Господь милует кающегося…
Беседа об исповеди

Несмотря на то, что об исповеди написано множество книг, и у новоначальных, и у постоянных прихожан храмов часто возникают вопросы по поводу этого Таинства. На некоторые из них читателям газеты отвечает настоятель Свято-Троицкого собора г. Саратова игумен Пахомий (Брусков).

– Человек, впервые пришедший на исповедь, зачастую не знает, о чем говорить священнику. Особенно если на его совести нет тяжелых смертных грехов и его поведение соответствует нормам современного общества. Как можно подготовиться к первой исповеди?

– Когда человек приходит на исповедь впервые, он, как правило, плохо себе представляет, что такое грех, какие бывают страсти, что обладает им? Он говорит: «Я же никого не убивал, не грабил, живу как все». И когда человеку объясняешь, что убить можно и словом, что праздность, пустословие – это тоже серьезные грехи, он искренне удивляется.

Но несмотря на это он чувствует, что в его жизни что-то неправильно, а сердце его требует исправления и очищения. А порой приходящий на исповедь человек остро чувствует боль за совершенный грех, тоску по Царствию Небесному. Это не может не радовать священника. Однако такой человек не может точно объяснить, в чем греховность его жизни. И потому священнику приходится объяснять самые азы.

Начинать подготовку к исповеди нужно с молитвы. Когда человек обращается к Богу, просит Его: «Господи, помоги мне увидеть, в чем я виноват перед Тобой», – он будет услышан. Господь даст человеку такое состояние сердца, «дух сокрушен», в котором он сможет увидеть свои грехи, свои страсти.

Для покаяния человеку нужны некие ориентиры. Прежде всего, это Священное Писание, а именно, Новый Завет, в котором даны нам заповеди Христа, Его образ, которому мы должны подражать. Человек, открывая для себя евангельские образы, сравнивает с ними состояние своей души и может ясно увидеть грех, неправду своей жизни. Чтобы лучше понять Евангелие, порой действительно трудно воспринимаемое современным человеком, нужно воспользоваться толкованиями на Священное Писание, которые сегодня доступны каждому.

Многие люди считают заповеди христианства в принципе неисполнимыми или воспринимают их как свод внешних запретов. Но это неправильно. Заповеди могут помочь человеку увидеть свою духовную болезнь, поставить себе диагноз. Как пишет апостол Павел: Ибо, когда мы жили по плоти, тогда страсти греховные, обнаруживаемыезаконом, действовали в членах наших, чтобы приносить плод смерти… Что же скажем? Неужели от закона грех? Никак. Но я не иначе узнал грех, как посредством закона. Ибо я не понимал бы и пожелания, если бы закон не говорил: не пожелай (Рим. 7, 5,7).

Вот об этом несоответствии, об этих явных болезнях своей души и нужно говорить на первой исповеди.

– Как Вы относитесь к различным сборникам в помощь кающимся? Как правильно выбрать подобную литературу?

– Действительно, сегодня издается масса литературы, посвященной исповеди. В этих книгах рассказывается о том, что такое страсть, грех, какие грехи бывают, как проявляются страсти и как с ними бороться. Когда человек готовится к своей первой исповеди, он вполне может воспользоваться этими книгами, чтобы лучше понять суть и виды греха. Как правило, для современного человека настоящим открытием становится то, что грехов на самом деле гораздо больше, чем принято думать.

Среди разнообразных сборников можно посоветовать известную книгу архимандрита Иоанна Крестьянкина «Опыт построения исповеди». В ней отец Иоанн на примере десяти заповедей Закона Божия и девяти заповедей блаженств раскрывает, что есть грех, какие грехи бывают, какие добродетели можно им противопоставить. Также можно почитать книгу свт. Игнатия Брянчанинова «В помощь кающимся», в которой подробно разобраны восемь главных страстей и восемь противоположных добродетелей.

Молодым людям, только начинающим церковную жизнь, я бы посоветовал замечательную книгу архимандрита Лазаря (Абашидзе) «Грех и покаяние последних времен». Впервые она была издана более десяти лет назад и с тех пор множество раз переиздавалась. Автор подробно разбирает страсти, их проявления.

Почему эту книгу можно посоветовать именно молодому человеку? В ней очень подробно рассматривается, как влияют на душу рок-музыка, восточные культы, современная магия. Ведь зачастую для многих людей начало церковной жизни связано с отказом от многих привычек, которые, на первый взгляд, могут показаться и не греховными. Понятно, когда приходится отказаться от чрезмерного употребления спиртных напитков, драк, блудных падений. Но что плохого в рок-музыке или философском учении? Отец Лазарь подробно отвечает на этот вопрос.

Хорошие статьи, которые могут помочь человеку при подготовке к исповеди, можно найти в сборнике «Исповедую грех, батюшка». Переиздаются сейчас различные дореволюционные издания, в которых содержится разбор общей исповеди и также перечисляются основные грехи и страсти.

Однако следует отметить, что если человек привыкнет строить исповедь только по этим справочникам, он может пойти по ложному пути, его духовная жизнь будет не совсем правильна. Он будет видеть в исповеди возможность не покаяться, а именно отчитаться перед Богом. К сожалению, многие люди в эту крайность впадают.

– А могут ли эти сборники вообще помочь людям, которые постоянно исповедуются? Или лучше постараться готовиться к исповеди самостоятельно?

– На первом этапе воцерковления такие книги, безусловно, помогают человеку. Дальше человек, совершенствуясь в церковной жизни, духовно возрастая, должен сам научиться отличать грех от добродетели, быть внимательным, трезвенным к своей внутренней жизни.

И самая главная книга, помогающая подготовиться к исповеди на любом этапе церковной жизни, – это Евангелие. Поэтому часто евангельское чтение включают в ежедневное молитвенное правило, чтобы, по словам святителя Игнатия Брянчанинова, ум и сердце пропитывались Евангелием. Также к исповеди можно подготовиться чтением книг святых отцов: преподобных аввы Дорофея, Кассиана Римлянина, святителя Феофана Затворника и многих других. Людям, интересующимся литературой, можно порекомендовать «Исповедь» блж. Августина. Книги помогают нам увидеть истинное состояние своей души. Например, в «Лествице» преподобного Иоанна Лествичника дается подробнейший разбор страстей, анализируются самые тонкие греховные движения человеческой души. Все страсти, как на выставке, открываются перед читателем этой замечательной книги. Не стоит думать, что она адресована только монахам. Любой мирянин, прочитав книгу, сможет извлечь из нее пользу для души.

Но, к сожалению, многие люди, привыкнув на первом этапе своей церковной жизни пользоваться сборниками с простым перечислением грехов, начинают формально относиться к исповеди. Переписывая грехи из книги, человек не видит в себе страстей, не может оценить свои поступки. Его исповедь сводится к бесконечному перечислению грехов, убивающему настоящее покаянное чувство.

Исповедь должна быть живой. Человеку должно быть больно за то, что он сделал. При этом не нужно говорить о том, в чем на самом деле не обличает совесть, так, на всякий случай, чтобы избежать осуждения на Страшном Суде. Нужно воспитывать себя, прислушиваться к голосу совести. Только при таком отношении человек будет возрастать духовно и ощутит пользу от постоянной исповеди.

Кроме того, священник всегда видит, что стоит за словами исповедующегося. И когда современный человек обращается к батюшке словами, переписанными из сборника XIX века: «Исповедую тебе, честный отче, все мои грехи делом, словом, помышлением, во всех сих каюсь…» – это звучит более чем странно. И если новоначального в этом случае легко можно понять, то постоянного прихожанина – сложнее.

К сожалению, многие воспринимают Бога только как карающего судью или государственного обвинителя. Отсюда и желание использовать сборники в помощь кающимся, подобно своду юридических законов, чтобы ни в коем случае не упустить какую погрешность. Но Бог, прежде всего, есть Милующий Отец, ищущий повод оправдать, а не осудить человека. Мы должны чувствовать себя зависимыми от Него, испытывать к Нему личное, сердечное чувство.

– Как сделать исповедь с годами глубже: более подробным описанием грехов, больше обращать внимание на мелочи или подробным описанием своего внутреннего состояния? Как избежать привыкания?

– Покаяние, как и любая другая добродетель, развивается, если человек живет внимательной жизнью, молится, постоянно следит за своим сердцем. Человек, возрастая в добродетели, должен совершенствоваться и в исповеди. В вечернем правиле есть молитва «Исповедание грехов повседневное», где перечисляются грехи, которые человек в принципе мог совершить за день. Это подсказка, читая которую мы должны мысленно вспомнить, в чем согрешили за день, и принести покаяние.

Следует помнить, что исповедь совершается, прежде всего, перед Богом. И когда мы сделали что-то греховное, мы должны сердечно просить у Него прощения, а затем сказать об этом на ближайшей исповеди.

Очень важно, чтобы человек в своем росте, в своем духовном движении обращался к хорошим духовникам. Эти хорошие духовники – святые нашей Церкви. Если человек будет читать святоотеческие книги, перед ним будет образ истинного покаяния, образ настоящей христианской жизни. А он по мере сил и возможностей будет стремиться им подражать. И пусть его жизнь будет несвободна от падений, ошибок, образ святых поставит перед ним определенную духовную планку. Такое стремление к идеалу обязательно будет способствовать духовному росту. Но нельзя забывать об исповеди у современных священников, причем исповедоваться стараться у одного священника.

Когда человек ходит в храм много лет, есть вероятность, что он привыкнет к исповеди. К такому искушению нужно быть готовым, принять как временную трудность. И в это время многое зависит от настроя, ревности, духовного поиска человека, его желания следовать за Христом. Вообще самое главное в духовной жизни – искренность в обращении к Богу.

– Если человек, готовясь к Причастию, исповедовался во время вечернего богослужения, а после службы впал в прегрешение, в каком случае нужно снова исповедоваться утром?

– В наши дни существует распространенная практика совершать исповедь либо во время Литургии, либо во время вечернего богослужения. По моему мнению, лучше исповедоваться вечером. Литургия – служба достаточно короткая, требующая особого внимания. Священник за час-полтора не может уделить всем исповедующимся много внимания. А вечером совершается более продолжительное богослужение, во время которого можно не торопясь поисповедоваться.

Следует помнить, что подготовка к Причастию предполагает внимательное, собранное отношение к жизни. И если готовящийся к Таинству впадает в какой-то тяжкий грех, конечно, нужно исповедоваться еще раз и вместе с тем задуматься над своим отношением к Причастию. Но если произошла какая-то незначительная ошибка или в голову пришел греховный помысл, не обязательно сразу после этого идти на исповедь еще раз. Нужно иметь доверие к Богу и смирение перед Ним. Да и священника нужно пожалеть – исповедующихся много, а он один.

Не нужно воспринимать исповедь как действие, совершенное человеком над человеком, которое освобождает от греха, Не исповедь, а Бог освобождает человека от греха, видя его искреннее покаяние. Многие святые вообще не могли исповедаться. Например, прп. Мария Египетская на протяжении многих лет вообще не видела людей и потому не могла приступить к Таинству Исповеди. Но Господь, видя искреннее покаяние подвижницы, исцелил ее от страстей. Также и нам нужно меньше полагаться на себя, на свою праведность и больше уповать на Бога. И Господь не посрамит нашего упования.

Беседовала Марина Шмелева

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Комментарии
Галина Картыш23 марта 2015, 19:46
Все беседы О.Пахомия понятны, доступны для любого человека - и воцерковленного и простого. В беседе о паломничестве (и не только в ней) для себя лично я нашла ответы на многие волнующие ответы. К сожалению не у всех есть духовный наставник. Спасибо ВАМ. И храни Вас Господь.
р.Б. Пелагея17 декабря 2014, 23:10
Я тоже плакала, когда читала. Верно, что дар рассуждения и слова - один из даров Святаго Духа... вот я ТАК сказать не могу. Хочу с дочкой (еще маленькой, вот-вот 6 лет будет), поговорить об исповеди, о молитве и объяснить, а так скать просто-просто и при этом совершенно ясно - не могу. Спаси вас Господи!
София24 июля 2013, 17:31
Огромное спасибо! Замечательная статья... очень помогла! Люблю, когда эти беседы так сильно проникнуты любовью и милосердием. Очень радостно! Спасибо! Помоги вам всем Бог!))))
олеся 27 октября 2012, 15:26
подскажите пожалуйста можно ли исповедовать грехи по телефону монаху, мой дядя ушел в монастырь много лет назад .я ему очень доверяю и мне становится легко на душе даже после разговора с ним.
Лена16 ноября 2010, 22:31
Спасибо большое за Вашу работу! Я никогда не исповедовалась, решила почитать что-то на эту тему и открыла эту статью. Плакала пока читала - видимо, Игумен Пахомий такой светлый человек, что его искреннее желание помочь несведущим начинает процесс очищения еще в процессе чтения. Всех благ Вам!
священник Борис Пасюк 3 ноября 2010, 00:47
Если не удаётся всё рассказать-высказать на исповеди, чтобы батюшка всё выслушал, то, хотя-бы, от сердца всего воздохнуть: " Господи, прости меня грешного(ную)!" И получить оставление грехов. Спасайтесь. Мир вам!
Анастасия 1 ноября 2010, 18:02
Спаси Господи!
Светлана 1 ноября 2010, 17:47
Понимаю, что мы исповедуемся Богу, а не батюшке. Но когда священник не дает тебе высказаться, торопит, нервничает исповедоваться очень трудно, и трудно в следующий раз решиться придти на исповедь. А если ты лишь в начале пути к Богу и поддержать тебя некому, ещё труднее.
Людмила 1 ноября 2010, 17:36
Спасибо за содержательную информацию.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×