидом, многих успокаивала и утешала и оказывалась действительною перед Господом» [1, с. 106].

Приведенные нами свидетельства Святых Отцов заставляют, в полном согласии со словом Святейшего Патриарха Алексия II, ставить в нашей Церкви вопрос об упразднении из годового богослужебного круга не предусмотренной Типиконом неуставной бденной службы мученику Уару, как противоречащей каноническим церковным нормам.

По всей вероятности, только канон мученику Уару (но, разумеется, не последование «Всенощного бдения») можно в частных случаях «некия ради благословныя вины» рекомендовать для домашней келейной молитвы за умерших неправославных сродников с обязательным запрещением читать этот канон в православных храмах и часовнях на общественных богослужениях и требах.


ЛИТЕРАТУРА

1. Амвросий Оптинский, преп. Собрание писем к монашествующим. Вып. II. Сергиев Посад, 1909.

2. Афанасий (Сахаров), епископ. О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. СПб., 1995.

3. Булгаков С.Н. Настольная книга для священно-церковнослужителя. М.: 1993.

4. Димитрий Ростовский, свят. Жития святых. Октябрь. 1993.

5. Журнал Московской Патриархии. 2004, № 2.

6. Макарий (Булгаков), митр. Православно-догматическое богословие. Т. II. СПб., 1857.

7. Минея. Октябрь. М.: Изд. Московской Патриархии, 1980.

8. Митрофан, монах. Загробная жизнь. СПб., 1897; Киев, 1992.

9. Нефедов Г., прот. Таинства и обряды Православной Церкви. Ч. 4. М., 1992.

10. Никодим (Милаш), епископ. Правила Православной Церкви с толкованиями. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1996.

11. Служебник. М.: Изд. Московской Патриархии, 1977.

12. Требник. Ч. 3. М.: Изд. Московской Патриархии, 1984.

13. Феодор Студит, преп. Творения. Т. II. СПб., 1908.

14. Феофан Затворник, свят. Толкование на 118 Псалом. М., 1891.

15. Цыпин В., прот. Церковное право. М., 1996.

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • В четверг — лучшие тематические подборки, истории читателей портала, новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Комментарии
Евгений30 августа 2016, 03:00
Кто носит в себе Духа Святого... тот скорбит о всем народе день и ночь, и сердце его жалеет всякое создание Божие, и особенно людей, которые не знают Бога, или противятся ему, и потому идут в огонь мучения. За них он молится день и ночь, больше чем за себя, чтобы все покаялись и познали Господа (147) Святые угодники достигли Небесного Царства и там зрят славу нашего Господа Иисуса Христа, но Духом Святым они видят и страдания людей на земле. Господь дал им столь великую благодать, что они любовию обнимают весь мир (165). Эта пламенная любовь, как она представляется Старцу, простирается не только на живых, но и на усопших, а также и на еще не родившихся, объемля, таким образом, то, что отец Софроний называл "всем Адамом", или "всем родом Адама":
Павел 1 ноября 2015, 19:00
В евангелии утверждается : кто не родится от воды и Святого Духа не сможет войти в царствие небесное . Наша любовь к родным - совершение личного подвига .Молиться за других-кровь проливать - говорил преподобный Силуан Афонский. А желание выторговать другому спасение за 100 (или более ) рублей оттадает симонией . Будем Христа прилежно умолять в домашней молитве за родных и друзей .
Игорь31 октября 2015, 03:00
Читаю в статье протоиерея: "каноническое сознание древней Церкви совершенно не допускало молитвенного общения с еретиками, иудеями и язычниками. Такой запрет на молитвенное общение относился как к живым, так и к умершим." :-( 1: Святой царь и пророк Давид псалмопевец и его сын пророк Соломон изображаются на православных иконах, труды их обоих включены в Библию. Без чтения Псалтири, написанной пророком Давидом не проходит "молитвенное общение" ни во время утренней, ни во время вечерней службы, ни на литургии. Считает ли автор пророков Давида и Соломона усопшими иудеями? 2. Крещенный по католическому обряду, согласно канону русской православной церкви считается крещенным. В житиях святых Димитрия Ростовского прославлено много святых отцов-католиков, включая римских пап. Распространяет ли автор "каноническую недопустимость церковного поминовения неправославных" на усопших католиков? 3. Автор признает, что молитвы за усопших неправославных необходимы, при этом находит цитаты и аргументы, чтоб вычеркнуть эти необходимые молитвы из списка "канонически" разрешенных. Неужели по мнению автора "в каноне" нету места для необходимого?
Сергий 1 ноября 2014, 01:00
Прочитал коментарии и удивился реакции некоторых сестер и братьев.Разве автор говорит о недопустимости молитв о некрещенных и неправославных?Говорит как согласно канонам можно и даже приводит молитву почтенного Льва Оптинского.Есть усопшие о ком хочется помолиться: нерожденные младенцы, те,кто кто делал какое либо добро( но неизвестно крещены ли они)кому мы причинили зло,соблазнили и т.д.А раз Церковь не разрешает поминать на богослужении- значит так тому и быть.А насчет любви ко всем: получается мы такие добрые просим Сурового Бога о грешниах.В книге о аде и рае дается хорошее обьяснение почему грешников пожигает огонь: Бог- есть Любовь для всех, но одни люди подобно воску смягчаются от Его любви,а другие подобно глине окаменивают-для перых огонь любви будет прохлаждающим,для. вторых- пожигающим, т,к. они не смогут сносить. Его любовь.
Людмила 1 ноября 2013, 21:00
Спаси Вас Господи! Очень нужная статья! Прочитав комментарии, и от себя прошу продолжить просвещение по данной теме.
Михаил Шомшин 1 ноября 2013, 09:00
Мой отец прошел всю войну в развед.роте.Каждый раз уходя на задание,уходил на смерть.Послевоенные годы он до конца жизни во снах воевал за Родину.В отличие от сегодняшних многих православных христиан,не желающих послужить для нее.Какая бы она не была. Молиться за некрещеных обязательно надо,но как предписывает уставом наша Святая Соборная Апостольская Церковь.
Юлия30 октября 2013, 17:00
Почему такая дистанция выстраивается церковью? Разве не о спасении и все прощении говорил Господь?
Феодор15 августа 2013, 17:00
Владимир, Мученики эти были омыты своею кровью как водами крещения. Архиепископ Макарий, к примеру, пишет в своей работе "Догматическое богословие": "Впрочем, как ни необходимо таинство Крещения (для всех людей, младенцев и взрослых, но бывают случаи особенные, когда оно, по верованию православной Церкви, может быть заменяемо другим, чрезвычайным крещением, - крещением кровью или мученичеством (Это верование Церкви можно видеть из того, что она чествует (де-кабря 29 дня), в лике святых, четырнадцать тысяч младенцев, за Христа избиенных от Ирода в Вифлееме). Это тогда, когда кто-либо, еще не успев креститься водою и Духом, подвергается гонениям за веру Христову, проливает за нее кровь свою и вкушает самую смерть, и таким образом крестится тем самым крещением, каким крестился Христос (Мф. 20, 22. 23)..." --- Мф. 20:22 - Иисус сказал в ответ: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я буду пить, или креститься крещением, которым Я крещусь? Они говорят Ему: можем. Мф. 20:23 - И говорит им: чашу Мою будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься, но дать сесть у Меня по правую сторону и по левую - не от Меня зависит, но кому уготовано Отцем Моим.
Юлия 7 мая 2013, 17:00
Помогите ради Всех Святых. Прошу Ваших молитв о справедливом суде и что бы оправдали раба Божьего Романа - крещеное имя,(Руслана), у него суд 13 мая в 12:00 в г.Ростове-на-Дону, в Ростовском областном суде, помогите молитвами, что бы его оправдали и освободили из под стражи. Мальчишке 20 лет. ВО ИМЯ ОТЦА, И СЫНА, И СВЯТОГО ДУХА. АМИНЬ
Владимир 5 мая 2013, 13:00
Святой мученник Вонифатий был некрещённым, стражник Аглаий, из числа 40 севастийских мученников - некрещён. Может быть дело не в крещении, а в христианской жизни, крещение конечно же важный момент, но это не пропуск в райские обители. А как же воины отдавшие жизни за други своя, где они, неужели не в царстве Божием. Может мы в чём то ошибаемся?
Олег 4 ноября 2012, 17:00
Лишь то, что происходить из страха Божья, бывает постоянно. Итак, будем оплакивать их, будем помогать им по силам, придумаем для них какое-либо пособие, хотя небольшое, однако ж могущее помочь. Как и каким образом? Сами молясь, и других убеждая молиться за них, всегда подавая за них бедным. Это доставить некоторое облегчение. В самом дел, послушай, что говорит Бог: "И защищу город сей ради Себя и ради Давида, раба Моего" (4 Цар. 20:6). Если память только праведника была столько сильна, то как не сильны будут дела, творимые за усопшего? Не напрасно установили апостолы, чтобы при совершении страшных тайн поминать усопших: они знали, что от этого много им выгоды, много пользы. Когда весь народ и священный лик стоить с воздеянием рук, и когда предлежит страшная жертва, то как не умолим Бога, прося за них? Но это (говорим) о тех, которые скончались в вере; а оглашенные не удостаиваются этого утешения, но лишены всякой такой помощи, кроме одной. Какой же именно? За них можно подавать бедным; это доставляет им некоторую отраду, потому что Богу угодно, чтобы мы помогали друг другу. Иначе для чего бы Он повелел молиться о мир и благосостоянии мира? Для чего бы – о всех людях? Хотя здесь между всеми есть и разбойники, и гробокопатели, и воры, и исполненные бесчисленных пороков, однако ж мы молимся за всех: быть может это послужить сколько-нибудь к их обращению. Потому как мы молимся за живых, которые нисколько не отличаются от мертвых, так можно молиться и за умерших".
Олег 4 ноября 2012, 17:00
Кстати, вот более полная цитата Иоанна Златоуста (Беседа 3-я на Посл. АПОСТОЛА ПАВЛА К ФИЛИППИЙЦАМ)на которую ссылается автор, причем ее смысл отличается от естраполяция автора. "Плачь о неверных, плачь о тех, которые нисколько не отличаются от них, которые умирают без крещения и миропомазания; подлинно такие достойны слез и сетования, они вне царского чертога с обвиненными и осужденными: "Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божье" (Иоан. 3:5). Плачь о тех, которые умерли в богатств, и из своего богатства не придумали сделать ничего к утешению душ своих, которые имели возможность очистить грехи свои, и не хотели. О них будем плакать все и порознь и вместе, только с благопристойности), не теряя степенности, так, чтобы не выставить себя на позорище. Будем плакать о них не один, не два дня, но во всю нашу жизнь. Эти слезы – следствие не безрассудной страсти, но нежной любви; а те происходят от безумной страсти, и потому скоро осушаются.
Лариса 2 ноября 2012, 19:00
Как и у многих моих соотечественников, у меня есть на моей памяти почившие родственники в подавляющем большинстве крещенные и верующие, несколько не крещенных так же. У всех нас в жилах кровь прародителей до христианского периода не знавших Единого Бога и крещения. И мне не все равно, что будет с ними. Всегда в частной своей молитве я поминаю их-которых никогда не знала лично. Увы, знаю и самоубийстве нескольких людей с которыми когда-то была знакома. Их участь так же мне не безразлична-молюсь и за них. НО категорически не согласна, что можно подавать записки за упокой этих людей для поминания на литургии! Не допустимо и это однозначно! Но нам - не равнодушным к их сутьбам остается всегда возможность (и не единажды во время той же литургии)личной молитвой помянуть их. Делаю это всегда с надеждой и упованием, обращаясь к Спасителю и только к нему.При всем уважении к мученику Уару,молитвы возносимые к нему за эту каегорию усобших для меня звучат почти как языческие... Лариса
Павел 2 ноября 2012, 11:00
Я конечно не богослов, но здесь некоторые люди говорят о не милосердии, мол вы не хотите молиться за некрещеных. А я думаю, что молитва о некрещеных- это преступление против Бога и ближнего. Бог дал человеку свободу выбора, собственно без нее невозможно спасение, ибо только в свободе человек может любить, как говорится насильно мил не будешь. Но Он же заповедовал, любить врагов, благословлять проклинающих и молиться за обижающих, ибо в этом нет нарушения их свободы, а следовательно и нет умаления образа и подобия Бога в человеке и эти Заповеди, можно в полной мере отнести и к усопшим. А совершая церковную молитву о некрещеных, мы отнимаем них право, быть образом и подобием Бога с присущей им свободой. Келейная молитва пожалуйста, а церковная- это покушение на свободу человека, как на образ и подобие Бога и конечно же покушения на волю Божью, ибо Он всем нам дал свободу выбора.
р. Б. Георгий 2 ноября 2012, 01:00
Обычный изъян статей, научных и популярных трудов на эту тему - некорректная расстановка акцентов. Обычно это подробное изложение каконических, патристических и исторических источников, доказывающих невозможность и неуместность церковной молитвы за неправославных, некрещеных, язычников - все, как правило, брошены в одну корзину. Все эти выкладки имеют, конечно, научный интерес, но простому человеку они мало интересны. Простого человека интересует не отрицательная, а положительная сторона вопроса: не почему нельзя поминать за проскомидией усопших некрещеными родных, а - каким образом за них МОЖНО или НУЖНО молиться. Для миллионов наших соотечественников и просто современников во всем мире - это не академический, умозрительный вопрос, а вопрос животрепещущий, резонирующий глубоко в их душах. Ведь речь не о каких-то абстрактных "некрещеных", а о родных кровинках. А кто-то радеет о спасении не только "ближних", но и "дальних", о всем человечестве. Что в этом плохого? Это все вполне уместные и благородные помыслы. Поэтому хотелось бы больше знать не о том, почему нельзя, а как можно. Спаси нас всех, Господи!
раба Божия Татиана 1 ноября 2012, 22:00
Не знаете, какого вы духа! Хочется плакать от немилосердия и начетничества этой статьи. Хочется плакать от публикации этой статьи на любимом моем сайте. 52 и послал вестников пред лицем Своим; и они пошли и вошли в селение Самарянское; чтобы приготовить для Него; 53 но там не приняли Его, потому что Он имел вид путешествующего в Иерусалим. 54 Видя то, ученики Его, Иаков и Иоанн, сказали: Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал? 55 Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа; 56 ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать. И пошли в другое селение. (Лук.9:52-56) Неисследимы пути Твои, Господи! Не постави нам во грех молитву за тех, вся вина которых, что были рожденными в годы советской власти. За тех, кому в школе в течение всех школьных лет внушали, что Бога нет.
Олег 1 ноября 2012, 19:00
"Да тихое", - говорит, - "и безмолвное житие поживем" - т. е. их спасение доставляет нам безмятежность, - подобно тому, как ж в послании к Римлянам, убеждая их повиноваться начальникам, говорит: "не только из [страха] наказания, но и по совести" (Рим.13:5). Ведь Бог учредил власти для общей пользы. И разве не было бы ни с чем несообразно, если бы в то время как другие выступают в поход и облекаются в оружие с тою целью, чтобы мы пребывали в безопасности, сами мы за тех, которые подвергаются опасностям и несут бремя военной службы, нетворили даже молитв? Таким образом, это вовсе не составляет лести, а делается по требованию справедливости. В самом деле, если бы они не избежали опасности и не имели успеха на войнах, то по необходимости и наши дела тогда пришли бы в замешательство и нестроение; тогда, - после того как они потерпели бы поражение, - и нам самим следовало бы идти на войну, или бежать и повсюду скитаться. Они составляют, говорит он, как бы некоторого рода оплот, поставленный впереди, который охраняет спокойствие пребывающих внутри. "Молитвы, - говорит, - "моления, прошения, благодарения", - потому что нужно благодарить Бога и за те блага, которые посылаются другим, например, за то, что Он солнце сияет на злых и благих и дождит на праведных и неправедных. Видишь ли, что он соединяет и связывает нас друг с другом не только посредством молитвы, но и посредством благодарения?
Олег 1 ноября 2012, 19:00
Что же значит: "прежде всего"! Значит - при ежедневном богослужении. И это знают посвященные в таинства, - как бывает у нас каждый день, и вечером, и утром, как мы творим молитву эа весь мир, за царей и за всех, которым вверена власть. Но, может быть, скажет кто-либо, что он заповедал (молиться) не за всех, а за верных. Какое же значение будут иметь тогда его слова: "за царей"? Тогда еще не было царей благочестивых, напротив, долгое время преемственно следовали нечестивые за нечестивыми. Кроме того, чтобы это не показалось лестью, он сказал сначала: за всех, а потом: за царей. Если бы он сказал: только за одних царей, тогда, может быть, кто-либо заподозрил бы его в этом. При том, так как было естественно, что душа христианина, слыша это, могла придти в недоумение и не согласиться с этим наставлением, - что при совершении таинств должно приносить молитвы за язычника, - то посмотри, что он говорит и какие предлагает выгоды, чтобы хотя таким образом склонить ее к принятию его внушения.
Олег 1 ноября 2012, 19:00
Священник есть как бы общий отец целой вселенной; поэтому прилично ему заботиться обо всех, подобно тому, как заботится Бог, Которому он посвятил себя. Поэтому говорит апостол: "прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления". Отсюда проистекают два блага: с одной стороны, чрез это разрушается ненависть, которую мы питаем к внешним (непринадлежащим к Церкви), - потому что никто не может питать враждебных чувств к тому, о ком творит моление, с другой - и они становятся лучше, отчасти потому, что за них возносят молитвы, отчасти и потому, что они отлагают ожесточение против нас. Подлинно ничто столько не содействует успеху учения, как то, чтобы любить и быть любимым. Подумай также о том, что значило для тех, которые злоумышляли, наносили побои, изгоняли, умерщвляли (христиан), - услыхать, что те, которые переносят такие страдания, возносят к Богу прилежные молитвы за причиняющих им (эти страдания)! Видишь ли, в какой степени, согласно с желанием (апостола), христианин должен быть выше всех? Подобно тому, как к малым детям нисколько не уменьшается (отеческая) любовь, хотя бы даже дитя, взятое на руки, ударило своего отца по лицу, так и мы нисколько не должны уменьшать нашей любви к внешним, хотя бы мы и переносили от них удары.
Олег 1 ноября 2012, 19:00
Несколько замечаний. 1. Автор цитирует лишь 2 стих фрагмента текст Послания к Тимофею, в то время как: 1 Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, !!!!!!! 2 за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, 3 ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, 4 Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины. 5 Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, 6 предавший Себя для искупления всех. [Таково было] в свое время свидетельство, (1Тим.2:1-6) !!!!!!!,а не только за царей. 2. По поводу канонов. Ссылаясь на Постановления Лаодикийского Поместного Собора, автор почему-то не замечает, что там запрещена молитва с еретиками, а не молитва о еретиках. 3. И последнее. Фрагмент Творения свт. Иоанна Златоуста, т. 11, кн. 2, Толкование на 1-е послание к Тимофею, беседа 6:
Виктор 1 ноября 2012, 03:00
Верую во едину святую соборную и апостольскую Церковь. А вот во святого Дмитрия-с-портала-святее-чем-Церковь не верую. Церковь сказала так, значит, именно так и надо молиться - только келейно.
Михаил31 октября 2012, 21:00
Любите врагов ваших,-сказал Господь.Потому что они вгоняют нас в подвиг(которого мы по малодушию избегаем),невольно приучая нас рассуждать и терпеть.А соборно не молятся за тех же гонителей(самоубийца тоже гонитель-от себя гонит Бога)из-за недостатка единомыслия,недостатка простоты и недостаточной боязни впасть в самомнение.
Р. Б. Сергий31 октября 2012, 13:00
Спаси вас Господи! Хочу высказать свое мнение. Если мы переступаем каноны Святой Православной Церкви, то мы - еретики.И если имеем мы любовь к инославным, поскольку они наши родственники, то почему не положим труд своей келейной молитвы о их спасении? Да, мы слабы и немощны. Но ведь в ином случае, мы, согласно догматическому учению о Единой, Святой,Соборной и Апостольской Церкви,которое учит о "автоматическом" отпадении от Нее всех некающихся и нарушающих каноны, сами выходим за пределы сего Спасительного Ковчега! Простите меня, грешного. Святой мучениче Уаре, моли Бога о нас!
Анна28 октября 2012, 16:00
Отец Константин, спаси Вас Господь! И для меня - очень полезная и нужная статья.
татьяна21 октября 2012, 16:00
Я верующая православная, полгода как похоронила мужа, не крещенного, каждую субботу и воскресенье хожу в храм и ставлю свечу за упокой, верю в милость господа,мои молитвы помогут моему мужу, поддержат его и спасут от мучений.
Наталья16 октября 2012, 16:00
Молитесь мученику Уару за некрещенных!!! (но ТОЛЬКО с благословения) Все равно молитесь. Расскажу свой случай, один из миллиона, но не чудо ли? Вся семья была уверена, что отец мой некрещенный. Похоронили, не отпели. Я напряглась... Очень. И пошла в храм. Сначала просто читала канон Уару, почти каждый день. Долго, около года. Постепенно ходила в церковь на исповедь и к Причастию. Милостыню, конечно, подавала. А потом после молитвы св. Николаю Чудотворцу (папа родился и умер в его дни) произошло то чудо. Выяснилось, что папа был крещеный. Сестра его матери, которой к тому времени было больше 90 лет, наконец созналась, что крещеный был, просто она при КГБ всю жизнь работала, боялась говорить правду. Папу отпели заочно, и сейчас я за него и дома и в церкви молюсь. Случайное совпадение? Ничего случайного не бывает. Молитесь!!!!
Ольга16 октября 2012, 12:00
Спаси Господи
Виталий14 ноября 2011, 21:00
Молиться за умерших не принявших крещения нужно,а тем более за умерших которые были убиты абортами. У таких убитых есть право быть рядом с Богом в Царствий Его. Есть свединья что такие убитые находяться в аду так как у церкви Православной нет однозначного ответа на то где находяться души таких умерших. Один батюшка мне сказал что такие убитые не могут быть в аду так как они безвинны, но если кто читал или смотрел ад Данте то там показанна картина что такие души находяться в аду и еще есть много сведений о том что это так и есть. Лучше молиться за таких убитых хуже от этого не будет никому. Конечно же от канонов нельзя отходить, но и забывать нельзя о том что некрещенные тоже есть дети Божьй а тем более убитые абортами, они не виноваты в том что их неродили и у них небыло визможности познать Бога.
Михаил Фын 1 ноября 2011, 22:00
Бог идеже хощет побеждается естества чин.и еще не называй Его праведным Судьей ибо он Милосердный и Милующий.буква как всегда убивает. . Любовь назидает.да и где просто там ангелов до ста,а где мудрено ...авва Амвросий(оптинский) говорил -там ни одного(ангела конечно).некто сказал -истиный богослов тот,после чтения которого появляется желание встать перед Святой иконой на колени и помолиться,а остальные витии да софисты.простите меня и помолитесь.
раб Божий Николай 1 ноября 2011, 13:00
Я слабый в вере, но не заметить не могу: братья и сестры, давайте все-таки мухи - отдельно, котлеты - отдельно. Есть люди, живущие и умирающие в ожесточении - воинствующие атеисты, сектанты и иноверцы НЕ ПРИЗНАЮЩИЕ ПРАВОСЛАВИЕ. За таких, очевидно, и правда нельзя молиться 9хотя не мне, грешному, судить - возможно, милостью Божией и их возможно спасти). А есть "заблудшие овцы" - соблазненные сектой, воспитанные в неверующей и инославной среде, но НЕ ВРАЖДЕБНЫЕ К ПРАВОСЛАВИЮ, ("Кто не против нас - тот с нами"). За таких, как я понимаю, не просто можно - нужно молиться хотя бы келейно. Мне кажется, что мы мало представляем себе милосердие Божие. Но давайте хотя бы ходить в заповедях его. А вторая найбольшая заповедь - "Возлюби ближнего своего". И молитва - самое действенное выражение любви. Простите, если не прав.
Алексей 1 ноября 2011, 12:00
У меня вопрос: мой дед был ответственным работником Ком. партии и до конца дней своих им оставался, он родился в Москве задолго до революции и с вероятностью 99.9 проц. был крещён. По смерти не отпевался. Могу ли я поминать его в церкви как православного христианина? Я подаю за него записку на Евхаристию уже 10 лет, если нельзя - большой ли это грех для меня? Кстати, другие дедушки-бабушки хоть и не были завзятыми коммунистами, тоже скорее всего были крещены, но умерли при советской власти, в большинстве не отпетые...
Дмитрий 1 ноября 2011, 10:00
Спаси Бог за статью!
Ольга М-К 1 ноября 2011, 08:00
А я не знаю как поступать,нужно все спрашивать у батюшек...священников...
Алексей31 октября 2011, 12:00
В связи с этим полезно посмотреть профессора Московской Духовной академии Осипова А.И., конкретно лекцию о Эсхатоне человека (т.е. о том что в итоге будет) и о Антиномии геены. Там дается понимание (разумеется основанное на Предании Святых Отцов) ответа на вопрос: Бог ведь знал что человек выберет неверный путь (рождение с среде язычников, впадение в ересь, самоубийства и т.д.), который приведёт его к вечным страданиям? Знал! А зачем тогда Бог, Который есть Любовь дал такому человеку бытие, зная что он выберет путь вечного страдания? Вечное бесконечное страдание твари и Бог Который есть Любовь и только Любовь несовместимы! У Осипова есть выдержки из целого ряда Святых Отцов по этому вопросу, ... не мои это домыслы. Держаться учения Святых Отцов надо, а не "от себя" мудрствовать.
Наталия 6 августа 2011, 19:00
Большое спасибо за статью.Очень мне помогла. Спаси вас Господь!
Михаил22 июня 2011, 17:00
Отцы, прошедшие всю войну и скончавшиеся не крещеными, как за них не помолиться домашней молитвой мученику Уару. Как-то через много лет пришел ко мне во сне не крещеный отец и сказал:не принимай вина с утра. У меня были с этим проблемы. Думаю, что не без воли Божией это произошло.Сейчас с помощью БОЖИЕЙ вообще воздерживаюсь от спиртного.
Стефан23 декабря 2010, 00:00
Спасибо за статью, всё изложено доходчиво и вразумительно. Но, поддержу Дмитрия-нельзя уподобляться фарисеям-не проявить любви закрывшись книжным..Не думаете ли Вы что человек, увидев Истину показанную (после смерти) не возжелает приблизиться? так почему же не помолиться за них, несчастных, бывших слепыми при жизни?..сам имел таких родственников. Ибо как написано-мы дети у Великодаровитого и Всепрощающего.. а станете ли Вы любить непослушное дитя менее за послушного? Любите сердцем! " от избытка сердца говорят уста "(Мф.12:34-35) Ангела Хранителя, и спаси вас Господь!
Владимир 3 декабря 2010, 22:00
Дмитрий, а вы попытайтесь поговорить с сектантами или атеистами на предмет перехода в Православие, и что вы при этом услышите в свой адрес и в адрес нашей Церкви. Я хочу сказать, что у этих людей тоже есть право выбора, право прийти к истинному Богу, или оставаться во власти лукавого. Я не оговорился, над ними нет истинного Бога. Скажу больше, подавляющее большинство сектантов и атеистов не заблуждаются. Их самообман их вполне устраивает, и другого им не надо.Так им легче грешить, и изморавшись в грехе они уже не относятся к Православию нейтрально, они его ненавидят. Думаю поэтому Церковь за них молиться не может. А вот если ваш родственник стал сектантом, то вы можете за него келейно молиться как человек, связанный с отступником родственными узами.
Анна 2 декабря 2010, 23:00
Спасибо за статью - лично мне она ответила на многие вопросы и помогла утвердиться в истине. Сейчас многие и много рассуждают, чем иногда и сбивают с правого пути...а наше дело - это быть в послушании Церкви Христовой. Ангела Хранителя.
Дария29 ноября 2010, 16:00
Уважаемый Дмитрий, простите, пожалуйста, если Вы уже достигли духовной высоты преподобного Исаака Сирского, то, разумеется, эта статья Вас не касается. А вот для соборности тех простых православных, которые наполняют сегодня храмы, эта статья чрезвычайно полезна. Ибо Вам ли, с Вашим совершенством, не знать, к чему ведут чрезмерные подвиги у обычных людей.
Алена 6 ноября 2010, 22:00
Вряд ли кто-то бы хотел бы оказаться на месте несчастных, слышавших только ложь о Христе или обманутых дьяволом. Проявим милосердие и не забудем их!
Дмитрий 3 ноября 2010, 14:00
Речь ведь не идет о поминании усопших вне Церкви на Евхаристии, о том, чтобы за них вынимать частицу. Вопрос в другом - почему келейно можно за них молиться, а соборно - нельзя? Разве любовь и сострадание дело отдельных людей, а не всей Церкви ? Может причина появления статьи не в умственных построениях, а в том, что такая молитва требует неформального участия в жертве Христа, о принятии Всей Церкви на себя последствий грехов некрещеных и, соответственно несения страданий за них, чего не всем хочется? Св. Исаак Сирин молился за бесов. Вряд ли он не знал существующих теоретических конструкций о том, что это бесполезно. Просто любовь была. А если ее нет, то можно, конечно, прятаться за формулировки.
Елена 1 ноября 2010, 18:00
Спаси Господь за очень хорошую и нужную статью!
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке