Режиссер Елена Козенкова: «Русская женщина не может быть слабой»

В гостях у «Славянки» тележурналист, продюсер и режиссер Елена Козенкова. Закончив факультет журналистики мгу им. М.в. Ломоносова, она проработала десять лет на первом канале, в том числе, специальным корреспондентом программы «время», потом в программе «русский дом» телеканала «московия». Сегодня главное направление ее творческой деятельности – создание православных документальных фильмов.

Елена Козенкова
Елена Козенкова
– Елена, расскажите о Ваших корнях. В Вас течет казачья кровь…

– По маминой линии это украинцы и казаки, сосланные с юга России на Север. А предки по папиной линии – архангельские мужики. Хотя я родилась в Павлодаре, куда родителей направили после вуза работать, ощущаю себя родом с русского Севера. В детстве меня каждое лето привозили в деревню в Архангельской области, откуда родом мои родители. Моя мама там родилась в спецпоселении. Спецпоселения, возникшие в конце 20-х годов прошлого века, это страшная и еще нераскрытая страница нашей истории, связанная с геноцидом народа и уничтожением русского крестьянства. Людей увозили с родных мест на Север и буквально выбрасывали на снег в поле. Выживали самые сильные. Моя мама и ее родители оказалась в их числе. В двух предложениях об этом не расскажешь – это трагедия десятков тысяч российских людей. Сейчас моя мама пишет об этом книгу воспоминаний.

– Елена, за Вашими плечами – большой творческий путь. Как Вы пришли к Православию?

– Мой духовный путь связан с профессиональным. По профессии я телевизионный журналист. Со временем начала снимать большие сюжеты, которые тянули на полнометражные фильмы. Во время одной из таких съемок произошло чудо. Мы снимали сюжет в храме святителя Николая в Пыжах. И вот во время съемок прямо перед камерой замироточила чудотворная икона царя-мученика Николая II. Шел 1999 год, Великий пост. Чудо произвело на меня огромное впечатление. Я сделала короткий сюжет для программы «Русский Дом», но не остановила съемку. Тогда у меня получился мой первый фильм «Государь император Николай II: возвращение». Картину выпустили и стали распространять среди православных. Так Господь привел меня к Православию и православному кинематографу.

– В чем секрет Вашего профессионального успеха, в чем Вы черпаете вдохновение?

– Если честно, я не знаю, что такое «вдохновение». Я разделяю точку зрения классика, что человеческий талант на девяносто процентов состоит из работы, и лишь остальное приходится на способности, которые в нас вдохнул Создатель (слово вдохновение несет в себе именно этот смысл). Проживая свою жизнь на земле, мы должны свой дар развить, и происходит это саморазвитие человека через постоянный труд. Я убедилась в этом на собственном опыте. В жизни мне приходилось много работать. И я от всей души благодарна людям, которые встретились на моем пути и помогли мне расти профессионально. Работая в информационной программе «Время», мне удалось многому научиться у «старших товарищей», снять много интересных репортажей, которые дали идею или даже легли в основу моих фильмов.

– Женщина и идеология. Как Вы считаете, эти понятия совместимы?

– Если у женщины есть семья, то, прежде всего, она должна заниматься своей семьей. Это и есть ее идеология. Для нее домашний очаг – и ее передовая, и ее ниша, и ее ответственность перед Богом. Но я знаю очень многих женщин, которые, неся в своем сердце боль за Россию, за Русское Православие, за будущие поколения, принимают активное участие в общественной жизни. Они смело выходят на митинги к Белому Дому, протестуя против ювенальной юстиции. Выступают на родительских собраниях или устраивают пикеты против введения в школе предмета «Сексуальное воспитание».

Русская женщина не может оставаться в стороне, такова ее натура. Да и сама жизнь вынуждает ее быть сильной. Так было всегда. Ведь не про современных и не про советских женщин было сказано: «Коня на скаку остановит, в горящую избу войдет». Эти строки посвящены русским женщинам XIX века.

С другой стороны, не должно быть перегиба. До революции мужчина занимал определенное место в обществе, женщина вела хозяйство, воспитывала детей. В советское время этот уклад был изменен: женщинам сказали, что семья – не главное. Главное – работа! И два поколения женщин, утратив свою истинную сущность и предназначение, променяли семейную жизнь на карьеру и общественную деятельность. Борьба за равноправии с мужчинами во многом изувечила души русских женщин. Я считаю, что никакого равноправия между мужчиной и женщиной быть не может. Изначально Господь создал нас для разных целей. Мужчина – это кормилец и защитник своей семьи. А женщину Господь сотворил, как смиренную помощницу мужчине, которая должна воспитывать детей, создавать уютный дом, где бы глава семьи мог отдыхать душой и набираться сил.

Миссия женщины – помочь мужчине обрести свое место в жизни. Но и мужчина тоже должен правильно для себя расставить приоритеты. Для него на первом месте должен стоять Господь, потом семья, потом работа. Если он правильно выстроит эту иерархию, то, будет счастливым, а его семья будет благополучной.

– На Ваш взгляд, какие задачи стоят сегодня перед русской женщиной?

– Велика сегодня роль женщин в духовной жизни России. Мне приходилось много ездить по старинным русским обителям, и я открыла для себя удивительную вещь: большинство монастырей, которые до революции были мужскими – сейчас стали женскими. А что такое монастырская жизнь – это духовная ограда общества. Значит, монахини в наши дни берут на себя особый духовный подвиг. Во-первых, молитвенный, во-вторых – подвиг восстановления этих обителей. И помогали им восстанавливать разрушенные монастыри, где не осталось камня на камне, «белые платочки». А кто пронес веру через годы советского лихолетия – «белые платочки». Кто сейчас преимущественно стоит в храмах – все те же женщины, «белые платочки».

Сегодня роль женщины в России сравнима с тем периодом, когда во время Великой Отечественной войны почти все мужчины ушли сражаться на фронт. Тогда все тяготы жизни легли на женские плечи. И в тылу, и в поле, и в колхозе, и в семье, не покладая рук и не смея отчаиваться, работали наши женщины. И сейчас все обстоит так же. С той лишь разницей, что тогда на передовой сражались мужчины, а сейчас и на духовной передовой, и в духовном тылу приходится воевать женщинам. ХХ век выкосил лучших представителей мужского населения России. Сначала революция, потом Гражданская война, потом репрессии, потом Великая Отечественная война. В 1990-е годы «перестройка» многих мужчин лишила работы и подтолкнула к пьянству. Русская женщина несет на своих хрупких плечах огромную ношу. И ей, повторюсь, поневоле приходится быть сильной. Хотя я уверена, что многие женщины хотели бы спрятаться за надежную мужскую спину, как это и полагается для православной женщины. Но этот крепкий тыл еще надо обрести. Однако мне кажется, женщина должна быть, прежде всего, женой-мироносицей. И оставаться ею, какие бы испытания ни пришлось ей пройти в жизни.

– Елена, что такое, по-Вашему, «женский патриотизм»? Имеет ли он место в современной жизни?

– Патриотизм либо есть, либо его нет. Он одинаков как для женщины, так и для мужчины. Либо человек любит свою Родину и желает ей служить, либо он мечтает отсюда уехать навсегда. Патриотизм не имеет пола – вот и все.

– А как Вы относитесь к бракам русских женщин с иностранцами? С одной стороны, женщины навсегда покидают Родину, с другой – создают семью и обретают счастье…

– Очень переживаю за этих женщин. Во время командировок в Турцию, Сирию и Ливан я общалась со многими славянскими женщинами, которые вышли замуж за мусульман. Их судьбы сложились таким образом из-за кризиса семейной жизни в России и странах ближнего зарубежья. Обрести хорошую семью сегодня не так-то просто, нравственные устои нашего общества сильно пошатнулись. Даже если ты встречаешься с мужчиной, это еще не значит, что он предложит тебе создать семью. На Востоке еще сохранился традиционный уклад, там мужчины (хотя везде есть исключения) сразу предлагают женщине вступить в брак, родить детей. Именно поэтому мы сейчас и наблюдаем такое большое число браков с иностранцами.

И наше лучшее сокровище – женщины – уезжают за рубеж. Иногда их мужьями становятся не ортодоксальные мусульмане, а светские мужчины или даже местные христиане. Но все равно, это не наше православное – истинное – христианство. Для женщины это особое испытание – жить в семье, где нет единомыслия в вопросах веры. Выходя замуж за иностранцев, наши славянские женщины потом всю жизнь несут на себе этот тяжелый крест: чужая страна, чужая вера, чужие традиции.

– Как Вы считаете, каково духовное предназначение России?

– Это тот вопрос, на который отвечали многие наши праведники, наши патриархи. Духовное предназначение России – это хранить православную веру. Оставаться Третьим Римом, потому что четвертому не бывать. В нынешнем веке духовное предназначение России – не только тормозить процессы, связанные с наступлением последних времен, но и противостоять им. Потому что настало время, когда чаши добра и зла застыли в критической точке равновесия, и любая капля может сыграть судьбоносную роль, в том числе и в России. Любой верующий человек знает, что нам не дано знать сроков конца света. Но с накоплением зла в мире рано или поздно происходят разные катаклизмы: от стихийных бедствий – до войн. Поэтому нам нужно много молиться. И спасение нужно начинать с самого себя. Спасешься сам, спасешь свою семью, так спасется и Россия.

Недавно я была на съемках фильма в городе Владимире, где проходил большой крестный ход в честь Боголюбской иконы Божией Матери. Верующие несли святыню из Владимира в Боголюбский монастырь. Люди шли семь километров. Я же с монастырской колокольни наблюдала за событием через объектив своей видеокамеры: огромная людская река спускалась к монастырю с иконами и хоругвями. Там было не меньше пяти тысячи человек. В движении крестного хода была такая мощь и сила, которая ощущалась духовно и физически! И я поняла, что Православная Россия, Святая Русь жива! В тот миг мне подумалось, что если ради одного праведника Господь помиловал город, то ради стольких людей, которые молились во время этого крестного хода – Господь может помиловать древний город Владимир, а, может, вместе с ним и всю Россию.

– Вы – журналист, знаете кухню современных СМИ изнутри. Как Вы считаете, информационная война против России – это выдумка или реальность?

– Сейчас, безусловно, в мире идет духовная схватка. А в нашей стране об информационной безопасности думают в последнюю очередь. Сегодня она утеряна так же, как и продовольственная независимость. И, более того, информационное поле России работает далеко не в пользу своей страны. Доказательством может служить множество репортажей – о трагической гибели лодки «Курск», о трагедии в Беслане, о грузино-абхазском конфликте. Ни в одной стране мира не разрешили бы транслировать по телевидению несколько суток подряд кадры, как расстреливают детей, граждан этих стран. Отечественные СМИ выступили в данной ситуации не как патриоты, а как провокаторы. Создалось впечатление, что они получили задание из какого-то центра, который поставил целью посеять в обществе депрессию и панику. Так и произошло во время трагедии. Можно ли назвать это информационной войной против России? Вполне.

Кроме того, у американцев существует мощная цензура. Когда взорвали башни-близнецы в Нью-Йорке, то по телевизору не было показано ни одного трупа. То же самое с войной в Ираке. На американском телевидении тщательно следят, как и что показывать, как формировать общественное мнение. Телевидение – это сильное средство пропаганды, и его там грамотно используют.

А наша беда в том, что у нас нет национальной идеи. Идеологическая сфера не может существовать без нее. До революции такой идей был призыв «За Веру, Царя и Отечество!», в советское время – лозунг «Вперед к светлому будущему!» А сейчас в России идеологический провал и вакуум. И поэтому идеей для СМИ стало зарабатывание денег. Никто не думает об общественном сознании, о составляющих вещательного процесса. Все отдано на откуп группе людей, которые зарабатывают деньги, трансформируя свои низкие жизненные установки вразрез с национальной идеей для всей России.

– Что такое вообще сегодня – телевидение, какие функции оно выполняет?

– На самом деле, информационные потоки, связанные с идеологией и образованием, в нашей стране никто не контролирует, либо контролирует так, что продукция выдается только со знаком «минус». Все мы знаем, что одной из функций телевидения является объединение нации. Но телевидение сейчас скорее разъединяет, чем объединяет. Другая функция – образовывать людей. Вы посмотрите, какие сейчас передачи ставят в эфир? Сплошь – какие-то сомнительные шоу на «жареные» темы. Еще одна из функций телевидения – не наносить урон психическому здоровью общества. У нас что ни фильм – горы трупов. В демократическом, правовом обществе должно быть все строго нормировано. Если телевидение независимо, то оно остается таковым при соблюдении ряда условий. Если оно нарушает эти условия, то лишается права вещания. Эти условия просты: объединять нацию, образовывать ее, и ни в коем случае не способствовать деградации.

Мне кажется, что православные люди острее других граждан чувствуют эту телевизионную агрессию и нередко не имеют телевизора, и не смотрят его, чтобы оградить себя и своих детей от воздействия столь негативной информации.

Святой Лаврентий Черниговский говорил, что придет время, когда вокруг будет много голой плоти… Действительно, мы живем в это время. Взгляните на рекламу, фильмы и музыкальные клипы. В обществе имеется страшная тенденция – современных детей лишают, в том числе и через телевидение, целомудренного представления о жизни. Его, просто-напросто, насильственно отбирают. Детей толкают на дорогу, где везде встречается ложь и подмена. Где спонтанные интимные отношения называют любовью. Где настоящее образование заменено подделкой. Где правильное представление о семье и о человеческой жизни затмилось ярким рекламным образом успешного человека из общества потребления. Где найти престижную статусную работу и легко заработать много денег – главное. То, что раньше было нравственным правилом, увы, сегодня становится исключением. Если в прежние времена можно было получить взаимность со стороны женщины, только сделав ей предложение руки и сердца, то сейчас все гораздо проще. И, оказывается, совсем не главное в жизни – завести крепкую семью, всецело отвечать за нее. Настало время подмены. И дети впитывают эту подмену во многом благодаря телевидению.

– В мире телевидения существуют свои приемы подачи информации. Пользуетесь ли Вы «профессиональными уловками» в своих фильмах?

– Благодаря моей работе я часто езжу по монастырям, беседую с высоко духовными людьми. Они говорят мне, что сегодня православный фильм, если он по-настоящему православный – это, прежде всего, проповедь. Поэтому для меня очень важно снимать кино, чтобы православным оно было не только по канонам, но и по духу. И при этом важно, чтобы мои работы находили отклик в сердцах современного зрителя. С людьми нужно говорить на их языке. И я стараюсь зрителям рассказывать о жизни в монастырях на том языке, к которому они привыкли. Иногда я думаю, что, может быть, мне для этого и пришлось пройти через школу телевидения. Когда твои фильмы сделаны в современном ключе, их интересно и легко смотреть. Как профессионал я знаю приемы по привлечению внимания зрителя и стараюсь использовать их во благо.

Мне думается, что и к добру мы должны привлекать людей своим талантом и любовью.

– Что такое для Вас «счастье»?

– Уверена, что силы для творчества, прежде всего, черпаются в истинной любви. Любовь к людям, к своему Отечеству, к могилам предков, на которые ты приходишь и плачешь. Если ты часть этого духовного мира, если в тебе живет настоящая любовь, то ты сделаешь все, чтобы стать полезной людям. Свои профессиональные успехи я даже не отношу на свой счет. Господь привел меня на путь православной кинорежиссуры, подарил мне возможность снимать фильмы – и этим я счастлива. Большая радость в жизни приносить пользу и, вместе с этим, быть востребованной. Тогда-то хочется работать еще и еще: все лучше и больше.

Беседовала Елена Натыкина

Славянка

21 декабря 2010 г.

Фильмография Елены Козенковой

  • «Государь император Николай II: возвращение» 1999
  • «За Веру, Царя и Отечество» 2002
  • Альманах «Православный видеокалендарь» 2002
  • «Сын в армии» 2002
  • «Верую… Из жизни знаменитых современников» 2003
  • «Чудотворный образ России» фильм первый 2003
  • «Чудотворный образ России» фильм второй 2004
  • «Выбор веры» 2004
  • «Дорогою любви» 2006 (спецприз фестиваля «Лучезарный ангел»2008)
  • «Остров спасения» 2007 (спецприз фестиваля «Лучезарный ангел» 2008)
  • «Русский крест» 2007
  • «Русское экономическое чудо: страницы истории» 2007
  • «Земля Труворова» 2008
  • «Храм в Антарктиде» 2009
  • «Севастополь. Непобежденный город» 2009
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Кэт26 ноября 2014, 00:09
Знаю ее.ЕЕ путь ведет сам Господь.И поведет любого,кто поверит и смирится.Нельзя судить.Кто-то выбирает путь монашества.Посвящая себя служению людям,в т.ч.через журналистику.А КТО-ТО В войну терял своих мужей-БЕЗ ВЫБОРА!Дети умирали от болезней,голода.Оставшиеся ОДНи- шли работать на завод,чтоб прокормить себя,да и заняться хоть чем-то.Настоящая женщина свои таланты передает детям-И ЦЕНИТ СВОЮ СЕМЬЮ!Держит ими мужа при себе-попробуй в наш век!Если женщина любима -ее никуда не тянет:ни в карьеру,ни в модный салон.Хотя,дело выбора...
Раба Божия Ольга Нижний Тагил18 октября 2013, 17:48
Низкий поклон талантливому режиссёру.Посмотрела два фильма "Дорогою любви" и "Верую".Не смогла приехать в Екатеринбург, когда Елена Юрьевна была на православной выставке со своими новыми фильмами.Хочу пожелать творческих успехов.
Алла27 февраля 2013, 16:10
Просто Елена сама без семьи и ей представляется, что настоящая семейная жзнь для женщины-это самое важное и на первом месте. А так как ее личная жизнь не сложилось она может активно заниматься социальной и профессиональной деятельностью. Я согласна с Ольгой, что женщины всегда работали и очень тяжело. Идеально было бы растить детей, заниматься своим здоровьем, внешностью и творчеством имея обеспеченного мужа. Но ведь сейчас и мужчинам тяжело зарабатывать, проблем много. Двоим всегда легче тащить эту лямку. Мужчины тоже бояться остаться без работы, заболеть.... больше нас, женщин Нельзя всех грести под одну гребенку и идеализировать "прошлое" и критиковать настоящее. Жизнь гораздо сложнее и многообразнее чем мы ее себе рисуем и представляем
Димитрий10 января 2013, 21:11
Низкий поклон русским православным женщинам.Вы наша радость и источник наших сил.Признаюсь Вам в любви. Спасибо Вам за всё.
P.S. Православный мужчина.
Димитрий10 января 2013, 21:07
Господи, прости нас грешных. Смири нас и дай нам разум, убереги от пагубной гордыни.
Ирина15 февраля 2012, 13:18
Большое спасибо за статью,побольше печатайте о православии,может молодые люди благодаря этим статьям пойдут в церковь,и отвлекуться от насилия,наркотиков.У нас так мало пичатаются хорошие издания,мало хороших фильмов.
Александра 5 января 2012, 15:52
У мужчин и женщин очень много и прав, и обязанностей, главное - не перепутать их, потому что тогда происходит деградация, саморазрушение мужчин, женщин, семей, государств, народов и наций, ЧЕЛОВЕСТВА в целом. Нужно всегда помнить: - МУЖЧИНА (МУЖ)добытчик, сила, ум, защита, забота о женщине (семье,стране, государстве, нации, народе, человечестве),
-ЖЕНЩИНА(ЖЕНА)мудрость, духовность, кротость, нежность, всетерпение,всепрошение, любовь(в семье, стране, государстве, нации)...
Я с огромным удовольствием выполняю обязанности и права ЖЕНЩИНЫ, поетому мне ( почти в 50лет) обьясняются в любви милые старики, юнные 20-летние парни и совсем крохотные карапузы знакомых и родных: им хорошо со мной, с ЖЕНЩИНОЙ.
Я с огромным удовольствием ношу самые красивые платья и юбки, великолепные туфли и чудесные сапожки,...потому, что я женщина! А красота (и внешняя, и внутренняя), женственность женщин - спасет МИР! ВОТ Я И СПАСАЮ: НЕСУ МИРУ КРАСОТУ И ЛЮБОВЬ людям, истинную ЖЕНСТВЕННОСТЬ, ибо такой меня сотворила природа, БОГ! И я счастлива! Где беру деньги на всю эту красоту при зарплате госслужащего 800грн. в месяц!? Сама себе дарю(шью), дарят люди, пока нет мужа. Будет муж - я с удовольствием приму его заботу обо мне и буду дарить ему нежность и любовь,всетерпение и всепрощение, кротость, красоту и женственность...
Украина, Луганск, 05.01.2012г. С Рождеством Христовым, мои милые ЖЕНЩИНЫ и сильные МУЖЧИНЫ!
валентина тихомирова- кузьмина22 апреля 2011, 22:09
Помогите связаться с Еленой Юрьевной Козенковой -режиссером,руководителем православной видиостудии!!!Я близкая подруга ее мамы,мы потерялись много лет назад из-.за переездов.Жили в Павлодаре учились вместе в пединституте.Леночка пересмотрела многие ваши работы,но нигде не нашла вашего адреса.Меня можно найти в одноклассниках
Долгова Вера19 января 2011, 00:44
Есть такая замечательная пословица (кажется латиноамериканская ):"Скажи,чем ты гордишься - и я скажу,чего у тебя нет!" Давайте посмотрим вокруг.Много ли людей имеют христианскую семью, в которой есть свет жизни, в которой душа всех ее членов врачуется, восстанавливается, набирает сил и соков как растение у "потоков вод"? Думаю, что это своего рода литургия, и в ней есть место и благоговению, и покаянию, и прощению, и новой окрыленности и т.д.Ни я,ни родители, ни друзья, ни кто-нибудь из соседей никогда не имели такой семьи. Видимо, для нее нужна действительно вера и особые качества людей, такие как светлый взгляд на будующее,сострадательная любовь и постоянное присутствие мук нравственного выбора.Но при чем тут быт,чистые сковородки и физический уют? Это же все просто приложится.Почему такую семью можно и нужно поставить во главу угла? Да потому, что человек,имеющий такую семью,имеет и правильное устроение души, а потому выдержит любые испытания жизни.Он творец, он созидатель своей судьбы,а не ее жертва.Зачем относиться к семье потребительски,если она на самом деле дар и нравственный долг?
Ольга Савельева15 января 2011, 02:10
Меня тоже удивило, что автор, сама успешная женщина-профессионал, твердит о месте женщины дома. У нее нет семьи, выходит. Или ей можно, а нам нет? Согласна с Ольгой и Светланой. Невозможно сидеть дома и не сойти с ума, зачем тогда женщине образование. И почему мужчина не должен себя обслуживать в быту и воспитывать своих детей? А где "отдыхать душой и набираться сил" измученной домохозяйке? Работа вносит хоть какое-то разнообразие и немалое моральное удовлетворение, на мой взгляд.
Ольга 4 января 2011, 22:24
Светлана, спасибо. Вы точно выразились.

Женщина точно такой же человек как мужчина, наделенное Богом талантами и способностями, но все это получается ненужным по умолчанию - Церковь, посуда, пеленки, магазины... таланты в землю..
Александр 4 января 2011, 17:55
В списке адресов "избранное" у меня есть "Телепрограмма сейчас". Там есть одна кнопочка по рубрикам: фильмы, сериалы, спорт и т.д. Регулярно нажимаю - "познавательные" (передачи) - и что? "Хочу знать с Михаилом Ширвиндтом" и "Школа ремонта". Иногда по неделе ничего другого на 20 моих каналах нет. На этой неделе появилась "Контрольная закупка". Где познавательное, что развивает интеллект, может пробудить желание знать больше? Нынешние разжиженные тем же телевидением и пивом мозги "Очевидное-невероятное" не примут? Пытаюсь найти фильмы для души, но - мордобой, погони, трупы. Интерьеры - коттеджи, бары, заграница. Все это так небрежно, доступно... Как журналист с большим стажем скажу про пресловутых Ёпрстов - ваше телевидение подлое. Вы поклоняетесь "золотому тельцу", как и тысячи лет назад.
Светлана29 декабря 2010, 21:12
Евгения,
просто о том, что должна женщина, пишут и говорят бесконечно. Как будто цель - не спасение, на найти Христа, а понять, что надо хорошо выполнять домашнюю работу. И если женщина делает еще что-то, ей приходится оправдываться. Самое легкое оправдание - надо заработать детям на хлеб. Самое осуждаемое - есть талант и потребность его реализовать. Талантливым женщинам приходится заранее сообщать, что они понимают, что их место на кухне - просто чтоб не забросали помидорами.

Когда христианство используется для манипуляции - это ужасно. Это как микроскопом забивать гвозди. Это значит, что вместо Евангельской вести и радости Воскресения нам повторяют: ты женщина, тебе надо смиряться, на тебе дом, ты ответственна за детей, мир дома - на тебе. Раз ты христианка, ты должна быть в доме.

И тут мне всегда хочется уточнить, не путают ли христианство с мусульманством. Женщина должна быть дома, быть послушной. Это все?? Да, еще платок в церкви и юбка до пола.

Да, крайности в виде бесконечного творческого поиска и самореализации, конечно, тоже унылы. Но зачем сводить все богатство Христа к чистым сковородкам "хорошей хозяйки"??

(Кстати, хорошие хозяйки редко могут быть хорошими христианками. Вспомним жену Филарета Милостивого, которая отказывалась его кормить). Но это так, к слову...

Мария, Нидерланды23 декабря 2010, 11:07
Действительно, замечательное интервью с интересным человеком. Спасибо Елене за её творчество и жизненную позицию. Всё верно! Когда приезжаю в Россию к родителям, просто страшно включать телевизор из-за низкосортных программ. Помогай нам всем Господи!
Евгения22 декабря 2010, 11:52
Прекрасное интервью. Под каждым словом о женщинах подпишусь.

Ольга, так ведь Елена женщина. Глупо было бы спрашивать её, что должны делать мужчины, а то интервью скатилось бы до брюзжания и жалоб на тяжёлую женскую долю =) Зачем нам считаться с мужчинами? Слишком мы с ними разные.
Любовь.22 декабря 2010, 02:04
Замечательная статья! Спаси Вас, Господи, Елена!
Я полностью разделяю Ваши взгляды и считаю верной Вашу оценка роли женщины в семье и в обществе с позиции православного христианства.
Дай вам Бог сил!
Ольга21 декабря 2010, 13:44
Вот интересно, почему у женщины одни обязанности, а у мужчин одни права? Женщина обязана, должна...

/И два поколения женщин, утратив свою истинную сущность и предназначение, променяли семейную жизнь на карьеру и общественную деятельность. Борьба за равноправии с мужчинами во многом изувечила души русских женщин/
До революции женщины еще как вкалывали - крестьянки в деревнях, как проклятые, в городах - на фабриках и заводах, за гроши. Не работали только обеспеченные женщины, графини-княгини. Работали как проклятые и после революции - колхозы, война, послевоенное время, когда женщины пахали на себе землю вместо лошадей... Променяли? А был ли выбор?

/Даже если ты встречаешься с мужчиной, это еще не значит, что он предложит тебе создать семью/ Предлагают и не один раз, только женщины отказываются, хотя и живут с этими мужчинами

/Главное – работа!/ А почему Елена не бросает свою работу и не сидит дома, смиренно создавая уют и крепкий тыл?

Почему никто не хочет делать статьи для мужчин и про мужчин?
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×