О слепой вере в мифы

Вот один из забавных парадоксов, которые открываются, когда беседуешь с людьми о вере: чем более человек уверен в том, что уж кто-то, а он — современный, просвещенный и разумный человек, не верящий ни в какие мифы, тем в большей степени его мировоззрение определяется именно мифами. Слово «миф» я употребляю здесь не в том смысле, в котором его употребляют антропологи — «сказание, передающее представления людей о мире, месте человека в нем и о происхождении всего сущего», а в смысле, скорее, бытовом — неправда, выдумка. Правда, мифы нашей интеллигенции сохраняют нечто от мифа в «высоком» смысле — они тоже пытаются объяснить смысл истории и место человека в ней. Один из таких мифов активно проповедуется известным телеведущим Владимиром Познером. Г-н Познер убежден, что одна из величайших трагедий для России — принятие Православия.

Можно, конечно, обратить внимание — как многие и сделали — на крайнюю безграмотность подобных утверждений. Россия не «приняла» Православие — она изначально сложилась как православная страна, никакой «доправославной» России, которая могла бы принять или не принять Православие, просто никогда не существовало. Говорить о том, что принятие Православия было трагедией для России — это примерно то же самое, что сказать человеку: твоя величайшая трагедия — свадьба твоих родителей. Именно Православие создало из того конгломерата славянских, финно-угорских и других племен, о котором мы знаем из «Повести временных лет», единый народ, с единым самосознанием и языком. Можно обратить внимание на то, что Крещение Руси совершилось до раскола 1054 года и очень задолго до Реформации и появления протестантизма.

Но историческая безграмотность тут слишком очевидна. Попробуем разобраться с тезисом «Православие не способствует общественному благоустроению, в то время как протестантизм способствует». Верно ли это по существу? Это вопрос, мягко говоря, неочевидный — на благоустройство и богатство страны влияет множество факторов: природные условия, уязвимость для иноземных нашествий, то, как развивалась политическая ситуация, и жестко привязать уровень развития к конкретной религии вряд ли возможно. Например, США, в силу своего географического положения, никогда в своей истории не подвергались вторжению иностранных войск; про Россию — и тем более Грецию или Болгарию — этого сказать никак нельзя.

В Средние века, например, католический Запад резко уступал в развитии и православной Византии, и исламскому Халифату, а человек, склонный ставить социально-экономическое развитие критерием истины, скорее всего был бы мусульманином. После Реформации говорить об особенном преуспеянии протестантских стран тоже сложно; даже в XIX веке протестантизм не был синонимом сытости и богатства: во время страшного голода 1866–1868 годов в Финляндии умерло около 15% всего населения, жители другой протестантской страны — Швеции — в XIX веке массово эмигрировали в Америку, спасаясь от, как пишет шведский историк Линда Магнуссон, «постоянного существования на грани голодной смерти». Те же причины — голод и крайняя нищета — гнали за океан протестантов-шотландцев. Тезис, что протестантские страны всегда были богаче православных и католических, просто неверен: европейские протестанты отправлялись за океан отнюдь не от изобильной жизни. Можно ли обнаружить какую-либо четкую зависимость сейчас? Обратимся к глобальному рейтингу экономик по показателю валового национального дохода на душу населения, составленному специалистами Всемирного банка (The World Bank). Среди стран с наиболее высоким доходом на душу населения мы находим традиционно протестантскую Данию, смешанные протестантско-католические (с преобладанием протестантов) США, мусульманский Катар, католические Италию и Ирландию, буддистско-синтоистскую Японию и Израиль. Нынешняя Россия оказывается посередине между католическими Чили и Мексикой. Как видим, установить однозначную связь между уровнем достатка и преобладающим вероисповеданием едва ли возможно.

Но интересен и другой вопрос: являются ли те, кто ставит в пример России протестантские страны, верующими протестантами? Может быть, эти люди глубоко верят в Бога и склонны видеть в земном благоустроении знак Его отеческого благоволения к тем, кто верно следует Его слову? Нет; сам Познер — решительный атеист; большинство единомысленных ему — если не прямо атеисты, то люди, вполне индифферентные к религии. Они отнюдь не спешат, с огромной Библией под мышкой, на какое-нибудь протестантское собрание. Никакого реального интереса к протестантизму они не проявляют. Похоже, единственное, что им нравится в протестантизме — то, что он не Православие.

Чужие в этой стране

Для сознания определенной части нашей интеллигенции характерно это крайнее неприятие своего национального дома, представление о России как о неком ужасном месте, в которое они заброшены в результате какой-то роковой ошибки и к которому на самом деле не принадлежат. Неспособность признавать Родину — Родиной, а сограждан — согражданами, надо сказать, не является уникальной для нашей интеллигенции. Так, например, один из основателей расовой теории, француз Артюр Гобино, был уверен в своей расовой чуждости и в расовом превосходстве по отношению к рядовым французам. По его убеждению, он как аристократ происходил от германского племени франков, в то время как простонародье — от покоренных ими кельтов. Разумеется, к тому времени реальные франки уже тысячу лет как ассимилировались, и расовые отличия Гобино от сограждан были чисто воображаемыми — что не мешало ему питать самое настоящее расистское презрение к людям одного с ним происхождения, языка и культуры.

Быть чужими — это не вопрос рождения, это вопрос выбора; и этот выбор подразумевает веру в то, что Россия — это какая-то особенно, неслыханно ужасная страна, над которой с самого начала тяготеет какое-то проклятие, которое делает ее историю уникально преступной и кровавой. И здесь враждебность к Православию — обязательная часть этого «комплекса чужака». В самом деле, ведь именно Православие лежит в основе русской идентичности, русской культуры и русского государства.

То же представление о России как об «уникально плохой» озвучивает и Познер; ложность этого представления не в том, что в истории России не было гнусностей и беззаконий — как раз было, и много. Ложность в том, чтобы считать их особенностью именно России. Мы, увы, живем в падшем мире, и история любой нации исполнена тяжкого греха — и самое поверхностное знакомство с историей Западной Европы нам это неизбежно покажет. Иван Грозный был тираном; не меньшим тираном был Генрих VIII английский. Русские люди XVI века были чужды религиозной толерантности; тем не менее, Варфоломеевская ночь — это Париж, прекрасная Франция. Если наш интеллигент выводит из мрачных и кровавых страниц русской истории некую уникальную русскую плохость, то что же он должен выводить из истории других стран?

Опыт показывает, что ничего — он ее просто не знает. Это может показаться странным на фоне его подчеркнутой прозападности, но это так. Наши порицатели Православия совершенно не в курсе ни западной истории, ни западной политической мысли; более того, питают к ней интереса не больше, чем к тому же протестантизму. Некий условный «Запад» нужен только для того, чтобы демонстрировать свою чуждость России. Представлять этих людей в качестве «агентов Запада» или продвигателей «западных ценностей» есть крайнее недоразумение — в них гораздо больше от большевиков, чем, скажем, от Джона Локка или отцов-основателей США.

Такая чуждость и враждебность собственной культуре есть состояние дурное и болезненное как психологически, так и духовно. Захочет ли человек его преодолеть — вопрос его личного произволения; от нас зависит только ясно обозначить это состояние как разрушительное и нездоровое.

Вот уж в чем Вебер не виноват...

Но вернемся к тезису о благотворности протестантизма — похоже, сам тезис связан с тем, что его сторонники где-то слышали название книги немецкого социолога Макса Вебера «Протестантская этика и дух капитализма». Можно с уверенностью сказать, что дальше заголовка знакомство с текстом не продвинулось, поскольку у нас ссылки на «протестантскую этику» означают нечто прямо противоположное содержанию книги.

В рамках нашей интеллигентской мифологии протестантизм рассматривается как индивидуалистическая вера, свободная от «гнета средневековой Церкви», от церковных требований к убеждениям и поведению, такого рода «вера в душе», которая никак не отражается ни на взглядах на мир, ни на поведении и едва ли отличается от отсутствия всякой веры вообще. Глубоко усвоенный советский миф, что влияние религии на жизнь общества вредит развитию «производительных сил», побуждает рассматривать протестантизм как ослабленную, «выцветшую», «уходящую» и именно поэтому «прогрессивную» форму христианства, этап на пути к окончательному освобождению от «религиозных предрассудков». Что же на самом деле пишет Вебер? Нечто прямо противоположное: протестантизм, который он связывает с развитием капитализма, отличала большая, а никак не меньшая «клерикальность». Процитируем самого немецкого ученого:

«Но не следует упускать из виду и то, о чем теперь часто забывают: что Реформация означала не полное устранение господства Церкви в повседневной жизни, а лишь замену прежней формы господства иной; причем замену господства необременительного, практически в те времена малоощутимого, подчас едва ли не чисто формального, в высшей степени тягостной и жесткой регламентацией всего поведения, глубоко проникающей во все сферы частной и общественной жизни. С господством Католической Церкви, «карающей еретиков, но милующей грешников» (прежде еще в большей степени, чем теперь), мирятся в наши дни народы, обладающие вполне современным экономическим строем, мирились с ним и самые богатые, экономически наиболее развитые страны на рубеже XV и XVI веков. Господство же кальвинизма, в той степени, в какой оно существовало в XVI веке в Женеве и Шотландии, в конце XVI и в начале XVII века в большей части Нидерландов, в XVII веке в Новой Англии, а порой и в самой Англии, ощущалось бы нами теперь как самая невыносимая форма церковного контроля над личностью… Именно так и воспринимали это господство широкие слои тогдашнего старого патрициата как в Женеве, так и в Голландии и Англии. Ведь реформаторы, проповедовавшие в экономически наиболее развитых странах, порицали отнюдь не чрезмерность, а недостаточность церковно-религиозного господства над жизнью».

Можно соглашаться с Вебером или нет, но он приписывает становление капитализма людям более, а не менее религиозным:

«…необходимо принять во внимание ряд бросающихся в глаза обстоятельств, которые наводят на мысль, не следует ли перевернуть соотношение между неприятием мира, аскезой и церковной набожностью, с одной стороны, и участием в капиталистическом предпринимательстве — с другой, не следует ли рассматривать данные явления не как противоположные, а как связанные внутренним родством… В самом деле, даже если начать с чисто внешних моментов, бросается в глаза, сколь поразительно большое количество сторонников самого глубокого христианского благочестия происходит из купеческой среды... отдельные люди и группы людей сочетают виртуозность в сфере капиталистических деловых отношений с самой интенсивной формой набожности; подобные случаи отнюдь не единичны, более того, их можно считать характерными…»

Книгу Вебера нашим ругателям Православия определенно стоит прочитать; впрочем, им вообще следовало бы подтянуть культурный и образовательный уровень.

Сергей Худиев

Православие и современность

16 ноября 2010 г.

Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Секта познеритов Секта познеритов Сергей Худиев Недавно в сети появилась статья телеведущего Владимира Познера, в которой он повторяет ряд своих уже известных тезисов. “Россия пошла по пути православия, тем самым обрекая себя на отсталость и оторванность от остального иудейско-христианского мира” и тому подобные. Современный протестант Современный протестант Прот. Андрей Ткачев Современный протестант Современный протестант Протоиерей Андрей Ткачев Нужно видеть глаза людей, не расстающихся с Библией, когда они впервые слышат об отцах Египта! Кто любил Писание больше отцов? Многие из них носили в памяти всю (!) Псалтирь, помнили дословно огромные куски Евангелий, целые послания Павла. Добрые и злые Добрые и злые Дмитрий Соколов-Митрич Свободного человека, которым, безусловно, считает себя Владимир Владимирович, не должна удивлять реакция других свободных людей на его свободные высказывания. Иначе получается, что свои свободолюбивые принципы он распространяет лишь на себя самого. И это на самом деле синдром не одного только Познера. "Интеллигентным и порядочным" людям России, что бы там они ни говорили о правах человека, как-то генетически свойственно отказывать окружающем в праве на свое мнение и вообще - говорить с ними как с равными. Это высокомерие неистребимо в России так же, как и столь ненавистное Владимиру Познеру православие. Познер как супергерой Познер как супергерой Руси в 988 году не стоило креститься в православие, потому что от православия уровень жизни понижается. Лучше бы стали католиками или протестантами. Гетто для иноверцев придумал Иван Грозный по подсказке церкви. Запад веками обоснованно считает Россию непредсказуемой и агрессивной. При распаде Советского Союза не было потеряно ни одного человека.
Комментарии
Анна11 марта 2013, 10:00
Смотрела встречу Познера с о.Дмитрием Смирновым. У Познера периодически было лицо, как у первоклассника на экзамене по сопромату.)) Он даже искренне попытался вдуматься, в то, что ему объяснял священник, но конечно всуе. В основном упивался собственными умствованиями и разглагольствованиями, цеплялся к отдельным словам оппонента, вырывая их из контекста, потому что всю фразу охватить явно не мог. А пару раз, скорчившись, он прямо говорил, что вообщене не понимает, "что это вы тут хотите сказать?!" Мировоззрение у него как и у всех атеистов, абсурдное и мелкое - никакой системы, одни обрывки чего-то услышанного, прочитанного, надуманного. Сидел бы уж молча, не позорился.
Наташа18 июля 2011, 11:00
Нападать на Эдика не надо. Человек вправе выбирать то, что считает для себя нужным. А кричать с пеной у рта "Ах ты безбожник эдакий!" минимум некультурно. Вера человека - есть нечто святое, что нельзя вот просто так навязать, отдать, поделиться ей. Каждый верит в то, во что верит. А вера в Бога придет к Эдику, пока просто не время.
Елена18 марта 2011, 17:00
Ну что вы набросились на человека, который задаётся вопросом о вере. Меня вот лично совершенно не интересуют "подтверждающие" находки археологов и анализы химиков, естественонаучные объяснения чудес и вообще "научные комментарии". Очень хорошо по этому поводу сказал И. Кант, я имею в виду, что физике в вере делать нечего и наоборот. Уважаемому Эдику хотелось бы заметить, что вера в Бога - это не вера в мифы и т.д, а прежде всего - вера в себя, в своё существование. И имею в виду, конечно, не телесное существование, а духовное. В том смысле, что вы обладаете свободой волей и величайшими возможностями (при величайшем труде и помощи Божьей), а не узко впихиваетесь в случайный набор генов, который вами правит, и который, в конце концов, подкорректируют вам более умные дяденьки. А что касается Познера, порядочный человек вообще смотреть его передачи не должен.
Лариса17 марта 2011, 00:00
Извините,может быть будет немного резко,но мне искренне жаль таких ЭДИКОВ,которые оставляют здесь коментарии.И как две капли воды похожа на ситуацию с В.Познером."Зачем верить в то чего никогда не видел?...Одни мифы и легенды..."и т.д.Человек во всеуслышание расписывается в собственном невежестве,безграмотности и нежелании,что-нибудь узнать.Подтверждения реальности существования известных исторических событий и людей уже есть и до сих пор находят историки и археологи.Остатки Ноева ковчега,Туринская плащаница,Благодатный огонь - это что мифы и легенды?Очень похоже на описанный случай в Евангелии,когда один из учеников Иисуса не поверив в Воскресение Учителя,сказал:"Не поверю,пока не вложу перста моего в раны от гвоздей..." А о В.Познере - "овечья шкура"сползла и открыло истинное лицо.Враждебное отношение ко всему,что связано с Православием и жуткая безграмотность. Спаси Господи автора статей.С большим удовольствием читаю и рекомендую друзьям и близким.
Ольга21 февраля 2011, 13:00
Эдик: Пардон..я атеист..а зачем человеку вообще религия? смысл? зачем верить в то чего никогда не видел никто?..одни легенды и мифы..я поверю в Бога если только сам лично увижу его и он сделает что-нибудь божественное..вот тогда я буду действительно поклонятся..а так, мое мнение, пардон, религия - механизм запугивания, управления людьми..вот мое мнение..извиняюсь за грубость,если это показалось кому-нибудь грубым а что ты сделал для Бога того что бы он сделал для тебя что-то божественное???ты посмотри вокруг и увидишь сколько кругом чудес и тот же Благодатный огонь и стояние Зои,да и многое другое...
Эдик 3 декабря 2010, 20:00
Еще..если человек мусульманин, что он чужой стране что ли? Какая разница, если вы сами утверждаете что Бог един? почему то думаю мои комментарии я тут не увижу( пардон..я заранее не знаю что есть протестантизм и так далее..плохой я школьник был(
Эдик 3 декабря 2010, 20:00
Пардон..я атеист..а зачем человеку вообще религия? смысл? зачем верить в то чего никогда не видел никто?..одни легенды и мифы..я поверю в Бога если только сам лично увижу его и он сделает что-нибудь божественное..вот тогда я буду действительно поклонятся..а так, мое мнение, пардон, религия - механизм запугивания, управления людьми..вот мое мнение..извиняюсь за грубость,если это показалось кому-нибудь грубым.
Артур24 ноября 2010, 16:00
Познера из страны нужно с позором низвергнуть лишив его гражданства и права посещения нашей Родины, до тех пор пока он не раскается, а если этого не произойдет то Господь ему судья. Не понимаю абсолбтно телевизионное начальство которое в эфир такое позволяет выходить. В нашей стране много, весьма много всего хорошего и более достойного к показу нежели это.
Alexandra20 ноября 2010, 04:00
Pozner - chelovek Rossii, russkomu i russkosti chuzhdyi.On i sam eto priznaval otkryto.On govorit,kak inostranets, vedet sebya,kak inostranets, u nego dazhe ulybka "ne russkya".Emu li sudit' o pravoslavii?Rossiya i Pravoslavie nerazdelimy.Cherez Pravoslavie i tol'ko cherez nego Rossiya vyidet iz duhovnoi i moral'noi bezdny segodnyashnego dnya.Kstati, ya i frantsuza v Poznere ne vizhu (on po materi frantsuz).Pozner - chelovek bez natsional'nosti i Rodiny.Kto on, voobshe,etot chelovek?Chto on dlya Rossii?Ni moemu krugozoru, ni moei duhovnosti Pozner svoimi peredachami i mneniyami nichego ne dal.Ya,voobshe, schitayu ego kon'yukturshikom i prisposoblentsem.On - holodnyi chelovek, chuzhoi. Nastrazhivayut takie ego vyskazyvaniya.Ya schitayu, chto rossijskoe zhurnalistskoe i intellektual'noe soobshestvo dolzhno bylo dat' bolee zhestkuyu otsenku ego vyhodke.No oni v plenu ego lozhnogo avtoriteta.Ya vyrosla na Kavkaze, ne predstavlyayu sebe, chto by podobnoe zayavlenie vyshlo iz ust obrazovannogo cherkesa,armyanina ili tatarina.Korennye zhiteli Rossii, dazhe otlichnye po krovi i veroispovedaniyu ot etnicheski russkih, spayany s nami voedino obshei istoriei, stradaniyami, bor'boi, pobedami, radostyami.Oni ne postavyat pod somnenie znachenie kresheniya dlya Rossii ili blagotvornoe vliyanie Pravoslavnoi Tserkvi.Etot zhe chelovek chuzd nam vsem absolyutno.
Галина Борсуковская19 ноября 2010, 15:00
"Книгу Вебера нашим ругателям Православия определенно стоит прочитать; впрочем, им вообще следовало бы подтянуть культурный и образовательный уровень." Это точно! Они - невежды, но претендуют быть учителями.
НС17 ноября 2010, 16:00
Спаси Господь Вас, Сергей. Внятно и трезво. Жаль, что такие, как господин Познер не читают подобной мягкой критики в свой адрес, да уже и мало чего понимают и в себе, и в жизни. Но передачи Познера просто пугают злобностью и определенным настроением: он всё время ждет от собеседника обличений России и ее истории, а если этого не происходит начинает просто сердиться, право, как ребенок. Он непрофессионально ведет свои передачи. Надо бы при такой ненависти к стране, где он зарабатывает немалые средства к своему существованию и не гнушается это делать, вести себя не так явно злобно и тупо. Впрочем, большевиков , а он потомок большевиков, видно сразу, особенно сейчас. Думаю, такие как Познер в 17-году разбивали бы наши храмы в полной уверенности,что это вредно для России. Уж он -то знает. Прости Господи.
Иван16 ноября 2010, 12:00
браво
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке