Имя Христа

Загрузить увеличенное изображение. 672 x 500 px. Размер файла 117132 b.
 Обрезание Господне
Обрезание Господне
В день Рождества мы читаем в храме отрывок из Послания к галатам о том, что, «когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего Единородного, Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных» (Гал. 4: 4–5).

Подчинение закону у младенца в еврейском народе ощутимо происходит уже на восьмой день. Тогда младенца обрезывают. Христос претерпел эту болезненную процедуру. Можно представить себе детский плач и пляску взрослых вокруг кричащего младенца. Можно подсмотреть, как это делают евреи сейчас. В сущностных чертах это одно и то же действие.

Думая же о Христе, мы кланяемся Ему в сей день особо, поскольку в сей день к телу Его прикоснулось железо и Богомладенец впервые пролил кровь.

Но у этого дня есть еще одна глубочайшая особенность. А именно: в день обрезания ребенку нарекали имя.

Сына Божия нельзя было назвать каким угодно именем. Еще в день Благовещения Гавриил сказал Марии: «Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус» (Лк. 1: 30–31).

Так же и сомневающегося Иосифа Ангел утешает и наставляет, говоря: «Родившееся в Ней (Марии) есть от Духа Святаго; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус» (Мф. 1: 20–21).

Итак…

Чудесная семья, состоящая из Девы-Матери и старца-служителя, не сомневалась ни одного дня по поводу того, как назвать явившегося в мир Спасителя. Не было ни советов, ни споров. Были только восемь дней ожидания, а «по прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать Младенца, дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве» (Лк. 2: 21).

Имя, предназначенное воплотившемуся Сыну, хранилось в тайниках Премудрости Божией, а в день Обрезания пролилось на землю, как дождь на руно. Пока закрыта в сосуде ароматная масть или миро, то не слышно запаха. Стоит же открыть сосуд или тем более пролить миро, как «храмина наполнится масти вони благовонныя». Поэтому и слово тайное из самой тайной книги говорит: «Имя твое – как разлитое миро» (Песн. 1: 2).

Имя Христа благоуханно, имя Его драгоценно. И «да убоится сердце мое боятися имени Его». Христос «верующим во имя Его дал власть быть чадами Божиими» (Ин. 1: 12). Сама вечная жизнь есть не просто вечное существование, но «Жизнь во имя Его» (Ин. 20: 31).

В имени Спасителя великая сила.

«Во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи», – сказал Петр хромому человеку, сидевшему у храмовых ворот, называемых Красными (см.: Деян. 3: 6). И когда за это чудо, а наипаче за проповедь о Христе воскресшем Петра с Иоанном поставили перед синедрионом, Петр сказал, что «именем Иисуса Христа Назорея, Которого вы распяли, Которого Бог воскресил от мертвых, Им поставлен он (бывший хромой) перед вами здрав». И даже больше сказал Петр, а именно: «Нет ни в ком ином спасения, ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы спастись» (Деян. 4: 10, 12).

Нет другого имени под небом, которым бы надлежало спастись. Как изысканную восточную сладость можно носить в устах эти слова и повторять: «Иисусе, Иисусе, Иисусе, Сыне Божий, помилуй меня». «Коль сладка гортани моему словеса Твоя, паче меда устом моим». И еще: «Что яблоня между лесными деревьями, то возлюбленный мой между юношами. В тени ее люблю я сидеть, и плоды ее сладки для гортани моей» (Песн. 2: 3).

А как много в Писаниях тайн, связанных с именем Спасителя! Как много в этом роскошном замке комнат, в которые мы еще ни разу не входили!

Вот Иоанн говорит, что «закон дан через Моисея; благодать же и истина произошли через Иисуса Христа» (Ин. 1: 17). Образ этих слов дан в истории овладения землей обетованной.

Моисей довел людей до границ земли, но в саму землю не ввел, и сам не вошел. Это потому, что закон никого не доводит до совершенства, и Моисей этот закон символизирует. Кто же вводит народ в землю? Иисус! Человек с именем Иисус довершает дело Моисея. И это пророчество о том, что закон передаст эстафету Евангелию. Да и сам Моисей говорит: «Пророка воздвигнет вам Господь Бог ваш из братьев ваших, как меня; Его слушайте» (Деян. 7: 37).

Того Иисуса, который продолжил историческое дело Моисея, звали Иисус Навин. Мысль, что эти события были живым пророчеством, явствует из того, что Иисуса Навина звали сначала Осия. Чтобы взять на плечи тяжесть Моисеевой миссии, ему нужно было сменить имя с Осии на Иисуса. И Моисей, зная, что делает и зачем, совершает это переименование! Моисей умирает, издалека увидев обещанную землю, а Иисус доводит народ до цели. Но чудеса и знамения на этом не оканчиваются.

Для русского уха быть Осией, а стать Иисусом – это все равно что быть Осипом, а стать Ильей. Слишком уж непохожи по звучанию имена. Но в еврейском языке Осия был Гошуа. Переименовывая его, Моисей называет его Егошуа. Это близкие по звучанию слова. И при помощи какой, думаете, буквы переименовывает? При помощи маленькой йоты! Добавленная к имени Гошуа, йота превращает его в Егошуа, то есть в Иисуса!

Так вот почему сказано, что «ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все» (Мф. 5: 18).

Долго мучили меня эти слова. Поскольку неясно, как могут сохранить свою значимость крючочки и черточки в законе, когда сказано: «Если законом оправдание, то Христос напрасно умер» (Гал. 2: 21). Но теперь ясно, что Ветхий Завет раскрыт в Новом, облит светом, ясен и виден. А Новый Завет скрыт в Ветхом, да так скрыт, что все новозаветные события уже прошли по земле, как тени и пророчества, и имеющий глаза, чтобы видеть, способен это замечать.

В истинную землю покоя, в землю, текущую молоком и медом, в истинное субботство вводит нас Иисус Христос. Христос вошел «в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие» (Евр. 9: 24); туда, в самое небо, вслед за Ним войдут и все полюбившие Его.

Нам подарено Его имя и через имя подарена возможность обретать благодать. Мы можем назвать день Обрезания днем Молитвы Иисусовой, и это будет истинный Новый год, если с призыванием имени Христа будет умирать в нас ветхое, будет усиливаться в нас новое.

Вооружимся же именем Иисусовым, братья, ибо воистину «имя Господа – крепкая башня: убегает в нее праведник – и безопасен» (Притч. 18: 11).

Протоиерей Андрей Ткачев

13 января 2011 г.

Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Комментарии
вячеслав23 февраля 2011, 20:00
Спасибо , отец Андрей . Спаси Господи !!!
Igor28 января 2011, 13:00
Спаси и сохрани Иисус Христос Сын Божий раба своего!
Ирина Филатова17 января 2011, 06:00
Спасибо, отец Андрей! Ваша статья всколыхнула в сердце ощущение святого праздника! То трепетное ощущение, которое бывает только в храме во время праздничных служб! Это чувство трудно передать словами. У Вас получается! С глубокой благодарностью и пожеланием здоровья, Ирина Филатова.
Алексей16 января 2011, 21:00
Спаси Господи за проповедь! Слава Богу за всё!
Павел16 января 2011, 15:00
''Сказываю вам, что никто, говорящий Духом Божиим, не произнесет анафемы на Иисуса, и никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым.'' (Первое послание к Коринфянам.12:3) ''Имя выше всякого имени.'' (к Филиппийцам. Глава 2:9) ''именуемого не только в сем веке, но и в будущем.'' (к Ефесянам. Глава 1:21)
геннадий16 января 2011, 09:00
СЕГИЮ. Спасибо, брат СЕРГИЙ за Ваш ответ!
Игорь15 января 2011, 14:00
Имя Иисуса Христа - это имя великое и славное. Так что будем христиане славить его имя во веки. Аминь.
Владимир15 января 2011, 01:00
"В имени Спасителя великая сила". Замечательная статья: "Имя Христа", имя Истинного Бога, Духа Истины. В полноту, которая осталась за занавесом, ибо мы безумны Христа ради, а свидетельство во славу Божию. Ибо много "спасителей" пришло в мир, а Спаситель у нас Един, и все имеем доступ к Нему через Святого Духа. Дыхание огня, Его огня - дыхание Жизни, текущим рекою Жизни Царя Небесного. Исцеляющим через очищение Огнем, Его Огнем, и не опаляющим, поднимающим из мертвых, чей Бог способен к сему, - Величие и Сила, несравнимая ни с какими изобретениями "человечества", несущими смерть человечеству. А Слово Божие говорит: " Я и Отец Одно; ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет Жизнь Вечную". В деснице Его , в имени Его - Лучи Славы Его. И как Царь Давид говорит:" блажен муж, который наполнил свой колчан огненными стрелами". «Как в разбитом зеркале множество тел, но собери осколки, увидим одно тело, так и в Духе одно тело; всемогущая сила Божия, Сущая и действующая во всем мире, сосредотачивается, подобно тому, как солнечные лучи собираются в фокусе...; Им живем и движемся и существуем» (Иоанн Кронштадский) Благодать Святого Духа с Отцем и Сыном Его со всеми нами. Аминь.
Ирина14 января 2011, 19:00
К сожалению, плохо знаю ветхий завет, так до переименования Иисуса Навина такого имени у евреев не было?
р.Б.Галина14 января 2011, 17:00
Cпасибо, отец Андрей, за возможность заглянуть в приоткрытую Вами дверь одной из комнат роскошного замка. Сама, к сожаленью, не задумывалась над значением имени Иисус так глубоко. СПАСИБО, Господи Иисусе за твой свет во тьме.
Марина14 января 2011, 12:00
Слава ГОСПОДУ!! Спасибо!!!
Мария, Нидерланды14 января 2011, 12:00
С праздником Обрезания Господня и памятью святителя Василия Великого! Действительно, удивительные размышления автора об имени Господа Нашего!Спаси Господи.
Сергей14 января 2011, 12:00
Геннадию "Отвещав же Симон Петр, рече: Ты еси Христос, Сын Бога Живаго." Христос - это греческий перевод с иврита слова "Машиах", которое означает "помазанник" или "мессия". Мессию евреи ждали еще со времен Авраама, а первым исповедал Господа истинным Мессией - Христом - апостол Петр.
ирина14 января 2011, 01:00
интересная статья. У о. Андрея статьи всегда написаны как-то по-особенному, западают в душу. С нетерпением жду новых публикаций.
Леван14 января 2011, 01:00
Спаси Господи за познавательную статью! Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас грешных.
геннадий13 января 2011, 16:00
Cпасибо, отец АНДРЕЙ. С именем - понятно.Когда Господа стали называть ХРИСТОС?
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке