Новомученики

Клеймо с иконы "Собор новомучеников и исповедников Российских". Расстрел крестного хода в Астрахани. 1919 г.
Клеймо с иконы "Собор новомучеников и исповедников Российских". Расстрел крестного хода в Астрахани. 1919 г.
Говорят, блаженная Ксения, проведшая многие дни своей жизни на Смоленском кладбище, часто ходила среди могил, повторяя странную фразу: «Кровь! Сколько крови!» Теперь нам понятен смысл этих слов. России предстояло умыться кровью, напиться крови, захлебнуться кровью в ходе революционного эксперимента, проведенного с планетарным размахом. Обычно о чем-то страшном, что пришлось пережить, люди говорят: «Это не должно повториться». Всматриваться в трагедии тяжело, разбираться в причинах и следствиях страшно. Лучше вот так, в порыве секундного ужаса, отвернуться от темы, тряхнуть головой, словно отгоняя страшное сновидение, и сказать: «Это не должно повториться».

Должно или не должно, это не нам решать. Если у исторического явления есть глубокие причины и если причины эти не то что не устранены, но даже не осознаны, то явление просто обречено на повторение. Вернее, люди обречены на повторное переживание однажды разразившейся беды. Вывод простой: хочется или не хочется, нравится или не нравится, но всматриваться в собственные трагедии и анализировать их придется.

Если в XVIII столетии святой человек предвидел потоки крови, имевшие пролиться в столетии XX-м, то дело ведь не только в прозорливости святого человека. Дело также и в тех исторических ошибках, которые, наслаиваясь и накапливаясь, готовы со временем слепиться в ком и, сорвавшись с горы, расплющить все, что на пути попадется. Мы не видим цельной картины мира. Наш взгляд выхватывает дробные его части, и сердце питается не ощущением целого, а осколками бытия. Поэтому в повседневности мы не способны ни на прозорливость, ни на глубокое предчувствие. Те же люди, которые вникали в глубинную суть процессов, почти в один голос предупреждали о грозовых тучах, собирающихся над Отечеством. Итак, урок номер один. История – не фатальный, заранее предсказанный процесс. Это живая ткань, образованная сцеплением свободно действующих воль. На историю можно и нужно влиять. А там, где она «вдруг» являет свой звериный облик и начинает пожирать ничего плохого не ждавших обывателей, – там обыватели виновны. Не потрудились, значит, распознать признаки времени, не потрудились и усилия приложить в нужном направлении.

Из всех виновных в революции, а как следствие – братоубийственной войне, репрессиях, гонении на Церковь, пока что названо только одно действующее лицо – интеллигенция. Она сама облегчила поиск виновных, поскольку слова осуждения прозвучали именно из уст ее лучших, прозревших посреди несчастий представителей. Интеллигенции ставится в вину ее безбытность, оторванность от народной жизни, филантропическая мечтательность. «Русскими быть перестали, западными людьми так и не сделались. Жар сердца истратили на влюбленность в чужую социальную мечту». Подобные «филиппики» в адрес профессуры, писателей и ученых можно продолжать и продолжать. Слова эти справедливы.

Революция стала плодом мысленного заблуждения, плодом уверования в ложь. А в любом народе функция переработки идей, различения добра и зла в области ума принадлежит не всем вообще, но представителям интеллигенции в первую очередь. Но справедливым будет заметить, что не на одной интеллигенции лежит тяжесть исторической ответственности.

Церковь Русская, то есть люди, ее составлявшие и наполнявшие, так ли уж свободны от ответственности? Неужели мы вправду думаем, что дело все в масонском заговоре, кознях германской контрразведки, пломбированном вагоне и прочем? Я лично так не думаю. Сама церковная жизнь наша в общих чертах несколько долгих столетий повторяла ошибки, свойственные интеллигенции. Вот слова человека, которого нельзя обвинить в нелюбви к Родине и в незнании ее истории: «Богословская наука была принесена в Россию с Запада. Слишком долго она оставалась в России чужестранкой. Она оставалась каким-то инославным включением в церковно-органическую ткань. Превращалась в предмет преподавания, переставала быть разысканием истины или исповеданием веры. Богословская мысль отвыкла прислушиваться к биению церковного сердца. И у многих верующих создавалась опасная привычка обходиться без всякого богословия вообще, заменяя его кто чем: Книгою правил, или Типиконом, или преданием старины, бытовым обрядом или лирикой души. Душа вовлекается в игру мнимостей и настроений» (Флоровский Г. Пути русского богословия). Если уж церковное сознание отвлечено от трезвого пути отцов в сторону «мнимостей и игры настроений», то кто способен будет противостать мысленным соблазнам и разукрашенной лжи?!

Церковь боролась за истину и противостояла лжи, видела надвигающуюся беду и предупреждала верных чад. Но делалось это не в стройном порядке и не единым фронтом. Борцы были похожи, скорее, на одиноких защитников Брестской крепости, воевавших до конца, и умирали за истину. Иногда их встревоженный голос и их подчеркнутое одиночество были до неразличимости подобны близкому к отчаянию одиночеству ветхозаветных пророков. Те кричали во весь голос и приходили в ужас от того, что их не понимали. Было подобное и в нашей истории.

Ну, а потом пришла беда. Пришла вначале так, что всем казалось: стоит завтра проснуться, и все будет по-старому. Но просыпались – а лучше не становилось. Становилось хуже, и уже боялись ложиться спать, а, уснувши, не хотели просыпаться.

Смерть стала привычной, голод стал обыденным, в человеке уже трудно было признать существо, сотворенное «по образу и подобию Бога». И полилась кровь. Мы далеки от мысли, что все убиенные и замученные святы. Голгофа убеждает нас в этом. Два злодея, одинаково наказанных за одинаковые злодеяния, висят по обеим сторонам от Безгрешного Иисуса. Оба рядом с Мессией, оба в муках заканчивают жизнь. Казалось бы, их загробная участь должна быть одинакова. Но вместо этого одному обещано в сей же день быть со Христом в раю, а другой вынужден разрешиться от тела и продолжить муку, теперь уже только душевную.

Само по себе страдание не спасает. И «если кто подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться» (2 Тим. 2: 5). За Христа страдали не все. Кто-то страдал за свои грехи, кто-то платил за свои ошибки, многим пришлось платить за чужие ошибки и за чужие, столетиями накопившиеся грехи. Разобраться в этом хитросплетении судеб нам не дано – не под силу. Бог один знает все. Мы же, не зная все о всех, знаем многие имена людей, действительно умерших за Господа: тех, кто перед расстрелом молился; кто терпеливо переносил ссылки и тюрьмы; кто не озлобился; кто и по смерти жив и совершает чудеса. Это великая княгиня Елисавета, до последнего вздоха перевязывавшая раны тем, кто вместе с ней был сброшен в шахту под Алапаевском. Это Киевский митрополит Владимир, благословивший убийц пред своим расстрелом. Это архиепископ Фаддей, утопленный палачами (!) в выгребной яме. Это еще многие сотни и тысячи священников, монашествующих и мирян, с чьими жизнеописаниями стоит знакомиться, ибо они – мученики Господни, и знакомиться долгие годы, ибо много их.

Им во многом было тяжелее, чем мученикам древности. Те часто жили в ожидании гонений, внутренне готовились к ним, как к вполне реальному, а то и неизбежному исходу земной жизни. Наши же страдальцы в большинстве случаев и представить не могли, что их православное Отечество станет одним большим концлагерем, а некоторые еще вчера верующие соседи – палачами и предателями.

В войне немалую роль играет фактор внезапности. Обескуражить противника, напасть неожиданно почти всегда означает смять его ряды, обратить его в бегство. В духовной войне законы те же. Лукавый долго готовился и внезапно напал. Но смял и обратил в бегство далеко не всех. Даже те, кто не верил в катастрофу, не был к ней приготовлен, быстро избавились от иллюзий, поправили фитили в светильниках и приготовились к смерти.

***

«Вот ты попал в руки врага, – писал Сенека Луцилию, – и он приказал вести тебя на смерть. Но ведь и так идешь ты к этой цели!»

Красивая мысль, с которой трудно спорить. К смерти нужно готовиться всю жизнь. Только вот есть у красивых мыслей свойство улетучиваться при приближении настоящей боли, реальной угрозы, подлинного страдания. Да и народ наш, прошедший через огненное испытание, вовсе не принадлежал к школе стоиков, равно как и к любой другой философской школе. У терпения и мужества нашего народа иные корни – евангельские. Отсюда же та неистребимость народной жизни, которая неизменно возрождалась после жестоких испытаний до сих пор и обещает надежду на полнокровное бытие в будущем. Именно память о новомучениках и молитвенное общение с ними способны сообщить Русской Церкви особенную глубину и мудрость, необходимые для творческого решения проблем, стоящих перед лицом современности.

Мы представляем себе их лица на пожелтевших фотографиях, когда читаем в Писании о тех, что «замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение; другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу; были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча» (Евр. 11: 35–37).

***

В отношении новомучеников можно совершить две страшные ошибки. Первая именуется преступным забвением, при котором никто особо не помнит о трагическом прошлом и живет так, словно ничего не случилось. Вторая ошибка более опасна, поскольку более похожа на истину. Назовем ее так: превозношение чужими заслугами. Это когда мы недрожащим голосом гордо заявляем, что, дескать, велика наша вера и Церковь наша велика (между строк подразумевается, что и сами мы велики), раз такие испытания пережили и перетерпели.

Почитание новомучеников не должно мешать оставаться вопросу: да как же это все могло произойти в православной стране?!

Это почитание должно совершаться с содроганием при мысли о величине страданий и масштабе гонений.

И еще один вопрос должен звучать коли не вслух, так в совести: а мы сегодня все ли правильно делаем? Не ждет ли и нас очередное огненное испытание? Ошибки наши не придется ли омывать своей кровью тем, кто придет после нас?

И лишь после того, как вопросы эти прозвучали, мнится мне, можно порадоваться. Ибо мы «приступили к горе Сиону и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех – Богу, и к духам праведников, достигших совершенства» (Евр. 12: 22–23).

Протоиерей Андрей Ткачев

13 февраля 2011 г.

Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Комментарии
Иоанна 8 февраля 2016, 20:00
Павел, разве это сопоставимо с жертвами гражданской войны? Сколько унёс голод в 20-е после большевистской продразвёрстки? В 30-е в результате коллективизации? Печальна и судьба самих революционеров всех мастей; те, кому "повезло" и кого не расстреляли, кому не проломили голову топором, кого не стёрли в лагерную пыль, нищенствовали в эмиграции и оплакивали "немытую Россию, страну рабов, страну господ". Которая теперь им, потерявшим всё, казалась раем.
Александр 8 февраля 2016, 15:00
Спасибо отцу Андрею за внушение. Только бы не забыть "внимать себе". Надеюсь правильно Вас понял. Дальше и страшно писать. Могу только добавить:"Господи помилуй". Господи помилуй нас.
Nina 7 февраля 2016, 13:00
Н.Б. "Не надо бояться крови - это закон, что всяких грех очищается кровью".Пусть - очищение было необходимо, но почему лучших из верных, почему не грешивших? исегодня ЛЬВИНАЯ доля из тех же верных не понимает их духовного подвига. Святые мученики и исповедники Российские молите Бога о нас грешных.
Павел 7 февраля 2016, 12:00
Автор: "Революция стала плодом мысленного заблуждения, плодом уверования в ложь." Интересно, а расстрел 9 января 1905 года мирных людей, шедших к царю с мольбой о помощи, как к отцу родному, - это ложь? А голод, периодически вспыхивавший в центральных губерниях России, жертвами которого с 1901 г по 1912 г. по разным оценкам стало до 8 млн. человек, - тоже ложь? А то, что несмотря на голод, из России в Европу потоком шло зерно (о чем очень любят живописать современные историки), - ложь? А трагедия Цусимы и Мукдена - ложь? А расстрел рабочих на приисках «Lena Goldfields» в 1912 г. - ложь? Все-таки, при всех неприглядных сторонах революции, у нее всегда есть объективные причины. У интеллигенции были причины вступать в революционные ряды, у буржуазии были причины финансировать революционные движения. Хорошо бы всем нам (и прежде всего власть предержащим) сделать правильные выводы из событий 1917 г., чтобы такого больше не повторилось никогда.
Виктория 7 февраля 2016, 05:00
Батюшка, спасибо за статью, все очень точно! Люди часто и не задумываются о том, как происходят исторические процессы, почему то или иное случилось со страной,её народом. А осмысление и память необходимы, также как в жизни отдельного человека.Спасибо, что помогаете разобраться. И спасибо за Ваши книги!Храни Вас Бог! Виктория
валентина 8 февраля 2015, 23:00
Главное сохранять Веру Спасение не в слове, а в силе.
Сергей из Беларуси 8 февраля 2015, 17:00
Да ленивы мы и расслабленны (духовно)...
Павел Ребровский 8 февраля 2015, 15:00
Точнее и не скажешь.
Father Nikolai Lenkoff28 января 2015, 09:00
Outstanding,God bless You father for your article. Please do write more. Next time i will write in russian. YyYMm y address. 1008 Hobson Ave. Sacramento,CA95605 USA
Михаил16 мая 2014, 17:00
Спасибо за не снижаемый уровень впечатляености от напечатанного. Запомнилась мысль, что память о мучениках за веру и отдавших жизнь за свободу Отечества помогает научиться любить!
Дмитрий 9 февраля 2014, 12:00
Враги Православной Веры отметили День Новомучеников!!! Они расстреливают православных в храмаж! Вооруженный помповым ружьем молодой человек ранее ворвался в собор Южно-Сахалинска и открыл стрельбу по находившимся там людям и иконам. В результате погибли два человека, еще шестеро получили ранения. Сам стрелок сейчас задержан, это мужчина 1989 года рождения, который работает охранником в одном из городских ЧОПов. По данному факту возбуждено уголовное дело. Что будет дальше?
Roza Bardier 9 февраля 2014, 07:00
Вся истина написана здесь,гнев Божий полна чаша,уже всё сбывается и не уйти опять же от кровопролития,скоро это будет и всё как написано в библии свершается,вера в Господа Бога нашего ушла,всё зависит от родителей,если детей с детства будут приучать и ходить в церковь,и будут слушать ЖИВОЕ СЛОВО ИЗ ЕВАНГЕЛИЯ О БОГЕ,то мир может изменится,а бояться верующим нечего,мы верующие уповаем на Бога,на второе пришествие и только этим и спасем свои души,а кто гонится за деньгами и страстями,то сам себе выбрал путь.Пока мы сейчас здесь,есть возможность исправиться и каятьсяв своих грехах,там уже на СТРАШНОМ СУДЕ ни одна просьба и молитва не будет услышана. Господи Иисусе Христе,Сыне Божий спаси и помилуй нас грешных..
Георгий священник 9 февраля 2014, 00:00
Всё правильно написано.Но..ни одного слова про Царскую Семью, царственных страстотерпцах! Это очень грустно! Впадаем в крайности:одни называют царя-искупителем, другие-не вспоминают о страданиях Семьи ни одним словом..Прости, нас Господи, прости!
кагирин 3 февраля 2014, 12:00
новомученики и исповедники российские - это те, кто пострадали за веру, царя и отечество. если что-то из этой формулы у них при страдании выпало, это герои краснодона. ситуация похожа на 70 год в иерусалиме
Олег11 февраля 2013, 00:00
Беда не в монголо-татарах, беда в князьях, которые желая возвыситься звали их пограбить, как когда-то звали половцев, печенегов. Как князья целовали крест, что не будут враждовать, шли войной на брата. Тогда ещё не было веры, а сейчас её уже нет. Ослабла вера и пришли беды. Святой, равноапостольный князь Владимир, строя государство понимал, что нужна вера в Истинного Бога. Коммунисты строя своё царство понимали, что нужна идеология. Почему современные князья этого не понимают? Мечутся подсчитывая барыши и убытки.
Н.Б.10 февраля 2013, 17:00
ещё раз к вопросу "кто виноват?" Простите за то, что скажу: но очищение было необходимо, как воздух. Вера стала формальной, читала, что даже в простом народе посты не соблюдались (за это сначала был попущен голод страшный), монашество тоже было осквернено (монахи Троице-Сергиевой лавры имели "жён"), так что такая "вера" нужна ли была Господу? вот Он всё разрушил и камня на камне не оставил. И теперь те, кто верует и приходит в храм, приходят не по привычке или по традиции, а в результате личного опыта, личных каких-то потрясений - и вера опять живая, не выхолощенная. Не надо бояться крови - это закон, что всяких грех очищается кровью.
Дмитрий10 февраля 2013, 15:00
О какой интеллигенции (на которую можно свалить вину, хоть и частично) вообще идёт речь? Уж не о той-ли, которая узурпировала власть, свергнув законную. О них хорошо сказал Н.В.Гоголь- "свиньи в ермолках". И кому, как не Вам хорошо известно, что власть в России после переворота захватили, ненавидящие Православие - иудеи. Ведь именно эта, иудейская псевдо - интеллигенция организовала формирование за границей (Китай, Прибалтика и т.д.)карательных отрядов для своих кровавых "нужд", массовые расстрелы офицеров, профессоров, министров, священников, монахов. Ведь именно "они" заселили НАШУ столицу и так ненавидят Россию, а Россия их "любит". Почему Вы не говорите о том, как формировалась Красная Армия, как из семей красноармейцев брали заложников (содержали их в конц лагерях), что-бы они не "дезертировали". А может Вы боитесь об этом говорить? А может "они" до сих пор у власти? А Путины, Грызловы, Ивановы и т.д.- это только "представление"? Но пусть даже так! Я счастлив, что миллионы православных людей в России, могут спокойно ходить в храмы, молиться, исповедоваться, причащаться. Простите, ради Христа,простите за мою дерзость. Дмитрий. Северодонецк. Украина.
Светлана Константиновна10 февраля 2013, 09:00
"Не ждет ли и нас очередное огненное испытание?" Размышляя о нынешней ситуации в стране, странствуя по сайтам, все больше убеждаюсь в том, что ждет. И еще: святитель Игнатий Брянчанинов еще тогда предупреждал что Россия может стать орудием в руках антихриста.
Алексей10 февраля 2013, 03:00
Хорошая статья. Изучая историю Русской Церкви меня всегда поражал тот факт, насколько уважительно относились к ней татаро-монголы. Ее освободили от выплаты дани, ей предоставлялось право вести не только церковные дела, но и уголовные. В столице орды, г.Сарай была открыта епископская кафедра. То были жестокие варвары! Так откуда на нашей земле, воспитавшей столько святых, мучеников за веру, взялось столько иуд?! В этом грехе богоотступничества нашему народу надо каяться, каяться и каяться, чтобы не случилось еще раз подобное. Но, увы, еще одной трагедии нам, видно, не избежать...
Вадим Виноградов14 февраля 2012, 13:00
О Новомучениках и Исповедниках Российских Где же исполнение пророчества Николая Васильевича: Постойте же, придёт время, будет время, узнаете вы, что такое Православная Русская вера? Наступит ли это время, в приходе которого так был уверен Н.В.Гоголь? Так ведь, не только Гоголь, а и многие иные пророчествовали об этом самом. Вот, ещё одно: «Святая Русь процветет аки крин небесный» монах Авель. 1757 - 1841. И если хотите принять, время это уже было и всё исполнилось в точности, как и предвидел Н.В.Гоголь! Православная Русская вера, которую через образ своего Тараса так чудно выразил Гоголь, была явлена мiру в начале ХХ-ого века явлением Новомучеников и Исповедников Российских. И разница между нашими Новомучениками и первомучеником Стефаном была лишь в том, что Стефана побивали камнями, а Новомучеников - пулями. Так и Возрождение России, предсказываемое святыми, как возрождение Россiи на короткое время с православным Государем, если хотим принять, уже свершилось. Этим Возрождением было время высокого духовного подъёма остатка Святой Руси, когда Россiя явила мiру через сонм Новомучеников и Исповедников Российских во главе с Православным Царём Николаем II ту Христову веру, о которой мiръ уже не имел ни малейшего понятия, даже в самой Россiи.
Вадим Виноградов14 февраля 2012, 12:00
Россiи суждено сказать “слово живой жизни в грядущем человечестве”, - предрекал Ф.М.Достоевский. В апокалиптическом образе «жены, облеченной в солнце» Ф. М. Достоевский увидел великое будущее России. «В одном разговоре, - вспоминал Вл. С. Соловьев, - Достоевский применял к России видение Иоанна Богослова о жене, облеченной в солнце и в мучениях хотящей родити сына мужеска (Откр. 12, 1-6): жена - это Россия, а рождаемое ею есть то новое Слово, которое Россия должна сказать миру. Правильно или нет это толкование "великого знамения", но новое Слово Россiи Достоевский угадал верно» («Три речи в память Достоевского») Но о каком слове в прямом его понимании может идти речь, если Слово сказано раз и навсегда Господом Богом и Спасом всех Iисусомъ Христомъ? Какого ещё нового Слова не хватает мiру? Россия могла сказать мiру только «аминь»! И она его сказала явлением своих Новомучеников и Исповедников Российских.
Вадим Виноградов14 февраля 2012, 12:00
И когда Ф.М.Достоевский предсказывал то, что «Россiя скажет мiру слово!», в этот самый момент, как раз именно его словами, Россiя завершала свое слово мiру. Как угасающая свеча, Святая Русь озарилась пламенем последней и самой яркой своей вспышки - явлением Новомучеников и Ис-поведников Российских. В этот наивысший момент своей верности Христу Русская Православная Церковь сравнялась с Первохристианской Церковью мучеников. И потому фраза «Россiя скажет мiру Слово!», сегодня уже звучать: «Россiя сказала свое Слово мiру!». С прибавлением: «Но мiръ его не услышал». Словом этим стало явление Новомучеников и Исповедников Российских, этой Филадельфийской Церкви ХХ века, которую всегда укреплял Господь Iисусъ Христосъ словами: Се, гряду скоро, держи, что имеешь, дабы кто не восхитилъ венца твоего.
Вадим Виноградов14 февраля 2012, 12:00
P.S. Но только, может быть, Слово то это мiру, которое сказала мiру Россия и которое мiръ даже не заметил (и продолжает не замечать), как начисто позабыл и Слово Первых христиан, сказано, видимо, было не для всего ** мiра..., а было только исповеданием Малого русского Христова стада Самому Господу Iисусу Христу? * Малое русское Христово стадо времён Новомучеников и Исповедников, времени высочайшего духовного подъёма России за всю её историю, было не таким то уж и маленьким. Новомученики, да, они были во главе этого духовного подъёма. Определённым образом они были на виду: их сажали в тюрьмы, их убивали, их ссылали - и это не могло оставаться незамеченным не только для их окружения, но и шире в народе. Но кроме самих Новомучеников исповеднический подвиг совершали тысячи тихих, смиренных и незаметных людей, хранивших Христа в своем сердце и не изменивших Ему. ** Отче! Я не о всемъ мiре молю, но о техъ, которыхъ Ты далъ Мне! (Ин. 17, 9) Именно Новомученики и Исповедники российские и были в начале ХХ-ого века теми, о которых молился Христосъ своею Первосвященничес-кою Молитвою, теми, которых Отец и дал Ему. Это были те, которые удер-жали то, что имели, и они ответили своему Спасителю своим подвигом вер-ности, просто сказав: Так, Господи!
Владимир13 февраля 2012, 23:00
А в это самое время нас всех приглашают голосовать за курс Путина. "По плодам..." Посмотрите на "наше" телевидение, Шнур со своей групповухой по всей стране поет матом, о театрах и говорит... Село в нищете, а Алкины-Галкины строят дворцы. Кто сегодня обслуживает Двор?... И мы, не взирая на эти "плоды, должны продлить им удовольствие?! Кто же мы будем после этого? О каком почитании новомучеников мы ведем речь, если своими действиями потворствуем мученикам?!!
Максим13 февраля 2012, 23:00
Глубокоуважаемый Отец Андрей! Спасибо за Вашу статью, за память истории России! Дай Бог собрать по крохам Силу Духа Русскую!Как нам снова научиться верить, надеяться и любить!О, Святые Великомученники России, помогите нам русским вернуться к молитве!
еВГЕНИЙ13 февраля 2012, 14:00
Светлане... О каком это "закате Христианства" говорил СВЯТИТЕЛЬ ИГНАТИЙ? И где,позвольте узнать.То,что читаем у него-называется ХРИСТИАНЕ ПОСЛЕДНИХ ВРЕМЕН и как спасаться оным.Согласитесь,не одно и тоже.А на ваш законный вопрос-ЧТО ЖЕ ДАЛЬШЕ?-СВЯТИТЕЛЬ ИГНАТИЙ дает однозначный ответ--ХРИСТИАНЕ ПОСЛЕДНИХ ВРЕМЕН БУДУТ СПАСАТЬСЯ СКОРБЯМИ,т.е,именно тем,что и ожидает нас всех,Слава Богу.Ведь мы все чаем спасения и жизни будущаго века. Еще необходимо молиться,да продлит Господь наши дни для покаяния.СКОРБИ,ВПЕРЕДИ НАС ЖДУТ ТОЛЬКО СКОРБИ...
Анна13 февраля 2012, 13:00
Спаси Господи, батюшка!
Димитрий13 февраля 2012, 11:00
Прекрасная статья. Всё по делу, в точку, как говорится, правильно расставлены акценты. Нечего добавить...
Луна13 февраля 2012, 09:00
очень умный человек о.Андрей! я вот, что думаю: почему телевидение не использует для сюжетов эпизоды из жизни святых людей земли нашей?! ведь это - не паханное поле (я не имею в виду тв "Союз")и как важно для молодёжи. Им же никто ничего не рассказывает.
Токмянин Игорь13 февраля 2012, 02:00
Господи Иисусе Христе помилуй нас грешных. Прости и помилуй нас не достойных раб твоих. Спасибо Вам за статью.
Евгения 5 февраля 2012, 21:00
Когда я читала жизнеописание святой мученицы Великой княгины Елизаветы Фёдоровны, то меня поразил до глубины души один момент. После казни Великой княгини и тех, кто был с нею в Алапаевске из шахты ещё некоторое время доносилось пение и молитвы. Люди были ещё живы и им можно было помочь! Один из окрестных жителей видел казнь и знал, что люди были сброшены в шахту живыми. Так почему он даже не попытался помочь им?? Позвать ещё людей и спасти хоть кого-нибудь???? Почему он этого не сделал???? Из страха, из равнодушия или по какой причине? Я восхищаюсь этой святой женщиной и низко склоняю голову перед ней и всеми мучениками, которые пострадали за имя Христово. Простите нас!
Ольга 5 февраля 2012, 15:00
Николаю "Наши предки были более церковные чем сейчас, греха в мире было значительно меньше" трудно сказать... более церковными - да, а более верующими? в ту же Ксению мальчишки камнями бросали (по крайней мере в её житии что-то такое было), вот как это возможно в православной стране - бросить камень в человека? один такой случай, по идее, должен был стать сенсацией - в негативном значении, разумеется
Станислав29 марта 2011, 19:00
Все не так уж и плохо.На этой грешной земле всегда были ложь,ненависть,братоубийство и тд.Но у каждого человека свой Путь-данный ему Господом и если каждый будет его достойно проходить как велит и учит Господь или хотя бы стремится к этому то все будет хорошо даже при этой жизни
Станислав29 марта 2011, 19:00
Спасибо
Надежда27 марта 2011, 21:00
Какой бы кличь кто не бросал,а времени у нас мало.Без гордыни,без превозношения надо молиться за мир,всем способным на это.Просить Бога дать нам еще время для покаяния,что бы больше людей могло одуматься и спастись.Так мы сможем внести свою лепту.Потому как интернетом пользуются не все.А там,где соберутся во имя Господне,тех ,Бог услышит.Помоги нам ,Господи !
Юлия25 марта 2011, 10:00
Забвение в отношении новомучеников действительно преступно. О.Андрей (Ткачев) написал удивительную, очень важную статью. На всех нас лежит огромная ответственность. И если мы действительно христиане, то мы должны нести слова Христа в мир, делом показывать свою веру. Огромное число людей понятия не имеет кто такие новомученики. Эти люди еще не нашли путь в Церковь. Нельзя православному христианину отгораживаться от этих людей, или тем более осуждать их. Уже сейчас нужно начинать вести просветительскую, миссионерскую работу, касающуюся прославления подвига новомучеников и исповедников. Хорошо, если в Сретенском монастыре все-таки будет создан Музей или просветительский центр посвященный новомученикам и исповедникам Российским. Это один из способов сказать всем людям, что такое Церковь Христова, и почему за нее терпели мучения и отдавали жизнь.
Саньясин21 марта 2011, 19:00
Наверно пришло время.Сначала нужно стать ЧЕЛОВЕКОМ,а потом и Веру в Бога вернуть людям как Единого на земле. Мы начали такую программу посмотрим что получиться.Создаем Организацию Славянский Союз Православных Народов Мира. Эй славяне, русичи вы где?
НАДЕЖДА19 февраля 2011, 12:00
Господи,прости нас грешных.Прости нас,в глухом безпамятстве растоптавших и предавших забвению святыни предков наших.Прости нас - озлобленных,жестоких и не помнящих родства.И да оживут церкви и храмы Твои.И да восстановится связь времен.И да наполнятся светом и любовью души людей.И да возгорится свеча всей Русской земли. Аминь. /Святой митрополит Петр,чудотворец/.
А.Л.16 февраля 2011, 01:00
Гонения Церкви в мире происходит, преследуют и убивают христиан в Аравии, в Иране, в Афганистане, в Судане и прочих не христианских странах. В христианских же атеисты мучают своим безбожием, просят снять распятия в школах и больницах, в Англии не разрешают носить крестик медперсоналу! У нас же хотят ввести как на Западе ювенальную юстицию, разрешить сексуальне меньшинства. Больно слышать матерную брань в храме во время богослужения. Иначе как дъявольщиной это не назовешь.
Вячеслав15 февраля 2011, 22:00
А ведь гонение УЖЕ происходит, хотя и бескровное, но более массовое и страшное в своей жестокой неотвратимости.
анатолий15 февраля 2011, 17:00
Жил с уверенностью что сейчас - лето Господне благоприятно ,гонений нет , ходи в церковь , славь Господа ... Но статья заставлят задуматься .
наталья15 февраля 2011, 13:00
о.Андрей, спасибо Вам за статью, со слезами и болью в сердце прочла ее, стоит задуматься, куда мы катимся - в бездну, не придется ли расплачиваться нашим детям, внукам за наши тяжкие греши, я иногда задаю и себе этот вопрос, очень бы не хотелось, чтобы наши потомки не проклинали нас, стоит каждому из нас, в том числе мне больше молиться и просить прошения у Господа Бога нашего, исповедоваться почаще, смеряться и терпеть, забыть гордыню, быть мытарем, но не фарисеем, помнить ежеминутно о страшным суде.
Лебедевъ14 февраля 2011, 22:00
Блестящая статья ! Дай Вам,Бог, сил и времени, батюшка ! Обязательно пишите и публикуйте ещё !
Марина14 февраля 2011, 14:00
Здорово. Наверное, даже смело. А что толку?
Светлана14 февраля 2011, 10:00
Спасибо за статью!Ваша статья опять отвечает на многие вопросы, которые возникали.Самый главный вопрос-а что же дальше? Если еще в 19 веке святитель Игнатий Брянчанинов говорил о закате христианства, то что же про наш век говорить.Вы правы, что все может повториться.
Слава13 февраля 2011, 17:00
За что были попущены стардания и жертвы и кто виновен? Опыт учит нас что в конфликте виноватат не одна сторона, обе. То есть нельзя все сводить к большевкам и интеллигенции. Есть вина и на Православной церкви. А именно внешнее фарсейское благочестие, грех фарисея-считать себя угодным Богу, почивая на лаврах. Помните Давид молился о народе божьем, я пастырь на мен грех а народ что овцы. И Господь внял его молитве бедствие прекратилось. Без осмысления этого мы никуда не продвинемся будем как дети нашалившие вину сваливать на других, обстоятельства. Не все постарадвшие святы, кто то за герхи, бессомнения. Во все времена страдают, в том числе сейчас, сколько убийств насилия не все в царствие идут. Настораживает одно, что в годину бествий для страны и народа церковь не бьет в колокола и не обличает власть, или делает это не достаточно. Отделились мы одно мир другое, в миру пусть сами как хотят.
Евгений13 февраля 2011, 12:00
Я сравнительно недавно открыл для себя публикации прот. Андрея Ткачева и каждый раз убеждаюсь как в простом, доступном изложении передается глубинный смысл, а точнее - Промысел Божий во всём происходящем вокруг нас.
Сергей13 февраля 2011, 10:00
Сейчас условия для гонений более благоприятные чем сто лет тому назад.Наши предки были более церковные чем сейчас, греха в мире было значительно меньше. Малое стадо стало более малым, добродетели уменьшились, грех процветает. Происшедшее в России - великое Таинство Божие, которое нам тяжело понять. Ведь настоящая церковь всегда гонима. Но мы знаем, что Бог забирает и наказывает лучших своих сыновей. Гонения возникают в годы рассвета, а сейчас время заката. Духовная жизнь в России ослабела. Но массовые гонения в России невозможны. Приспосабливаемость, самооправдание, сребролюбие, лицемерие - эти идолы вошли в сердце почти каждого человек в России и во всем мире.Грех творит чудеса. Малое стадо не сможет помешать его помпезному шествию. А коли не сможет, зачем его уничтожать, просто посмеяться, опошлить, навести критику. Глядишь и поубавилось веры у человека. Для отдельных святильников Церкви гонения не прекратились и сейчас. Они всегда будут стоять рядом с Христом, униженные, оплеванные,нищие, но с чистым сердцем, которое на разгледеть людям за его нищей одеждой.
Татьяна 12 февраля 2011, 23:00
глубокий смысл.задуматься бы разом, всем и понять куда мы катимся... Путь есть один - Иисус!!!
Дмитрий12 февраля 2011, 22:00
Спасибо за статью. Очень хорошо написана. Содрогнулся при чтении строк: "не ждет ли и нас очередное огненное испытание? Ошибки наши не придется ли омывать своей кровью тем, кто придет после нас?". Страшное было то послереволюционное время. С нашим не сравнить. Все, что от нас сейчас требуется - противостоять искушениям, терпеть посылаемые скорби. Неужели не справимся?
Сергей12 февраля 2011, 19:00
Спаси Вас Бог, о.Андрей! Есть о чем задуматься, нам, православным. Статья небольшая, но очень ёмкая по мысли, анализу прошлого и ответстенности каждого из нас за каждый прожитый день. "На историю можно и нужно влиять. А там, где она «вдруг» являет свой звериный облик и начинает пожирать ничего плохого не ждавших обывателей, – там обыватели виновны. Не потрудились, значит, распознать признаки времени, не потрудились и усилия приложить в нужном направлении." Хорошо сказано.
Николай12 февраля 2011, 15:00
Нельзя служить одновременно Богу и мамоне (богатству). Одного лишь будешь любить, а другого - только ненавидеть. Сейчас брошен клич - "деньги это всё". Рушим семьи, не заводим детей, поклоняемся артистам и олигархам. Изо всех сил следим за колебанием курсов биржевых котировок. Теперь ещё от нас требуют признать права гомосексуалистов на их легализацию, т.е. предоставить им право брать детей на воспитание из детских домов. Это - результат погони за наживой. Кому служить - Богу или кому-то другому, пусть решает сам каждый для себя. Но что бы сделать вывод не на пустом месте, надо обязательно прочитать Библию. Там сказано всё и обо всём. Потом - надо решать.
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке