«Нет ни одного святого, с которым было бы скучно и неинтересно». Беседа о воцерковлении с игуменом Нектарием (Морозовым)

Почему невозможно, будучи нецерковным человеком, исполнить заповеди? Для чего человеку нужно самое главное церковное таинство – Таинство Причащения? На эти и другие вопросы отвечает настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» г. Саратова игумен Нектарий (Морозов).

– Отец Нектарий, очень распространено мнение, что, назвавшись христианином, важно быть хорошим человеком, а приходить в храм, участвовать в церковной жизни совсем необязательно. Это утверждение верно или все же нет?

– Мы знаем десять заповедей, данных Богом Моисею на Синае, знаем заповеди блаженств, а если внимательно вчитаться в Евангелие, то нетрудно увидеть, что на самом деле их еще больше. Ведь повеление подставить левую щеку после удара по правой – заповедь. И «прощайте и прощены будете» – заповедь. И «будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» – тоже… Но при этом подлинная суть всех вообще заповедей Христовых как бы сконцентрирована в двух важнейших. И заключается она в необходимости возлюбить Бога всем сердцем, всем помышлением и всем существом своим и ближнего своего, как самого себя. И когда мы сталкиваемся с реализаций заповеди о любви на практике, то понимаем, что исполнить ее очень трудно. Как возлюбить ближнего как самого себя? Как поступить с ближним так, как мы хотели бы, чтобы поступили с нами, если для этого надо отказаться от собственных интересов? Другой человек претендует на что-то, чем хочешь обладать ты. Значит, ты должен уступить. И оказывается, что это крайне сложно.

А как возлюбить Бога? Ведь, возлюбив Его, надо Его волю всегда предпочитать своей, по Его закону надо жить, а значит, снова отказываться – от своих привычек, желаний, привязанностей, порой же и попросту от себя. И это еще сложней.

Поэтому, когда, прочитав Евангелие, человек начинает учиться в соответствии с прочитанным жить, то очень скоро он понимает, что справиться с такой задачей только своими человеческими силами он не может. Потому что слишком испорчен, изломан грехом. Ему нужна помощь. А где ее взять? Только в Церкви. Помогает та благодать, которую человек получает, участвуя в церковных таинствах, живя церковной жизнью, молясь не только своей личной молитвой, но и со всей Церковью. И каждый, кто воцерковился хотя бы в малой мере, имеет опыт, о котором я говорю. Господь оставил на земле Церковь, чтобы в ней мы черпали для себя силы, обретали в Таинствах Исповеди и Причащения духовное обновление. Именно Церковь дает нам все необходимое для жизни по Христовым законам. Вне Церкви, в самом себе человек для этой жизни сил не найдет.

– А можно привести какие-то примеры, подтверждающие, что это действительно так?

– Что является в данном случае свидетельством Церкви перед миром? Это сонм святых, которые сначала были прославлены Богом и людьми, а потом уже официально – Церковью. Никто и нигде в мире не явил нам примеров, подобных жизни преподобных Серафима Саровского или Сергия Радонежского, святителей Николая Чудотворца или Спиридона Тримифунтского. Да, есть много хороших и даже замечательных людей, но вот таких святых, к которым люди бы шли тысячами не только при жизни, но и после смерти, мы не находим нигде, кроме Церкви.

– Отец Нектарий, расскажите предельно доступно о Причастии. В чем главный смысл этого Таинства?

– Человеку, который хочет понять, для чего нужно Таинство Причащения, прежде всего следует читать шестую главу Евангелия от Иоанна. Эти евангельские строки повествуют о Тайной Вечере, о моменте, который считается установительным в отношении Таинства Причащения Тела и Крови Христовых. Господь говорит о Cебе как о Хлебе жизни, сходящем с Небес, и о необходимости для каждого человека вкушать Тело Сына Божия и пить Его Кровь.

Да, в Церкви очень многое непостижимо. То, что имеет отношение к духовной реальности, вполне выразить на человеческом языке невозможно. Мы даже наши переживания с трудом можем передать. Когда человек очень глубоко что-то чувствует, ему трудно рассказать об этом. И люди порой спрашивают: «Ну как можно поверить, что вот этот хлеб – Тело Христово, а вот это вино – Кровь Христова? Мы можем поверить, что это символ, образ, но не более того». Но Господь в шестой главе Евангелия от Иоанна не оставляет возможности относиться к Святым Дарам как к образу. Мы можем видеть в этой главе, что многие слушающие усомнились в Христе, отошли от Него и больше за Ним не ходили именно после слов о вкушении Тела и Крови Христовых. Господь спросил тогда Петра и других апостолов: «Не хотите ли и Вы отойти?». Но апостол Петр сказал: «Господи! К кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни».

Как же нам преодолеть преграду неверия или маловерия? Наверное, надо вспомнить слова Господа, которые часто в нашей жизни находят себе применение, о том, что если не поверим как дети, то не сможем спастись. Человек должен просто поверить Богу. Если Господь говорит, то надо принять и поверить, что это так. Поверить, что в Таинстве Причащения мы принимаем Его Тело и Кровь.

В чем смысл этого Таинства заключается? Мы знаем, что спасение – это причастность к Божественной вечной жизни. И в этом Таинстве человек становится причастником вечной жизни, потому что он принимает в себя Бога. Это смысл Причащения – пребывать в Боге и давать Богу возможность быть в нас.

– Почему нужно обязательно исповедоваться перед Причастием?

– Апостол Павел говорит о необходимости самого себя испытывать и только после этого приступать к Чаше с Телом и Кровью Христовыми. Дело в том, что нет человека, который мог бы быть достоин Причащения. Потому что нет человека, который может удостоиться Бога. Каждый из нас лишь по милости Божией, по Его любви может к этому Таинству приступить. И очень важным, определяющим в нашей жизни является ее направление. К Богу или от Бога мы движемся, к Богу ли направлена наша воля, или требуется некое исправление нашей жизни для того, чтобы мы приступили к этому Таинству? Векторы, хотя это довольно грубо сказано, должны совпасть. Мы просим, чтобы Господь попалил живущие в нас тернии нашего греха, но для того, чтобы это произошло, мы должны свидетельствовать и перед Богом, и перед самими собой, что мы и грех – это не одно целое. Святой равноапостольный Николай Японский в одном из своих дневников пишет, что он уповает на милость Божию на Страшном суде, потому что знает, что он и его грехи – это не одно. Да, говорит он, были в моей жизни грехи, но вся моя жизнь не была посвящена им, ими не исчерпывается и не определяется. И исповедь помогает человеку отделить грех от себя самого, отвратиться от него и обратиться к Богу. Поэтому она необходима перед Причащением.

– Со стороны многим людям жизнь в Церкви представляется скучной. Внешнему наблюдателю, исходя из посыла, что он и так не убивает и не крадет, путь исполнения заповедей кажется неинтересным. Отчего так происходит? И куда направлены устремления человека, переступившего порог Церкви?

– Жизнь как таковая и жизнь в Церкви в частности не может быть скучной. Скучным может быть только сам человек. То есть не видящим и не понимающим окружающей жизни, которая есть чудо. Почему кто-то воспринимает жизнь именно так, а кто-то нет? Ведь жизнь одна и та же. Мы выходим на одни улицы, и то светит солнце, то ложится туман... Но один человек ощущает полноту бытия, а другой не понимает, что вокруг него происходит и для чего он здесь находится. Поэтому, если мир кажется серым, причина этого заключается в нас самих.

А что человек делает в Церкви? Церковь – не какое-то закрытое пространство и не какая-то камера, где в химически чистой среде с человеком что-то происходит. Человек продолжает жить своей жизнью. Но при этом он становится и членом Церкви, что открывает для него еще одно измерение его бытия – не только горизонтальное, но и вертикальное.

Мы здесь скорее в другой вопрос упираемся. Как человек живет и чем для него является его жизнь? Известно, что самое интересное занятие для человека – это творчество. Оно может быть самым разнообразным. Творчеством занимается художник, писатель, журналист. Творчески можно подходить ко всему, даже к уборке квартиры. И в то же время мы видим людей, которые заняты самым интересным делом, но отчаянно скучают. А кто-то отдает самому простому делу душу и поэтому делает его настолько хорошо и красиво, что невольно залюбуешься. А отчего так? Из-за способности человека воспринимать то, чем он занят как творчество.

Но самое интересное творчество то, объектом которого является человеческая душа. Изваял скульптор какую-то скульптуру, и на нее приятно смотреть и ему, и другим людям. Но он может ее разбить или она ему может наскучить. А вот самому себе человек не наскучит. И никто его у него не украдет, его душа – вечное достояние, если смотреть на все это в измерении вечности.

И если человек относится творчески к самому себе, к собственной личности, ее изменению и преображению, то тем более интересен этот процесс изменения в Церкви. До обращения к Богу человек с собой творит что-то сам. А когда он воцерковляется, когда для него открывается вертикальное измерение жизни, то он вдруг понимает, что он не творец самого себя. В том творческом процессе, который он в отношении себя, как кажется со стороны, затеял, он соучастник. А главный творец этого процесса – Бог. И это наполняет жизнь человека так, что говорить о ее скучности просто невозможно.

И это творчество человека в отношении самого себя имеет совершенно конкретную цель – человек пытается себя изменить, чтобы быть похожим на Бога. У Бога есть много определений. Мы говорим, что Господь всемогущий, премудрый, что Он кроток и смирен сердцем. Но помимо всего прочего можно сказать о Боге, что Он – красота, которая превыше любой другой красоты. И когда эта красота начинает хотя бы чуть-чуть человеку открываться, он понимает, что хочет быть там, где она есть. Он хочет ее видеть, ею наслаждаться. И открывается некий закон, который человеку говорит, что для того, чтобы с этой красотой быть, надо ей уподобиться. Есть принцип – подобное познается подобным. Вот мы видим яркого человека и хотим с ним пообщаться, узнать его. Но мы его узнаем только тогда, когда станем с ним хотя бы немного похожи. И так у человека появляется желание изменяться.

А Господь без конца создает ситуации, в которых человек проявляется, на которые он так или иначе реагирует и которые способствуют его перерождению. И эти ситуации не могут быть неинтересными, Господь посылает живых людей, ставит перед выбором, вынуждает пострадать. Но потом, когда человек поступает правильно с точки зрения вечности, он испытывает такую радость, которой ни в какое другое время не испытывал. Такая жизнь не может быть скучной. Возможно, прозвучит не очень корректно, но жизнь святых интересней любых приключений. Когда мы читаем жития святых, рассказы о жизни подвижников последнего времени, то видим, что какими бы ни были обстоятельства их жизни, иногда трагическим, скорбными, тяжелыми, – они никогда не были скучными. И самое главное – нет ни одного святого, который бы сам был скучным человеком, и нет ни одного святого, с которым бы было неинтересно. Можно назвать после этого жизнь в Церкви скучной? Я думаю, что нет.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Александра30 января 2014, 14:04
Благодарю за вразумление! Спаси Господь о. Нектария...
Шушаника31 января 2011, 13:30
Как больно, когда близкие люди не могут разделить этой радости, наполняющей нас самих! Не хотят видеть, слышать, считают тебя чудаком.
Господи, помилуй, просвети Благодатью Духа святого сердца неверующих!
Елена27 января 2011, 21:47
Спаси нас Господь!Жизнь человека стремящегося быть с Богом не может быть скучной и однообразной.Низкий Вам поклон и большая признательность за данную статью.
Наталия14 января 2011, 16:00
Низкий Вам поклон, батюшка Нектарий!
Вы снова и снова убедительно, интересно, доходчиво объясняете нам путь к Церкви, в Церкве, к Господу.
Как не радоваться Вашему языку, таким образным и оригинальным сравнениям!..
Действительно, никогда бы не смогла увидеть без Вашей помощи, что путь самоусовершенствования в Православии, - это воистину творчество! Как радостно "встать" с Вами в ряд единомышленников...И доверять Христу как дитя.
Благословите, отче, рабу Божию Наталию.
Р.С. Батюшка Нектарий, не могли ли подсказать, где в интернете можно найти текст службы, посвященной св. местнопочитаемой Димитре Киевской? Это просьба монахов Афонского монастыря Св. вмкч. Георгия - Зографа
Марина14 января 2011, 12:28
Да когда же скучать!? Жизнь -это постоянная борьба за то, что бы сохранить свой человеческий облик! Без Церкви- это непосильная задача. Много лет я пыталась быть хорошей, спокойной, мудрой. Горы книг прочитала. Но что надо бороться со страстями узнала только когда Господь призвал в Церковь! И в этой жизни и в будущей я хочу быть с Христом! Жизнь стала такой прекрасной, и в радости и в трудную минуту Бог рядом!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×