Христос без Креста.
Продолжение дискуссии

Американская игрушка
Американская игрушка
Как-то так случилось, без усилий с моей стороны, что многие мои статьи вызывают шквал эмоций и бурные обсуждения. Часто это касается тех работ, где прямо или косвенно затрагивается протестантизм. Меньше всего в жизни я люблю спорить. Но раз молчать нельзя, а споры возникают сами, то придётся продолжать тему. К тому же, я хорошо знаю, что самая бурная негативная реакция возникает у тех, кого «зацепило», кто чувствует правду сказанного, но не готов согласиться. Отсюда пафос сопротивления и ломка копий о чужой щит. Кто молча прочёл и молча забыл, тот, скорее всего, долго останется без перемен. А кто возмущён и молчать не может, тот, того и гляди, через годик напишет: «Вы были правы. Спасибо».

В качестве продолжения духовного пиршества я хочу предложить вам изысканное блюдо, которым насладился много лет назад и вкус которого забыть не могу. Это ёмкая фраза, состоящая из немногих слов, описывающая современный протестантизм. Автор слов — протоиерей Фома Хопко, клирик Американской Православной Церкви. Он пишет: «Что такое современный протестантизм? Это вера в то, что некий Бог (без гнева) спасает некоего человека (без греха) и вводит его в некий рай (без суда) при помощи некоего Христа (без Креста)». Прежде чем читать дальше, перечитайте эту фразу ещё разок-другой и помолчите.

А теперь можем продолжать. Можем постараться «разжевать» смысл этой ёмкой и для многих обидной фразы. Бога не хотят бояться. Его сразу хотят любить. Хотя второе без первого невозможно. «Сначала я боялся Бога. Теперь я люблю Его». Это слова Антония Великого. Это голос Православия. Протестантизм же (современный, подчеркнём) начинает строить дом с крыши. Самому Богу протестантизм отказывает в гневе, делая вид, что это не Он навёл на мир воды потопа и не Он сжёг Содом и Гоморру. Сказать, что был другой Бог, мстительный Бог Ветхого Завета, означает попасть в гностики, то есть в ересь. Сочетать любовь и наказание трудно. Иногда и Апокалипсис с описанием казней трудно читать. Поэтому будем говорить только о любви, попросту, нальём молоко в миску из-под дёгтя. Будем делать вид, что живём любовью, хотя сердце для любви не очищено. Тут смиренный голос Православия устами святых отцов скажет нам, что жить нужно между страхом и надеждой, что уныние врачуется мыслями о любви Бога, а грех умирает от страха Божия. Но всё это нужно кающемуся. Гордящемуся это неинтересно. Гордящемуся интереснее иной тезис. Бог без гнева спасает человека без греха.

Православный человек всегда скажет, что грешен. Протестант же может сказать, что он «был грешен». Грех считается побеждённым, коль скоро человек не пьет и не курит. Не ругается матом и не изменяет жене. Всё это вещи очень хорошие, но никак не являющиеся святостью. Святость — это иное. Богословие протестантизма, как ни странно, похоже в этой части на богословие ислама. Ислам считает человека хорошим, для ислама грех человека не испортил. И протестантизм, сдувая пыль с поверхности, считает, что человек уже хорош. Православие глубже, а значит, драматичнее. Истина в том, что человек именно испорчен, глубоко испорчен грехом, и, как говорил Гоголь, «не видно добра в добре». Тщеславие и самохвальство так тесно сплетены со всяким добрым делом, что истинные мудрецы те, кто оплакивает свои добродетели наравне с грехами.

Протестантизм юридичен. Была вина — простили. Был долг — он заплачен. Была пропасть — её засыпали. Остаётся только радоваться. И великое дело, в самом деле, о Воскресшем Господе порадоваться. Но неужели совесть не шепчет, что внутри души грех не побеждён, что голова змея мною не растоптана, что, по Павлу, я «имею начаток Духа», но всё ещё «бедный я человек»? Генеза протестантизма совпадает с генезой капитализма. А капитализм — это выход вовне, опьянение от внешних побед, захват пространства и утрата внутренней целостности. Чистая рубашка, белая улыбка, Библия в портфеле, нет вредных привычек, вот тебе и новый тип святости. И Бог — Любовь, и я без греха.

Верующий на Суд не приходит. Это вам всякий протестант скажет и приведёт главу и стих из Евангелия. Рай приобретает черты неизбежной реальности, некоего Богом проплаченного счёта в швейцарском банке. Без слёз, без взлётов и падений, без болезненного снимания старой кожи, без преображения. Только по факту уверования. А ведь вроде ту же Библию читаем, но как-то по-разному читаем. Мы читаем, что «Царство Божие силою берётся», что «многими скорбями надлежит в него войти», что многие пророчествовавшие и творившие чудеса в оный День услышат: «Отойдите от Меня». А они прочли, что «на суд не приходит» — и всё, можно успокоиться. Но ведь там же дальше написано, что таковой «перешёл от смерти в жизнь». Неужели можно, находясь в здравом уме и правой вере, сказать, что ты уже совершил переход. Что в тебе нет ничего мёртвого, то есть греховного и ветхого, но всё, что в тебе, — это жизнь, то есть Бог! Не говорит такого Православие. Оно тихо говорит нам, что в раю нет не распятых. Оно утешает скорбящих, устрашает беспечных, смиряет разгордившихся. Оно предлагает нам для ободрения и укрепления жизненные примеры великих святых и их святые мощи. Оно говорит нам: вот те, кто стал храмом Бога живого. Те, кто не жалел себя ради Господа. Оно говорит нам: «Отдай кровь и прими Дух». Но это духовная пища для имеющих уши. Но те, кто злоупотребляет словом «любовь» и убеждён в личном безгрешии, уверен также в неминуемом вхождении в рай без всяких судебных процедур.

Ну и последняя, четвёртая часть. Та, что о Христе без Креста. Павел писал коринфянам, что пришёл к ним как бы не зная ничего, «кроме Иисуса Христа, и притом распятого» (1 Кор. 2, 2) И апостольская вера такова, что крестом знаменуются, Кресту поклоняются и крест свой жизненный несут. Причём, до конца и не сбрасывая. А когда крест несут, то тут ни до гордости, ни до наслаждения собственной святостью. Чтобы совершить быстрый прыжок в воображаемое царство благодати, нужно изменить отношение к крестоношению или даже вовсе от Креста отказаться, как это сделали лжесвидетели из «Сторожевой башни». Иисус протестантских брошюр добр и весел, аккуратно подстрижен и расположен к дружеской беседе. Но мы, зная, что могут «проповедовать другого Иисуса, которого апостолы не проповедовали» (см. 2 Кор. 11, 4), чтобы не ошибиться, будем, подобно Фоме, искать на Его теле «раны от гвоздей». Придёт ведь однажды обманщик, который захочет быть вместо Иисуса и захочет всемирной славы, только распинаться не будет.

Теперь ещё раз перечитаем слова отца Фомы Хопко полностью. Они сказаны о современном протестантизме. Классический протестантизм — это англиканство и лютеранство, и они другие. Они серьёзнее и глубже, поскольку их связь с Апостольской Церковью не порвана так решительно и навсегда. Лютеранство, к примеру, родило Баха, а англиканство Льюиса, а это многого стоит. Речь идёт о бесчисленных конфессиях, появившихся в результате того распада, который продолжается и будет продолжаться в протестантизме. Есть протестанты, молящиеся долго и тихо, склоняющиеся перед Крестом, читающие отцов, понимающие сложность борьбы с грехами. Есть протестанты, стремящиеся к тому типу благочестия, которое можно назвать неосознанным Православием. Это — наши люди и завтрашние братья наши. Их много. Я их люблю. Но есть другие. Шумные, гордые, не могущие проповедовать, стоя на одном месте, но скачущие по сцене туда и сюда. Половина их проповедей о десятине и о земном преуспеянии. Мир для них уже во зле не лежит. Мир расстилается перед ними, как арена наслаждений и поле реализации амбиций. Они хорошие шоумены и хитрые бизнесмены, лукавые пиарщики и прирождённые менеджеры по работе с персоналом. Их влияние в мире сравнимо с действием оружия массового поражения. Многие «наши» протестанты на эти слова скажут «аминь».

Я опять повторю то, что говорил уже неоднократно. «Наши» протестанты, «интуитивно православные» протестанты, это люди, с которыми можно и нужно общаться, можно вместе трудиться, можно говорить о Господе. Они ведь протестанты только потому, что никто не потрудился раскрыть перед ними двери в Церковь. Теперь они взрослые, и когда созревают, открывают её сами. В Православной Церкви, в которой их научили видеть золушку и замарашку, они постепенно узнают Принцессу, которую любит Небесный Принц. Эта статья не должна их ранить, поскольку она не о них. Ну а кого ранило, стоит призадуматься.

Протоиерей Андрей Ткачев

Отрок.ua

24 ноября 2010 г.

Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Комментарии
Александр 9 февраля 2013, 23:00
Есть Православная церковь(истинная)которая "Будит людей-выводит их на Свет,открывает глаза людям на них самих)И вот в этой Истинной Православной церкви есть очень Хорошие-Живые пастыри,которые своим служением не дают Всем нам "Застоятся,Уснуть"Подвигая наше сознание не думать,а Мыслить!!!Спаси Вас Господи о.Андрей.
Павел14 июня 2012, 16:00
Уважаемый отец Андрей! Фраза "Бог без гнева...",смысл которой Вас так поразил, впервые прозвучала в книге Ричарда Нибура (протестанта) "Царство Божье в Америке", которая была написана в 1937 году. Цель этой книги - раскрыть несостоятельность либерального богословия. Протоиерей же Фома Хопко родился в 1939 году. В рускоязычной литературе эта блестящая фраза была процитирована в предисловии к книге того же Р. Нибура "Христос и общество" (изд. "Посох", Новосибирск 1999 стр.3). Это высказывание стало знаменитым во всех протестантских кругах. Я очень рад, что протоиерею Хопко она тоже понравилась. С уважением. Павел Третьяков
Дмитрий 5 апреля 2012, 16:00
Я специально прочитал все отзывы, чтоб посмотреть зацепит кого или нет! Зацепило. =) Такой своеобразный "тест на ...", ладно промолчу. Вы представляете как нужно было изощренно запудрить мозги бедняге Вадиму Лозе, чтобы он знал писание наизусть, а смысла его не понимал. Воистину адская индустрия! Храни тебя Господь, Вадим! Пусть он направит тебя и вразумит! И меня тоже.
Аделя12 января 2012, 23:00
Спасибо за статью о.Андрею. Как за всё, что пишет и говорит. Всегда по делу и образно. И за комментарии спасибо. Интересно знать как люди думают.
Аделя12 января 2012, 20:00
Спасибо за статью о.Андрею. Как за всё, что пишет и говорит. Всегда по делу и образно. И за комментарии спасибо. Интересно знать как люди думают.
Екатерина23 августа 2011, 22:00
Один батюшка рассказал историю, описанную в Патерике. Старец-монах беспрестанно, многими часами, сидя на маленькой скамеечке, по четкам творил Иисусову молитву. Братия, сжалясь, обратилась к нему, чтобы он оставил на время молитвенный плач и отдохнул. Старец на это ответил: "Как мне не плакать о своих грехах, когда и Авраам на Страшном Суде о грехах своих горько восплачется?!" И если сам Авраам, нареченный ДРУГОМ БОЖИИМ раскается о соделанном, так что же мы, братия и сестры??? Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас грешных!
Анатолий 9 мая 2011, 09:00
Ты прав Андрей у нас так называемых новых протестантов одно учение :меня обманывать не надо я сам обманываться рад.Сохранит тебя Господь!! Аминь!!
Палферова Лидия 9 мая 2011, 02:00
Меня совершенно не ранило,просто больно за вас стало.Протестанты проповедуют Иисуса Христа,а вы стали судьёй,это не хорошо.Бог не давал нам такого поручения,мы читаем одну эту же Библию,это точно?Дух Святой сказал Фил1:8,Но что до того?Как бы не проповедовали Христа,притворно или искренно,я и этому радуюсь и буду радоваться.Так вот мы за вас радуемся,а вы злобствуетесь,не красиво,по человечески,а не по Божески!Не судите до времени,пока не прийдёт Господь!Если бы не протестанская церковь,то меня бы давно небыло,если у меня сердце ликует от благодарности Господу,что Он меня спас,освободил от алкоголя,курения,блуда,матершины,дал мне страх Божий,теперь я даже помыслить,чтобы изменить мужу не могу,а вернее не хочу,а вы говорите что это не так важно.Может быть для вас не важно,вы наверное не испытали,пьянство,когда у нас всме женщины в роду умирали от алкоголя,и Слава Господу,что он вас уберёг,вы не питались при советской власти из мусорки.не были в нищите и унижении,то вам действительно не понять,но осуждать всё равно не имете право,уважаемый.Бог изменил мою жизнь и меняет,протестанты проходят не лёгеий путь,смирения,отвержения,и через страх Божий,но только мы проходим этот путь с Его помошью,полностью уповая на Слово Божие,поэтому не соглашаюсь с вашими выводами,они ложные.Да благословит нас Господь и помилует нас и даст нам мир и терпимость друг другу.Люди как я раньше погибают,так будем проповедовать им благую весть,а каждый ответит пред Богом за себя сам.Мир вам!
Наталия29 марта 2011, 14:00
Люблю Вас,отец Андрей, и молюся о Вас ко Господу. Cлушаю Вас на 91, 4 целый год, а молиться догадалась только с прошлой пятницы - буквально увидела, как Вам нелегко. Да дарует Вам Боженька здоровье телесное и долгоденствие - у меня внук подрастает, надеюсь на Вас ... и на милость Божию - да будет сердце его способно СЛЫШАТЬ Вас
Галина10 марта 2011, 21:00
Очень грамотно, ярко, эмоционально, доступно, а, главное, с любовью к ближнему-заблудшему написано! Эта статья еще больше укрепила меня в моей православной вере. Спасибо.
Елена26 января 2011, 22:00
Стоять надо в истине и прежде на себя смотреть,самим исправляться, тогда Бог даст и овцы заблудшие(протестанты) найдут дорогу домой. Помоги им,Господь!
Анатолий19 января 2011, 18:00
Да, братия и сестры, современный "протестантизм" во многом таков, как его здесь описывают. Но не всяк тот христианин, кто себя так называет. Будь то православный, католик или протестант. Вы сами это хорошо знаете ибо много крестившихся, которые думают, что надев крест - получили вход в рай, но мало искренне кающихся и молящихся... "тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их" (Мф 7:14) Спасибо автору за место о Страхе Господнем, не часто вообще эта тема затрагивается, многие, очень многие (любой деноминации) говорят, что Бог есть любовь (да и аминь), а о гневе Господнем и слышать не хотят... Благослови вас Господь.
Валерий А.30 декабря 2010, 19:00
Мой друг Михаил, который находится гораздо ближе меня к Богу, так охарактеризовал протестантов: "У них Бог в голове и над головой, а сердце Его нет".
Александр14 декабря 2010, 14:00
2 vadim-loza: наивность ваша, вернее - ошибка, в том, что вы приводите только отдельные места из священного писания , не принимая во внимание остального, что там сказано. А священное писание нужно принимать во всей полноте. И ,конечно же, нельзя отвергать опыт тех людей, которые своей жизнью исполнили заповеди Божии, т.е. святых отцов. Ибо от такого отвержения за версту несет гордостью. Об этом, кстати, о.Андрей и пишет в этой, и не только в этой, статье. С уважением, Александр.
Василий14 декабря 2010, 14:00
странное совпадение , у вас вадим написано вас вас и благословит и простит , у татьяны нас грешных, походу вы вадим не грешены , и милости себе не просите?
vadim-loza30 ноября 2010, 01:00
То есть не надо поступать по заповедям Божьим??? Так вас надо понимать, Татьяна??? Или что я не по Слову Божьему сказал??? В чем моя наивность??? Да, я как дитя верю всему, что говорит Христос, наш Господь! Люблю вас, Татьяна, сестра во Христе!!!
Татьяна27 ноября 2010, 14:00
Вадим,не прикидывайтесь, наивным! Статья о.Андрея о том, что наши братья - христиане протестанты радостно идут путем гибели души. По-вашему не пытаться остановить самоубийцу это любовь? Из ложной боязни обидеть или просто равнодушия? или из гордыни - мол я-то поступаю правильно, а твое спасение, брат, это твое дело. В этом Ваша любовь?Тогда она не имеет ничего общего со Христом. и с приведенными Вами цитатами. Спаси, Господи, нас грешных! Благодарю автора за полезную статью. западное христианство, к сожалению, сейчас входит в моду. Надо разъяснять заблуждения околохристианских сект,т.к.православные не всегда могут достойно и аргументированно противостоять "новым захватчикам".
vadim-loza27 ноября 2010, 01:00
Великий Гоголь, великие праотцьі, великий Фома Хопко - вот все православие и его основа, но никак не Святьіе Писания... Как же мьі врагов-то любим, если братьев и сестер во Хрсте недолюбливаем??? "А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных." (Евангелие от Матфея 5:44,45). "Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою." (Евангелие от Иоанна 13:34,35). Вроде ж почти на всех иконах написано єто!!! Да благословит вас Господь и сохранит тебя! Да призрит на вас Господь светлым лицем Своим и помилует вас! Да обратит Господь лице Свое на вас и даст вам мир!
Александр26 ноября 2010, 22:00
Хорошо сказано.Спаси Вас Господи!
Игорь26 ноября 2010, 18:00
Благодарю Вас отец Андрей за взвешенность в расуждении за любовь к нам ищущим всем сердцем и разумением своим Бога. С уважением к Вам баптист- одной ногой стоящий в Православии. Помолитесь о мне грешном.
Протоиерей Сергий25 ноября 2010, 22:00
Не в многословии скажу: Начало мудрости страх Господень!!! Пс 110:10
Марина25 ноября 2010, 16:00
Большое спасибо, о.Андрей! В протестантской общине была 13 лет, все правильно написали про них.
Dmitry D.25 ноября 2010, 09:00
Надо сказать, что классический протестантизм, который включает в себя кроме лютеранства, англиканства также и реформатов (кальвинистов), критикует подобные течения даже более жестко, и различается классический протестантизм и современный , зачастую как небо и земля.
Николай25 ноября 2010, 09:00
Благодарю Вас,о.Андрей!Всю свою жизнь мы должны провести в покаянии.А если по протестански-тут уже и до гордости рукой подать.Помилуй нас,Боже,помилуй...
Марина24 ноября 2010, 21:00
Большое спасибо,о.Андрей! Я в Америке живу,видела воочию "религиозные шоу".Атмосфера мерской лжи,привлечение большего количества людей для получения с них денег...От проповедников, впечатление волков,в овечьей шкуре,плюс ещё (не улыбка!) постоянный оскал,...всё это перемежается дурацкими шуточками и хохотом в зале (и это,во время "проповеди"!). Мой муж-итальянец,но мы ходим только в Православную церковь.
Николай24 ноября 2010, 18:00
Николай (протестант): Спасибо! Метко и лаконично (последнее особенно ценно). Чем грешны, тем грешны... безо всяких оговорок. В плане терминологии в некоторых деноминациях различают по смыслу слова "грешный" и "грешник", а в некоторых нет. Чаще так: "Грешный" - тот, кто согрешает - это про всех. Он может быть одновременно и праведником, т.к. "согрешают все". "Грешник" - тот, кто любит грех и не признает (на деле) ни креста, ни Бога (ни Истины). Это не догма, это пояснение для православных братьев, чтобы легче понимать, что имеется в виду некоторыми протестантами при традиционном для них использовании этих слов как понятий. Впрочем, среди протестантов очень много лентяев, как и в других конфессиях, которые не ищут Бога, но готовы "рвать тельняшку" на словах... "за Христа" или какую-то "правду" своей церкви. О праведниках во Христе: 1Пет.4:18 "И если праведник едва спасается, то нечестивый и грешный где явится?" - тут хорошо Ап. Петр указал, что даже праведнику "нет автоматической гарантии"... Еще раз спасибо автору и редакции за статью!
Андрей24 ноября 2010, 16:00
"В раю нет нераспятых" - очень сильно и предельно правдиво. В протестантской церкви был 15 лет, потом вернулся Домой, в Православие. Почему? Захотел не разговоры о Боге, а Самого Бога.
Марина24 ноября 2010, 16:00
Спасибо!
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке