Азартные игры и ставки

Азартные игры и игорные дома размножились в устрашающем объеме. Что следует из этого? Ответ прост, ибо статистика показывает, как из года в год растет число пристрастившихся к азартным играм и повышению ставок.

Мы не сможем достичь великого, если не начнем с малого. Как не сможем добраться до вершины лестницы, если не будем подниматься со ступеньки на ступеньку. С помощью ставок ты хочешь оказаться на вершине, не предпринимая шагов в этом направлении. Я бы счел ставки делом хорошим, если бы мне посоветовал делать их батюшка. Однако батюшки рекомендуют не ставки, а труд и помощь себе подобным.

Работа и деньги

Деньги — это нечто, без чего мы жить не можем. Даже египетские отцы-пустынники продавали свое рукоделие (то, что каждый из них изготавливал в своей келье), чтобы можно было купить себе самое необходимое или материал для новой работы. При всем этом, мы видим, как они относились к деньгам: они никогда не работали ради обогащения и накопления, а только для поддержания своего существования!

Труд — это Божия заповедь и фундаментальный закон человеческой жизни, существующий с момента сотворения человека. С самого начала на человека была возложена обязанность трудиться: «И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Эдемском, чтобы возделывать его и хранить его» (Быт. 2, 15). Благодаря труду человек выполняет все свои жизненные обязательства, реализует всякий смысл своего существования в мире: «Шесть дней работай и делай всякие дела твои» (Исх. 20, 9).

Честный труд — единственный праведный путь получения денег. Азартные же игры и ставки сокращают этот путь до нуля, будучи нацелены на получение легкой прибыли.

К сожалению, имеется и немало христиан, одержимых мечтой обогатиться за одну ночь, или просто получающих удовольствие от игры и ставок. Христиане не говорят об удаче: удача предполагает своего рода судьбу, а это несовместимо с верой в Бога Вседержителя.

Азартные игры и Священное Писание

Многие приводят в оправдание этой «слабости» или «страсти» то, что в Священном Писании якобы не указано ясно, что азартные игры и ставки являются грехом. При всем том, мы хорошо знаем, что многие страсти описаны в Священном Писании, однако не названы своими современными именами.

Святой апостол Петр емко говорит: «Обещают им свободу, будучи сами рабами тления, ибо кто чем побежден, тот тому и раб» (2 Пет. 2, 19). Разве не эту же свободу и благосостояние сулят миру азартные игры?

Итак, чем ты побежден, тому ты и раб. Если ты не можешь удержаться от того, чтобы играть и делать ставки, это значит, что деньги и жажда денег властвуют над тобой, а последствия этого понять нетрудно.

«Кто возделывает землю свою, тот будет насыщаться хлебом, а кто охотится за наваждениями, будет терпеть лишения» (Притч. 12, 11). Как хорошо выразился пророк, назвав «охотником за наваждениями» того, кто не работает, а ищет «хлеба», то есть денег и материального благосостояния, на иных стезях, чем те, что завещаны нам Богом.

Приговор, объявленный тем, кто стремится к материальному благополучию, не прикладывая особых усилий, краток и жесток, как они того и заслуживают: «Кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2 Фес. 3, 10). Кто не работает и хочет все заполучить легким путем, тот сидит «на чужом горбу» и живет за счет труда других людей. Поэтому только труд позволяет христианину по-настоящему исполнить заповедь любви к ближнему.

Чтобы обрести смысл, чтобы не беспокоить других, чтобы успокоиться, апостол Павел заповедует христианам работать и питаться плодами трудов своих: «Таковых увещеваем и убеждаем Господом нашим Иисусом Христом, чтобы они, работая в безмолвии, ели свой хлеб» (2 Фес. 3,12). Азартные игры, когда они приносят деньги, подают играющему «хлеб» других, а не плод его рук.

Рано или поздно последствия доходов, получаемых с помощью азартных игр, станут ощутимыми, ибо «воздаяние человеку — по делам рук его» (Притч. 12, 14). Депрессия очень часто встречается среди тех, кто увлечен азартными играми, она впоследствии приводит к распаду семей и разрыву связей с некогда дорогими людьми.

Церковные каноны об азартных играх

Азартные игры — это способ развлечения, но также и способ неправедного стяжания, это прикрытое воровство (25-е апостольское правило), и церковные правила осуждают их по тому греховному результату, что проистекает из воровства, пьянства, потраченного впустую времени, бесчинств и др., особенно применительно к духовенству (42 и 43-е апостольские правила, 9 и 51-е правила VI Вселенского Собора).

Святые отцы рекомендуют развлечения невинные и полезные — прогулки по парку, саду, горам, но не игру в карты или похожие азартные игры, когда тело остается в неподвижности, а значит, не отдыхает, ум напряжен, а душа взбудоражена из-за неудачи в неправедном приобретении или, в случае удачи, из-за волнения и споров, приводящих к греху. Курение, азартные игры, пьянство и бесстыдные увеселения выводят на поверхность низменные качества человеческой души и развитие в ней грешных похотений (Гал. 5: 19–21; Еф. 5: 3–5; Апостольские постановления. Кн. 8: 32, 16).

«Никто из мирян и клириков впредь да не предается предосудительной игре. Аще же кто усмотрен будет творящим сие, то клирик да будет извержен из клира, а мирянин да будет отлучен от общения церковного» (50-е правило VI Вселенского Собора).

Отец Клеопа и «удача»

Намного тяжелее ситуация, когда в молитвах просят «удачи» в подобных играх. Старец Клеопа Илие в одной из своих бесед упоминает о подобных случаях:

«Я вижу, в некоторых помянниках вы упомянули беса Удачу, написав: «Об удаче дочери», «Об удаче сына», «Об удаче семьи». Что это вы вписали мне диавола в помянник? Вы знаете, кто такой был Удача? Это был самый большой демон, который скосил миллионы душ. Молох, или «Удача», был богом счастья у римлян, шумеров и карфагенян.

Каким же был этот бог Молох, или «Удача», как мы его называем сегодня? Его статую, отлитую из меди или серебра, возили на двухколесной тележке. Со спины у него была медная печь, а перед ним – медная сковородка; сзади в Удачу подбрасывали дрова, пока не раскалится изваяние. А жрецы его несли в руках секиры, большие и отточенные.

Какую жертву принимал Удача? Только грудных младенцев из рук матерей. Приходили в село, где ты живешь. Тащили колесницу Удачи со сковородкой, раскаленной докрасна, и звали, хлопая в ладоши: «Кто хочет удачи, неси жертву Удаче!». И послушай безумных женщин, они говорили друг дружке: «Кума, ты отдашь своего ребенка?», — а та отвечала: «Отдам, чтобы была удача!». Брала баба ребенка из отцовских рук, перекладывала на руки идольскому служителю, он разрезал его на куски и клал на сковородку Удачи, чтобы пожарить. Так до 40–50 детей за раз клал он на ту сковородку».

Азартные игры и ставки

По самому характеру своей деятельности букмекерские и игорные дома могут стать искушением: мы находим там безбожный мир, поклоняющийся металлическим и бумажным идолам (деньгам). В таких местах сквернословие всякого рода (особенно в адрес Святыни) и гнев чувствуют себя как дома.

Отцы Церкви увещевали нас постоянно избегать соблазнов и не полагаться на свои силы, что, мол, мы сможем справиться с ними. Мне хотелось бы сказать, что я не вижу чего-то заведомо грешного в том, чтобы «время от времени» делать ставки, но я не могу этого сказать. Это «время от времени» так лукаво, что нельзя даже и пытаться испытать его. Великий грех и великая болезнь кроется за этими «играми», поскольку они очень легко превращаются в страсть (зависимость). От «игры» доходят в конце концов к разладу в семье и к ее распаду.

Деньги, добытые в азартных играх, — это нечистые деньги, это те деньги, которые кто-то украл, а кто-то не накормил на них свою семью.

Риск привыкнуть к ритму быстрой прибыли, когда, так-то постояв и подумав, ты попадаешь на деньги, слишком соблазнителен, чтобы его называть «игрой». Риск, следующий за «пробой» легкой добычи, столь велик, что большинство впадают в тяжелую зависимость.

Существует вероятность того, что в определенный момент выигрыша больше не будет. Одновременно с проблемой потерянных сумм возникают и тяжелые депрессии. Тогда человек, не наученный ничему другому, считает себя неспособным к серьезной работе и доходит до особенно тяжелых фрустраций.

Медики считают, что эта «страсть» связана с социально-демографическими факторами. Мужчины реагируют на ставку иначе, чем женщины. Затрудненная адаптация к социальным изменениям, уходы из дома и одиночество могут стать теми причинами, которые способствуют «зависимости от азартных игр».

Как и в случае с наркотиками, алкоголем и курением, игровая зависимость (лудомания) развивается постепенно. Однажды став страстью, лудомания влечет за собой целую вереницу неудач, а значит и тяжелых депрессий, а иногда доводит даже до самоубийств и преступлений.

В психотерапии существует понятие зависимого поведения, встречающегося тогда, когда страсть становится сильнее собственной воли и зрелого взгляда на вещи. В цивилизованных странах зависимость от азартных игр признана психическим заболеванием.

Зависимость от азартных игр — это зависимость, основанная на том факте, что игрок не может контролировать собственное влечение к тому, чтобы играть, рисковать. Риск помогает ему отвлечься от повседневных проблем, потому что высокий уровень адреналина создает у него ощущение, будто все хорошо. В том случае, когда он выигрывает, он чувствует себя кем-то значительным, стоящим «выше всего мира» и потом хочет снова прочувствовать это, а когда проигрывает, надеется, что возьмет реванш, что удача вернется к нему. Это заставляет его рисковать снова и снова большими или меньшими суммами денег.

В православной нравственности быть зависимым от какой-либо страсти означает, однако, быть больным душевно, не быть свободным, это означает рабство, означает темницу, в которую ты сам заключаешь себя и из которой сбежать не можешь, потому что твою волю уже невозможно покорить.

Православная психотерапия в корнях этой страсти видит любовь к деньгам и материальному богатству и плеонексию (корыстолюбие и алчность). Здесь речь идет не о том, будто добывать деньги — грех, а о способе их получения и об извращенном отношении к деньгам, то есть о страстном, патологическом желании невротически копить деньги.

В некоторых случаях такие больные доходят до госпитализации, где психотерапия сочетается с медикаментозным лечением. У нас в клиниках уже есть врачи, специализирующиеся на лечении зависимостей подобного рода.

Высвобождение из сетей азартных игр

Первым шагом в лечении любой зависимости является ее осознание. Признав однажды, что он зависим от определенной вещи, заинтересованный человек должен начать бороться против нее. Надо избегать оставаться наедине с самим собой, ибо это неизбежно будет подталкивать на возвращение е соответствующей зависимости.

Разговоры с близкими людьми и исповедь у священника приносят реальную пользу.

Однако что-то должно мотивировать зависимого.

Для христианина Евангелие может оказаться достаточно сильным, чтобы оградить его от любой страсти и любой зависимости. Чистая жизнь святых и поучения святых отцов бывают достаточны для того, чтобы укрепить душу и мотивировать ее к тому, чтобы обрести свободу от страстей.

Для человека же, не внимающего Священному Писанию, помощь может прийти через любимых им людей. Любовь к другому человеку, к ребенку или желание создать здоровую семью часто являются самыми сильными мотивами. Когда же и это не помогает, остается единственный выход из положения, который может дать Бог.

Иногда любовь к человеку оказывается недостаточной для того, чтобы избавить одержимого страстью от этой прелести лукавого. Посему, поскольку всякая пагубная зависимость происходит по лукавству диавола, в большинстве случаев необходима помощь Божия.

Главнейшее значение имеет исповедание своей страсти. Священник обладает благодатью, которой у обычных христиан нет, и ею он может укрепить волю приходящего на исповедь. Искренняя исповедь привлекает милость и помощь Божию. «Боже, я не хочу больше делать этого, помоги мне! Я люблю свою семью и окружающих меня людей, укрепи мою волю и помоги мне избавиться от этой цепи!»

Пост и молитва — самые сильные оружия против козней лукавого. Если не может поститься одержимый страстью, то пусть постятся его близкие, а Бог, глядя на их любовь, смилостивится над «больным» и подаст ему силу освободиться от зависимости.

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Комментарии
Сергей Жуков 1 января 2016, 18:00
У меня вопрос: архимандрит Клеопа связывает слово "удача" с финикийским божеством Молохом. Я покопался, Шмелев А. Д. пишет, что слово "удача" имеет славянские корни и означает "даяние, дар", то есть удачливый это тот кому дано, можно сказать дано от Бога . Молох- божество племен, населявших Ближний Восток, и Палестину в том числе, исключая евреев, хотя в Библии мы не редко видим, что израильские цари начинали поклонятся Ваалу( возможно один из эпитетов Молоха). Так вот, мой вопрос: как связано финикийское божество и славянское слово, с безобидным значением?
Жанна Панченко16 ноября 2015, 15:00
Статья помогла мне немного разобраться в своём душевном состоянии.Особенно поразила история о демоне по имени "Удача",не слышала раньше о таком! Куплю Евангелие,спасибо за статью))
Илья Срогович11 апреля 2015, 18:00
и Слава Богу......нашелся ответ для меня......Спасибо за статью.
светлана12 августа 2014, 14:00
спасибо за статью. все правильно. многое в нашей жизни пустое, но если нечем заняться, помоги ближнему, старику, ребенку (я, к сожалению этого не делаю, потому, что сейчас только это осознала),работа на огороде или в цветнике тоже не могут быть пустым времяпрепровождением, в конце концов почитай религиозную литературу, здесь для всех найдется что-то нужное, ведь это не только молитвы, хотя, молиться надо по-чаще. я же больше у телевизора. надо меняться!!! попробую.
Кирилл 9 февраля 2013, 17:00
Всем привет, решил поделиться своими мыслями и соображениями после внимательного прочтения статьи и всех комментариев. Сразу скажу, что тема для меня довольно накипевшая но я постараюсь быть краток. Мне лично как человеку верующему, но при этому любящему поиграть в разные игры (в том числе и азартные) никогда не было понятно где начинается грань азарта и заканчивается грань дозволенного, особенно когда дело касается верования и библии. К примеру если человек относится к своей работе с фанатизмом, душой и преданностью, можно ли это считать азартом? А если те же чувства он испытывает относительно карточной игры то это в любом случае становится грехом? Мне лично кажется что когда речь идёт об азартных играх то часто теряется объективность и точные грани разделения азартного от не азартного. Предположим человек заходит на один из ресурсов по азартным играм, скажем htpp://www.gamblegames.ru , читает статьи и находит в них то, что близко ему и то что ему нравится, - неужели это грех? Но при этом этом если он занимается нелюбимым делом на протяжении всей своей жизни то это всячески поощряется? Поймите меня правильно, я человек который довольно много знает о верованиях и библии, но вот эта связь с азартными играми действительно накипела.
Михаил18 января 2013, 17:00
Мне вот эта тема очень интересна, сейчас так вышло что сам нахожусь без средств к существованию, был профессиональным покерным игроком около 3ёх лет, деньги лились рекой архистратиг Михаил наградил талантами, которые я использовал во зло..потом пришел к богу и как неугодное занятие оставил это дело, денег нет совсем, оканчиваю 5 курс университета, меня можно сказать кормят (мама и другие близкие) Уверен что мог бы сейчас выигрывать сумму денег в покер, достаточную чтобы поддерживать себя сам, однако не делаю этого..вот и пойми что лучше сидеть на шее у родственников или играть в покер?
Даниил16 сентября 2011, 21:00
не ищите в интернете а ищите в Библии и Священном Писании
Denis 5 июля 2011, 18:00
СПАСИБО ЗА СТАТЬЮ! ВООБЩЕ СПАСИБО ЗА САЙТ!
Виктор11 февраля 2011, 09:00
Статья очень интересная,но меня,как и Марину мучают сомнения.Почему играть в карты,просто ради время провождения,грех?Ещё в далёком детстве(мне 59)на каникулах в деревне,в противную дождливую погоду в кругу семьи нас учили играть в разные безобидные карт.игры бабушка,дедушка(глубоко верующие люди).Благодаря им в те годы я сохранил веру.Бабушку я всегда считал чуть ли не святой,а теперь выходит она очень грешная?Объясните.
L.I. 4 января 2011, 02:00
Большое спасибо Зине Пейковой. Помню ее по Институту социологии. Очень хороший перевод статьи. Хотелось бы, чтобы Вы также написали статью о социальных сетях, которые затягивают также, как и азартные игры!
Алексей 4 января 2011, 00:00
Игромания - это страшная страсть. Сам от неё пострадал особенно в детсве, так как любил играть в компьютерные игры. И это гадасть до сих пор стучится ко мне в дверь (в душу) с удивительной настойчивостью. Для Иоанна: Страшно не только когда ты проигрываешь деньги, но и когда ты выигрываешь их. Потому что зачастую это деньги крови, очень часто это последние деньги тех людей которые страдают азартной болезнью. За эти деньги они воруют, убивают, они их отдалживают и не возвращают. Такие проиграши приводят к самоубийству. Зачастую азартные люди становятся наркоманами со всеми вытекающими последствиями. Я Вам советую поменять работу. Пусть Вы будете зарабатывать меньше но это работа не будет мешать Вашему спасению. Мир вам и Бог вам в помошь!
Мария27 декабря 2010, 12:00
Спасибо за статью. Очень важная тема.
Максим Б.26 декабря 2010, 00:00
Замечательная статья, очень понравилась! Только можно еще было добавить определенный вид игровой зависимости - компьютерные игры. Страшная и опаснейшая зависимость от виртуального пространства, от мира, который ты сам можешь построить просто сидя за экраном. Самое страшное, что зависимости от азартных игр более подвержены люди как минимум послешкольного возраста, а зависимости от компьютерных игр более подвержены именно школьники и дальше по возрастной шкале, которая думаю даже 45-ю годами не ограничивается. Хочется выделить из всех жанров игр "симуляторы", которые в принципе не так агрессивны как например "action" или "RPG", но которые просто делают все так, как будто мы находимся в обычном городе, просто управляем автобусом, метро, поездом, самолетом, или еще каким либо видом транспорта. Сразу отмечу, что не имею ввиду те виды профессионального обучения, которые используют симуляторы, как летчики, например. Благодаря графической проработке, все получается абсолютно реально и как раз тут и кроется "ловушка". Вроде все спокойно, размеренно, выполняешь задания, перевозишь людей, транспортируешь грузы, но не осознаешь как превращаешься в часть этого "симулятора". А потом, выходя на улицу, просто видишь все тоже самое, практически в том же качестве и с такими же текстурами (нельзя не отдать должное разработчикам видеокарт)и можно просто запутаться что, где и как происходит. И невозможно кому либо утверждать, что этой зависимости может подвергнуться кто угодно, только не я, что я просто немного поезжу, погоняю, похожу, порулю и все... Это опасная дорога вникуда, где спутником будет уже не ангел-хранитель, а бес, взявший с собой "еще семь злейших себя", которые будут неотступно следовать за человеком по пятам и только чудо Божие и Его величайшая милость в сочетании с решимостью человека все изменить возмогут оборвать этот лукавый путь. Я говорил сейчас о транспортных симуляторах, а есть ведь еще небезызвестная игра Sims!!! Это просто отдельная тема, о которой я не могу даже и думать спокойно. Интересно какие цели преследовали создатели данной игры, воплощая жизнь человека в виртуальное пространство?... Называется "почувствуй себя творцом" (слово "творец" я сознательно написал с маленькой буквы), только творцом чего? Самое страшное, что все это растет с ужасающей быстротой. Остается только помнить слова апостола Петра о постоянной близости искусителя: "Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить." (1Петр.5:8) Упаси нас всех Господь от князя мира сего. АМИНЬ.
Юрий25 декабря 2010, 11:00
Азарт,желание победить - это не гордыня ,а чувства! Мы же не роботы бездушные-а люди живые!
Юрий25 декабря 2010, 11:00
Нда... Частенько играю в покер с друзьями,очень нравится.Никто не кричит,все общаются. И с теми же людьми играем в футбол-вот что там творится!!!!!!)))))) Хотя спорт,физкультура,здоровье)) И попробуй разберись!)
Марина25 декабря 2010, 10:00
Алексею Д.: Прочитала, но не нашла ни одной ссылки на источник. Кто сделал такие выводы и на основании чего? Пока что это похоже на "сатанинский характер" ИНН... История карт говорит совсем другое: символы мастей - четыре времени года. Если поделитесь источниками (догматами, мнением святых отцов и др.), буду благодарна.
Алексей Д.23 декабря 2010, 06:00
Марине: однозначно нельзя играть в любые карточные игры, т.к. символика карточных игр- кощунственное хуление крестных страданий Господа нашего Иисуса Христа. Об этом говорили многие святые: Иоанн Кронштадтский, Амвросий Оптинский, подробнее можно пррочитать здесь: http://www.pokrovhram.ru/list/03/12.html
Иоанн22 декабря 2010, 22:00
Много вопросов по этой теме. Я зарабатываю большие деньги на игру в покер.Большие деньги.БОльшую часть жертвую. Верую. Но это мой доход. Грешен. Спаси Господи
Марина22 декабря 2010, 19:00
Мне очень интересна эта тема, потому что я никак не могу понять ее до конца. Впадать в зависимость - однозначно плохо! От чего бы то ни было - от карт, шахмат, коллекционирования монет и марок - все равно. Играть в расчете на легкую наживу - тоже, безусловно, грех! Ну, а если играть в кругу семьи или друзей, в преферанс (вполне интеллектуальная игра), без обид, без переживаний, просто для развлечения? (Не могу сказать - без азарта. Азарт есть, но такой же, как когда играешь в футбол. Что за игра, если не хочется выиграть?) Здесь тоже есть что-то плохое? От предупреждений церковных канонов нахожу только одно - пустое времяпровождение. Конечно, пустое, но ведь бесцельно гулять по лесам и полям, пробежваться на лыжах или искупаться в реке - тоже пустое, никакого содержания для души не несет. А рассаживать цветы на подоконнике - не пустое занятие? В итоге: разве между пустым занятием и грехом ставится знак равенства?
Евгения22 декабря 2010, 17:00
Спасибо за статью. Только один вопрос: откуда информация, что Молох и Удача - одно и то же? Пока нигде подтверждения не нашла.
Vladimir22 декабря 2010, 16:00
Esli xotite ispravitsya, neprestanno molites' - i ispravites'. Bez etog, odin samoobman.
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке