Входила ли Богородица во Храм?

Исповедь сомневавшегося

Введение во храм Пресвятой Богородицы Введение во храм Пресвятой Богородицы
Как-то раз мой друг рассказал мне о статье на одном богословском сайте, посвящённой празднику Введения пресвятой Богородицы во храм. Суть этой статьи в том, что никакого введения во храм, собственно, и не было – ведь так считают «многие исследователи», а «многие исследователи», как известно, никогда не ошибаются.

И мне вспомнилось, что когда-то, лет десять назад, я тоже не верил в историчность Введения Богородицы в храм, и казался себе по этому поводу весьма умным и продвинутым. Я верил, что это моё собственное мнение, хотя в действительности я его вычитал у кого-то из «многих исследователей» или даже просто кого-то, кто им поклоняется. Аргумент, который мне казался неотразимым, состоял в том, что само это событие не вписывается в то, что известно об отношении к Храму у древних евреев, и даже идёт вопреки некоторым установлениям (вхождение во храм, доступное лишь для мужчин).

И вот, жил я себе поживал с таким мнением, а потом, – допустим, лет девять назад, – вдруг задумался: а разве на моих глазах не бывало исключений, например, в церковной жизни? И речь не про нарушения, а про те исключения, которые происходят явно по воле Самого Бога – разве не бывает такого? И было и есть. Исключения из правил случаются. А про то, что они случались и в ветхозаветные времена, Сам Христос засвидетельствовал древним умникам: «разве вы не читали, что сделал Давид, когда взалкал сам и бывшие с ним? как он вошел в дом Божий и ел хлебы предложения, которых не должно было есть ни ему, ни бывшим с ним, а только одним священникам?» (Мф. 12:3-4).

А вот не сказал бы Господь этих слов, и, того гляди, нашлись бы нынешние умники, которые состряпали бы статью о том, что эпизод с хлебами предложения, описанный в 24 главе книги первой Царств, по мнению «многих исследователей» не более чем вымысел, поскольку противоречит Закону и раннеиудейской традиции, которая ясно говорила, что вкушение этих хлебов было всегда прерогативой только священников.

Если исключения были и есть, то ведь таким исключением могло быть и введение Богородицы во храм, – вот какая мысль меня осенила. А раз так, то аргумент, о котором я был столь высокого мнения, ничего не стоит. Про «многих исследователей» можно с уверенностью сказать оду вещь: это всё люди из ХХ, в лучшем случае XIX века, и ни один из них не жил при Иерусалимском Храме в I веке до Р.Х., чтобы засвидетельствовать доподлинно о том, что тогда было, а чего не было. Всё, что есть в распоряжении «многих исследователей» – это небольшой массив разрозненных сведений из письменных источников и собственное воображение. Причём любой недостаток первого всегда восполняется с помощью преизбытка второго. Свято верить в то, что будто бы историкам документально известен каждый шаг и каждый жест, совершённый две тысячи лет назад в одном из помещений одного из городов Римской империи, может только совершенно несведующий в исторической науке человек.

Мне же, слава Богу, и десять лет назад было известно, что «многие исследователи» располагают относительно столь древних событий лишь разрозненными сведениями из крайне малочисленных источников, на основании которых пытаются строить с большей или меньшей степенью вероятности теоретические выводы о положении вещей в данную эпоху. Это может очень неплохо работать относительно обычного хода событий, но это бессильно перед исключениями, тем более такими, которым неповезло попасть в исторические источники, записанные очевидцами и сохранившиеся до наших дней.

Итак, если введение во храм девы Марии могло совершиться не как рядовое событие, а как исключение, то скепсису «многих исследователей» ХХ века, – сколь бы многими они не были, – цена, мягко говоря, невысока. Это не знание, а гадание. А перед гаданием «многих исследователей» ХХ века у исторического источника II века («Протоевангелие Иакова»), записывающего предание о Введении девы Марии во храм как реальный факт, права на доверие намного больше, как ни крути.

Так я подумал лет девять назад, и стал допускать историчность Введения Богородицы во храм, и по-прежнему казался себе весьма умным, хотя по-прежнему был таким же дураком и не понимал, что всё это – чепуха, не имеющая к сути вещей никакого отношения.

Постараюсь перейти, наконец, к сути. Но начну издалека.

Почему меня «зацепило» в своё время то, что я прочитал у кого-то про неисторичность события, которому посвящён этот праздник? Почему я так легко с этим согласился? Не приводимые в его подтверждение аргументы меня сразили. Причина в том, что я, как и тот, кого я читал, стояли на одной и той же исходной позиции, которая сводилась к следующим аксиомам:

1. «Те, кто жили раньше, глупее меня»

2. «Я могу и должен сам, опираясь на доводы своего рассудка, определить, что является истиной»

Именно поэтому я так легко согласился с тем, у кого прочитал или услышал идею о неисторичности праздника Введения. Мы шли с ним из одной точки и в одном направлении, поэтому естественно, что и пришли к одному и тому же – к скепсису, и оправданиям этого скепсиса. Его идея оказалась столь заразительна для мня именно в силу этого внутреннего сродства и единства умонастроения. Это и есть корень того, что называется модернизм, этот корень сызмальства насаждали в каждом из нас, и требуется немало усилий, чтобы вырвать его из себя.

Только стоя на двух указанных выше аксиомах можно, не замечая всей абсурдности такого сочетания, одновременно полагать себя верующим христианином и считать, что ты лучше знаешь, что было, а что нет с Девой Марией, чем христиане II века, чем святители Герман и Тарасий Константинопольские, святитель Григорий Палама и прочие, писавшие об этих событиях как о реальном факте, наконец, чем сама Церковь, установившая такой праздник.

Но гордыня, даже в столь гротескных формах, это ещё, так сказать, полбеды. Вторая половина – это маловерие или, попросту, отсутствие веры.

Если ты называешь себя православным христианином, значит, ты веришь, что есть вечный Бог, Который является свидетелем всех событий человеческой истории, Который открывает Свою истину святым людям, как в прежние времена, так и в последние; веришь, что Он создал Церковь, которая есть «столп и утверждение истины» (1Тим. 3:15), которую «врата ада не одолеют» (Мф. 16:18) и в которой обитает Дух Святой, про Которого сказано: «научит вас всему» (Ин. 14:26) и «наставит вас на всякую истину» (Ин. 16:13). А значит, ты признаёшь, что «Церковь не может погрешать или заблуждаться, и говорить ложь вместо истины; поскольку Святой Дух, всегда действующий через верно служащих отцов и учителей Церкви, хранит её от всякого заблуждения» (Послание Восточных Патриархов о православной вере, чл. 12). А значит, ты веришь и признаёшь в Церкви то, что ею установлено и проповедано как истина, в том числе и историчность основания праздника введения Пресвятой Богородицы во храм.

Если же ты считаешь вымыслом и ложью сказание о введении Пресвятой Богородицы во храм, то значит, ты считаешь, что Церковь говорит ложь вместо истины – ведь здесь всё однозначно, это не просто высказывание каких-либо отдельных людей, не чьё-то «частное мнение», а один из общецерковных двунадесятых праздников, с общецерковным текстом служб, с сонмом святоотеческих проповедей на это событие и т.д., – а значит, Дух Святой не хранит её от заблуждений и не наставляет на всякую истину, а значит, или Бог солгал, или Его попросту нет.

Или одно, или другое. Или веришь Богу, или не веришь.

Вера – это когда ты доверяешь Богу больше, чем себе. Это когда ты не своим умом «устанавливаешь истину», а узнаёшь её от Того, Кто ею обладает. А если ты из Его слова, – открытого либо через Писание, либо через Церковь, – принимаешь только то, что можешь понять своим умом и соглашаешься признать достойным доверия, – то в такой позиции нет места вере, ты веришь не Богу, а себе самому. Это не вера, это фальшивка.

А если уж верить, то по-настоящему.

Если Бог есть, то Он очевидец всего, если Он создал Церковь и открыл ей истину, то значит, надо свидетельству Очевидца верить даже если это немодно и непопулярно в глазах мира, даже если невообразимое число «многих исследователей» говорит напротив.

Не случайно попускает Господь существование и распространение модернистских идей про неисторичность Введения во храм и подобных им. Всё это ради нашей же пользы. Популярность этих идей помогает отличить верующего от маловера, и самому человеку помогают определиться, где он по отношению к Богу. Это как с теорией эволюции. Мир твердит, что люди от обезъян, а Бог в Библии говорит, что Он людей из земли сотворил. Вот и выбирай, и зри, к чему твоё сердце прилеплено – к Богу или к миру.

Но только когда ты начинаешь верить по-настоящему, когда открываешься Богу полностью, без всяких «да, но…», «всё, кроме…» и «да, если только не…» – только тогда и происходят чудеса, и начинается жизнь, по сравнению с которой предыдущая кажется просто сомнамбулическим существованием.

Диакон Георгий Максимов

Радонеж

8 декабря 2010 г.

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • В четверг — лучшие тематические подборки, истории читателей портала, новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Комментарии
тамара 4 декабря 2015, 18:00
Елене Заварихиной--- наоборот,надо писать о всех сомнениях и рассказывать.о. Георгий очень правильно написал,как и он сам сомневался в ИСТИНЕ.впрочем,как многие и теперь не верят в ИСТИНУ.ничего не надо скрывать. Божией помощи о.Георгию всегда и во всём.спаси и сохрани всех,Господи.
Фаина 3 декабря 2015, 16:00
Пресвятая Богородица! Мой отец представился в твой праздник - введения во храм Пресвятой Богородицы. Я молюсь тебе о его душе! Умоли сына твоего Иисуса Христа помиловать его душу, упокоить и даровать царствие небесное рабу Божьему Борису! Аминь!
Elena Zavarihina 3 декабря 2015, 15:00
Я не знала прежде о сомнениях по поводу Праздника. думаю, что не надо выносить на широкую дискуссию сомнения авторов, это дополнительно смущает неокрепшие головы в такое мятежное нынешнее время.
р.б.александр 3 декабря 2014, 21:00
Пресвятая Богородице спаси нас!!!
Елена 3 декабря 2014, 16:00
Не совсем понимаю "защиту" факта введения Богородицы в Иудейский храм. До сих пор в любой синагоге можно видеть маленьких девочек в местах, отведенных для мужчин. До 12 лет, пока девочка не стала женщиной, ей разрешен вход и выход куда угодно наравне с мальчиками. Вполне нормальная процедура. Я так понимаю, если в синагогах с этим проблем нет, так не было и в храмах. Богородица содержалась в храме как раз до подросткового возраста. Как стала расти (т.е. когда стала превращаться в женщину), так ее и обручили Иосифу. Или я что-то не так понимаю?
Александр 3 декабря 2014, 08:00
Пресвятая Богородице! Моли Бога о нас! Спаси Господи!
Мстислав 1 декабря 2014, 15:00
Пресвятая Богородице! Моли Бога о нас!
елена 4 декабря 2013, 17:00
Спасибо за доступное к пониманию смысла праздника и сути
Роман 4 декабря 2013, 13:00
Церковь как раз и отличается от сект еще и тем, что верит не только Священному Писанию, но и Преданию.
Римма 4 декабря 2013, 13:00
С Праздником Введения в Храм Пресвятой Богородицы! В свое время Пресвятая Владычица наша Приснодева Мария сама сказала: "Отныне будут ублажать Меня все роды" (Лк.1:46). Поэтому не наше дело выяснять, что было и чего не было! Наше дело - своими молитвами и делами ублажать и славить Пресвятую Богородицу. Достойно есть яко воистину блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем. Сегодня, завтра и всегда! Слава Богу за всё!
Віталій Дмитрук 4 декабря 2013, 09:00
Один из монахов сказал: есть три категории людей-которые не верят , которые верят и те которые живут по вере. Те которые живут по вере, думаю не задают себе вопросов об истинности церковных преданий. Спаси вас Бог.
леонид 4 декабря 2013, 05:00
а Захария был первосвященником?
Родион 4 декабря 2013, 00:00
Михаилу: Введение Пресвятой во Храм описано в Протоевангелии от Иакова. Оно не вошло в канон Нового Завета, но отражает верования ранней Церкви и датируется около 150 года. Сохранилось в более 130 рукописях (очень распространенно), самая ранная с фрагментами - 3 -начало 4 веков. Так что исторически вера в истинность Введения налицо уже со времен Мужей Апостольских.
Анна Старицкая 3 декабря 2013, 23:00
Давиду: "вразумительных обоснований введения трёх-летней девочки во Святая Святых совершенно не находим.." пишете вы. Но это была не обычная трёхлетняя девочка, а та, которой было предназначено стать матерью воплотившегося в плоть Бога! Она была " честнейшая херувим и славнейшая без сравнения серафим" уже и в трёхлетнем возрасте. Если по-вашему это не "обоснование", то ....
Роман 3 декабря 2013, 23:00
Еще отец Георгий не упомянул о таком типе модернистских рассуждений, как например, "Раньше в Церкви этого не было..."(Праздника введения во храм или таинства венчания или еще чего-то). Таким хочется ответить, но теперь-то есть. Церковь ведь живет. А если раньше чего-то не было, то раньше и епитимьи, например, были жесткие и правила апостольские соблюдались строго. Давайте тогда уже во всем жить как древние. Однако, Богу видно угодно, чтобы в каждом веке были свои "надутые щеки". Церковь живет и развивается, кроме того, что хранит догматы. Но тут важно помнить, что все-таки 7 Вселенский Собор окончательно утвердил правило веры и сказал, что впредь уже не нужно ничего утверждать вселенским соборам, что будущие еретики будут таковыми уже в силу прибавления или убавления ими чего-то из уже изложенного, окончательно и навсегда неизменно утвержденного.
Ольга 3 декабря 2013, 14:00
Вся тема этого обсуждения говорит о том, насколько мы хуже наших предков в духовном плане. Ведь любая неграмотная бабулечка в начале 20 века никогда не поставила бы себе такой вопрос. И еще. Теперь я понимаю выбор апостолов Христом. Неграмотные рыбаки не сомневались. А сейчас что мы наблюдаем? Если уж некоторые "православные" позволяют себе не соглашаться с духовенством, то о чем можно говорить?
Ольга 3 декабря 2013, 14:00
Статья как бы и оправдывает неверных "многих исследователей", ведя с ними рациональную дискуссию. А Господь сказал апостолу Фоме: Ты видел и потому поверил, блаженны не видевшие и уверовавшие. Если так все разложить, то и любой поверит. А Господь сказал: не вы меня избрали, а Я вас избрал. Для того и нужны подобные недоумения, что много званых, а мало избранных.
Михаил17 января 2013, 18:00
Однако несколько столетий, тоесть 400-500 лет ни одна из православных церквей не отмечала этого праздника. Что это забвение события? Нет ни одного святоотеческого документа до этого времени где данный чудесный факт упоминался.
Антоний28 декабря 2012, 15:00
Вообще сомнения свойственны природе человека (сам Апостол Фома сомневался). Но вера Слову Божьему ничем непоколебима.Истина от Бога. Слава тебе Боже наш слава Тебе.
Алекс13 декабря 2012, 12:00
Господи Иисусе, просвети нас заблудших. Аминь!
Александр13 декабря 2012, 12:00
Слава Господу. Я верю в Силу Бога и в Его Суверинитет, как написано: кто был Ему советником. Но меня смущает одно, в статье этого учёного дьякона нет ни одной ссылки на первоисточник Библию. Я хочу строить свою веру на истине, а не на бабьих баснях. Я согласен что деву Марию могли ввести в храм, и это исключительное событие не только в Израиле, но и для всего христианского мира. И все исключения в Библии описаны подробно, а этого НЕТ. И так может любой человек или сам дьявол сказать что это было когда-то, и если нет доказательств, то ты просто веруй, а Бог говорит что-бы мы рабы Его имели веру Божью, основанную на свидетельстве Его Слова.
Р. Б. Сергий 9 декабря 2012, 20:00
Спаси Вас Господи! Мне особенно понравились слова автора о том, что если ты православный, ты веришь в истинность церкви. И всякие розмышления против Ее мудрости - не логика, а гордыня. источники этой статьи самые надежные - Священное Писание, и отец-диакон делает ссылки. Апостол Фома, в не сомнения святой, ибо он уверовал, проверив. Этого Господь не осуждает. Но вспомним также, что сказал ему Христос: "Блаженные не видящие, но верящие"! Спси Господи Вас, отче, за статью!
Ольга 5 декабря 2012, 20:00
Много,очень много сомнений,и это правильно,наверное, что мы люди удивляемся.Ангелы удивляхуся,а нам то как все это вместить?НО,ВСЕ возможно ГОСПОДУ.И вхождение ДЕВЫ во СВЯТАЯ СВЯТЫХ и непорочное зачатие.Да много тайн,много непонятного.Но вместе с тем все открыто,все понятно.Почему?Да потому,что вся жизнь Иисуса,неверующим,покажется сплошной тайной,начиная от Введения в Храм Пресвятой Богородицы.А у верующих один ответ"ВСЕ ВОЗМОЖНО ГОСПОДУ",но том и стоим.
Елена М 5 декабря 2012, 15:00
20:57Павел: "Всем доброго здравия и радости о Христе Спасителе! ...А не демонстрировать как отца-диакона из одного края в другой колеблет!"Честно признаться, меня тоже эта статья несколько напрягла: с одной стороны, сам автор, на собственном примере доказывает то, что настоящая вера пришла к нему только после того, как он смог сам себе объяснить абсурдность своего подхода к вопросу о Богородице, с другой стороны, он призывает всех слепо верить, не требуя никаких доказательств, говоря что если "принимаешь только то, что можешь понять своим умом и соглашаешься признать достойным доверия, – то в такой позиции нет места вере, ты веришь не Богу, а себе самому. Это не вера, это фальшивка." Впрочем, если есть комментаторы, которым эта статья помогла что-то понять - то, видимо, она и была написана для таких, как они.Хорошие комментарии у Ирины, Агафокии, и/м Евтихия, Светланы (15-13),Ларисы (хотя для нее вопрос и остается, а для меня данный вопрос не суть важный)Важно другое:по-настоящему верующих людей среди нас практически нет, но это не значит, что они фальшивки.Фальшивки те, кто выдает себя за верущего, а тот, кто в поиске - тот и придет к истине.Главное - не ошибиться в выборе предложенного варианта.
Раба Божия Валентина 5 декабря 2012, 14:00
Я пожилая женщина и малограмотная, но непойму вы сомневаетесь,что маленькая дева Мария вошла во Святая Святых? Да ее Архангел Гавриил за ручку завел. И не для нее, а для служителей, чтобы показать им, что девочка сия, не просто девочка, а особенная и отношение к ней должно быть соответственное. Вы помните когда Дева Мария читала священное писание и явился Архангел Гавриил, что он ей сказал:"Радуйся Обрадованная Господь с Тобой... и далие" Получается она тогда еще не знала, что она родит Спасителя. А в три года она дитя не разумное конечно только по воле Божией и при помощи Архангела или Ангела Она зашла во Святая Святых. Простите если что не так.
Людмила 5 декабря 2012, 00:00
Слава Тебе,Господи,что открыл истину простым и скрыл ее от премудрых.
Надежда 4 декабря 2012, 22:00
Слава Богу за все!Господи,прости нас грешных. Спасибо,Вам Диакон Георгий.С праздником всех.С Богом.
Галина 4 декабря 2012, 21:00
Спаси, Господи. С праздником!
виктор 4 декабря 2012, 19:00
спаси Господи просто и понятно
Лариса 4 декабря 2012, 18:00
Все так не однозначно в этом мире! Разум-так же подарок Творца! Мудрствования и гордыня стособны затуманить истину, но логика ни когда (на мой взгляд) не противоречила гениально-логично созданной Вселенной. В любых сомнениях предпочитаю обратиться с посылом понять(правилно) к Всевышнему! Ответ даден будет обязательно, может не мгновенно, опосредованно... Праздник безусловно светлый и важный. Что бы быть честной скажу-вопрос все же остается. Как это все умещается в одно личности(я о себе) не приложу ума... Дай ответ, Господи!
Светлана 4 декабря 2012, 17:00
Очень здорово написано!!! Особенно про исследователей, у них такая иногда бурная фантазия, прямо диву даёшься откуда что берётся.
Сергей 4 декабря 2012, 13:00
Спаси Господи,о.Георгий!Прекрасная статья,прочёл с удовольствием...
Андрей 4 декабря 2012, 12:00
Действительно, после Чуда Воплощения Бога через Богородицу и Его Воскресения - всему остальному можно уже не удивляться... Если святые отцы Церкви верили в историчность этого события - нет никаких оснований сомневаться. У Бога все возможно...
Константин 4 декабря 2012, 11:00
Мое мнение простое: все сомнения от лукавого.. С Праздником Братья и Сестры!
Владимир 4 декабря 2012, 10:00
В Духе ныне.
nadezda 4 декабря 2012, 06:00
Р.Б.Надежда С праздником Введение Пресвятой Богородицы! Мне очень понятны слова о.Георгия о том, что Господь попускает существование сомневающих и неверующих в Бога, в события, которые,несомненно, происходили реально. Действительно, так легче отличить православного от "умника",который только себя хочет возвысить, а веры-то нет. Простите, никого не хочу обидеть! Сама только не так давно увидела себя в таких якобы "всё знайках". Спаси Господи!
Александр 4 декабря 2012, 05:00
Просветимся торжеством и друг друга обымем.
ОЛЬГА 4 декабря 2012, 04:00
С ПРАЗДНИКОМ!!!!!!!!!
Александр 4 декабря 2012, 00:00
Денису Времена меняются, раньше в людях было более веры во Всевышнего, сейчас же верят в научно-технический прогресс и деньги. Грустно это... Жизнь-то от Бога происходит, а не от Декарта с Эйнштейном и Ротшильдом... О Деве - вместилище Бога знали за пару тысяч лет до Ее рождения и ждали Ее. Буквально все о Ней было сказано Пророками, священники ждали Святую Деву, и вера их помогла им узнать Ее, и они выполнили перед Ней свой Богом заповеданный долг. И Она сама знала куда Ей идти и что Ей там делать. И Архангел Гавриил по велению Божию уже стал человеком, чтобы служить Ей. Правда Божия не нуждается в доказательствах. Читайте Писание.
Николай 3 декабря 2012, 23:00
каждый раз когда я пытаюсь сделать умозаключение, сам себе говорю: "не думай, что ты умнее Бога" На моём личном опыте скажу, исключения, как и чудеса Божьи бывают, но разум человека не соединенный достаточно с душой бывает нашим худшим врагом, ведь именно он заставляет нас сомневаться.
ролтоиерей Сергий 3 декабря 2012, 22:00
С праздником,дорогие мои,Введения во храм Пресвятыя Богородицы!
Евпл 3 декабря 2012, 18:00
К стати когда у Дарвина спросили про то откуда же все таки взялось первое звено его цепочки эволюции он ответил что первое звено приковано к трону создателя .Вот так Дарвин. Э
Наталья 1 декабря 2012, 19:00
Рождение Марии было ОЖИДАНИЕМ пророков, которое было не только в вере, но и в действии-в приготовлении самих ожидающих (пророков и священства, верующих израильтян)- к тому, чтобы оказать ей, достойный ее званию, прием. И это произошло в момент входа Марии во Храм. Все были только свидетелями этого Великого Входа, Встречи души необыкновенной чистоты и Бога-ее Создателя. То, что она была проведена во Святая Святых - это было главным ее предназначением! К Царю ведут к трону царскому, не куда-то. А что эта девочка делала во Святая Святых? Конечно же она молилась Богу! Она лепетала на своем детском языке высокие чистые молитвы - и эти молитвы мы, грешные, никогда не сможем представить по своей греховности. Священник, который был рядом, я уверена в этом - плакал и трепетал душою, когда услышал их и радовался, что стал свидетелем этого Чуда Общения чистой детской души с Богом. Праздник Введения - это праздник Молитвы. Когда мы стоим на службе в этот день - мы все тоже становимся такими же свидетелями Встречи святой девочки и Бога. И надо думать о своих душах - какими мы придем к Богу, какими словами заговорим при этом... Жезл Ааронов расцвел, потому что - как при Входе Господа в Иерусалим - если бы младенцам запретили приветствовать Христа, то камни бы возопили. Вокруг нас все живое - и материя и дух. "Процвела, яко в пустыне крин сельный, неплодящая языческая церковь пришествием Твоим, в ней же утвердися мое сердце"
Светлана 1 декабря 2012, 15:00
Уважаемый Диакон Георгий Максимов, во всем с вами согласна, но вы сами себе противоречите: Сами пришли к пониманию через рассуждение, а советуете верить абсолютно, без сомнений. Никто не спорит, что либо ты веришь Богу, либо нет. Но это вы пришли к тому, чтобы верить. А многие еще только ищут. И именно они нуждаются в разумном объяснении непонятных вопросов, а не те, кто уже утвердился. Я вот не задумываюсь над тем исторически истинно или нет Введение во храм Пресвятой Богородицы, потому что на моем поиске есть другие вопросы. И когда на них отвечают без доказательств - типа, или вы верите или нет, меня это никак не утверждает в вере. А сегодня практически все священники, извините, разговаривают с людьми так, будто эти люди уже имеют опыт. Нет, многие только на начальном пути. Поэтому вместо этого, разъясняйте людям то, что они не понимают и на что нет ответов, например, как понять природу греха? Как мог человек созданный по подобию Божиему согрешить? Ведь Бог не грешит? Извините, но логика ответа про волю на этот вопрос не понятна. У Бога тоже есть воля, ит.д.
Елена 7 февраля 2012, 14:00
Спасибо, за замечательную статью! «Те, кто жили раньше, глупее меня» «Я могу и должен сам, опираясь на доводы своего рассудка, определить, что является истиной» Это, действительно, ложные аксиомы. Я о многом задумалась, спасибо.
Денис26 декабря 2011, 03:00
Даниил, откуда такие сведения про жезл Аарона? Разве не был он утрачен вместе с ковчегом после разрушения первого храма при нашествии Навуходоносора?
Валерии16 декабря 2011, 20:00
Душа радуется прочитав. Спосибо :)
Ольга. 4 декабря 2011, 23:00
Просто СПАСИ-БО!
Даниил 4 декабря 2011, 21:00
По поводу того, как первосвященник Захария убедил других: второй раз расцвел жезл Аарона(который хранился во Святая Святых) и он его вынес и показал (первый раз это было при установлении ветхозаветного священства)
Софья 4 декабря 2011, 20:00
Спасибо за статью! Как раз сегодня с удивлением слушала проповедь священника по поводу праздника Введение во храм. Батюшка говорил о том, что этот праздник символический и реального события за ним скорее всего нет. Стало как-то нехорошо на душе. Может кто приведет хоть одного отца Церкви, сомневающегося в историчности этого праздника?
и/м Евтихий 4 декабря 2011, 20:00
Воплощение Сына Божьего- это чудо перед которым все остальные чудеса, в том числе и введение во Святая Святых маленькой девочки, выглядят уже не так впечатлительно. Если мы верим в это главное чудо, что Бог так Себя унизил ради спасения нас грешных, что принял на Себя человеческую плоть, то поверим и во все чудеса, описанные в Священном Писании и Священном Предании. Святая Церковь всегда смотрела на это событие, как на необычное и чудесное, совершённое первосвященником по внушению Самого Бога. Вопрос в том и состоит: а верим ли мы в чудеса?
Верующий 4 декабря 2011, 14:00
Спаси Господи за прекрасную статью!
Алексей 4 декабря 2011, 10:00
Вера, она есть или её нет! Это внутреннее состояние и образ жизни. Это на уровне сердца, а не на уровне мозга! И истинно верующий приемлет Святое Писание и Святое Придание не рассуждая о подлинности и историчности событий, сказанных в Них! Он их просто приемлет! Ведь сказано:- Верьте, как дети! Дитя, ища защиту у матери, не спрашивает у неё сертификат охранника. Оно просто обращается к ней! И если мы начинаем, своим умишком, подвергать сомнениям данное Богом - это говорит о нашем маловерии!
Дзвенислава 4 декабря 2011, 10:00
Дякую,Господи!Дякую Тобі за ЖИТТЯ!ВАМ-за коментарі...За цей сайт, де я черпаю глибини МУДРОСТІ СВЯТОЇ ПРАВОСЛАВНОЇ ВІРИ!НЕХАЙ БЛАГОСЛОВЛЯЄ НАС БОГ, А МАТІР БОЖА ПОКРИЄ УВЕСЬ ГРІШНИЙ ЛЮД СВОЇМ ОМОФОРОМ І ЗАХИЩАЄ ВІД ДУХА СВІТУ І СПОКУС, ЩОДЕННОЇ СУЄТИ І ХИТАНЬ РОЗУМУ.МОЖЕ НЕ ТАК ЩОСЬ НАПИСАЛА, ПРОБАЧТЕ...З БОГОМ І ВІРОЮ ЖИВІМО!
Иаков 4 декабря 2011, 01:00
Денис, обоснования такие: Святая Святых - это Сам Бог, Святая Святых в Храме - это место особого Божиего пребывания. Когда пришло время, в Пресвятую Деву Марию, будущую Богородицу воплотился Господь Наш Иисус Христос, Бог Наш, и Она стала Святая Святых - местом особого Божиего пребывания. А перед этим, когда Пресвятая Дева Мария была маленькой, Она была введена по Божиему Промыслу в Святая Святых Храма, для приуготовления Её к принятию Святого Святых Господа Бога Нашего Иисуса Христа.
Денис 3 декабря 2011, 20:00
Всё можно себе представить и объяснить: и что отдание на служение в Храм было исполнением обета родителей; и что Дева Мария воспитывалась при храме и жила там. Но введение во Святая Святых представить себе трудно по той причине, что кроме первосвященника с очистительно кровью другим там было делать нечего, а тем более трёх-летней девочке. Что Она могла там делать? молиться? Но для этого был придел для женщин. Что бы помолиться необязательно входить во Святая Святым. У первосвященника там было дело, заповеданное Богом - очищение народа Божия. Григорий Палама пишет, что первосвященник уговорил и других не препятствовать сему деянию (введению девочки), но какие он мог привести доводы в своё оправдание? Благодать была и на пророках, но они не смели входить туда, куда им было не положено... Вобщем сие событие требует большего обоснования, нежели приводит автор, мол бывают исключения... Исключения должны так же иметь обоснования. (Ученики Иисуса были голодны, когда их застали на месте "преступления", так же как и Давид, пример которого привёл Христос в оправдание действий Своих учеников.) Но вразумительных обоснований введения трёх-летней девочки во Святая Святых совершенно не находим...
Мария 3 декабря 2011, 11:00
Рассуждать и уразумевать прочитанное тогда хорошо, когда в тебе Он Сам.И тебе именно Он дает мысли , и все слова понимать .Вот главная истинна таинства -Он дает,Он .Сколько бы вы не вымышляли и не развивали их,а если не дано Им,Богом, не получите внимать даже Евангелие-Новый завет.Читайте и толкования святых одновременно,настойчиво и вот тогда Он по вашим стараниям даст вам, и знания не только в духовности,но и мудрость в жизни нашей. Спасибо всем интересующимся иной жизнью: светлой, чистой,мудрой и вечной.Такое бывает ликование души,когда тебе что-то понятно из прочитанного!Это здорово и не описать словами:они, просто не находятся.Язык земной бедный без духовного.Люблю вас -Божьих жемчужин!
Максим 3 декабря 2011, 00:00
Читайте Каноническое Писание! 2 правило 5-6 Вселенского собора Церкви - принят канон Святого Писания. Так называемого евангелия от Иакова там нет. Это одно из ложных поддельных гностических писаний, которых в то время появилось много. Дух этого писания - отличный от Духа Святого Писания. Конечно, читать это произведение, для сравнения можно дома, но не вслух в храме. Почитание Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии - это каноническое правило и наша святая обязанность по Писанию и Преданию. Но наша веры не слепая. То что стало традицией - еще не канон. Благослови Вас Господь найти Истину.
Антон 1 декабря 2011, 18:00
Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже!
Ольга Ляшенко 1 декабря 2011, 01:00
Что это было, засвидетельствовал Симеон Богоприимец. Ведь как он узнал, что младенец - это Христос Господень? А он, прежде всего, увидел Богородицу - ту самую девочку, которую, конечно же, давно помнил и знал. И он, и Анна пророчица, и все такие люди, близкие к Богу и Храму, давно и хорошо знали эту девочку. Когда они увидели ее с младенцем, то тут же поняли, что вот все и сошлось, вот и сбылось пророчество Исаии.
Сергей Белозёрский28 ноября 2011, 02:00
Очень хорошая статья. Я бы сказал, здесь затронута тема принципиальная, проблема, которая роднит сомневающегося (гордого, в плохом смысле) христианина с безбожниками. Существование Бога нелогично, рассуждают мыслящие атеисты, потому что... и т.д., все мы помним эту совдеповскую муть. Но вот здесь автор исходит, опять же, из тех же самых законов той же логики - приведённые "аксиомы" суть начальные посылки силлогизмов, что привели его к выводу о том, что в Церкви правда. Вот это-то самое интересное. Не грех ли - пытаться логически "оправдать" Писание (следовательно, Бога)? Хотя, с другой стороны, ту же проблему преодолевал и преодолел, уверовав, апостол Фома. Поэтому всех нас колеблет, и соответствующими мыслями делиться - отнюдь не грех, потому что кому-то это может помочь.
Ирина26 ноября 2011, 03:00
Простите, но такой взгляд странен, поскольку святоотеческие придания свидетельствуют о том, что было в обычае у евреев избранных девочек благородного рода от благочестивых родителей по желанию этих родителей посвящать Богу на служение в Храме. Обычно такие девы (не жены, а девы) находились при Храме до своего совершеннолетия и потом выдавались замуж. Так поступили и с Пречистой Девой Марией - по обыкновению, с той лишь разницей, что Она дала Богу обет безбрачия, поэтому Ей в мужья был выбран старец-вдовец для заботы о Ней и для хранения Ее девства. Описанные сомнения - от незнания писаний святых отец. Читайте, все очень просто и понятно в вере нашей истинной православной, святоотеческой. Самое лучшее - читать канонизированных святых отец, ежедневно хотя бы по страничке.
Вера22 ноября 2011, 04:00
Я - читатель, который нашелся на эту статью! :) Я - бывшая сектантка, и для меня многие вещи в отношении Богородицы долгое время преткновением были. Кстати, как раз завтра собиралась с батюшкой об этом говорить. А такая простая и естественная для многих мысль, что "Церковь об этом так учит - значит так оно и есть", действительно помогла мне многое на свои места расставить. Спасибо!
Galkasokol30 октября 2011, 13:00
Галина.Я отвечаю себе так."Человек от обезьяны" - "условно" и для Дарвина! Эта "мыслишка"19 века в потоке времени-Вечность.Тело наше Господь сотворил на Земле из песчинок земли - материи совершенствующейся, а Дух Святой дан нам в Дар,дабы быть Человеком Божием! Вечным - как сам Бог! Живем, соблазняемся,грешим - и только Церковью очищаемся.
Ol13 сентября 2011, 12:00
Как же Она могла не войти? Может Она не Бородица тогда? Нет, не так! Если Пресвятая Дева родила Спасителя душ наших, то уже только этим вошла во Святая Святых. Сама стала Храмом и Кивотом и Ручкой, Небесную Дверь отворяющей. Взошла по ступенькам смирения, самоотверженности и боголюбия. Проникла за завесу в Царстиво Божие еще при жизни, носящи в себе Носящих вся и пребывает там во плоти и сейчас, молящи сына Своего Христа Бога нашего, спасти души наша.
Марина Юрьевна 9 апреля 2011, 15:00
Павел: Всем доброго здравия и радости о Христе Спасителе! Не очень понятна цель размещения здесь этой статьи. Статья популистская ничего не доказывающая. Лучше разместить что с привлечением источников. А не демонстрировать как отца-диакона из одного края в другой колеблет! ----------------------------------------------------- Павел, а вы довертесь Богу, что нужна эта статья для кого-то, иначе не было бы её тут. Если эта статья Вам ничего не доказывает, то ведь это не значит, что для всех тоже самое. Найдется на эту статью( хорошую, что греха таить) свой читатель, который найдет в ней полезные для себя рассуждения.Если у Вас есть конкретный запрос на какую-то информацию, то честнее об этом открыто сказать, а не выражать свою потребность в форме строгого преследования знающего что на для всех хорошо, а что для всех плохо.
Никита24 февраля 2011, 15:00
необходимо верить в Бога, и все получится
Агафокия11 января 2011, 19:00
Вера есть осуществление надеемого и рассматривание дел невидимых.(Евр11,1). Но нельзя противопоставлять веру разуму, ученые тоже верою живут.Нельзя исключать разум из Богопознания, даже если человек ошибается, но жаждет его душа истины, он ее найдет. А если исключить разум, то будет не вера, а суеверие, обрядоверие, что есть смерть веры. "Будьте мудры как змии и просты как голуби".
Виктор31 декабря 2010, 00:00
К сожалению, приходилось слышать такое мнение (от одного авторитетного богослова): "ну как могла Дева войти и пребывать во Святая Святых, ведь даже первосвященник входил туда единожды в год. Это символизм". Хочется ответить: это рационализм вашего суждения. Песнопения праздника Введения буквально пронизаны содержанием сего святого предания. Если его не принимать, то как и молиться на службе? Как относиться и к другим богослужебным текстам, кои тоже отражают Священное Предание. Говорят, ум современного человека болен. Сомнением, скептицизмом, маловерием. Иногда приходится с этим согласиться.
Авив24 декабря 2010, 00:00
Спаси Господи за разумную статью! "[Вера] - Это когда ты не своим умом «устанавливаешь истину», а узнаёшь её от Того, Кто ею обладает." Наш ум, просвещенный Словом Божьим, дух наш, освященный благодатью Святаго Духа, не уничтожается перед всемогущественным Богом и Премудростью Его, а, как статья показывает, преобразуется в истинный разум и истинную мудрость. Ум узнаёт истину, признаёт, что «Церковь не может погрешать или заблуждаться". Просвещенный Богом, разумный человек вникает в Тайны Божия и восхищается ими! Поэтому, не "своим умом" должно судить Предание и Церковь. "Ибо кто познал ум Господень, чтобы [мог] судить его? А мы имеем ум Христов" (1 Кор. 2, 16).
Алла16 декабря 2010, 12:00
Спаси Господи Вас! Самое интересное, что буквально на днях мне пришла мысль о том, что на самом деле проблема не в том, что мы верим или не верим в Бога, а в том, что даже веря в то, что Бог есть мы не верим ему, мы не доверяем свою жизнь воле Божьей, а все из-за того, что наш разум преобладает над нашею душою, горе от ума. А ведь Бог это наш любящий отец, который никогда не сделает плохо и больно своему ребенку.
Сергий12 декабря 2010, 13:00
Евгений, видите ли, но как ни крути слово "только" не позволяет нам здесь говорить о различных родах чудес, но о всём роде чудес и ставящее их в зависимость от человека. Но если я это устанавливаю с помощью разума -здесь нет никакого чуда, но то что в основе этого мышления могут лежать нечто заимствованное от других, и полученное ими в результате именно Чуда - вот это интересно.В разуме это переплавлено и уже неразличимо, для нас это Дар от предыдущих Святых, мыслителей, философов,учёных , и Дар им от Бога для нас.
Виктор Кутковой 9 декабря 2010, 22:00
У о. Георгия есть одна замечательная особенность: он всегда в интересном ракурсе умеет подойти к теме. Вот и эта статья не исключение. Странно здесь требовать от автора источников. Это лишь означает: человек просто плохо понял то, что читал. Статья ведь как раз и посвящена этим самым источникам, с той только разницей, что они по случаю праздника Введение Богородицы во храм иногда оказываются лживыми. А если хочется почитать "с источниками", то нет ничего проще - надо просто сходить на сайт "Православная энциклопедия". Желаю дальнейших творческих удач о. Георгию!
Евгений 9 декабря 2010, 21:00
Спасибо за замечательную статью. Сергию. "Вера – это когда ты доверяешь Богу больше, чем себе. Это когда ты не своим умом «устанавливаешь истину», а узнаёшь её от Того, Кто ею обладает." Мне недалёкому кажется, что про такого рода чудеса и говорится в последнем абзаце. Простите.
Валентина 9 декабря 2010, 20:00
Спасибо за статью.Она-ключ к разрешению многих моих вопросов.валентина
Валентина 9 декабря 2010, 20:00
Спасибо за статью.Она-ключ к разрешению многих моих вопросов.валентина
Сергий 9 декабря 2010, 13:00
Всё таки статья кое-что доказывает, а именно что популизм в Православной Церкви не есть метод(особенно в интернете) В последнем абзаце автор не заметно видимо для себя ограничил Бога в Его действиях :(...только тогда и происходят чудеса), но как говаривал Борн Эйнштейну не надо указывать что Господу Богу делать! Сколько же явил Господь чудес "не ищущим Его" и неверам, и маловерам , и гонителям! И чудес не субьективных, не зависящих от нашего восприятия, а даже так сказать "материальных" ! А тот самый спор Борна с Эйнштейном озвучивается просто : какова реальность: ОТО или квантовая механика ? Эксперименты показывают что и то и это соответсвует действительности, но если обе стороны стоят на обоснованном , то для другой данные с другой стороны-не чудо ли? Но это чудо порождение не организованного для данной области разума!
Сергий 9 декабря 2010, 13:00
А Чудо Божие не подстраивается ни под что в этом мире , не обуславливается никаким , даже Богом ранее данным законом, это прямое Божие Вмешательство(хотя в Божественном Разуме оно законам и не должно противоречить) и именно этим оно поразительно, и действует на людей науки и в том числе . И видится что для по "настоящему" верующих , то есть полностью открытых для Бога людей заканчиваются чудеса, но начинается Жизнь, по сравнению с которой предыдущая кажется просто сомнамбулическим существованием. P. S. Хотелось бы поумничать цитатой Эйнштейна : Единственное, что мешает мне учиться, — это полученное мной образование... Святой апостол Фома моли Господа Бога о нас грешных.
Павел 8 декабря 2010, 20:00
Всем доброго здравия и радости о Христе Спасителе! Не очень понятна цель размещения здесь этой статьи. Статья популистская ничего не доказывающая. Лучше разместить что с привлечением источников. А не демонстрировать как отца-диакона из одного края в другой колеблет!
Роман 8 декабря 2010, 16:00
Спаси, Вас, Господи!
Марина 8 декабря 2010, 15:00
Однажды в мою голову прокралась мысль- а если Бога нет? Тогда вспомнила святых отцов наших и возблагодарила ГОСПОДА! Святые отцы доказали истину своими нетленными мощами! Разве может благоухать ложь и неправда!
пешехонова галина 8 декабря 2010, 11:00
Чем больше познаёшь Бога,тем больше понимаешь,что ты песчинка,что ничего не бывает просто так,что Бог всё знает,всё предвидел,всё в жизни происходит по Его воле.
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке