Проблема смешанных браков

Статья архимандрита Фомы (Битара), видного современного писателя Антиохийской Православной Церкви, впервые была опубликована во второй половине 1980-х годов в журнале «Ан-Нур» («Свет»). Недавно она была напечатана вновь, причем в редакционном предисловии указывалось, что проблема, затронутая в статье, за минувшие годы нисколько не утратила актуальности. Хотя в Русской Православной Церкви эта проблема не стоит столь остро, как в Антиохийской Церкви, но, тем не менее, смешанные браки случаются, и в этой связи может представлять интерес предложенное архимандритом Фомой осмысление этой проблемы.

Латинская традиция помазывания пеплом
Латинская традиция помазывания пеплом
«Православному мужчине запрещается сочетаться браком с еретической женой, и православной женщине запрещено сочетаться браком с мужчиной-еретиком. А если все же такой брак состоится, то нам следует считать его недействительным…»

Так сказано в 72-м правиле Трулльского Собора, также известного как V–VI Вселенский Собор, который состоялся в Константинополе в 692 году. Следует отметить, что под ересью подразумевалось любое учение, отличающееся от учения Православной Церкви.

Многие из нас не знают о существовании этого правила. А из тех, кто о нем знает, многие предпочитают не вспоминать о нем, так как считают его одним из самых труднообъяснимых правил Трулльского Собора.

Тем не менее, данное правило требует от супругов единства в вере. Это требование не чуждо церковной мысли на всем протяжении истории. Уже в Ветхом Завете вопросу единства веры супругов придавалось первостепенное значение. Господь Бог, когда вел народ Свой по пустыне в землю обетованную, остерегал людей от родства с другими народами: «Не вступай с ними в родство: дочери твоей не отдавай за сына его, и дочери его не бери за сына твоего, ибо они отвратят сынов твоих от Меня, чтобы служить иным богам, и тогда воспламенится на вас гнев Господа, и Он скоро истребит тебя» (Втор. 7: 3–4).

Без преувеличения можно сказать, что смешанные браки были одной из главных причин, которые разрушили уклад жизни ветхозаветного народа, ослабили его, склонили его к духовному распутству, падению, предательству Бога.

В данной статье мы не стремимся к исследованию темы смешанных браков с исторической или правовой точки зрения. Нам хотелось бы осветить этот вопрос с богословской и пастырской позиций в надежде, что это подтолкнет к целенаправленному духовно ответственному изучению проблемы, поможет понять всю опасность смешанных браков, особенно в наше время.

В своем рассуждении мы ограничимся исключительно темой смешанных браков между православными и инославными христианами. Излишне говорить, что большая или меньшая острота данной проблемы зависит от конкретного человека и его религиозной принадлежности.

Бегло ознакомившись с записями регистрации браков среди православных христиан митрополии городов Библос и Батрун и их окрестностей, мы получили следующие статистические данные.

1. В 1985 году всего было зарегистрировано 435 браков; из них только 140 браков заключены между православными, а 295 браков – смешанные. Таким образом, число смешанных браков с представителями инославных Церквей по отношению к общему числу браков составило 67,8%.

2. В 1986 году всего был зарегистрирован 461 брак; из них 178 браков между православными и 283 смешанных. В процентном отношении число смешанных браков составило 61,4%.

3. Ежегодно количество заявлений о том, что православные девушки принимают решение выйти замуж за инославного мужчину, колеблется от 150 до 200.

4. Если мы подсчитаем все цифры, указанные выше, и выведем среднее значение, то получится, что до 75% наших парней и девушек, ежегодно сочетающихся браком, выбирают себе инославного супруга.

Внимательно приглядимся к этим цифрам с учетом того, что при формировании христианского мировоззрения значимы три сферы жизни: дом, Церковь и православные организации. Из исследований, проведенных несколько лет назад, мы знаем, что доля православных, регулярно посещающих храм, составляет всего 5%; возможно, в последние годы эта цифра возросла до 7–8%. Обратим внимание и на то, что в православных организациях, особенно школах, монастырях, молодежных движениях, обществах, состоит всего лишь мизерное количество православных чад. Если учесть все эти данные, то цифры, приведенные выше, оглушат нас. Получается, что православный дом, семья – вовсе не православные. Мы должны понимать, что Православная Церковь – это, прежде всего, православная семья, а она сейчас получает такой удар, что может и вовсе исчезнуть.

Большинство людей не понимают всей серьезности происходящего и остаются равнодушными к проблеме. Но эта пассивность лишь усугубляет ситуацию, которая зашла столь далеко, что уже представляет собой опасность во всех отношениях. В большинстве случаев под давлением общества происходящее оправдывается и даже приветствуется, так как воспринимается как один из показателей открытости Православия. Но разве на самом деле это не что иное, как отречение от истинной веры и пренебрежение ею?!

Даже некоторые иерархи и священники в Церкви закрывают глаза на происходящее и ничего не замечают. Только малая их часть признает ненормальность сложившегося положения. Большинство же довольствуется совершением общепринятых обрядов, считая, что тут нет ничего предосудительного.

Было бы несправедливым считать, что причиной упадка православного воспитания являются только смешанные браки. Но, вне всякого сомнения, такой брак сильно искажает православную ориентированность семьи. С нашей точки зрения, это проявляется двояко: в религиозной практике и в религиозном сознании.

Что касается религиозной практики, то в подобных семьях наблюдается либо смешение религиозных традиций, когда православной остается лишь часть домашнего уклада, либо полный отказ от Православия, когда оно целиком вытесняется из образа жизни семьи. Уклад жизни в таком доме меняется, появляются западные статуэтки, иконы, звучат западные молитвы. Здесь начинают придерживаться других религиозных обычаев, таких как чтение католических молитвословий Богоматери, святому Шарбелю, святому Иосифу, почитание месяца Пресвятой Девы Марии. Не стоит забывать и такие традиции, как Первое причастие, обеты надевания одежды Богородицы, святого Илии, святого Антония, святого Марона и святого Шарбеля. И вот уже ты сам по своей воле можешь принять причастие с вытянутым языком, помазание пеплом, преклонение на одно колено и крестное знамение пятью пальцами слева направо. Без твоего участия происходит посвящение детей в учения инославных Церквей. В твоей речи появляются другие церковные термины. Ты можешь захотеть посещать Рыцарей Девы Марии и Орден непорочного зачатия, Общество сердца Иисуса и Сердец святых.

Это если говорить о религиозной практике. Но гораздо важнее то, что смешанный брак влияет, прежде всего, на православное сознание. В этом его основная опасность. Женщина, выросшая в инославном окружении, не сможет, за редким исключением, привить своей семье и своим детям православное отношение к жизни. Без сомнения, мужчина также определенным образом влияет на воспитание, но все же главная роль здесь принадлежит женщине.

Мы не должны забывать, что наша вера руководствуется любовью, что православное вероисповедание самобытно, что жизнь в Православии является результатом особых отношений с Богом в Церкви на протяжении всей истории, и это проявляется и в образе мыслей, и в способе поклонения Богу, и в стиле жизни. Мы убеждены, что традиционное православное сознание – это живое церковное наследие, которым недопустимо пренебрегать, и потому необходимо оставаться с верой нашей Церкви в Бога, с ее спасительной миссией. Эта самобытность Православия позволяет нам говорить о различиях между православным и инославным сознанием, особенно в этом уголке мира.

Отличия заложены в фундаментальных основах Церквей. Например, Католическая Церковь сосредотачивается на внутренних переживаниях. Протестантская Церковь склоняется к утверждению прагматизма и изучению Евангелия. В Православной Церкви центральное место отведено богословию и богослужению. Православное сознание не может идти по другому пути. Если обратиться к реалиям, то, к примеру, служба не может продолжаться четверть часа или полчаса. Когда начинается молитва, отсекается все светское, забываешь о часах на руке, ибо молитва поглощает время, будто и нет ничего, кроме нее.

Другой пример отличий – взгляды на христианское единство и отношения между Церквями, присущие представителям разных религиозных общин. Католики полагают, что христианское единство возможно тогда, когда другие христиане признают главенство папы и вернутся в лоно Католической «матери-Церкви», как блудный сын вернулся к отцу. Протестанты считают, что христианское единство – это естественный результат спокойного и рационального диалога в демократическом ключе, свободного от идеологических убеждений сторон, при взаимном сотрудничестве в социальных служениях. Между тем православные считают, что христианское единство невозможно без возвращения христиан к своим корням и истокам, воскрешения единственной живой веры и единственного божественного помышления.

Точно так же существуют различия и во взглядах на основы христианской жизни, и в отношении правил повседневной жизни. Иные взгляды на грех, на общество, на государство, брак и так далее.

Вот почему мы убеждены, что смешанные браки по сути своей очень опасны. И хотя приходится считаться с сегодняшними реалиями, с тем, как переплетено население в этом регионе, с существующим политическим и общественным давлением, однако недопустимо пренебрежение православным сознанием, размывание сути Православия. Нельзя мириться с сегодняшней ситуацией и проявлять безразличие по отношению к тому, что происходит. Конечно, чудом будет полное решение этой проблемы, но пока можно многое делать в различных сферах жизни. В богословском, историческом, правовом образовании и пастырских наставлениях. В распространении православной веры и культуры. В воспитании священников. В воспитании молодежи, семейном воспитании.

Необходимо говорить нашим детям, что смешанный брак в принципе неправилен, незаконен и вредит Церкви, которой мы принадлежим, что это прелюбодеяние в духовном смысле. Необходимо приводить нашим детям примеры и показывать весь урон, наносимый практикой подобных браков. Конечно, мы не можем силой навязывать нашим детям беспрекословное следование прямому пути Церкви. Меньшее, что мы можем сделать, это передать им дух веры Церкви Христовой, передавать им правильные знания и показывать истинное направление, после чего Бог Сам проявится в их действиях.

Каждый из нас, священников и мирян, отцов и матерей, юношей и девушек, должен осознать, что это действительно проблема, которая угрожает Церкви. Верующие в Бога люди не могут оставаться в стороне от происходящего и безразлично поворачиваться ко всему спиной.

Архимандрит Фома (Битар)
Перевела с арабского Надежда Семенова

19 ноября 2010 г.

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • В четверг — лучшие тематические подборки, истории читателей портала, новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Комментарии
Ирина18 мая 2016, 06:00
моя печальная история . Я православная вышла замуж по большой любви за мусульманина , сначала не обращала внимания на различия культур и вероисповедания . Со временем стало понимать что в моей семье господствует ислам , моя вера была вытеснена , может я сама в этом виновата. Мой муж стал требовать подчинения к правилам его религии , это касалось одежды и покрытия головы . Я не подчинилась и у нас возникают очень часто скандалы вплоть до разрыва отношений , я понимаю что Мира в моей семье не будет . Недавно у нас родилась дочь и отец ребёнка уже говорит что воспитает ее мусульманкой . Я крестила свою дочь в тайне от него . Только один Бог знает как мне тяжело жить с человеком другой веры и я очень жалею что не задумывалась об этом раньше . Уповаю на Господа нашего что избавит меня от этой сложившейся ситуации . Пожалуйста пусть мой печальный опыт научит тех кто собирается связать свою жизнь с иноверцем . Помолитесь за меня пожалуйста.
Наталья26 октября 2015, 00:00
Игорь, вы предали ЛЮБОВЬ, поверив в атеизм. Запомните , вы предали любовь из-за своего атеизма
Татьяна21 апреля 2015, 16:00
Родилась в Чечне среди мусульман с детства-Эпилепсия и ювенильные кровотечения т.е. истекала кровью =это гинекология в моей семье не видела с детства икон и о Православии в семье ничего не говорилось ,все было под запретом.Потому,что люди многие были коммунистами,хоть тайком и молились.Мусульмане себе,христиане себе.Но как ни странно меня спасали люди сдавая свою кровь. Я Крещенная с полугода крестили в Грозненском Кафедральном Соборе.Крестила моя мать тайком от отца.Кто прав или виноват не мне судить,но до перестройки в нашей стране общего доброго отношения к людям было больше.Я сама по себе вернулась к православию но ничего хорошего кроме храма и икон для меня Святых, в людях, не вижу. Так как это понимать испытание для меня? Или травля из-за Веры Православной? Так теперь боюсь и в церковь идти священники разные бывают. Так кто же прав. А права любовь и выше ничего не бывает. А любовь и есть Бог и он нас всех рассудит и простит.
священник Алексий19 октября 2014, 01:00
брак браку рознь. это можно и сказать и о смешанных браках. все зависит от человека, от его веры, воспитания. если у православной стороны вера крепка, желание жить истинно христианской жизнью сильно, а неправославная сторона индеферентна или теплохладна к своей вере, то есть шанс самому остаться в браке православным и детей также воспитать. а если другая сторона "активна" в своей вере (или фанатична, как бывает у католиков или некот. мусульман), то сами понимаете чем все это закончиться. в Польше, где много смешаных браков, с каждым годом православных становиться все меньше и меньше, и все больше и больше становиться детей и молодежи католической или индеферентной к какой бы то небыло религии.
Ксения12 июля 2014, 23:00
Я сама христианка и встречаюсь с мусульманином. Честно говоря греха в этом не вижу. Он хороший человек, любит, уважает меня и я к нему также отношусь. В церковь его не тащу, но и с себя креста не сниму. Будем любить друг друга такими какими нас Бог создал. И вообще живу 23 года В Татарстане-всю свою жизнь, и никогда со мной ни один православный молодой человек религиозный не познакомился и чувств не проявил. Я коню в зубы не смотрю и каждый день Бога благодарю за то что сейчас имею! Счастья ВАм, любви, здоровья и удачи!
Василий20 ноября 2013, 01:00
Ева, согласен с вами.
ева19 ноября 2013, 00:00
Да не надо так драматизировать. Смешение наций и культур идет давно и возможно это угодно Господу, для распространения христианства. Изолироваться как дед Игнат в лесах может не стоит. Смешанные браки разрешены если не христианин не препятствует воспитанию в духе православия. Было дело когда израильтяне блюли чистоту рода, но нам с вами далеко до них. Да страшно, вдруг бах-и развод, но развод с бахом может быть и среди православных. Может и не стоит подсчитывать будущие поражения. Можно во славу потрудиться с неизвестным исходом. Но это по благословению, мало кто может понести неудачу. После 30 кто мужа не обрел не надо сразу топать в монастыри. ВСе таки в монастыри не убегают. от неудачи. а как бы к Богу идут.
Антонина5118 ноября 2013, 13:00
Моя позиция твёрдая. Если Господь не дал православного мужа, то после 30 лет можно смело уходить в монастырь и трудится во славу Божию. Если замужем за неправославым, то тогда всю жизнь молиться за него, а детей воспитывать в своей вере - это обязательно!
Наталья18 ноября 2013, 13:00
Очень актуальная для меня тема. Дочь влюбилась в турка. Батюшка в нашей Церкви "вразамлял" ее странным образом- "главное-любовь, а не религия, что мусульмане бавают хорошими мужьями, а среди православных много болванов (привожу дословно)и т.д. в таком духе. Это в то время, когда вся семья старалась всеми силами вразумить неразумную дочь, она начала омневаться и пошла в Церковь, и получила практически благословение на этот брак. В нашей неравной борьбе победила "любовь", она вышла за него замуж.
Игорь26 июля 2013, 21:00
Интересно логика, я верю в бога но верб в религию. У меня была девушка которая православная, она любит меня и я ее, но жениться она на мне не может и не крещенный и креститься я не буду, когда сам не за хочу или не осознаю, но мы любим друг друга. Но из-за этого растилась. Не когда не пойму эти правила, если бог дал любовь, то его воля а не воля церкви. Если человек верит в бога, то он общий и один. Только люди могут наделать правил и потом устраивать разборки из-за этого.
Ислам22 мая 2012, 04:00
Я с вами согласен хотя сам традиционный мусульманин у нас в Казахстане становиться очень много смешанных браков в большинстве которые заканчивается разводами и детьми полукровками у которых нет религии нет этноса которые уничтожают этнос изнутри если люди не одумаются то это приведет к исчезновению нации нельзя продавать веру и народ иза мимолетной похоти! надо быть ответственными в выборе спутника жизни как приятно видеть чисто казахскую или славянскую семью их красивых детей чем уродов полукровка!
александр21 января 2012, 21:00
скорее против чем за.подумав...
Мария27 декабря 2011, 20:00
Хорошая статья, да именно так и должно быть. Но что же делать если я выходила замуж за мусульманина будучи мусульманкой. Приняла крещение три года назад, шла к этому много лет. Что ж мне теперь расходиться с супругом. Я его очень люблю и уважаю, родители у меня так же мусульмане. Сестра так же приняла крещение, у нее муж православный. Конечно приятно смотреть на пары которые приходят вместе в храм на службу, когда вместе в одной вере, когда могут вместе молиться Господу. Но видимо Господь выбрал для меня именно такой путь. У Господа прошу для сына верующую девочку. Храни всех Господь
Елена26 декабря 2011, 14:00
Здравствуйте. Ответ Вере на её цитату "если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его» (1 Кор. 7:10-13)" Здесь речь идёт о тех, кто раньше, чем прийти в Церковь, женился или замуж вышел. Таких случаев в первые века христианства было много, много их и сейчас. А когда сознательно ты, верующий, женишься или выходишь замуж за неверного - это или твоё самомнение или глупость, в обоих случаях - беспринципность, а она до добра не доведёт. Ответ Владимиру из Винницы и всем, кто хотел бы хотя бы через сайт найти свою вторую половинку: есть православный сайт realove.ru, там есть нечто подобное в правой колонке и более-менее защищённое от случайных людей. Попробуйте с молитвой и Бог в помощь!
оксана13 сентября 2011, 10:00
мои родители по происхождению православные но мы соблюдаем только пасху и рождество. и никаких постов и никаких исповедей. мой муж из семьи иудея и православной. и таким как я легче найти общий язык с инославными чем с оцерковленными
Вера 9 июля 2011, 22:00
"если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его» (1 Кор. 7:10-13)"
Катя18 мая 2011, 06:00
Хорошая статья. Брак здесь это временно, и то - цель христианского брака это не просто семья, но семья и ее вечность. А если православный человек, особенно 'верующий' как ни странно это звучит, выходя замуж за инославного, предает свою веру? Какая будет вечность? Христианский брак определяет не просто последующие годы жизни.. Я уверена, что если бы мы православные были бы поупрямей, и поактивней, и ревностней относились к своей вере и будущей семье, то даже если нас мало - не имеет особого значения. Зато какой пример можно подать, сколько людей потянется к истинному 'свету', ведь многие же такого хотят. Я молю Бога, для меня православная семья это пока что мечта.
Ксения 5 апреля 2011, 21:00
Статья очень хорошая. Всегда существует много разных мнений, как и разных людей.
Юля28 января 2011, 13:00
А нас с мужем(СЛАВА БОГУ!-оба православные)познакомил батюшка. Сказал мужу на исповеди, что он похож со мною как-то... муж решил познакомиться,через 2 месяца поженились. Уж пятый год живём, пока не жалеем. Всех моих подруг православных (половина - матушки теперь)тоже их духовники свели. Какие-то мы, праврславные, нерешительные и необщительные. Мы с мужем часто в одну церковь ходили и даже не видели друг друга!
М.М.14 января 2011, 17:00
эх, православные! брак в РПЦ - это черная дыра, это то, за что "враг" нас поймал и держит. православные разводятся. и по три раза. имея 4 детей... эмансипация. православной жене и без мужа хорошо. после этого во что будут верить дети? что такое православие? Господь сказал, "по тому узнают вас... если будете иметь любовь." А что видно у нас любовь? бывает что у атеистов больше любви и живут всю жизнь в одном браке. по моему вот заповедь - "будут двое одна плоть", а разводиться можно только за прелюбодеяние (Матфей 19). несколько лет назад синод принял постановление, чтобы священники не склоняли женшин разводиться с атеистами и иноверцами. потому что развод всегда прелюбодеяние. у католиков и протестантов есть курсы подготовки к браку, курсы для супругов. и браки у них крепче. (я - православная. в разводе.)
Ангелина21 декабря 2010, 20:00
Какой тут может быть вопрос о православном браке, если зачастую в семье родителей винегрет? Вот мы живем шесть человек: я, воцерковляющаяся с дочерью,одна мусульманка (бабушка), и трое агрессивных язычников (считающих себя атеистами). И я уже смирилась с тем, что мне суждено до конца дней своих быть одной, ибо мать-одиночка - понятие, которого в Православии нет. А грустно оттого, что матерей-одиночек очень много, и девчонки от безвыходности выходят замуж за инославных, потому что ребенка нужно накормить. Если поставить вопрос о том, что православные должны создавать семьи только с православными, то мы, кажется, вымрем....
Мария21 декабря 2010, 09:00
Одна моя знакомая вышла замуж за американца, он христианин, но неправославный, конечно. Выходила с условием, что дети должны быть православные. В итоге он вроде бы сам скоро крестится в Православие, и они (даст Бог!) повенчаются... Пути Господни неисповедимы... А по поводу всего остального... я для себя поняла самое главное - никогда нельзя занижать планку своих притязаний... Если муж - то только православный, если отношения - то только с благословения и только после общения и свадьбы. если дети - то много :) и никаких компромиссов :) во всяком случае по этим вопросам... Всем Ангела-Хранителя.
К.19 декабря 2010, 22:00
(продолжение предыдущего поста) Интернет-форумы "православных знакомств", мягко говоря, оставляют желать лучшего. А например, искать там же, где и все мирские люди, на дискотеках, в кафе, клубах знакомств и т.д., тоже бесполезно, т.к. воцерковленные люди туда обычно не ходят, а если, вдруг, и придут, то встретить их там почти не вероятно. Вот и получается замкнутый круг, как человек православный и ответственный, ты хочешь создать семью именно с православной, а попробовав это осуществить на деле, понимаешь насколько это нереально. А годы идут... К слову сказать, я воцерковленный православный, обыкновенной внешности, уживчивый, образованный, вполне самостоятельный в жизни и без вредных привычек. И не женат. А мне уже 36...
К.19 декабря 2010, 22:00
Хорошая статья. Чрезвычайно актуальна почти для каждого православного, независимо от того, где он живет. Смешанные браки действительно проблема, прежде всего для верующей половины. Жаль только, что проблема лишь констатирована, а путей решения не дано, да, наверное, и нет их. А людей понять можно, хоть и не оправдать. Просто, встретить православного спутника жизни и создать с ним семью, это из разряда почти чудес, настолько маловероятна и трудновыполнима эта задача в реальной жизни. Посмотрите, ведь православные разобщены. Где знакомиться-то? В храме? На богослужении - исключено; после службы - большинство спешит по своим делам; нести послушания - не так-то их много, да и люди там обычно уже одни и те же. Конечно, многое зависит и от прихода, в нашем, например, почти нет незамужних девушек.
Дед11 декабря 2010, 21:00
Унас на приходе был р.Б. Сергей. Оказалось, что его жена стала мусульманкой. До последнего дня он ходил в храм, но отпевать его не дали.
Ольга Моцак 5 декабря 2010, 18:00
Я абсолютно согласна с Юлией Высоцкой. Обеими руками поддерживаю Владимира с Винницы и еще хочу сказать Екатерине. Я православная была по крещению,но выходила замуж атеисткой. Господь привел меня в храм. Я боролась за свою семью с алкоголиком и ,как пишет Екатерина, что ,мол надо молиться и подавать о здравии и т.д. Господи, да сколько лет я все это делала!!!!! результат есть. Мы обвенчались, муж не отрицает Бога, а недавно, на похоронах своего отца вообще всех нас удивил своей позицией. Категорично настоял на том чтобы отца отпевали. Он сказал, что раз отец крещен, то отпевать можно несмотря на то,что тот в храм не ходил,в Бога не верил, но что сейчас отец его верит, нуждается в молитве и что отпевание нужно его отцу, ему самому и всей нашей семье. Так-то оно так, но как бы самому не разрушить свою душу, не озлобиться на водку,мужчин,жизнь.... Это не просто, поверьте,Екатерина!у нас есть на приходе семьи вроде оба верующие, а муж ведет себя.......
тема 3 декабря 2010, 16:00
О похожем, "наболевшем". Я был женат, дважды... обо раза на девушках "терпимо" относящихся к моей вере... православной вере. Мне всегда было сложно объяснять им, почему, например, в субботу я хочу сходить в церковь... а не в магазин, или почему я вместо того, "чтобы в воскресенье утром побыть вместе с семьей" - полежать в кровати с любимой женой, сходить утром с ребенком погулять, и т.д. и тп... я хочу сходить в церковь исповедаться и причаститься. "Не понимаю, почему это нужно делать так часто?..." - спрашивала моя последняя супруга... Вся (ну, или почти вся) моя жизнь была "сплошным компромиссом"... И я терпел, пока моя супруга была готова меня "терпеть". Я, как и многие пишущие здесь леди, тоже надеюсь "встретить" свою "настоящую, православную жену" (хотя уже и думать об этом неудобно - ведь в третий раз...). Которой будут нужны не мои деньги, а я, такой какой я есть (а не такой, каким она хочет меня "видеть")... но пока Бог не послал мне мою (уж простите) третюю половину... и я смиренно жду... Всем веры, надежды и любви!
Ирина (Европа) 1 декабря 2010, 01:00
Продолжение. Заграницей, в православной среде, особенно на Западе, ситуатция похожая, с той разницей что еще сложнее верующим девушкам находит таких же, сильно верующих мужщин. Живя много лет "там," я видела много случаев успешных смешанных браков, где муж переходил в православие; видела много успешных смешанных браков, где он оставался при своей теплохладности но не мешал православному воспитанию детей; видела много неуспешных смешанных браков...и тоже самое с православными браками: то, что оба партнера воцерковленные не есть гарантия что получится благочестивая, крепкая семъя. Вообщем, не хочу никого оправдывать, но меня несколько шокировало то, что автор статъи ссылается на правило Вселенского собора, забывая о том, что еще с апостольских времен православная Церковь учит, что через верующую жену и неверующий (или во всяком случае, неправославный) муж спасется. Что, великие православные женщины, которые выходили замуж за язычников, пребывали при этом в блуде? Мне трудно с подобным выводом согласится.
Ирина (Европа) 1 декабря 2010, 01:00
Проблема жутко сложная. Сложно перенести контекст Ливана на контескт современной России или даже русского "зарубежъя." Автор пишет о браках с воцерковленными инославными, коих в Ливане много: там очень сильна маронитская церковь, есть униаты, католики, и все они очень активны, к своей вере серъезно относятся: в этом контексте, если выходит православная девушка за инославного, то обязательно за верующего человека, с которым будет очень трудно найти общий язык. В России ситуятция не похожа на вышеописанную: тут скорее дело в невоцерковленности, в теплохладности, причем всех, православных и инославных. С теплохладным инославным легче: он не будет мешать тебе самой в церковь ходить, детей крестить, и т.д. И сам, пожалуй, будет открыт к воцерковлению, чего тоже нельзя сказать о правоверных католиках, протестантах, и т.д.
Екатерина 1 декабря 2010, 00:00
Мне кажется, что женщине как и мужчине православной веры в вопросе брака необходимо всецело отдать свою судьбу Господу нашему. Он все устроит. Для многих это звучит дико - как ждать, неизвестно сколько лет, годы идут, а если Господь не устроит, и т.д. Мы так нетерпеливы. А молимся ли мы об устроении судьбы своей Господу, просим ли Богородицу помочь нам создать семью? Нет, вместо этого мы предпочитаем быстрый поиск в "один клик"... И ещё - вот пишут, что русские мужчины перестали котироваться в связи со своей любви к алкоголю. Их безжалостно бросают в мужьях из-за пьянства. А что жены сделали, чтобы муж бросил пить? Молились ли они за него, заказывали ли сорокоусты, молебны, писали ли записки о здравии болящего? А главное - изменили ли они себя, чтобы изменился он? Нет, проще бросить, он же ненадежен, или вообще таких не выбирать, лучше чистенькие иностранцы. А как же претерпевший до конца - спасен будет? Мы же не хотим терпеть, а ведь Господь терпел - и нам велел.
Катя (США)30 ноября 2010, 07:00
Я тоже нахожусь в смешанном браке и так же по благословению Святейшего Патриарха Алексия (покойного). Обязательным условием брака было то, что дети должны (обязаны) быть воспитаны в православии. Мой муж под этим подписался и собственно мое и дочкино воцерковление отчасти произошло благодаря ему. Мы причащаем девочку, она ходила в православную воскресную школу (сейчас мы переехали и такой возможности нет). Мой муж очень симпатизирует Православной церкви и я молюсь постоянно, чтобы его Господь привел в лоно нашей церкви. Ходим только в православный храм. Вот такой аспект интересно рассмотреть: через смешанные браки больше людей придет к Православию. Почему обязательно смешанные браки должны нести разрушительную силу, может как раз быть и наоборот? Все зависит от нашего желания и усиленной молитвы.
Владимир (Винница)29 ноября 2010, 09:00
(продолжение) И думается мне, что в данной ситуации очень помог бы интернет - нужен КАЧЕСТВЕННЫЙ, ПРАВОСЛАВНЫЙ сайт по поиску работы и предоставления рабочих вакансий для православных людей. Нужен сайт по поиску православного супруга (сайт, на котором появление случайных людей было бы невозможно). Нужен сайт на котором можно было бы отдать, продать, купить какую-либо вещь, товар, услугу (зачем, например, мне платить постороннему юристу - если есть свой, православный). Пусть это будут даже не отдельные сайты а один большой, профессионально сделанный портал, где будет возможно решить массу проблем (начиная от выбора супруга и кончая поиском нужного фильма или книги на встроенном торрент-трекере). Вполне возможно, что было бы разумным ограничить доступ к такому порталу неправославных людей. И несомненно то, что такой портал должен работать под эгидой или какого-либо монастыря или какой-либо православной организации (жёсткая модерация портала просто необходима). Уверен, нужна некая социальная виртуальная площадка для православных людей, где мы могли бы встречаться и помогать друг другу - и тогда бы мы не были такими одинокими, такими разобщёнными.
Владимир (Винница)29 ноября 2010, 09:00
Недавно посмотрел фильм о экономических успехах старообрядцев в 19 веке. Корень их успеха был в сплочённости и взаимопомощи. Например, приезжал купец в чужой город - и находил там сразу церковную общину, а там ему помогали и в городе освоиться и приказчика из своих, честных находили. Действительно, сколько проблем в этой жизни можно решить, если действовать сообща! К сожалению, в наших храмах (даже маленьких) люди страшно разобщены - как правило они составляют просто приход (пришли-ушли) а не религиозную общину. Создать же крепкую общину трудно - и сами люди должны желать и пастырь должен быть пастырем а не наёмником (батюшки, не обижайтесь - вы сами всё лучше меня знаете). (окончание следует)
Юрий П.28 ноября 2010, 01:00
Да, вопрос этот очень острый в нашей стране. Мне кажется здесь надо для себя четко решить "кто ты?". Православный или кажущийся таким? Ближе тебе Бог или страстишки? А женщинам, которые не видят рядом достойных мужчин скажу так - православных мужчин ровно столько, сколько православных женщин. И прежде чем искать соринку в глазу, взглянули бы лучше на себя.
Владимир (Винница)27 ноября 2010, 06:00
Марии: Цитата: "Мой муж христианин, но не православный как я. Мы венчаны в православной церкви с благославения русской православной церкви за границей." Замечательный факт! Если мы с такой скоростью будем продвигаться, то скоро по-видимому начнём причащать наших домашних питомцев (в католической церкви их уже приносят в храм для благословения). И ещё. Следуя логике Вашей записи, надо будет обязательно принять печать антихриста - ведь без неё мы не сможем зайти в супермаркет, да и гонения всякие... Поймите, Ваша логика - логика мирского человека: "Если чего-то нельзя, но очень хочется - то можно!" Церковь не стоит перед человеком в позе "чего изволите", она скорее напоминает больницу, где пациенту далеко не всегда бывает приятно, где предписывается масса ограничений - но всё это ради нашего же выздоровления. Я понимаю, что такое для женщин ужас ненужности и одиночества... но если им так одиноко-невыносимо со Христом, Богородицей, святыми, то скажите мне - православные ли они?
Наталья26 ноября 2010, 16:00
марии N 2 А что по вашему больший эгоизм, одинокая, обременяющая родственников женщина без детей и мужа, или все-таки замужняя но за инославным?
Татьяна,С.-Петербург26 ноября 2010, 13:00
Боже,какое счачтье,что я прочитала отклики на мой комментарий!Особенно была рада оветам священников- большое вам спасибо.Конечно я ожидала такие ответы,знаю,что за мою связь с мусульманиным никто по головке не погладит.Но почему-то как-то легче стало.Ведь мою проблему в миру мало кто понимает- какое это сейчас имеет значение?в современном обществе живём!Или наоборот кто-то думает- как я вообще с "чёрным" связаться могла? Но вопрос не только в религии.Мы с сестрой росли без отца,без какой либо помощи от него(мама с отцом развелись,когда мне6 лет ,1986год!).Не жалуюсь,в те времена всем плохо было.Я к тому,что всегда хотела полную семью.Считаю,что для нормального развития ребёнка(и воспитания!!!)полная семья просто необходима.Я не говорю о материальной стороне.Уже факт- у нас ребёнок!И конечно дочка любит папу.Папа- дочку.Я- и дочку,и папу.Как разорвать этот круг,или как правильно поступить?Ведь я ни одна в таком положении...
Мария26 ноября 2010, 10:00
Да, действительно, для России, где существует в данный момент такая демографическая проблема и борьба за выживание,ситуация очень непроста для истинно православных людей и в первую очередь для православных женщин. Мой муж христианин, но не православный как я. Мы венчаны в православной церкви с благославения русской православной церкви за границей. Каждый раз видя резкое осуждение священниками смешанных браков,задаюсь вопросом: Почему же в православных церквях стоит такое количество достойных одиноких женщин на службах? Где же такие же достойные православные мужчины, желающие создать семью? наша православная вера очень строгая, практически все запрещено, и православная женщина не может сожительствовать с мужчинами , как другие неправославные, она не пойдет на всевозможные тусовки и в клубы, куда приходит отрываться с определенной целью "золотая молодежь" Что должна предпринять в этой ситуации православная?Ждать неизвестно сколько лет этого мифического православного, который может быть соизволит взять ответственность и жениться, или выйти замуж за неправославного и как- то устроить свою жизнь? ведь в библии сказано: " Человек не должен быть один" Можно еще долго говорить на эту тему, но может стоит священнослужителям всерьез озадачиться этой темой, и наладить хоть какое-то общение между православными, а не резко порицать женщин, которые стремятся создать малую церковь, т.е. семью....
Мария26 ноября 2010, 10:00
У о.Даниила Сысоева в похожей статье на ту же тему больше ссылок на каноны и другие тексты, как мне показалось.И она лучше в смысле того, что нет оборачивания на какие-то там политические реалии. Купила давно уже одну брошюру.Писал американский православный священник - и тоже об этом.Я ее найду, напишу, что за книжечка, кто автор. Там он рассказывает, что не все католики и протестанты как один за смешанные браки - и у них есть понимание, что в вере у супругов должно быть единство. И тоже настраивают там своих верующих, что брак должен быть с единоверцем.Настраивают тех, кто верит не секулярно, является активным членом общины, как я поняла. Так что не стоит говорить, что православная Церковь одна такая строгая... В браках до революции с католиками или протестантами неправославный супруг обязан был давать расписку, что не будет мешать крещению и воспитанию детей в православии.Впрочем, среда вокруг была православная, потому сильно повлиять и не получилось бы возможно. У нас такой расписки никто не дает,и на благотворное влияние среды рассчитывать не приходиться. Вообще - это проявление эгоизма - будучи воцерковленными выходить замуж или жениться на неверующих или инославных - получается - думают о себе, любимых, что бы мне сегодня было хорошо, и нет мысли о том - а что с детьми моими будет?Какой веры они будут? Впрочем, это бывает и по их неведению отчасти, - так как священники зачастую потакают этому - от невежества, или еще почему-то.Что печально.
Кирилл26 ноября 2010, 01:00
Сергею: Опять этот национализм, который только позорит нашу веру во Христа. В национальном вопросе лучше брать пример с Византии. Самое главное при выборе второй половины - православная вера, а не национальность. Ещё не понял причём здесь 692 год. Кстати, формально верующих и тогда было предостаточно... иначе бы не исчезла Византия.
Мария26 ноября 2010, 01:00
ХОРОШО что наконец-то подняли этот важный в наши дни вопрос браков с иностранцами. Как человеку, воспитанному в России в православных традициях, мне очень близка и понятна эта тема. Мой муж христианин,но не православный как я. С благославения зарубежной православной церкви мы венчаны. живем мы в европе. Каждый раз, сталкиваясь с таким резко отрицательным отношением православных священников к бракам русских женщин и неправославных мужчин, задаюсь вопросом, отчего же в православных храмах стоит столько одиноких женщин, которые так строго соблюдают заповеди, ведь не для кого не секрет,что наша вера очень строгаяи то, что разрешено для других исповеданий, просто недопустимо в православии. Я имею ввиду сожительство с мужчинами без брака,хождение на различные мероприятия, где развлекается "золотая молодежь" и т.д., а следовательно православные женщины просто не могут пойти на такое и вынуждены оставаться одни, а батюшки продолжают говорить о кошмарах смешанных браков и стращать различными примерами. Пользуясь случаем, хотелось бы обратиться к священнослужителям и узнать почему же батюшки, так строго воспитывающие православных женщин не познакомят этих православных женщин с такими же достойными православными мужчинами, ведь в библии сказано : " Человек не должен быть один". Не пора ли уже прекратить сотрясать воздух и в тех же самых храмах наладить хоть какое-то общение православных с православными, по крайней мере было бы желание.
Сергей25 ноября 2010, 21:00
Прочитал статью и порадовался статистике православных браков в Ливане и за наших братьев Антиохийской церкви. Боюсь, что у нас в России православных браков гораздо меньше. Не следует переносить ситуацию в Ливане автоматом на Россию. Да и автор не пытается этого делать, он лишь обозначает проблему. РПЦ признаёт гражданский брак, зарегистрированный ЗАГСом от имени государства (не путать гражданский брак с сожительством). С 692г. грех в мире возрос многократно и готов смести институт семьи, как таковой. В Византии трудно было найти не воцерковлённых молодых людей, готовых вступить в брак. Сейчас наоборот. Куда мир катится – понятно. Многие ли из нас в 18-20 лет были православными христианами? «Не вступай с ними в родство: дочери твоей не отдавай за сына его, и дочери его не бери за сына твоего, ибо они отвратят сынов твоих от Меня, чтобы служить иным богам, и тогда воспламенится на вас гнев Господа, и Он скоро истребит тебя» (Втор. 7: 3–4). А если уже вступили и кровь давно перемешалась? Найдите чистокровного русского! У нас одна благодать, данная нам Христом, это церковь и таинства. Не будем ими пренебрегать, т.к. дни наши сочтены и время бежит быстро. Каждая пропущенная литургия – потеря благодати. Кто не собирает, тот расточает.
диакон Александр. Иерусалим25 ноября 2010, 20:00
Русские девушки, выходящие за мусульман в России и особенно за ее пределами, должны об этом хорошо помнить: их никто не будет заставлять переходить в ислам, но вопрос вероисповедания детей, особенно мальчиков, даже не будет обсуждаться. Если об этом забудет муж, то ему об этом обязательно напомнят родственники. И напомнят – даже под угрозой смерти! В странах с подавляющим мусульманским населением это несомненно. Конечно, брак – не только христианское дело, но общечеловеческое. Поэтому церковь ПРИЗНАЕТ смешанные браки. (Несмотря на цитату из статьи о.Фомы – вспомните браки дома Романовых! В православие переходила в обязательном порядке только жена Наследника, будущая Императрица. Жены Великих Князей – только по желанию. Тем и было велико решение Елизаветы Феодоровны). Но ХРИСТИАНСКИЙ брак – это больше, чем обычный человеческий просто брак. Так что наше дело стремиться к умножению браков православных. Если девушку любит ее мусульманский молодой человек, и при этом он действительно любит Бога – пусть крестится. Если не хочет – значит ни до тебя, ни до Бога дела ему нет. То же самое и с мусульманскими невестами, но это более редкое явление. Тогда никто любящий не будет отвергнут, но этот брак уже будет подлинно христианским церковным браком.
диакон Александр, Иерусалим25 ноября 2010, 13:00
Русские девушки, выходящие за мусульман в России и особенно за ее пределами, должны об этом хорошо помнить: их никто не будет заставлять переходить в ислам, но вопрос вероисповедания детей, особенно мальчиков, даже не будет обсуждаться. Если об этом забудет муж, то ему об этом обязательно напомнят родственники. И напомнят – даже под угрозой смерти! В странах с подавляющим мусульманским населением это несомненно. Конечно, брак – не только христианское дело, но общечеловеческое. Поэтому церковь ПРИЗНАЕТ смешанные браки. (Несмотря на цитату из статьи о.Фомы – вспомните браки дома Романовых! В православие переходила в обязательном порядке только жена Наследника, будущая Императрица. Жены Великих Князей – только по желанию. Тем и было велико решение Елизаветы Феодоровны). Но ХРИСТИАНСКИЙ брак – это больше, чем обычный человеческий просто брак. Так что наше дело стремиться к умножению браков православных. Если девушку любит ее мусульманский молодой человек, и при этом он действительно любит Бога – пусть крестится. Если не хочет – значит ни до тебя, ни до Бога дела ему нет. То же самое и с мусульманскими невестами, но это более редкое явление. Тогда никто любящий не будет отвергнут, но этот брак уже будет подлинно христианским церковным браком.
диакон Александр, Иерусалим25 ноября 2010, 13:00
Интересно, как тема статьи о.Фомы – брак с инославными – перекочевала в русский контекст – брак с мусульманином. Понятно, почему у себя на востоке о.Фома о запрете на браки с мусульманами говорить не может. На востоке христиане разных исповеданий всегда роднились друг с другом просто потому, что здесь христиан мало. При смешанных браках тут есть строгое правило – дети воспитываются в религии отца. Поэтому, с православной точки зрения, вроде бы можно взять в жены католичку или мусульманку, но нельзя выдавать свою дочь за мусульманина или инославного.
Священник Андрей25 ноября 2010, 00:00
А что касается "люблю мусульманина и все мне не авторитет!" - это не любовь, а безрассудная страсть. В настоящей любви нет страсти, ибо она - жертвенность и жертвенность осознанная, значит в ней есть глубокое разсуждение! А где же тут разсуждение? Сегодня он разрешил (какая снисходительность!) покрестить ребёнка, а завтра настоит на том, чтобы жена тоже была снисходительна - пусть детё изучает Коран с намазом и прочими ритуалами. И если у жены в тот момент вдруг проснётся её православное чувство и она скажет НЕТ... Встречался я с такими жёнами, которые вспоминают о своих, уже по факту бывших, мусульманских мужьях с ужасом в глазах, уже много лет бегающих от их "священного" гнева, живущих под чужими фамилиями, скрывающихся в глухих деревнях. Не лучше ли такой "любви" одиночество, если третьего пока не дано?!
Священник Андрей25 ноября 2010, 00:00
Друзья мои! Статья очень актуальна и тема очень серьёзная (может даже серьёзней, чем кому-то хочет казаться). По подчерку же писавших, простите, очень чётко просматривается кто действительно православный верующий, а кто просто религиозен. Это разные вещи. Религиознось в собственном смысле - это философия, православная религия - путь ко спасению. Да, довольно сложно найти панацею в решении данного вопроса для живущих "за бугром" и живущих на территории Святой Руси. Но в том и другом случае я, как священник, могу лишь вспомнить слова пророка Давида, который говорит, что ещё не видел праведника, просящего хлеба, оставленого Господом. Вот это, наверное и может быть идеальным вариантом для всех верующих (я о православных!) в решении вопроса о выборе спутника жизни. Молиться надо больше, Богу угождать и тогда не нужно будет умствовать, типа: а вот если такой, то что тогда или такая, то как с ней...
ТАТЬЯНА,С.-Петербург24 ноября 2010, 18:00
А я мусульманина люблю.Расстаться пытались,разлучались на три года-и опять вместе.Вместе тяжело,а друг без друга ещё хуже.Дочка у нас есть,крещёная.Скажите,бес попутал?Не знаю.Только я перед тем как с ним познакомиться Блаженной Ксении Питербургской записочки писала,и св.Николаю Угодничку писала,мужа просила.А когда поняла,что люблю его-Один Господь Бог знает,что в душе у меня тварилось...Понимала ведь всю сложность таких отношений... А ведь думала-замуж только за русского!Венчаться в церкви хотела...А с "чёрненьким"-никогда!Это из разряда"никогда не говори никогда".Русским не нужна оказалась(а мне уже 26 лет тогда было). Любовь-всё терпит,всё прощает и долго ждёт.Не так ли?Не оправдываю себя,но его люблю.Не мусульманина люблю,человека люблю,жалею.Но ведь Господь Бог и ему зачем-то родиться позволил,ведь без Воли Его волос не упадёт с головы человека?
дмитрий 23 ноября 2010, 22:00
Здравствуйте честные люди . Странная , однако , статейка . И что непонятно , так это разногласия и разночтения среди самих церковников . В некоторых случаях они говорят , что жить в браке можно если один из супругов воцерковлен . Т.Е. брак освящается верой только мужа или только жены .Если один из двух просто не верит . Тут же, в данном кантексте занимают ортодоксальную фанатичную позицию . Мол , дескать межрелигиозный брак -это чуть ли не гибель государства . Ну уж если мы и сокращаемся в численности и пребываем в духовно-нравственном упадке , так это явно не от межконфессиональных браков .Если пытаться жить по религиозной догматике , так и до средневекового мракобесия не далеко дойти . Вот от этого точно в обществе потрясения бывают в виде революций и прочих локальных религиозно-этнических конфликтов .И туда мы ,по моему , уверенно шагаем .
о. Алексий23 ноября 2010, 03:00
статья актуальна и сегодня для многих стран где есть православные. вот к примеру Польша. с каждым годом в этой католической стране православных становиться меньше и меньше. причина - смешаные браки. все это осознают, но типа по снизхождению признают. а священники венчают, при условии что дети крестить будут в церкви, которое часто не соблюдается. на востоке Польше очень много смешаных браков и все уже привыкли к ним, и не понимает большинство что лет через 20-30 здесь может почти неостатся православных, так как в смешаных браках побеждает католицизм, который горит огнем ненависти к православию. особенно на востоке страны. на мой взгляд этому явлению виной: 1. родители, которые не воспитали детей в вере и не дали им православного мировозрения 2. священноначалие, которое разрешает эти браки.
Дмитрий22 ноября 2010, 21:00
Следует, на мой взгляд, разделять случаи, когда православный воцерковленный человек вступает в брак с неверующим и когда процесс приобретения веры и воцерковления происходит у одного из супругов, вступивших в брак неверующими вообще.В первом случае верующий несет всю ответственность за сделанный шаг изначально (я имею в виду, что потом, думается мне, нельзя говорить, что "вот,мол,я такой-то, а она - в Бога не верит, что делать, помогите"), а во втором случае...во втором случае все гораздо сложней. Мой случай второй,стараюсь стать православным. Не всегда, правда, получается:)
Павел22 ноября 2010, 20:00
Наивая статья, сразу видно человек не знает что такое семьдесят лет Советской Власти.
Екатерина22 ноября 2010, 12:00
Я живу в Астрахани. Смешанные браки для нас норма. На практике видела как православная девушка выходит замуж за мусульманина, и постепенно становиться "мусульманкой" с крестом на шее. Дети тоже обращаются в веру мужа. Вот и получается, что нас православных стало меньше. Очень хорошая статья. Я согласна, что брак с иноверцем разрушает нашу веру. Наша страна от того и бедствует, что "теряются наши люди", нет единой веры, нет единомыслия. Лояльность ни к чему хорошему не приведет.
Олег 22 ноября 2010, 12:00
Статья без сомнения поучительная и хорошая. В моем понимании ответ кроется в одном:"Сильна ли наша Вера?!" У Православного Верующего человека даже мысли о браке с неправославным или неправославной не возникнет...Все остальное, уж извините, словоблудие. Мира и Любви Всем.
Анна22 ноября 2010, 02:00
ощущение такое что многие путают брак с инославным, с браком с невоцерковленным, неверующим. в статье подразумеватся что инославный муж или жена верующие люди, то есть активно исповедующие свою религиозную позицию. подавляющее большинство наших людей формально являются правлславными, но не воцерковленными, а есть и вовсе некрещенные или неверующие. и брак с таким человеком еще не означает, что семья не будет православной. неывоцерковленные или неверующие люди очень редко активно придерживаются свое позиции, им чаще вообе все равно. так что столкновение интерсов тут реже. "Андрей: К сожалению, получается замкнутый круг. Женщины сетуют, что мало православных мужчин и выходят замуж за инославных, создавая неправославные семьи. А откуда тогда возьмутся православные мужчины, если их негде воспитывать? А, в общем, действительно, возникает вопрос о православии таких женщин, которые не только поступают неправильно, но и еще пытаются оправдывать себя." не согласна, с позицией последнего предложения. во первых многие приходят к вере в сознательном возрасте, будучи уже замужем - и это прекрасно. и будучи православной (а вернее СТАВ таковой) женщина взваливает на себя довольно тяжкий крест - привести к вере семью. во-вторых, жещины не ищут оправданий - они просто живут, пытаясь следовать путем, заповеданным Господом. пусть у них не все получается, но вы попробуйте как они - а потом уж судите.
Марина22 ноября 2010, 00:00
Архимандрит Фома (Битар) Перевела с арабского Надежда Семенова Спасмбо Надежде Семеновой за прекрасный перевод и разжигание межнациональной войны Очень по-христиански и фотография ЧУДЕСНАЯ Вот так им инославным и лоб пеплом! давайте все разведемся с инославными христианами и оставим детей без отцов? А всех неверных жен ИЗМЕНИВШИХ провославию предадим гонению? Очень по советски. Спасибо а я очень любила вашу страницу Один вопрос благословил ли это деяние Патриарх НАШ Кирилл? Думаю и письмо вы мое не напечатаете Храни вас Господь
Валерий21 ноября 2010, 12:00
Милые православные женщины, Вы меня конечно извините, но во многих приходах - ситуация совершенно обратная описываемой Вами. У нас например наоборот, много православных воцерковлённых неженатых молодых людей и совершенно ничтожное количество таких же незамужних, воцерковлённых православных женщин и девушек. И более того, это ничтожное количество православного женского пола только лишь в последнюю очередь обращает внимание, на своих православных воцерковлённых сверстников. А в первую очередь, как уже здесь и до меня подмечали, оно обращает внимание на богатых, респектабельных и неверующих. Поэтому ещё раз извините, но не надо здесь "ля-ля". И сразу хочу оговориться, что ни я и не мои воцерковлённые друзья -принципиально не употребляют алкоголя и табака. Поэтому отсылка к тому, что дескать православные воцерковлённые мужчины пьют и курят, выглядит несколько несостоятельной. Про этикет и уважение к женщине, я уже вообще молчу. Православные мужчины в этом плане намного более подкованы, чем их неверующие коллеги по цеху.
Владимир (Винница)21 ноября 2010, 07:00
Ольге: Что делать? Делать выбор. Православному всё время приходится делать выбор между полезным и вредным для души. Мы сами должны принять решение - то ли в ад с двумя ногами, то ли в рай с одной. Когда становились мы православными - нас предупреждали, что будет больно, и не раз. Но будет и сладость - Господь своих не оставляет. И ещё. Пока Вы одна - отвечаете только за себя. А станет Ваш ребёнок мусульманином (если выйдете замуж за мусульманина) - окажетесь не только соучастницей гибели души своего чада, но и обречёте его на вечные муки. Уверяю Вас, что в конце всех невзгод и страданий перед православным человеком всегда возникает самый важный вопрос - остаться со Христом или нет. Выбор за нами. Оленька, а если Ваш муж "держит нейтралитет" - это же великолепный повод для умного и тонкого миссионерства. Желаю Вам терпения и мудрости. :)
РБ21 ноября 2010, 05:00
Можно вступать в брак. Человек через любовь может открыть Бога. Это наш крест.
Алексей21 ноября 2010, 03:00
В истерику впадать Православному воину не стоит!))) С криками что делать...) Вспомним слова Серафима Саровского... где четко понятно было сказано- спасаясь самим - спасаем тысячи. И примером сего Серафим и показывал, указывая путь на НЕБО! И не внешне лишь показывал но жизнью подвижнеческой. Обращайтесь к Создателю искренне- и все УСТРОИТСЯ! Аминь.
Ольга20 ноября 2010, 22:00
Согласна в целом с идей, что полнота брака достигается если оба супруга исповедуют одну веру. Но, как тут уже было справедливо замечено, жизнь сложнее теорий.. Вот только некоторые вопросы: 1. Что делать как минимум половине от всего числа молодых, красивых, здоровых, начитанных, желающих создать семью и вообще распрекрасных наших православных девушек и женщин, которым просто по статистике не хватит православных мужчин? (речь пока веду только о Москве, где живу). Всем в монастырь?.. "Не хорошо человеку быть одному".. 2. Что делать с около 90% наших молодых людей, которые не ходят в церковь? Их что, списываем как негодных? .. Мое мнение такое: пути Господни неисповедимы.. и все кто на нашей святой русской земле живут, пусть они и не все еще пришли к церкви, все равно не потеряны для Бога.. и пусть тяжел крест, где жена верующая, а муж "держит нейтралитет", но есть в такой семье и смысл, и, смею верить, Божие благословение.. Для нашей страны этот путь отметать никак нельзя. Ольга, 33 года, Москва
Андрей20 ноября 2010, 21:00
К сожалению, получается замкнутый круг. Женщины сетуют, что мало православных мужчин и выходят замуж за инославных, создавая неправославные семьи. А откуда тогда возьмутся православные мужчины, если их негде воспитывать? А, в общем, действительно, возникает вопрос о православии таких женщин, которые не только поступают неправильно, но и еще пытаются оправдывать себя.
Петр20 ноября 2010, 19:00
Статья очень хорошая, очень полезная, спорить нельзя т.к. написана архимандритом и тем не менее проблема остается проблемой... Давайте обвиним женьщин в феминизме и еще в какихто современных грехах и т.д. Православного или православную в магазине не купишь и когда начинают встречаться молодые люди то вопрос православия нестановится самым первым. Редко у кого встречи начинаются бурно и идут по возростающей линии. Глупо и смешно было бы если к девушке подходит парень, а оно сразу задает вопрос: ты православный? Нет? Пошол вон... От и получается что глядя на отклики из 13 откликов только 2 написали мужщины, в храмах, в лучшем случае, 70%женьщины (реально их там 85-90%). А ей хочется не только за мужа молиться, но и что бы за мужем и быть замужем, что бы быть хрупким сосудом (к сожалению мы это в Евангелии не замечаем), тольто видим что в храме впереди мужщин становятся... Кто следовал за Хрестом, кто его не оставил до последнего, кто первый провозгласил Воскресение, кто больше всего оставался и остается в вере в нашее время? ЖЕНЬЩИНЫ. И так хотелось бы чтобы Вы были счастливы! Помогите им сделать выбор, сделайте их счстливыми, думаю они только за(а тогда вините)Облить грязье легко, на мыло денег жаль. А жаль.
Юлия Высоцкая20 ноября 2010, 16:00
Я живу в Чите. Тут мужчин мало, православных вообще мало, а православных мужчин тем более мало... За кого замуж выходить? Те, которые неженатые в церковь ходят, в основном из разряда дайте воды попить, а то переночевать негде. И ещё с претензиями - мне нужна жена православная, чтобы терпела мою маленькую зарплату в 5 тысяч, рожала мне детей, выполняла все обязанности хорошей жены православной и помогала мне справиться со старым недугом пьянства, я ведь дал обет не пить, я православный. А сам себя не видит - после многих лет сплошной пьянки пришел в церковь, стал исповедоваться, причащаться, увидел там хороших, чистых девчонок и нормальных женщин, увидел внимание к себе, и возгордился. Видимо жену православную можно одеть в одну юбку и одну кофту - на три года хватит, дети православные святым причастием напитаются и на подаяние оденутся. Я утрирую, но у меня реально такой "жених" был. И он реально серьезно обиделся, когда получил отказ категорический. Я занимаюсь социальной работой и таких предложений у меня бывает довольно много. Это уже настораживает серьезно. А потом я вижу разбитые судьбы, сломанную жизнь, детей без отцов у тех девчонок, которые вышли замуж только потому, что "он же православный". Потом плачет - я же знала, что он наркоман, но он же все монастыри объездил, воцерковленный, я думала, он исправиться милостью Божьей, я его отмолю. Так что замуж за православного, это ещё не факт хорошей семейной жизни и можно вообще получить разочарование серьезное в жизни.
Алексей20 ноября 2010, 15:00
Спасает отсутствие ТВ и прочей развлекательной шелухи. Лимитированное, критичное использование сети и прочего. Увлекаюсь технологиями и изобретениями, живу фактически по Российскому времени. Утверждаюсь каждый день в ВЕРЕ! Стараясь во всем видеть Промысел Божий на уровне помыслов, сражаясь в ускушениях, падая, но вставая- но все же сражаясь во Славу Создателя нашего. Православие- есть воинство- это не пассивная некая виртуальная среда! Все- есть реально. Если на уровне видимого мира (ограниченного)- но все же... Есть много над чем поработать!))) Спасая самих себя- спасаем окружающих нас, ввряемых нам людям. И границ семьи Православной нет фактически- все есть мы, устремляющиеся в сражениях на НЕБО! Православие не есть бездействие! Родина у всех одна- НЕБО. Но также есть Отечество Земное- обитель Храмов Божих и Добра! К дополнению- все что есть против Дьявола- есть ДОБРО! Пребывая в войне с миром (мирским)- мы в МИРЕ с БОГОМ! Всякая нечесть присутствует лишь для упражнения в боях с нею! Аминь.
Алексей20 ноября 2010, 15:00
Пребывая в огороде языческом с названием Канада более 10 лет спасало именно Православие и упование на Создателя Нашего. Не представляем с супругой иного чем быть вне благодати Божьей, даваемой нам в Храмах его Святых! Страшна даже мысль пребывания без таинств, совершаемых, находясь среди безумия и раврата, блуда и всевозможных пороков, где неоходима поддержка СВЫШЕ, цепляясь за любую возможность пребывать в Доспехах Благодати. По воле Свыше сложилось так, что супругой стала девушка (папа- из Авганистана а мама- из Киева, но посредством бабушки была крещена маленькой) Чувствуется, что дана была супруга и в помощь мне грешному, и также чувствуется отвенность за её душу перед Всевышнем! И Господь всегда все устроит при только одном устремлении сердца (всего вас)к нему, жертвенность! Мы должны быть внимательны и бдительны, дабы не попадаться в сети...Вот почему нас спасают и Апостольские Правила! Это те Высочайшие требования, являющиеся степенечками к НЕБУ! Твердые и прочнее всякого железа... Господь все устроил и переместил нас подальше от мусульманской ее родни, многие интересуются теперь и Верой Истинной. А еще точнее- её Крещенную сам Господь оберегал и вверв мне- ОБРУЧИЛ (кстати хотел я сего или нет... было четко сказанно- что не мне решать) и выполняю я все как послушание- отвественное и научительное...
Алексей20 ноября 2010, 15:00
Фактически все сказанное можно подитожить следующие чертой. Православие- есть путь в Небесные Обители. Все остальное ведет во тьму вечную... в погибель. И теперь многие зададут вопрос- хотят ли они на НЕБО? Хотят ли они детей, ввернных им видеть там? все остальное просто догматика и есть зло...и ответив внутренне на сей вопрос уже и писать умствования видимо остановятся... У России фактически два выбора- быть стране Православной или ВООБЩЕ не быть!
Светлана20 ноября 2010, 11:00
Этой же теме посвящена брошюра священника Даниила Сысоева, убитого ровно год назад (в ночь с 19 на 20 ноября) в Москве. Он подробно обосновывает и объясняет, почему нельзя выходить замуж за неверующего, очень понятно - и это действительно та мера ответственности, в которой надо жить...
Владимир (Винница)20 ноября 2010, 07:00
Наталье: Многие женщины, в том числе православные, между богатым и вежливым выберут богатого. Я понимаю - материнский инстинкт, забота о будущем семьи, но возникает вопрос - православные ли они? И ещё. В этом году впервые побывал в России (Калужская область) - был в шоке. Поразило как раз хамство и неопрятность женщин. Вечный вопрос о курице и яйце - то ли женщины опустились при хамах-мужьях или мужики деградировали при своих тумбообразных жёнах? Виноваты все - всем лень изменить себя, одним лень перестать жрать водку, другим лень стать Женщиной (не путать со стервой). P.S. Русские, не обижайтесь - мы болеем такими же болезнями, но то что в России... уж больно режет слух и печалит глаз.
Olga20 ноября 2010, 05:00
Natalie: mi hodim v grecheskiy monastir'--- pervie k chashe podhodyat muzhchini.
Кирилл20 ноября 2010, 01:00
Наталье: На самом деле первым ко Кресту, к Евангелию и т.д. в Церкви должны подходить мужчины. К сожалению, много старых обычаев забыто, но вот например у старообрядцев (в том числе тех, что в единстве с РПЦ - единоверцев) это очень хорошо соблюдается. И соблюдается не так, что мужчины толкаются, а с точностью до наоборот. Вот я, молодой человек, встаю в очередь ко Кресту среди бабушек, и эти самые бабушки, которые в несколько раз старше меня, тотчас говорят: мужчины должны идти первыми. Когда женщины в Церкви пребывают во смирении, то в такой общине устанавливаются поистине христианские отношения между людьми (это я вижу на примере одного храма). Церковь и светское общество с его феминизмом - все-таки весьма разные мировоззрения.
Елена 19 ноября 2010, 21:00
Кроме того, что делать людям, которые постепенно приходят к православию, порой после женитьбы или замужества? Такие люди стараются супругов тянуть в свою сторону (явно и не очень), но не всегда получается. Тут очень важно, чтобы супруг относился с пониманием. Мы с мужем, например, не венчались, к сожалению, но детей я крестила (и все его родственники приходили на крестины) и вожу в церковь. Конечно, бывают сложности. А у кого их нет? Мне батюшки так здесь говорят: молись, старайся, муж через жену спасается. Слава Богу, не запрещает тебе с детьми в церковь ходить. А там, кто знает, может и он придет к вере когда-нибудь. Еще раз хочу повторить: очень бы хотелось, чтобы в семье было единство по такому фундаментальному вопросу, как вопрос веры. Но существует слишком много ситуаций, когда это по тем или иным причинам невозможно. Хотелось бы увидеть больше статей в помощь православным, уже вступившим в брак с неправославными, и в помощь матерям-одиночкам - таких ведь тоже очень много, и им очень нужна помощь и поддержка. СпасиБо.
Елена 19 ноября 2010, 21:00
Конечно, очень приятно смотреть на православные семьи. Вместе празднуют, ходят в церковь, молятся. и детей растят правильно: крестят, причащают, приобщают. Но, к сожалению, далеко не у всех все так хорошо складывается. особенно у русских, живущих за границей. тут такая шутка ходит. В 20 лет родители говорят дочери: "Только за православного." В 30: "Ну, по-русски говорит, и хорошо." В 40: "Мы все-таки в Америке живем, чем американец плох." А в 50: "Негры - тоже люди. Лишь бы дочка счастлива была." Конечно, это только шутка, но в каждой шутке... Хочется надеятся, что наши дети, рожденные здесь, но воспитанные в православии, сами будут хотеть создавать православные семьи (и православные родители, или родитель, их в этом всячески поддерживают). Скорее всего, дети воспитанные в настоящих воцерковленных семьях, просто не смогут соединить свою жизнь с человеком неверующим, или другой веры. Но, к сожалению, не всегда все так просто.
ольга19 ноября 2010, 21:00
Где они православные мужчины? И еще холостые. Даже Кураев предлагает отмиссионерить девочку с дискотеки- неверующую. Куда деваться верующим женьщинам? Ольга
Дария19 ноября 2010, 20:00
но как быть с теми кто крестился в сознательном возрасте? к какой категории их отнести?возможен ли брак с ними?
Юлия19 ноября 2010, 17:00
А как наша Православная Церковь смотрит на брак между верующим человеком и отвергающим веру в Бога?
Наталья19 ноября 2010, 14:00
(окончание) Поэтому, прежде чем говорить, как мы неправильно поступаем выбирая воспитанных, умных и заботливых мужчин, но не православных (и тем не менее верующих, христиан, пусть другой конфессии),дорогие православные мужчины, обратите внимание, прежде всего на себя. Может что-то не так с вами
Наталья19 ноября 2010, 14:00
Статья очень полезная и актуальная. Но, вместе с этой проблемой встает другая: где нам взять столько православных юношей, которые были бы воспитаны, сумели бы обеспечить семью, а не сбрасывали все на плечи жены,которые бы любили и занимались с детьми, которые с уважением бы относились к женщине? Где их столько найти, чтобы хватило всем православным девушкам, и не надо было бы смотреть "на сторону"? Извините, но таких ребят в нашей стране не так уж и много, поэтому девушкам ничего не остается как выходить замуж за иностранцев, у которых отношение к женщине абсолютно иное, нежели у наших мужчин. Они пропускают тебя вперед, грубого слова от них не слышно, и мне есть с чем сравнить, т.к. довольно часто бываю в Европе.Конечно, у них масса своих проблем другого характера, но с ними гораздо приятнее общаться, чем с нашими глубоко православными воцерковленными. Посмотрите, даже в храмах,русские православные мужчины будучи даже в возрасте гордо заявляют свое право подойти к чаше раньше женщин, а подчас и грубо. Пусть идут, но не так, не грубой силой штурмуя, и показывая, что вот он, мужчина, а мы так, никто рядом с ним. А вот в Греции первыми пропускают женщин. Потом, такую любовь к детям и желание с ними заниматься, играть, проводить с ними все свободное время у наших тоже встретишь не часто. В Греции и Италии отношение к детям особенное, они чувствуют себя по-настоящему любимыми, и потому счастливыми.
Марина19 ноября 2010, 13:00
Еще не будучи верующей, говорила своему подрастающему сыну, что могу все простить, кроме брака с мусульманкой. Мой сын был поражен этому, так как я очень добрая, он сначала не поверил, несколько раз мы подымали эту тему, пока он убедился в моей непреклонности. Многие родители с детства не показывают своего отношения в вопросах брака, а потом пожинают плоды. У нас в Казахстане, очень много славянок выходят замуж за мусульман. Думаю, что возрастая в вере мой сын никогда не совершит такого предательства. Уповаю на помощь ГОСПОДА!
Алена С19 ноября 2010, 13:00
Действительно, надо очень и очень хорошо подумать прежде чем выйти замуж за человека другой веры, даже если он тоже христианин, но не православный. Столько много проблем возникает, особенно в воспитании детей! и бедные детки то на сторону одного - то другого, не поймут куда им "приткнуться". и это когда у них только формируется мировозрение и понятие что такое хорошо, а что такое плохо. Вот и мои детки оказались в такой ситуации, к сожалению.
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке