Проповедь в день памяти священномученика Илариона (Троицкого)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Священномученик Иларион (Троицкий)
Священномученик Иларион (Троицкий)
В очередной раз мы собрались 28 декабря здесь, в соборном храме Сретенского монастыря, чтобы отметить день преставления небесного покровителя нашего обители – священномученика Илариона (Троицкого), архиепископа Верейского, выдающегося богослова ХХ века.

Слово «преставление» в церковнославянском языке означает перестановку, перемещение. Смерть каждого христианина по верованию нашему и учению Святой Церкви действительно есть переход от временного к вечному, от земли на Небо, от земного Отечества к Отечеству небесному.

Гражданство временное обычно не выбирают, оно даруется нам вместе с жизнью, а гражданство вечное всегда избирает сам человек, выбирает свободно между Небом и адом. Отечестволюбец – так звучит по-церковнославянски греческое слово «патриот». Оно обозначает человека, любящего свою Родину, преданного своему народу, готового на жертвы и подвиги во имя его.

Вдвойне был им ныне молитвенно нами поминаемый и прославляемый владыка Иларион. Всю жизнь он был готов на личные жертвы и, что очень важно, совершал их, совершал во имя двух своих Отечеств – России и Царствия Небесного, жителем которого он является вот уже ровно 81 год.

Возлюбив небесное, он с пяти лет, выучившись читать самостоятельно, стал читать в храме на богослужении часы и шестопсалмие. О любви к земному он впоследствии напишет так: «Широка, просторна страна родная! Бедна она внешними эффектами, но богата красотами духа!… И есть всего одно украшение… смиренных селений… – Божьи храмы с колокольнями смотрятся в зеркало русских рек… Взойдешь у нас в Липицах на горку… посмотришь на долину Оки, – верст на 40 видно вдаль… Слышишь… как несется над рекой пасхальный звон, – будто волны новой жизни вливаются в душу, слезы навертываются на глазах. Долго и молча стоишь зачарованный».

Став ученым-богословом, монахом и настоящим «вождем» академической братии, Иларион не утратил своей чистой любви к Родине, и ради нее он, обычно снисходительный, спокойный и ровный, возвышал свой голос до самых суровых обличений.

В августе 1914 года на всенародном молебне в Сергеевой Посаде он обратился с такими словами к собравшимся: «За последние годы мы все немало грешили… У нас небывалое прежде развращение нравов. Мы, русские люди, грешны пред нашей славной историей. Мы грешны пред памятью и заветами наших предков. Мы грешны пред нашими родными святынями. Мы стали терять страх Божий. Разучились любить Царя и Родину. Мы привыкли поносить и хулить все свое и родное, хвалить и превозносить все чужое».

С приходом к власти людей, которые ставили перед собой две основных задачи – разрушение исторической России и даже памяти о ней и уничтожение самого понятия Царствия Небесного в душе человека, архимандрит Иларион не изменил своей любви и поэтому уже в марте 1919 года был арестован и помещен на три месяца в Бутырскою тюрьму за «агитацию против советской власти и произнесение с амвона погромных речей».

Чудом освобожденный тогда из под расстрельной статьи, он при наречении во епископа 11 мая 1920г. смело произнесет следующие слова: «Слава Богу за все, что пережито и передумано за эти последние годы бури и смятения, когда предана есть земля в руце нечестиваго, когда русское государство, отделив себя от Церкви Христа, вступило в теснейший союз с синагогой сатаны. В эти годы лишь окрепла моя вера в Церковь и утвердилось сердце мое в надежде на Бога… Господь милосердный да примет душу мою, сию малую лепту, вметаемую в сокровищницу Церкви для употребления на общую пользу».

И его «малый» вклад в эту сокровищницу был виден всем, и друзьям и врагам. Когда в 1923 г. святитель Иларион по благословению Святейшего Патриарха возглавил борьбу с большевистко-церковной ересью – обновленчеством, в советских газетах того периода упоминаются, в основном только два имени – самого Патриарха Тихона и архиепископа Илариона. Борясь с ними, власти организовывают в многосотенных залах диспуты под громкими названиями. Вот одно лишь из них: «Тихон и Иларион – враги Церкви».

Секретные агенты ГПУ, которые присутствовали на всех их богослужениях, писали в своих донесениях, что из-за Илариона «волна фанатизма» прокатилась по Москве, что «живоцерковников», так назывались обновленцы, стали выгонять из захваченных ими храмов. Обновленческий епископ Антонин (Грановский) в надежде, что по его публичным доносам какого-нибудь да засудят, писал регулярно в советских газетах, что «Тихон и Иларион – подсудимые перед революцией» и что они должны покаяться в «жестокости против нравственной правды революционных достижений».

Архиепископ Иларион по благословению Святейшего стал и автором формулы поминания новой власти на богослужение. Когда Советы через ГПУ в ультимативной форме потребовали ее ввести, Иларион (Троицкий) и составил такое прошение. В отличие от прежней формы поминовения царской власти, новое прошение носило абсолютно общий, безличный характер и не указывало, о чем конкретно надо православным молиться – то ли о благоденствии властей, то ли об их вразумлении и обращении на путь истины.

На требование же уполномоченного по делам религии ОГПУ Е.Тучкова вставить в прошение «о стране Российской и властех ея» слово «советских» владыка Иларион спокойно возразил, что слово «советских» – русское и его нельзя использовать в богослужении, которое совершается на церковнославянском языке. В результате указ Патриарха Тихона о поминовение большевистских властей за богослужением народ церковный воспринял очень спокойно и с пониманием.

Прошение, составленное святителем, и ныне звучит на каждом богослужении в наших храмах. Благодаря мудрости его составителя, мы и сейчас с вами можем выбирать, о чем же нам надо молиться – то ли о благоденствии властей, то ли об их вразумление.

Вопрос правильных взаимоотношений Церкви и государства всегда волновал архиепископа Илариона, и еще в «царском» 1913 году он писал: «Государство, братие, не столько нужно Церкви, сколько Церковь государству. Церковь знает, что она может обойтись без государства; она пребывала непоколебима и тогда, когда ее гнало и преследовало государство. Но без Бога, без веры, без совести, без добродетели – одним словом, без Церкви разве не будут всегда колебаться самые главные основы строя и порядка государственного? Неужели не ясно кому-нибудь, что враги Церкви и враги государства – одни и те же люди?»

В июле 1926 года священномученик Иларион выступил одним из составителей, а это хорошо видно по некоторым характерным именно ему оборотам, знаменитого «Соловецкого послания» 17-ти из 24-х находившихся в заключении православных епископов, которые числились в тот год в этом печально известном концлагере.

В своем обращении к советскому правительству или «Памятной записке», мученики и исповедники, а вместе с ними и Иларион, писали: «Церковь не касается перераспределения богатств или их обобществления, так как всегда признавала это правом государства, за действия которого не ответственна. Церковь не касается и политической организации власти, ибо лояльна в отношении правительств всех стран, в границах которых имеет своих членов… но Церковь… не перестаёт напоминать верующим об их небесном отечестве, хотя бы жила в условиях наивысшего развития материальной культуры и благосостояния…Церковь, на Которую ее вероучением возлагается религиозный долг проповеди Евангелия всем, в том числе и детям верующих, лишена по закону права выполнять этот долг… между тем в школах… детям с самого раннего возраста и подросткам усиленно внушаются принципы атеизма со всеми логическими выводами из них… надеемся…, что… законы об обучении детей Закону Божию… будут пересмотрены…, останки святых… перестанут быть предметом кощунственных действий и из музеев будут возвращены в храмы».

Время, когда останки святых перестали быть предметом кощунственных действий и из музейных запасников возвращаются в храмы, уже наступило. Верим, что наступит и время, когда во всех наших государственных школах свободно будет преподаваться Закон Божий для детей православных родителей. А именно просвещенная религиозность – а не политкорректность – позволяет людям мирно жить друг с другом в одном обществе. Верим, что наша Россия вновь станет великой православной державой, в которой все народы и племена, независимо от их веры и уровня развития, смогут спокойно жить, работать и растить детей. И этого спокойствия в собственном доме дольше всех ждет великий русский народ.

Верим и в то, что приближение этого времени напрямую зависит от наших молитв не только ко Господу и Богу нашему Иисусу Христу и Пресвятой Богородице, но и к сонму новомучеников и исповедников Земли Российской, среди которых яркой звездой сияет священномученик Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский – воин Христов, замученный в большевицкой тюрьме за его любовь и верность Родине и Богу и ставший 28 декабря 1929 года гражданином Неба, к которому он шел всю свою жизнь.

«Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр.13:7), – так заповедал нам один из апостолов Христовых.

Аминь.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Блаженный Сергий 3 января 2011, 13:00
1. У меня есть предложение: надо устроить в этой статье
(в её коментариях)обсуждение самой Гражданской Войны 1918-1925 годов (точную дату незнаю взял для примера - по-крайней мере дата ее окончания мне точно известна). Предлагаю сюда копировать Ваши все статьи, краткие (а может и длинные - многостраничные) эссе и прочее, прочее и прочее. Также можно аналогично поступать в других статьях и других коментаев сайта Православие.ru
2. У меня предложенние к редакции сайта Православие.ru не копировать в архив те статьи по которым идет или ожидается серьезный дискурс в коментариях статей. Разумеется можно копировать в архив статьи в которых идет пустая дискусия, то есть флейм. Покрайней мере я молюсь об этом.

Всего хорошего, всех поздравляю с ожидающимся праздником Дня Рождения Христа Иисуса, а также недавним поминовением Иоанна Кронштадского 1 января. Пока, удачи всем Вам и Божьего Вам Благословения. Аминь.
Сергий 1 января 2011, 14:24
Cпасибо священномученику Иллариону за создание поминовения российского государства и властей России благодаря этому закончилась гражданская война в России. Аминь.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×