Вечно живая традиция

Доклад, прочитанный во время Недели православной книги в Варне, 2010 г.

Источник: Православие.Bg

Афонский монастырь Ксиропотам. Фото: А.Поспелов / Православие.Ru
Афонский монастырь Ксиропотам. Фото: А.Поспелов / Православие.Ru
К концу периода 1960-1974 гг., когда существенно улучшились способы передвижения из Салоник на Афон, многие из нахлынувших паломников стали свидетелями толков об одном “странном” монашеском братстве, обитающем на северном берегу Святой Горы. Это была бывшая русская келлия Св. Артемия, населяемая в то время греческим монашеским сообществом – братством отца Ефрема (“папа-Ефрема“ из Катунакии). Те, которые решались посетить “странных” братьев, слышали еще на дороге, приближаясь к скиту, слова молитвы “Господи Иисусе Христе, помилуй мя”. Ею молились громко и непрерывно монахи, работавшие в саду этой большой святогорской келлии. Они были весьма неразговорчивы и только отвечавший за посетителей монах угощал их традиционным рахат-лукумом, рюмкой ракии и стаканом воды. Он же и давал им нужную информацию о братстве, но только после того, как их принимали на ночлег.

Устав этого братства не предусматривал вечерню. У братий была общая послеобеденная трапеза (ужин), после чего часто повечерие, а на другой день акафист Пресвятой Богородице и Литургия. Братья требовали от малого числа избранных посетителей хранить полную тишину и не вести разговоров ни с кем кроме старца отца Ефрема.

Остальные молитвы суточного круга монахов совершались ими по кельям, а в летние вечера – в саду под деревьями. Гостю, которому случалось выглянуть ночью из окна во двор, видел среди теней под лунным светом монахов с большими четками из 300 узлов, делающих поклоны, молящихся стоя, сидя или медленно шагая, чтобы побороть сон и суметь совершить полностью свое молитвенное правило. Таким же образом совершали они и утренний молитвенный чин (около двенадцати раз по 300 узлов, что составляет 3600 молитв), после чего шли в храм для акафиста и св. Литургии. Таков был устав, которому следовали все приемники старца Иосифа Исихаста или Спилиота. На Святой Горе в то время были три такие братства: отца Ефрема в Катунакии, пока был еще жив его нареченный старец Никифор, его же в келлии Св. Артемия, и отца Харалампия в Неа Скити, а потом и в большой русской келлии “Буразери” близ Кареи.

Безмолвие монахов в их собственной среде и в отношении посторонних было пословичным. От них можно было услышать только традиционное приветствие “Благословите – Бог благословит”, а если на кого-то из них возлагали послушание, – например отправиться в Карею для покупок, – то он произносил только самые необходимые для этого слова.

Из наставлений старца Иосифа Исихаста монахи знали, что всякое лишнее слово, которые могло выйти из их уст в течение дня и затем во время личного молитвенного служения, стало бы препятствием в их стремлении достичь бодрствования, чистой молитвы, покаяния и слез – цели, ради которой они подвизались долгие годы.

Я, разумеется, не стану пересказывать здесь всю историю братства. Скажу вкратце только о том, как оно появилось и что из этого последовало. Когда старец Иосиф прибыл на Святую Гору после 1930 г., он, по его собственным словам, не нашел или по меньшей мере не смог связаться с кем-нибудь из тогдашних старцев-исихастов, таких как старец Каллиник Исихаст из Катунакии, который не оставил учеников. Только через несколько лет он встретил русского отца Даниила, духовника обители Св. Петра в районе Великой лавры, и стал его последователем.

В целом следы исихасткой традиции на Святой Горе восходили в то время к двум формам – греческой и русской. Греческая шла, вероятнее всего, от отца Харитона, предполагаемого автора переизданной ныне рукописи “Ниптическое (умотрезвенное) созерцание” (Νηπτική Θεωρία), жившего, по-видимому, на рубеже XVIII-го и XIX-го веков. Русская восходила к духовным наследникам св. Паисия Величковского на Украине и России (Оптина пустынь). Св. Силуан Афонский († 1938 г.) из русского монастыря Св. Пантелеимона был почти современником старца Иосифа Исихаста, но старец Иосиф не был знаком с ним.

Теперь скажем вкратце о том, что последовало. Духовные преемники и наследники старца Иосифа Исихаста основали пять киновийных монастырей на Святой Горе и около двадцати малых и больших миссионерских монастырей в Соединенных Штатах и Канаде. Во всех этих монастырях строгий монашеский устав был приспособлен к ежедневному богослужебному распорядку так, чтобы обеспечить прежде всего “огненный столп” личной молитвы в келье в течение 3-4 часов перед заутреней.

Строгость в отношении бодрствования, молчания и телесной аскезы была, несомненно, приспособлена к новой киновийной обстановке, но при четком соблюдении исихастских начал и практики.

Сегодня духовники преподают и исповедующимся мирянам послание о трезвении и духовности через произнесение умной молитвы. У многих мирян есть “правило” такой молитвы, совершаемой либо вечером перед сном, либо в полночь, либо ранним утром. Исихастская литература, базирующаяся в основном на “Послании“ старца Иосифа Исихаста, читается и переиздается постоянно. Она переведена на английский и русский, состоялись и две конференции на эту тему в Афинах и Лимасоле.

Также и другие святогорские старцы, подобно известному старцу Паисию, последователю русского исихаста отца Тихона, жили по принципам исихазма и передали нам их. Мы остановились здесь больше на старце Иосифе Исихасте, ибо влияние его учения наиболее видимо через его последователей на Святой Горе и во всем мире.

Переживание и метод трезвения и молитвы – это огонь, который никогда не угасал в Единой и Истинной Церкви Христовой, Церкви Православной, и который самыми разными путями передавался еще от первых египетских пустынников на Синае и в Палестине, и вплоть до иноков Святой Горы, Валаама, Оптиной пустыни и безбрежной Сибири. Сила этого огня менялась с каждой эпохой, но он никогда не мерк и не померкнет до конца этого мира, ибо является составной частью евангельского учения и наибольшей духовной ценностью Православной Церкви, о которой Сам Господь обещал: “и врата адовы не одолеют ее”. Пусть каждый из нас, трудясь ради собственного спасения, поможет тому, чтобы этот огонь был передан и следующим поколениям. Аминь.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Вадим25 ноября 2010, 17:57
Спасибо большое. Атмосфера в этом монастыре отличается какой-то особенной сдержанностью и молитвенной напряженностью и по сей день. От посещения остается глубокое благоговейное чувство, низкий поклон всей братии.
Юрий11 ноября 2010, 02:31
Спасибо за статью.
Не знал, что старц Иосиф Исихаст был учеником русского отца Даниила. Да и старец Паисию оказывается - последователь русского исихаста отца Тихона.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×