София казахстанская

17/30 сентября, в день, когда Церковь отмечает память мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, 150-летие своего освящения отметит Софийский собор – первый храм Алма-Аты (бывшая казачья станица, затем город Верный) и первый кафедральный собор некогда располагавшегося в этом городе руководства Туркестанской епархии. Вторая юбилейная дата этого года – 100-летие учреждения в южной столице Казахстана Иверско-Серафимовского женского монастыря, который, как и собор, был разрушен в годы богоборчества, а ныне, возродив его, возрождается сам.

Пресвятая Богородица вернулась в обитель

Софийский собор, построен в 1806 г.
Софийский собор, построен в 1806 г.
С историей и нынешней жизнью Софийского собора и Иверско-Серафимовского женского монастыря я имел возможность познакомиться, когда в феврале нынешнего года мне довелось побывать здесь на престольном празднике – Иверской иконы Божией Матери (12/25 февраля). Нашу небольшую группу тепло встречали настоятельница обители игумения Любовь (Якушкина) и сестры.

В рамках Международной духовно-просветительской программы «Под звездой Богородицы» в обитель был доставлен из Москвы список Иверской иконы Божией Матери. Эту святыню, выставленную для поклонения в Софийском соборе, передали в дар мастера Щигровского православного братства во имя Живоначальной Троицы.

Щигровские мастерские известны по всей России и далеко за ее пределами. Мастерские братства находятся в маленьком городе Щигры, расположенном к западу от Курска, на юге России. Свято-Троицкое братство трудится по благословению архиепископа Курского и Рыльского Германа. Коллектив мастеров собрался вокруг храма Святой Троицы, в честь которого названо братство, и был организован усилиями архимандрита Зиновия.

Первые работы мастера братства выполнили 15 лет назад. За прошедшие годы ими было украшено немало соборов, церквей, часовен. Братство принимало участие и в возрождении Иверской часовни на Красной площади в Москве. Именно список с Иверского образа Божией Матери мастера братства передали в дар Иверско-Серафимовской обители Алма-Аты.

Символично, что это произошло 100 лет спустя после принесения в монастырь первого списка Иверской иконы Божией Матери. В то время великая святыня была дана в благословение православной общине города Верного московским ставропигиальным Донским монастырем.

Многотрудная судьба собора и обители

Насельницы Иверско-Серафимовского монастыря. Фото начала XX в.
Насельницы Иверско-Серафимовского монастыря. Фото начала XX в.
В 20-х годах XVIII столетия начался долгий и сложный процесс вхождения казахских земель в состав Российской империи, завершившийся лишь в 50-е годы XIX века.

Первоначальной формой российского присутствия здесь были военные укрепления, заслонявшие Казахстан от беспокойных южных соседей и служившие опорными пунктами в дальнейшем продвижении России на юг – в Коканд, Бухару и Хиву.

Первое военное укрепление в Заилийском крае возникло в 1854 году и названо, по указу императора Николая I, Верный. Именно 17 сентября, в день памяти святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, был заложен этот город, известный ныне как Алма-Ата.

В 1855 году переселенцы-казаки основали рядом с укреплением Верный первое в здешних местах русское поселение, выстроив в нем молитвенный дом, обращенный в 1858 году в церковь во имя святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.

В 1867 году укрепление Верный преобразовано в административный центр Семиречинской области.

Тогда же Туркестанский генерал-губернатор ходатайствовал об учреждении в крае самостоятельной архиерейской кафедры. Она была открыта в 1871 году. Назначенный на кафедру с титулом «Туркестанский и Ташкентский» архиерей – высокообразованный и многоопытный архиепископ Софония (Сокольский) – обратил Софийский храм в кафедральный собор.

Землетрясением 1887 года собор был разрушен, а площадь возле него стала братской могилой более чем 300 горожан, погибших во время бедствия.

Всехсвятская церковь Иверско-Серафимовского монастыря, начало разрушения
Всехсвятская церковь Иверско-Серафимовского монастыря, начало разрушения
В 1893 году на месте разрушенного храма был заложен новый, но городские власти приняли решение строить кафедральный собор в другой части города. Софийский собор перестал быть кафедральным, и лишь гробница архиепископа Софонии, находившаяся возле его стен, напоминала о былом значении храма.

Очередное испытание постигло Софийский собор в декабре 1910 года, когда Верный вновь был разрушен сильным землетрясением.

Но страшнее стихийных катаклизмов оказались социальные потрясения. После октябрьского переворота история Софийского собора, равно как и множества других православных храмов, обрывается. Некоторое время в нем по-прежнему совершались богослужения, но в середине 1920-х годов он был захвачен обновленцами.

Большевики пытались закрыть собор в 1929 и 1931 годах. В 1937 году им это удалось. Здание собора переоборудовали под клуб, затем в нем располагался кинотеатр «Ударник», а позднее кукольный театр. К концу 1980-х годов здание оказалось в аварийном состоянии.

В 1989 году епархия предприняла попытку вернуть Софийский собор Церкви. Вопрос о его возвращении обсуждался и в местной прессе. Но едва об этом заговорили, он был окончательно разрушен.

Все это время в склепах поруганного и разоренного храма находились останки двух Туркестанских святителей – архиепископа Софонии и епископа Никона (Богоявленского). Позже выяснилось, что место упокоения архиереев было вскрыто и частично разорено.

Иверско-Серафимовская обитель в городе Верном была учреждена указом Святейшего Синода от 20 декабря 1908 года. Сначала – как женская община при Всехсвятской церкви близ городского кладбища на Ташкентской аллее.

Руины Софийского собора, 1989 г.
Руины Софийского собора, 1989 г.
Настоятельницей обители стала приехавшая из Ставропольского Иоанно-Мариинского женского монастыря опытная монахиня Нектария.

В 1910 году община, по ходатайству епископа Туркестанского Димитрия (Абашидзе), была обращена в женский общежительный монастырь.

Более 100 насельниц несли здесь свой молитвенный подвиг под чутким руководством монахини Нектарии.

Начиная с 1912 года и до закрытия монастыря после октябрьского переворота здесь проходили грандиозные крестные ходы, в которых участвовало от двух до трех тысяч человек.

С сентября 1918 года обитель существовала на положении коммуны, а весной 1921 года монастырь был закрыт.

Последней из насельниц Иверско-Серафимовского монастыря, доживших до наших дней, была монахиня Магдалина (в миру Феоктиста Савельевна Халина). Прожив многотрудную подвижническую жизнь, матушка Магдалина мирно почила о Господе 24 января 1993 года на 106-м году жизни.

Возрождение святынь

Владыка Мефодий с первыми насельницами монастыря
Владыка Мефодий с первыми насельницами монастыря
Сегодня по всей территории соседнего с Россией суверенного государства строятся и с любовью восстанавливаются порушенные в прошлом православные святыни. По благословению митрополита Астанайского и Алма-Атинского Мефодия, который в мае нынешнего года отметил пятилетие своего пребывания на этой кафедре, церковная жизнь в Казахстане возрождается во всем ее многообразии. Это – дело исторической справедливости, свидетельство преемственности духовных традиций в новых социальных и политических реалиях.

В ноябре 2003 года владыка Мефодий направил Святейшему Патриарху Алексию и Священному Синоду Русской Православной Церкви рапорт: «Изучив обстоятельно на месте мнение духовенства и паствы, считаю весьма полезным возродить монашескую жизнь в этом крае. В собственность Церкви уже выделено 1,8 га земли в самом центре Алма-Аты. Рядом с участком есть фундамент бывшего Софийского храма. Монастырь будет не только местом молитвы и трудов насельников, но и духовной опорой русскоязычного православного народа».

Вскоре пришло решение Патриарха и Синода о возрождении в Алма-Ате Иверско-Серафимовского женского монастыря и Софийского собора.

Но одно дело – принять решение о возрождении святынь, другое –­ приняться за их восстановление. Митрополит Мефодий столкнулся со многими трудностями: и с нехваткой средств, и со сложностью проекта (Алма-Ата – зона повышенной сейсмичности), и с непониманием чиновников городской администрации. Но все эти трудности с Божией помощью остались позади. И 21 марта 2004 года митрополит Мефодий торжественно открыл некогда разрушенную обитель.

А чуть позже, 19 мая, на территории монастыря был освящен фундамент и прошла закладка первого камня восстанавливаемого Софийского собора.

21 ноября 2005 года, в день празднования Собора архистратига Михаила, владыка Мефодий совершил чин освящения надгробного креста над могилами святителей Туркестанской кафедры архиепископа Софония († 1877) и епископа Никона († 1897). Оба архипастыря в свое время были погребены в Софийском кафедральном соборе Верного. 19 мая 2004 года останки святителей были торжественно перезахоронены в нововыстроенном склепе, расположенном неподалеку от фундамента разрушенного собора, территориально принадлежащего ныне Иверско-Серафимовскому монастырю.

В октябре 2005 года над их могилами были установлены подобающие надгробия: две памятные плиты с именами архипастырей, поклонный крест и арка над ним, напоминающая своими очертаниями отверстые царские врата.

Теперь над их могилой будет гореть неугасимая лампада, здесь постоянно совершаются панихиды. Сестры возрождающейся обители молятся святителям о даровании благодатной помощи Божией в деле возрождения святынь Семиречья – Иверско-Серафимовского монастыря и собора во имя Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.

Возрожденный собор – точная копия старого. Единственное его отличие в том, что он теперь не из дерева, а из современных сейсмостойких материалов.

Деньги на строительство нового Софийского собора поступали от сотен людей, готовых просто сделать доброе дело. И это были не только православные христиане.

Протоирей Василий Зализняк, благочинный города Алма-Аты, настоятель Вознесенского кафедрального Собора рассказывал: «Один из тех, кто помогал нам строить, – мусульманин, директор бетонного завода. Он с удовольствием предоставлял нам бетон, причем, совершенно бесплатно».

Как говорится, «с миру по нитке». Кто-то делал скидки на строительные материалы для храма, кто-то вносил скромные пожертвования. Но есть и те, кто делал поистине бесценные подарки. Например, одна из семей Воронежа преподнесла девять колоколов, «отлитых в дар Иверско-Серафимовскому женскому монастырю».

Софийский собор, современный вид возрожденной святыни
Софийский собор, современный вид возрожденной святыни
25 апреля 2006 года колокола были освящены. Их общий вес – более трех тонн. Самый крупный весит 1600 килограммов и является самым большим колоколом в Казахстане.

12 июня 2006 года освящены и установлены купола и кресты.

30 сентября 2007 года окрестности собора огласил праздничный перезвон его колоколов. В этот день владыка Мефодий в сослужении алма-атинского духовенства при большом стечении богомольцев освятил возрожденный собор. Отныне, как и в прежние времена, здесь вновь совершается богослужение, звучит слово Божие.

Продолжается и устроение Иверско-Серафимовского женского монастыря. Возведены два из трех этажей сестринского корпуса, построена водосвятная часовня, решаются возникающие проблемы с оформлением монастырских документов на землепользование, преодолеваются многие другие трудности.

 

Николай Головкин

30 сентября 2008 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×