О суеверии и подлинной вере

Как-то, приехав в родной Оренбург, я, проходя с сыном по мосту через реку Урал, обратил внимание на множество навесных замков, повешенных на ажурные стойки перил и на сами перила. Замки были разные – от маленьких и изящных до крупных амбарных, некоторые покрашены краской, на некоторых – сердечко или надписи типа «Саша + Маша». Раньше такого я как-то не замечал, теперь же свободного места на перилах практически не было. Вскоре мне объяснили, что обычай этот связан с бракосочетанием: молодожены приходят в день свадьбы на мост, вешают на него замок, а ключ выбрасывают в волны Урала. В Уфе, говорят, подобный мост называется Мостом любви. Обычай этот, распространяемый ныне в самых разных местах нашей необъятной Родины, связывают с верой в нерасторжимость создаваемой семьи, подобно как невозможно расторгнуть замок, ключ от которого брошен в реку.

Конечно, хорошо уже то, что молодожены настраиваются на единственность и неповторимость брака, что и стремятся выразить народным обычаем. Человек вообще так устроен, что ему хочется путем внешних действий закрепить свое благополучие, а в определенных обстоятельствах усмотреть символ грядущих личных событий. На этом пути, однако, легко скатиться к суевериям, ложным приметам и надежде лишь на видимый ритуал, будто бы помогающий сам по себе.

Вот, допустим, такой пример. В Москве на станции метро «Площадь Революции» можно заметить, как люди, выходя из вагонов электропоезда, зачем-то спешат к бронзовым фигурам пограничника и пса. Если приглядеться, то можно увидеть, что морда пса сияет от многих тысяч прикосновений. Оказывается, данная композиция, словно чудотворный образ, признана доставляющей благополучие: «прикоснись – и добьешься удачи», полагают столичные обыватели. А студенты съезжаются сюда, чтобы прикоснуться своими зачетками к чуткому носу бронзового пса ради успешной сдачи экзамена.

Это типичный вид суеверия. Бездумно выполнить признанное толпой действо и свято верить в его эффект – вот один из признаков суеверия. Суеверное сознание характеризуется чрезмерно щепетильным отношением к внешнему действию, движению, явлению. Сплюнуть через левое плечо, постучать по дереву, присесть на багаж перед дальней дорогой – все это для суеверного сознания суть некое видимое ручательство невидимой помощи и защищенности. В основе суеверий лежит неосознанный страх и вера в какую-то скрытую силу, проявляющуюся в видимых действиях или ситуациях. И в этом смысле суеверность близка магизму, оккультному восприятию нашего мира. Так, в магии признается, что определенные символические действия способны сами по себе влиять на жизнь. И суеверный думает, что определенным образом складывающиеся бытовые обстоятельства кардинально влияют на существо нашей жизни: не с той ноги поднялся – день пройдет неудачно (а поскольку непонятно, какая нога «не та», лучше сразу вставать на обе); перебежала дорогу черная кошка – жди беды (как будто кошка виновата, что у нее черный окрас); сколько раз прокричит кукушка – столько лет еще проживешь (словно судьба человека вверена пернатым).

Обычно считается, что суеверия связаны с непросвещенностью, малообразованностью и невежеством народных масс. В общем-то так оно и есть, но по мере развития научно-технического прогресса и всеобщего образования суеверия никуда не исчезают. Они трансформировались и приспособились к самому прогрессу общества, проникли в школы и научно-исследовательские институты. Например, у современных летчиков считается, что для благополучного полета надо обязательно надеть хотя бы одну уже «летавшую» вещь, на борту категорически нельзя свистеть – к беде, ни в коем случае нельзя произносить слово «последний» в любом контексте. На удачу также рекомендуют выкурить перед рейсом полсигареты, а после рейса докурить; надкусить что-то, а после рейса доесть. Некоторые автолюбители считают, что нельзя мыть машину в дальнюю дорогу – не к добру, свистишь в салоне – остановит гаишник; поставишь запчасти с битого автомобиля – к аварии. Специалисты по работе с компьютерами заверяют, что если за ваш компьютер сядет чужак, то машина будет без видимой причины давать сбои, поэтому многие из пользователей ставят рядом с компьютером маленькую пирамидку, якобы защищающую от порчи и сглаза «четырехугольного друга». А известная шведская фирма «Ericsson» поставляет на китайский рынок телефонные трубки с индексами, непременно имеющими цифру «8»: A1018, A1028, A3618 и т.д., поскольку «восьмерка», по древним китайским приметам, приносит удачу. Цифра «4» там считается «числом смерти», и поэтому в маркировках ее не бывает. В нашей же стране полагают, что счастье приносят те телефонные номера, где есть подряд три любые одинаковые цифры, даже 666, или хотя бы одна цифра «7».

Суеверия порождены магическим сознанием общества. Магизм кажется более простым и удобным, нежели христианская вера, он быстро проникает в любые слои нашего общества, не требуя для своего усвоения особых душевных затрат. Удивительное дело: человек может не верить в Бога или верить очень поверхностно, но при этом легко доверяет всевозможным приметам, гороскопам, откровенным предрассудкам. Причина этого заключается именно в поверхностности, легкости суеверия, что для грехолюбивого естества человека более удобно, тогда как вера в Бога требует серьезного, глубокого, сердечного отношения и постоянной работы над собой.

Именно магизм выражается в суеверном представлении о влиянии отдельно взятых, как бы символических действий на благополучие или неблагополучие нашей жизни. Например, существует прочное убеждение, что при закладке фундамента в угол нужно непременно положить монету – на счастье. Не молитва, не чин освящения выступают в народном сознании на первое место, а сложившийся веками обычай полагать монету – как бы символ богатства и благоденствия дома – в основу его фундамента. «Соблюди ритуал – не пожалеешь», – говорят в таком случае. Перед экзаменом, убеждены студенты и школьники, для успешной сдачи не стоит мыть голову, видимо, чтобы не смыть вместе с грязью и знания. А если между любящими друг друга людьми пройдет цыганка, то ради спасения дружбы надо крикнуть: «Привет на сто лет».

В суевериях действует не логика, а благоговейный страх перед людским обычаем. Раньше в деревнях была примета: если курица поет петухом – не к добру. Такой курице сворачивали голову и бросали через порог, приговаривая: «На свою голову, не пой курица петухом», то есть лучше расправиться с курицей, чем заработать беду. Отсюда, кстати, возникла пословица: «Не пой курица петухом, не бранись баба с мужиком». Также с незапамятных времен считается не принятым пожимать руку через порог, ибо, знает народная мудрость, после этого такие люди обязательно поссорятся. Подобный обычай вторгся даже в народно-церковные взаимоотношения, так что уже нельзя спрашивать благословения через порог или же находясь на ступеньках (видимо, чтобы не поссориться с батюшкой).

Во многом суеверия поддерживаются на уровне быта, который перестроить крайне трудно. Воспринимая в детстве суеверия и приметы, озвученные взрослыми, ребенок уже возрастает с ними как с чем-то вполне для него естественным. Ведь у ребенка еще нет критического мышления, а повзрослев, он уже привык так поступать и думать. «Когда вы были язычниками, то ходили к безгласным идолам – так, как бы вели вас» (1 Кор. 12: 2) , – говорил апостол Павел. Остается в психике некий детский слой, который проявляет себя и по приходе в зрелый возраст. А сами суеверия, по сути, есть остаток язычества.

Суеверие есть слепое принятие мнений, рожденных человеческим невежеством (но невежеством не столько интеллектуальным, сколько духовным). Если суеверному придет письмо с указанием переписать это письмо 20 раз подряд – и тогда «станешь счастливым», он, не задумываясь, сядет переписывать. «Письма счастья» – это пересылаемые по почте тексты, призывающие под различными предлогами их размножить и распространить далее. Магизм подобного обычая ярко проявляется в том, что надежда на личное счастье суеверно соединяется с самим фактом бездумного, механического копирования письма, в страхе за невыполнение подвергнуться бедствиям. Перефразируя известную русскую поговорку, предложим пословицу: «Скажи дураку, какой ритуал принесет ему счастье, он расшибется, но выполнит». Скажут ему: поплюй через левое плечо, чтобы высказанное желание сбылось, он тут же начнет отплевываться. Скажут: как проведешь первый день года, так и весь год пройдет, он будет неумеренно веселиться в ночь на 1 января, чтобы заполучить беззаботность на целый год жизни.

Причем даже люди, вроде бы ни во что не верящие, суеверно исполняют какую-нибудь примету ради мнимого благополучия. Иногда даже в квартирах цивилизованных горожан можно увидеть над входной дверью подкову. Это очень хорошо иллюстрирует тот анекдот, в котором посетитель, увидев над дверью дома прибитую подкову, спрашивает хозяина: «Неужели вы верите в приметы?» «Нет, – отвечает хозяин, – но говорят, что это помогает даже тем, кто не верит». Найдется «специалист», который вам скажет, правильно ли вы повесили эту подбивку для лошадиных копыт: если дугой вверх, то неправильно, ибо счастье из дома будет уходить, а если дугой вниз, то правильно – счастье само теперь направится в вашу квартиру.

Вообще человеческой душе свойственна потребность веры. И суеверие есть попытка удовлетворить эту потребность, только не верой, явленной в Божественном Откровении, – ведь это, как мы сказали, требует огромных личных усилий, душевных, волевых и даже интеллектуальных, – а верой, так сказать, подручной, верой, заимствованной из местных преданий и основанной на соприкосновении хоть с чем-то таинственным. Например, человек не верит в Бога (или верит очень поверхностно) и соответственно не обращается к Нему со своими молитвами (либо молится крайне поверхностно), зато свято следует народным приметам, так что при выходе из дома ни в коем случае не допустит подметания полов. Происходит как бы восполнение отсутствия надежды на Бога надеждой на соблюдение сложившейся приметы. Зачем суеверному человеку хочется сплюнуть через левое плечо? Чтобы хоть чем-то внутренне заручиться – суеверие есть компенсация подлинной веры. И в то же время это попытка ощутить соприкосновение нашего мира с чем-то потусторонним. Такова вера в магическую силу камней, амулетов и пресловутой подковы, которую для счастья вешают над входом в дом.

Когда у человека нет подлинной веры в Бога, то богом для него становится что-то более близкое и понятное, на что он старается полагаться в собственной жизни. Так возникает идолопоклонство перед вещами и священный страх перед народными преданиями. И в то же время – еще раз повторим – суеверие есть попытка хоть сколько-то возвысить, одухотворить обыденность, только не с помощью обращения к Богу и стяжания благодати Духа Святого, а через признание в предметах этого мира какой-то таинственной силы, через видение в различных случайностях действия некоего превосходящего нас фатума, рока, судьбы. И все это – некая облегченная форма религиозности, при которой уповают на случайности как на закономерности и проявления неведомого нам высшего мира.

Прежде же всего суеверия есть внутренние узы, которые человек налагает сам на себя. Это множество невидимых цепей, которыми внутренне скован человек, так что он уже не может свободно жить, а все время чего-то боится, озирается, настораживается. Так, повальный страх вызывает необходимость возвращения сразу же по выходе из дома: пусть ты забыл очень нужную вещь, вернешься – все, сам виноват в дальнейших бедах. И автор этих строк не раз наблюдал нескрываемый ужас на лице суеверного родственника, когда тот видел мое возвращение в мою же собственную квартиру, как будто это становилось неопровержимым сигналом начинающейся со мной беды. Некоторые на всякий случай смотрят в зеркало, как будто твое же собственное отражение отменит повисший над тобой «рок». Вообще народные приметы и суеверия большей частью пронизывает откровенный пессимизм. Принцип максимального невезения имеет свою шутливую формулировку: «Если какая-нибудь неприятность может случиться, то она обязательно случится». На то, по мысли суеверных людей, нам указывают народные приметы и всевозможные предзнаменования.

Особые суеверия связаны с днями, числами и месяцами, что весьма наглядно подтверждает скрытый в душах многих людей магизм. Например, повально, едва ли не каждым малоцерковным человеком, считается, что понедельник – день тяжелый (отсюда много дополнительных примет: ни за что важное приниматься нельзя – удачи не будет, в понедельник давать деньги – всю неделю расходы). Если 13-е число месяца совпало с пятницей, то это признается крайне несчастливым, так что человек тратит свои душевные силы на ожидание в этот день всевозможных неприятностей. Среди месяцев года особо трагическое положение уделяется маю, ибо рожденные в мае, убежден народ, будут маяться всю жизнь. Недолговечны, говорят, и браки, заключенные в этом месяце. Хочу, кстати, поделиться сведениями о себе: я родился именно в мае, в мае же вступил в брак, и двое из троих моих детей родились опять-таки в мае – вот какая у меня печальная участь!

Многие наши соотечественники дурным считают 29 февраля, называемое Касьяновым днем (в этот день в Церкви поминается преподобный Иоанн Кассиан Римлянин), равно и весь високосный год, в который, как полагают, случается больше смертей (автор, опять-таки, родился в високосный год). По народным поверьям, в Касьянов день нельзя начинать никаких дел, спать желательно до обеда (так меньше риска испытать неприятности), а лучше всего вообще не выходить из дома.

Об абсурдности подобных представлений хорошо наставлял святитель Иоанн Златоуст: «Кто убежден, что есть дни счастливые и несчастливые, тот в несчастливый день не будет заниматься добрыми делами, думая, что весь его труд останется тщетным и бесполезным по роковому свойству дня; равно и в счастливый день не займется теми делами, думая, что его нерадение нисколько не повредит ему по хорошему свойству самого дня, и таким образом он в том и другом случае будет терять свое спасение и, считая труды свои то бесполезными, то излишними, будет провождать жизнь недеятельную и порочную» (Иоанн Златоуст, святитель. Творения. Т. 1. СПб., 1898. С. 769).

Понятно, что никакие совпадения цифр и дней, «особые» числа или месяцы года сами по себе не несут человеку вреда. Понедельник тяжел лишь для тех, кто накануне провел время беспорядочно. Так, у того, кто много выпил в воскресенье, в понедельник болит голова. Оправдывая себя суеверной приметой, таковой не спешит на работу, опохмеляется и тем самым лишь больше расстраивает собственную жизнь. Если воскресный день был посвящен утомительным просмотрам фильмов, то на следующее утро тоже будет достаточно тяжело. Таким образом, понедельник труден не по своему положению в неделе, а в связи со злоупотреблением людей свободным временем в выходные дни. Кто умеет пользоваться временем, у того первый после воскресного отдыха день будет связан с творческим подъемом и легкостью.

В Церкви каждый день недели кому-либо посвящен, в частности понедельник – святым бесплотным ангельским силам (ангелы сотворены первыми, они первенствуют в святости по сравнению с людьми, поэтому после воскресенья бесплотные силы и вспоминаются первыми). К ним в этот день в храмах обращаются особые молитвы, и с их помощью понедельник у христианина может пройти легко, подобно самим бесплотным.

Каждый день, в который Бог дал нам жить, освящен Его присутствием, и помощь Его в делах человеческих открыта тем, кто ищет ее. Поэтому не чисел или дней следует опасаться христианину, а только греха. Уклонение во грехи влечет за собой наказание, и такое время становится для человека действительно злым, на какой бы день недели или месяц года это ни придется. Жизнь же в верности Богу влечет за собой мир души и внутреннюю радость, будь то понедельник, пятница 13-го или еще какой страшный для суеверных людей день. Итак, для нашего счастья каждые сутки жизни нужно посвящать исполнению Божиих заповедей.

Апостол Павел, кстати, упрекал некоторых из христиан, напоминая им прежнюю их жизнь в язычестве: «Не знав Бога, вы служили [богам], которые в существе не боги. Ныне же, познав Бога, или, лучше, получив познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им? Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы. Боюсь за вас, не напрасно ли я трудился у вас» (Гал. 4: 8–11).

Магическое сознание современного общества выражается в том, что в одном и том же журнале публикуют информацию о предстоящих церковных праздниках и заговоры на урожай, сведения о христианских святынях и народные приметы. То и другое для читателя есть область таинственных сил, соприкасающихся с нашей жизнью (если, конечно, не область народных обычаев). Человек наденет на себя нательный крестик, но также с любопытством послушает, какой драгоценный камень является его талисманом, и если его кошелек позволяет, то несомненно приобретет таковой.

Суеверие пропитывает жизнь человека, не утвержденного умом и сердцем в Православии. Он, конечно, чтит святыни Церкви и полагает необходимым посещать изредка храм, но он же считает страшным проступком, например, передавать свечу через левое плечо.

В бездумном обрядоверии, когда исполнение обряда становится выше любви к человеку и выше самого человека, тоже есть отсвет суеверия и магизма. Ибо такой обрядоверец не замечает своим сердцем Бога и потому не ценит созданного по образу Божию человека, ожесточенно толкает оказавшихся рядом людей, поступающих не по его принципам, блюдя свой таинственный обряд, как блюдут язычники истукан от захватчиков. Поэтому мы видим жестокость по отношению к только что зашедшим в храм людям, которых безжалостно тыкают за любое неправильное действие, как будто своими первыми робкими шагами навстречу Богу эти люди повредят храму и богослужению. Поэтому, с другой уже стороны, мы видим суеверное отношение к церковным службам, а затем и разочарование людей, принявших какое-либо таинство и после этого заболевших или испытавших жизненные трудности – им думалось, что точно соблюденный чин избавит от всех земных бед, тогда как Бог самые бедствия включает в Свою заботу о нас.

Вроде бы церковные люди иной раз скатываются к суевериям, когда кажется, что прочти акафист – и уже получишь, чего хотел, или, если не произнес перед выходом формулы: «Отрицаюсь тебя, сатана…», как раз и попал в искушение. Есть девушки, которые считают, что если позвонят на Пасху в колокол (в некоторых монастырях пускают на Пасху звонить всех желающих), то смогут в течение этого года обрести своего избранника. А где же при этом Бог с Его Промыслом, с Его знанием сердца человеческого и того, что полезно и нужно конкретному человеку?

Даже отношение к церковным святыням может стать вполне суеверным. Это случается тогда, когда человек бездумно полагается на какой-то священный предмет: поясок, ладанку, кулон с образом святого, не вспоминая при этом ни о Боге, ни об элементарных правилах безопасности. Например, такое случается, когда автолюбитель не пристегивается ремнем безопасности с тем оправданием, что автомобиль освящен и на передней его панели помещена икона. Мы видим здесь глупость, прикрытую благочестием. Человек игнорирует принятые правила безопасности, как бы считая, что Бог подаст ему беспечальную езду в связи с самим фактом присутствия святыни. Конечно, уместен вопрос: зачем же тогда автомобили вообще освящают и помещают внутри них иконы? Автомобили освящают потому, чтобы они были так же, как и христиане-водители, осенены благодатью Божией, а значит, избавлены от присутствия темных сил, способных только вредить. В таком случае, действительно, возможно избавление от ряда ситуаций, в коих авария провоцируется искушением демонических сил, допустим, внушающих мысль неоправданного маневра или склоняющих водителя ко сну. В житии святителя Николая Чудотворца повествуется, как во время морского плавания святитель увидел диавола, вошедшего в корабль, чтобы потопить его во время шторма, и святой угодник своими молитвами избавил судно от опасности. Это житийное событие подтверждает ту истину, что бесы действительно могут вредить нашему транспорту, препятствовать мирному путешествию человека. Вот почему необходимо освящение транспорта. Помещенная внутри автомобиля икона обращает и здесь внутреннее внимание водителя к Богу. Однако все это не повод считать себя изолированным от земных превратностей. Промысл Божий может допустить и аварию на пользу душе человека, отстегнутый же ремень безопасности становится виной водителя, провоцирующего возможный ущерб своего здоровья и жизни.

Популярный амулет от сглаза
Популярный амулет от сглаза
Распространенным суеверием является вера в сглаз. Даже выдающийся католический богослов Фома Аквинский (1225–1274) верил в возможность сглаза и писал в своей «Сумме теологии», что душа старой женщины чаще бывает исполненной зла, отчего сам взгляд ее становится ядовитым и опасным, особенно для детей. Согласно простонародным представлениям, сглаз есть причинение вреда своим взглядом, оставление на другом человеке своим взглядом дурного следа. Таким образом, всякую естественную болезнь или плохое настроение можно приписывать чьему-то дурному глазу. Конечно, можно рассуждать о том, что взгляд праведного человека излучает добро, а взгляд грешника – зло, что это и оставляет дурные последствия, но в таком случае мир давно бы сгорел от взаимных испепеляющих взглядов. Как дурной глаз причинит вред душе, если она обращена будет к Богу? Не чужой злой взгляд, а наша личная реакция на него отражается на нашей душе и нашем настроении, так что от нас зависит, не сглазим ли мы сами себя.

Что же такое суеверие? Это, как уже видно по самому слову, есть суетная вера, то есть вера пустая, неподлинная, напрасная. Подлинная вера тем и отличается от суеверия, что истинно верующий не глотает бездумно любой «духовный» продукт. Подлинной вере сопутствуют трезвость и рассудительность, лишь при которых и можно воспринять подлинную духовность. Суеверие же есть вера всеядная, близорукая и наивная, обращенная ко всему без разбора.

Мы уже говорили, что суеверия – некая альтернатива жизни в истинной вере. Подлинные духовные ценности еще не возобладали в душе подобного человека, а потребность опираться на что-то сверхъестественное осталась. Люди интуитивно ищут духовной защиты. Не имея живой веры в Бога, они используют различные обереги и полагаются на суеверия и приметы, будто бы влияющие на нашу жизнь. Итак, суеверный не столько верит во что-то, сколько боится. Его постоянно преследуют страхи, и в самых суевериях он ищет способ защиты от них. Суеверность наиболее обостренно проявляется у людей тогда, когда они испытывают сильные переживания или трудности, когда перед ними стоит вопрос о преодолении ряда проблем, необходимость выбора или принятия решения, сдача серьезного экзамена или выполнение ответственного дела.

Кроме того, в душе есть потребность психологически упорядочивать свои действия, опираясь на какие-то ценности. Обращая внимание на суеверные обычаи, человек невольно выстраивает собственное мировидение по определенному строю, системе, старается контролировать собственные поступки в согласии с этой системой, посредством чего обретает психологическую уверенность в правильных или неправильных действиях. Это дает успокоенность и имитацию стабильности в жизни. Например, люди, как принято, сидят перед дорожкой, а сидят на самом деле лишь потому, что через это они успокаиваются и подсознательно настраиваются на то, что расстаются не навсегда. Огибая путь, пересеченный черной кошкой, человек психологически настраивается на лучшее: он якобы избавил себя от возможной беды.

Таким образом, суеверие – это способ самозащиты, способ поверхностный, когда человек интуитивно ищет невидимой помощи, проявляемой посредством внешних событий, примет и действий как символов духовной реальности, влияющей на нашу судьбу. При этом сердце человека спит, он остается в некой самоуспокоенности, машинально выполнив суеверный обычай или положившись на людскую примету.

Подлинная же вера затрагивает глубины души человеческой, когда пробуждается сердце, и христианин предстоит пред Богом с чувством Его живого рядом присутствия. В таком случае он понимает, что жизнь управляется не стихией таинственных сил, а Промыслом Божиим, то есть Его чуткой и мудрой заботой о нас. Конечно, далеко не все верующие осмысляют все тонкости своей веры, но ведь не все и можно выразить словом, однако в глубинах души верующего уже произошло решительное изменение – опыт молитвы, соприкосновения с духовным миром, опыт общения с Богом он не променяет уже на суеверную пустоту. Сами обряды христианина: крестное знамение, поклоны, прикладывание к священным иконам, помазание святым елеем и пр. – выражают его духовное отношение к Богу, стремление его сердца к Господу и желание воспринять благодать Духа Святого. Ведь наша душа теснейшим образом связана с телом, и потому в христианстве внешние действия суть знаки и символы духовного сокровища нашей веры.

Каждый церковный обряд возвышает нас над обыденностью и помогает соприкоснуться с тем, что выше земных чувств и измерений. Например, сложение трех перстов есть исповедание единого Бога Троицы, а осенение себя крестным знамением есть исповедание крестной Жертвы Христовой, благодаря которой побеждены диавол и грех. Так и возжженная свеча символизирует наше молитвенное горение пред Богом и свет истинной веры, озаряющей сумерки мира.

Таким образом, церковные обряды возвышают над стихиями мира, настраивают на внутреннюю свободу и независимость от складывающихся земных обстоятельств. В суеверных же обычаях ситуация противоположная: не имея глубокого внутреннего отношения к Богу, человек теряется в страхах и неизвестности, хватается за сам обряд как за спасительную соломинку, избавляющую его от якобы висящего над ним рока. Суеверный тоже обращается к потустороннему, но рассматривает его как непонятную стихию, проявляющуюся здесь в виде примет и суеверных обрядов.

Суеверию присуща та особенность, что основное значение придается чему-то совершенно незначительному, случайному, несущественному, тогда как на главное, существенное и значительное не обращается почти никакого внимания. В этом смысле суеверие, опять-таки, кардинально отличается от истинной веры. Ибо, когда речь идет о вере, человек осознанно, всем своим существом обращается к Богу, живое присутствие Которого чувствует сердце верующего. Не приметы и не случайно составившиеся обстоятельства здесь становятся критерием жизни, а заповеди Божии и совесть верующего, подсказывающие, как поступать.

Почему же, как кажется, исполняются некоторые суеверия? Потому что часто бывает: во что человек поверил, то для него и становится реальным. Суеверный сам соотносит события своей жизни с содержанием суеверий, сам подгоняет свою судьбу под суеверия и приметы, выстраивает в своем воображении причинно-следственные связи, подобно тому, как древние язычники видели в событиях своей жизни подтверждение истинности своей мифологии и веры в богов. Нередко этому прямо помогают темные силы. Например, кто верит в НЛО, тому оно и действительно может явиться по действию демонических сил. А в отношении внутренней зависимости от суеверий хочется вспомнить прекрасные слова святого апостола Павла: «Стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства» (Гал. 5: 1).

Валерий Духанин
кандидат богословия, преподаватель Николо-Угрешской духовной семинарии

28 января 2011 г.

Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Комментарии
8 марта 2016, 15:00
ГОСПОДИ СПАСИ И СОХРАНИ НАС ОТ ВСЯКОГО ЗЛА ГРЕШНЫХ!!!
Юлия29 марта 2015, 21:00
Надо друг друга любить,и ближнего,и не есть людей,а все остальное приложится. У нас в церкви одна строгость,а любви нету.Есть у святых,а не у нас.Мы все правельные готовы порвать ближнего на службе,если чьи то дети плохо себя ведут.,или кто-то кого то задел случайно. Не надо верить в приметы,надо любить друг друга,а нам до этого,еще далеко.
Мария 1 марта 2015, 19:00
Прекрасная статья! Спаси Вас Господь, уважаемый автор!Как она помогла мне показать мою правоту с верующими в приметы! Р.Б. Мария
Наталья28 ноября 2014, 18:00
спасибо огромное-поучительно для многих
Татиана 3 ноября 2014, 21:00
Спасибо, батюшка за статью.О вреде суеверий надо писать и писать.Суеверие очень мучает людей,лишает покоя.Человек выходил из дома такой радостный и вдруг понял что забыл дома паспорт.Он грустный возвращается домой,а ведь надо радоваться что вовремя вспомнил о нём.Намного хуже было бы если в очереди простоял 5 часов,а в кабинете только обнаружил,что паспорт дома.Долой суеверие!!!!!
Георгий15 октября 2014, 17:00
Христиане, не веруйте в приметы, даже, если они существуют и имеют место быть в Вашей жизни, веруйте во Христа Сына Бога Живаго и тогда враг человеческий со своими приметами и их исполнениями, подтасовками уготованные для Вашей погибели, отойдут от Вас!
Ирина14 сентября 2014, 11:00
Знаю случай,когда на похоронах у покойной бабушки было место в ногах в ее гробу. И старые бабушки сказали,что быть еще одному покойнику в этой семье.И действительно,через 10 месяцев погибла внучка этой бабушки.я очень поверила в эту примету.И вот теперь такое же случилось в нашей семье. Спасибо за статью. Прочитав ее,у меня отлегло от сердца. Я знаю,что только Бог может решить -сколько жить человеку.
Вера15 января 2014, 09:00
Спасибо за статью, дорогой Батюшка! Очень нужны подобные публикации!
Денис 6 января 2014, 16:00
Скажите пожалуйста, а как относиться к тому, что нельзя спать ногами к двери? Вроде как так покойников кладут и выносят.
Ирина21 июня 2013, 10:00
СПАСИБО!!!
Варвара23 сентября 2012, 12:00
Прочитала статью с радостью, а многие комментарии огорчили: вместо свободы во Христе - "свобода" в так называемой традиции. А кто-то еще и находит оправдание суевериям прикрываясь Божьим Промыслом и Его заботой о нас. Уж точно Бог найдет много других способом как сохранить нас от несчастья. Я с такой легкостью отказалась от веры в приметы и так легко жить без них. И без этих глупостей сложностей хватает.
Елена20 марта 2011, 08:00
Почитайте Паисия Святогорца. Он тоже пишет о сглазе, порче и проклятии как о вполне реальных вещах.
Марина15 февраля 2011, 19:00
Распространенная версия по поводу так называемых "языческих суеверий". На самом деле "языческие суеверия" - это веками накопленные приметы, наблюдения наших предков, которые были ближе к природе, жили природой и зависили от нее. Да, многие народные приметы возникли до принятия Русью Православия, но это не значит, что они языческие, значит плохие и ложные. Мир не является черно-белым, он разнообразен, содержателен, к содержанию которого мы не приглядываемся и не прислушиваемся. Наверное, все-таки неверно противопоставлять приметы вере в Бога, разве одно другому мешает? И если пробежала черная кошка разве это означает, что я верю в кошку, а в Бога не верю? Я верю в Бога, молюсь ему, и может Он или мой Ангел-Хранитель уводит меня с опасного пути и предлагает пройти другой дорогой. Зачем нужно отрицать и стараться забыть не побоюсь слова "культуру" наших предков? Вере в Бога и народным приметам надо учить с детства, тогда бы у нас было сейчас больше здоровых, сильных, неуязвимых и счастливых людей, семей.
Владислав10 февраля 2011, 15:00
Благодарю, все верно, все так. Хотелось бы пару слов от себя написать. Все приметы рождаются на свет Божий не просто так, всему есть своя причина, которую легко объяснить, немного подумав. Соль рассыпать - к ссоре, да потому, что дорогА она была ранее, очень дорогА, вот и скандалили. Нож лезвием вверх нельзя класть - можно порезаться. Мне кажется, что не в приметах суть, а в замещении веры в Бога верой в приметы, - это действительно плохо. Спаси Бог всех живущих!
Павел 2 февраля 2011, 01:00
Хорошая статья, исключительно здравые идеи. Хотя в жизни примеры еще и похлеще встречаются, чем приведенные автором. К сожалению, автор слабо осветил проблему суеверного отношения к христианским святыням. Очень бы хотелось чтобы этот вопрос был разобран подробнее, поскольку с язычество все более или менее ясно, а вот особого внимания, на мой взгляд заслуживает именно этот момент, когда оно рядится в ризы православного благочестия. Хочется надеяться, что статья, посвященная данной проблеме появится на страницах сайта в исполнении уважаемого автора, которому от всей души желаю новых творческих успехов. Помоги Господи.
Владимир 1 февраля 2011, 23:00
Замечательная статья. Правда, не считаю приметой присесть перед дорогой. Для меня это правило - молча присесть, подумать, проверить документы, безо всяких "на удачу". Алексашка, нет НЛО и инопланетян нет. "Инопланетяне суть - демоны" (преподобный Лаврентий Черниговский), со всеми вытекающими. Дарвин, тоже, зевакам много доказывал и показывал...
р.Б. Ирина 1 февраля 2011, 20:00
Спасибо за статью! Храни Вас Бог!
Алексей 1 февраля 2011, 16:00
Вы сделали из Батюшек субъектов поклонения! с Батюшкиного стола нельзя кушать нельзя ругать Батюшку!!! к чему это всё? не об этом ли говорил Христос? не это ли Он искоренял? Он дал вам свободу и сказал верить и по вере вашей дано будет Вам! А верить надо в Царствие небесное которое в каждом сердце! И любить!!! любить всех без страха и упрека!!! А вы все? о чём вы говорите? где ваша любовь к ближним? хотят люди счастья от ритуала замыкания замков на мостах и ношения брошек, трут зачетками о собаку или еще....пусть так и делают! Господь Бог им помогает....не идолы! А Господь!!! А вы видите что делают они и порадуйтесь с ними! благословите их! но не судите! а в храме помолитесь за каждого кого видели на мосту у собаки и кто держит пирамидку и еще много много....вещей! помолитесь чтобы Господь им дал всё о чём просят, вразумил и наставил на путь Истины Божьей! И не ругайтесь а молитесь!!! Стяжи Дух мирен и тысячи вокруг тебя спасутся!!! Люблю вас.....
Сиромах Е. 1 февраля 2011, 09:00
Сиромах Е. А вот что "понедельник - день тяжелый" - думаю, к данной теме отношения не имеет. Это не суеверие, а горькая правда, относящаяся к тотальной алкоголизации страны. "Активный" уикэнд закономерно порождает тот самый "тяжёлый понедельник".
Елена31 января 2011, 22:00
Очень хорошая статья, легко читается.
Василиса31 января 2011, 18:00
А один фен-шуй чего стоит. Там так прямо и говорят. Вы можете не верить в наши амулеты, монетки, расположение предметов, вы просто делайте, как мы вам говорим и ВСЁ. Им вера не требется совсем, главное, чтобы делали. Очень напоминает искушение Христа, сатана веры от него не требовал, он просил просто ему поклонить, а в замен все богатства мира.
Геннадий31 января 2011, 12:00
Эти слова Серафима Саровского. Когда к нему пришли и начали жаловаться на то, что "суеверия сбываются"
VasiliO31 января 2011, 01:00
и ещё немного о приметах не помню где читал но слова запали в душу фраза была примерно такой " - как же батюшка не верить если сбываются приметы и суеверия - А ты не верь вот и не будут сбываться "
VasiliO31 января 2011, 01:00
не здороваться через порог по моему это ещё из истори где хоронили под порогом дома умерших типа здороваешься или прощаешься через покойника. Нет суевериям однако!!! без них как то проще жить не парится кошкой чёрной и спотыкачь на левую ногу не мучает бедой, да и руки мыть надо чтоб не чесались к деньгам....
Катерин@31 января 2011, 00:00
Спаси вас Господи, Валерий! Действительно, замечательная статья! Проясняет многое... Спасибо!
Елена30 января 2011, 20:00
А замочек навесной-его ж при случае и "Болгаркой" можно... Про "посидеть на дорожку" всегда считала, что для того, чтоб подумать без суеты - все ли взяли, выключили и т.д. Для Ксении - ножи в сушке вниз лезвием ставятся по технике безопасности, чтобы случайно не порезаться. А вот недавно видела настоящую дикость современного человека - источник Девы Марии, что в Назарете, усыпан мелкими монетами, как последний фонтан.
Игорь30 января 2011, 19:00
Игорь : Выполнение примет снимает психическое напряжение ,успокаивает человека. Страх перед неопределенностью ,постоянные риски ,ситуации ,когда от тебя мало,что зависит.Все это напрягает человека , а выполнение примет снижает это напряжение.Хотя в некоторых приметах можно найти и некоторую мудрость. Например:1. посидеть перед дорогой=во время сидения мы имеем возможность обдумать еще раз-все ли мы взяли и т.д. 2.возвращаться - плохая примета = заставляет нас в следующий раз еще раз подумать ,прежде , чем выйти. Если по -думать, то еще во многих приметах можно найти некое социальное рацио.
Ольга30 января 2011, 17:00
Моё теперешнее место проживания таково, что Николо-Угрешский монастырь доступен мне для посещения его почти каждое воскресение. Прочитав замечательную статью я порадовалась, что духовная семинария Николо-Угрешского монастыря имеет такого замечательного преподавателя. Низкий Вам поклон!
Наталья30 января 2011, 12:00
В Ярославле несколько лет назад в сквере недалеко от ныне уже восстановленного собора установили скульптурную группу, на мой взгляд, несколько сомнительных художественных достоинств, изображающую Святую Троицу (три ангела и между ними на постаменте чаша). У горожан и туристов тут же появилась примета: "на счастье", стоя у края постамента, кидать в чашу монетки. Грустно. Была в Переславле в музее "Ботик Петра I". Прямо в ходе экскурсии дети (не из глухой деревни, московские школьники) кидают внутрь ботика горсти мелочи. Хоть бы кто объяснил, ЗАЧЕМ? "Дедушка русского флота" - не святыня, но музейный предмет, требующий более бережного отношения, не говоря уже о том, что звон мелочи и суета перебивают речь экскурсовода. Всегда мучает вопрос: откуда появляются подобные суеверия? Кто первый придумывает тот ритуал, который в дальнейшем слепо, на всякий случай, копируют другие?
Алексашка30 января 2011, 06:00
Получается, что церковь отрицая существование НЛО - тем самым отрицает и существования других форм жизни на других планетах и и других уголках Нашей вселенной.Я не против Бога , но Вы Уважаемый просто противоречите достигнутым знаниям учёных. Если Мы верим , что есть жизнь вечная , то мы должны верить , что есть и жизнь другая и другая цивилизация и они хотелось бы верить тоже верят в Бога Единого и Безначального или не верят ни во что . А повесить замочек это просто добрая традиция , за не вслед больше ничего не тянется. С остальным полностью согласен и поддерживаю Вас. Спасибо за прекрасную статью!
маша30 января 2011, 00:00
а в Киево-печерской лавре теперь, к сожалению, пальцы у бронзовой скульптуры или Кирилла или Мефодия (простите, если ошибусь с именами), что стоят недалеко от дальних пещер, так вот пальцы одной из рук скульптуры теперь тоже сияют как нос описанного в статье собачки. люди, зачем же так??? прошу, не повторяйте таких "добрых, просто милых" традиций. а мне просто грустно от этого стало....те отцы преподобные были такие люди...а их теперь сделали шоб удачу приносили (пишу в украинском стиле))).
Павел29 января 2011, 18:00
Спасибо за статью, Почитал и устыдился своему отношению к суевериям, тоже постоянно стучу по дереву или еще что нибудь в этом роде.. Но не когда не задумывался над этими своими действиями серьезно, от их происхождения, а в этой статье вы просто открыли мне глаза, Прoчитал с большим интересом, даже сохранил себе в заметки несколько цитат) Еще раз спасибо! Слава Господу Богу!!!
Максим29 января 2011, 01:00
Многая лета автору!Замечательно написано!Все мы по природе своей ленивы и инертны,а духовная лень еще более страшна,чем физическая,хотя и является следствием первой.Велик соблазн,поверив в Бога и исполняя все внешние обряды и предписания,расслабиться самому и пустить все на "будь как будет".Это опасный путь,зачастую ведущий к разочарованию в вере,священниках,церкви и т.д.Но это легкий путь!На много сложнее постоянно заставлять себя,побуждать себя,не жалеть себя и воспитывать себя.Легче доверить себя деревяшкам,камешкам,зверькам и омулетикам."Бдите и молитесь,да не внидите в напасть"!(Матф.26:41) Аминь!
Елена29 января 2011, 00:00
Замочки на перилах моста, прикоснуться к бронзовому псу, повесить подкову на дверь - это все просто добрые традиции. По моему, в Казани еще есть огромный добродушный кот, которого тоже надо погладить "на счастье". Кто-то монетки бросает в фонтаны "на удачу" или с тем, чтобы снова сюда вернуться. Я не против таких "примет", они настраивают человека на что-то хорошее. Про компьютер можно объяснить тем, что когда один пользователь долго работает с машиной, он досконально изучает ее, ему уже все известно - какие настройки, какой список программ, на что и как машина реагирует. А новичок, впервые севший за этот ПК может по незнанию допустить больше ошибок, чем человек, уже знакомый с ним. По себе знаю - надо привыкнуть к машине, настроить ее "для себя". А "письма счастья" - действительно глупость, даже с житейской точки зрения.
Галина Ивановна28 января 2011, 23:00
Храни Господи прекрасная статья. Да многие верующие верят в приметы, сглаза, во всякую дурь. Отметаем от себя Бога. А, лётчикам не мешало бы перед каждым полётом ХОДИТЬ В ХРАМ. Так как они отвечают за жизнь людей. И в кабинах самолёта ИМЕТЬ ИКОНЫ для спасения своей души и пассажиров. Сектанты хорошо поработали в нашей стране и оболванили наше общество. В наше время, когда доступны все храмы, спасайте свои души в них. Хоть не на всю службы ходите для начала, на пол часа и вы поймёте, никакие обереги и заклинания вас не спасут. Только Любовь к Богу откроет вам глаза, как ХОРОША ЖИЗНЬ, без замков, крючков и заговоров.Милые люди, не ГУБИТЕ свои ДУШИ всякой ересью. Боженька ОЧИСТИ наш РАЗУМ. Долгих лет Валерию Духанину Надо чаще на проповедях об этом говорить, прочищать наши мозги, Храни вас Господь!
Ольга28 января 2011, 20:00
А я раньше слоников собирала,чтобы непременно хоботом вверх...Пылятся теперь и не жалко когда разбиваются.Смешно и горько одновременно.Как же долго это до меня доходило. Благодарю за статью.
Otto28 января 2011, 18:00
"А студенты съезжаются сюда, чтобы прикоснуться своими зачетками к чуткому носу бронзового пса ради успешной сдачи экзамена. " Да ладно только бы студенты. Я когда это в первый раз увидел, чуть не выпал)) Солидные тётеньки-дяденьки спеша к поезду или к переходу, с абсолюттно серьёзным выражением лица подходят, трогают пса и семенят дальше. Со стороны выглядит как верх идиотии)) Ладно один человек, там 2 или веселые студенты. Но когда вроде бы серьзны солидные люди и в таком количестве... Поток можно сказать почти безпрерывный желающих потрогать носопырку пса. мда...
Марина28 января 2011, 17:00
Особенно смешно наблюдать за так называемыми "атеистами". Любой уважающий себя атеист свято верит в существование экстрасенсорных способностей, НЛО, знают, кто они по гороскопу. Они смеются над православными, Евангелие считают сказкой, а ведь сами даже не знают, что такое атеизм, по сути они являются сатанистами.
Anton28 января 2011, 17:00
Великолепная статья! Браво Автору! Столь лаконичная и интересная, столько примеров, а главное очень правильные выводы. Еще раз Браво!
Андрей28 января 2011, 15:00
Очень любопытно бывает наблюдать, как человек, считающий себя образованным, прогрессивным и свободным, стучит по дереву и старательно обходит черную кошку, при этом не забывая рассуждать о тёмных и неграмотных христианах.
Михаил, 30 лет, Украина.28 января 2011, 15:00
Сильно написано.
Елена28 января 2011, 13:00
Спасибо за интересную статью. Действительно такая проблема существует не только в миру, но и среди людей верующих,но заражённых такой духовной болезнью, как суеверие. Я пришла к вере 4 года назад, и только где-то около года, освободилась от этой болезни, которая не давала мне покоя. Сейчас я спокойно отношусь к пустым вёдрам, чёрным кошкам и т.д., так как свою жизнь полностью вверила Богу.
Ярослав28 января 2011, 12:00
У нас в Киеве, на полпути между ст. м. "Арсенальная" и ст. м. "Майдан независимости" тоже есть подобный мост и тоже обвешан замками, это какая то пошесть, не знаю, как распространяемая. Замков столько, что если у кого то еслть любой ключ, то почти 100% вероятность что найдется и замок под него :) И смех и грех...
Оксана28 января 2011, 12:00
Спасибо! Все расставили по своим местам, особенно в части, связанной с "исполнением" примет.
Мария, Нидерланды28 января 2011, 11:00
Спаси Господи, Валерий, за хороший материал с примерами. Сама была суеверной уже будучи верующим человеком, а когда духовная наставница чётко объяснила, что к чему - у меня как отрезало и жить стало намного легче!
Дмитрий28 января 2011, 10:00
Спаси Господи!ВСЁ ТАК .
Олег28 января 2011, 10:00
Спаси вас Господи Валерий, за столь полезную статью!
Ксения28 января 2011, 09:00
Хорошая, подробная статья. Обязательно дам почитать своей маме, которая, приезжая в гости, привозит и новые приметы. Сначала я пыталась ей объяснить, что все это ерунда, что надо в Бога верить и молиться. Но все тщетно. Два ножа со стола убираются(чтобы супруги не поссорились), ножи в сушке вниз ставятся(не помню зачем), и т.д. и т.п. И главное, какую память надо иметь, чтобы все запоминать и исполнять! Даже некоторые верующие люди исполняют приметы, так, на всякий случай, чтобы чего не случилось...
Евгений28 января 2011, 02:00
Для многих очень актуально...
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке