Старец Порфирий об ошибках в отношениях с духовным отцом

Старец Порфирий (1906–1991) пользуется большой любовью среди православных Греции. После его блаженной кончины издаются книги о нем и собрания его советов и поучений. Некоторые из этих советов посвящены ошибкам и опасностям в отношениях с духовным отцом – теме, которая актуальна и для России. Приведем небольшую подборку таких советов.

Один брат рассказал мне: «Некогда я работал в деревне. Тогда у моей жены был очень строгий духовный отец. Однажды она призналась ему в своей слабости и в том, что она ее повторяет. Он отругал ее, запугал. После этого она еще не скоро вновь решилась идти на исповедь».

«Видишь, – сказал старец, – к чему может привести чрезмерная строгость? Вот почему я призываю быть осторожными с духовными отцами, к которым вы идете на исповедь – и вы, и ваша жена, и ваши дети; больше всего старайтесь быть честными во всем, что говорите, потому что тогда Бог все вам простит, и вы будете улучшаться духовно».

***

«Смотри, дитя мое! Наш Бог, желая научить Своих детей, которые надеются на Него, верят и любят Его, поклоняются Ему, прибегает к различным способам. Среди средств нашего Господа есть и введение правил, соблюдение которых ведет к спасению наших душ. Мы не можем изменить или нарушить планы Бога. Более того, мы не можем чего-либо навязать Ему. Но мы можем, однако, попросить Его, помолиться Ему, и Он, из любви к людям (ведь Он и есть любовь), может внять нашим молитвам и сократить время испытания – или даже обойтись без него. В любом случае, все зависит от Него. Мы просим о чем-то, а Он – Тот, Кто нас поддержит.

Более того, эти правила носят характер не мести или наказания, но воспитания, и они не имеют ничего общего с правилами, введенными некоторыми духовными отцами, которые либо от чрезмерного рвения, либо по незнанию размывают пределы наказания, не понимая, что таким образом совершают преступление, вместо того чтобы творить благо. Я всегда ругаю их и советую так: нет – суровым наказаниям, да – доброму слову. Потому что строгое наказание только поможет диаволу увеличить свою клиентуру, то есть как раз посодействует в том, что составляет цель его ожиданий, в том, к чему он с всегда стремится.

Именно поэтому выбор духовного отца требует крайней осторожности. Как вы бы искали наилучшего врача, так же вы должны заниматься поисками духовника. И там, и там – врач, но в одном случае – для тела, а в другом – для души!»

***

Говоря о вещах, превышающих обычные грехи и ситуации, таких как, например, совершение сердечной молитвы или преодоление особо трудных духовных искушений, старец советовал: «Будьте осторожны в том, что говорите вашим духовникам, которых вы выбрали для исповеди. Потому что они могут не знать всего. Они должны быть очень мудрыми, проницательными и опытными. Они должны носить Дух Божий внутри себя, чтобы суметь разрешить ваши различные проблемы».

***

«Если ты живешь далеко от города, – сказал старец одному брату, – и не можешь приезжать сюда регулярно, тебе нужно найти хорошего духовника, чтобы исповедовать ему свои грехи. Но если тебя беспокоит что-то относительно сердечной молитвы или твоих помыслов, не сообщай ему этого, потому что тот, кто знает недостаточно, может сбить тебя с толку. При таких вопросах приходи сюда, и сможешь обсудить их со мной».

***

Один уверенный в себе строгий духовный отец отказался одобрить желание своего духовного чада посетить отца Порфирия и поговорить с ним о серьезной личной проблеме. Этот инцидент произвел на меня тяжелое впечатление, и я сообщил старцу о нем. Старец грустно покачал головой и промолвил: «Что я могу сказать? Понимаешь, он ведь тоже духовный отец». Старец всегда был очень осторожным и мягким в суждениях о других – особенно когда это касалось священников, совершавших ошибки. Вместо характеристики он предпочитал выражаться метафорически:

«Ты знаешь, когда папский миссионер получает инструкции для своей миссии, от Рима он добирается на самолете, а по прибытии в аэропорт одной из африканских стран открывает запечатанный конверт и читает, что должна включать в себя его миссия – что он обязан выполнять, даже если с этим не согласен. У нас, у православных, все происходит не так».

Я понял – более или менее – то, что старец пытался мне сказать. Это был не первый раз, когда я убедился, что в православной среде бывают духовники с «папскими» замашками, которые требуют повиноваться своим указаниям, полностью игнорируя внутреннее несогласие своих духовных детей. Они склонны развивать тоталитарное мышление, потому что сами боятся свободы, которую ограничивают дисциплиной, невзирая на то, что православное послушание есть плод свободы.

Вскоре после этого упомянутое духовное чадо «строгого» духовника в конце концов сказало своим друзьям, которые призывали его поехать к старцу Порфирию, что у него пропало желание посетить старца. В одну из моих поездок я сказал старцу об этом и добавил: «Я думаю, что причина того, что он к вам не пришел, не в его нежелании, а в том, что он демонстрировал послушание своему духовному отцу».

Ответ старца удивил меня: «Он проявляет послушание, потому что советы его духовника удовлетворяют его эго». Это был первый раз, когда я услышал, что старец так открыто говорит о духовной ошибке. Старец сам не стремился к появлению последователей, он просто помогал тем, кто искал помощи в его келье. Быть может, он сообщал это все мне так открыто потому, что хотел показать еще один пример обольщения диаволом христиан. И это заставило меня понять, что мотивом послушания для человека иногда служит удовлетворение собственного эго.

Старец Порфирий Кавсокаливит,
Перевела с английского Ангелина Леонова

24 января 2011 г.

Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Комментарии
А Гулевич30 января 2015, 17:00
Да вот, давеча, профессор А.И. Осипов очень настороженно относился к некоторым высказываниям старца Порфирия. Интересно как он отнёсся к его канонизации ...
Elena Dorogina20 февраля 2014, 10:00
Кто сомневается в "православии" старца Порфирия (в т.ч. про Эго), прочитайте "Посмертные вещания" прп. Нила Мироточивого. Там святой много показывает примеров различных взаимоотношений старцев и учеников, в т.ч. и по Эго-сценарию. Помоги нам всем Господь!
Kveta Kovalova 7 декабря 2013, 22:00
Очень своевременно прочитала! Спасибо.Стоит задуматься! Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru. Ваш комментарий:
Светлана25 сентября 2013, 12:00
Мне очень понравилось:"...православное послушание есть плод свободы" И есть о чём призадуматься. А у старца опытного обязательно "наблюдаться" надо, я это чувствую, потому, что в моей жизни этого нет, к сожалению.
Максим17 октября 2012, 15:00
Где же оригинал?
николай порфирьевич22 ноября 2011, 20:00
старец Порфирий Байрактарис-недосягаемая высота,когда первый раз читал его житие просто растаял от любви Божией,такое иногда бывает когда подольше постоишь около мощей угодников Божиих,стяжавших любовь.
Лидия!30 мая 2011, 21:00
Очень своевременно прочитала! Спасибо.Стоит задуматься!
р.Б. 6 апреля 2011, 15:00
Настоящий духовный наставник это Бесценный Дар Божий.Его надо заслужить или вымолить.Каждый день умоляю об этом Бога.Надеюсь только,что по неотступности моей надоем и Господь смилуется надо мной.На добрые дела свои не надеюсь-у меня их нет.А та капля,что есть(дай то Бог)не покроет и миллионной доли моих грехов.Обещаю,что буду его любить,жалеть и не надоедать.Так,наверное,дети в детском доме ждут и молятся о новых родителях.А сейчас заставляю себя пойти на исповедь.Не хочу.Никогда не забуду 8 августа прошлого года - батюшка так позорил меня,кричал "раньше вас отлучили бы..."Тяжело писать.Два дня я рыдала так,как никогда в жизни.Что я могу понимать?У меня в семье половина коммунисты,военные,юристы-и ни одного верующего!Я первая в семье крестилась.Да и сейчас одна хожу в церковь.Раньше мне было так обидно,что я переставала ходить в церковь.Болезни,душевные муки возвращали.Теперь не уйду-пусть хоть с палкой встречают у входа.Наверное не надо было мне все это писать-просто крик души.Прости,Господи,рабу Твою многогрешную!.А мудрый старец все правильно сказал.Дорогие и любимые батюшки,будьте милосерднее к овцам заблудшим!
Тургенев И13 февраля 2011, 23:00
Соглашусь с СергеемП. Жить и спасаться мы сейчас можем только по совету духовника, а не приказу и, чтением Святого писания (Евангелие и Святых отцов)мы не в секте, а в православии. У о.Порфирия, он же Ковсокаливит - "дух" не от Святого писания. Будьте внимательны при чтении его книг. Аминь.
Павел 9 февраля 2011, 21:00
Не могу понять эту фразу: «Он проявляет послушание, потому что советы его духовника удовлетворяют его эго» т.е. советы духовника полностью совпадают с эгоистичными интересами духовного чада?
Владислав 5 февраля 2011, 10:00
Хорошая статья,поучительная.
д.Александр 1 февраля 2011, 10:00
Да, хорошая статья. Жаль не указан источник перевода (или я не увидел?).
Михаил 1 февраля 2011, 03:00
Что то вторая половина переведенного материала начинающаяся со слов(Один уверенный в себе строгий духовный отец...)вызвала странные ощущения в мозге( а фраза «Он проявляет послушание, потому что советы его духовника удовлетворяют его эго». ваще когнитивный диссонанас(( прочитав коменты расстроился окончательно, с одной стороны авторитет уважаемого мной сайта... с другой отзывы народонаселения в том же ключе что и у меня... с третьей фраза (Старец Порфирий (1906–1991) пользуется большой любовью среди православных Греции.)я в ауте(((т.к. видимо заслуженно народ Греции его любит, а ведь надеялся получить ответ на мучающие меня вопросы о духовнике... Посему положу инфу на полочку (в мозге) для модерации... и хочется чтобы на вызвавшие смятение в умах фразы было либо расширение перевода, либо коменты того кто изучил сей труд(желательно облеченного опытом и саном соответно) Спасибо зараннее.
Владимир31 января 2011, 12:00
1.Эта статья имеет, только на первый взгляд простоту изложения, содержа в себе глубокий смысл, который заключается всего в одном предложении, а то и в одном слове ЭГО: «Он проявляет послушание, потому что советы его духовника удовлетворяют его ЭГО». Как раз одним предложением всю сущность человеческой мудрости. Да будь ты хоть льстецом, но в Боге, в Боге, а в Его устах, не было лести, как и юродству быть через одно лицо, отображая, как в зеркале безумие человеческой мудрости. В чужой земле, неутвержденный в Истине, с человеческой мудростью, потонет в лабиринтах помыслов злых демонов, и, утвержденный в истине находится в немощах. Все находимся в немощах, и каждому свое. «Но река в начале течет мутными водами (находясь в водах смрада тяжело дышать, опуская смрад, который проникает до костей мозгов), но возвращается чистой рекой, приносит плод раз в месяц и листья для врачевания»(пр. Иезекииль) Для чистого, все - чисто. А для нечистого, все - нечисто. Не мудрствуя, Слово Божие говорит: «не все становитесь учителями», во всяком случае, ни в один день прозревши. Хотя и не мерою дает Бог Духа, но Его, Его Мудрость, хотя и открывается истина во всех ее проявлениях «одним днем», мы собираем по крупицам шаг за шагом, как и Дух, не сказано ли: «Соберу тебя Иаков, как из пасти льва вырывают добычу, по частям».
Владимир31 января 2011, 12:00
2.Потому и сказано: «собирайте себе сокровища на небесах, где ни ржа, ни моль не съедают, и воры не подкапывают». Старцами, духовниками, в один день не становятся, хотя и рождаются, но где они, говорят много их, сегодня «ни одного не видел». Учителей востока видел – пожирающие плоть ближнего. Но сказано святыми отцами: « в ком Страх Божий есть, прилепляйся к таковым и спасешься», и им, ненужно сопроводительных писем. Но сегодня православные психологи, « и да прославится тогда психология в психологе, и психолог в психологии». Смердящая буква Богословия, яд ЭГО, убивающий всякого, кто прикасается к нему неосторожно. Путеводитель - Святой Дух, хотя, и в немощах плоти. «А сын рабы никогда не станет сонаследником с Сыном Свободной». И ближе к одному только слову «ЭГО», можно говорить много, но коротко. Мы напрягаемся от истины до головной боли, не вмещаем ее, теряем терпение и бежим от нее, только услышав, более того, другие будут кричать – распни, а еще вчера осанна, вчера осанна, а сегодня – распни. Так перед кем хорошо выглядеть хотим, поддаваясь толпе, которая не только снаружи, тоже самое, когда один взрывает всех, и когда толпа обезумевших убивает одного. Человеческая мудрость, безумие перед Богом.
Владимир31 января 2011, 12:00
3.Мудреное человеческое от плоти, которая принимает своих, но оно ничто с немудреным Божиим. Фундамента на человеческом мнении не построишь – фундамент, построенный на песке, ветер подул, дождь пошел и, его унесло, размыло селевым грязевым потоком, причем в ту сторону, в какую подул ветер. Потому тот, кто удовлетворяет своему ЭГО, хочет хорошо выглядеть перед людьми, и в первую очередь перед самим собой, хвалясь лицами, и всегда будет искать подтверждения своей правоты у третьих лиц, но не перед Богом, будет участником, но не причастником. И даже, если ему нравится , когда его бьют, то это тоже удовлетворение своего ЭГО. Но не судим строго, каждому немощи по силам его, ибо не могут пойти вместе в путь двое, предварительно не сговорившись между собою. А если грешим непроизвольно, не своим грехом, то и не виновны, а кто сомневается на том грех. Но когда немощи окружающих будут не в полноту наших немощей, а в полноту нашей мудрости, тогда будем говорить о мудрости, а если и глубже и об Эгоцеломудрии, о премудрости Божией, ибо любовь душевная (плотская) и духовная - разные полюса. И как человек плотский двоедушный, так и Любовь будет разная, тогда и смирение ложное - будет удовлетворять своему ЭГО. Благодать Святого Духа с Отцем и Единородным Сыном Его со всеми нами . Аминь.
СВЕТЛАНА28 января 2011, 16:00
обо всём надо БОГА ПРОСИТЬ...
Валерий28 января 2011, 07:00
Что не ясного, или чего надо страшиться в этих советах, или на что надо нападать? - не каждый батюшка может быть духовником - об этом сказано не одним священиком в том числе и на этом сайте. - необходимо крайне вниманительно, осторожно подходить к выбору духовника - говорилось много раз. - о ситуации, когда человек исповедается и причащается в одном приходе, у одного батюшки, а его духовником является другой - говорилось и на этом сайте. Ну нет старцев по числу приходов - что поделаешь. - о том, что нужно снисходить к человеческим слабостям, в том числе и батюшкиным, и нужно глядеть на свои грехи, а не вглядываться батюшкины - тоже говорилось много. Батюшке дано совершать таинства вне зависимости от его человеческих слабостей.
Алексей27 января 2011, 14:00
Что-то в советах старца Порфирия есть "ложненькое",- как будто они от семейного дипломированного психолога, который не желает потерять клиентуру.
Павел27 января 2011, 13:00
Роману. Речь идёт не о том, чтобы Причастие по "доброте" дать недостойным, а о том, что не надо, например, силком человека запихивать в монастырь и т.д. Доброхотного дателя любит Бог, а духовник-насильник, подавляющий авторитетом свое "чадо", делает так, что пасомый даёт, но не доброхотно, не от любви сердца. И эта жертва его не благовонна. А кто же угождается от таких подвигов? Гордость духовника и гордость пасомого. И создается мини-секта. Возникает этакая натужная "святость" без простоты, без весёлости сердца, где всё, по сути, надуманно, вся жизнь духовная.
Роман27 января 2011, 00:00
"Я всегда ругаю их и советую так: нет – суровым наказаниям, да – доброму слову." Иоан Златоуст говорил "добрым" священникам так, если не можешь по "доброте" запретить причастие недостойным, приведи недостойного ко мне и я запрещу.В одних случаях добрым словом лечил,а в других и строго наказывал. А Иоан Дамаскин, когда всего один раз ослушался своего старца в монастыре Савы Освященного, едва не был изгнан из манастыря.И это уже после того, как был прославлен на весь православный мир. А Серафим Саровский, который был очень добр, и снисходителен к немощам человеческим, некоторых людей и строго ругал,и даже не допускал к себе.
Фотиния26 января 2011, 21:00
Спасибо переводчику. Действительно, немного странное начало, и как я поняла, это не статья, а отдельные фрагменты из воспоминаний духовного чада старца Порфирия... Тема поиска духовного отца(духовника)- это одна из животрепещущих во все времена.Наверное, те православные, которых Господь сподобил на встречу (хоть одну) со старцем, понимают ту огромную разницу между простой исповедью перед причастием у любого священника (в любом храме), и разговором с духовным отцом, когда люди едут за советом по самым наболевшим, неразрешимым проблемам в их жизни. Для меня первая встреча со старцем, это была встреча с ТИШИНОЙ и беспредельной любовью. Я говорила отцу о своем...а, внутри наступала тишина, и проблема как-бы растворялась в небытие. Простите, меня, грешную.
Павел26 января 2011, 21:00
Это тот самый Порфирий Кавсокаливит и есть, который,по его словам, видел Апокалипсис на Патмосе и слышал голос Христа из расщелины скалы. Очень настораживает...
диакон Николай26 января 2011, 20:00
Братие, везде нужно духовное рассуждение, дар которого у нас с вами от Бога. "Блюдите, како опасно ходите...". А статья, на мой взгляд, хорошая, как раз и говорит о необходимости рассуждения, тем более что отец Порфирий, безусловно, понимал, что те слова, которые он говорит о духовниках применят и к нему самому его чада, и, как многие духовно опытные наставники, учит подходить ко всякому вопросу в жизни с рассуждением.
Андрей26 января 2011, 14:00
ОЧ странные вещи говорит этот старец. Просит приходить к нему потому что Он лучше может подсказать и дает советы дерзновенные какие то. --- Не тот ли это порфирий Афонский Капсокаливи: Старец Порфирий сообщает о следующем сверхъестественном событии, происшедшем в его юности: «С уверенностью можно сказать одну вещь: старец Димас передал мне дар молитвы и прозорливости в тот час, когда молился в притворе соборного храма Кавсокаливии во имя Святой Троицы» (с. 55). (см.: Старец Порфирий Кавсокаливит. Житие и слова. Малоярославец, 2006) ---- И тому потодобные странные вещи, рекоммендуется читать его аккуратно.
Наталья26 января 2011, 14:00
"Это был не первый раз, когда я убедился, что в православной среде бывают духовники с «папскими» замашками, которые требуют повиноваться своим указаниям, полностью игнорируя внутреннее несогласие своих духовных детей. Они склонны развивать тоталитарное мышление, потому что сами боятся свободы, которую ограничивают дисциплиной, невзирая на то, что православное послушание есть плод свободы." Замечательные слова, которые, к сожалению, всегда будут актуальны.
Максим26 января 2011, 13:00
Спаси Господи за перевод замечательного материала! В наше время, когда понятие старчество само по себе уже изживается, тем более сложно найти духовного наставника. Это отдельный и довольно не простой путь каждого человека, разумеется верующего. Дай Бог чтобы чадам хватало разума что говорить духовникам, а у духовников хватало веры и опыта на ответы чад неразумных. Аминь!
Читатель26 января 2011, 13:00
Такое ощущение, что у статьи пропущено начало.
СергейП26 января 2011, 10:00
"Богодуховных наставников нет!"-сказал Игнатий Брянчанинов. Нехорошее впечатление оставила статья - пахнет психологией.
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке