Почему я против крещенских купаний

Да, я против крещенских купаний. Почему?

Первое. Это неизбежный риск для здоровья, совершаемый сознательно и добровольно. Риск, который вступает в противоречие с Евангелием. Христос отвечает искушающему диаволу: «Написано также: «не искушай Господа Бога твоего» (Мф. 4:7). Хочешь быть последователем Христа – не рискуй ни жизнью, ни здоровьем тогда, когда для риска нет высшей цели служения другим. (Известны случаи, когда люди сильно простужались и даже умирали после такого купанья.) Противоречит Евангелию и ссылка на то, что благодатная сила освящённой воды «не даст случиться ничему плохому». Следовать подобному утверждению равнозначно тому, чтобы требовать от Бога чуда. Что в этом плохого?! А вот что повествует Евангелие: «…И требовали от Него знамения с неба, искушая Его. И Он, глубоко вздохнув, сказал: для чего род сей требует знамения?..» (Мк. 8:11-12); «Но Он сказал им в ответ: «Род лукавый и прелюбодейный ищет знамения…» (Мф. 12:39; 16:4).

Второе. Купание в освящённой воде противоречит благоговейному отношению к великой святыне. Откройте «Настольную книгу для священноцерковнослужителей» С.В.Булгакова: «К освящённой воде христиане с древних времен имеют великое благоговение. Освященная вода называется в Православной Церкви великою агиасмою (святынею). Эту святыню Церковь употребляет для окропления храмов и жилищ, назначает пить её тем, кои не могут быть допущены до святого причащения. Благочестивые христиане тоже издревле имеют обычай в навечерие или в самый праздник Крещения почерпать освящённую воду для своего домашнего употребления и хранить её при святых иконах» (издание 1913 г., стр. 21).

Эта вода употребляется и для освящения храмов, алтарей, святой чаши для причастия, святых икон и пр. Для таинства крещения вода в купели освящается другим образом и с соответствующими молитвами. Над крещенской водой Богу молятся о «причащающихся (благоговейно пьющих), кропящихся и мажущихся» святою водою, но не о купающихся в святыне. Для меня купание в «иордани» ассоциируется с неприятными слухами о том, что якобы где-то на молокозаводе баба купалась в цистерне с молоком и с былями об особой категории людей, принимающих ванны с шампанским; кстати, эта когорта повсеместно участвует в крещенских купаниях, и их-то можно понять: им и жизнь скучна, своей религией они избирают дремучее суеверие и на святыню им плевать. Третье. Крещенское купание – это рассадник суеверия. Снова обратимся к С.В.Булгакову: «Купаются в особенности те, которые на Святках переряживались, гадали и проч., суеверно приписывая этому купанию очистительную силу от этих грехов» (стр. 24). Ему вторит и видный фольклорист XIX века А.А.Коринфский, упоминая крещенские купания в перечне прочих суеверий в книге «Народная Русь»: «Купаются и те, кто святошничал-рядился о Святках, – чтобы очиститься от греховной скверны в освящённой воде; купаются и просто – «для здоровья». Последнее, однако, далеко-таки не всегда оправдывается на деле» (глава «Крещенские сказанья»).

Чем же отвечает наш Символ Веры? «Верую во едино крещение во оставление грехов».

Послушайте, почитайте, посмотрите в Интернете: кто в основном купается, как к купанию относятся, что хотят от купания получить и сравните это с действительным содержанием Евангельского события, с проповедническим материалом, посвящённым Богоявлению. Общего не найдёте. А сколько таких людей, которые самоудовлетворятся крещенским купанием, считая его за самое действенное доказательство своей веры, но более и пальцем не шевельнут, чтобы душу спасти, чтобы вырваться из власти греха.

Четвёртое. Крещенские купания для Русской Православной Церкви не традиционны, не основаны ни на святоотеческом опыте, ни на святоотеческом наставлении. Отец архимандрит Иоанн (Маслов) на уроке литургики в Московской духовной семинарии рассказывал нам об одном батюшке, который нарочно «выранивал» крест в прорубь, чтобы окунуться самому; нам он преподавал это в качестве отрицательного примера. Зная многих глубоко верующих людей с самого детства, я ни от одного из них не слыхивал о крещенских купаниях!

Описав суеверный обычай крещенского купания, С.В.Булгаков заключает: «Само собой разумеется, что подобные описанным обычаи, как нарушающие святость совершаемого торжества и противоречащие духу истинного христианства, не могут быть терпимы и должны быть уничтожены» (стр. 25). Поэтому я категорически против крещенских купаний.

                              

Поздравляю всех православных с наступающим праздником Крещения Господня!

Епископ Домодедовский Евтихий

Русская неделя

20 января 2011 г.

Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Комментарии
Галина27 февраля 2016, 04:00
С Владыкой полностью согласна! В основном купаются люди, совершенно далекие, подчас не желающие исправлять свою жизнь и именно поэтому не спешащие в Храм. Именно через купание они приобщаются к какой-то своей, удобной вере, но не к Православию, им проще сотворить любой подвиг, только бы не приносить покаяние. Поэтому считаю, что купание не только не полезно, но и вредно, особенно ночью!
Дмитрий22 января 2016, 11:00
— В нашей русской традиции вообще очень распространено погружение в святые источники, причем в любое время года. А ключевая вода — всегда холодная, круглый год там температура около 4 градусов. Это такой своего рода народный аскетизм, когда русский православный человек, посещая святое место, непременно окунается в источнике — он старается соприкоснуться со святыней как можно теснее. В день Богоявления мы вспоминаем Крещение Самого Господа Иисуса Христа, и кто-то тоже погружается в только что освященную прорубь, чтобы по образу Спасителя полностью окунуться. Конечно, купание в проруби не является непременной принадлежностью праздника Крещения. Церковный устав этого специально не предписывает. Это сложившийся благочестивый обычай, так что не надо упрекать тех, кто не привык к моржеванию и боится погрузиться в ледяную воду. Ведь главное назначение святой воды — пить ее понемногу, окроплять свое жилье, святая вода должна содействовать нашей духовной жизни. Принеся из храма святую воду, надо покропить ею все комнаты, а потом по утрам с молитвой пить натощак и принимать как благословение Божие. Вот это важно, а не принятие душа в день Крещения или непременное погружение в ледяную прорубь. Надо учесть особенности здоровья разных людей. Ведь Христос принял Крещение не в зимней российской проруби, а в более теплом Иордане. Как же быть? Если в прорубь погружается христианин со слабым здоровьем, например, с больным сердцем, для которого само погружение в ледяную прорубь является не очень полезным стрессом, то к этому мое личное отношение будет, пожалуй, двояким. Либо, как говорится, «по вере вашей да будет вам» — и за веру погружающегося Господь убережет его от нежелательных проявлений болезни, а может быть, даже и исцелит. Либо, если нет у тебя крепкой веры, то, как говорится, «не искушай Господа Бога твоего», не бери на себя подвиги, которые не соответствуют твоим силам. Есть люди, которые нечасто ходят в храм, не исповедуются и не причащаются, но на Крещение обязательно погружаются в прорубь. Иногда они говорят, что такое погружение смывает с человека все грехи. Нужно помнить, что все грехи с человека смываются только в двух случаях — в таинстве Крещения, когда человек вступает в Церковь и крещается во имя Отца и Сына и Святаго Духа, и при таинстве Исповеди, которое, кстати, называется вторым крещением. Впрочем, хорошо уже то, что невоцерковленные люди чтут церковный праздник хотя бы таким образом. Может быть, это служит какой-то предварительной ступенью на пути к серьезной церковной жизни, и пока они ограничиваются такой ощутимой внешней формой приобщения к празднику Крещения Господня через погружение в прорубь. Если человек погружается в прорубь в день Крещения, то пусть это будет для него символом обновления, чтобы после этого стараться вести жизнь так, как заповедал Христос, чтобы принятое погружение стало новым стимулом следовать за Спасителем на всех путях своей жизни. И как ты не боишься погружаться в ледяную прорубь, так же не бойся менять свою жизнь от греха к добродетели, не бойся придти в храм, исповедать свои тайные грехи, воздерживаться от того, что оскверняет нашу душу — и тогда ты примешь от Господа Иисуса Христа подлинное обновление и радость жизни. http://www.pravoslavie.ru/76594.html
татиана20 января 2016, 21:00
с великим праздником Господним, братья и сестры! а если нет возможности быть на Литургии в службах сущим на великий праздник? а хочется прикоснуться благодати! и прекрасный выход после работы в освященную прорубь окунуться! и радость, и благодать!
Лилия19 января 2016, 20:00
Мое детство прошло в безбожном СССР. Но с того времени - яркие и добрые воспоминания о Пасхе. Бабушка всю ночь пекла куличи и мы красили яйца, а на Пасху христосовались. И так делали почти все, кого мы знали. Это я к тому, что такие неканонические обычаи в период, когда о Христе ничего не услышишь и не увидишь, живут в памяти народа, а потом прорастают в живую веру потомков. Купание в купели-украшение православных обычаев. В нем доброта и радость. Крещение -это один из немногих дней, когда инославные могут громко услышать о доброй и радостной вере православной, а люди с улыбками и любовью в сердце встречаются у крещенских купелей. Прости Господи, если мое мнение расходится с Твоим и наставь меня, грешную, на путь истинный!
Екатерина19 января 2016, 13:00
Согласна с Владыкой! Люди, по большей части, суеверны. Если это первый шаг к Богу - пусть окунаются. Если суеверие - не надо. Бог - сердцеведец. Только Он до конца может знать, с какими чувствами и мыслями человек идёт это делать. Но что-то мне подсказывает, что ничего не приобретает человек, кунаясь в прорубь на Крещение. Ничего и не теряет, возможно, но и не приобретает. А значит, действие бессмысленное. Более того, то, что мы понимаем как благочестивые обычаи, зачастую приобретает некую ритуальную окраску. Вот сегодня по дороге из храма видела, как человек шёл за Крещенской водой и громко матерился в телефон. Так грустно стало...
Анна Рябикова19 января 2016, 01:00
Истоки традиции купания очень древние. В повествовании Ветхого Завета мы читаем о том, что в водах исцелился Нееман; в Новом Завете Господь Иисус Христос принимает Крещение в водах Иордана; Христос не осуждает омытие людей в Силоамской купели и посылает к ней слепого; Спаситель не против купели в Вифезде, тем более воду в ней освящал Ангел Господень: "Ангел Господень во всякое лето схождаше в купель и возмущаше воду. И иже первый влазеши по возмущении воды, здрав бываше, и отцем же недугом одержим бываше" (От Иоанна, 5:3) Шестая паремия на Великой вечерне в Сочельник Богоявления. Царств четвертых чтение (глава 5): И прибыл Нееман на конях своих и на колеснице своей, и остановился у входа в дом Елисеев. И выслал к нему Елисей слугу сказать: пойди, омойся семь раз в Иордане, и обновится тело твое у тебя, и будешь чист. И разгневался Нееман, и пошел, и сказал: вот, я думал, что он выйдет, станет и призовет имя Господа Бога своего, и возложит руку свою на то место и снимет проказу; разве Авана и Фарфар, реки Дамасские, не лучше всех вод Израильских? разве я не мог бы омыться в них и очиститься? И оборотился и удалился в гневе. И подошли рабы его и говорили ему, и сказали: отец мой, если бы что-нибудь важное сказал тебе пророк, то не сделал ли бы ты? а тем более, когда он сказал тебе только: «омойся, и будешь чист». И пошел он и окунулся в Иордане семь раз, по слову человека Божия, и обновилось тело его, как тело малого ребенка, и очистился. Паремия на водоосвящении. Пророчества Исаиина чтение (глава 12): И в радости будете почерпать воду из источников спасения, и скажете в тот день: славьте Господа, призывайте имя Его; возвещайте в народах дела Его; напоминайте, что велико имя Его; пойте Господу, ибо Он соделал великое, — да знают это по всей земле. Веселись и радуйся, жительница Сиона, ибо велик посреди тебя Святый Израилев. Стихира Воспоим, вернии, / еже о нас Божия благодеяния величество: / о нашем бо прегрешении быв Человек, / нашим очищением очищается во Иордане, / Един Чистый и Нетленный, / освящаяй мене и воды / и главы змиев сокрушаяй в воде. / Почерпем убо воду с веселием, братие: / благодать бо Духа верно почерпающим / невидимо подавается от Христа Бога / и Спаса душ наших.
Александр18 января 2016, 15:00
А вот не соглашусь и с этим. Нет в купании этом ничего предосудительного. Делу спасения помехой быть не может. А ежели встать на сей путь осуждения, так можно добраться и до новогодних ёлок, и до блинов на масленицу... Вон уже и йогам "достаётся на орехи".
18 января 2016, 00:00
Всем поклон из Сербии!!! К Владыке, конечно, должное уважение. Но вольно-невольно возникают вопросы - а как же с купанием в святых источниках, в реке Иордан? Здесь, в Сербии, проводятся так называемые крещенские заплывы, которые происходят исключительно после Литургии, крестного хода и водосвятия. Сам Патриарх или кто-нибудь из архиереев благословляют купающихся (допускаются только здоровые). Ну неужели Патриарх Сербский благословлял бы верующих на неблагочестивое дело???
17 января 2016, 18:00
Только что общался с христианином из Грузии, поинтересовался, есть ли у них обычай окунаться на Крещение Господне в реке? Он сказал: да, конечно есть. Так что это не некий якобы языческий обряд, а вполне себе христианская традиция, имеющаяся у многих христианских народов, не только у русских.
Михаил17 января 2016, 08:00
Серафим Саровский благосьовлял купаться в святых источниках. Мы верим в благодать Крещенского купания всей семьей. И наши батюшки тоже. И испытываем радость всего праздника! Конечно надо иметь определенную силу духа, чтобы спуститься в ледяную прорубь. А если не иметь дух, наверно проще сказать, что эта замечательная православная традиция бесполезна и вредна. Но тот кто купаеться в Крещение, вряд ли так скажет. Есть даже научные фильмы о пользе крещенского купания. Конечно Владыка имеет право на свою точку зрения, но страницы нами горячо любимого сайта, наверно все таки не место для таких дебатов.
Михаил26 ноября 2015, 03:00
Хорошо было бы, эту информацию и подобные высказывания, в эфир на радио и телевидении !
Александра17 ноября 2015, 01:00
Печальная статья и комментарии. Если это так, не ясно, зачем освящаются купели. Ведь набирать из них воду нельзя. Их освящают только для купания (воду для питья у нас в храме советуют набирать из специальных сосудов). Может о.епископу следует обратиться к своему непосредственному начальству для решения этого вопроса? Ведь если купель не освящать мало кто в нею купаться пойдёт. Не согласна, что окунаются только для бравады и прочее. что здесь писали. Многие окунаются с тем же чувством, с каким идут в паломничество. Хоть на миг вырваться из суеты и сделать что-то из солидарности с Господом. Понятно, что служба и святые таинства важнее. Но не нужно осуждать людей, которые приходят окунаться. Понятно, что это благочестивая традиция. Но ведь на традициях и держимся. Уж лучше, чтобы люди пришли 3 раза в год в храм: с куличом, за вербой и водой. Чем не приходили совсем. Вполне возможно, что какой-нибудь визит окажется поворотным. Так бывает, знаю по себе.
Марина22 января 2015, 17:00
Интересно, почему приводя пример о схождении Ангела Господня в купель Вифезда, никто не дорасскажет этот Евангельский сюжет до конца? Разве больной, о котором идет речь, исцелился, первым попав в воду? "Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи". Разве на вопрос Иудеев "Кто тебя исцелил?" больной ответил "вода"? "Человек сей пошел и объявил Иудеям, что исцеливший его есть Иисус". Увлекательное, поучительное и назидательное чтение-Жития Святых, а близких к нам по времени- особенно. Что-то никак не могу в них найти примеров достижения святости через "крещенские купания". В этом году с десяти точек купаний в Москве была прямая трансляция в интернете, в следующем году обещают охватить еще больше купален. Вот я думаю: у православных людей принято к праздникам готовиться, исповедоваться, в Праздник-причащаться. И что, после Святого Причастия - обнажаться, или ,допустим, полуобнажаться и "звездить" в прямом эфире? Мммда!!! По поводу купаний в проруби зимой-кто ж против-то? Купайтесь на здоровье хоть каждый день!!!! Только не надо это связывать с высоко духовным Праздником БОГОЯВЛЕНИЯ.
Наталия22 января 2015, 16:00
Замечательная, актуальная статья. И, к сожалению, она будет еще актуальнее с каждым годом, если только мы, Церковь, не увидим наконец, не поймем всю пагубу совершающихся разгулов, пока не увидим, что потакаем и без того расцветающему язычеству. Нам пора сказать решительное нет этим купаниям, чтобы отделить зерна от плевел и показать людям настоящий пример пример благочестивого поведения и отношения к святыне. И еще, странно о каком-то несогласии в этом вопросе с автором, рассказывая ему о церковном учении, которого якобы владыка не знает.
Димитрий21 января 2015, 00:00
Мир вам Ваше Преосвященство, отцы, братья и сестры! Статья интересная, содержательная и не голословная! Но если внимательно читать Священное Писание, то можно найти в нем много противоречий, которые не сразу понятны! Господь по разному исцелял людей кого-то Словом, кого-то брением, кого-то через прикосновение. Но Он задавал один вопрос веруете ли вы? По вере вашей будет вам!... Как получила исцеление кровоточивая жена? Скверный человек не может осквернить Благодать Духа Святаго! Конечно если человек не живет верой, то купание будет только в осуждение! Если же человек покаялся (исповедался) и с верой окунается в купели, то, мне кажется, он не нарушает Св. Евангелие. Вы наверное помните что Ангел Господень сходил в купель и возмущал воду и кто первый входил, тот здрав становился!!! Владыка прав если мы не пытаемся заботиться о спасении души, то все эти обряды становятся для нас погибелью!!!!!! С Праздником Святаго Крещения Господня и Собора Иоанна Предтечи!!!! И хочу уточнить молитва на освящение воды на Богоявление идентична с молитвой освящения воды при крещении! Для Светланы!!!
Марина20 января 2015, 15:00
Спаси Господи, Владыка! Тема очень актуальная.Разница в подходах в статье и в комментариях разительная. Владыка ищет обоснования в Священном Писании,Предании святоотеческой литературе и святоотеческом опыте. Комментарии, содержащие поддержку купаний, в основном излагают личный опыт (я купался... я окунаюсь...мне хорошо). Вот уж во истину "во имя свое". Ни разу в храмах на проповеди на Крещение не слышала , чтобы священники с амвона благословляли купания в проруби.
Андрей20 января 2015, 15:00
Проясните пожалуйста, если Церковь не одобряет (на этот сайте есть другие статью с церковными служителями с подобными мнениями), то почему (иные) священники делают из этого шоу?
Елена20 января 2015, 13:00
Жаль,что такое мнение имеет епископ! Я считаю его ошибочным. Много чудес происходит после того, как грешный род человеческий окунётся в крещенской купели.
Светлана20 января 2015, 12:00
Люди, которые не могут написать слово "фольклорист" без ошибки, спорят с Епископом...
Виталий20 января 2015, 12:00
Молодец священник! Не по человеческим вымыслам объяснил, а по Писанию! Все комментарии, поддерживающие этот языческий и антибиблейский обряд не выдерживают никакой критики! Библия чётко говорит: НЕ искушай Господа Бога твоего, и: кто разрушит свой храм(тело), того покарает Бог! А самое главное: этот псевдообряд дискредитирует таинство Святого Крещения, которое заповедал нам Спаситель! К сожалению, многие делают только вид благочестия. Ап.Пётр написал: Крещение - не плотской нечистоты омытие, НО обещание Богу доброй совести...Так что, те которые каждый год совершают"омовение", каждый год заключают с Богом новый завет? глупо,не честно, кощунственно!
Светлана20 января 2015, 12:00
Ау, "православные"))) Спятили совсем??? Половина комментов начинается "епископ не прав" или "в словах Владыки - доля истины"))) И далее - "высокоумные" рассуждения на тему)))) Вы - кто??? Семинарии заканчивали, в Академии учились?? Вопрос изучали?? Ну, дал Вам Господь Свою милость, разок испытали что-то - и тут же - поучать Епископа! Вы даже не трудитесь внимательно прочитать статью, где говорится о различии между крещенской водой и водой для крещения!!!!! И даже если "согласны" (ах!), то "мнение Владыки совпадает с моим мнением" ("моим" - ударное))). Тут речь даже не о послушании и смирении, тут даже не о благоговении к слову пастыря... а об элементарной способности учиться и воспринимать новую для себя информацию...
Вадим20 января 2015, 12:00
Печально читать комментарии: кто-то путает физические эмоциональные ощущения с Благодатью, кто-то напрямую указывает что епископ, ссылающийся на документы, неправ. А какой процент из тех кто оправдывает моржевание в Крещение причастился 18 или 19 января по нов. ст., 0 ?
Алексей20 января 2015, 00:00
Спасибо за вразумление !
19 января 2015, 02:00
Кто окунался на Крещение, знает, какая это благодать!
Елена М18 января 2015, 21:00
Слава Богу, что мое личное мнение подтверждается мнением владыки и очень жаль тех, кто не в состоянии согласиться с мнением авторитетного владыки, для них всё-таки обрядность (суеверие)на первом месте, а вера на втором.
Анна18 января 2015, 14:00
Батюшка сегодня на проповеди сказал, что Крещенской водой можно кропить жилище, помазывать больные места, пить ее и умываться. А почему нельзя окунаться, если умываться можно? Ведь эта большая купель - речка или пруд - прообраз древней Иордани.
Андрей18 января 2015, 11:00
Действительно, нигде не читал в писаниях, что нужно каждый год в прорубь лезть. Да и Христос один раз был омыт Иоаном Крестителем, а не каждый год подвергался данному действию. А омывать в крещенской воде свои чресла всегда считал для себя святотатством.
Спартак Дионисович17 января 2015, 23:00
Могу лишь поделиться своим опытом. Впервые окунулся в прорубь в 1994-1996 , точно не помню дату, это было в Дивеево мороз был под -40*, окунался с верой в Бога, не ради развлечения. В этот момент я болел ангиной и лежал с температурой, мое любопытство привело меня к купели: посмотреть на "сумашедших" верующих, ни когда до этого не видел этого процесса. Что со мной произошло в тот момент не знаю, но я вспомнил Бога и сам окунулся с верой в Него. На следующее утро я забыл о свей ангине. С тех пор я каждый год окунаюсь. Да, я не разу не видел заболевшего от окунания в Крещение человека. Возможно, есть такие среди пьяной неверующей молодежи, окунающейся ради своего лихоимства?
Николай Лавренов17 января 2015, 01:00
Из приведенных аргументов только первый заслуживает разбора по существу. "1. Это неизбежный риск для здоровья, совершаемый сознательно и добровольно." Если кто-либо видит в этом риск, то не должен погружаться. Крещенские купания - дело добровольное и в обязательную программу церковных мероприятий не входит, об этом всегда все говорят. Но если последовательно отрицать эту благочестивую традицию, то необходимо закрыть для погружений все святые источники, ведь все они не намного теплее ледяной крещенской проруби, а летний перепад температур, возможно, несет еще больший риск здоровью. Но как можно, находясь, к примеру, возле Святых вод Иордана, не войти в них? Это древнейшая паломническая традиция. Кто был на Иордане, тот меня поймет. Воды, которые освятил Господь Иисус Христос, и сейчас несут в себе благодатную силу. Вспомните горячий порыв Петра: "Господи! не только ноги мои, но и руки и голову." (Ин 13:9) Как можно осуждать тех, кто понимая, что в праздник Богоявления нам доступно освящение Иорданово, желает погрузиться в святые воды?
CUBA15 января 2015, 08:00
А КАК ОТНОСИЬСЯ К ТОМУ БИБЛЕЙСКОМУ СЮЖЕТУ, ГДЕ ЛЮДИ ПРИХОДИЛИ И КРЕСТИЛИСЬ, В ВОДЕ?
виталий15 января 2015, 00:00
Спаси Господь всех! Каждый прав по своему. У нас в православии много нарушений наших же канонов. Много преданий упраздняющих заповеди Божии. Много суеверий. На Пасху идут на кладбища, после похорон носят на могилу завтрак, молятся о каждой проблеме своему святому как у язычников , Бог у многих на втором, а то и пятом месте. К иконе Матроны Московской километровая очередь, а рядом в десяти метрах икона Спасителя и никого! В Дивеево на канавке поклонный крест с Богородицей и очередь, в стороне поклонный крест с распятием как пологается и тоже ни кого! Тропинка травой заросла!, и таких примеров уйма. Кто считает, что я не прав найдите в храмах в лавках книгу акафисты ко Господу и Спасителю Иисусу Христу. Я уже двадцать лет ищу и пока нету! У меня одна есть старого издания, а теперь Бог не в моде . Владыка не с того начал борьбу за чистоту веры православной. А то,, комара отцеживаем а верблюда поглощаем,, .всем Божиих Благословений.
Елена14 января 2015, 21:00
Если окунаться с благоговением,с молитвой-то это преодоление себя,в т.ч.,может стать началом работы над собой и борьбой с грехами.Знаю больную,для которой окунание в крещенские воды принесло исцеление.А как же, в память о событие,когда Господь вошел в Иордан и на него сошел Дух Святый,там же,в Иордане крестились и другие люди.Что ж тут недопустимого.К чаше со Святыми Дарами тоже по разному подходят,кто-со страхом,а кто и с дерзостью.Я,конечное,не имею богословского образования,но верю,раз батюшки освящают иордань и благословляют окунаться,то Церковь не против.А это-сугубое мнение епископа для его духовных чад.
Егор14 января 2015, 13:00
Это оправдание боязни холода!
Саша Богачев14 января 2015, 12:00
Лично купался на крещение, была температура -30, после купания еще на улице в трусах мокрый стоял минут 15 разговаривал, потом оделся сел в машину и поехал домой. Даже легкой простуды не было, наоборот лучше себя чувствовал. А вот кто лазил бухой тот заболел.
Александр20 января 2014, 23:00
Епископ не прав в этом вопросе. И очень жаль. Рассуждать о возможности заболеть после зимнего купания может только неграмотный в данном вопросе человек. Спросите хотя бы у моржей, часто ли они болеют. Данная позиция - оправдание собственного малодушия и маловерия. Если разумно относиться к зимнему купанию, соблюдать технику безопасности и не переохлаждаться - заболеть невозможно, а только укрепить здоровье. Купаемся на Богоявление всей семьей каждый год и всегда когда есть возможность просто окунаемся в холодную воду и очень рады и довольны! Спаси Господи!
Елена20 января 2014, 12:00
С праздником Богоявления !Спаси Господи Владыку Евтихия,он ответил на мои многолетние недоумения.С одной стороны хотелось окунуться вместе со всеми в прорубь.а с другой стороны всегда что-то удерживало.Теперь я точно поняла,что мне это было не нужно.
Николай Б20 января 2014, 10:00
Вот в этом журнале http://life-in-cyprus.livejournal.com/110114.html вывешен фоторепортаж о том как на православном Кипре отметили праздник Крещения Господня ! Киприоты также как и мы купаются(омываются) в воде.И слава Богу!
Александр220 января 2014, 10:00
Безусловно, водные процедуры при любой температуре полезны для здоровья. Но только человек должен быть подготовлен долгим и постепенным закаливанием. В данном же случае (макаться именно на Богоявление) телевидением и прочими СМИ создаётся массовый психоз. Люди прут в прорубь, как стадо баранов. Последствия для здоровья у каждого оказываются свои. Одному - "здорово", другому - "смерть" (читай - недуг). То же и с рекламой различных привозимых даров волхвов: многочасовые очереди - свидетельство темноты народа, многие даже не в курсе, что это за дары и к чему они. Нужно быть крепким верой, духом, а не взбадривать себя языческим поклонением фетишам.
Светлана20 января 2014, 01:00
На Крещение окунаюсь более 10 лет, не заболела ни одного раза, если болею в течение года 1-2 раза в легкой форме, окуналась с больным горлом все прошло. Считаю что в этот Праздник при купании с человека смывается все плохое весь негатив накопленный за год, вода очищает, но в грехах конечно же каяться на исповеди необходимо, их не смыть окунанием. Если есть вера, силы и желание, то почему бы и нет. А на других кто в купальниках, выражается, выпивает и т.п. (таких и немного кстати) можно и не обращать особое внимание, не осуждать, за собой нужно следить, за своим "хвостом". Никто насильно не принуждает, личное дело каждого и мотивация тоже своя, а судей стало столько только держись.
СТАС 19 января 2014, 20:00
НУ ВО ПЕРВЫХ ЧЕЛОВЕК ПРЕД КРЕЩЕНИЕМ ДОЛЖЕН ПОЛНОСТЬЮ ПОЛУЧИТЬ ЗНАНИЕ О ТОМ ВО ЧТО ОН БУДЕТ ВЕРИТЬ И КОМУ ПОКЛОНЯТСЯ БУДЕТ И КАКИЕ НРАВСТВЕННЫЕ МОРАЛЬНЫЕ НОРМЫ ОБ БУДЕТ ИСПОВЕДОВАТЬ СОВМЕСТНО С ДРУГИМИ ВЕРУЮЩИМИ И ЭТО 1 ШАГ КРЕПКОЙ ВЕРЕ И 2 ОН САМ В ЛИЧНОЙ СОБСТВЕННОЙ ЖИЗНИ ДОЛЖЕН РАЗДЕЛЯТЬ ЭТУ ВЕРУ И ЕЕ ВЕРА УЧИТЕЛЬНУЮ ОСНОВУ В 3 ОН ДОЛЖЕН ПОПРОСИТЬ ПРОЩЕНИЕ У БОГА В СВОИХ ГРЕХАХ И ПОСВЯТИТСЯ ЕМУ В МОЛИТВЕ И 4 ШАГ ЭТО ПОЛНОЕ ПОГРУЖЕНИЕ В ВОДУ ИЛИ ПОЛНОЕ КРЕЩЕНИЕ ИБО СМЫСЛ КРЕЩЕНИЯ ЧТО ЧЕЛОВЕК УМИРАЕТ ДЛЯ ГРЕШНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ КОГДА ПОЛНОСТЬЮ ОКАЗЫВАЕТСЯ ПОД ВОДОЙ И КОГДА ЕГО ВЫНИМАЮТ ИЗ ВОДЫ ТО ЭТО ОЗНАЧАЕТ ЧТО ОН РОДИЛСЯ С НОВА ДЛЯ ТВОРЕНИЕ ВОЛИ ХРИСТА А НЕ СВОЕЙ .А КУПАНИЕ НА БАЛАГАНЕ МОРЖЕЙ КОТОРОЕ ПО НЕВЕЖЕСТВУ НАЗВАНО КРЕЩЕНИЕМ ГОСПОДА ХРИСТА ИИСУСА ЭТО ПРОФАНАЦИЯ ВЕРЫ В ХРИСТА И НЕ ИМЕЕТ НИ КАКОГО МОРАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ НИ К ХРИСТУ НЕ К ПРАВОСЛАВНОЙ ВЕРЕ .
Николай Б19 января 2014, 18:00
(продолжение) Ничего страшного в омовении не оказалось.Страхования и опасения были условно 100%,а на деле и набралось и 10.Без Бога не до порога.С Богом все возможно преодолеть и не убояться .Пожалуй это был самый главный урок .Первый шаг он трудный самый.Но как радостотворны плоды решимости .Как порой трудно сделать первый шаг.. в покаянии,попросить первым у ближнего прощения... ,но как радостны плоды покаяния.Вспоминаются евангельские слова "Но когда жена родит, не помнит скорби от радости, ибо человек на свет родился"( Ин. 16, 21) Всех поздравляю с Праздником Крещения Господня! Богоявлением! Пусть в каждый дом придет мир,радость и любовь к Богу и друг ко другу!
Николай Б19 января 2014, 18:00
(продолжение) Когда вошел в воду -стало как не странно психологически легко.Главный шаг уже сделан.Холод на удивление стал весьма мало ощутим .После первого окунания стало легко и радостно,второе окунание и третье прошли на одном дыхании.Холод перестал существовать.Как только выходишь из воды тело прокалывает миллионами электрических разрядов.Как будто подключили к телу электрические провода.Никакого дискомфорта ,а скорее необычные ощущения, явственно чувствуется как организм "наэлектроризован" .Когда выходишь из иордани счастью нет предела и это мягко сказано-Господь помог,сподобил не смалодушествовать,преодолеть самолюбие и саможаление.Дальше больше.Через несколько минут когда ты радостный,возбужденный одеваешься,организм начинает генерировать такое тепло,что просто удивительно.Становится реально тепло едва ли не жарко.И огромное чувство эйфории.Такова реакция организма на контраст.
Николай Б19 января 2014, 18:00
Господь сподобил меня сегодня омыться в иордани.Температура воздуха -18,солнечный радостный ясный день.Никаких пьяных не было.Люди благоговейно осеняли себя крестным знамением и с молитвой "Во имя Отца и Сына и Святаго Духа" трижды окунались в иордани.На некотрых были одеты специально приобретенные белые купальные рубашки с изображением иконы Крещения Спасителя. Самое трудное это преодолеть робость и малодушие когда уже обнажившись подходишь к ледяной проруби.Вот этот момент самый краеугольный...кажется что весь мир против тебя.И ты такой беззащитный -один среди январской стужи,"голый" на холоде,поеживаясь и дрожа ступаешь по льду ,приближаясь к замороженной проруби в ледяной воде которой плавают льдинки.Одна эта картина заставляет трепетать и бросает в дрожь...
Инна Вишнякова19 января 2014, 13:00
Статья понравилась,ещё одно напоминание о том, что ничего не надо делать бездумно, без рассуждения, а вопросы и сомнения - это повод изучать, лучше знать свою веру и истоки любых традиций.
Людмила19 января 2014, 13:00
Абсолютно согласна с Даниилом Дубинским. Крещенские купания -это народная традиция ,а не канонически установленное правило.Ко всему нужно подходить с разумением,а не бросаться из крайности в крайность.Иначе во всех" грехах "обвиняют Церковь -вот мол кто простудился,кто то утонул ,кто то получил воспаление легких.Главное для христианина -это участие в Богослужении и причастие.А остальное ,думаю не столь важно для спасения души. С праздником Богоявления!
Cергий19 января 2014, 11:00
полностью поддерживаю владыку Евтихия. Все эти бултыхания в лунках(иорданью уже не назвать), причём совместно с неверующими "моржами", те с язычниками, и прочими, подчас нетрезвыми, любителями экстрима и голыми бесстыдницами иначе как непотребством и попранием святыни назвать нельзя. Благочестивой традицией ЭТО уже нельзя назвать. Такие языческие рудименты нужно постепенно выкорчёвывать из сознания православных. Что-то я не видел ни одного епископа, присутствовавшего на подобных мероприятиях или самого участвующего, инициатива идёт исключительно снизу. Расскажите афонитам, что на Богоявление нужно в прорубь нырять, подискутируйте. Как жаль, что для очень многих Православие = это кулич освятить, свечку поставить, да в прорубь нырнуть - жуткая профанация, граничащая с хулой на Духа Святого.
Галина19 января 2014, 08:00
Может быть, для кого-то это первый шаг к покаянию? Только надо объяснять во всех репортажах, что настоящее очищение - это участие в таинствах Церкви. А говорить что ныряние в прорубь это подвиг во имя Христа - нелепость.
Валентина18 января 2014, 21:00
Сам Бог освящает воду!О чём тут говорить и осуждать?Если с верой и молитвой-почему нет?!Будем терпимее,сама трушу,а муж окунается
Владимир18 января 2014, 07:00
Хочу поддержать и разделить мнение Осначёвой Екатерины от 21 января 2011 года. Хорошо сказано и сделано! Спаси Господи!
читатель17 января 2014, 23:00
Хорошая проповедь. Спаси ,Боже, владыку Евтихия. Думаю, что надо прекращать этот балаган с купанием.
Иоанна17 января 2014, 20:00
"Я думаю, что запрещать купание также как и вменять его в обязанность - крайности. Есть желающие - да пущай и купаются. Важным действительно есть то, ради чего это делается.". - Вот, это правильный ответ. Точно также хотела написать. Совсем не согласна с владыкой. Очень печально все это..
Маргарита17 января 2014, 09:00
Погружаться желательно только по благословению. Наш батюшка говорит, что погружаться полностью во что бы то ни стало совсем не обязательно, а вот окропить голову, умыть лицо, залить зашиворот и на грудь обязательно!!! и попить конечно. Грехи от погружения в воду в Крещенскую ночь автоматически не прощаются, как многие думают. Нужно принимать участие в Таинствах Церкви,исповеди и Причастия, чтобы очиститься от грехов. Когда я впервые погружалась в прорубь, по благословению, чувство радости было неописуемое конечно, и огромный прилив сил!Погода тогда была -3-5* где-то, а вот в -15-20* уже не хватает крепости, все по силам должно быть. Спаси всех Господи! С наступающим праздником БОГОЯВЛЕНИЯ!
Владимир16 января 2014, 22:00
моё личное мнение вера должна быть в душе в сердце и своими делами мы должны доказать прежде всего себе что мы достойны жить в этом мире и не обязательно с риском для здоровья нырять в пробь
р.Б. Олег29 марта 2013, 17:00
Спасибо за статью! Слава Богу, что у нас есть такие епископы! Что могут и не бояться наставлять на путь, не озираясь на мнения РПЦ. Именно недосказанность, подмена духовного начала на какие-то обряды и суеверия, невозможность получить мудрые ответы на свои сомнения, противоречия с догмами Церкви, заставляют людей искать путь к Богу в других конфессиях или сектах. К сожаленью наблюдается "скатывание" РПЦ к внешней атрибутике и ритуалам. Многие священнослужители забывают, что перед ними не "забитые" страхом и суевериями, необразованные холопы, а люди, имеющие свой взгляд на Веру, на все что происходит в Церкви, ждущие от духовников или "поводыря" ответов на свои вопросы. К сожалению, духовное наставление паствы, разъяснения , мудрые проповеди канули ... Но, судя по статье, есть надежда на возрождение духовного начала! Молюсь за всех вас! Спаси нас Господи!
николай28 марта 2013, 15:00
Георгий, как насчет грамотности? А стыдишь Владыку, кто ты такой7
Надежда10 февраля 2013, 23:00
На Крещение люди купаются с верой что они очистятся от грехов.Веря в силу святой воды,но почему-то одни начинают болеть,а другие после купания погибают ,как эти трое парнишек,которые заживо сгорели в машине после купания.Вот и незнаешь верить или нет.А на счет язычества вопрос спорный .Люди покланялись природе ,разве это плохо?Сейчас много вер образовалось,а природа гибнети земля нам воздает за это своими катаклизмами.
Елена 4 февраля 2013, 12:00
Спасибо Владыко. Я совершенно согласна с Вами. Слишком просто хотят люди очиститься от грехов своих. Моя бабушка, очень верующий человек. Веру свою пронесла и в советское время. В 77 лет решила окунуться в проруби с большой верой! В течении двух месяцев жестоко болела двухсторонним воспалением легких и умерла. Хотя до этого никогда не болела. Вот вам и пример. Простите. Спаси нас Господи.
никита27 января 2013, 22:00
Не согласен с Влвдыкой,вообще что плохого чтобы с верой в Бога искупаться в воде,которая в этот великий день Крещения святая везде.В нашем храме все пономари купались в озере,которое освятили перед этим,и не во время всенощной,а в 10 вечера.А к епископу Евтихий недоверчиво отношусь ещё с тех времен,как он агитировал за Путина,и строил храмы РПЦЗ в России.
Прот.Василий.23 января 2013, 19:00
Языческий обычай не более.Всецело подерживаю Владыку.
Священник Александр21 января 2013, 22:00
Статья понравилась. У нас близ храма находится пруд, в котором на праздник торжественно освящаем воду. Окунуться в прорубь приезжают сотни, если не тысячи людей. Некоторые священники из нашего храма тоже традиционно окунаются. Тут, пожалуй, нельзя сказать однозначно, плох ли этот обычай. Если христианин осмысленно, с молитвой идет погрузиться в освящённые врды, чтоб получить благодать Божию и укрепление сил, то чем это плохо? Для этого мы и в Святые источники окунаемся. А если приходят ( а таковых тоже немало, если не большинство), чтоб "все грехи смыть, которые за год накопил", или для самоутверждения, дескать, "вот каков я!", да еще во время праздничного богослужения, да пьяные... Тут и так ясно, что ничего хорошего в этом нет.
Александр21 января 2013, 14:00
На ранней литургии причащались в основнов бабулечки, да пяток мужичков. А все богатыри по лункам Помилуй, Господи!
Пахомов Александр Георгиевич21 января 2013, 13:00
Александр: Если нас заставят замолчать, то камни возопиют. Хожу на Иордань лет 15, как правило, после Причастия. Перед этим беру благословение у духовника. Болел после погружения только один раз по своей вине - где-то прочитал, что вода в реке сохраняет Благотатные свойства в течение недели после Крещения. Получил вразумление. В этом году долго болело горло, не мог обычными средствами полностью вылечиться. Нырял с больным горлом, никому об этом не сказав. Здесь об этом пишу только потому что меня никто не знает и не будет повода тщеславиться, а во свидетельство, чтобы не быть неблагодарным Богу. Боль в горле прошла бесследно, самочувствие на редкость хорошее. Надеюсь, что получил огромную пользу и для души. Каждый год стараюсь приводить с собой своих друзей и родных, и никто из них ни разу не заболел. Невоцерковлённым, как умею, объясняю азы Православия. Если бы это делали священники непосредственно у проруби, какое поле деятельности! Спаси Господи и вразуми нас всех.
Тамара20 января 2013, 01:00
В Храмах, в то время, когда идет купание, совешается богослужение, всенощная служба. Вот и ответ Православной Церкви на вопрос о купании, именно в храме должен быть верующий человек.
р.б. Ольга19 января 2013, 21:00
С праздником !!! Спаси Господи владыко , интересно ваше мнение о Крещенском купании, я сожалению проживаю не в России и то что вы описываете , мат , водка ,здесь в Голландии не происходит, на протяжении 3х лет мы ездием с семьёй в русский православный монастырь Святителя Николая , и после Литургии все идём на озеро Крестным ходом , нас небольшая группа верующих, очень интернациональная среди нас православные русские, украинцы , сербы ,румыны голландцы , сирийцы.Некоторые окунаются некоторые нет всем по вере и всем по способностям и по мере даёться.Для нас всех это большой праздник которого все ждут с нетерпением , ведь приезжаем все издалека, после чаепитие , беседы , поём тропари .И я верю что всё это приближает нас к Богу , мне кажеться что каждому хочеться сделать подвиг во имя Господа пусть даже нырнуть в ледяную воду.Для кого то это пустяк бравада а для кого то ещё один шаг к вере , к поиску истины через телесные подвиги , идём k подвигам духовным.Простите никого не хотела обидеть , просто имею свой взгляд на эту традицию.Может не права прости нас Господи .
В крещении Иоанна19 января 2013, 20:00
Мне статья очень понравилась..... Мыслила я также но по скудному духовному образованию на смогла грамотно их(мысли) связать, а батюшка все очень доступно и внятно разъяснил. Спаси вас Господи!
Ярослава19 января 2013, 19:00
Еще одно оправдание для грешников,чтоб не искупить вины своей,не видела ни одного кто бы заболел.Среди моих знакомых купаються многие.Котегорически не согласна,хотя сама еще не купалась не разу.но не из за боязни заболеть.к такому очищению нужно готовиться как к исповеди.дуща должна быть готова не только очиститься но и боле не грешить.
Филарет19 января 2013, 17:00
Слава Богу, что об этом наконец-то скаал вслух не кто нибудь, а русский архиерей! Да и это, скорее всего, окажется "гласом вопиющего в пустыне"... Одним из самых страшных врагов Церкви, думается, являются не атеисты, сектанты и прочие, а наши собственные суеверия. Больно смотреть, как из года в год профанируют святую веру, выдавая народные забавы за церковные обряды!
Раба Божья Виктория19 января 2013, 12:00
Христос крещается! Спаси Господи за полезную информацию. Пусть пошлет Вам Бог здоровя, Ангела хранителя во всём.
Людмила18 января 2013, 18:00
Спаси Вас Бог, Владыко! Ваша статья дана прямо-таки как немедленный ответ на мучившие меня до сегодняшнего дня неопределенные сомнения насчет окунаний в ледяную воду. Раньше я как думала? Вроде бы и надо :"Что я, не православная что ли?" С другой стороны: "Как-то все это очень странно и неоднозначно..." Сейчас все стало предельно ясно. Спаси Господи! Заодно, Вы вероятно, уберегли и от болезни, потому что заболеть даже от кратковременного переохлаждения легче легкого).
Юрий18 января 2013, 11:00
Не видел не одного массового крещенского купания которое можно назвать благочестивым. В лучшем случае суеверие, в худшем - развлечение, чтобы пощекотать нервы. Ну и конечно молодые женщины в купальниках, водка и т.д. - есть на что посмотреть.
ОЛЬГА18 января 2013, 10:00
Я неимею право противоречить Владыки.Меня очень растроила эта статья и теперь я даже незнаю как мне быть.Я погружалась в купель много раз,первый раз это было новерно для удовлетворения своего эго,у меня тогда была температура ,а на улице -38.и я выздоровела,это было на севере,Батюшки там сами окунают тебя три раза,и после этого я все чаще стала заходить в церковь,начала потихоньку в ходить в церковную жизнь,ответственей относиться к празднику и погружению,и для меня это дествительно стало благодатью,и я очень рада когда эта возможность предостовляеться,и конечно жду чуда- оставление моих грехов ,что я может после погружения очищу все свои скверные мысли и научусь жить правельно неущемляя интересов других, ведь в нашем мире очень трудно жить по законом Божьим и неотставать от времени,а у меня 4 детей разных возврастов(20,18,9,4)я в большой растерянности ведь завтра я хотела погрузиться.........
раб Божий Александр18 января 2013, 09:00
Господь Бог между нами! у каждого свой путь. Господь желает спасения для всех и всех нас любит! Спаси вас Господи!
иеромонах Игорь (Васильев)17 января 2013, 20:00
Даже как-то неприятно. Нечестная статья. После того, как в 2011 году, группа православных христиан взойдя на вершину Эльбруса совершила Божественную литургию, нашлось много критиканов, но почти все были не в меру упитанными и с круглыми животами. Скорбно, что автор написавший или подписавший её, епископ дорогой сердцу Русской Церкви. Наверно в скором времени можно ждать подобного "творчества" и в отношение святых источников и купален при них.
galina17 января 2013, 19:00
служащие церкви обязаны учить православным правилам!должны громко говорить-что можно,а что нет!чтобы не гневить Бога!
еееее 7 августа 2012, 01:00
По вере Вашей да будет Вам
наташа 7 апреля 2012, 19:00
А я вот сильно зоболела после купания уже год не могу вылечиться, отморозив позвоночник, пришлось делать блокаду, очень жалею.
Дим23 января 2012, 19:00
Впервые я решился поехать в Святогорскую Лавру на Богоявление, благо недалеко, но не купаться, посетить храм и освятить воду. Был шокирован количеством народа, который скорее пришел с потребительскими целями в этот день в храм, так же как приходит в магазин за необходимым. Шум, гам, суета... Редкий человек перекреститься. В контраст вошло поведения охраняющих лавру козачков, которые при входе на территорию монастыря женщинам чуть-ли не с линейкой меряют длину платья, в тоже время, в купальне самого монастыря некоторые барышни не стесняясь переодевались без всякого стеснения. В общем ехал я домой, вопреки моим ожиданиям, с непонятным, скверным чувством.
Даниил23 января 2012, 17:00
«суеверно приписывая этому купанию очистительную силу от грехов» Он еще и молитвы не внимательно читает?.. «О еже быти воде сей, освящения дару, грехов избавлению, во исцеление души и тела, и на великую пользу изрядную...» «Сам убо, Человеколюбце, Царю, прииди и ныне наитием Святаго Твоего Духа и освяти воду сию. И даждь ей благодать избавления, благословение Иорданово: сотвори ю нетления источник, освящения дар, грехов разрешение, недугов исцеление, демонов губителъну, сопротивным силам неприступну, ангельския крепости исполнену»
священник Виктор Пасечнюк22 января 2012, 18:00
Люди не желая исправлять свою жизнь, хотят очистится от грехов без покаяния, только купанием. Лицемерие, бровада, тщеславие и самообман. Этот "православненький", традиционный обычай, будет укореняться, не приближая людей к Царствию Божьему а удаляя от Него, если не будет от священства и от имени Церкви подобных статей и разъяснений.
Анастасия.21 января 2012, 20:00
Не имею возможности выразить собственные чувства. Но дети живыми должны рождаться и на радость. Из-за жалости, столь активно обучаемой в школе, прочих институтах, получается, что сами себя выраждаем. Сами. Себя. Пренебрегая тем, что создал Господь. Реки. Леса. Горы. Он же их для чего-то создал! Наверное, для того, чтобы мы это осмотрели и намусорив, прибрали за собой - для следующего поколения. Не представляю себе путешествий без рек, без прорубей. Стереотип какой-то. Я помню так там и иное было написано. Бойтесь книжников и фарисейской закваски. Я не осуждаю. Я рассуждаю. Пусть даже эмоционально. Эмоции. Это еще не поступки и не действия. Но в них сила. Если у батюшки нелюбовь к этому - это эмоции. Но мне нравится, когда подростки в прорубь окунаются (тем самым почитая предков и наставляя подрастающее поколение). Многое передается невербальным способом - через собственный опыт, поступки. С любовью ко всем. Все люди любят друг друга. Абсолютно все. Просто не понимают друг друга. В природе - все то, что нам необходимо для жизни (иного не было - все то, что видимо, слышимо, ощущаемо). С душой нужно ко всему подходить - тогда и жизнь в радость, а не в тягость. И крещенские купания - в радость, а не в тягость. Это не гадость - нет. Но если Вы не хотите - я уважаю Вашу волю. Не стану на Вас самоутверждаться. А вы, пожалуйста, поразмыслите и не нужно давать повод или самим утверждаться на таких. Не нужно. Все люди любят друг друга.
Анастасия.21 января 2012, 20:00
Ради хвастовства, что ли? Зачем же так самоутверждаться-то на людях, чистых, крепких, здоровых? Дух. Сила. Этим и закаляются. Ну, не четырьмя же стенами. Люди любят природу, значит, любят и Господа. Мне бы очень хотелось, чтобы люди свято верили. И к вере относились со святостью. Видела людей, которые веру за знание почитают. Они на краю гибели. Здесь люди верят. Ростки имеются. Дальше - отдайте их в руки Господа. Он их и вразумит. А насчет - дак, простите, все мы под Богом ходим. И вообще - странное что-то творится. Не люблю, когда на жалость давят. Жалость - это игра в сострадание. К кому сострадать? К тому, у кого есть руки, ноги, голова. Все, для того, чтобы жить (воспитывать, передавать навыки, умения, опыт, знания).
Лариса20 января 2012, 23:00
Прочитала статью,очень сильно удивилась...Получается,что выполняют прорубь для того,чтобы освятить воду,которую нужно набирать для пития,а не для купания..Тогда почему же священники ни разу не сказали о том,о чем в статье написано..?А ведь написано,получается ПРАВИЛЬНО!!!Я в размышлении...Надо спросить об этом нашего священника..
Валерий20 января 2012, 19:00
Слава Господу , находятся люди противостоящие внешним проявлениям веры и суеверию.
Александр Иванов20 января 2012, 19:00
Такое купание - дань традиции, переступание чрез порог обыденного и повседневного, а значит - жертва (впрочем, не угодная Господу), но в немалой мере и - возможность потешить свою гордыню и наивная попытка приблизиться к святости. Для здорового организма - повышающий иммунитет стресс, однако для нездорового, возможно, - последний.
Нафанаил20 января 2012, 16:00
Слава Богу, что об этом уже заговорили иерархи! Спаси Господи! Проходу нет от псевдоправославных суеверий!
Никита19 января 2012, 20:00
Действительно, не стоит рисковать ни жизнью ,ни здоровьем, и гордиться тем, что ты можешь купаться в освящённой воде тоже не стоит, кстате и навязывать верующим людям купание в освящённой воде тоже не надо. Мы все разные!
Платон19 января 2012, 11:00
Согласен с Владыкой, что не надо искушать Бога, если слабое здоровье. Но не согласен, что купание в освященной воде - это выражение неблагоговейного отношения. Человек весь Богом создан и он есть сам образ Создавшего.
татиана19 января 2012, 10:00
Спасибо! Очень нужная статья! Купание в проруби не признак, по которому можно определить православного. Купание в проруби - языческая традиция. Развлечения людей в зимнее время.
Александр18 января 2012, 10:00
"Господь целует намерение". С какой Верой люди следуют в крещенскую купель, таковы дары и получат. Православие многогранно, здесь и суеверные, и сомневающиеся, и укрепившиеся, и верные. У каждого свой крест и своя ответственность перед Богом, и своя голова на плечах, чтобы ответственность осознать и правильное (именно для себя) решение принять. Владыке - огромная благодарность за информацию, а Церкви за право выбора. Думайте братья и сестры, молитесь и решайте сами купаться или нет, если не дерзаете решить сами - тогда к духовнику.
Лариса25 января 2011, 23:00
А я полностью согласна с Владыкой. Мои знакомы нецерковные люди купаются регулярно всей семьёй, даже несколькими семьями. При этом искренне считают, что омываются от грехов, хотя сами никогда не исповедовались и вряд ли понимают, что есть грех. С какой-то бравадой посматривают на меня, когда в очередной раз удостоверяются, что я не купалась. А я как представлю эту кучу народа в мини-бикини или прилепленной к телу просвечивающейся рубахе ( при всём честном народе, всё равно , что голая)... Купание в купальне в святом источнике - ни в какое сравнение не идёт!
Сергий25 января 2011, 19:00
Благодарю, вас Владыко! Отлегло от сердца! В отношении этого престранного обычая я рассуждал до последней запятой так же как и Вы, но не имея духовного руководства, мучился сомнениями в своей правоте и смущался тем, что думаю не как большинство. Спасибо и матушке Татиане (с днём Ангела)! Как хорошо, что мы имеем пастырей хранящих чистоту нашей Веры! Хорошо и то, как показывает обсуждение, что достаточно православных способных "трезвиться умом" в наше странное время. Спаси Господи!
Михаил25 января 2011, 18:00
Сие купание - это, на мой взгляд, самодеятельность.
Илья25 января 2011, 09:00
Согласен с автором статьи. Я вообще никогда не окунался на крещение. У меня с мамой нехороший случай произошёл после купания даже не в проруби зимой, а летом в холодном роднике!
Валерий25 января 2011, 04:00
Немного не в тему... Кого мы спрашиваем, чей ответ мы принимаем на 100% (кстати не рассуждая даже), когда "припирает" - священника, или писателя, или богослова? Куда идём - в библиотеку, в интернет, а то даже и не идём, а порой просто бежим к своему духовнику или батюшке? Спасайте! Не часто ли мнение приходского батюшки (не говорю уже об архиерее) мы принимаем без всякой оглядки на "подкованность" и без всякого сравнения с мнением образованных и без всякого анализа ...
Вячеслав24 января 2011, 19:00
Празднословие-это когда говоришь без пользы. Бывает и празднодействия-это тоже, когда без пользы. Подвиг-это преодоление-с Божьей помощью-душевной немощи для получения пользы душевной.Если человек после купания не заболел-это не польза,а отсутствие плохих последствий.Если от купания в святых источиках есть получающие по вере исцеление от болезни-то в этом мы узнаем Совершителя происходящего. Если от купания в проруби на Крещение есть случаи исцеления-тогда благословите нырнуть! Значит-это Благоугодно. Если нет таких случаев-зачем это надо? Мы-не моржи.
Даша24 января 2011, 11:00
В этом году впервые купалась в купели на Крещение при монастыре. В воду было идти страшно, читала молитвы по пути к купели. В раздевалке радостный шепот и поздравления с Крещением. А на спуске к купели небольшая очередь и заминка -все с замиранием смотрят на студеную гладь купели. Над купелью образ. Моя сестра вошла в воду первой. Трижы окунулась с молитвой и знамением. Мне страшно. Спрашиваю свою Катюшу, смогу ли я это совершить, или духовных сил моих для этого шага не хватит. Катя меня приободряет, я спускаюсь. Четко произнести положенных слов дыхания не хватило, но думаю Господь их услышал. Вышла - стало тепло. Рядом с купелью при храме есть чайная, выпили травяного сбитня с медом. Настроение светлое. Проходя мимо храма поблагодарила Господа за праздник, за друга, который привел меня сюда. Получила ли я купанием оставление своих грехов не знаю. Имею дерзновение надеяться, что этот шаг в купель был небольшим шагом на встречу Господу. Спаси нас грешных...
Раиса24 января 2011, 10:00
Владыка Евтихий в своей статье ссылается на Булгакова С.В. Я о купаниях на Крещение читала у Иоанна Шмелева. Известный русский писатель, православный. Да, если устаивать гонки в ледяной воде, то можно и заболеть , причем серьезно. Но даже медики согласны с тем , что за 30 секунд в ледяной воде никакого внутреннего охлаждения не произойдет. А летом никто не купался в источниках??? Тоже водичка не теплая.. 4- 6. Так какая разница, купаться летом в источнике или зимой на Крещение?Разве летом теплее раздеваться.. И похвастаться не получится. Купаемся- то все в рабочее время. Нам начальством запрещено языком молоть по этому поводу среди знакомых.
Елена24 января 2011, 09:00
Часто и православные люди ставят на один уровень понятия причастия и купания в источниках. Во время поездки в Дивеево, помню, в источнике купались почти все, а причащались только двое. Поэтому хорошо бы побольше писали таких разъяснений. Наш батюшка всегда говорит: "Самое главное - это причастие". Грехи не снимаются автоматически в время купания в святых источниках, даже в день Богоявления. Не должно быть подмены. Очень радостно слышать такое мнение от владыки.
Даниил Дубинский24 января 2011, 05:00
Уважаемые любители "моржевания", будьте осторожны к себе и к окружающим вас. Как в любом виде спорта, кроме воли к победе нужно иметь грамотных наставников и медицинские рекомендации врачей. В статье, Владыко Евтихий предостерегает свою паству от несчастных случаев, нередко случающихся при резком переохлoждении тела в ледяной воде. Без праздной демогогии, Владыко призвал не смешивать народные традиции с учением Церкви и Священого Писания. Кроме физической опасности здоровью пасомых, Владыку тревожат духовные травмы подстерегающие неопытных ныряльщиков. Также, Владыко напомнил нам слова Спасителя, когда риск для личной жизни оправдан высшей целью. А о цели христианской жизни нам поведал преподобный Серафим Саровский и к которой нас призывет добрый патырь.
Валерий24 января 2011, 03:00
Спаси Господи Владыка!
Евгений23 января 2011, 12:00
Спаси нас Господь! Владыко заставил задуматься над нашими поступками на пути к Богу. Вполне понятна его обеспокоенность за паству и обряды часто по незнанию или неразумению совершаемые нами на этом непростом пути. Хочется сразу отмести за грань обсуждения случаи пьяного поведения при Крещенском купании, это мерзко выглядит, мерзко по сути и без всяких оправданий прямое вмешательство лукавого в промысел Божий. Но иное отношение заслуживает этот обряд совершаемый людьми со светом, возникающим в душе при подготовке к празднику, либо неожиданно, - озарением, сродни чуду. Не помню слышал или читал, - у каждого свой подвиг перед Господом. Нужно прислушаться к себе, окунаться ли в прорубь, омываться ли из ушата, либо окропляться кропилом, делать это необходимо со светом духовным, во имя Господа нашего, отринув гордыню не из хвастовства, а с благим намерением очиститься и приблизиться к Богу. Не стоит всё же осуждать духовный благой порыв, кому-то Господь даёт сил перешагнуть через себя окунувшись троекратно в прорубь, кому-то окатившись холодной водою, а кому-то достаточно окропить себя малой толикой святой воды, а по силе будет одинаково был бы свет в душе. Главное не заставлять, не вменять, не запрещать, но просвещать и помогать терпеливо объяснять и наставлять используя, а не отталкивая благие порывы души.
матушка Татиана22 января 2011, 13:00
Большинство далеко не всегда было право (вспомните хотя бы ветхозаветную историю: пророк Моисей, пророк илия, да и все пророки не были принимаемы большинством, которое упрямо держалось на так называемые БЛАГОЧЕСТИВЫЕ ОБЫЧАИ; в текстах служб первой седмицы Великого поста об этом так и написано: "Обычай, взем грех, ведёт меня в ад.") Мной лично не знаемый, но после такой статьи, весьмо многоуважаемый владыко Евтихий, низкий Вам поклон и чрезвычайная благодарность за проповедь незамутненного православия - в наше время воинствующеого большинства неофитов это так нужно! На наше сельском приходе настоятель так же против подобного осквернения праздника(ночь, матерки да водочка). А вот схожую позицию от официального лица встречать не пришлось.
Фотиния22 января 2011, 00:00
Владыка Евтихий правильно пишет. Истина всегда бывает гонима людьми века сего, ведь любовь к мiру и его обычаям - вражда Богу есть. Жаль, что современники, возможно именующие себя православными, забыли апостольское постановление- не воздвигать хулу на епископа, что это тяжкий грех. Нельзя поносить архиерея, даже и высказывающего свое частное мнение,( а если внимательно изучать святоотеческое наследие, у некоторых святых отцов были частные мнения, не догматического характера), тем более публично злословить епископа. Ведь в книге Кормчей, в Соборных постановлениях Апостолов и Святых Отцов о грехе хулы на епископа написано и даже епитимия за него.
Екатерина21 января 2011, 21:00
Есть о чем подумать. Заметила, что к крещенской проруби часто приходят люди от церкви далекие. На службу не идут, об исповеди и причастии имеют смутные представения, а искупаться в ледяной воде считают долгом. После купания не воцерковляются. Может, прав Владыка?
георгий21 января 2011, 20:00
Простите слава Богу ето мудствование одного епископа ,а не глас Церкви.Каждому свойственно ошыбатся .Сравнения похожы на Кураевские стыдится надо .
Вадим21 января 2011, 19:00
Вообще-то, друзья, обратите внимание на слова Христа из 13-й главы Евагелия от Иоанна: "Омытому нужно только ноги умыть". Если говорить об обрядовых омовениях для последователей Иисуса, то Сам Он не учреждал омовений кроме того, о чём и читаем в этой главе Евангелия. Если и есть какое-то важное омовение, от участия или неучастия в котором зависит очень многое, то это и есть это омовение, о котором читаем: "Если не умою тебя, не имеешь части со Мною". А в том, что христиане не могут услышать единое мнение Церкви по обсуждаемому нами поводу, а также постоянные факты трагических исходов или ухудшения здоровья, то нахожу лишь несоответствие традиций Евангелию.
Вадим21 января 2011, 19:00
Вообще-то, друзья, обратите внимание на слова Христа из 13-й главы Евагелия от Иоанна: "Омытому нужно только ноги умыть". Если говорить об обрядовых омовениях для последователей Иисуса, то Сам Он не учреждал омовений кроме того, о чём и читаем в этой главе Евангелия. Если и есть какое-то важное омовение, от участия или неучастия в котором зависит очень многое, то это и есть это омовение, о котором читаем: "Если не умою тебя, не имеешь части со Мною". А в том, что христиане не могут услышать единое мнение Церкви по обсуждаемому нами поводу, а также постоянные факты трагических исходов или ухудшения здоровья, то нахожу лишь несоответствие традиций Евангелию.
Димитрий21 января 2011, 19:00
Это БЛАГОЧЕСТИВАЯ традиция и от степени благочестия зависит отношение человека к омовению в проруби. Дары Святого Духа для всех, а принять Их могут далеко не все. Но, если человек стремится очиститься хотя бы таким образом, то уже благодать коснулась его сердца.
виктор21 января 2011, 18:00
не ожидал такое мнение услышать о крещенском купании,обвиняются люди в этом учавствующие якобы гадающие и т.д. Ехал на погружение с хорошими помыслами и тут такое обвинение
Anton21 января 2011, 17:00
Абсолютно согласен с Владыкой, Владыка приводит в данной статье абсолютно аргументированные цитаты из Евангелия, а то что другой уважаемый автор приводит цитату Афанасия Великого, так не забывайте в каком климате жил Святой Афанасий, там где он жил -40 зимой не бывало. Так же абсолютно согласен, что купание в мороз - это искушение Господа, почему, спрашивается нельзя искупаться при комнатной температуре, набрав воды в определенный резервуар? И самый главный вопрос состоит в том, для чего совершается это самое погружение многими любителями экстрима? Многие ответят - смыть грехи, но так грехи не смоешь. Печально что мы готовы творить глупости и безумия, чтобы, как нам кажется, угодить Богу, а Ему от нас надо совсем не этого, как правильно заметил Владыка Евтихий. Многая Вам лета, Владыка!
Марина21 января 2011, 16:00
Очень своевременная статья! Многие люди будут крайне удивлены прочитав её. Так как, считают, что окунаться в прорубь на Крещенье надо обязательно, в соответствии с церковным Уставом. Полностью согласна с батюшкой! Неоднократно читала у святых отцов, что главное в вере не купание в святых источниках, помазание елеем и собирание икон, камушков, земли из святых мест. Многие люди относятся к этому обряду как к очередному суеверию. А нас надо просвещать!
Олег21 января 2011, 15:00
Христос посреди нас! Сам неоднократно купался (в прошлом ), сейчас нехочу!Противно становится.Жуууть!Хочешь искупатся---прииди ночью,что-бы глупостию своею не смущать неофитов,и плавай,да хоть до утра.Уверяю вас, ничего православного,в этом обычае не прослеживается. Только большущее ЯЯЯЯЯЯЯЯЯЯ.
Александр21 января 2011, 12:00
р.Б. Галине Что за манера появилась на всех форумах сразу обвинять человека? "Александр получил удовольствие.Но это не Христа ради, и не во Славу Божию. Это хвастовство и бахвальство перед другими и самим собой в свою славу. Вот я какой молодец!". Человек должен преодолевать себя. Он для этого и рождается в мир. Да, еще ... "Никакого отношения это к Православию не имеет". Судьи кто, спрашивается? Как насчет "Не судите, и не будете судимы"?
Илья21 января 2011, 10:00
Ну что ж, если трактовать Крещенские купания таким образом, как это делает Владыко, и прибегать к такой аргументации, то в скором времени мы должны прекратить освящать источники и запрещать купания в уже существующих ( как например св. Пафнутия Боровского в Оптине и т. п.) И все свидетельства об исцелениях после купаниях в источниках - тоже причислить к суевериям.
Осначёва Екатерина21 января 2011, 10:00
Прийти к студеной иордани с крестным ходом после полуночи, в присутствии теле- и фоторепортеров, вместе со многими десятками, а то и сотнями, и даже тысячами людей, которые стремятся во что бы то ни стало окунуться, часто бравируя сроим рвением и воодушевляя друг друга молодецким гиканьем и, чего уж тут скрывать, случается, что и матерком, согреваясь беленькой, фотографируясь и выкидывая разные чудачества в веселой компании, - всё это уже успело стать для определённой части нашего общества неким обязательным ритуалом, завершающим череду январских праздников, это так. Но совсем другое - выйти к проруби под утро, когда схлынет шумная толпа желающих приобщиться к традиции, метет поземка, спасатели дремлют в своем "броневике", нет ни журналистов, ни зрителей, и ваша маленькая семья идет гуськом по снежной тропинке на всречу с Господом, исходящим из иорданских вод. Тогда стираются границы пространства и времени, и становится реальным и близким то вселенское событие обновления ветхого человеческого естества, когда со страхом едва ступаешь босыми ногами по обледенелым ступеням к дышащей морозным паром полынье, потопляя в обжигающей, как лава, и густой и жесткой, как металл воде, свои грехи, заботы и скорби. А после летишь на крыльях радости, не чувствуя ни земного притяжения, ни возраста, ни болезней.
Наталия21 января 2011, 10:00
А как же окунаются в святые источники, для исцеления душевных и телесных недугов?
Alexander21 января 2011, 10:00
Я знаю немало православных из германских приходов, где я сам и проживаю, и многих из России и пока, среди них не встречал никого, кто относился бы к Крещенским купаниям суеверно. В этот день, по учению Церкви освящаются ВСЕ воды, а это значит и те которые текут и во всяческих трубах( думаю не обязательно уточнять в каких именно). И все водосодержащее очевидно очищается от скверны. Я конечно не имею ввиду наши грехи. А раз это так, то какое же в купаниях неблагоговение или тем более святотатство. Крещенские купания имеют давнюю, укрепившуюся и освященную авторитетом Церкви традицию и нападки на этот "БЛАГОЧЕСТИВЫЙ ОБЫЧАЙ", как его назвал его Святейшество Патриарх Кирилл в своем слове, посвященному Крещению Господню, вызывают недоумение и представляются надуманными и слабо аргументированными. А сравнение с купанием каких то, явно нецерковных и вероятно вообще неверующих людей в молоке или шампанском - не корректно, и слышать подобные слова из уст отца архимандрита странно и, я бы сказал грустно. Простите. р.Б. Александр
Раиса21 января 2011, 10:00
Я купаюсь на Крещение 5 лет. Нас- команда сотрудников из 8-10 человек. Купаемся в отведенных в этот день местах. Всегда и везде дежурят МЧСники. Есть палатки для переодевания. Мы обычно переодеваемся в своей маршрутке. Купаются 4 женщины и 3-5 мужчин.Сами Контролируем погружение каждого человека.За 5 лет ни один человек ни разу ничем не заболел после купания и в течение года. По- честному- всем страшно погружаться. Но мы твердо знаем, что с нами ничего не случится!!! В команду каждый год добавляется народ. Ни в каких святочных переодеваниях и гаданиях никто не участвует.
Сергей21 января 2011, 09:00
Ну так ,те кто на святки рядится и за Святой водой в храмы идут и на пасху куличи освящают,что же теперь им это запретить?А вот как об этом в статье пишет доктор Богословия Михаил Иванов: цитирую" Мы имеем мало подробностей о них, но до нас дошло правило Афанасия Великого в его вероучительном послании к Эпиктету, которое гласит: «Кто не примет водного омовения в день Крещения Господня, да будет отлучен от святых таин на 40 дней. Если же кто будет увлекать за собой [других], да будет извержен из Церкви, пока не принесет покаяние." и это тоже по-видимому мнение части богословов и святых отцов? Для нас было бы правильно услышать одно цельное мнение Церкви по этому вопросу,но его по-видимому нет.При этом лично я не вижу в купании ничего дурного,когда человек три раза погружается в воду во имя Отца и Сына и Святаго Духа.Причем так погружаются даже малоцерковные люди и наверное вовсе не церковные,это можно превратить в проповедь,если церковные общины обставят купания правильно,может быть чайку народу предложить вместо водочки,может и батюшки донесут смысл праздника до собравшихся?Всё во Славу Божию!
Юля21 января 2011, 09:00
Спаси Господь Вас, Владыка! Прекрасно все разъяснили. Полностью согласна с мнением р.Б.Галины. Ничего во славу Божию нет в крещенском купании, все в угоду себе.
Юрий21 января 2011, 04:00
Странно, что владыка ссылается НЕ на мнения святых, а на мнение всего-лишь фольклёриста, собирателя мифов и суеверий. Не серьёзно всё это.(((
Алексей21 января 2011, 02:00
В корне не согласен с данной статьей. Не первый год купаюсь, ни разу не видел и не слышал о том, чтобы кто-то заболел. Другой вопрос, когда из этого делают шоу с желанием позабавиться - это плохо.
р.Б. Галина21 января 2011, 02:00
Подвиг ради Христа - ежедневная молитва, милостыня, пост, благотворительность, а не купания в Святой воде. даже младенцев не купают в Святой воде, а окропляют и дают пить, если вдруг заболел например.Александр получил удовольствие.Но это не Христа ради, и не во Славу Божию. Это хвастовство и бахвальство перед другими и самим собой в свою славу. Вот я какой молодец!Никакого отношения это к Православию не имеет.
Алексей20 января 2011, 23:00
После сего был праздник Иудейский, и пришел Иисус в Иерусалим. Есть же в Иерусалиме у Овечьих [ворот] купальня, называемая по - еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов. В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды, ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил [в нее] по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью. [Ин.5:1-4] А как понять эти слова Святого Писания? "...люди чувствуют духовную радость после совершения данного подвига. В общем, все не однозначно."
Наталья20 января 2011, 22:00
Большое спасибо за разъяснение.
Александр20 января 2011, 22:00
Слава Богу, что купание не является строго обязательным для Правосланых христиан! Не все, даже истинно верующие христиане готовы к такому экстриму. А вот подвипивших "купальщиков" можно встретить у каждой проруби/иордани. С недостойными воплями ныряют и с матюгами выскакивают из воды... Какое уж тут благочестие?! И за святой крещенской "Великой Агиасмой" выстраиваются огромные очереди. Наверное это в какой-то мере и хорошо. Хотя бы на Крещение и на Пасху человек зайдет в церковь..., а там, глядишь, и призадумается о своем бытии. А о купании еще скажу так: "Вольному - воля..."
Илларион20 января 2011, 21:00
Я думаю, что запрещать купание также как и вменять его в обязанность - крайности. Есть желающие - да пущай и купаются. Важным действительно есть то, ради чего это делается.
Дмитрий Агеев20 января 2011, 20:00
Владыка Евтихий в данном вопросе прав - никакого настоящего благочестия в "крещенских купаниях" нет. Это лишь профанация и замутнения смысла Богоявления полуязыческой профанацией. На владыку Евтихия, конечно, обрушится (и уже обрушился) град "критики" людей, которые считают себя традиционалистами. Но он всё равно здесь прав.
Александр20 января 2011, 19:00
Мне кажется, что аргументация, приведенная в статье, сомнительна. Потому, что неверно трактует мотивы. Почему обязательно "рядящиеся на святки"? Я не рядился на святки, но искупался - получил удовольствие от того, что смог это сделать. Долго не решался - а сейчас решился - и сделал. И про знаменья с неба не так просто. Благодатный огонь сходит или нет?
Александр20 января 2011, 19:00
Есть в словах Владыки доля истины. Действительно, к купанию относятся как к экстриму. Этим хвастаются, этим гордятся перед другими. В воду прыгают забавы ради. Или для удовлетворения чувства гордости. Но для кого-то это и подвиг; действо, совершаемое во Имя Христа. И люди чувствуют духовную радость после совершения данного подвига. В общем, все не однозначно.
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке