Послевкусие веры

Как-то особенно радостно общаться со стариками, давно и сознательно верующими. А если их вера прошла испытание воинствующим безбожием, то старичкам этим просто нет цены, хоть сами они это вряд ли осознают. Я как будто сам исповедуюсь тогда и, притихший, ошеломленный, выслушиваю незатейливые монологи о жизни… об Истине. Как они похожи, эти рассказы, своей простотой и вместе с тем своей потрясающей силой…

– Да вот… – повествует старушка 95 годков. – Из донских казаков мы. В станице храм, папа при нем ктитарем был… А я и не знаю, что за ктитарь такой… но он нас каждое воскресенье, каждый праздник в храм водил. Специально одевались по-праздничному… чинно все, по порядку… на крылосе пели. Очень мы папу любили! А потом вдруг в тридцать таком-то году пришли и забрали его… говорят, в белой армии воевал, казачил, значит… А мы ж этого ничего и не знали… детишки то есть… Ох, горюшко горькое!.. Ну и остались: мамка и нас – пятеро детей, я старшая… Потом и мамка померла… а тут война… Так трудно было!..

Тут старушка моя заплакала, сморщилось личико ее, прикрыла она его дряблой ладошкой, а я сижу, окаянный, и думаю: сколько же за этими слезками скупыми стоит, Господи!.. Да как же нам, опустевшим и опустившимся, понять и оценить глубину и величие этой боли!..

– Потом работали все… – продолжает бабулька. – Муж инвалидом вернулся с фронта… разбитый весь, ну и помер в скорости…

– А вы что ж замуж не вышли больше? – спрашиваю.

– Да нет… куда там! – машет рукой. – Не до того было: все работала… деток кормить надо было…

И хоть подобных рассказов, с незначительными вариациями, с каждым годом становится все меньше, но их еще можно услышать. А за ними такое стоит, что и высказать невозможно, но что можно уловить, затаив дыхание, почувствовать, чтобы потом сохранить в памяти как сокровище. Дыхание русской жизни… послевкусие вековой благодатной веры! То послевкусие, которым только и жил русский народ в XX веке и которым пользовались сановитые хамы, зная, что смирение глубоко в душе народной заложено и на много его еще хватит… И это позволяло негодяям приобретать славу великих правителей… Говорят, когда при Ахматовой хвалили Сталина, она отзывалась с горькой иронией: «Да, конечно, он людоед, но нельзя не признать, что он неплохо играет на скрипке!»

Потрясающе, что дух Христов не сумели выветрить в народе, хоть и ломали, мучили, сводили миллионами в землю… А дух не смогли убить! И вот эти бабушки, дедушки – дивные осколки подлинной Руси – именно они, а не исторические труды, монографии и эссе дают реально понять и ощутить силу святой православной веры. Силу, совершающуюся в немощи… в самоотречении… в безыскусной и святой простоте. Только бы нам унаследовать этот дух, приобщиться к нему, умножить! Без него ничего не будет, как бы мы все ни старались…

Несколько лет назад я оказался в Норильске. Страшное это место – страшное и святое! Место мучений и гибели сотен тысяч людей… И о многом эта поездка меня заставила задуматься.

Я летел из Красноярска, смотрел в иллюминатор и видел тайгу… спал, просыпался… снова видел тайгу и ледяной, распластавшийся Енисей со своими притоками. Снова спал, просыпался и видел тундру… и мне не спалось уже, и тянулась эта тундра на сотни километров… Жуткое место: ледяная холмистая степь с редкими низкорослыми деревцами. Даже тайга не так страшна. Человек затерявшийся может выжить в тайге. Тундра – погубит наверняка…

Их так и арестовывали по разнарядке – десятками тысяч. Не за что-то, а потому, что в вечной мерзлоте нашли руду и надо было строить никелевый комбинат. А если рабочим платить – это ж дорого выйдет! Бесовская бухгалтерия… И вот десятки тысяч невинных людей свозили со всех краев необъятной родины в Красноярск, грузили на баржи и сплавляли к Ледовитому океану. По дороге многие умирали, с ними никто не церемонился: валили в овраги – если на берегу, в пересыльном пункте, а если в пути – еще проще: концы в воду и все. Енисей велик, все стерпит…

Оставшихся высаживали в Дудинке и дальше пешком, обессиленных, голодных, гнали по тундре… позже в вечной мерзлоте те же заключенные проложили узкоколейку. Говорят, дорога эта усеяна костями – дорога смерти.

А «на месте» было еще страшнее: вечная мерзлота, щелеватые бараки и изнурительная работа с утра до ночи… И черная, сверкающая на солнце гора – Шмидтиха. Как насмешка… Первый «мученик» революции – лейтенант Шмидт – понимал ли он, за что отдает жизнь… чем грозит России грядущее «освобождение»?!

Случалось, Енисей замерзал раньше срока, и продуктов на зиму не хватало. Тогда составляли списки наугад, навскидку – и возле этой самой горы расстреливали из пулеметов… сотнями. Это не страшные сказки, это свидетельство людей, которые весь этот ужас еще застали… Или еще проще. Возле рудника стояли вагоны, в которых заключенных после работы отправляли в бараки. Только перед отправкой один вагон, набитый людьми, отцепляли, и всю ночь он стоял на морозе минус пятьдесят… Утром зеки, прибывшие на работу, выгружали окоченевшие трупы и дальше отправлялись… трудиться… Страшная и святая гора – Шмидтиха! Еще одна Голгофа, затерянная в бескрайних сибирских просторах.

Я здесь впервые осознал, какая бездна лежит между Россией и Западом. Не бездна непонимания даже, но бездна разности опытов. С одной стороны – томящаяся душевность, а с другой – прозрение, совершенное обнажение духа. И этот сияющий на солнце страшный памятник «душевному» лейтенанту, усыпанный костями… Страшная месть… пустыня, бесконечно далекая от Вагнера, Шумана, Гете и Шиллера с их романтическими страданиями. Просто дыра, за которой единственная возможность бытия – радость о Господе! Радость сораспявшихся и совоскресших! И как же очевидна эта реальность выбора, где «быть или не быть» означает «верить или не верить». И только так! И как далека эта совершенная реальность от европейской рефлексирующей самости…

Россия в XX веке пережила опыт посещения Божиего, опыт бесценный и несопоставимый ни с чем. И если мы сознательно не воспримем дарованное нам, в огне очищенное золото, не сохраним, не умножим его, то грош нам цена как народу, и нечего больше ждать от Бога.

Мы много сейчас говорим о путях возрождения Церкви. Но если далеко не все в организации прежней церковной жизни достойно подражания, то сам дух праведности, веками хранимый в народе, нужно сберечь во что бы то ни стало. Это и есть та самая загадочная «русская душа», которая сложилась в соработничестве множества поколений русских людей с благодатью Святого Духа. Послевкусие веры – это христианская нравственность; не поступки только, а их глубинные мотивы, внутренний строй души, благодаря которому вся жизнь человека становится прикровенной проповедью.

Я исповедую стариков, чудом оставшихся… помнящих… задаю им привычные вопросы о грехах и понимаю, что вопросы эти, уместные для нас, недавних безбожников, просто не попадают в цель… Бабушки и дедушки эти в своем покаянии непрестанном всю жизнь хранили какую-то особенную, потрясающую чистоту. И эта чистота для них так же естественна, как для нынешнего поколения – беспробудная грязь. Послевкусие веры… Господи, дай нам услышать, не забыть, не утратить этот зов непоруганной святости… усвоить его насколько возможно, умножить! И если из камней Ты, Господи, мог воздвигнуть детей Аврааму, то и из нашей чащобы терновой воздвигни Себе виноградник! Чтобы и наши потомки, вкушая плоды минувшей эпохи, чувствовали послевкусие подлинной веры.

Священник Дмитрий Шишкин

24 февраля 2011 г.

Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Комментарии
Виктория15 июля 2015, 20:00
Спасибо батюшка за эту статью. Ваши статьи проникновенные, душевные и очень теплые. Так поразила меня эта фраза: "Несколько лет назад я оказался в Норильске. Страшное это место – страшное и святое! Место мучений и гибели сотен тысяч людей…" До глубины души тронуло. Так спасительно отозвались об этом городе. Как откровение для меня спасибо.
Владимир 6 февраля 2012, 01:00
Читал со слезами, особенно про бабушек. Название достойное-настоящий русский язык! Дай вам Бог здоровья отец Дмитрий.
Ирина19 января 2012, 14:00
Спаси Господи! Плакала... ,вспоминая своих дедулю и бабулю. Многое они рассказывали из своей жизни. Иногда скупые слова складывались в моём сердце. Я выросла с ними. Земной поклон всем нашим дедушкам и бабушкам, прошедших не лёгкую жизнь! Господи, со святыми упокой их, а нас грешных вразуми и научи!
Татьяна29 декабря 2011, 09:00
Спаси, Господи, за то, что высказали наболевшее! Читаю и плачу. Во всем согласна с автором. Нет в живых уже моих бабушек, и дедушек... Как мало они видели от нас тепла, любви, участия, внимания. Если бы вернуться назад... Нужно встречаться со стариками, нужно дарить им свою любовь - добрым словом, взглядом, любой посильной помощью, теплом в любом виде. И как же тогда на душе тепло и радостно! Но, к сожалению, мои подросшие дети (16 и 18 лет) не так чувствительны к прошлому, к войне, к той боли. Им бы выжить сегодня, им бы сохранить себя... А мы - не имеем права забывать, предавать, то уходящее поколение. Жизнь так коротка! Давайте любить друг друга, сегодня, сейчас, любить свою родину, Россию, любить во всех проявлениях. И Господь нам обязательно поможет. Спаси, Господи, нашу Россию!
Надежда30 мая 2011, 00:00
Однажды слышала, как молится мой 90-летний дед. Как ребёнок! И не надо говорить, что дух России утерян навсегда. Это не так.У кого в семьях были такие дедушки и бабушки, там и приняли свою эстафету их внуки и правнуки.
Наталья17 марта 2011, 15:00
Норильске - вообще отдельная тема. Здесь столько намешано! Детство и юность мои прошли в Норильске. Величайшая польза для страны - цветные металлы, добываемые только в Норильске. При нынешних капиталистах такой мощный комбинат никто бы не построил в суровейших условиях в пустой тундре. В 80-90-е годы слышала, что город стоит на костях. Что это значит? Не понимала. Мы просто учились, работали, занимались спортом, ходили в театр, на выставки...Искренне гордились своим любимым городом. Норильчане - в основной массе, участливые к чужой беде и не скупые. А люди, когда-то жившие в лагере и более 20 лет строившие город и комбинат,не могли идти против этой железной машины сталинского режима. (Недалекими, глупыми точно не были. Наоборот, сильные и мужественные.) В 53 г. норильское восстание закончилось беспощадным расстрелом нескольких тысяч людей. Многие известные люди были в этом лагере, в том числе ученые, архитекторы, геологи и т.д., наложившие свой благородный отпечаток на строящийся город. Железная дисциплина до сих пор на предприятиях комбината. Мой начальник, уехавший в Москву, сказал: "Москвичи так работать не умеют". Никогда мы не сможем ни понять, ни оценить прошедшее.
Наталья17 марта 2011, 15:00
И в моей жизни была прабабушка - родом из 19-го века. Ей было под 100 лет. Беспрестанно бубнила молитвы. Потом вздохнет: "Да, жизнь прожить - не полюшко перейти". Кто зайдет в дом: "Проходи, миленькой, садись! Чай будешь?" А уж потом спрашивает: "Ты чьих будешь?"...Много про неё можно говорить - о милости и доброте, о вере пронесенной через годы и глубокой порядочности. Наверное, все, кому за 90, - особенные...
наталия17 марта 2011, 14:00
Хорошая статья и написана хорошо. И все, что написано, правда! Заглавие тоже замечательное. Не согласна с теми, кто полагает, что "гастрономические метафоры" в названии неуместны. Заголовок должен интриговать, в этом его предназначение. А еще хотелось бы выразить поддержку комментатору по имени Александр (от 2011. 02. 24). У европейцев тоже своя духовная пустыня. Как-то не хочется думать о том, что там совсем нет людей совестливых, верующих, непотребителей. Согласна, что опыт России ХХ века важен и для Запада тоже. Спаси, Господи, иерея Дмитрия Шишкина за поднятую тему, за проникновенную, душевную интонацию и за хороший русский язык!
Елена14 марта 2011, 01:00
В четвёртом поколении неверующих (неважно, крещёных или нет) всякое и "послевкусие" кончается: без корней вера невозможна. Послевкусие - не вера, какие не были бы заложены христианские качества в дедах, в правнуках они усыхают, отпадают, без корней перестают быть. Поэтому не к послевкусию призывать надо, а к сознательной вере, к знанию своей веры, а не кичению ею и воспоминаниям о православных предках.
Наталья12 марта 2011, 01:00
Дай Бог здоровья всем иереям и прочим служителям Церкви.
надежда 9 марта 2011, 12:00
Спаси Господи! Хочу поклониться вместе с Вами,батюшка, всем нашим "бабулькам", сохранившим детскую светлую веру! Не хочется никого из читателей обижать, но все-таки! Причем название статьи (такое - эдакое)? Все философствуем, разбираем по косточкам, а есть ли у нас истинная вера, такая, о которой пишет батюшка Димитрий? А НЕ МОДА НА ВЕРУ! ПРОСТИТЕ МЕНЯ!
Дионисий 8 марта 2011, 08:00
Мне посчастливилось видеть таких людей из прошлого - старинные люди. Неужели никто из нас не станет такими же по детски простыми, чистыми... если нет, то жизнь остановится.
Лев 4 марта 2011, 11:00
Однажды в храме со мной стояла и молилась неизвесная мне бабуля, и был слышен шепот ее молитвы - эта молитва была настолько проста, бесхитросна и наполнена таким Благоговением, которого во мне нет ни одной капли, со всем моим многознанием и высокоумием. Дай Бог, Вам здоровья, дорогие наши бабушки!
Надежда 2 марта 2011, 15:00
В детстве, просыпаясь утром, еще темно я тихо лежала и слушала, как, вздыхая, тихо шептала моя бабушка Маша, тяжело опускаясь на колени, молилась, просила, плакала, потом снова молилась о здравии , о упокоениии и так каждый день. Она рано осталась сиротой, рано отдали ее замуж, каталась на санках зимой, а ей сказали, что к ее дяде пришли ее сватать. Как раскулачили ее свекра, дали старый дом, со всех сторон обдуваемый холодным ветром, как она плакала и просила свою мать забрать ее к себе, а эти слова слышал мой отец. Они так затронули его маленькое сердечко, что всю жизнь он со вниманием, любовью относился к своей матери. Как всю войну она молилась о своих мальчиках, они все вернулись. Как в молодости осталось вдовой, но даже в мыслях у нее не было выйти замуж, хотя была хороша собой. Мужественно перенесла смерь своих сыновей уже после войны. Ни кому не была в тягость, тихо жила, тихо умерла 8 января. И теперь ее внучка встает рано, когда еще темно и тихо шепчет, молится, плачет, просит за родственников, за знакомых и не занакомых, за свою любимую бабюлю. Боже! милостив буди нам, грешным.
Надежда 1 марта 2011, 10:00
Прочитав это, во мне проснулось что- то давно спящее, хотя к старым людям всегда относилась и отношусь с уважением.
Людмила28 февраля 2011, 20:00
Спасибо за статью! В память наших бабушек и дедушек, прошедших гонения, неправду, войну, голод и лишения и не потерявшими своего человеческого достоинства, веры и доброты, любви к людям,даже к врагам. Благодаря своей бабушке я поняла, что такое - Русский человек.Прав автор,что между нами и Западом - бездна.И дай Бог,чтобы мы и наши дети поняли это и сохранили хоть частицу этого непобедимого русского духа,это та "закваска", что нас разнит от них.Вдали от России это особенно заметно. Спаси вас Господь.
Александр Вятский28 февраля 2011, 11:00
Поздно. Дух утерян. Это очевидно, тем, кто имеет глаза.
Sergey27 февраля 2011, 12:00
Да ладно перестаньте с вашим "романтическим" западом и с чистой Россией. Существуют чистые люди и у вас и там на Западе. Везде они есть. Если одни люди в стране в течении 70 лет издевались над другими не рисуйте это опытом посещения Божего. Это грех одних людей перед другими да и перед Богом тоже. Горе это большое, поломанные судьбы, и беда. Только на персональном уровне человек может сказать что беды его очистили перед Богом. Не говорите это за все страну.
Оля26 февраля 2011, 23:00
Батюшка спасибо и низкий поклон вам за эту статью ,правильно что вы настояли на этом названии Послевкусие веры. я лично поняла глубину ваших размышений отбростье критику в адрес статьи это всё ньансы , веры нет в людях и даже казалось бы людях верующих ,нет той детской чистоты , прочитав книгу Валаамского старца Иоанна Алексеева тоже поняла много, он там так же упоминал а том что даже в монастырях стало всё по букве , ваша статья очень затронула мою душу и мне хочеться верить что я Верю !!! Вразуми нас всех Господи
Александр26 февраля 2011, 21:00
Очень хорошая и душевная статья, жалко, что автор в некоторых местах, идеализирует дореволюционное прошлое. Не все там было гладко, далеко не все… это конечно отдельный разговор. Но скажите, с чего это вдруг такая кровь и столько жертв, не следствие ли, это бесправной жизни народа?! А о современности, трудно судить сейчас, многое сокрыто от наших глаз…
Татьяна26 февраля 2011, 12:00
Спасибо батюшка, за Ваш труд над нашими душами! Прочитанное не может пройти мимо каждого из нас.
Валерий26 февраля 2011, 11:00
Прочитал статью. Бальзам для души. Особенно после вчерашнего смятения души. Спасибо. Храни Вас Бог!
наталья26 февраля 2011, 09:00
огромное спасибо отец Дмитрий за написанное.
Мария26 февраля 2011, 09:00
Читаю и плачу и огромная благодарность автору за написанное.
Алексей26 февраля 2011, 03:00
В храме, который я посещаю, есть одна бабушка, уже в весьма преклонном возрасте, низкого роста, совсем немногословная, которая, по-видимому, служит там на послушании: убирает после службы и т.п. Лицо у неё всегда светится каким-то радостным светом. Когда я смотрю на неё, на память всегда приходит батюшка Серафим с его словами "Радость моя, Христос воскресе!". И если мне случается быть в каком-то мрачном состоянии духа, когда увижу эту бабушку и её лёгкую улыбку - от сердца отлегает... Спаси, Господи, рабу Твою, еяже имя Ты веси!
Андрей25 февраля 2011, 23:00
Да Сергей тебе точно не понять сейчас этого. Для начала Архипелаг Гулаг прочти или Неугасимую лампаду. Православный ли ты? Бог попустит и не только в Гулаг пойдешь. Извини если обидел.
Сергей25 февраля 2011, 18:00
Я не пережил тех ужасов, которые пережили люди старшего поколения. И мне трудно понять как русские мужики шли, словно овцы на заклание в Норильск, в тундру, на верную смерть,безропотно и покорно, почему они шли, ради чего, подвиг ли это? Я думаю люди были очень сильно запуганы, страх сковал их волю. Мне их очень жалко. Люди западной культуры, как мне кажется, внутренне более свободны, в них меньше рабского, поэтому у них и не было Гулага и Норильска. Хотя может у них все еще впереди, не дай Бог конечно никому.
Вера Михеева25 февраля 2011, 17:00
Я впервые на этом сайте. Господь сподобил увидеть эту статью! Читала и вспоминала своих родных ленинградцев безвыездно проживших в блокадном городе. Бабушка молилась и верила в помощь Господа. И спаслись. Велика сила веры Православной! ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ ВСЕМ ПОГИБШИМ! ДОЛГИХ ЛЕТ ЖИЗНИ ВСЕМ ЖИВУЩИМ! Искренне благодарю Вас, отец Дмитрий, за эту статью
Наталия25 февраля 2011, 17:00
Благословите, отче! Батюшка Димитрий, забыла вам написать, скоро с Афона вернулся мой юный друг Димитър и рассказал нам, что старец Паисий Святогорец (как и др. святогорский старец Порфирий) уже причислены к лику святых Вселенской патриаршией. Так что можем теперь просить: Святые отцы наши Паисий и Порфирий Святогорцы, моли Бога о нас!
иерей Дмитрий25 февраля 2011, 14:00
Спасибо всем за внимание и за отзывы. На некоторые вопросы хочу ответить. "Послевкусие веры", - на этом названии я настаиваю, несмотря на критику. Послевкусие очень точное слово и даже если этимология его гастрономическая, но содержание, как мне кажется, может быть "воцерковлено". Ведь говорим же мы о духовном вкусе, о вкусе веры и это никого не коробит. Наш народ веками хранил православную веру. В веке XX церковная жизнь была разрушена, но осталась нравственность – это «послевкусие веры». И многие крещёные люди, мало что зная о вере, но храня традиционную нравственность, не лишились, я думаю, милости Божьей. Да и сознательно верующие люди, лишенные возможности церковной жизни, исповедововали веру добрым нравом. Сейчас, к сожалению, происходит обратное – информации более чем достаточно, многие сознательно веруют, а нравственное начало, дух христианской жизни в обществе почти утерян. В каком-то смысле нынешнее разрушение нравственности – это «послевкусие неверия» насаждавшегося в XX веке. Второй вопрос: почему я именно Сталина, а не Троцкого называю "людоедом"? Ну, во-первых, это не я называю, а Анна Андреевна Ахматова, а во-вторых именно сознательное согласие и попустительство (а зачастую и личная подпись) "вождя народов" стали причиной гибели миллионов невинных людей.
marija25 февраля 2011, 11:00
Вот реальная жизнь наших мучеников Христов. Тысячи ни в чём неповинных по всему северу. так Сталин руководил страной. Не русский есть не русский. Приняв даже православие, ему было не уютно и он вошел в сговор с демоном. И человеческие жертвы не менее чем на войне. Такая судьба нашей России. И очень скоро всё изменится в России и она СТАНЕТ самой СЧАСТЛИВОЙ страной. Бог не оставит свою мученицу, слишком много она пережила и от своих вождей и от зарубежных. Вымолим свою страну и будем счастливыми ради наших мучеников. Спасибо за статью. И спасибо всем, кто не остаётся равнодушным к судьбе нашей родины. храни всех Господь
Александр Н.25 февраля 2011, 11:00
"С одной стороны – томящаяся душевность, а с другой – прозрение, совершенное обнажение духа". Прозрение у кого? У тех, кто расстреливал или требовал расстрелов на многотысячных митингах? У тех миллионов, кто до 20-го съезда считал Сталина великим "вождем и учителем"? У церковных иерархов, которые ни разу не подняли голос в защиту репрессированных, зато славословили Сталина публично? У миллионов нынешних россиян, для которых Сталин -чуть ли не спаситель Отечества? "Россия в XX веке пережила опыт посещения Божиего". Прежде всего Россия пережила национальный позор, но беда не в этом, а в неистребимом желании даже в позоре находить нечто возвышенное, "душеспасительное". Как раз "западной" рефлексии, т.е., беспощадного анализа и трезвой оценки всегда не хватало русскому человеку.
Людмила25 февраля 2011, 11:00
Храни, Вас Господь! дорогой батюшка! Я Вам так благодарна за эту проповедь. Сейчас ещё, Слава Богу! мы можем встретить в храме светлые смиренные, улыбчивые и бесконечно добрые лики старушек, их очень мало, и я не знаю их по имени, но как я жду встречи со светлыми бабушками, ведь достаточно,просто постоять рядом, даже тогда, когда они, преклоненно, молятся, чувствуешь их силу, настоящую Любовь к Господу, и понимаешь, что моя любовь - потребительская, лицемерная, слепая... Пока ОНИ живы, надо впитать в себя их живительные образы, необходимо обращаться к ним с пожеланиями доброго здоровья и кланяться Им, просить прощения, помогать и, обязательно, внуков своих воспитывать в правде и доброте.
Елена25 февраля 2011, 10:00
Спаси Господи, Отец Дмитрий, прям сижу и плачу....у нс еще были такие бабушки и прабабушки, а кто наших деток наставит.. а мы?-будем ли мы таким ориентиром для них?..Помоги нам Господи хоть как-то противостоять той грязи которая сейчас просто чавкает вокруг как болото- и проглатывает и засасывает быстрее чем ты успеваешь понять....как же страшно..Прабабушка умирала когда- сказала- СПАСАЙТЕСЬ КТО МОЖЕТ..вот так..Решимости нам всем не хватает на борьбу с грехами и дерзновенной молитвы..
Татьяна25 февраля 2011, 09:00
Согласна со Светланой: название статьи и оскорбительно и кощунственно. Простите.
татьяна25 февраля 2011, 07:00
низкий поклон вам за этот рассказ бала у меня бабушка ей бы сечас было 106 лет вот терпеливица и смиринница из очень благочестивой семьи а замуж вышла в 20 годы без благословения и увез дед их кудато за урал и всамый голод 31 бросил беременую и поехала она к родителям оставив 2 детей в приюте за прощением к отцу и пока там родила вернувшись за ними потеряла сына а мою мать привезла а потом где только не искали не нашли и замуж тоже не вышла больше что то только не перенсла была она маленького роста но всю почти жизнь работала с лошадьми и что только не пришлось в колхозе вс е годы пережить и когда еепо бболезни мать перевезла к нам за всю жизнь не слышала ни кода не разу обид или плохого ниокм а под старость и еще испытание вобузу стала своим дочерям и пришлось доживать с сестрой очень яростно веруюшей монахиней в миру и приходилось иногда в строгий пост поткармливать ее тайком пока кресная не узнала и закрыла ее кресна всегда гщворила что это за все грехи и вот ивсю жизнь только улыбка и терпение и ядумаю это еепример больше вразумлял меня в вере простите за многословие. татьяна
Ирина25 февраля 2011, 05:00
согласна со Светланой. Хорошая статья, но неудачное название. Клишированное православное "благоухание веры" и то было бы лучше "послевкусия". "Послевкусие" звучит полным диссонансом и даже как-то коробит. Да и не послевкусие это. У вина есть послевкусие, а у веры нет: либо ты к ней прикасаешься и вовлекаешься в особое измерение Духа Святого, либо нет.
Татиана25 февраля 2011, 01:00
Spasibo za statjju.Moja prababushka,r.B.Natalija zaronila v moju,pionerskuju togda,dushu semena very.Mozhet bytj,tjazhelee gonenij za veru chuzhimi i po rodstvu i po vzgljadam aktivistami-ateistami byli gonenija sobstvennoj semji.Detej,vnukov.Neverie("a nam v shkole skazali,chto Boga net!Kosmonavty letali i nigde tam ne videli Boga")obzyvalo,obizhalo,nasmehalosj,zhalovalosj,spletnichalo. Sejchas stydno.Prosti menja,babushka Natasha.Carstvie tebe Nebesnoe!V truduju minutu zhizni moej ty,vera tvoja prishla mne na pomoshch.Blagodarja tebe,tvoemu,nashemu Bogu ja zhivu,u menja estj semja,deti.Prosti.
Марина25 февраля 2011, 00:00
Статья ко времени. И таким ясным и вдохновенным языком написана. Примите мое уважением и благодарностью, отец Дмитрий.
Герман24 февраля 2011, 23:00
Спасибо за статью. Добрая, написанная с любовью, а значит правдивая. Храни Вас Господь!
Наталия24 февраля 2011, 21:00
Большое спасибо за статью! Очень нужно то, о чем Вы написали! Очень важно! Спаси Христос и сохрани Вас, отец Дмитрий, и ваших подопечных!Низкий поклон...Наталия
р.б.Ольга24 февраля 2011, 17:00
"Я здесь впервые осознал, какая бездна лежит между Россией и Западом. Не бездна непонимания даже, но бездна разности опытов. С одной стороны – томящаяся душевность, а с другой – прозрение, совершенное обнажение духа. И этот сияющий на солнце страшный памятник «душевному» лейтенанту, усыпанный костями… Страшная месть… пустыня, бесконечно далекая от Вагнера, Шумана, Гете и Шиллера с их романтическими страданиями. Просто дыра, за которой единственная возможность бытия – радость о Господе! Радость сораспявшихся и совоскресших! И как же очевидна эта реальность выбора, где «быть или не быть» означает «верить или не верить». И только так! И как далека эта совершенная реальность от европейской рефлексирующей самости…" Как верно, как верно...Это я (хоть мне и 37 лет и ГУЛАГ уже очень далеко), но это я иду в -50,в одном тоненьком пальтишке, а впереди может быть смерть, а рядом винтовка, нацеленная на меня, и я кричу (конечно же молча):"Господи, помоги"... Но я никак не могу быть там, где плаксивые разглагольствования под музыку Вагнера и бесконечные слова о том как бы спасти мир... И поэтому то мы и Запад никогда не будем вместе.Поэтому надрыв русской души (не по национальному призаку"русской", но по своей ментальности)никогда не будет понят западной кисельностью. И поэтому,когда приглашают сходить на концерт классической музыки подзарядиться духовностью или душевностью(так сказать),как же это пахнет суррогатом от истинного духа.
Любовь24 февраля 2011, 16:00
Спасибо!Вечная память пострадавших за ВЕРУ и пострадавших безвинно!А нам живым, дай нам Господи, память и разумение, и покаяние.
Светлана24 февраля 2011, 15:00
Глупыми безбожными детишками мы задавали старенькой бабушке "каверзные" вопросики - "А кто твоего Бога выдумал?". Она так грустно вздыхала и отвечала: "Он сам нас всех выдумал". Прости, Господи. Прости, милая бабушка, раба Божия Ефросинья.
Елена24 февраля 2011, 15:00
Спасибо за единомыслие! Всего несколько недель назад мы чтили память Новомученников земли Российской. И подумалось мне тогда, что если бы не их подиг жизненный и смирение, не смогли бы мы сейчас и Храмы строить, и в Церковь свободно ходить. За их страдание нам Господь такую радость даёт - в вере жить!!! Нам обязательно это помнить всю жизнь надо и детей этой памяти научить!!!
Андрей24 февраля 2011, 15:00
Спаси Господи. Действительно чудесная статья.
Александр24 февраля 2011, 15:00
Отец Дмитрий, почему в качестве примера людоеда Вы приводите Сталина, а не Троцкого? Сталин- это человек, удержавший Россию и народ от полного уничтожения.Троцкий-это человек, для которого народ и Россия дрова для разжигания мировой революции. Странный выбор.
Светлана24 февраля 2011, 14:00
Спасибо за поднятую тему. Очень режет слух название - или автор живет в стерильных условиях и не слышит рекламу, или готов эпатировать публику подобными диссонансами. Если честно, сочетание рядом исповеди, смерти, (вымирания народа) и прочих проблем, поднятых здесь - и гастрономической метафоры "послевкусия" оскорбительно, если не сказать кощунственно.
Алексей24 февраля 2011, 14:00
Спасибо! Алексей.
Наталия24 февраля 2011, 14:00
...Читаю и плачу... Храни Вас Господь, батюшка Димитрий! То, что написала в отклике Марина, я могу подписать своим именем. И у меня была моя баба Лена (Царство ей Небесное!), а у нее свой "Гулаг" и такая же простая, святай Вера!.. Воистину всем нам надо постараться сохранить "послевкусие" той Веры! Дай нам Бог! Низкий Вам поклон за пронзительность и правдивость! Наталия
мнение24 февраля 2011, 14:00
Статья интересная, но просматривается ложное смирение у народа и безграмотность,они добровольно клали свою голову на "плаху" без справедливого сопротивления, а это сродни самоубийству. Злодей со своими слугами радуется.
Марина24 февраля 2011, 13:00
Спаси Господи за чудесную статью! Вспомнила свою бабушку. Прямо про неё написано! Царство ей Небесное. Благодаря ей, Дух Христов возродился во мне и моем сыне, минуя поколение моих родителей. На нас огромная ответственность лежит, сохранить и передать веру своим потомкам. А сделать это можно только своим примером.
Александр24 февраля 2011, 13:00
Спаси Бог! Статья хорошая, но на мой взгляд немного не точно вот в этом месте: "Я здесь впервые осознал, какая бездна лежит между Россией и Западом. Не бездна непонимания даже, но бездна разности опытов. С одной стороны – томящаяся душевность, а с другой – прозрение, совершенное обнажение духа. И этот сияющий на солнце страшный памятник «душевному» лейтенанту, усыпанный костями… Страшная месть… пустыня, бесконечно далекая от Вагнера, Шумана, Гете и Шиллера с их романтическими страданиями. Просто дыра, за которой единственная возможность бытия – радость о Господе! Радость сораспявшихся и совоскресших! И как же очевидна эта реальность выбора, где «быть или не быть» означает «верить или не верить». И только так! И как далека эта совершенная реальность от европейской рефлексирующей самости…" Россия это безусловно часть Европы и в духовном смысле тоже. У нас общие христианские корни. Но соглашусь с автором, что опыт разный особенно в 20 веке. России эти страдания выпали чтобы вернуться к себе самой. Для европейца такая задача не стоит, но проблемы то те же. У нас духовная пустыня стала следствием советского ига, у них - абсолютизации дем. ценностей и потребительства. И встреча тут вполне возможна. Так что опыт России 20 века важен не только для России, но для всего человечества.
Наталия24 февраля 2011, 13:00
Благодарю автора за рассказ о таких простых людях, и о такой непростой жизни.Многая лета тем, кто жив и вечная память тем кого не с нами!
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке