Единство духа в союзе мира

Священник Димитрий Шишкин

Я подсчитал, что за шесть лет священства окрестил около 1000 человек. И где же они? А в нашем храме служит еще пять священников. И еще в двух храмах нашего города служит по пять священников, а в других храмах по убывающей – до одного. Так что только в нашем, сравнительно небольшом городе служит около 30 священников. И все они крестят, крестят, крестят… Допустим, что некоторые младенцы оказываются в других храмах; то же можно сказать и о взрослых… Но если пройти по этим «другим» храмам и спросить: «Много ли прибавилось в них прихожан за последние годы?» – ответ не будет оптимистичным. Человек (маленький или большой) принимает крещение, но жизнь его не меняется. Крещение в сознании большинства остается как бы амулетом, защищающим от потенциальных опасностей. И все. Ладно, отрадное явление: все больше приносят причащать младенцев, но и это ведь очень небольшой процент от всех крещеных. А еще, если спрашиваешь у родителей: сами-то они исповедуются, причащаются, стараются ли следовать каким-то минимальным требованиям христианской жизни? – ответом бывает смущенное признание, что «как-то все… не получается… времени нет…»

Но я сейчас даже не к тому затеял разговор, чтобы еще раз призвать крещеный люд к полноценной христианской жизни, хотя и это, конечно, важно. Я пытаюсь понять, что происходит с нами: с приходом, с общиной… Не только с тем приходом, где служу я, и не только с той общиной, которая составляет этот приход, а с приходом вообще, с православной общинной жизнью, которая, по моим наблюдениям, если не отсутствует вовсе, то в подавляющем большинстве случаев сведена к плачевному минимуму. Во всяком случае, в большинстве городских храмов. И если я ошибаюсь – переубедите меня. Поверьте, я буду только рад признать, что ошибся!

Я не берусь говорить о сельских приходах, но в крупных городских храмах отсутствие общинной жизни очевидно. Мы утрачиваем какие-то очень простые, естественные понятия: внимания друг к другу, снисхождения, поддержки, участия, сострадания, искренности и доверия. А ведь эти «общечеловеческие», очевидные с нравственной точки зрения вещи и стали общечеловеческими благодаря приходу в мир Господа, благодаря Его заповеди о любви. К сожалению, все чаще понятия субординации, устава, порядка и дисциплины, «послушания» и «смирения», планы глобальных влияний и задач закрывают от нас суть, то самое простое, что и делает людей христианами по существу и без чего никакая «вселенская проповедь» не только не принесет плодов, но и в принципе невозможна. Это правило, а точнее – заповедь так проста, но мы почему-то, храня ее в уме, мало стараемся воплотить в жизни: «По тому узнают все, что Вы мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13: 35).

В последнее время мне пришлось общаться с людьми, которые были крещены в Православии, но в силу разных обстоятельств ушли в секты. Все эти люди, независимо друг от друга, рассказывали одну и ту же историю: «Мы пришли в храм, стояли, молились… ничего не поняли, никто к нам не подошел… и мы ушли». Конечно, можно разразиться гневной филиппикой: «А почему к вам кто-то должен подходить? А почему вам кто-то должен объяснять? А почему… почему… почему?!.» Но сможем, посмеем ли мы сказать эти слова перед лицом Господа?! И будут ли это те самые слова, от которых нам надлежит «оправдаться»?..

Можно сказать и иначе (и мы говорим): «Не будьте равнодушны к собственной вере: читайте, узнавайте, интересуйтесь, вникайте…» Но человек зачастую бывает так далек от всего, что составляет содержание церковной жизни, что одних «увещеваний», да еще и «одноразовых», бывает недостаточно. Чтобы человек сознательно стал прилагать усилия, стремиться к духовной жизни, ему нужен не только толчок, но и поддержка, сопровождение. Как для того, чтобы вывести спутник на орбиту, нужно мощное ускорение. Вряд ли пусть даже обстоятельная, но единичная беседа или встреча может выполнить такую функцию. Здесь именно нужно общение постоянное и продуктивное, и не только со священником, но и с братьями, сестрами во Христе. Но где такое общение? Его попросту нет. Нет!

Мы ставим перед собой глобальные задачи: миссионерские, просветительские, социальные… Но давайте не будем обманываться: пока мы сами, в своих малых и больших общинах, на своих приходах не наладим подлинно семейную, полную любви, сострадания и взаимопомощи жизнь – ничего мы не сможем дать миру «внешнему», ничему не сможем научить и никуда не способны будем позвать и тем более привести.

Похоже, мы сами начинаем относиться к Церкви как к силе, которая берет реванш после десятилетий вынужденного унижения. Евроремонт, золоченые иконостасы, роскошные палаты, дорогие иконы и утварь, бойкое овладение утраченным и новоприобретенным имуществом. «Смотрите: Церковь стоит, Церковь может!» А что, собственно, может Церковь и на чем она стоит? А Церковь может омыть греховные раны погибающего человека, преобразить его, соделать причастником жизни Самого Бога. И реванш ей брать не за что и незачем, потому как Глава Церкви – Христос – «вчера и сегодня и во веки Тот же (Евр. 13: 8)». И стоит наша Церковь на камне истиной веры, оживотворенная той непостижимой жертвой, которую принес Бог ради спасения человечества от рабства греху.

Исходя из этого, Господь призывает нас искать, прежде всего, «Царствие Божие и правду его», а что пить, во что одеваться, как купола золотить, где кирпич достать, иконостас заказать, краску купить, рабочих нанять – это все приложится. И никак не наоборот. Потому что главная и неизменная, высшая ценность Церкви – это сам человек, люди, души, окружающие нас и нуждающиеся в добром слове, в поддержке, в окормлении, в человеческом внимании и участии, наконец. Но если у нас, в нашей малой церковной семье, в общине приходской, всего этого нет, то горе нам. И это горе – увы! – не гипотетическая, а самая насущная, кричащая реальность наших дней.

Сейчас как-то особенно ясно становится, что Церковь призвана стать авторитетом в обществе, но не «заочным», не подтвержденным примерами подлинных, но чужих историй, не историческим только авторитетом, а авторитетом современным, действенным. И вот что еще важно: авторитетом не административным, а духовным, нравственным! И, как ни странно, этого ждут люди, далекие от Церкви, находящиеся пока на распутье, но искренне ищущие истину, ищущие сердцем, так что убедить их можно не правильными словами, а только примером подлинно духовной жизни. Сейчас такое время, что невозможно человека просто удержать в какой-то вере в силу традиции потому, что «так принято», потому, что «все так верят», и потому, что «так надо». Сейчас время, когда подлинность духовного опыта нужно доказывать своей жизнью. И только так. Никакие другие аргументы не действуют. Да, это относится к нам, священникам, в первую очередь, но ведь Церковь Христова – это не священники только, это все мы – православные верующие. И от того, как мы живем в большинстве своем – не то, о чем мы говорим или что декларируем, но именно от того, как живем, – зависит и тот самый, подлинный, а не административный, авторитет, о котором идет речь.

Давайте будем честными. В большинстве храмов (во всяком случае, городских) никакой общинной жизни нет. В лучшем случае давние прихожане узнают друг друга на службе, здороваются, иногда успевают перекинуться парой фраз. Некоторые старушки общаются между собой более тесно, могут посетить кого-нибудь в случае недуга, но эти спонтанные «группы поддержки» состоят из двух-трех человек. Люди встречаются в воскресенье или в праздничный день на службе, иногда успевают кивнуть друг другу, шепнуть словечко (кто ж в храме разговаривает?), а после службы расходятся по домам, каждый сам по себе. Единые во Христе, но разобщенные в повседневности.

Я думаю, совесть любого христианина подсказывала ему не раз, что так быть не должно. А где же то единство любви и участия, где то проникновение в проблемы и заботы братьев и сестер во Христе, где то единство духа, о котором мы так много говорим, в чем оно проявляется?

Может быть, разобщенность – это самое примечательное свойство нашего времени. Есть единая вера, есть стремление жить во Христе, но эта жизнь у каждого протекает закрыто. И ладно, если бы только в радости и достатке – здесь, может, и грех навязываться в «друзья», но ведь и в скорбях и трудностях, и порой тяжких, человек остается один.

Я особенно задумался об этой проблеме сейчас, когда по благословению архиерея стал заниматься проблемой реабилитации алко- и наркозависимых. Ведь во многих семьях (и православных тоже) существует эта проблема, да и не только эта. Но семья, православные члены семьи иногда годами остаются один на один с болью, подчас невыносимой, изматывающей, выходящей за пределы средне-житейского опыта. А в скольких приходских семьях есть дети-инвалиды или заболевшие тяжкой болезнью, которая требует от всех членов семьи непосильных, запредельных затрат материальных, душевных, нравственных… Сколько семей, просто живущих за гранью нищеты в то время как другие из прихожан порой не знают, куда девать «шальные» деньги?! Сколько беспомощных стариков из нынешних или давних, но теперь уже не могущих прийти в храм прихожан нуждаются во внимании и заботе?! А мы о них и не знаем порой, а иногда и не хотим знать, потому что понимаем, что много горя и боли в мире, и везде помочь невозможно… и только начни помогать одному, как увидишь и другого, и третьего… и можно с ума сойти, а тут и своя семья… И живем мы каждый своей, тесной, маленькой жизнью, сознательно не вникая в жизнь других, потому что так легче… до тех пор, пока с нами не случится беда и пока мы сами не останемся одиноки. А ведь община, тем более община большого городского храма, много может, гораздо больше, чем можно себе представить, и в живом, открытом общении, всем миром, способна решать проблемы самые серьезные и острые. И вот главное: приходская община не только может, но и должна решать все эти проблемы. А иначе какая же она община? В чем эта общность выражается? В молитве? Так ведь и молитва совместная должна приносить плоды.

Глава Церкви Христос, а верующие составляют Его тело, Церковь. Но в реальности получается так, что храм принадлежит как бы какому-то «начальнику», а прихожане приходят, чтобы «получить благодать», но к реальной жизни прихода не имеют отношения (кроме особых случаев, когда перед праздником нужно сделать «генеральную уборку» или принять участие в той или иной общеепархиальной акции).

Что уж говорить о приходящих…

Ведь зачастую человек и приходит в церковь как в какое-то особенное, святое место, ожидая там встретить людей, если уж не прямо святых, то во всяком случае добрых, приветливых, не равнодушных друг к другу. Человек вполне резонно ожидает найти людей, способных сопереживать, сочувствовать, объединенных тем «духом Христовым», который может защитить от безумства времени. И что «человек входящий» встречает в реальности? Ну, сами честно ответьте себе, исходя из опыта воцерковления своего и своих близких, знакомых…

В чем выход, как нам вернуть тот живой, общинный дух, который должен не только присутствовать на приходе, но и служить живым выражением подлинного единства во Христе?

Вопрос очень сложный, и я не могу сейчас на него ответить. Нет у меня, «очередного священника», каких-то предложений и тем более готовых решений. Я только чувствую, знаю, что церковная община должна быть сплочена не формально, а подлинно духом братской любви и взаимопомощи. Кроме литургического – несомненно, главного, – общения, должно быть общение вне храма, в котором обсуждались бы проблемы воцерковления, катехизации, вообще духовные вопросы, а также житейские, организовывалась бы молитвенная и материальная помощь тем, кто оказался в затруднительных обстоятельствах… У прихожан должна быть возможность лучше узнать друг друга, необязательно в нарочитом рассказе о себе, но в тесном, живом общении, в совместном труде и отдыхе. И каждый член общины должен знать, что он не останется один в своих проблемах и нуждах.

Можно сказать: так зачем же дело стало? Давайте, организовывайте, осуществляйте, действуйте… Так в том то и дело, что никакой свободы творчества, свободы инициативы в организации форм приходской жизни не существует. Зато есть довольно жесткая «генеральная линия», направленная в первую очередь на осуществление внешней, хозяйственно-административной деятельности. И здесь всплывает другая проблема – оторванность прихожан от священноначалия, пропасть духовная, нравственная и житейская. Об этом горько говорить, но ведь от молчания слаще не станет. Почему у нас такая дистанция, откуда возникает такое недоверие и отчужденность, такое несовпадение интересов?! Ведь мы единый народ, и если это так, то должны существовать формы выражения этого единства. Формы более постоянные, чем спорадические соборы и съезды. И главная из этих форм – живая приходская жизнь в согласии и взаимодействии всей общины, без надменного разделения на «высших» и «низших», но в равной ответственности христианской любви.

Священник Димитрий Шишкин

11 января 2011 г.

Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Комментарии
Геннадий 5 августа 2014, 10:00
Всё просто: мы перестали общаться друг с другом. С кем сегодня мы общаемся? С компьютером, с телевизором, с интернетом и с другими "гаджетами", а живого, сочувственного общения не осталось. Мы знаем что творится в Украине, в Сирии, в США, а что происходит у нас под самым носом не знаем. Некоторые даже не знают как зовут его соседей по лестничной площадке. Самодовольство, вызванное непомерной гордыней закрыло нам глаза так, что не видим ближнего, не сочувствуем ему, не сопереживаем с ним. Но терпение и труд всё перетрут. Рушить легко, а строить трудно. Пять-десять лет назад те храмы, которые только начали восстанавливать были ещё полупусты, а сегодня и во вновь возведённых храмах на воскресных Литургиях негде встать. Уже не одно поколение выросло в отсутствии любви и доверия к ближнему. Это несчастье и беда всего нашего народа. Желаю всем стяжать любви Божией, терпения, милосердия, радости и смирения. Вот тогда спасёмся!
борис18 мая 2013, 19:00
Собственно говоря, мой пост банальность - об этом еще сказал Тарковский в "Андрее Рублееве". Вот это и есть Россия, у которой лишь меняются декорации...Феодализм и средневековье в худших своих проявлениях живут в миллионах русских генетически. Кто не знает - преподобный Андрей Рублев много лет сохранял обет молчания, и был одним из выдающимся иконописцем-исихастом. По-моему, это самый верный и правильный ответ на то, что творится вокруг...Молчать и молиться. Как государство Россия давно ничего из себя не представляет вовсе. И скорее всего, уже не будет представлять никогда. Осознание того, что в мировом масштабе, в плане мирской жизни, мы на глубоком дне, помогает излечить всякие ложные псевдофилософские взгляды о России как о Третьем Риме. Кто реально понимает о чем речь...
борис18 мая 2013, 19:00
Отец Дмитрий, если вы поймете, что у нас нет гражданского обшества в России, то сразу найдете ответы на все вопросы. Наше общество - это множество единиц индивидуумов. Вторая причина - состояние нашей страны. Оно удручающее. Как экономическое состояние, так и состояние умов. Беспредел власти, отсутствие порядка. Народ бесправен и обманут. Суды служат власть имущим. Государственной идеологии нет. Тотальное воровство чиновников, пьянство, грязь, самодурство властей, невежество народа и элит, глупость, мерзость и глубокие греховные падения, обман, предательство. Благодаря властям российским с 1991 года общинное сознание планомерно разрушалось и в итоге разрушилось. А общества гражданского в России просто никогда не существовало. Как объединить людей вокруг храма, когда каждый из них - богатый или бедный старается выжить в нашей стране. Все, что вокруг - вне храма - трудно и враждебно. Все в усилиях и борьбе. Не может быть искусственно созданной общины. Если ее нет - значит ее нет. Нет, стало быть, пастыря, который мог бы объединить народ. Нет условий для этого. И лишь благодаря милости Божьей по молитвам Церкви, Россия существует до сих пор. Лишь, как территория, на которой сохраняется христианская вера. Никаких других предназначений у России на настоящий момент нет.
Максим18 декабря 2012, 02:00
Только на ум приходят слова: поражу пастыря , и рассеятся овцы. Овцы точно не вместе. Пастырей действительно мало. Духовника постоянного действительно найти почти невозможно: трудно любить того , кто имени твоего не помнит. Любить вообще трудно. В одной группе учились. Чудом Спустя 15 лет - водим детей в один храм - и ... За 8 лет ни разу не поздоровались. Может , как у Брянчанинова , нет духовников. Или оскудела любовь у всех, как перед Вторым пршествием. А может дело в том, что об этом ( любви) просить надо Того, кто поразил пастырей отрекшегося от Него народа. И просить всем вместе , как Он повелел? И просить искренне, а не для порядка. Ведь Он сказал, что если совместно чего попросим, даст. Дай мне Боже сил любить ближнего моего!
Максим18 декабря 2012, 02:00
Это так. Так быть не должно. Как было вначале? Община строилась вокруг учителя и духовного отца - апостола или им рукоположенного пресвитера. И это был единственный способ выжить каждому верующему во враждебном окружении. Так наверное происходит и сейчас в местах , где просто носить крестик опасно. Но цемент общины всегда была любовь и учение подлинной веры. Может сейчас многие думают , что уже все знают а остальное- не так интересно. Или пастыри считают, что для того , чтобы нести Слово и учить обязательно нужны дальние поездки и просторные помещения. Или их просто очень мало и времени и сил просто не хватает, чобы всех покойников отпеть, все дома освятить, и выполнить те другие обязанности, о которых просят прихожане. Может все вместе с обоих сторон.
Наталья30 января 2012, 10:00
О.Димитрий, благодарю, Вас, за Ваши статьи! Спаси Вас Господь!
Любовь26 декабря 2011, 20:00
Тоже хочу общинную жизнь.
Виктория20 декабря 2011, 22:00
Я очень надеюсь, что будет у меня когда-нибудь постоянный духовник, у которого я буду смогу регулярно исповедоваться и получать наставления. А еще так не хватает общения с "единомышленниками"! Хочется просто поговорить о Боге с кем-то, кто не посчитает тебя сумасшедшей. Здесь это особенно тяжело - очень много атеистов. Да и вообще тема "щекотливая". Среди моих друзей-немцев никто в церковь не ходит. Ни в какую... Спасибо моей любимой мамочке, иногда ведем с ней по телефону разговоры на душеполезные темы. А еще ваш сайт - настоящая отрада для души! Спасибо!!! Мой будущий муж покрестился недавно. Бывает ходит со мной в храм, но я боюсь оттолкнуть его такими разговорами. Тем более он и так побаивается, что я "стану как монахиня". И это только потому, что стараюсь ходоть в церковь, исповедоваться-причащаться и соблюдать посты. Тяжело, ропщу иногда. Но никто и не говорил, что будет легко. Прости, Господи, меня грешную.
Виктория20 декабря 2011, 22:00
Теперь живу в Германии. Благодарю Бога, что в нашем городе вообще есть домовой храм, что есть возможность 2 раза в месяц (а когда и чаще) побывать на службе. Но вот прихожан я честно сказать побаиваюсь, все кажутся этакими старожилами, знающими друг друга. Из молодежи только чеовека два есть. Я знаю, что это грех так думать, что я в церковь хожу не к людям, а к Богу, но, честно сказать, не тянет меня туда. Когда есть возможность, стараюсь поехать в другой город на службу. Когда первый раз пришла в местный храм, женщина, продающая свечи, приняла меня очень радушно, все рассказала-показала. После службы там прихожане пьют совместно чай, общаются. Да и батюшка совершенно другой, какой-то родной, такая доброта от него исходит. На мне очень тяжелый грех осуждения, но в той церкви мне лучше, радостней. Получается, и в моем городе я в храме какая-то чужая, и в другом городе - потому что приезжая... Молю Бога, чтобы избавил меня от осуждения и даровал любви.
Виктория20 декабря 2011, 22:00
Статья замечательная и на все сто соответствует действительности. Согласна с Галиной, что все в основном зависит от настоятеля. Я вот все время какая-то неприкаянная. Когда жила в родном городе, храм посещала крайне редко, иногда с мамой. Переехала жить и работать в СПб и потянуло в церковь - ходила сперва в Иоанновский монастырь на Карповке, а потом в Александро-Невскую Лавру. Но ведь это ОГРОМНЫЕ храмы с огромным количеством прихожан. Конечно, некоторые лица скоро стали знакомыми, но я стеснялась подойти к кому-нибудь и познакомиться, не хотелось навязываться. И почти перед самым моим переездом из СПб нашла вдруг такой тихий маленький храм недалеко от дома во дворах! И как же я раньше его не видела! Сходила туда с соседкой по коммуналке. Батюшка был такой приветливый, показал нам все, рассказал о встечах прихожан, о верующей молодежи... Через пару дней я уехала.
Анна14 июня 2011, 11:00
Алёна писала: "усадите за общее чаепитие студентку, воцерковляющегося бизнесмена и бабушку 80ти лет" У нас в приходе на чаепитиях именно так и бывает. Москва. Приход огромный, храм на людном месте, захожан почти столько же бывает в выходные дни, сколько и прихожан. Всё от духовенства зависит. Ко всякому человеку можно найти подход, но иногда надо приложить усилия длиной в год. А батюшки бывают разные: дом-храм, общественно полезные, требник-на-колёсиках, детские, архиерейские, ЭСЖ (энциклопедия семейной жизни)... И прихожане не всегда соответствуют направлениям отцов, понуждать себя приходится и тем и другим для поступательного движения. Если отцы тяжелы на подъём, прихожане должны инициативу в свои руки брать, а не охать и жалеть себя.
Надежда Р.30 мая 2011, 03:00
Лет двадцать назад я буквально горела церковью.С высшим музыкальным образованием, прекрасным голосом и хоровой выучкой, Исусова молитва не прекращалась даже во сне. Как меня там встретили, без слёз не вспомнишь. Достаточно сказать, что я много лет из службы к службе стояла внизу и терпела фальшивое пение певчих хора. А когда узнала, что в соседнем храме набирают певчих, и пришла туда, выяснилось, что там уже поют мои неверующие безголосые коллеги. За деньги разумеется. Да я бесплатно готова была работать, только этого никому не было нужно. Я могла быть украшением любого хора, а передо мной устроили банальный выпендрёж, проверку на вшивость.Знаете ли вы, что такое для музыканта слышать "Великое славословие", исполняемое в тритон? Ведь меня в буквальном смысле трясло! Голова холодная, а тело ходуном ходит, причём левая и правая стороны в разных ритмах! Когда меня били в храме исподтишка, я сдачи не давала. Когда встречала певчих в умат пьяными на улице, по церкви это не носила. Понимала, что как бывшего преподавателя вуза меня захотели опустить по полной и терпела, сколько могла. Вы спросите, как могло такое произойти? Там, где ханжество больше у священников в фаворе, чем искренне верующий человек, всегда такое случается.Когда я плакала в три ручья, священники что обо мне не знали? Знали прекрасно! Хоть один из них пальцем шевельнул? Нет.
Елена 6 мая 2011, 02:00
Благословите отец Димитрий. Мне думается так: должна быть в храмах настоятельная установка на ПРИЧАСТИЕ, на Евхаристию, а не на все что около. Вот тогда вокруг Евхаристии будет строиться Церковь(не стены-кресты-купола), а люди пришедшие к Христу. п.с.А разъяснительной работы иногда достаточно и полслова, чтобы человек почувствовал к Кому пришел и зачем.
Галина24 февраля 2011, 20:00
батюшка, отец Дмитрий. вы пишете, что нет общинной жизни. наверное, все же, не везде так. мне доводилось бывать в московском храме св. Петра и Павла(подворье Оптиной пустыни), там благодаря игумену Мелхиседеку такая община есть, по воскресным вечерам они собираются в храме на беседу со священником, задают вопросы, получают ответы, батюшка вразумляет на те или иные темы. игумен Мелхиседек дело поставил так, что все прихожане многие дела сообща делают, участвуют в решении проблем друг друга и другие примеры. аналогичная ситуация в московском храме Анастасии Узорешительницы, прихожанкой которого является моя дочь Мария. Благодаря усердию и трудам отцов Александра и Алексия в этом небольшом храме организована попечительская социальная служба помощи, все прихожане также участвуют в жизни друг друга. Когда у моей дочери случилось горе, умер муж, осталось трое малышей, община храма приняла настоятельное участие в судьбе моей дочери, и не оставляют ее своим вниманием в настоящее время. Слава Богу за все. Наверное, многое зависит от настоятеля, как он сумеет организовать общинную жизнь.
р.Б. Анатолий 3 февраля 2011, 10:00
Спаси Господи! Прочитал все коменты. Каждый по своему прав, а главное понял, что много верующих и желающих пожертвовать собой ради других, ведь это и есть любовь. Спаси Вас Господи о.Димитрий! За ваши статьи, они такие актуальные и нужные. Очень рад, что у нас есть такие священники. Спаси Господи!
мария31 января 2011, 18:00
мне тоже одиноко в храме. а говорят, ничего нет хуже, чем одиночество среди сонма людей... на мой взгляд, решением проблемы было бы назначение своеобразного старосты из числа прихожан-помощника батюшке в общении, организации прихожан и главное, доступного центра сбора и распространения (под руководством батюшки) информации об их нуждах, горестях и бедах. в каждом из нас, чем дольше ходим в Храм, тем больше, растет потребность жить не только для самого себя. я, например, семьи -детей не имею, готова помочь, но не знаю кому из прихожан что нужно и опять же не все могут от чужого принять помощь с открытым сердцем. а староста, который знаком с каждым и хорошо знает батюшку, был бы хорошим проводником добрых дел и некиим гарантом искренности предлагаемой помощи
Зоя30 января 2011, 20:00
О проблеме достижения единства мира: По моему скромному мнению, начинать всегда стоит с себя, работать со своей душой, чтобы образ Божий, заложенный в каждом из нас по Его произволению, можно было увидеть без особого труда. В слове ли, в деле. Иначе говоря, учиться любить нужно. Легко сказать, да нелегко сделать? А надо просто делать, делать дела любви, не смущаясь. "От всегдашнего упражнения рождается навык, навык обращается в чувство, а что делается в чувстве, то бывает неудобоотъемлемо" ("Лествица, возводящая на небо", Преподобный Иоанн, игумен Синайской горы). Возвращаясь к общине. Любящий священник правильно организует жизнь прихода, где будет тепло и светло, а любящий прихожанин не смутит случайно зашедшего в храм человека. Курочка по зёрнышку клюёт. С уважением, Зоя.
Александр28 января 2011, 12:00
Главное создать атмосферу любви. Для контактов нужно использовать воскресные школы для взрослых, проводить экскурсии, клубы по интересам должны быть (к примеру, кино, фотография, астрономия, путешествия для молодежи).
Александра27 января 2011, 16:00
Где бы найти тот "царский путь"? Допустим, есть община, есть возможность служить ближним, общаться.Но... если всё время и силы отдавать общине, то как мы явим любовь к нашим домашним? Ведь много ли семей, в которых муж, жена, дети, родители верующие? Мне кажется,те, кто непосредственно общается с нами - дети, муж, родители, коллеги, соседи - должны "видеть наши добрые дела и прославлять Отца Небесного". Много говорится о любви. А что это такое? Для кого-то любовь, когда все за него делают. Для кого-то, когда не лезут в душу. К священникам какие могут быть претензии? Священник такой же человек - со слабостями, с непониманием, с болезнями.Да,священник добровольно взял на себя ответственность быть пастырем.Но кто такой пастух? Он идет ЗА овцами. Да, он знает, где вода, где травка.Но овцы сами пьют и едят, а он смотрит, чтобы не украли овцу, или волк не задрал,да чтоб от стада не отбилась (бывает маленьких на руках несут пастухи), да чтобы поле, засеянное хлебом, не съели эти самые овцы. Признак взрослости - самому брать ответственность.
Юлия26 января 2011, 15:00
Да, разобщенность есть - это правда. Но. 1) в такой тонкой вещи, как духовная жизнь, "семейная" любовь и приставания с ней малознакомых или поверхностно знакомых по воскресеньям людей - мне кажется, лишнее. Ну не могу я говорить о вере, о Боге за чаем, извините! И делать вид, что страшно всех люблю, целоваться со всеми - тоже перебор. Наша разобщенность - искренняя, как бы страшно это ни звучало. 2) если бы ко мне стали в храме подходить, куда-то меня вести, рассказывать и подсказывать, я бы сбежала, это точно. Спасибо, что этого не стали делать! 3) может быть, нужно, чтобы общину объединял "харизматичный" человек? Если он умеет говорить о важном тактично, если это митрополит Антоний Сурожский, то вокруг него будет кружок, который будет и учиться, и помогать. А иначе община - из кого она, зачем и чем занимается? В ней нужно не "играть сладенькую любовь", она должна быть такой, чтобы туда люди бежали, а уходили обогащенными! 4) не бывает даже 10 человек - закадычных, настоящих друзей. А любят друг друга - всего двое. Не может быть огромной любви в собрании многих разных людей. Уважение, терпимость, желание помочь - да, а Любовь - между Богом и человеком, который к Нему пришел. Бог знает каждого и что ему нужно, а мы можем из "любви" еще дров наломать, влезть в душу и сделать только хуже. Я, конечно, не говорю, что не надо помогать тем, кто ищет помощи. Проблема в том, чтобы не помогать тем, кто ее не ищет.
Сергей25 января 2011, 18:00
О. Дмитрий, большое спасибо за статью, очень понравилось. Так радостно, что все-таки многие верующие понимают эту проблему, ищут и жаждут этого братского единства! В некоторых комментариях прочитал, что это невозможно, тяжело... Полностью согласен, но с Богом и невозможное становится возможным! ;) Хочу поделиться нашим небольшим опытом. Я живу в Петербурге, являюсь прихожанином Князь-Владимирского собора. У нас при соборе есть община (хотя м.б. мы этого звания еще недостойны). Начиналось все (да и сейчас продолжается) с катехизации/оглашения/научения для взрослых. Люди, прошедшие оглашения, стали задумываться как им дальше жить вместе, как строить братско-сестренские отношения. Стали собираться вместе на праздники, стали участвовать в общинных крещениях, венчаниях, отпеваниях. Появились общинные служения: в храме (в том числе и участие в богослужении), в больницах (сестры милосердия), в детских домах, тюрьмах, организовали воскресные школы для детей, хор... Руководит общиной священник нашего собора. Проблем у нас - море! Начиная с того, что у нас нет помещения, для всего этого, кончая нашей собственной теплохладностью. Но все-таки, перечитав комментарии, понимаю, как много нам дал Бог, как надо Его благодарить за это! Еще раз могу свидетельствовать, что то, о чем пишет о.Дмитрий, возможно!
Дионисий25 января 2011, 12:00
Мне пришел помысел и я хотел бы его выразить, конечно, то что я напишу вряд ли будет похоже на то, о чем я подумал и все же. Это не касается личности о. Димитрия и других комментаторов, а как бы попытка через самоанализ увидеть суть вещей. «Хочешь изменить мир, начни с себя». На мой взгляд, очень верное выражение. Начнешь себя изменять, увидишь, кто ты таков из себя - черви желаний, бури помыслов, паутина самооправдания, слепота гордыни, скудость многомудрия, трясины лени. Увидев это нужно ужаснуться, но не впасть в уныние, а начать учиться смиряться перед Богом и учиться уповать на Бога, может Господь, видя наш труд и дарует нам истинное смирение. Как мне кажется, только дела сделанные в Боге, со смирением и молитвой, могут принести плоды. Без этого любая приходская кипучая деятельность будет вести к гордыне одних, обиде вторых, зависти третьих, непониманию и осуждению четвертых и отвержению пятых… Может поэтому Господь и не попускает нам такой приходской жизни, о которой так многие вздыхают (в том числе и я), чтоб не было еще хуже. Может быть срединный царский путь –Шагнуть из наружи в себя, а из себя наружу выведет нас Господь, если ему угодно будет. Смысл внешнего делания, как мне кажется в стимуле внутреннего делания. В общем, нужно каждому делать, что ему возможно, по силам, с молитвой для стяжания смирения, а Господь управит все остальное, если ему угодно и нам на пользу. Прости Господи.
Ника20 января 2011, 22:00
Да, ходишь, ходишь в один и тот же храм уже 8 лет, а толком с батюшками не общаешься, а людей только в лицо знаешь и с несколькими здороваешься... О. Димитрий со своей статьёй задел за больное, у нас даже воскресной школы не было (сейчас вроде повесили объявление, что открылась), а храм второй по значимости в городе после кафедрального собора, и расположены они недалеко. Мне всё же кажется многое зависит от священника (а там где их несколько от настоятеля), он должен давать импульс, толчок к этой самой приходской жизни, а прихожане должны откликаться, участвовать, проявлять инициативу и т.д. А пропасть действительно существует...
Юрий19 января 2011, 14:00
Постараюсь кратко изложить свою ситуацию и то как я понимаю православие и Бога ИХ! В 2004г. я попал в тяжелую автомобильную аварию. Кома три недели, три месяца в больнице. В 2005г. я развелся с женой, остался сын Илья - крещеный в той же церкви которую и я сейчас посещаю. Церковь я начал посещать с 2005г., читаю духовную литературу, был период когда у меня был перерыв в церковной жизни. Но потом меня Господь вразумил, что бы я продолжал церковную жизнь. Из того что я прочитал и вынес для себя: -мы не задумываемся о смерти нашей земной жизни, такое ощущение, что все готовы прожить без смертную жизнь и не думаем даже о том что наша земная жизнь это всего лишь миг - мгновение по сравнению с тем что нас ждет в вечности. А это уже будет решаться на страшном суде ИХ. Все будет зависеть по-божьему ты жил на земле ( как часто исповедовался в грехах и прочащались, читал ли духовную литературу, да и вообще правильно ли ты жил на земле не нарушая Божьих заповедей...) Это так, в двух словах если что то интересно готов ответить на тел. 79052421004 или по E-mail:
Людмила19 января 2011, 12:00
Когда же мы поймём, что священники не культмассовый сектор, они работают гораздо больше, чем мы,грешные, видим. Мы приходим в храм к Богу для общения, коллективной молитвы:" Там, где двое или трое во имя Моё, там и Я посреди них", вот мы возвращаемся домой с Литургии, неся в сердце маленькую частицу того тепла и трепета, которую ощутили на службе и проповеди. Может быть, лучше поделиться в семье пережитым, объяснить то, что раньше казалось непонятным, т.е. поделиться этим теплом с самыми близкими. В нашем храме настоятель о. Владимир, всегда открыт, очень искренно и проникновенно проповедует, иногда, обращается за помощью, и люди приходят, они мало знакомы, только зрительно, но совместный труд - в радость. Стараюсь смотреть "Церковный календарь" по првославному каналу,и всегда хочется в ноги поклониться о.Евгению (Попиченко), спокойному,умному, очень рассудительному и светлому пастырю, сумевшему совместить служение Господу и непоказной помощи страждущим. Божьей помощи Вам, дорогой о. Димитрий! Храни всех, Господи!
Андрей18 января 2011, 15:00
Что касается близких отношений и христианской любви в общине, то думаю дело связано и с отсутствием глубокой веры у людей составляющих общину. Думаю что любовь - это как индикатор. В дополнение к сказанному 2011-01-16 23:23
Наталия .18 января 2011, 00:00
У нас такая община . Лиссабон,русская православная церковь Всех Святых Московского патриархата .
Алексей17 января 2011, 18:00
Большое спасибо о.Димитрию за эту статью. Вопрос главный Что делать? Дорогие братья и сестры во Христе,живя в городе Севастополе,посещаем с семьей храмы - приехали как-то по приглашению в маленькую сельскую церковь. По окончании литургии батюшка пригласил нас на трапезу, и там мы оказались в той самой семье. Матушки хлопотали, накрывая на стол, мужчины общались, дети вместе играли. По началу нам было неловко, но очень скоро мы уже общались и, разделив общую трапезу, стали если не членами семьи, то, надеюсь, добрыми друзьями. Дорогие мои, давайте разделять трапезу после службы. На мой взгляд, это очень важно, ведь говорят же, что она является продолжением службы. Я думаю, что разделяя хлеб, мы научимся делить и радости, и невзгоды друг друга. Спаси Вас всех Господи! С Рождеством Христовым! р.Б. Алексий.
александр17 января 2011, 14:00
Все верно и точно! Простите за ассоциации, похоже, как при коммунистической партии. Цель есть, задачи есть, пути есть, средства есть, активисты есть, на кого равняться тоже есть, демонстрации, съезды, советы - все есть. (и то жили дружнее). А чего желает нам БОГ, того между нами нет. И будет ли? Третье тысячелетие пошло уже, а все у нас людей не получается. Наверное мы не-люди. Простите, с уважением, Александр.
Андрей16 января 2011, 23:00
Всё сложно. Священноначалие во избежание образования сект не способствует развитию общин. Отчасти это оправдано. Но извернувшись можно найти лояльного священника и маскируясь под воскресную школу, что то организовывать, но опыта живого нет, книг нет. Священник занят и времени уделяет общине мало. И реальной братской общины собрать не получается, но хотя бы есть с кем поговорить...
Людмила16 января 2011, 19:00
Людмила С Рождеством Христовом! Отец Димитрий затронул "больную" тему для всех прихожан и просто верующих людей. Я та самая"скандальная старуха", что стоит у свечей.Я живу в курортном городе и к нам едут со всего бывшего "Союза".Так что в наш храм приходят очень разные люди.Очень тяжело видеть, что за почти 20 лет, с тех пор, как открылись церкви,увы, мало что изменилось в отношении к вере,Церкви.Многие люди до сих пор не знакомы даже с элементарными правилами поведения в храме, не говоря уже о фотоаппаратах и мобильниках.Многие заходят как в музей.Почему-то многие люди уверены, что поставив свечу,исполнили самое главное. Я думаю, что все теперешние проблемы имеют один корень:у нас нет еще истинной веры.Нет стремления исполнять первую и главную заповедь,искать Господа в жизни своей. И не хулите чаепитие.Христос с учениками за одним столом сидел и это тоже не просто так. И священников не оговаривайте, у них строгий Начальник, побольше вашего спросит.А общину не священник устрояет,а Христос.Это Он ведает путями и сердцами человеческими,Он и только Он соединяет людей в любви Христовой.А ежели ее нет, то и единенения не получается.Все зависит от нас самих.Вспомните,как учил батюшка Серафим Саровский:стяжите дух мирен и тысячи рядом с вами спасутся. И еще на последок.Первая книга Моисеева называется Бытие. С бытия нашего и видно,кто чем бысть.Спаси вас всех Господь, трудитесь Ему всем сердцем,все что делаете для других,делаете для Господа.
р.Б. Елена16 января 2011, 17:00
Слава Богу за всё! Привожу несколько цитат из коментариев, с которыми согласна: "О. Димитрий все правильно написал." "Люди приходят на Литургию,стоят вместе на молитве,но сразу после службы расходятся такими же озабоченными и малодружелюбными,как и до нее..." "Нынешняя разобщенность видимо беда не внутрицерковная, а беда русского народа, я старый человек и помню послевоенное время, гораздо теплее были отношения между людьми.Особенно обидно, ведь называя себя братьями и сестрами, годами стоим в храме бок о бок по имени-то друг друга не знаем,а смотришь на мусульман и иудеев,как они горой за своих встают,и думаешь вот уж действительно братья и сестры." "Вот уже несколько месяцев общаюсь с другом(он мусульманин), который парализован(впрочем, как и я сам) и рассказываю ему о Христе. Он слушает меня, верит, но...не видит той самой любви, которая должна быть среди христиан. Но если нет любви, нет и Духа среди нас? Значит мы недостойны причастия Духа, раз Его нет среди нас? В нас есть все, что угодно, гордыня, кретиканство, тщеславие, но любви в нас нет. Кто мы? Хоть один человек из нас может сказать " и уже не я живу, но живет во мне Христос"? " Господь заповедал любить друг друга! Не получается?! Братья и сестры, будем прилагать к этому труды и устремления и ПРОСИТЬ У НЕГО этой ЛЮБВИ, ведь ОН заповедал ПРОСИТЬ! СТУЧАТЬ! ИСКАТЬ!
Наталия15 января 2011, 23:00
О. Димитрий все правильно написал. НО это констатация сложившейся практики. Впрочем, я трижды видела имнно общины. Но ни в одну из них мне не захотелось.
Татьяна15 января 2011, 16:00
Что-то все так против чаепития настроены? Ведь речь как раз и шла о создании неформальной атмосферы, в которой батюшка и мог бы решать вопросы о том, кому помочь, кого навестить и т.д., да ещё и прихожан бы мог организовать, а чай - это только повод собраться и атмосфера. Вот чтобы не попасть в глупую ситуацию, (а это очень запросто можно сделать ведь люди-то разные попадаются) и нужно, чтобы всё было с благословения батюшки, с его совета и т.д, а для этого он должен знать свой приход. Можно, конечно, сказать, что мы сами такие нехорошие виноваты, что у нас нет приходской жизни, но это те говорят, кто мало себе представляет как организована Церковь, а чтобы любовь в нас появилась.., так она и начинается с каких-то дел для других, Любовь - это дело, а не чувства, а дела эти должен кто-то организовать, а если священнику это в тягость и не нужно, то посмотрю я на вас, как вы будете что-то такое делать на приходе. Мелкая взаимопомощь по симпатии и дружбе в счёт не идёт, такие группки знакомых есть везде, - это капля в море. Речь идёт о полноценной заботе хотя бы о своих, приходских стариках, больных и инвалидах, а для этого ведь и деньги иногда нужны, а если большой приход и много несчастных, то и немалые... Всё на приходе начинается со священника!
Людмила14 января 2011, 16:00
В Карагандинской области есть город Абай в честь казахского писателя. Там приход- - бывший дет. сад и там священник батюшка Александр. Настоящий подвижник.Его энергии хватило на создание храма .Сначало внутреннее убранство--мы радуемся малым победам и считаем их своими: вот новая икона,вот колокол поставили,это событие для всего города.Создали газету "Воскресения день"--ред. батюшка ,летний лагерь для молодежи, детский театр,На территории церкви постоянно что делают,то цветник,то летними вечерами - волейбол.Молодежь общается и полна идеями.Беседы с батюшкой -позновательны и интересны.А общение распологает к искренней исповеди.Жена батюшки ,матушка Наталия первая помощница, поддерживает микроклимат дружбы ,доброты,и внимания к прихожанам.Я думаю о таких людях нужно писать и не жалеть добрых слов. Они пример служения.
Саша К.14 января 2011, 15:00
Мне кажется дело тут намного проще. Буду судить по себе. Посмотрите какая у нас жизнь. Сколько остается времени свободного после работы. В будний день придти после работы на вечернюю перед праздником это наверное вообще подвиг. а особенно женщинам, когда в 20.00 только дома, а в больших городах и того позже, а дома тоже не отдохнеш т.к.семья и прочее.а еше вечернее правило когда стоять уже нету сил. У простого обывателя практически есть только суббота воскресенье. Суббота тоже вся в трудах и восномном не для себя, а для семьи. Итого остается воскресенье. А человеку хочется и дома побытть, и на диване полежать.Не судите строго, что мы такие-сякие, посмотрите как сейчас тяжело на работе, влесте в нашу шкуру. Я прихожу с работы я устаю так, что хочется лежать и ни очем не думать, и никого и ничего не видеть. Когда я был в отпуске и целую неделю не было служб, и я практически ни с кем не виделся, я скучал по приходу, по службе.Сейчас время много тяжелее, чем было, лет 50 назад.Людей задушивают этим объемом информации который надо все время усваивать (для того чтобы работать). Как раньше было хорошо. Люди скучали друг по другу. К нам на все праздники приходили соседи, дом был больше чем у других, вот у нас и собирались. Ни кто не переживал за ковры , за ламинат, ничего этого не было, жили бедно и просто. Зато душа была свободна.Нашего брата пожалел бы кто.
ВикторВК14 января 2011, 11:00
Мне думается, что причина отсутствия приходской жизни кроется в вдолбленной "МММ-ми" позицией не доверяй а то обманут. А тут самое сокровенное Вера..плюс привычка встречать равнодушные взгляды сотрудников по работе, соседей, да зачастую и родственников после попытки донести до них истины веры... если с родными в любви не контачишь как с прихожанами то .., а потребность то есть в общении, есть и причем большая... еще как вариант: много православной молодежи общается в интернете на форумах, У нас в Хабаровске есть так называемая "Молодежка" куда может прийти любой (не только молодой) человек и не только получить общение со словом но и принять участие в делах мирского милосердия - коих всегда больше чем достаточно... Тут отец Дмитрий в начале статьи упомянул тему крещения, мне так думается что люди не приходят в храм после крещения потому что не понимают веры, нет у них осознания совершаемого поступка, всей серьёзности совершаемого таинства...может стоит вводить институт оглашения? (хотябы 1-2 месяца)
Марина13 января 2011, 19:00
Я согласна с автором статьи в том, что нашей церкви не хватает общности, человеческого общения - не "чаяпития", а помощи старикам, малоимущим. Мне всегда в храме хочется подойти предложить помощь, но опять же боюсь попасть в глупую ситуацию. Но после статьи - оязательно подойду и в церковной лавке спрошу. Очень благодарна за статью.
Сергей13 января 2011, 17:00
Бесспорно, статья очень хороша. Но мало ли хороших статей можно прочесть на уважаемом мною сайте «Православие ру.»? Я не первый год, почти ежедневно, просматриваю материалы с этого сайта, и знаю наверняка, что на нем всегда найдется нечто нужное и интересное. Но комментарий я решился написать впервые. И причина этого не в содержании самой статьи, а в той радости, которую я испытал, читая комментарии к ней. По их количеству и объему она стала «рекордсменом» среди всего мною прочитанного. Ничего подобного я прежде не встречал. В разговоре со своим другом я назвал эту статью «криком боли», и вот какой отклик вызвал этот крик. Сколько моих братьев и сестер его услышали и не смогли не отозваться! Да, нам больно от «нелюбви», прежде всего в нас самих, от «нелюбви», которая стала нашей общей болезнью, точнее эпидемией, от «нелюбви», которая, увы, живет и действует через нас и в церкви. Но то, что мы ее чувствуем, есть точное свидетельство того, что мы живы! А Врача мы знаем, и для Него нет ничего невозможного. Земной поклон Вам, отец Димитрий. С Рождеством Христовым поздравляю всех!
Константин13 января 2011, 17:00
Братья и сестры, вот тут в значительной части комментариев - прямой или косвенный упрек священникам, а можно ли ? Уж больно скользкая эта дорожка - осуждать других (а тем паче священников). Заповеди - то никто не отменял. На себя надо честно посмотреть, да вот не получается. Может - инстинкт самосохранения (от сумасшествия) срабатывает ? Это на основе личного опыта говорю. А может сейчас время такое - когда у батюшек и слов то нам нет - не услышим ? Кто-то из Отцов сказал (перефразирую) "Стремитесь поближе с Солнцу - и будете ближе друг ко другу, как лучики солнечные". Найдем силы - честно стремиться и просить сил у Того, кто дает просто и без упрека и приходская жизнь (как инструмент в помощи ближнему) глядишь и начнет налаживаться, если на пользу нам будет.
Марина13 января 2011, 14:00
Чего же вы хотели?! Сколько лет гонений на церковь! Откуда взяться тесному общению? Да жизнь сейчас такая суетная. Мне лично не хочется никакого общения и если бы ко мне(в начале воцерковления) в церкви приставали, подходили, советовали, это бы оттолкнуло меня от веры. Люди разные, не всем нравятся чаепития и шумные мероприятия. От них толку никакого, я заметила, что чаепития любят сектанты и пустые люди, которые убивают время. Я человек серьезный, не люблю гульбища, в виде "чаепитий"! Но как и всякий верущий мечтаю об активной приходской жизни. Хочется кому то помогать, делать доброе дело нуждающимся. Для этого надо знать, кто этот нуждающийся в моем участии близкий. Как нам встретится? Батюшки наши очень загружены, поэтому, неприятно читать осуждения в их адрес! Легко осуждать! Конечно много зависит от настоятеля. Но все таки главная движущая сила это мы - прихожане. И то, что я не учавствую в приходской жизни, минус ставлю себе, а не нашим батюшкам.
андрей13 января 2011, 13:00
Здравствуйте! Наша общая проблема-неимение Любви к ближним,эгоизм,и есть главная причина отсутствия общины в храме. Никакое "чаепитие" проблему не решит. Чаепитие,это форма общения любящих друг друга людей,а если нет Любви,то и за чаепитием будет лишь сопение и поедание сладостей,и не более. А Любви надо учиться у Спасителя,и просить Его о даровании Любви.И дома нам лучше потому что нас там любят,а сами мы зачастую и среди семьи мира и любви не имеем,что уж тут говорить о любви к ближним,и какой то общине,у нас и дома то не у всех согласие и мир. Начинать надо с себя,а то мы любим священников,государство,школу во всем винить,а виноват каждый из нас,и я в том числе. Вышел после службы,завел машину,и укатил домой,оставив старушек возле храма стоящих,прихожанок,а ведь мог бы и подвезти. Нет во мне любви. И имена не всех даже знаю,с кем рядом пою на клиросе. Так что проблема в каждом из нас. Спаситель сказал: "любите друг друга!" а где Любовь,там и община будет. С прошедшим всех Рождеством!
Таня Н.13 января 2011, 12:00
Полностью согласна с Еленой. Все точно как у нас. И денег я на это почти перестала давать.
андрей13 января 2011, 11:00
Все зависит от священника.Порой даже проявленная инециатива не находит поддержки.Но даже не смотря на это, нужно пытаться что-то делать.Каждый будет отвечать за свои дела.
Елена12 января 2011, 22:00
Чтобы взращивать общину, нужно сначала организовать Богослужения. Почему тон в храме задают скандальные старухи за свечным ящиком? Почему в храме во время службы шум и гам, постоянное движение взад-вперед, к подсвечникам и обратно? Хор надрывается и орёт, выписывает фиоритуры. Настоятель никогда не взывает к соблюдению элементарных правил поведения, а это необходимо, так как люди искренне не знают, что нельзя болтать, нельзя оставлять мобильник включенным и т.п. В храме страшная духота, закрыты все окна. Разве в таких условиях можно молиться? К настоятелю не подойти, на такой он недосягаемой высоте от нас, простых прихожан. Против всего этого безобразия хочется голосовать одним способом: рублём, не давать им пожертвований.
Наталия12 января 2011, 22:00
р.Б.Наталия Прочитала и статью и отзывы. По-своему все правы, где-то сложились общины, а где-то нет, в городе, где я живу и была прихожанкой сначала несколько лет в одном храме, а после в мужском монастыре, именно так, как описывает батюшка - общины нет, в монастыре больше людей узнаЮщих и здоровающихся, поскольку там даже можно потрудиться в огороде - что людей сближает, но это все равно не полноценная приходская жизнь. И мне понятны боль и крик души о.Димитрия. Безусловно надо людей объединять, чтобы и после службы люди оставались целым, а не разрозненными и разобщенными индивидуумами. Помоги Господь!
Евгений12 января 2011, 20:00
Спаси Бог за статью. Всё так. Исключения есть, но они не задают тон в Церкви. Беда - в болезненной разобщённости русских людей, нашем маловерии, лени, нерешительности. На наших православных книжках почти всегда изображают какие-нибудь храмы, красивые, высокие, золочёные, с куполами... Людей бы изобразили: радостных, верующих, простых. Больше внимания человеку, а через то - и Богу. Не человек для литургии, а литургия для человека: пастыри, разъясните людям, что к чему, стройте храмы с нормальной акустикой! По наболевшим вопросам я писал как-то: http://eugen-ivanov.livejournal.com/589.html Советую очень книгу отца Георгия Казанцева "Мёртвые души": http://www.wco.ru/biblio/books/kazancev1/Main.htm
р.Б. Маргарита12 января 2011, 20:00
Добрый вечер. Хотелось бы пожелать автору не унывать, а больше молиться за свой приход и уповать по помощь Божью. Без Бога мы не сможем сами привить человеку веру сколько бы чая совместно ни выпили. Трудно научиться всецело уповать на Бога - а ведь только Он знает как правильно и верно в любом случае. Молитесь, а уж Он и нуждающимся поможет, и "шальными" деньгами распорядится, и самые закаменелые сердца откроет - вразумит кого и как должно. Если человек хочет идти к Богу, то ему не помешают та "холодность" в Церкви о которой Вы пишите. Ну, даже, если и уйдет первый раз, то потом вернется, может не сразу, но вернется. Ведь вы не перестанете хлеб покупать, если на вас продавец накричит, правда? Иногда больно бывает до слез, когда "получишь" в Церкви. Но, всегда надо помнить о том, что "тесные врата" никто не отменял и "враг человека" не дремлет никогда. Божьей Помощи Вам.
Нина12 января 2011, 17:00
Часть 2 комментария: 1. Меня взяли на занятия, не смотря, что я пропустила начало. 2. Одна женщина будто взяла патронаж надо мной, подсказывала, говорила, когда какие праздники... как что нужно делать. Однажды одолжила мне свою кофточку с длинным рукавом, когда я пришла на занятия в футболке. Она водила меня на трапезу, когда я приходила помогать. Сначала я жутко стеснялась. Она буквально за ручку меня первые разы водила. 3. Меня спрашивали, как мои дела, как муж, как что, не только она, но и начальница, и женщина, которая занималась уборкой - все отнеслись ко мне радушно. И это не только ко мне, я думаю. 4. Группа у нас постоянно оставалась помогать, кто на кухне, кто в огороде, кто где, и как-то все было очень тепло. Люди знакомились, помогали друг другу, звонили. Обменивались дисками и книгами. Одна женщина подарила мне книгу с текстами богослужений на одну из седьмиц Великого Поста. 5. Меня привлекали к работе, группой мы ездили помогать однажды в Дом Малютки. Приглашали в поездки, звонили домой, звали на какие-то мероприятия. 6. Там постоянно организуются праздники, всегда есть кружки, какие-то занятия. 7. Нам с мужем монахиня однажды подарила Евангелие, потом во второй раз. И как-то предложила в третий, но мы поблагодарили и сказали, что вы нам уже подарили. И это, конечно, не все. Спасибо вам за статью, она заставила меня задуматься. И пусть поможет вам Бог в работе с молодежью!
Нина12 января 2011, 17:00
Здравствуйте, отец Димитрий! Помоги, Господи! В статье вы говорите, что будете рады, если кто-то вас переубедит. Мне не с чем сравнивать; возможно, в прошлые времена общинная жизнь была теснее, но могу поделиться своим небольшим опытом. Часть 1 комментария: Мне 27 лет, мое воцерковление началось с Таинства Венчания. Наверное, первая "взрослая" Исповедь, первое осознанное "взросло" Причастие. Мне подруга посоветовала этот Храм и батюшку, к которому хорошо можно было бы прийти на первую Исповедь. Несмотря на количество народу в очереди, батюшка уделил нам с мужем много времени, я, признаться, многие вещи из его слов поняла чуть ли не спустя год. Но он потратил время на наше вразумление, приводил интересные цитаты и примеры из Жития Святых. Спустя некоторое время, мне захотелось пойти в Воскресную школу при Храме. И вот здесь продолжилось как раз то проявление любви к ближнему, о котором вы пишете:
Наталья А. 12 января 2011, 14:00
Марине. Я живу в Саратове. Может, Вы будете удивлены, но самые настоящие дружные приходы сложились у нас там, где настоятели -- монахи. Люди, которые всецело отдают себя храму и своему служению. Дело, все-таки, во многом в личности священника, будь он белый священник или монах. Слагаемые хорошего прихода обычно таковы: 1) регулярные (обычно еженедельные) встречи настоятеля с прихожанами, на которых батюшка проводит беседу об основах духовной жизни, богослужении, отвечает на вопросы своих прихожан; 2) внятное, неторопливое, благоговейное богослужение -- люди начинают всерьез понимать и любить службу; 3) исповедь на всенощной (и задолго после нее), на которой батюшка может уделить внимание каждому; 4) воскресная школа с хорошими преподавателями, которым платят зарплату, и которые часто выступают инициаторами прочих приходских дел (приходская газета, сайт, организация социального служения); приход серьезно сплачивается вокруг такой школы, потому что где дети, там и родители. Ну, уж и на праздники можно чайку попить! )))
Ксения12 января 2011, 14:00
Здравствуйте, я понимаю, что это проблема. Но в тех церквах, которых я постоянно бываю(а это 3-4 церкви), я вижу общинную жизнь. Где-то она уже есть ,где-то развивается,но она есть! Люди остаются в церкви еще после воскресной литургии, чтобы поговорить с друг с другом, я вижу как прихожане любят своих батюшек а батюшки прихожан. Зачастую мы сами виноваты в том, что не включаемся в эту жизнь - хотим с кем-то познакомится, но проявляем ложную стыдливость.
Ольга12 января 2011, 13:00
Каков поп таков приход. Все начинается и заканчивается священником, Пастырем. А мы - овцы. Свящнник должен быть Отцом родным. Он должен все знать о своих прихожанах. Вот когда будет такой Батя на приходе, тогда и возникнет община. Семья. Не может не возникнуть. Утверждаю, потому что знаю конкретный пример.
Алена12 января 2011, 13:00
Наверное, не следует так сурово судить наших батюшек. Если батюшка отказывается выслушать вашу ИСПОВЕДЬ - тогда да, это, к сожалению, суррогат и пастырь недостойный. А выслушивать наши женские душевные терзания - это функция лучшей подруги. И вообще, слишком душевные отношения со священником бывают опасны.
Галина12 января 2011, 13:00
Озабоченность автора статьи и авторов комментариев очень понятна и близка. Но хотелось бы вспомнить о другой крайности. Многие прихожане "накушались" обязательной общественной жизни советской поры со всеми культ-массовыми мероприятиямми, взносами, шефством, соцсоревнованиями, политинформациями и публичным разбором семейных конфликтов. Прихожане и в новое после революции 90-х время также "наелись" приемов групповой психотерапии и управления персоналом с душевными признаниями в круге, ролевыми играми, анкетированием, обязательными корпоративными банкетами и чаепитиямми, выездами за город. Многим известен печальный опыт стихийного появления в любой группе людей "лидера", который тут же начинает "рулить" процессом, а батюшки по занятости могут и пропустить тот момент,когда из такого "лидера" вырастает нешуточный диктатор. Также многие припомнят и звонки из "библиотеки" при храме с призывами выйти на какую-нибудь демонстрацию перед прокуратурой, причем время проведения мороприятия аккуратно придется на время работы, с которой нельзя отпросится... Поэтому многие, честно скажу, и рады тому, что церковь дли них не превратилась в комсомольский кружок или дамский клуб. А вопрос, как найти этот царский путь золотой середины - пока для меня без ответа.
Алена12 января 2011, 13:00
Рискну согласиться с Евгением: а надо ли превращать храм в клуб для посиделок? в храме очень разные люди, иногда у них, кроме Православной веры, нет ничего общего -усадите за общее чаепитие студентку, воцерковляющегося бизнесмена и бабушку 80ти лет. Впрочем, в чаепитиях нет ничего плохого. Но вот почему их должен организовывать батюшка? Есть у вас такая потребность -что мешает лично вам стать "центром кристаллизации" общины? Посмотрите на ближнего. Спросите его имя, поговорите о жизни - а там и до чаепития недалеко. В маленьких храмах это не проблема, в городских больше процент "захожан", но все равно какой-то костяк прихода вырисовывается. Всегда есть в церкви прихожанки, которые в курсе - кто болеет, кто нуждается, кто многодетный и т.д. Это у нас в провинции. Может, в мегаполисах иначе.
р.Б. Іоаnnъ12 января 2011, 12:00
Благословите,батюшка! Аще Бог не призовет, втуне трудится ... Мы малое стадо. В Византийской Империи православных было не более 6-12 % в разные времена. Не переживайте, кто хочет, пусть вне Храма Божьего и бродит, нам же грешным, только в нем и место. Бог пришел спасти грешных, а многие и больше таковыми себя не считают. Насильно мил не будешь. Радуйтесь и веселитесь, что пред лицем Его ходите.
рБ Сергий12 января 2011, 11:00
Каков пастырь, таковы и овцы! Есть в нашей Курской епархии священник, который умеет организовать приходскую жизнь и мог прийти домой и всю ночь вести беседу, выводя "спутник на орбиту". И наша семья ему за это глубоко благодарна. Сколько сил и собственных средств потратил батюшка. Сколько им сделано на приходе. Но! Его переместили на другой приход в отдаленную деревню. Думается, потому, что своей деятельностью он обличал теплохладность других священников. А вот слова Патриарха 3 января с.г.: "Если у нас есть еще кто-то из батюшек, кто считает, что совершение богослужений и треб вполне реализует его призвание и больше ничего делать не нужно, то такой священник не просто ошибается – он совершает преступление. Лучше сразу уходить." (http://rusk.ru/newsdata.php?idar=45905) На деле мы видим, как "уходят" подлинного пастыря.
Татьяна12 января 2011, 10:00
Всё начинается с "головы". А "голова" на приходе - настоятель. Если настоятель просто равнодушный к людям наёмник, то и атмосфера такая же. И таких настоятелей сейчас немало: они больше хозяйством озабочены, чем людьми. Много здесь написано горьких слов о современном состоянии нашей Церкви. А ведь если бы батюшки только начали, то люди откликнулись бы сразу, ведь изголодались все по человеческому участию, единомысленному общению, элементарно ведь для начала хотя бы чаепития организовать для всех прихожан по воскресеньям, и в этой неформальной обстановке все проблемы можно было бы обговорить, и о помощи попросить и выяснить кто нуждается в заботе, хотя бы навестить в больнице кого-то договориться, а дальше больше... Всё в руках священников. Мы ведь сами не можем инициативу проявлять, мы в храме - не хозяева, да нам иногда даже и подойти к настоятелю страшно со своими предложениями, потому что ведут они себя часто не как отцы наши, а как наши начальники и директора. Так что начинать надо со священников. И пропасть между ними и народом именно они должны начать преодолевать, а мы откликнемся. Может их в семинариях не только Богословию учить, но и организации приходской жизни?
Наталия 12 января 2011, 10:00
"Стучите и отверзится, Просите и дастся вам!" Не это ли говорит Господь? Что же мы пеняем на батюшек да бабушек, в себя когда последний раз смотрели. Недовольны, что нет приходской жизни? Что вот каждый из нас сделал, что бы наладить эту самую жизнь, конечно можно и чай попить с батюшкой, поговорить,только ведь беседа может случиться праздной...Не буду в пустую воздух сотрясать, вот рассказ краткий о моей однокласснице.:Перехала она в городок на юге России с двумя сыновьями 18 и 20 лет, мама она любящая и хотела чтоб детки были поближе к храму, подошла к батюшке, да и спросила нет ли у них молодежной православной группы. Оказалось нет, и заняться не кому, и помещения нет, где б молодежь собиралась. Так вот эта мама,не привыкшая просить, ходить по чиновникам пошла и просила, и кланялась и дал Господь, но и это еще не все -нужно было молодежь собрать, приобщить и своих сыновей и в этом Господь не оставил. Я думаю хватит видеть бревно в чужом глазу, если батюшка не может организовать приходскую жизнь(а кто сказал,что именно батюшки этим заниматься должны?)мы то на что? Мы готовы после воскресной службы задержаться в храме,взять метлу да двор вымести. Простите меня грешную
Александр12 января 2011, 10:00
о. Дмитрий, спасибо. Почти вся статья в унисон резонирует с декларируемым направлением усилий Патриархии, а ее (статьи) окончание - как-будто бы находится в позиции критики. Запоминается, как известно, сказанное в финале, как бы не возникло недопонимания и напряженности. Я простой прихожанин и также оправдываюсь "семьей". Помолились, кое как уже "достояли" часы или требы - и бегом домой. А дома-то как раз все хорошо - о домашних заботятся, о них молятся, они могут и понять, и подождать. А сколько братьев и сестер во Христе остаются и без слова утешения...Горько... Надеюсь, Ваша статься станет значительным или даже решающим катализатором моего и старших братьев изменения
Рустик12 января 2011, 09:00
Я начал комментировать это слово пастыря, теперь, после прочтения комментов братьев и сестер, хочу продолжить. Отчаиваться ни в коем случае нельзя, только ни это. Для меня ясно одно, нужно начинать с себя, исполнить завет Серафима Саровского, стяжать дух мирен и только тогда вокруг тебя начнут спасаться другие. Мы должны стать светом миру, ни прожекторами, слепящими глаза, а добрым, открытым, теплым светом, к которому хочется придти, который всегда ждет, всегда поддержит и обогреет своей всепрощающей теплотой. Мы должны стать ближними для всех труждающих, а не искать тех, кто для нас станет ближним(поддержкой). Господь говорит нам, чтоб мы любили, а не чтоб любили нас. Спаси Вас всех Бог!
Эдуард12 января 2011, 01:00
Общее чаепитие это хорошо, но главное на мой взгляд как мы ведем себя на работе, дома, с окружающими. Часто приходиться видеть, как воцерквленные ведут себя агрессивно по разным причинам, а ведь существует заповедь "возлюби ближнего" и любить нужно не только в определенных местах или собраниях. Люди оценивают наше поведение, они хотят понять, чем верующий отличается от неверующего и когда от нас исходит высокомерие, то к хорошему это не приведет. Но совместно выпить чаю тоже было бы неплохо.
Таня Н.12 января 2011, 00:00
Если у батюшки есть добрая воля, что же ему мешает быть настоящим пастырем? Молитесь,занимайтесь своим пастырским делом с полной отдачей, проявляйте внимание к людям, они будут знать, что их пастырь - настоящий, ответственный, он молится, в том числе и за них. Главное - организовать хорошую, внятную церковную службу; потом - исповедь (не во время службы и не на глазах у всего храма, а как-нибудь интимно желательно, вдали от чужих ушей); хорошие, внятные требы; короче, настоящее душепопечение. Я вижу в Церкви в основном халтуру, о людях никто не подумает, об их ощущениях. Элементарно нет хорошей строгой службы, чтения, пения. Организуйте атмосферу в храме, воспитывайте храмовых служителей. Что мешает??? Потом, не бегайте от людей, смотрите им в глаза, уделяйте внимание тем, кто в этом нуждается. Главная пастырская работа - индивидуальная. Внешняя организованность по интересам для духовной жизни мало что дает, по-моему. Где батюшка хороший и отвечает лично за всю постановку храмовой жизни, там и люди приветливые, они интересуются духовной жизнью и друг другом, успокаиваются и исправляются. Только личный батюшкин духовный и практический пример может помочь понять дух Церкви и всей душой к этому Духу присоединиться. Только я таких идеальных отцов в нашей местности не встречала, один суррогат, видимо, их так учат...
Евгений12 января 2011, 00:00
Общинность, некая "семейственность" - ложная, надуманная цель, потому и не получается! Как сказал Патриарх Кирилл (будучи митрополитом) в одном из выпусков "Слово пастыря" вера сводится в конце концов "к личным взаимоотношениям человека с Богом"! Все!
Al12 января 2011, 00:00
Ваши слова задевают за живое и наболевшее. Правильно Мамонов говорил: "Из одной чаши причащаемся, а сами друг другу "здрасьте" не скажем!". Разобщенность - бич нашего века! Мне приходят мысли, что может теперь нечистая сила избрала другую тактику - замкнуть человека в себе, оградить от остальных, погрузить в свой собственный мир, когда уже другие только мешают, являются помехой, и все чего человек якобы хочет и о чем мечтает есть в его этом самом "мире". Будучи представителем нынешнего поколения, и на мне отпечаток замкнутости - выдавливаю из себя слова, тяжело обратится к человеку порой, даже в храме. Стою на службе и сердце ищет этой общности, а ее нет. Когда храм маленький, народ стоит около батюшки, и все кажется вместе, уютным кругом...
Михаил11 января 2011, 22:00
Когда мы начнем понимать, что для Церкви ценны - ТОЛЬКО ЛЮДИ, тогда положение начнет изменяться. А пока - отстраивается модель православия синодального периода, возводятся стены,золотятся купола, пишутся кучи отчетов, проводятся скучнейшие епархиальные собрания, дело не изменится. Зачем опять отстраивать государственную религию? Господь снял с церкви это бремя у нас в 1917 году. Зачем опять лезть под ярмо? Напряжение нарастает: снаружи тишь да гладь, симфония и блеск куполов. Внутри - сверхжесткая иерархия, равнодушие,карьеризм,плененность средневековой субкультурой,самодовольство и ригоризм. Бог Вам в помощь,о.Дмитрий в Вашем пути за Христом.
Михаил11 января 2011, 22:00
Проблема сложная. Причин формальных много, хотя бы исчезновение общинной жизни вообще, вместе с деревней в 20-м веке. Ну какая община в церкви, если нет даже семейной общины? Я согласен с автором, в том числе и с его недоумением о том, как преодолеть это, но хочу напомнить об одной опасности. Уже прозвучало о пастыре, с амвона говорящего не только проповеди, но и о проблемах прихода. У меня это вызывает аллергическое отторжение. Вспомните, во что вылилось христианство в католических и протестантских церквях на западе. Социальное служение, слащавые собрания пожилых домохозяек, молитва и литургическая жизнь как законническая формальность. Да, это другая крайность, в отличие от нашей ситуации. Наверное истина, как всегда, заключается в срединном царском пути. Я призываю не драматизировать ситуацию. Ведь очевидно, что увещеваниями самоорганизоваться и наладить приходскую жизнь ничего не достигнуть. Мне представляется, что все в руках Божиих, и на все нужно время. Это для нас 70-80 лет - максимальный срок жизни, а для Господа - день вчерашний (извините за вольное переложение Псалтири). Мы ведь только стены храмов отстроили, да и то не везде. То, что автору и всем нам представляется сейчас нереальным, может быть скоро наступит. То, что невозможно человеку, возможно Богу. Поэтому нашу задачу сегодня я вижу по большей части в молитве об этом.
Малыгина Людмила Григорьевна11 января 2011, 21:00
Я полностью согласна со статьей.В нашей Церкви происходит то самое, о чем в ней написано.Люди приходят на Литургию,стоят вместе на молитве,но сразу после службы расходятся такими же озабоченными и малодружелюбными,как и до нее.Ощущение такое,что наши священники отбывают в Церкви какую-то повинность.Стараются улизнуть из храма до окончания службы,чтобы не попадаться на глаза прихожанам.Очень угрюмая обстановка.Нас не поздравляют по воскресениям,могут не поздравить и в Великий праздник.Выйдет кто-нибудь из клира,что-то прочитает по бумажке-и ни одного слова от себя.Не поздравляют причастников.Скудость духовная в нашей Церкви огорчительнее скудости материальной.Стена красивые,территория ухоженая,но везде ходить нельзя,только перед самим храмом.Перед причастием возникает давка и никто ее не контролирует,никто не сделает коридор для отходящих от Чаши,сами продираются сквозь толпу,как могут.Удивительно,что люди еще выдерживают все это.Причаститься в моем храме-уже подвиг,людям болезненным такое вообще не по силам.Очень не хватает трудников,подсвечники часто бывают без присмотра.А те немногие,что трудятся,так озабочены,что подходить к ним с вопросами как-то неудобно.Вот такая наша церковная жизнь.Церковь сама по себе,а мы-сами по себе.
Елена11 января 2011, 21:00
Для того,чтобы создать возможность общения необходимы простые вещи,банальнейшие. Иметь в храме такое место,где можно совместно присесть,чай попить и батюшка посреди...простое,человеческое неформальное общение,беседы и пр.и пр.То место,где можно чувствовать себя человеком,среди человеков и перекинуться парой слов. Отбою бы не было.
Мария11 января 2011, 20:00
Все правильно, так везде и у нас тоже самое. Священники после службы спешат на требы или по другим делам, но никогда и никто не пригласил нас побеседовать или попить чайку, познакомиться, о какой либо помощи вообще говорить смешно: как всегда и везде "епархия очень бедная" и т.д. Когда понимаешь все это, то страшно уже за пастырей становится, как перед Богом за овец отвечать станут? Через 10 лет некому будет и молиться в храме, потому что на занятия с детьми и молодежью денег никто не выделяет. Нет толком ни лагерей, ни стоящих молодежных православных организаций, так, мелькают кое-где. У нас проведут что-либо на рубль, а отчитаются на сто. Это и есть правда жизни "приходской". Но все равно, нельзя уходить из храма. А где любовь братская, как объяснить детям и новым приходящим в храм?
Андрей11 января 2011, 20:00
дорогой о. Димитрий, начните с чаепития, пригласите прихожан за стол, познакомьтесь с ними и прихожане между собой, лично, и у вас уже началась приходская жизнь, если люди увидят тепло исходящее от священника. Нет никаких проблем для этого, кроме помещения, кружек с чаем и желания общения. Главное - желание общинной жизни, а оно у Вас, судя по статье есть. Гораздо хуже если на этом пути стоят страсти облеченные в личину псевдоправедности, которые приносят в жертву себе все и вся. Помоги Вам Господи.
Марина11 января 2011, 19:00
Проблема разобщенности может усугубляться еще и тем, что в храмах приходских служат монахи. В нашем храме, напрмер, и настоятель, и второй священник - игумены. И только третий священник - "белое духовенство". Понятное дело, монахам положено стремиться к уединению....
Надежда11 января 2011, 19:00
Да, полностью согласна и с автором и с предыдущими комментариями. Но может быть стоит присмотреться к опыту сектантов и применить его на своих приходах. Провести какое-то добровольное анкетирование прихожан, выбрать какой-нибудь "совет" из активных и неравнодушных людей. Должен быть центр, к которому обязательно потянутся. Вот только кто начнет? Надо ждать приказа сверху?
виктор11 января 2011, 19:00
соглашусь полностью , нет среди людей истинного Православия,люди как бы сами по себе и знаете могут в глаза или за глаза посмеяться над тобой как будто Православие это только моя вера и смотрят а как я живу ,молюсь ли соблюдаю ли пост,одним словом есть тема для разговора
Иван Александров11 января 2011, 19:00
Нет любви, нет единомыслия в том, что делаете, нет хотя бы элементарного отсутствия зависти и корысти - нет общины и не будет! Любовь растить надо, а по плану спущеному сверху ничего не вырастет. Так что, терпим и смиряемся! Хорошо хоть народ креститься и отпевать усопших приходит. Дальше еще хуже будет: Второе Пришествие в мир, где не будет любви никто не отменял.
Александр Д.11 января 2011, 17:00
Вот уже лет 10-15 думаю о проблеме изложенной в статье и тоже не вижу ее решения.Нынешняя разобщенность видимо беда не внутрицерковная а беда русского народа,я старый человек и помню послевоенное время,гораздо теплее были отношения между людьми.Особенно обидно ведь называя себя братьями и сестрами годами стоим в храме бок о бок по имени-то друг друга не знаем,а смотришь на мусульман и иудеев,как они горой за своих встают,и думаешь вот уж действительно братья и сестры.
Татьяна11 января 2011, 16:00
Спаси Вас Господи о.Димитрий! То что Вы написали в этой и в предыдущих статьях так важно для жизни церкви, как никогда. Я живу в Риге и постоянно посещаю храм. И всё время мечтаю и жду, что когда-нибудь произойдёт чудо, и начнётся приходская жизнь. Но этого не происходит. И в действительности всё обстоит именно так, как Вы пишете в своей статье. Пропасть между священноначалием и прихожанами такая, что её уже невозможно преодолеть, да и между прихожанами тоже. Я часто бываю в Швейцарии и в Германии. И как ни прискорбно, но можно сказать, что там в православных храмах действиетельно есть приходская жизнь. Священник с амвона не только произносит проповеди, но и также говорит о жизни прихода, о проблемах. Если кому-нибудь нужна помощь материальная или молитвенная поддержка, то прихожане сразу откливаются. Я уже не говорю о совместной трапезе после литургии, о проведении вместе праздников. Также регулярно священник проводит беседы не только для детей, но и для взрослых. И как правило, священник абсолютно доступен. Может и мы прихожане сами виноваты. Но как изменить ситуацию, я не знаю. Простите, если что не так написала.
Рустик11 января 2011, 16:00
Спаси Вас Бог! Все время об этом думаю и не нахожу ответов. Я сам крестился менее года назад, позади годы позорной, нечистивой жизни. Вот уже несколько месяцев общаюсь с другом(он мусульманин), который парализован(впрочем, как и я сам) и рассказываю ему о Христе. Он слушает меня, верит, но...не видит той самой любви, которая должна быть среди христиан. Но если нет любви, нет и Духа среди нас? Значит мы недостойны причастия Духа, раз Его нет среди нас? В нас есть все, что угодно, гордыня, кретиканство, тщеславие, но любви в нас нет. Кто мы? Хоть один человек из нас может сказать " и уже не я живу, но живет во мне Христос"?
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке