«Государство не подкупает Церковь»

Беседа с ответственным секретарем Патриаршей комиссии по культуре архимандритом Тихоном (Шевкуновым)

Архимандрит Тихон (Шевкунов)
Архимандрит Тихон (Шевкунов)
Позицию Русской Православной Церкви в конфликте с музейным сообществом вокруг передачи религиозного имущества Церкви в беседе с “Ъ” излагает ответственный секретарь Патриаршего совета по культуре архимандрит Тихон (Шевкунов).

– Противники законопроекта утверждают, что передача церковного имущества религиозным организациям приведет к утрате памятников культуры. Как вы относитесь к таким утверждениям?

– Давайте не будем гадать, а посмотрим в недавнее прошлое. Всего 20 лет назад по всей территории нашей страны зияли тысячи руин храмов, единственным украшением которых была табличка «Памятник архитектуры. Охраняется государством». За 20 лет Церковь восстановила множество храмов и монастырей. Работ такого масштаба еще не бывало в истории России.

– А как вы относитесь к утверждению ваших оппонентов, что законопроект противоречит конституции Российской Федерации, то есть что будет ограничен доступ неправославных граждан к предметам культа?

– Это утверждение абсурдно. Любой человек, и православный и неправославный, может зайти в православный храм, если он не закрыт на уборку в дневное время. Больше того, Святейший Патриарх не раз говорил о том, что храм должен быть доступен для людей весь день и вечер, чтобы любой человек мог прийти, помолиться, побеседовать со священником (даже введена должность дежурного священника).

– Но есть еще и монастыри…

– Вот Сретенский монастырь, наместником которого я являюсь. Он открыт с 6 часов утра до 9 часов вечера.

– Существуют скиты, в которые доступ ограничен…

– Скажем, скит Оптиной пустыни. Но никаких особых памятников иконописи в таких скитах нет. Никто не будет там держать древнюю икону, к которой захотят совершить паломничество в том числе и любители иконописи. Нет цели закрывать иконы от глаз людей.

– А как, например, быть мусульманам, которым проблематично заходить в православный храм?

– Мусульманам вообще-то и в музей с иконами тоже не рекомендуется ходить, если уж придерживаться строгой буквы. Но мы говорим не о том. Оппоненты, о которых вы упоминаете, все время почему-то говорят об иконах, хотя в законопроекте совершенно ясно сказано, что религиозным организациям передается только недвижимость. Закон не касается ни икон, ни других музейных предметов.

– То есть на иконы вы не претендуете?

– Этот закон не предусматривает передачу икон. Речь идет о том, что огромное количество храмов и монастырей, уже переданных Церкви и ею отреставрированных, Церкви не принадлежат. Это государственное имущество, переданное нам в пользование по решению тех или иных местных администраций. Чтобы упорядочить правовое поле, чтобы процесс передачи сегодня и в дальнейшем не зависел от настроений – симпатий и антипатий чиновников на местах, нужен нормальный федеральный закон.

Часто спрашивают: а зачем вам-то все это? Ведь, по сути, иметь в собственности такое огромное количество памятников архитектуры федерального значения – это сплошная головная боль! Дорогостоящие ремонты, многочисленные проверки… А если вдруг изменится государственная политика, как это происходит сегодня в Греции, где церковную недвижимость облагают огромными налогами, то и у нас налоги могут быть совсем не малые…

Что на это ответить? К примеру, у человека в силу неотвратимых обстоятельств мать оказалась в доме для престарелых, а спустя время у него появилась возможность забрать ее к себе и за ней ухаживать. Нормально, если такой человек сразу возьмет мать к себе в дом. Ненормально, если мать по-прежнему в приюте. То же самое у нас по отношению к храмам. Это вопрос справедливости и ответственности.

– Некоторые аналитики говорят, что идет процесс стремительного сближения Церкви и государства. И передача имущества – тому яркий пример. В свою очередь, власть хочет видеть в Церкви партнера, обладающего пропагандистским ресурсом.

– Соработничеству Церкви и государства в нашей стране более тысячи лет. И если только государство не ставит самоубийственную цель – истребление Церкви – как это было в советское время, ничего страшного и неправильного в этом я не вижу. Церковь, кроме главной своей задачи – соединения человека с Богом, обладает колоссальным потенциалом в утверждении в человеческом обществе добра, единства, справедливости. Разве это плохо? Что касается возможности использования Церкви в политических целях, то Церковь, не уклоняясь от высказывания своего принципиального мнения в области общественной жизни, не считает своим делом участие в политических компаниях.

– Но Патриарх ранее призывал же придти и голосовать…

– Святейший Патриарх говорил об ответственности гражданина. Было бы смешно, если бы он призвал: не ходите и не голосуйте! Что же касается закона, о котором мы говорим, я не вижу, чтобы государство каким-то образом подкупало Церковь: мало кто понимает, что передача в собственность памятников – это, по сути, передача огромной ноши и ответственности.

– При этом Церковь становится одним из крупнейших собственников в стране.

– Не совсем понимаю, чем вызвано столь большое волнение по этому поводу. Монастырскую и церковную недвижимость, слава Богу, у нас продать невозможно. Заложить тоже. Вывезти – и подавно.

– Церковь получит возможность сдавать помещения в аренду…

– Если Патриарх благословляет сдавать недвижимость в аренду с целью содержания и реставрации какого-то храма, то это и сейчас делают. Но и это совсем не распространенная практика.

– Почему тогда музейное сообщество насмерть стоит против передачи имущества Церкви?

– О, здесь не одна причина! Скажу лишь о некоторых. Во многом музейные работники сами создали образ Церкви, которого боятся. В чем-то, конечно, виноваты и мы. За эти годы были случаи, когда епархии передавался какой-нибудь древний храм и реставрация в нем велась не самым лучшим образом. Или, скажем, вкус священника не совпадал с изысканными вкусами искусствоведов. Но, несомненно, музейных работников можно понять: они заботились об этих храмах и монастырях в течение нескольких десятков лет, и вдруг приходят люди, которые говорят, что они представители тех, кому это все мало того что должно принадлежать, это просто их родное. А музейщики оказываются как бы приемными родителями.

Выход здесь только один: объединив усилия, вместе сохранять и передавать следующим поколениям бесценные духовные и художественные сокровища, которые веками создавались в недрах Русской Православной Церкви.

– Это касается и икон? Музейщики бьют тревогу, что когда их передадут Церкви, их никто не увидит, да и на сохранности икон можно поставить крест.

– Могу еще раз повторить: закон не предусматривает передачи икон. Но снова и снова этот разговор заводят некоторые обеспокоенные сотрудники музеев. При этом нам говорят: если передать иконы Церкви, их никто не увидит… Но на самом деле десятки, а то и сотни тысяч икон находятся в запасниках музеев, и вот там-то их действительно никто не видит! Разве это не проблема? Не говоря уже о том, что недавно ответственный сотрудник Министерства культуры сделала очень мужественное заявление: в ходе комплексной проверки музеев России выявилось отсутствие 242 тысяч (!) предметов.

– А если государство решит отдать иконы, Церковь возьмет?

– Это очень сложный вопрос. Далеко не каждый храм в состоянии принять древнюю святыню. Мы прекрасно отдаем себе в этом отчет. Здесь, во-первых, нужно обеспечить температурно-влажностный режим. Конечно же, нужны специалисты, которые будут за иконами наблюдать. В-третьих, нужна охрана. Но вот, когда Церковь обращается в музей с просьбой: дайте нам, пожалуйста, ту или иную икону к празднику на один день, мы очень часто слышим в ответ: смотрите, Церковь хочет забрать всё! Мы говорим: мы этого даже не произносили, мы всего лишь просим рассмотреть вопрос, чтобы икона была на праздник, на один день, под охраной и в специальном ковчеге, принесена в то место, где она находилась столетия. Но нам отвечают: вы хотите разорить все музейные фонды!

– В качестве компромисса ваши оппоненты говорят, что необходимо совместное использование, то есть чтобы и музейные работники, и РПЦ имели равный доступ к этим ценностям. Этот вариант может устроить вас?

– Конечно, все это можно и нужно обсуждать. Для этого по благословению Святейшего Патриарха Кирилла создан совет по взаимодействию Церкви и музейного сообщества. Но давайте посмотрим на все это с точки зрения самой иконы. Я не говорю, конечно, что икона – это живое существо. Но высокие произведения религиозного искусства имеют свои и особые права. Мы не отрицаем права рассматривать икону как произведение искусства. Но все же икона изначально написана для храма, для молитвы. Почему же ее зачастую лишают права быть объектом религиозного поклонения? Справедливо ли это?

Слава Богу, есть совсем немало примеров взаимопонимания и сотрудничества. Вот взять храмы Московского Кремля. Они принадлежат государству, имеют статус особо охраняемых объектов. В них служит Патриарх. Во время богослужений здесь бывает не малое, но все же ограниченное количество людей, потому что об этом просит музей. Руководство музея настаивает, что свечи должны быть из идеально чистого воска, их должно быть очень немного. Все это выполняется.

– Иными словами, вы готовы к компромиссам?

– Это даже не «компромиссы». Мы готовы к разумному и полезному взаимодействию. И мы, и музейные работники совершенно искренне заботимся о том, чтобы сохранить сокровища нашей Церкви и нашей страны. Мы выслушиваем и принимаем к сведению все опасения и заботы музейного сообщества, но надеемся, что и музейное сообщество начнет понимать нас.

– А сам законопроект вас устраивает?

– Это продуманный и выверенный закон.

– Кстати, государство даже не скрывает, что избавляется от непрофильных активов…

– Да, нас предупреждают: некоторые госструктуры хотят скинуть с себя непрофильные активы, передать их Церкви, и пускай она сама о них заботится, занимается содержанием, реставрацией и прочее. Мы понимаем всю уязвимость и сложность этой ситуации. Но не можем на нее не идти по той самой причине, о которой я говорил, когда приводил пример сына и матери.

С архимандритом Тихоном (Шевкуновым)
беседовали Павел Коробов и Дмитрий Ждакаев

КоммерсантЪ

18 ноября 2010 г.

Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Комментарии
Ирина 3 ноября 2015, 12:00
И Успенский собор Кремля необходимо передать Церкви. Мне несколько раз посчастливилось быть на Патриаршей службе в этом соборе - не оставляет чувство, что это служба в музее. Старинный собор, который помнит службы великих русских Православных Патриархов, великие исторические события, древнейшие, но сердце здесь молчит. Отдайте Церкви. Собор должен зазвучать в полную свою Великую силу. Яркий пример наших дней - Сретенский монастырь. Древнейший храм Сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы и Присно Девы Марии. Около 20 лет тому назад это был полуразрушенный "Памятник архитектуры, охраняемый Государством" Возродились службы в этом монастыре по своей полноте и благодати несравненные. И ничего не закоптили свечи и лампады, а наоборот верующий православный человек знает, что от чистых молитв происходит обновление икон и росписей. Господь привел в этот монастырь наместником отца Тихона, теперь уже епископа Тихона. Попечение отца наместника о таком знаковом для города Москва месте невозможно переоценить. Искренне горячее попечение священнослужителя невозможно сравнить с обезличенной охраной памятников Госчиновником. Великой помощи Всевышнего желаю отцу наместнику и всей братии Сретенского монастыря. Всех нас поздравляю с праздником Казанской иконы Пресвятой Богородицы и Присно Девы Марии.
Читательница (Подмосковье)12 сентября 2014, 23:00
Отец Тихон! Ваш монастырь открыт с 6 до 21 ч, а вот в Смоленский собор Новодевичьего монастыря по окончании Литургии, начинают пускать только по билетам. Была там в конце августа и очень удивилась, что потребовали билет. Пришлось пойти в билетную кассу. Объяснили, что с утра (это было воскресенье)Собор функционирует как храм, а потом - как музей.)) В монастырях, как правило, открыт один храм, а в остальные не очень-то и попадешь. Я, конечно, за то, чтоб передавать недвижимость Церкви, да и иконы – тоже. Но чтобы, приехав в какой-либо монастырь, можно было попасть во все храмы, где нет реставрации. В Донском монастыре вообще на половину территории, где несколько небольших храмов, вообще нет прохода – даже снаружи на храмы, скрытыми за деревьями, нельзя вблизи посмотреть. А в храм Архангела Михаила (собственность государства)бывшего Спасо-Андроникова монастыря не пустили из-за проходившей там конференции. Так что не все экспонаты музея Андрея Рублева удалось посмотреть. Пора передавать храм Церкви и восстанавливать монастырь, а музейщиков выводить за территорию.
Дмитрий 3 сентября 2014, 18:00
Ценители искусства стремятся защищать и беречь для народа иконы и церковные здания. Логично и справедливо. На первый взгляд. Так давайте медицинские томографы поставим в музей - это ведь сплошь уникальные достижения научно-технической мысли. Не надо их включать, а то вдруг сломаются, испортятся. Логично? Не будем также включать и вообще трогать всякие там синхрофазотроны и прочие ядерные ускорители. Будем ими любоваться и рассказывать детям о гениальности их создателей. Пыль с них стирать. Физиков к ним - не подпускать! В крайнем случае подпускать изредка, брать с них расписку, чтобы пользовались осторожно, 15 мин. в день. "Защита" от религиозного поклонения предметов,созданных и предназначенных именно для религиозного поклонения - это пример сатанинского искажения логики и здравого смысла. Один из примеров. Кстати, есть такой термин - "святотатство". Давайте уточним его смысл. И назовем вещи своими именами.
Владислав 2 июля 2014, 11:00
Возвращать храмы нужно!! Обязательно нужно!!ВСЕ и без исключения!!достаточно в РОССИИ помещений куда могут переехать музеи и реставраторы!! В том числе в МОНАСТЫРИ,где есть подсобные помещения!! НО ХРАМ ЭТО ХРАМ!! Он должен использоваться только по назначению!Этот вопрос надо решать совместно,ЦЕРКВИ и ГОСУДАРСТВУ!Работать музеям и ЦЕРКВИ тоже совместно!!
владимир 2 июня 2013, 15:00
мне нравится церковно-словянский язык одно время я помогал батюшке\пел в церковном хоре-для этого обучался языку а потом из-за болезни вынужден был уехать в другое место жительства но могу теперь читать.если отменят церковнословянский язык.латынь-в основном воспринимается как технический язык в медицыне да я думаю те которые его применяют на практике едва ли тянут на тройку
Юрий 23 марта 2013, 23:00
Обществу и государству давно пора понести ответственность за то, что во времена революций и гонений было сделано с Церковью и верующими. Почему все так пекутся о "исторических" ценностях, при этом посмотрите на состояние большинства этих ценностей, если они не в Москве или Питере это просто вредительство. Вот когда здание начинает валиться или стены падают, забирайте, ремонтируйте, а так ведь еще само стоит. Почему радетели за историю не решет выделить хорошую часть государственного бюджета и начать выкуп церковных ценностей, проданных за границу в 30-е? Ведь тогда у Церкви украли(просто отобрали)имущество и часть продали, а часть хранят сейчас. Но ведь это наворовано, отобрано с кровью у Церкви. Все это нужно вернуть немедленно и еще в ноги падать, просить чтобы взяли. Покаяться надо, а то тогда забрали, а теперь будем решать отдавать или не отдавать. Прям разбойничий сход какой-то. Все эти ценности не принадлежат государству, нечего и решать их судьбу. Возвратить в те приходы, где были отобраны и все. Если таких приходов нет, то отдать Церкви в лице епархиальных управлений, сами решат, что дальше делать.
Василий17 ноября 2012, 16:00
Юрий Коляда, вот вы говорите о случаях чудесного обновления икон в храме. Но ведь, согласитесь, это не повод, чтобы отказываться от музейной реставрации икон. Чудо может произойти, а может и не произойти. А, во вторых, эти случаи никак не отменяют того факта (против которого просто нет аргументов), что именно благодаря музейным реставраторам все узнали о рублевской "Троице"! Да, была реставрация 1904 года, но она оказалась неудачной (и это тоже факт), к тому же после нее "Троицу" вновь убрали под оклад. Так что все, кто проклинает "музейщиков", по сути, оскорбляют тех, кто старался сохранить иконы для будущих поколений. Теперь что касается возвращения храмов. Казалось бы, благое дело. Но опять же, у всего есть своя обратная сторона. Истошные призывы освободить храмы любой ценой могут привести к тому, что находящиеся в этих зданиях музеи и другие культурные учреждения попросту лишатся помещений. Я уже упоминал в комментариях (не к этой статье) об истории с кукольным отделением "Союзмультфильма" (находившееся в бывшем храме Спаса на Песках). Его просто выбросили на улицу. Это что, нормально? И не надо говорить, что подобным образом большевики поступили с храмом. Одно дело - большевики, и совсем другое - верующие. Кстати, согласен с Валентиной. А ответ Александра очень неубедительный - по сути, это и не ответ вовсе, а, скорее, уход от него, очередная попытка все свалить на "клеветников" и "лицемеров". Я очень прошу администрацию сайта опубликовать мой комментарий.
Юрий Коляда21 октября 2012, 22:00
Юрий Коляда Мне кажется в этой дискуссии еще одним аргументом может быть явление чудесного обновления икон. По моим представлениям это чудо не может произойти при хранении иконы в запаснике музея. Необходима молитва, "востребованность" иконы. Одно из известных мне современных обновлений иконы Божией Матери "Мати Молебница" произошло на Гробе Господнем в прошлом году на глазах десятков паломников. Отец Иоанн Канинец приобрел неподалеку в лавке у арабов черную доску, на которой едва угадывалось изображение, и которая десятки лет пролежала в этой лавке. После того как икону пронесли через кувуклию она расцвела яркими красками и появился дивный образ Божией Матери с Младенцем. Этот образ проявился там и для тех, кому он был нужен.
кирилл27 августа 2012, 18:00
А почему, собственно, о.Тихон не произносит главного довода о том, что и Храмы, и Иконы были грабительски захвачены большевиками в постреволюционный период! Нужно прямо сказать - ребята, это все наше, ибо было ГРАБИТЕЛЬСКИ, т.е. открыто, с применением насилия, и в нарушение норм международного и российского права отобрано! И если вы претендуете на правовое государство, то должны незамедлительно вернуть награбленное законному владельцу!
Николай26 июля 2012, 13:00
Нет, не правильно говорить, что Церковь восстановила из руин тысячи храмов, правильнее будет сказать – Россия восстановила! Подавляющее большинство храмов восстановлены на государственные бюджетные средства, на деньги крупных компаний, у нас в Пермском крае, например, таких, как Лукойл, Пермтрансгаз, Метафракс, Минеральные удобрения. Кто в Чайковском построил новый великолепный храм в честь святого великомученика Георгия Победоносца? Пермтрансгаз, Чичелов построил. Кто под иголочку восстановил в Култаево Иоанно-Пердтеченский храм? Шилов восстановил. А в Верхних Муллах храм Александра Невского – Жуков восстановил. Свою лепту в благое дело восстановления храмов внесли предприниматели среднего и малого уровня. Весь русский народ, все верующие внесли свой вклад в дело восстановления храмов. Россия восстановила. В этом вопросе государство, как бы его не отделяли от Церкви, оказались рядом с Церковью, потому что во власти тысячи и сотни тысяч русских верующих людей. То же в промышленности, в бизнесе, в городе и на селе. Я бы не отделял Церковь от России. Церковь – это Россия, Россия – это Церковь.
раба Божия Пелагея18 июня 2012, 23:00
Добрые люди, помогите! Передайте пожалуйста мою просьбу братьям Монахам. Сердечно Вас благодарю. Спаси Господи! Достопочтеннейший oтeц Тихон! Прошу помолиться о рабе Божией тяжело болящей Марине Вашей горячей молитвой. / Сердечно Вам благодарна. Спаси Господи! Святые Отцы и Монахи, обращаюсь к Вам с просьбой о помощи. Помолитесь пожалуйста ко Господу Спасителю нашему Иисусу Христу Сладчайшему о чаде моей рабе Божией болящей Марине много лет страждущей неисцельными болезнями. Умилосердитесь прошу Вас. Умолите Небесного Верховного Врача душ и телес наших Христа Бога нашегода дарует ей по молитвам Вашим исцеление болезней и соделает так что трансплантированные: почка и поджелудочная железа стали единым целым с её организмом и выполнняли все необходимые функции. Ещё прошу Вас за меня грешнейшую рабу Божию Пелагею да дарует мне Господь добродетели: смирениетерпениелюбовькротость и рассудительность. Душевно благодарю Вас и с Вами славлю Всесвятое и Великолепное имя Отца и Сына и Святого Духаво веки веков. Аминь. Спаси Господи. раба Божия Пелагея.
Сергий27 апреля 2012, 15:00
Если Церкви требуется помощь : ну например отбиться от нападок на Церковь, решить вопрос с языком в Церквях и т.д. То она, я думаю, всегда может обратиться за помощь к своему народу. Найдется огромное количество умов, которые справятся с любой задачей. И это не пустые слова. Все видели сколько людей было 22 апреля у Храма Христа Спасителя ( и я там был ). 65 000 человек, учитывая то что призыв был смиреный и кроткий. А что если-бы призыв прозвучал вовсю мощь? Мурашки идут по коже, когда представляешь волну единства и непоколебимой решительности народа, готовых стоять за Русь Православную. P.S. Если надо и ракету в космос запустят.
Лев12 марта 2012, 16:00
Уважеемый о.Тихон!Ответьте, пожалуйста, на такой вопрос, кому мешает колокольный звон перед началом и после Богослужений? Когда открыли Храмы в нашем городе Ижевске, всегда в нужное время звонили колокола, теперь не звонят совсем.Даже в праздничные дни их слышно не более минуты. А ведь колокольный звон убивает всякую нечисть, и скорее всего эта самая нечисть и запретила его.Можно считать, что Храмы до сих пор не открыты, коли не имеют своего голоса.
олег30 декабря 2011, 19:00
мир всем! " и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим...". пусть их господь судит, понять их можно (музейных): зарплата, дополнительно что-нибудь,(говорят: подворовывают ). а икона.. молятся-то не иконе, а образу, даже фотографии мироточат. хотел бы кто-нибудь, когда его ограбят, получить своё? спросите их. впрочем, на всё воля божья. спаси, господи!
Наталья 4 ноября 2011, 22:00
Помогай Господь о.Тихону в добрых делах! С Казанской!
Юлия14 мая 2011, 17:00
В Чите есть музей декабристов, он расположен в здании храма Архангела Михаила. Музей не отдает церковь нашей епархии. Музей, кстати, называется "Церковь декабристов". В помещение алтаря свободный доступ всем, даже расположен кабинет, где работают женщины. На месте икон (иконостаса) расположены портреты декабристов. Музей, конечно, ни за что не отдает храм церкви. Помогите вернуть храм. Наш губернатор, Гениатулин Равиль Фаритович, не торопиться принимать решение по передаче храма епархии. Вот ссылка на сюжет: http://www.chita.ru/news/27194/
Александр О. 1 мая 2011, 14:00
Церкви возвращается ране отобранное силой и созданное на средства повославных достояние.Не факт,что у музеев оно находится в безопасности. Множество примеров и гибели и воровства святынь,которые перевели в разряд произведений искуств и материальных ценностей.
Елена 2 февраля 2011, 15:00
Я за то, чтобы иконы тоже передали церкви. Если уж деятели культуры признают гениальность творений, то должны уважать и волю творцов. Они писали иконы для храмов, монастырей, а не для музеев.
Валентин14 января 2011, 15:00
на все пытливые вопросы интервьюеров о.Тихон ответил ясно и верно, отнюдь не уклончиво (как часто бывает в подобных случаях), а очень сбалансированно, с большим знанием дела и всех деталей этой непростой проблемы,не замалчивая трудностей; ответил спокойно и убедительно, местами образно и даже изящно-остроумно; очень важен и духовно значителен пример с матерью, которую детям надлежит вернуть в родной дом из приюта для престарелых при малейшей возможности...
Юлия23 ноября 2010, 23:00
Иконы надо передавать Церкви. В запасниках они стоят на полу у стен, а рядом сидит сотрудник за компьютером и пьет чай с пирогами (сама видела). Что касается мнения реставраторов, то,конечно, его нужно уважать. Церковь может привлечь их к сотрудничеству. Тогда никто никого не будет обвинять.Но как не странно, в Совет по культуре они не входят вообще. А по большому счету, нужны нормальные законы. Церковь имеет право требовать, а не просить.
татиана23 ноября 2010, 01:00
простите,люди ожие,что высскажу свою позицию по этому вопросу,может быть много не права буду,но какая то поспешность и суета вокруг этой проблемы. Почему при Алексии Втором об этом не говорилось и вообще было как то теплее и уютнее и надежнее. ТАКОЙ ЛЕПОТЫ,КАКУЮ НЫНЧЕ пАТРИАРХ ПРЕПОДНОСИТ-ОТРОДЯСЬ НЕ ВИДЫВАЛИ парча,каменья,посох под цвет.Это хорошо,что наша церковь не бедствует,но Христос ходил в хитоне,а был прекрасен как солнце,как звезды!!!От Его божественной любви все преображалось.Самое ценное это человек,созданный по Образу и Подобию Божиему. Куда мы спешим? Мне все равно кем написана Икона,потомучто мне дорог образ,а не ее цена!!!Уж как то заземлились вы там в Московии! Вот пожар позади,а ведь это был перст Божий.Еслибы не заплатили такую цену за него,Лужков и его команда превратили бы столицу не в третий Рим,а в Вавилон!!!
Олег22 ноября 2010, 18:00
Вопрос осложняется вот ещё чем. Некоторые храмы представляют собой, предмет культурного наследия, памятник архитектуры и охраняются государством. При этом государство палец о палец не сделало для их восстановления. В результате чего храм не сегодня, так завтра развалится. И трогать его нельзя - охраняется государством. Теперь предположим, государство передаёт храм церкви. А с храмом уже ничего невозможно сделать. Он уже разваливается, и когда, таки он рухнет - найдутся люди, которые разведут истерику на тему, мол, смотрите: передали Церкви Храм, и каков результат! И это не голословные утверждения. Вот конкретный пример такого храма: http://obsheedelo.ru/index.php?category=data&webpage=23
Александр21 ноября 2010, 14:00
Простите меня,уважаемая Валентина,но,как можно сохранить фрески и святые иконы,если не молиться перед ними?Мне очень хочется сейчас помолиться перед иконой а не через 50 лет...Если служить в храмах только по большим праздникам,то будут ли у нас потомки и захочется ли им молиться без горящих свечей и лампад?А вот,совместное использование святынь и советы очень культурных лицемеров когда и как проводить службы действительно храмы не спасают,но губят.В газете "Метро"РЕГУЛЯРНО И ПАТОЛОГИЧЕСКИ клевещут на православие,на сайте рамблер постоянно ругают РПЦ.Вот бы эту замечательную статью напечатать на страницах этих "холуинских"изданий...Тогда,уважаемая Валентина,вы бы прочитали и увидели,как завистливые,злобные лицемеры относятся к потомкам и святыням,какой-бы вой поднялся...Помоги Вам,Господи!
Р.Б.20 ноября 2010, 04:00
Уважаемый о.Тихон! Ваши опоненты должны помнить "Богу Божье- кесарю кесарево".Доброго Вам здоровья и мужества в служении Богу. Р.Б. Эссекс.
Валентина19 ноября 2010, 15:00
Добрый день. Вопрос сложный. Некоторые храмы не спасает даже совместное использование, а более того вредит. С одной стороны надо бы передать соответствующие сооружения Церкви. В конце концов они именно для этого и строились, но с другой стороны Храм это не только «Здание под куполом и крестом». Есть храмы – например входящие в Владимиро – суздальский заповедник которые имеют Фрески – УНИКАЛЬНЫЕ- СТАРИННЫЕ сделанные еще РУБЛЕВЫМ. Такие фрески мы ОБЯЗАНЫ сохранить для потомков. Но по всей видимости лет через 30- 50 там смотреть будет НЕНАШТО и все благодаря постоянно горящим лампадам. Копоть медленно,но верно съедает краски. Я верующий человек. Но я думаю что в таких храмах служду служить и жечь лампады и свечи надо только по Большим праздникам. Наши потомки Должны иметь возможность увидеть эти лики и помолится им, а не голой стене на которой когда-то был святой лик, или его копии Священников можно понять ремонт всегда значительно быстрее и дешевле реставрации. При ремонте можно заказать не дорогие современные материалы и нанять дешевую рабочую силу , а при реставрации будь любезен соблюди все нормы, используй нужные – порой дорогие материалы и найми художников – реставраторов. У меня вопрос какую ответственность будут нести священно служители, если в результате их действий пострадает памятник? И как будет церковью приниматься решение о том как, что и когда использовать и реставрировать?
NATALIA ORLINKOV19 ноября 2010, 14:00
1. Церковное имущество создавлось для Церкви. Многие известные дарители, благочестивые и щедрые люди заказывали предметы церковного назначения с определённой целью - чтобы они всегда находились в храмах, иногда определённых, благоукрасителями которых люди хотели быть. 2. Я прихожанка Свято-Николаевского храма в Ницце. В нашей церкви есть множество духовно-драгоценных для нас икон, церковная утварь и пр., подаренных известными русскими людьми именно этому, дорогому их сердцу храму. Имена многих жертвователей известны, такие как Мамонтовы, Самарины, Ивановы-Луцевины, Санины и другие достойные семьи. Имена некоторых остались неизвестнвми из-за их истинной скромности и религиозности. Но трудно представить, чтобы кто-то из перечисленных мной русских людей, хотел бы видеть свои дары музейными экспонатами. 3. Абсолютно понятно, что людям других вероисповеданий, ничто не мешает зайти в православную церковь с добрым интересом и с целью увидеть благолепие православного храма. Я не раз проводила экскурсии для целых семей из Арабских стран. Головы дам были покрыты вуалью, но глаза горели живым интересом, узнать что-то новое и увидеть красоту.
Серафим Григорьев18 ноября 2010, 22:00
Каюсь! Довелось мне работать директором кинотеатра в бывшей Малоярославецкой Церкви иконы Казанской Божьей матери. Люди, кто работает в бывших церквях, бегите из бывших Храмов завтра же! Не ждите, когда настанет "ВРЕМЯ-Ч"!.. Я спасся чудом, уехав на войну. Но все же заплатил за тот кусок хлеба ценой, не приведи Господь!
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке