Общее дело

'); //'" width='+pic_width+' height='+pic_height } }

Загрузить увеличенное изображение. 864 x 400 px. Размер файла 163432 b.

Понять литургию как общее дело, совершить переход из области филологии в область практической церковной жизни – это ли не та точка, которую искал Архимед? Литургия ведь в переводе и означает «общее дело», но на практике она есть дело частное и личное для всякого, кто в ней участвует.

Дело, во-первых, в том, что на литургию многие ходят под настроение, в режиме «хочу–не хочу». Но дело также и в том, что, приходя в храмы на службу, люди заняты собой, мыслями о своих проблемах или, в лучшем случае, «индивидуальными духовными переживаниями».

Подобный подход к самой важной службе находится в резком контрасте со смыслом литургии как «общего служения» и литургии как Евхаристии, то есть «благодарения», соборно приносимого Богу.

Суть литургии такова, что, участвуя в ней, необходимо выходить за рамки ограниченного личного бытия, переживать свою жизнь как жизнь, включенную в тело Церкви, приобретать опыт соборности. Андрей Рублев писал «Троицу», чтобы «воззрением на Нее побеждалась ненавистная рознь мира сего». Литургия служится для тех же целей. Троица в литургии воспевается ради победы над эгоизмом и его последствием – рознью мира сего.

Начальный возглас литургии внушает нам благословить и прославить нераздельное Царство Отца и Сына и Святого Духа. Этим возгласом и задается тон всему последующему служению. Это служение хвалебно-благодарственное.

В нем, конечно, есть место нашим нуждам. «Дочь развелась с зятем», «сын пьет», «нужно искать работу», «сложности с жильем», «кто-то из родных болен» – этим и подобным нуждам нет числа. Все они приносятся пред Лице Божие на усиленном молении – так называемой сугубой ектении.

Христос в евангельском рассказе часто предстает пред нами окруженным толпами людей. В большинстве своем это страждущие люди. Это родители больных детей или хозяева больных слуг. Это люди, страдающие кровотечением, проказой, беснованием. Это кающиеся блудницы и сборщики податей. Они теснят Христа, стараются прикоснуться к краю Его одежды, засыпают просьбами, кричат о помощи. Именно такой предстает и Церковь перед Богом в своих усиленных молениях. В своих многократных просьбах Церковь пытается поймать край ризы Христовой, чтобы почувствовать «силу, изшедшую из Него».

Стоит сказать, что все мы обязываемся усиленно молиться о больных, даже если у нас никто в семье не болен; обязываемся молиться о путешествующих, даже если все наши родственники находятся дома. Это та часть службы, где земная боль и земные тревоги ищут утоления и разрешения в общем молитвенном усилии. Ты сегодня молишься о больном. Завтра кто-то иной будет молиться о тебе заболевшем, и наступит для тебя время надеяться не столько на силу своих просьб, сколько на чужую силу любви и молитвы. Церковь учит нас переживать о чужих нуждах и много раз повторяет: «Рцем вси, от всея души и от всего помышления нашего рцем».

Без сомнения, число молящихся в храме в это время многократно умножается числом поминаемых на службе. И даже при самом скромном числе богомольцев число людей, вовлеченных в движение к грядущему Царству, на много превосходит число стоящих в храме. Литургия фактически преодолевает время и расстояние.

Итак, молитва о различных нуждах людских есть деятельное проявление любви и одновременно старание эту любовь усилить и умножить. Но эти прошения еще не делают литургию тем, что она есть. Ведь подобные прошения о живых и усопших приносятся также во время различных молебнов и панихид. Делом большей любви является оставить землю со всеми ее заботами и думать не о ней, а о Боге. Призыв к подобному внутреннему подвигу мы слышим в Херувимской песне. «Всякое ныне житейское отложим попечение», – слышим мы в этой песне.

Бог думает обо всех, но особо о тех, кто думает только о Нем. Парадоксально, но именно тогда, когда мы ради Бога, ради мыслей о Нем внутренним усилием веры отсекаем от себя все земное, мы становимся способными воспринять Божии дары. Наши просьбы исполнятся, узлы развяжутся, недоумения рассеются не тогда, когда мы только ими и будем занимать ум, а тогда, когда найдем в себе силы, «припевая Трисвятую песнь, всякое житейское отложить попечение».

Повторим: начиная с Херувимской песни, мы, участники Божественной литургии, уже не имеем права думать о чем-то «своем», но обязаны сосредоточиться на службе, на молитве, на Боге. Сразу после пения или чтения Символа веры эта мысль еще раз будет повторена словами: «Горе имеем сердца».

Литургия благодарственна. Она – Евхаристия. Со слов «Благодарим Господа» служба стремится к своей молитвенной вершине, к максимально интенсивному переживанию встречи с Господом. Благодарить Бога можно непрестанно, и поводов к благодарности множество. Но, собирая малые ручьи в большие реки, Церковь благодарит Бога за два главных дела – Творение и Искупление. Он все создал, в чем проявилась глубина премудрости и силы. И Он искупил падший мир, в чем проявилась Любовь, которую не с чем сравнить. Пока пастырь приносит благодарение, читая установленные молитвы, люди соединяют свой ум со словами, которые поет хор: «Достойно и праведно поклоняться Отцу и Сыну и Святому Духу». Начальный возглас литургии, в котором Царство Троицы благословляется, здесь актуализируется. Поскольку поклоняться Троице в духе и истине означает уже в известной степени приобщиться благословенному Царству Троицы.

Затем мы слышим Ангельскую песнь: «Свят, свят, свят Господь Саваоф». Эту песню слышал и передал Церкви пророк Исаия. Она есть один из вариантов тех песен, которыми воспевается Триединый Бог. Если вспомнить о Трисвятой песне перед чтением Писания, о Херувимской песне с ее «припеванием», то получится, что литургия похожа на ангельскую службу, с небес снесенную людям. То и дело люди в службе соединяются с ангельскими хорами и на земле поют Богу то, что на небе Ему поют бесплотные.

У ангелов нет телесных забот, нет тревоги о жилье и еде. У них есть любовь к Богу. Но тем-то и велик бывает человек, что, нуждаясь во многом, он отлагает от себя мысль о заботах и стремится воспевать Бога так же чисто и горячо, как ангелы!

Служба – это не только хвала и пение. Это еще и пир, трапеза, возможность насладиться «манны сокровенной». Литургия совершается ради принесения Бескровной Жертвы и причащения. И здесь стоит сказать несколько слов о священстве.

Без наличия священника литургия невозможна. Пусть в храме соберется сотня самых святых мирян, сотня людей, одушевленных верой и закаленных в подвижничестве. Без иерея они смогут читать часы и петь акафисты, смогут изучать Писание и упражняться в Иисусовой молитве. Но литургию они не отслужат. Им, сильным и горячим, нужен будет священник, пусть самый слабый и не очень горячий. Иначе таинства Тела и Крови не будет.

Но и священнику нужны люди. Без паствы священник не имеет права служить литургию. Священник без паствы – это генерал без армии, а люди без священника – это овцы, не имущие пастыря. Для полноты церковной жизни нужен союз паствы и духовенства, союз молитвы и жизни.

Что касается литургии, то священнику очень нужна усиленная молитва верующих во время самых важных моментов службы. Задумаемся над следующим.

Молитва – это не магия, а живое общение. Магизм предполагает произнесение формул и заклинаний, неизбежно приводящих к нужному результату. Молитва предполагает просьбу и смиренное предстояние. «И просим, и молим, и мили ся деем (то есть умиляемся, сокрушаемся)». Маги, произнося заклинания, спокойны. Все будет как надо. Молящийся, то есть просящий, молится в страхе. Ведь он просит, а раз просит, то может и не получить. Ведь дар зависит не только и не столько от просящего, сколько от Дающего.

Мы должны молиться Живому Богу со страхом, со смешанным чувством благодарности и ощущения собственного недостоинства. Можно сказать, что та молитва стремиться стать настоящей, которая приносится словно впервые и словно в последний раз. Именно так: в первый и последний раз! И так должна молиться вся Церковь.

Очень важно воспитать приход таким образом, чтобы все прихожане после услышанных ими слов Христа: «Сие есть Тело Мое. Сия есть Кровь Моя», – начали усердно молиться Богу о ниспослании Духа Святого на предлежащие Дары. Священнику очень нужна эта сознательная молитвенная помощь, и людям очень нужно это сознательное участие в таинстве. Люди могут просто внимать пению: «Тебе поем, Тебе благословим…» Они могут читать стихиру Святому Духу «Царю Небесный». Они могут в тайне сердца своими словами просить Владыку, чтобы Он не отвернул от нас Своего лица, чтоб не отнял благодати, чтобы «не прогневался на ны зело». Слова могут быть различными, но понимание у всех должно быть одним: это пик службы, для этого момента мы собрались в храм, «благословен грядый во имя Господне».

Когда мы выйдем из храма после службы на улицу, мир будет иным. Мир реально меняется после молитв, и человек реально меняется в результате Богообщения. Но все это совершается не безусловно. Условием максимальной действенности таинств являются любовь к Богу и понимание происходящего на службе. При правильном подходе к Евхаристии мы имеем шанс стать великими богачами. И не только богачами, но и мудрецами, и людьми, исцелившимися от многих недугов, и наследниками будущего Царства, наконец. Причем такими наследниками, которые еще здесь, в условиях странствия, способны предчувствовать и предвкушать блаженство, приготовленное для избранных.

Протоиерей Андрей Ткачев

4 ноября 2010 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

скрыть способы оплаты

Предыдущий Следующий
Комментарии
Любовь11 ноября 2012, 22:30
Спаси Господи!
Виктор25 мая 2011, 12:03
Благодарю!Дай Вам Бог всего для продолжения.
Елена17 ноября 2010, 12:07
Очень нужная статья, жаль что краткая. А эту обязательно распечатую и дам прочитать другим. Спаси, Господи!
Елизавета14 ноября 2010, 17:13
12.11.2010 приняла Таинство Крещения, сегодня же первый раз в жизни причащалась, вы, действительно, правы! После службы, причащения, мир стал другим в моих глазах! Спасибо за разъяснения! И Бог Вам в помощь во всех Ваших благих начинаниях!
Надежда11 ноября 2010, 22:28
С глубокой благодарностью к автору статьи присоединяюсь ко всем отзывам.
Сергей10 ноября 2010, 17:09
Душеполезная статья, жаль что краткая.
Очень правильна на мой взгляд мысль автора и о значении священника и о значении паствы в литургии. Во время Херувимской песни пастырь просит у паствы прощения. Очень важно, чтобы каждый в серде своем простил пастыря и молил Бога простить пастыря и благословить его на совершение литургии. Иначе превоплощения даров может и не произойти. Ну и на себя посмотрим, если пастырь просит у нас прощения, то и каждый в мыслях делает то же. А чтобы не думать о постороннем в столь важный момент, нам дана проскомидия и литургия оглашенных, чтобы настроиться на молитву.
Как и в какой момент происходит превоплощение даров в Тело и Кровь Христа, нам не известно. Да и не это главное, а результат. В причастии же мы соединяемся со Христом, а через Него с христианами живущимы ныне и жившими до нас, а значит с родными и близкими, ушедшими от нас (при условии, что и они были причастниками и составляют Церковь Христову). Бог есть Любовь, поэтому и соединяет нас всех Любовь.
Ирина 9 ноября 2010, 20:11
Спасибо большое за разьяснения.
Уже 10 лет в храм хожу и только сейчас понимаю, что молилась на литургии непраавильно - все о себе, нуждах своих и своих близких...
Екатерина 9 ноября 2010, 00:14
Я долгое время ходила в один и тот же храм. В результате, как-то раз меня в храм грубо не пустили, когда я хотела исповедоваться и причаститься, сказали мне, что батюшка велел меня не пускать. Тот, к которому я всегда ходила. Он даже сказал мне, что я его духовная дочь. После этого я вот и думаю, может больше не ходить в храм, а то я хоть и в другой хожу, меня тоже туда зовут, вдруг выгонят. У меня до сих пор сильная депрессия. Туда же пускают всех подряд.
У меня до сих пор такие чувство, что самую большую обиду мне нанесли именно в храме, хотя мне приходится туда ходить, потому, что я пою на клиросе, правда в другой храм.
Мария ван дер Клут-Рзаева 5 ноября 2010, 17:36
Дорогой отец Андрей, спаси вас, Господи, за ясное разъяснение значения и важности святой литургии. Каждый раз с огромным интересом и радостью читаю ваши труды! Помогай вам Господи и Пресвятая Богородица.
Анастасия 5 ноября 2010, 16:09
спаси Господи! какая нужная и полезная статья! присоединяюсь к просьбе о толковании на вечернюю службу.
Сергей 5 ноября 2010, 15:08
Спаси Бог!
В духе и истине.
Отличная статья!
Владимир 5 ноября 2010, 14:01
Дякую за статтю, Спаси Вас Господи
Дмитрий 5 ноября 2010, 12:15
Отец Андрей как будто возвращает нам утраченный, былой смысл Литургии.
Спасибо!
Валентина 5 ноября 2010, 04:43
Спаси Вас,Господи!Божией помощи во всем!
Татиана 4 ноября 2010, 22:57
Спасибо Вам, Батюшка Андрей !
Не мог ли бы Вы и про вечернюю субботнюю службу написать ? Спасибо заранее.
Михаил 4 ноября 2010, 15:34
Спасибо!
эх, как же я далек от этого идеала молитвы:(
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

×