Поговорим о масленице

Борис Кустодиев. Масленица Борис Кустодиев. Масленица

Сейчас повсюду проходят масличные гуляния.

С одной стороны, это праздник наступающей весны, хорошее время, чтобы сходить в гости, встретится с друзьями и родными, повеселиться… Правда, этот праздник приводит порой к гастрономическим излишествам, нередко приобретает элементы языческого разгула, а кому-то дает повод просто хорошенько напиться.

С другой стороны, масленица – это подготовительная неделя к Великому посту, да уже и сами полупостные дни, когда из рациона исключаются мясные продукты, когда в среду и пятницу не совершается Божественная литургия и читается покаянная молитва прп. Ефрема Сирина.

Мы попросили пастырей высказать свое мнение по поводу масленицы, ответить на вопрос: как нужно относится к этому парадоксу, к этой антиномии праздника и предначинания постнического делания? Как христианину правильно провести эти дни?

***

Архимандрит Тихон (Шевкунов), наместник московского Сретенского монастыря:

– Для меня масленица всегда воспринималась как долгожданное и очень радостное время. А то, что люди в эти дни встречаются, устраивают застолья – не вижу в этом особой беды и греха.

Застолье, блины – это ведь тоже неспроста! Смысл масленицы, конечно, не в разгульных гуляниях и бесчинствах. Это – очевидно, и для христианина не требует ни объяснений, ни скучных обличений. Особый смысл масленицы в совсем еще недавние времена, когда не было ни телефонов, ни электронной почты, был в том, чтобы люди в течение недели, предшествующей Прощеному воскресенью и Великому посту, успели съездить и сходить к своим близким и дальним знакомым и родным, попросить друг у друга прощения. А примирившись, испросив прощения, как не сесть за пир? Ведь совсем недавно все слышали в храме евангельское чтение о Закхее, который, покаявшись, от всей души устроил угощение для Спасителя и для своих друзей. Или притчу о блудном сыне, о счастье примирения и прощения: «… приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться» (Лк. 15: 23). Только вместо теленка у нас на мясопустной неделе – блины.

Все это настолько живо, понятно всякому человеку, настолько естественно, что, честно говоря, всегда немного удивляет излишнее морализирование по поводу масленицы в наши дни. Уверен, что для большинства православных христиан вся эта предстоящая неделя, которая будет включать в себя и службы по великопостному чину в среду и в пятницу, и дружеское общение, и прощение обид, и гостеприимные застолья, – все явит особый, неповторимый и радостный праздник предвкушения, подготовки к Великому посту.

Игумен Петр (Еремеев) (ректор Российского православного университета;
настоятель Иоанно-Богословского храма – Патриаршего подворья в Китай-городе):

– Церковное празднование масленицы имеет колоссальный миссионерский и просветительский потенциал.

80 лет воинствующего материализма в нашей стране ударили одномоментно и по православной духовности, и по народной культуре, при всей условности этого разделения. И если во времена дореволюционные мы действительно наблюдали, как отдельные церковные праздники в быту переплетались с порой дикими народными традициями, имевшими связь с языческим прошлым славянских племен, то сейчас об этом говорить не приходится. Безусловно, плохо то, что у наших соотечественников практически стерта историческая память, совершенно утеряна традиция. Но именно это позволяет нам сегодня воцерковить реконструируемые практически на голом месте народные традиции и обычаи, используя огромный культурный потенциал Православия.

Масленица – это замечательная неделя. Каждый христианин должен сам для себя решить, насколько он может участвовать в масленичных увеселениях, насколько они актуальны в данный момент для его духовной жизни. Общение с родственниками и друзьями за праздничным столом никому не повредит: есть возможность встретиться, постараться понять другого, с кем-то примириться, чтобы вступить в пост с чистой душой и чистой совестью. Масленица предоставляет родителям замечательную возможность подарить детям радость праздника. Праздник на улице – это вообще прекрасная возможность выйти из своих квартир, познакомиться, наконец, со своими соседями, ощутить себя членом большой человеческой семьи.

Я убежден, что сейчас мы, священники, должны сделать все для того, чтобы центром празднования масленицы стал храм, соборная площадь. Сегодня во многих городах уже так и происходит. Несколько лет назад меня поразил опыт Биробиджанской епархии, возглавившей подготовку и проведение масленицы в кафедральном городе и справившейся с этой ролью блестяще. Сегодня, по большому счету, кроме Церкви и некому организовать народный праздник так, чтобы он получился не вульгарным, не примитивным.

Если мы этого не сделаем, если Церковь в лице духовенства и активных мирян не начнет заниматься тематикой народных обычаев и традиций, то это сделают какие-нибудь неоязычники или другие проповедники-пустозвоны. Мы живем в эпоху невероятных возможностей и большой ответственности. Сегодня мы можем сделать празднование масленицы действительно христианским или, наоборот, окончательно потерять возможность сделать это.

Иеромонах Макарий (Маркиш) (Иваново-Вознесенская епархия; преподаватель Иваново-Вознесенской духовной семинарии):

– Надо на масленицу посмотреть в более широкой перспективе – и тогда все встает на свои места.

Да, разумеется, колоссальное количество всяких злоупотреблений, глупостей, прямого безумия, нечестия и безверия… Но разве это специфические черты масленицы? Нет, это просто свойства нынешней околоцерковной, псевдоцерковной, суеверной и бессмысленной жизни (впрочем, отнюдь не только нынешней!). Свойства очень скверные. Но ветерок оптимизма несет надежду: чем чаще люди слышат о масленице и связанных с нею предметах, тем в большем числе и с большей вероятностью обратят они внимание и не дальнейшее. Обратив же внимание – задумаются. Задумавшись – поймут или почувствуют нечто. И приступят к делу…

Иеромонах Симеон (Томачинский) (насельник московского Сретенского монастыря, руководитель издательства Сретенского монастыря):

– К сожалению, при всем обилии гражданских и церковных «красных дней календаря» мы часто не умеем ни праздновать, ни веселиться. Это целое искусство, которому стоило бы поучиться. Но, к примеру, человек, который не соблюдает поста, никогда не поймет и не оценит таких событий, как заговенье и разговенье, – не только в гастрономическом смысле, а вообще как состояние души. Ведь именно пост придает связанным с ним праздникам особую цену и неповторимый аромат…

Один известный московский священник как-то сказал, что на масленицу надо съесть столько блинов, чтобы потом уже сам вид блина вызывал отвращение. Это, наверное, что-то вроде «умерщвления плоти», о котором много написано в аскетической литературе.

Но ведь это и хороший повод навестить родственников или друзей, с которыми в суете обычной жизни не удается спокойно посидеть-поговорить. Это и последняя разминка перед великопостным марафоном. Возможность собраться с мыслями, с силами, с духом.

«Покургузка, люли, покургузка» – так оплакивают народные песни краткость масленичных дней, после которых «станет гузко», то бишь грустно. Однако на самом деле здорово, что «не всё коту масленица». Потому что «время всякой вещи под солнцем… время плакать и время смеяться; время сетовать и время плясать» (Еккл. 3, 1–4).

Протоиерей Димитрий Моисеев (кандидат богословия, преподаватель Калужской духовной семинарии):

– На самом деле это не парадокс. Дело в том, что для христианина богослужебная жизнь – это основной элемент подготовки к Великому посту. Соответственно, православный христианин, конечно, должен посещать в эти дни богослужения. Тем более, что они носят особый характер. В то же время, перед Великим постом христианину дается послабление, что касается пищи, то есть утешение на трапезе. При этом масленица – не повод объесться до предела, так, чтобы до Пасхи потом не хотелось. Так все равно не получится. Устав трапезы на масленицу – это утешение для тех, кто молится, посещает богослужения и серьезно готовится к Великому посту.

Сжигание чучела масленицы, залезание на столб – это чисто языческие пережитки. На эти народные гулянья лучше не ходить православному человеку. Они к христианству никакого отношения не имеют.

Другой вопрос, что далеко не каждый способен сразу взять и перейти полностью на христианский образ жизни. И если такой человек собирается Великим постом попоститься, то есть серьезнее обратить внимание на свою душу, то, конечно, можно проявить к нему снисхождение и не ругать за то, что он масленицу празднует.

Опять же, празднование должно быть разумным: не в пьянстве нужно проводить время, не в объедении, а в каких-то достаточно безобидных развлечениях и увеселениях, потому что Великим постом все это будет вообще неприемлемо. Думаю, что по мере духовного роста каждый христианин будет постепенно отказываться от подобных чисто мирских, светских увеселений на масленицу и все более понимать духовный смысл этой подготовительной недели. Все-таки Сырная седмица (масленица) проходит между неделями (воскресеньями) о Страшном суде и воспоминанием Адамова изгнания. То есть два воскресенья, обрамляющие масленицу, говорят нам о достаточно серьезных событиях в истории человечества, не особо располагающих к веселью.

Здесь невозможно подойти с одной меркой к каждому человеку, но вектор движения должен быть понятен. Стремиться нужно к тому, чтобы увеселения занимали все меньше и меньше внимания человека, а богослужения и серьезное отношение к молитве, к посту – все больше и больше.

На Сырной седмице, конечно, можно проводить культурные мероприятия, творческие вечера православного содержания, если речь идет о том, чтобы уйти от грубых развлечений и увеселений и постепенно через душевное прийти к духовному.

Протоиерей Артемий Владимиров Протоиерей Артемий Владимиров
Протоиерей Артемий Владимиров (настоятель московского храма в честь Всех святых б. Алексеевского монастыря, что в Красном Селе):

Масленицей, или Сырной седмицей, называется последняя неделя пред Великим постом. Готовясь к нему, христиане уже не употребляют на масленице мясной пищи, зато вкушают молочное (в том числе, в среду и пятницу).

Многие находят затруднительным совмещение веселых хлебосольных застолий масленицы с пронизывающей церковное богослужение этих дней мыслью о Страшном суде Господнем. Иным видятся в русской традиции печь блины чуть ли не рудименты языческого самосознания. Спешим развеять это мнимое противоречие. Дело в том, что готовиться к встрече с Человеколюбцем Христом нужно, свершая шесть дел евангельского милосердия: жаждущего напоить, голодного накормить, странника ввести в дом, нагого одеть, посетить больного и навестить томящегося в темнице.

Масленица с ее русским гостеприимством и дает нам возможность потрудиться в деятельном милосердии. Общая трапеза имеет свойство смягчать и примирять сердца. А ведь не случайно последнее воскресенье перед Великим постом именуется прощеным! Будем готовиться к нему, взаимно прощая и утешая всех ближних и дальних во славу Божию!

Протоиерей Димитрий Мерцев (председатель жюри Кубанского православного кинофестиваля «Вечевой колокол»):

– Несмотря на то, что в наше время масленица – уже больше этнография, народная традиция, не имеющая языческого ритуального значения, тем не менее к христианству она никого отношения не имеет.

Проводить масленичную (а, вернее, Сырную, или мясопустную) неделю надо в динамике настроя на покаяние, и эта динамика как раз дается церковным уставом. Церковь уже загодя готовит нас к Великому посту евангельскими притчами о мытаре и фарисее, о блудном сыне и, наконец, напоминанием о Страшном суде. И хотя на неделе о мытаре и фарисее мы еще вкушаем скоромное, Церковь нам уже напоминает, что надо настраиваться на такую молитву, как у мытаря, чтобы она была принята Богом. В этом смысле и масленица не исключает умеренного веселья, и в то же время она уже озарена приближением Великого поста. В этот период православным можно, к примеру, провести литературно-музыкальный вечер: почитать стихи христианского содержания, послушать духовные песнопения с настроем на покаяние (допустим, балладу о Кудеяре – о двенадцати разбойниках). Такого рода развлечения перед Великим постом вполне уместны.

Отношение нецерковных людей к этому празднику известно: «Скоро масленицы звонкой закипит веселый пир…». Однако верующим на масленицу недопустимо участвовать во всеобщем разгуле, объедении и пьянстве. Святитель Тихон Задонский говорил: «Стыд лицо мое покрывает, когда говорю о том, как православные христиане празднуют масленицу».

В эту неделю, последнюю перед Великим постом, хорошо бы помнить совет преподобного Сергия Радонежского: «Воздержания держитесь». Начало поста немыслимо без подготовки телесной, которую предлагает нам Православная Церковь. Понедельник 1-й седмицы Великого поста называется Чистым понедельником: чистая совесть, чистая душа – потому что было Прощеное воскресенье. Также надо быть чистым и в телесном составе, если человек – Божий, поэтому должно быть воздержание. По слову святых отцов, Великий пост – это весна духа, ведь когда мы себя ограничиваем телесно, расцветает наш дух. Кто вкусил эту радость Великого поста, тот уже дорожит этими днями, ждет их. Только невоздержанная душа, человек, ублажающий свою плоть, воспринимает пост как нечто тягостное. Когда человек держится церковного устава, проникается духом богослужения, готовит себя ко вступлению в Четыредесятницу, тогда и те ограничения, которые связаны с великопостным периодом, воспринимаются им органично.

Церковь по отношению к своим чадам имеет характер материнский. Это и ласковость, и строгость педагогики, чтобы довести нас до Христа. Церковь всегда во всем дает нам постепенность. В то время, как уже начинается постепенное введение в покаянные образы церковным богослужением («Покаяния отверзи мне двери…», молитва преподобного Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего…»), еще дается возможность подкреплять себя скоромной пищей, и только потом наступает уже Великий пост.

Есть люди, которые имеют навык поста: им легко, они с радостью вступают в Великий пост. А есть те, кто только начинает воцерковляться: им трудно, и Церковь их очень ласково и нежно ведет. Как сказал преподобный Серафим Саровский, «не может человек вступить в подвиг, пока не очистит чувства», поэтому и нам нельзя воспринимать Великий пост как только ограничения, запреты. Это, с одной стороны, аскеза, ограничивающая нашу телесность, а с другой – особый характер богослужения, которое возвышает душу. И одно дополняет другое.

Так действует любящая мать по отношению к чаду: она и приласкает, и пожурит, даст уже видимое какое-то задание и следит за тем, чтобы чадо послушалось. Так же нас ведет и Церковь. Думаю, что та антиномия, которая существует и ярко выражается в масленичные дни, объясняется этим характером.

Священник Алексий Зайцев (клирик Свято-Троицкого храма г. Челябинска, член Союза писателей России, член Международного клуба православных литераторов «Омилия»):

– История празднования масленицы в жизни русского народа насчитывает уже несколько столетий. Говоря о масленице (точнее, Сырной неделе), мы должны помнить: изначально существовали две принципиально разные традиции провождения этого особого времени года, которые условно можно обозначить так: «чисто церковная» и «чисто светская».

Тот, кто следовал церковной традиции, воспринимал последнюю неделю перед Великим постом как самую важную ступень подготовки к нему. Верующие понимали: если провести эти дни в излишних наслаждениях и увеселениях – Великий пост для них будет сорван. В лоне святой Церкви сложилась богослужебная практика подготовки к Сырной неделе в молитве и покаянии.

Мы помним из отечественной истории, что великопостные дни накладывали отпечаток на образ жизни всех граждан государства Российского, включая и тех людей, кто не имел глубокого религиозного чувства и даже вообще не принадлежал к Православию. Поэтому светская традиция видела в масленице те дни, когда можно было выпустить «последние пары», повеселиться вдоволь перед наступлением Великого поста. Именно эта традиция легла в основу масленичных гуляний в дореволюционной России с их кулачными боями (где могли и убить ради потехи), пьянством, чревоугодием и развратом. Церковь и государственная власть пытались противостоять разгульной составляющей предпостных дней, но это не всегда удавалось. С оскудением веры в русском народе масленичные гуляния приобретали все более безнравственный характер и в них стали все явственнее проступать элементы язычества. Если человеку не нужен Великий пост, то и в масленице он будет искать отраду только для плоти.

Стоит отметить, что для каждого христианина масленица – это время, когда следует уладить свои мирские дела, провести необходимые светские встречи для того, чтобы дни Великого поста посвятить исключительно заботе об исцелении своей души. Повторюсь, разумнее решить свои мирские проблемы до начала Великого поста, нежели обращаться к ним в самые первые и важные его дни. Однако я уверен: истинный православный христианин найдет в себе духовные силы и мудрость, чтобы не увлечься чрезмерно мирскими заботами и не лишить себя бесценного для духовного возрастания времени Великого поста.

Священник Павел Гумеров:

– У многих языческих народов переход от зимнего времени к весне, сопровождался определенными религиозными ритуалами и празднованиями. Так было и на Руси. Переход от зимней спячки к весеннему возрождению знаменовался праздником, который назывался комоедица или масленица.

Церковь далеко не всегда полностью упраздняла народные языческие традиции и праздники, понимая, что просто запретительные меры малоэффективны, но часто замещала языческие праздники христианскими и как бы воцерковляла народные обычаи, придавая им совсем иной смысл. Так было и с радоницей, и с обычаем колядования, и с той же масленицей. Церковь приурочила масленицу к Сырной подготовительной недели перед Великим постом, убрав языческий смысл и заменив его новым христианским содержанием.

Для православных Сырная седмица, масленица – неделя плавного перехода к посту. И даже трапеза, уже лишенная мясных снедей, напоминает нам об этом. Она посвящена воспоминанию о Страшном суде. Во вторник этой седмицы за вечерним богослужением в храмах уже читается молитва преподобного Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего…», и, конечно, разгул и пьяное веселье абсолютно не совместимы с тем смыслом, который Церковь вкладывает в эту подготовительную неделю. Мы, разумеется, не отрицаем разумное, умеренное веселье на масленицу. Ходим друг к другу в гости, едим блины и копим силы перед постом.

Но, к сожалению, приходится наблюдать, что не все соблюдают меру, а многие проводят Сырную неделю вполне по-язычески. Я не говорю о тех людях, которые не соблюдают пост – для них не существует и понятия подготовки к посту. Они могут сжечь чучело масленицы, а потом с таким же интересом сходить на пасхальный крестный ход. И то и другое, по их мнению, хорошо. Нет, я имею в виду православных церковных людей, которые подчас не задумываются над тем, что на масленую неделю недопустимо буйное веселье, обжорство и пьянство (все эти «излишества нехорошие» недопустимы, впрочем, и в любые другие дни года). К несчастью, очень свойственна нам эта формула: либо все – либо ничего. И, кстати, не только в современной расцерковленной России, но так было и до революции. Не все знали меру и удержа в масленичной гульбе. Как говорил Достоевский, «широк русский человек, я бы сузил». Можно также вспомнить про еще одного персонажа Федора Михайловича – Митю Карамазова, про которого было сказано, что он мог созерцать как бы две бездны: порока и добродетели.

Святитель Тихон Задонский говорил: «Кто проводит масленицу в бесчинствах, тот становится явным ослушником Церкви и показывает себя недостойным самого имени христианина».

Пост – это школа воздержания и умеренности во всем. Мы должны за время Четыредесятницы и других постов научится подчинять стремления своей плоти духу, контролировать свои желания и хотения, чтобы, освоив эту науку, соблюдать разумную меру и воздержание от греха и в повседневной жизни. А если мы после поста даем себе полную свободу, отпускаем вожжи – разговляемся без меры, а потом также неумеренно заговляемся перед новым постом, значит мы так ничему и не научились за время пощения.

Вспоминается один мой знакомый, который очень усердно постился, почти ничего не ел во время первой и Страстной седмиц Великого поста, зато потом мог после Пасхи уйти в запой. И опять получается, что не мы хозяева наших инстинктов и устремлений, а они подчиняют нас себе.

Дай Бог, чтобы грядущий пост хоть немного научил нас воздержанию и послужил пользе духовной и телесной.

Протоиерей Андрей Ткачев (настоятель храма преподобного Агапита Печерского в Киеве):

– Человек – существо падшее. Если хочется ему вторгнуться, ворваться в мир духовный, то приведут эти «души прекрасные порывы» вначале не к чистой духовности, а к миру подмен и перевертышей, к подделкам под святость, к миру подкрашенной лжи.

Эта мысль проходит красной нитью через все творения святителя Игнатия (Брянчанинова). Ее он завещал, как одно из настоящих сокровищ, векам грядущим с их умножающейся нищетой и множащимися иллюзиями.

Язычество никогда не умирало «до конца». В мире, где плоть и дух противостоят друг другу, где плоть еще не преображена, язычеству тепло и уютно прятаться в той части жизни, где плоть – безраздельная хозяйка. Ни бедность, ни богатство, ни грубость быта, ни тонкости просвещения язычеству не помеха. Человек с двумя высшими образованиями точно так же способен бежать к «бабке» за магической помощью, как и малообразованный крестьянин. Сумеречное, магическое сознание способно все истолковывать и переиначивать под себя, способно добавлять свою ложку дегтя в любое количества меда, уничтожая ценность последнего.

Это, как мне кажется, касается и масленицы. Праздновать ее в смысле проводов зимы и встречи долгожданного весеннего тепла было не зазорно и в годы государственно-атеистической идеологии. Там речь не шла о подготовке к Великому посту и постепенному отказу от скоромной пищи. Смысл евангельских чтений о блудном сыне, о Страшном суде и Адамовом изгнании не разъяснялся гуляющим массам. Вместо этого как «наше», «родное» преподносились горячие блины и водка, особенно вкусные на морозе, сжигание чучела, звуки гармошки, катанье с горок, женский визг, коньки, бубенцы далекой тройки… – одним словом, все то, что вкладывается в понятие «а-ля рюс» и михалковскую стилистику «Сибирского цирюльника». Да оно и ладно.

Есть в жизни место и время для здорового смеха, шутки и вкусной еды. Только называть это надо своими именами, а не «духовным возрождением» или «возвратом традиций».

Тут и язычество не спит, но проявляет дивную резвость в эпоху информационных технологий. Оно всем желающим предлагает свое видение смысла масленицы с символикой увеличивающегося дня, блинами, по форме напоминающими солнце и проч.

Церковь столетия потратила на воцерковление языческого календаря и народной обрядовости. До конца, как уже было сказано, язычество так и не умерло. Оно теперь в любой момент будет готово, украсив голову в зависимости от сезона то русалочьим венком, то скоморошьей шапкой, явиться на народное гулянье и предложить свой вариант понимания мира. Отражение языческих нападок на историческую Церковь теперь будет одним из если и не самых тяжелых, то самых постоянных занятий церковных апологетов.

Так что над масленицей умничать нечего.

Это недельный период времени, когда мясо уже не естся, а на молочную пищу отменяется пост в среду и пятницу. Это время, когда в среду и пятницу службы в храме совершаются по постовому чину, а литургия не служится. Может в прежние времена для тяжко трудящегося крестьянина это и было время редкого веселья, смешанного с буйством, еды и питья от пуза и кулачного мордобоя. Может в этом и заключалась некая народная терапия для полутемной души уставшего человека. Но сейчас иное время и иные задачи.

Перед смертью не надышишься и перед постом не наешься. Современность и без масленицы шумна. Она, современность, полагает смысл жизни в бегстве от действительности и в непрестанной перемене впечатлений.

Для нас же это должно быть время собирания мыслей вокруг предстоящего поста. А сам пост должен восприниматься как время умной войны за личное бессмертие во Христе, как время воздержания в хлебе и обильного питания «всяким глаголом, исходящим из уст Божиих».

28 февраля 2011 г.

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • В четверг — лучшие тематические подборки, истории читателей портала, новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Комментарии
ekaterina14 марта 2016, 20:00
СПАСИ ГОСПОДЬ СВЩ О. ДИМИТРИЯ МОИСЕЕВА ЗА ЕГО СЛОВА О СЫРНОЙ СЕДМИЦЕ. СКОЛЬ ВЗВЕШЕННО И СПОКОЙНО ОПРЕДЕЛИЛ ОН ДЕЛА ЭТОЙ СЕДМИЦЫ. А ТО ПОЛУЧАЕТСЯ, КТО ПЕЧЕТ БЛИНЫ, ТОТ ДОЛЖЕН ПРЫГАТЬ ЧЕРЕЗ КОСТЕР И ПРОЧЕЕ.
Михаил11 марта 2016, 19:00
В язычестве ничего "сакрального" кроме сатанизма нету. Все так или иначе выводит душу на дорогу в бездну ада, и нечего тут миндальничать. Русалки, столбы, блины как символы... Православные это знают, а не верующие, ну что же, - вольному воля, а спасенному Рай.
Лариса Воронина10 марта 2016, 12:00
Светлана Анатольевна 7 марта 2016, 01:00 Мы не в монастыре живем и у человека в сегодняшнее время совсем мало радости // Мало радости? Сегодня мы окружены тем, о чем мечтало человечество на протяжении веков - вещами, которые помогут избавиться от физического труда. У нас масса технических приспособлений, но стали ли мы счастливее? В прежние времена утешением человеку служили еда, сон и развлечения. Судите сами - чего нам не хватает? Проблема в том, что чем доступнее простые радости, тем быстрее к ним привыкаешь. Человеку требуется всё больше изощрений, чтоб себя обрадовать. Вот и тянет людей на что-нибудь эдакое, развесёло-оккультное, где-то опасное, где-то объединяющее в общем безумном порыве... Помешать этому явлению мы не можем, но не пустить в храмы способны ещё.
Лариса Воронина10 марта 2016, 11:00
…«а-ля рюс» и михалковскую стилистику «Сибирского цирюльника»// О, давно хотелось разобрать этот фильм по косточкам! Конечно, в 90-е это был определенный прорыв, когда кинематограф СССР развалили и снимали разную дрянь. Даром, что снимали фильм вместе с "Анной Карениной" с Софи Марсо в главной роли, вышло подешевле. В своё время фильм мне нравился, но вот масленичные гуляния в такой всей из себя царской России очень настораживали. Спасибо, что развеяли сомнения! Да и сюжет сейчас мне кажется странным: офицер и... экскорт-дама. Не понимаю, в чем "доблесть", которой посвящен фильм: в приступе ревности натворить всяких дел? А потом "доблестно" отбыть на каторгу? В таком случае, атеистический советский кинематограф являл нам примеров истинного героизма гораздо больше и не так туманно. Надеюсь, всё-таки, это не та "Россия, которую мы потеряли" и не к этому стремимся вернуться.
Лариса Воронина 9 марта 2016, 17:00
Про блины-то помнят все, а про дальнейшее делание предпочитают поскорей забыть. До Пасхи, конечно. Пока не придёт веселая пора освящать куличи, яички.. колбаску, водочку. Наблюдаю это "делание" не первый год.
Светлана Анатольевна 7 марта 2016, 01:00
Высказывания не всех священников пришлись по сердцу. Языческая традиция укоренилась в народе и Церкви нужно сакральную языческую часть Масленицы переложить на духовно-православную. На мой взгляд, Епископ Тихон Егорьевский и протоиерей Артемий Владимиров своими разъяснениями ближе к людям. Мы не в монастыре живем и у человека в сегодняшнее время совсем мало радости, а Масленица могла бы зарядить всех верующих тем оптимизмом , который пригодился бы в дни ВЕЛИКОГО ПОСТА. В радости человек быстрее оттаивает сердцем и душой и многие смогли бы примириться с обидчиками или самим поросить прощения. Не все в языческих традициях Масленицы прославян было плохое. Это и уважение к природе, и почитание предков, чего в наше время так катастрофически не хватает. А о массовых гуляниях хороший ответ дал преподобный Антоний Великий, с которым случилась такая история: Однажды охотник, стрелявший в пустыне дичь, заметил, как старец беседовал с монахами, и они все дружно и искренне смеялись. Увиденное смутило человека, и он начал обвинять святого в праздности. В ответ на нападки тот попросил охотника взять лук и натягивать тетиву до предела. Лучник возмутился и заявил, что тетива наверняка лопнет, если ее натягивать сверх положенного. На это старец ответил: – Если, собеседуя с братьями, будем напрягать тетиву превыше меры их, они скоро сорвутся. Вот и нужно в кои-то веки явить им немного снисхождения.
Тамара22 февраля 2015, 15:00
Господи!Благодарю тебя Господи за всё, вечная хвала и слава Тебе, Боже! Прости мне все вольные и невольные грехи, совершённые перед Тобой. Я искренне сожалею о своих грехах и прошу Тебя простить меня и очистиь.
Екатерина21 февраля 2015, 21:00
Спасибо вам дорогие Батюшки. надо больше и глубже общаться с молодым поколением и со всеми людьми. так хочется что бы вечное доброе встроилось в души наших людей. Господи помоги...
Олег20 февраля 2015, 09:00
Разрешите от всего сердца поблагодарить всех тех, кто с помощью этого сайта пытается образовать нас и приблизить наши заблудшие души к церкви, к Богу. Подобное просвещение неплохо бы проводить и в храмах. Многое прихожанам непонятно, а читать и понять прочитанное не всякий может. Особо понравились такие слова; Каждый христианин должен сам для себя решить, насколько он может участвовать в масленичных увеселениях, насколько они актуальны в данный момент для его духовной жизни. Безусловно, плохо то, что у наших соотечественников практически стерта историческая память, совершенно утеряна традиция. Но именно это позволяет нам сегодня воцерковить реконструируемые практически на голом месте народные традиции и обычаи, используя огромный культурный потенциал Православия. Ещё раз огромное спасибо всем. Да поможет нам Бог!
Владимир Паданин18 февраля 2015, 14:00
Спасибо батюшки Вам за ваши очерки.Они заставляют о многом задуматься и многое переосмыслить в душе своей.Прости Господи нас грешных:и Вы люди простите меня грешного.раб Божий Владимир.
Nataliy17 февраля 2015, 13:00
Спаси Бог!!! Желаю всем достойно пройти поприще Великого Поста! Благословите!
р б Елена16 февраля 2015, 21:00
Спасибо всем священнослужителям за высказывания До сих пор не знала что праздновать масленицу грех Храни вас Господи за то что вы проводите такой Ликбез А мы грешные начинаем комментировать под наш интерес и под нашу начитанность Господи прости нас грешных
хорошилова ольга16 февраля 2015, 21:00
Большое спасибо всем за познавательные, интересные статьи.
Елена16 февраля 2015, 15:00
Архимандрит Тихон сказал очень просто и понятно. Спасибо ему.
Любовь23 января 2015, 15:00
Священники высказали свое мнение на основе Св.Писания, а не стремились превзойти Св.Тихона Задонского. Вы не в тему со своим комментом вообще, по-моему)
Дмитрий28 февраля 2014, 13:00
Почитайте труды святителя Тихона Задонского где он говорит о масленнице и я думаю что коментарии современных духовных лиц померкнут перед ним.
Владимир25 февраля 2014, 20:00
Ну что, давайте уж так, коли Вы тут комментируете, то уж как Вам называться истино верующими людьми. Ну согласитесь, что это и есть фарисейство. Без осуждения, конечно, но согласитесь, что это правда.... А когда все возможно и позволено, то что и пенять, будет язычество, будет православие с блинами или без.... Но вот уж стало нормой женщинам в храм ходить в брюках, так что уж тут блины!!! Спаси нас Господи! А ни один этого не сказал....
Татьяна24 февраля 2014, 19:00
Не знаю, кто это там веселится, безработные наверное. Лично наша семья работает всю неделю, а в выходные тоже заняты в храме. Ну, поедим блинов, дальше что?
Марина24 февраля 2014, 15:00
Духовный (настоящий) христианин смотрит чтт у него творится в душе, а не на столе! Не нравятся блины, тогда намажте маслом свердловскую булочку. Не в еде суть. Очень грустно читать большинство отзывов. Лагерь разделился надвое: одних понесло налево - тупо по традициям, а других на право - усердно по фарисейски вбивать гвозди! А дорога спасения то пролегает прямо!
Ирина24 февраля 2014, 14:00
Очень добрые и глубокие объяснения. Радостно было их читать. Спасибо.
валерий21 апреля 2013, 15:00
Мир Вам.Почем у Вас нет страха Господнего. Как можно смешивать Божьи праздники и праздники языческие? Это то что наш Бог ненавидит.Бог что изменился?2 и вы не вступайте в союз с жителями земли сей; [богам их не поклоняйтесь, изваяния их разбейте,] жертвенники их разрушьте'. Но вы не послушали гласа Моего. Что вы это сделали? (Суд.2:2)
сергей 18 марта 2013, 18:00
все очень хорошо
гостья12 марта 2013, 22:00
"Котик: Воцерковленные отмечают как следует, мирские имеют лишний повод нажраться, тут все крайне просо" Браво, Котик! Всего 13 слов, а как точно передана картина празднования масленицы. Лучше и не скажешь.
Василий12 марта 2013, 18:00
Лена, в блинах нет ничего плохого. Главное во всем соблюдать меру.
Лена11 марта 2013, 23:00
Уважаемые, но меня очень смущает то, что "масленицу с блинами" устраивают детям в детсадах и даже воскресных школах. И не отмажешься, если только пропустить и вообще не приходить в этот день. И что с этим делать? Мне тоже кажется, что это неправильно, ну не хочу я в этот день есть какие-то дурацкие языческие блины.
Котик11 марта 2013, 18:00
Воцерковленные отмечают как следует, мирские имеют лишний повод нажраться, тут все крайне просо
Елизавета11 марта 2013, 14:00
Спаси Господи, Отец Тихон!!! Как всегда точно и позитивно. :)
Александр11 марта 2013, 09:00
Да Любите Друг Друга.Не осуждайте в НЕПРОСВЯЩЕННОСТИ.НАСТАВЛЯЙТЕ с Любовью.ПРОСТИТЕ.
Красавица Бывшая 9 марта 2013, 16:00
Простите меня, люди добрые!
певчая22 февраля 2012, 13:00
Помоги Господи р.б.Александру и Анастасии!Бедные люди, как жаль. Я буду за вас молиться постом.Сама была в ситуации, когда думала, что погибаю. Знаю, как нужна в такие моменты молитвенная помощь. Люди , помолитесь! Помоги нам всем Господи.
Александр21 февраля 2012, 17:00
Уважаемые друзья, доброе утро, добрый день, добрый вечер! Прочитав многочисленные и разносторонние мнения по поводу недели перед Великим постом хочу пожелать нам всем смирения, уважения и любви друг к другу. Я с большим доверием и уважением отношусь к Алексею Ильичу Осипову (В 1969 г. получил звание доцента, в 1975 г. – профессора, в 1985 г. - степень доктора богословия, в 2004 г. – звание заслуженного профессора). О праздновании под названием "масленица" Алексей Ильич сказал : - это печальное явление, но которое, в конце концов, покорит, я думаю, наш народ, т.е. уже покорило, почти покорило наш народ.
Татьяна21 февраля 2012, 12:00
Согласна с Романом и Николаем Нельзя приобщать языческие праздники к православным! Поэтому и смешано у многих крещёных православных сейчас христианство с русским язычеством. Мои крещёные родственники начитались неоязыческой литературы и вообще считают, что христианство от древней веры славян произошло. И на наши праздники кивают, что одинаковые названия. Я тоже где-то читала, что хотели когда-то "воцерковить" языческие праздники в Руси и совместили их с церковными, только вот эффект-то обратный! (кажется день Ивана Купала и память св. Предтечи Иоанна Крестителя тоже в один день празднуются). И сколько усилий и знаний нужно иметь, чтобы доказать теперь им обратное, особенно при их нежелании глубоко вникать, да и убедили их уже! А языческую Масленицу даже упоминать не нужно, у нас нет такого праздника и такого слова, а есть только Сырная седмица.
Галина21 февраля 2012, 12:00
Спаси, Господи, и помилуй р.б.Александра и р.б.Анастасию, укрепи их, и не остави их погибающа... Александр, не отчаивайтесь, у всех бывают тяжелые моменты, нужно только немножко перетерпеть, Божией Вам помощи и заступничества Пресвятой Богородицы!
людмила21 февраля 2012, 00:00
согласна с Романом."Слово Христово да вселяется в нас обильно...
Марина20 февраля 2012, 22:00
Даже по поводу Масленицы некоторые умудрились заняться морализаторством! Ну при чём тут Масленица и цитаты из Священного Писания? Жизнь не делится на чёрное и белое. Гармония небесной радуги в её многообразии. Честное слово, разочаровали некоторые... Тот, кто напивается и нажирается на Масленицу, он не только на Масленицу - он по жизни такой. Вот вы таких, святые отцы, под ручки белые берите, вовремя, и вразумляйте, опекайте, наставляйте. Только не будьте такими занудными, у людей праздник - Масленица! Знаем, что за ней - Великий пост, вот и радуемся!
Дарья20 февраля 2012, 18:00
Не знаю, как в других городах, но в Москве масленица празднуется довольно широко. Во всех районах устраиваются масленичные народные гуляния с концертами, танцами, блинами. Поэтому для Москвы разъяснения священников, как отделить в этом празднике христианское от языческого, более чем актуальны.
Nikita Dubrovin20 февраля 2012, 11:00
Не осуждая ни одного высказывания из подборки, хочу покритиковать статью на предмет актуальности: вы сравниваете прошлое (царская Россия) с желаемым действительным (как достойно, полезно для души отмечать Сырную седмицу по-христиански). Но современность не очень узнается в описаниях неких "гуляний за окном храма", погловного буйного веселья и прочего... Хотя не спорю, может быть круг людей, в котором я живу далёк от этой традиции, а в ином кругу и вправду существует некий особый нажим на то, чтобы в масленицу особо наестся, нажраться, влететь в копеечку, так сказать. Или может в моём родном Тамбове дела так, а в других городах иначе: масленица как-то отмечается на уровне городских властей, или в силу лучше сохранившимся с давних времён традиций? Иными словами, я вижу дела таким образом: люди со всем пылом напивающиеся и ужирающиеся на масленичную неделю так же редки, как и воцерковленные люди, мирно и осмысленно готовящиеся к великому посту. А вот тепло-хладность, не только непонимания, и незнания - вот этого больше всего. В связи с этим особо мне понравились мысли одного батюшки, что Церковь обязана заполнить ту пустоту, то отсутствие праздника, ожидания преображения, чуда - и деятельно участвовать в организации масленичных гуляний (пример Биробиджана). Желаю всем светлых и добрых дней эту неделю, мир всем!!
Nikita Dubrovin20 февраля 2012, 11:00
Дорогие отцы, спасибо за свежие и добрые мысли. Меня всегда смущает одно, когда читаю про масленицу: дела рисуются так, будто народ (массово) отмечает её. Но ведь не отмечает же, совсем никак! Мне всего 24, может, раньше и отмечали, но я этого не вижу сейчас в принципе. Единственное, что более-менее массово, как могу судить по семьям родственников и друзей - это застолье накануне Великого поста. Добрая традиция попросить друг у друга прощения. Ну а в плане напиться - это уж кто во что горазд, кто к чему склонен, ведь адекватные люди и в масленицу остаются таковыми, независимо от религиозного настроя. То есть я говорю об одном дне масленицы, но ведь не вся неделя неких гуляний, особых увеселений - да ничего подобного нет! - все как были заняты своими делами, так и занимаются в обычном режиме. Ну а условный пьяница также напивается, как и в любой другой день. Бездельник и в другие дни года найдёт как убить время, что ему масленица, да хоть потоп...
Людмила20 февраля 2012, 11:00
Благодарю всех священников за необходимые наставления. Сырная неделя - непростая неделя перед Велики Постом. Очень важно с каким духовным настроем мы вступим в Великие Дни покаяния.
Александр20 февраля 2012, 10:00
Конечно же,жизнь только в ГОСПОДЕ,без него может существовать только хаос,который присутствует как в наших сердцах,в мыслях,в поведение,так и в нашем быту... Наша гордыня не даёт нам испросить прощения даже у близких нам людям за обиды, которые мы им причиняем в течение всей жизни.а они ждут и не перестают за нас переживать и молиться.Пришла масленица,пришло время побороть гордыню,раскрыть наши сердца для принятия Божественной любви к людям,ведь,ГОСПОДЬ-есть любовь и это самое величайшее ЕГО дарование нам.И в эти наступившие дни поспешим испросить прощения у всех,кому когда то мы причинили боль. И спасибо Всем настоятелям и служителям монастырей,храмов,церквей,что они несут этот ОГОНЬ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛЮБВИ и зажигают ЕГО в наших сердцах.Храни их ГОСПОДИ
Маргарита18 февраля 2012, 20:00
Мы все таки не можем без того,что-бы каждый раз не наступать на грабли. Это можно, а это нельзя!Побыть с детьми на празднике-лишить себя сидения дома-разве это плохо?! А веселье-оно разное бывает!Тело веселится, а душа работает!Чем больше у человека возникает вопросов,тем больше работает его душа!!Я за то, чтобы люди, с детками, в этот праздник вышли на улицу, и не боялись рядом стоящих!!!И простите меня-если мои строки вам не понравились! Как чувствую-так и написала.
Николай18 февраля 2012, 15:00
Многоуважаемые Отцы!Еще вчера вы говорили иными голосами,а сегодня по подсказке сверху и в унисон славите очередной заказ светских властей по поводу масленицы.Особенно стыдно за представителей черного духовенства.Нельзя приобщать языческие праздники к православным
Роман17 февраля 2012, 18:00
Одумайтесь, Христиане! Господь четко определил про язычество и ни какие компромиссы не возможны с ним: "Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу, и что в водах ниже земли, не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, за вину отцов наказывающий детей до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои." Второзаконие глава 5. Хотите получить проклятие и проклятие на детей своих - "празднуйте". Господь всегда говорит четко: "да, да или нет, нет", у Бога не компромиссов с сатаной. Поедая блин в этот день - вы по сути едите идоложертвенную пищу - засовываете себе ее сами своими же руками себе в организм. Читайте - Библию в её чистом виде, безо всяких преданий и приукрас. "Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей, но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь!" Псалом 1.
Валерий 3 марта 2011, 10:00
Все-таки есть "духовные лица", для которых почти "все человеческое - чуждо", которые не прочь превратить весь мир в один сплошной монастырский скит. Они забывают, наверное, что все прекратится, но любовь не перестанет никогда! И не человек для пищи и веселия, но пища и веселье (в свое время!) для человека!
наталия 2 марта 2011, 18:00
Я,думаю,перед Великим постом,такая неделя и ее завершение,как масленица,очень хорошо.Спасибо,дорогие отцы церкви за подробные комментарии в этом вопросе.Храни всех Христос!
Георгий Оскорбин 1 марта 2011, 23:00
Лично я отмечал маслиницу в детстве, а сейчас отвык как - то.
Александр 1 марта 2011, 21:00
Прошу вашей сильной сердечной молитвы о Александре и Анастасии....погибаем....не оставьте нас....умоляю
Наталия 1 марта 2011, 13:00
Благодарю всех за высказанное мнение о масленнице... Однако, время хорошее. Хочешь не хочешь, а домашние ждут и блинов, и пирогов. Приходишь с работы усталый, и думаешь,а чем сегодня их порадовать? Надеваешь передник и к плите... Слава Господу за все!
Раба Божия Анна 1 марта 2011, 12:00
О каких развлечениях мы говорим, православные? Лучше подумаем о том, как же нести свой Крест и каков он у нас? Мы живем в последние времена, надо готовиться к ответу за все совершенное нами.
Мария 1 марта 2011, 09:00
Большое спасибо за содержательную статью! Мне многое стало яснее в вопросе, как относиться к Масленице.
Ольга 1 марта 2011, 01:00
Упиваться да объедаться -грех. А почему о сжигании Масленицы никто из батюшек святоотеческих цитат не привел? Есть ли такие цитаты? Чучело ведь просто знаменует зиму, а зима- временную смерть. К тому же это еще и идолище поганое. Может и слава Богу, что народ его сжигает? Гори зима-весна придет!Гори смерть-Пасха грядет!Гори все ветхое,пожигайся огнем! Радостно. На столб народ лезет за сапогами ? И что ж тут дурного?Не в петлю же! Мы тоже постом взбираемся горе ... Лезешь, лезешь ...вшшшик вниз..и снова лезешь.А сапогов то и не достать, ног не обуть! К Ефесянам Гл6.(15).Похоже? Блин солнце напоминает? И что с того? Бог солнце создал, чтоб помнили мы о Солнце Правды и о триединстве Бога. Как там от святых отец? Сам светящийся шар подобен Богу Отцу,и как свет солнечный сходит на землю, так сошел к нам Иисус Христос, как тепло солнечное все животворит,так исходит к нам Дух Святой все животворящий. Есть шар, есть свет, есть тепло, а все триедино - солнце. Так и Бог триедин. Так? Ешь блин, да поминай, киселем запивай. А этнографы...Так они и в церквях православных видят терем ярилы, а Евхаристия для них- отголосок поклонения бахусу...
Пархоменко Владимир 1 марта 2011, 00:00
Спасибо Вам всем!
Елена28 февраля 2011, 21:00
Большое спасибо!Я недавно в интернете и когда зашла на Ваш сайт и нашла ответы на многие вопросы я была потрясена! Все казавшееся сложным и трудным оказалось доступным и понятным! Стоит только соблюдать Закон Божий и изучать Священное писание! Спасибо за статьи о Масленице и о Прощеном Воскресении. Но подскажите, как попросить прощения у человека- мамы,который не хочет видеть и общаться с тобой с детства.Мне 53 года, а я до сих пор ее боюсь , больше ее языка (может быть она в тот момент не понимает ,что говорит) и ничего не могу с этим поделать.Но я же ее люблю!!! Она моя мама!Она меня винит в том,что я похожа на папу всем (они развелись давно). Я молюсь за нее всегда и ничего плохого не желаю! Но это все мне не дает покоя!Помогите пожалуйста!
Татьяна28 февраля 2011, 10:00
Все высказывания помогли мне разобраться,что такое Сырная седмица и как подготовиться к Посту.Огромное спасибо!
Тралков Андрей28 февраля 2011, 07:00
Люблю Россию, люблю маслиничные гуляния, не разделяю Россию и Православие. К человеку, идущему в разгул, малопонимающему значение, истиное значение мясопустной недели, отношусь спокойно и с пониманием. Нет семьи без уродов и человека без греха. А русским свойственно широкий пир и народное гуляние всем вместе. Ведь правда?
Алла28 февраля 2011, 05:00
Отец Тихон, большое Вам спасибо за рассказ о Масленице! Конечно, это сегодня в первую очередь - праздник братского и дружеского общения православных христиан. Не помню, чтобы кто-то напивался, или безобразничал в эти дни. Мы и так видимся сегодня слишком мало, а ведь апостол говорил, чтобы мы общения не забывали! И беседы перед постом введутся на удивление правильные - христианские. И прощения просим у тех, кого в Прощеное Воскресение не увидим в храме. Лучше, чем по телефону. А постом уже не походишь в гости, не посидишь с единоверными друзьями, семьями. Нас в храме тоже священник все пугает грехами Масленицы, которые давно в прошлом. Кажется, непотребное проведение этих дней сегодня и не относится к христианам. К счастью. Никто чучел не жгет, языческих танцев не устраивает, на кулаках на льду не бьется. А если кто-то и развлекается таким образом, то опять же, к христианам это не относится. Такие люди могут и на Пасху невесть что устраивать.
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке