«Купи меч…»

Среди слов, сказанных Спасителем незадолго перед страданием, были и такие: «Когда Я посылал вас без мешка и без сумы и без обуви, имели ли вы в чем недостаток?» «Они отвечали: ни в чем. Тогда Он сказал им: но теперь, кто имеет мешок, тот возьми его, а также и суму; а у кого нет, продай одежду свою и купи меч… Они сказали: Господи! Вот, здесь два меча. Он сказал им: довольно» (Лк. 22: 35–36, 38).

Удивляет слово «довольно», сказанное вслед за тем, как апостолы указали на два имеющихся меча. Создается впечатление, что Христос говорил о чем-то ином, а не о холодном оружии. Подобных случаев непонимания в Евангелии достаточно. Например, Христос говорит ученикам беречься закваски фарисейской и саддукейской, а они думают, что Господь говорит о простом хлебе, тогда как они никакой еды с собой не имеют. «Хлеб» и «меч» есть не только обычные хлеб и меч, но также и имена таких родовых, общих понятий, как «пища» и «оружие». Достаточно сказать, что, принося благодарение перед едой, еврею достаточно произнести благодарение только над хлебом. В этом случае вся пища, сколько бы ее ни было на столе, будет благословлена. Хлеб в полном смысле слова – всему голова, не просто один из видов пищи, а пища вообще.

А что же меч?

Христос, очевидно, повелевает апостолам вооружиться, используя это слово. Но они, видимо, не понимают Его слова глубоко и полностью, относя сказанное к обычному оружию. То, что Христос не имеет в виду воинские доспехи, становится понятно по Его реакции: «Довольно», – что похоже на слова: «Хватит об этом». Этими мечами, которых «довольно», Он запретил пользоваться в Гефсимании, что еще более заставляет искать духовный смысл слов об оружии.

Во-первых, все сказанное на тайной вечери, выходит далеко за рамки слов, обращенных только к конкретным участникам прощальной беседы. Христос видит перед Собой будущий ход истории, он знает, что Его ждет, что ждет Его учеников. Он обращается к ним, но знает, что слово Его не затихнет в веках, а будет звучать столетиями в сознании миллионов верующих. Некоторые из слов, прозвучавших на тайной вечери, такие как «Приимите, ядите. Сие есть Тело Мое», звучат на каждой литургии. Покуда совершается Евхаристия, эти слова более чем историчны. Они всеисторичны. На слова о мече можно смотреть под таким же углом зрения.

Меч – это слово Божие. Об этом говорит неоднократно апостол язычников – Павел. «И шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие» (Еф. 6: 17). И еще: «Слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого» (Евр. 4: 12).

Если мы согласимся с тем, что Господь смотрел на апостолов и говорил с ними, а видел всех нас и обращался к нам тоже; если мы примем ту мысль, что под мечом понимается слово, то выводы придут сами собой.

Это, собственно, один единственный вывод, который звучит примерно так: не жалея сил и средств, вооружайтесь правильным пониманием Писаний. И это занятие должно занимать нас тем более, чем большее сходство с Гефсиманской ночью мы усматриваем в нашей земной реальности. Ведь эти слова Господь сказал накануне страданий. Не только ночь тогда чернела за окнами, но сам воздух истории потемнел в предчувствии немыслимого злодеяния – убийства Праведника.

Слова «продай одежду свою и купи меч» могут означать то, что приобретение духовных знаний сопряжено с издержками и сложностями. Их не стоит бояться, даже если речь идет о продаже верхней одежды! Вновь высота евангельских требований ужасает и зовет в гору.

Давид в псалмах неоднократно воспевал закон Господень. Слова Бога он называл более сладкими, чем мед, и более драгоценными, чем золото и отборные драгоценные камни. Стремиться к подобной любви предстоит и нам. Если слова Господа для человека не дороги, то вряд ли он сможет снять с себя рубаху ради постижения их смысла. Он именно должен ощущать себя человеком, приобретающим посредством Писаний нечто более дорогое, чем рубины или сапфиры.

Но вернемся к «мечу». Слово Божие сладко и драгоценно, как мед и золото. Но оно же и остро и убийственно для врагов и опасно для тех, кто не умеет им пользоваться. Оно, то есть, характеризуется всем тем, что можно сказать об оружии. Поскольку Христос есть не только Новый Законодатель, но и единственный совершенный Исполнитель Закона, то Он и показывает нам, как пользоваться мечом слова.

Во время искушения в пустыне сатана предложил Иисусу Христу три искушения. В этих трех искушениях заключался весь яд, имеющийся в арсенале соблазнителя. Это были три выпада, три удара отравленной шпагой, при которых любая царапина несла смерть. Христос отразил все три удара и отразил их мечом слова Божия. Искушения хлебом, властью и чудом Господь отразил тремя изречениями из книги Второзакония, тремя точными и к месту произнесенными цитатами.

«Не хлебом единым будет жить человек», «не искушай Господа Бога Твоего» и «Господу Богу Твоему покланяйся и Ему одному служи» – все это точные и, главное, к месту сказанные слова Писаний, в устах Иисусовых ставшие оружием. Невольно вспоминается образ Апокалипсиса, где Иисус восседает на коне белом, «и воинства небесные следовали за Ним на конях белых… Из уст же Его исходит острый меч, чтобы им поражать народы» (Откр. 19: 14–15).

То, что Христос делает с естественной легкостью, для нас может стать возможным лишь после долгих упражнений. Владение оружием есть занятие опасное для самого вооруженного. Если человек не умеет пользоваться оружием, ему лучше не брать его в руки без подготовки. Сказанное касается и слова Божия. Способное язвить врага, оно может искалечить и неумелого пользователя. Поэтому надо, с одной стороны, вооружаться, а с другой – учиться пользоваться острейшим лезвием, «проникающим до разделения души и духа, составов и мозгов» (Евр. 4: 12).

Итак, Сын Божий не творил волю Свою. Он «шел по писанному», исполнял предсказанное о Нем, поступал по воле Отца. Будучи Словом Божиим, Он знал Его не просто из книг, как Человек, но и как Господь, как Творец Писаний. По Своему безгрешному Человечеству Христос жил словом и поэтому пользовался им безошибочно, спасительно, точно и чудотворно. Приближаться насколько возможно к овладению и постижению смысла Писаний Он зовет и нас. Это единственный вид оружия, подсчет единиц которого не заставит Христа сказать: «Довольно».

Полюбить Писание и открыть в нем для себя источник силы и смысла предстоит нам. И эта жажда живой воды должна быть столь сильна, что даже продажа одежды ради достижения цели не должна выглядеть непреодолимым препятствием.

Протоиерей Андрей Ткачев

22 ноября 2010 г.

Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Комментарии
Россия23 февраля 2013, 17:00
Для Валерия.Читай Библию,а если прочитал-читай еще.
Станислав 5 апреля 2011, 11:00
Убогие мы людишки.Пытаемся своими несовершеными мозгами понять всю красоту и величие Божественного замысла.Это где то как муравьям рассуждать о действиях призидента страны.А в итоге,все эти "умные" споры приводят к крестовым походам,охотам на ведьм,междуусобной кровавой грызне и др.подобным мероприятиям, приносящим неисчеслимые беды,горе и море крови.Забываем о том что Добро и зло как огонь-чем больше Ты его поддержуешь,тем ярче,сильнее и всепоглащающе он становиться.И именно потому, как Ты прошел, Свой жизненный путь,какой огонь,не смотря на трудности,больше поддерживал,так и будет Господь тебя судить.На хорошем дереве не могут расти плохие плоды.Нельзя убивая чьих-то родных и близких нести Добро.Ты неизбежно скатишся во зло и в конце концов оно прийдет в твой дом.А делая Добро мы еще при жизни поживем среди хорошлав. их людей,которые нас будут окружать.С Уважением Станислав.
Георгий 6 января 2011, 18:00
"как можно убедиться в необходимости пресечения деятельности разбойников? Кого считать разбойниками и кого жертвой? Как дать оценку поведению государственного служащего? Как обличить тоталитарную секту? Какое назначить наказание? Как продемонстрировать образец праведной жизни для заблудших и сомневающихся? Как полюбить свою Родину и как служить ей?" - молчание...РПЦ никто не обвиняет, но она КОНКРЕТНО молчит...
Валерий29 ноября 2010, 07:00
Ваш комментарий Сергей, выражаясь мягко - неадекватен. Я никакой не мусульманин, как Вам там привиделось. Я воцерковлённый православный христианин( причём с самого детства). И если Сергей людей, с подобной мне позицией Вы отождествляете с Исламом, то получается, что добрая половина РПЦ - это мусульмане. Это я так, к слову... А вообще, я в очередной раз удивляюсь поведению "либерального крыла" нашей Церкви. Вы мало того, что сами не хотите применять физическую силу для защиты своих религиозных ценностей, так Вы ещё и тех православных людей, кто всё таки так хочет поступать - поливаете отбороной грязью. Дескать Вы все скинхеды, фашисты, экстремисты и ваххабиты. Диву даёшься, просто...
Константин28 ноября 2010, 23:00
>Это, собственно, один единственный вывод, который звучит примерно так: не жалея сил и средств, вооружайтесь правильным пониманием Писаний. Согласен с Валерием, употребив слово ЕДИНСТВЕННЫЙ и усилив его словом ОДИН, отец Андрей не оставляет читателю иных пониманий этого места Евангелия. Отличных от предлагаемого им. ОДИН ЕДИНСТВЕННЫЙ ВЫВОД - вооружайтесь правильным пониманием Писаний. Отрезаем вариант с обычным оружием, и получаем пропаганду непротивленчества. Уклон в протестанство выходит, мертвая вера без дел. Апостол Петр, кстати, в совершенстве владел мечем. Для осознания - попробуйте взять хотя бы большой нож и одним движением срезать им что-нибудь по своим параметрам похожее на ухо. Потом то же самое попробуйте ночью, при свете факела. Потом представьте, что это не что нибудь, а кто-нибудь имеющий реакцию и желание вас схватить. Прежде всего - конечно меч слова, но и обычный меч необходимость и умение им пользоваться обязательно для всякого мужчины, а порой и для женщины.
Александр26 ноября 2010, 22:00
Спасибо!
Вячеслав26 ноября 2010, 20:00
Валерий , защищать детей , семью , народ , страну , герб , флаг , мы безусловно обязаны любыми видами оружия , будь то АКМ или даже зубы . В этой статье речь идёт о борьбе с невидимым противником , который находится внутри человека ( он же и рождает в душе наклонности к тому беспределу , о котором Вы пишете ).
Сергей26 ноября 2010, 11:00
Без Слова Божия как можно убедиться в необходимости пресечения деятельности разбойников? Кого считать разбойниками и кого жертвой? Как дать оценку поведению государственного служащего? Как обличить тоталитарную секту? Какое назначить наказание? Как продемонстрировать образец праведной жизни для заблудших и сомневающихся? Как полюбить свою Родину и как служить ей? Слово Божие и опыт Церкви позволяют ответить на эти многие другие вопросы. Только после этого следует выбрать подходящее средство, включая военную и полицейскую силу. Но это не для Вас, Валерий. В Вашем понимании все четко и ясно: РПЦ виновата в коррупции, сектантстве, бандитизме, слабости и лени российского обывателя, а также унынии, отчаянии и похоти как целенаправленно культивируемых состояний у своей паствы. Вы же ни в коей мере ни в чем не виноваты и настолько чисты и праведны, что позволяете себе стать судией пастырей Православной Церкви. Пожалуйста, не тратьте время просматривая сей скромный ресурс, лучше займитесь изучением Ислама, совершайте намаз 5 раз в день, съездите в Мекку и примите участие в Джихаде наконец.
Валерий 25 ноября 2010, 20:00
Похоже это у Вас путаница, Татьяна. Автор статьи, совершенно прямо предлагает православным людям становится толерантными пацифистами, на основании своих субъективных интерпретаций текстов Библии. Вот и всё, собственно говоря. Посмотрите, вокруг. Бандитизм, наркоторговля и сатанизм как процветали, так и процветают махровым цветом. Что при Ельцине, что при Путине, что при Медведеве. Что изменилось, за это время? Да, ничего. Кто во всём этом виноват? Ответ очевиден. Толерантное мировоззрение большинства граждан России( особенно воцерковлённых православных). Как пример, посмотрите на мусульман. У них никакой толерантности и никакого пацифизма и в помине нету. Но и наркоторговли, вкупе с сатанизмом - тоже не наблюдается.
Татьяна25 ноября 2010, 17:00
Валерий. Речь здесь идет о слове.А что насчет холодного оружия, так никто не запрещал защищать Родину и детей. Вы все обобщили и у вас произошла огромная путаница.. Нужно еще раз ВНИМАТЕЛЬНО перечитать статью. Мой вам совет.
Сергей25 ноября 2010, 13:00
Валерий, если Вас интересует тема сопротивления злу силой, то Вы найдете много интересного в фундаментальном труде И.А.Ильина с соответсвующим названием "О сопротивлении злу силой". Кстати, значительное место в книге занимает разбор актуальной на сей момент темы "непротивленчества" Льва Толстого.
Валерий 23 ноября 2010, 10:00
В таком случае объясните пожалуйста, почему наша Церковь благословляет воинскую службу и освящает оружие? Почему среди множества святых, канонизированных РПЦ - есть много воинов и полководцев? А как тогда, понимать слова Христа о том, что не мир пришёл принести Он на землю, но меч? И вообще, как допустим можно остановить педофила, насилующего ребёнка - исключительно словом? Это вообще, возможно? По-моему, нет. Тоже самое относится к сатанистам, бандитам и наркоторговцам. С этими контингентами, можно разговаривавть исключительно с позиции силы. Другого языка, они не понимают.
Владимир22 ноября 2010, 23:00
1.Слово Божие - Меч огненный. Почему монаху, истинному монаху труднее спасаться, потому что с него снята верхняя одежда, а коли так, то оступиться, все равно самому под меч "голову преклонить", особенно в нетерпении, причем этот меч осязаем и слышим, там , где духовное зрение. Снять верхнюю одежду, да это свобода, но и каждый шаг, должен быть взвешенным, но если падаем, то и встаем, и чем глубже падение, тем и ярче свет, а в сумерках перед наступлением темноты, даже свет не виден. Но «кто не видел тьмы истинной, тот не видел и света истинного». Иногда, по неправильно поставленной запятой видим, кто что собирает, когда не обнаруживаются. Иногда понимаешь, но делаешь, то не мы делаем, а действует в нас грех. «А кто не сомневается , на том нет греха», и «если и согрешили не относящимся к нам грехом, то и нет на тебе греха».
Владимир22 ноября 2010, 23:00
2. И сказано Словом Божиим : « имейте соль между собою, если соль не будет солона, то кто поправит ее». Но в личной беседе с неготовым слышать Меч обоюдоострый - Слово Божие, с мудростью употребляемо, тогда и польза и защита, ибо к святому не прикоснешься, а значит и к тому , кто опирается на Истину Его слова. А в посланиях , мудрость проповедуем между совершенными, т.е, между готовыми услышать. А «Любви не имеем кимвал пустой медь звенящая». И какая нам награда, если мы любим, только за то, что нас любят. Спасибо Протоиерею Андрею, за статью , хороша ложка к обеду. Мудрость одним днем не постигается, даже , если и снимается верхняя одежда, но точно знаю, «кто любит мудрость, того любит Бог», а «кто любит Бога, тому даны знания от Него». Иногда ранее, так хотелось их кому то отдать, но сам себя отречься не сможешь. Когда скажем мудрости, ты - сестра моя, тогда и происходит окончательное самопознание, а с этим в миру жить, иногда нужно иметь еще большее терпение.
Анастасия22 ноября 2010, 18:00
Спаси Христос, батюшка! Очень поучительный, своевременный и полезный материал!
Василий22 ноября 2010, 15:00
В пятом абзаце допущена ошибка. Правильно писать "слово Его не затихнет в веках". Статьи протоиерея Андрея Ткачева (и книги по возможности) стараюсь читать все. Думаю, Господь наделил его даром толкования, даром простого, понятного слова раскрывать глубину Святого Писания. О.Андрею хочется пожелать совершенствования владения "духовным мечом", чтобы мы, вкушая мягкий хлеб, смогли впоследствии переварить и твердую пищу. Прошу молитв и за первого настоятеля храма прп. Агапита Печерского (где сейчас служит о.Андрей), прот. Александра Креницкого ( 09.01.2007). Незаурядный был священник. Встречался с ним только один раз, но запомнил на всю жизнь. О.Тихону и сотрудникам сайта низкий поклон за прекрасные подборки статей, воспитывающих именно дух и старающихся показать живого Христа. С уважением р.Б. Василий
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке