Голод по Богу

…ибо они насытятся
(Мф. 5: 6)

Человек, ищущий Бога и стремящийся иметь связь с Ним, насыщается Божиим присутствием, по словам Давида: «А я в правде буду взирать на лице Твое; пробудившись, буду насыщаться образом Твоим» (Пс. 16: 15). То есть он насытится, когда увидит Божие присутствие и вкусит бытие Его. И опытом доказано, что человек, который имеет личные отношения с Богом, не чувствует в себе пустоты. Благодать Божия имеет удивительное свойство: независимо от того, великий ли святой подвизается, чтобы встретить Бога, или обычный человек, каждый получает знание и опыт благодати, вкушает ее, переживая Божественное присутствие. Независимо от того, много благодати в человеке или мало, у него не появляется чувства, будто в душе его вакуум. Человек, который живет с Богом, чувствует полноту, абсолютную полноту. Потому он не испытывает тяги к чему-то другому, в чем он имел потребность раньше, чтобы заполнить свою пустоту, потратить время или утолить интерес. Мы часто спрашиваем, не грех ли то или другое. Например, грех ли курить? Грех ли пить? Грех ли ходить на дискотеки или известно, куда сейчас ходят? Грех ли все это?

Мы не можем отвечать на эти вопросы, потому что это неправильные вопросы. Если отвечать на них прямо, то ответ будет неправильным. Но мы можем сказать, что человек, который имеет связь с Богом, не имеет потребности курить, пить или бродить по улицам, чтобы убить время. Он чувствует в себе полноту, уравновешенность, и это побуждает его беречь себя от всего лишнего, чтобы оставаться уравновешенным и счастливым. Мы много заботимся о том, чтобы заполнить свою жизнь тысячью вещей. Например, есть люди, которые от пустоты в себе поддаются мании покупать. Это, конечно, неплохо поддерживает торговлю, но для самого человека становится духовной проблемой.

Церковь говорит нам о нестяжании: не стремись чем-либо обладать, чтобы ни от чего не зависеть; довольствуйся тем, что имеешь; другие вещи тебе не нужны. Нестяжание считается главной добродетелью монашества – иноки не могут что-либо иметь. Почему? Чтобы научиться не основывать свою жизнь на подпорках, чтобы научиться стоять прямо. Чтобы не было беспокойства о том, как заполнить пустоту какими-то низкими вещами и отбросами, или, по словам старца Паисия, не копить балласта в своем сердце, чтобы потом не пришлось искать целую бригаду для очистки от того мусора, который ты в себе собрал.

Однажды старцу Паисию принесли кофеварку. У него не было ничего подобного, так как он не занимался приготовлением пищи. Была только банка из-под молока, которую он приспособил для кипячения воды, чтобы заваривать чай для гостей. Увидев, как он готовит чай, ему и принесли кофеварку. Старец Паисий сказал дарителю: «Зачем ты принес мне кофеварку, если мне даже некуда ее поставить? Значит, нужно, чтобы ты принес мне для нее полку, а также понадобятся и гвозди, чтобы прибить полку к стене. Затем понадобится средство для мытья этой посуды, да еще нужно будет узнать, какое… Так что оставь себе кофеварку, а я могу и дальше довольствоваться банкой, которая служит мне уже очень давно».

Когда я пришел к старцу Паисию, то одновременно и удивился, и ужаснулся его полному нестяжанию. У него не было ничего. Не знаю, можете ли вы представить, что человек живет в доме, где нет абсолютно ничего. В его комнатке стояло несколько деревянных ящиков, на которых сверху лежали два-три старых одеяла. На стенах висели бумажные иконы. Когда он переселялся, то брал две сумки и уходил. Зимой, когда было холодно, он одевался во все свои одежды и говорил в шутку, что если куда-то идет, то не имеет нужды за чем-то возвращаться, поскольку вся его одежда при нем. После его кончины искали, что бы можно забрать из его вещей, и ничего не нашли.

Однажды к нему пришел некий человек. Видя, что посетителю холодно, старец дал ему одежку, и у гостя возникла «блестящая идея» срезать пуговицы и забрать их себе как благословение. Так и унес их с собой. Старец потом увидел, что пуговиц нет – ни одной… И что же он сделал? Нарезал веточек и приладил их вместо пуговиц.

Большая беда, когда человек имеет пустоту в себе. Она возникает от преизбытка вещей, тех простых вещей, которые, если их спросишь, не ответят. Это пустота в душевном мире человека. Не следует оставлять чего-либо без ответа. Мы должны быть внимательны в ответах, когда нас спрашивают. Особенно необходимо отвечать, когда спрашивают дети. Не оставляйте без внимания вопросы ваших маленьких детей. Отвечайте им серьезно, а не наивно и по-детски, отговорками. Серьезно, но как детям, чтобы они могли понять, что ответ будет серьезным и правильным. Когда мы не имеем ответа на все, что нас окружает, тогда в нашем душевном мире появляются пустоты.

А когда человек устанавливает отношения с Богом, то прекращаются поиски, которые были у него прежде. Тогда он спрашивает себя: «И зачем прежде я занимался всем этим, мотался направо и налево, ходил развлекаться, чтобы скоротать время, нуждался во всех этих вещах, по часу сидел перед зеркалом, стоял столько часов тут и там?» – и не находит причин этому. Иногда эта суета выглядит немного смешной. Как-то раз я, стоя у перехода в ожидании сигнала светофора, заметил парикмахерский салон и увидел через окно пришедших туда бедных женщин. Можно пожалеть их, видя, чего они там терпят и сколько времени на это тратят. И ведь довольно часто, чаще, наверное, чем раз в год. А есть люди, которые ходят туда каждый день или через день. Смотреть на это – мука. Не говорю уж о том, что это не нужно… Главное же, что хочу сказать: человек не может насытиться искусственной пищей. Не достаточно ему и детской пищи. Даже в духовных вещах.

Человек становится внутренне устойчив, когда питается твердой пищей. Эта твердая пища есть Божие присутствие. Действительно, тогда человек чувствует полноту, насыщенность и счастье. Только тогда он может ощутить истинную радость, свободу и величие своей человеческой жизни. Не знаю, чувствовали ли вы когда-нибудь, что можно глядеть на себя и радоваться своему существованию – не по самолюбию, не из нарциссизма, а видя, с какой мудростью и изяществом Бог сотворил мир и человека, каждого из нас и нас самих. В таком состоянии человек идет к Богу с великой благодарностью, и когда ощущает эту полноту, тогда не испытывает таких болезненных эмоций, как ревность, зависть, боязливость, подозрительность, всех этих «он мне сказал», «он мне сделал», «он у меня отнял». Объективно это все может быть действительно так: сказал, сделал, отнял – но в нашем душевном мире все это не оставляет никаких пустот, потому что ничего не значит для нас. Важно то, что мы в себе имеем полноту связи с Богом и нас наполняют слова Христовы. Человек насыщен и заполнен Божественным присутствием.

Когда мы чувствуем потребность сделать что-то, нужно спросить себя, зачем мы это делаем. Для чего, например, нам нужна эта вещь? Чтобы заполнить нашу пустоту? Чтобы придать смысл своей жизни? Чтобы подтвердить свое существование? Или потому что подчиняемся внешним потребностям, поскольку наша связь с Богом не единственное, что должно быть? И так, если анализировать все проблемы: общественные, семейные, личные, то человек в конце концов доходит до самого себя. А дойдя до себя, он продолжает дальше и находит, откуда все это проистекает – от отсутствия связи с Богом. От этого происходит все прочее зло, и все становится таким, каким мы это знаем. Внешние мировые проблемы: войны, голод, нищета, преступность, наркотики – плоды этого древа. Проблема человека, который принимает наркотики, состоит не только в употреблении наркотиков – это лишь плод. За наркотиками сокрыты тысячи других вещей, целая история. Почему этот человек принимает наркотики? Как он до этого дошел? Почему нуждается в них? Если имеешь внутреннюю полноту, станешь ли их искать? Когда он совершает падение, то лишается свободы и становится рабом наркотиков. Так же и с любой страстью. Говоря о «борьбе со страстями», мы свидетельствуем о рабстве перед страстью, о потребности в ней, что означает: внутри нас не устроено все так, чтобы действовать совершенно. Это значит, что у тебя есть пустоты, и потому возникает нужда в заместителях, чтобы насытить твой голод. Это значит, что у тебя есть богословская проблема – проблема отношений с Самим Богом.

Митрополит Лимасольский Афанасий,
Перевел с болгарского диакон Георгий Максимов

1 января 2011 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Комментарии
Ирина25 августа 2017, 14:43
Очень хорошая статья, благодарна Вам!!!
Марина10 октября 2016, 12:33
Когда началась война мы с ребенком уехали в чем стояли. Одновременно стала приходить к Богу и поняла, что очень легко прожить без тех вещей, которые остались дома. А ведь это все покупалось и собиралось годами! Когда вернулись домой все изменилось. Жаль, что эта статья мне не попалась раньше. Но Господь открыл мне истину иначе...
Илона Галкина10 декабря 2014, 23:58
Спасибо большое! Понимаешь все это, тогда, когда к тебе приходит, это необъяснимое словами чувство!
Elena Cel 1 ноября 2013, 08:37
Замечательная статья, простыми словами сказали истину.Почаще всем бы это слышать ,тогда может быть мы и прозреем .
Олег13 августа 2013, 12:29
Наставление пастыря в простоте и доступности слова, да не оставит никого равнодушным. Каждому, кто захочет проповедовать, можно смело вооружиться этой статьёй. Спаси Господи, автора!
Serg 2 мая 2013, 16:31
Спаси, Господи!
Нати 8 февраля 2013, 16:31
Спасибо большое за статью. Это про меня:грех ли краситься и т.д.? Теперь вижу, что это от пустоты духовной.
Наталия 5 января 2013, 17:02
Спасибо большое !Замечательная статья !Во мне велик голод по Богу . Спаси Господи для благих дел !
Сергей25 мая 2011, 11:49
Спасибо,очень простая и душевная статья.Ведь совсем недавно и я так жил - в суете и бессмысленности.Теперь я хоть начал что-то понимать.Слава Богу,что послал просветление.
Фёдор10 марта 2011, 23:15
спасибо за статью!Всё правельно наверно...слава богу за всё!
Ярема 7 марта 2011, 14:05
Спаси Господи всіх нас і не позбав нас грішних твого царства Амінь.
Наталья17 февраля 2011, 15:04
Все правильно, большое спасибо за такие слова!!!! Таким вещам надо учить детей в раннем возрасте, а то вырастаеш, наломаеш дров, и так жалко и больно до слез что столько времени упущено, столько у человека возможности а мы топчемся вокруг да около, только и делаем что исправляем свои ощибки, когда можно двигаться вперед. Как можно было вообще учить людей, что Бога нет? Это ужасно, какие мы бедные!!!
Ксения22 января 2011, 21:05
МИР ВАМ!!! Спасибо большое за столь красноречивую мысль и за искренность Ваших суждений!!!
Svetlana20 января 2011, 13:21
Христос крещается. Во Иордане!! Спасибо за статью о голоде по Богу.
Sveta20 января 2011, 12:14
Христос рождается!Во Иордане. Спасибо за статью о голоде по Богу.
Игорь19 января 2011, 11:17
Очень правильная статья.
Наталья14 января 2011, 00:27
Очень хорошая статья. Спасибо. Но чтобы утолить голод по Богу, надо это наЙти В СЕБЕ. Истоки сиротства те же. При живых родителях, дети сироты.
Вера11 января 2011, 19:52
Спасибо, очень хорошая статья!
Вера11 января 2011, 19:30
Спасибо, очень хорошая статья!
Дмитрий 8 января 2011, 20:53
Все, конечно, так. Мне кажется, многие переживали эпизоды присутствия Бога в душе. Но как сделать богообщение постоянным состоянием своей души? Как раз большую часть времени в душе именно пустота.
Людмила 8 января 2011, 13:46
Боже, разве многого нужно человеку, чтобы жить в Божьем согласии...Душа чистая и праведная - это и есть богатство,которое носит человек...А страсти есть искушение...Для меня совесть человека и его дела благие превыше всего...А ВЕРА - свет, озаряющий нашу душу...
Светлана 8 января 2011, 13:13
Спасибо за статью. Слава Богу за всё!
Елена 6 января 2011, 18:35
а как?? как утолить голод по Богу?? как найти ответы на вопросы, которые терзают?
Петр 5 января 2011, 11:52
Во истину, так и есть. Спаси Бог Вас, за наставления меня.
Алексей 4 января 2011, 22:01
Спаси Господи за статью! Да, голод по Богу - признак того, что вера жива. И как точно сказано, что без Бога - всё пустое. Дай Бог укрепляться в вере, посте и молитве! Помощи Божией вам в подвиге Рождественского поста!
гиоргий 4 января 2011, 17:57
Правильно! Душа человека - бездонная пропасть и заполняется она только БОГОМ!
Ксения 4 января 2011, 17:50
Никогда и нигде я еще не встречала такой подробной характеристики моего грешного бытия. Конец статьи прочитала с великим трудом из-за слез, душивших меня. Спасибо огромное!
Рустик 4 января 2011, 16:16
"Убил" всех нас митрополит Лимассольский Афанасий, и возразить нечем на такие простые слова! Спаси Господи! Эта статья очень хороший тест, согласен с ней, ты на верном пути и с тобой легко и спокойно искренне желающим спастись, нет, остается о тебе плакать, ты полон страстей. С самого детства размышлял таким образом, а потом взрослые дяди и тети убедили, что я ненормальный и надо мне взрослеть. Повзрослел, наломал дров, расталкивая всех локтями, при этом, абсолютно не понимая, для чего я это делаю и кому все это нужно. Сижу вот теперь, читаю, горько на душе, обманулся, погряз в страстях и как же тяжело от них избавиться, лучше бы не ел это яблоко. Обращаюсь к взрослым дядям и тетям, к считающим себя православными в первую очередь, сами не знаете куда идти, лучше молчите, а то научите себе на погибель и ученикам.
Владимир 4 января 2011, 13:42
Благодарю за статью. Многое стало понятно. Много пустоты во мне. И велик голод по Богу. Спаси Вас Господь.
Владимир 4 января 2011, 13:15
А ведь всё верно! Замечаю и по себе и по окружающим. Когда выбираешься подальше от города, вся суета меркнет, и не нужно ничего лишнего, наверно отчасти и поэтому отшельники уходили в пустыню. Всё рядом МИР, ВСЕЛЕННАЯ и общение СО ВСЕВЫШНИМ.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×