Кто такие святые

Загрузить увеличенное изображение. 600 x 666 px. Размер файла 197334 b.
 Собор сербских святых. Новая Грачаница.Требинье. Фото: иером.Игнатий (Шестаков)
Собор сербских святых. Новая Грачаница.Требинье. Фото: иером.Игнатий (Шестаков)
Кто такие святые? Наверное, вы удивитесь, услышав, что святые были такие же люди, как и каждый из нас. Они испытывали те же чувства, что и мы, их души посещали как радость, так и разочарование, не только надежда, но и отчаяние, как вдохновение, так и угасание. Более того, святые испытывали точно такие же искушения, что и каждый из нас, а льстивые соблазны, словно сладкозвучные сирены, манили каждого из них своей пленительной, гипнотической силой. Что же подвигло их к тому удивительному, что исполняет душу неизреченным светом, и что мы называем святостью?

В начале IV века в Сирии жил некий юноша Ефрем. Его родители были бедные, однако искренно верили в Бога. А Ефрем страдал раздражительностью, мог из-за пустяков вступать в ссоры, предавался худым замыслам, и главное, сомневался в том, что о людях заботится Бог. Однажды Ефрем запаздывал домой и остался ночевать возле стада овец с пастухом. Ночью волки напали на стадо. А утром Ефрема обвинили, что он подвел к стаду воров. Его посадили в темницу, куда заключили еще двоих: одного обвиняли в прелюбодеянии, а другого – в убийстве, причем также безвинно. Ефрем много размышлял над этим. На восьмой день он услышал во сне голос: «Будь благочестив, и уразумеешь Промысл Божий. Перебери в мыслях, о чем ты думал, и что делал, и по себе дознаешь, что эти люди страждут не несправедливо». Ефрем вспомнил, как некогда со злым умыслом он выгнал из загона чужую корову, и она погибла. Заключенные с ним поделились, что один участвовал в обвинении женщины, оклеветанной в прелюбодеянии, а другой видел тонувшего в реке человека и не помог. В душе Ефрема наступило прозрение: оказывается, в нашей жизни ничто не совершается просто так, за каждый поступок человек несет ответственность перед Богом, – и с этой поры Ефрем решил изменить свою жизнь. Все трое вскоре были отпущены на свободу. А Ефрем во сне вновь услышал голос: «Возвратись в место свое и покайся в неправде, убедившись, что есть Око, над всем надзирающее». Отныне Ефрем был крайне внимателен к собственной жизни, он много молился Богу и достиг святости (в нашем календаре упоминается как преподобный Ефрем Сирин, память – 28 января по юлианскому календарю).

Итак, святые потому и стали святы, что, во-первых, увидели свою неправедность, удаленность от Бога (не надо думать, что каждый угодник Божий был изначально святым). А во-вторых, они глубоко ощутили, что никакое добро невозможно совершить без Бога. К Нему они обратились всей душой. Им пришлось много бороться со злом, и прежде всего в самих себе. В этом – их отличие от обыкновенных героических личностей. Земные герои пытаются изменить мир путем внешней борьбы за справедливость. А святые влияют на мир путем внутреннего его преображения, и начинают это преображение с самих себя. Если Петр I, хотя и был волевым человеком, сокрушался: «Усмирил стрельцов, осилил Софью, победил Карла, а себя превозмочь не могу», то святые сумели победить себя. Потому что они полагались на Бога. А кто может быть сильнее Бога? Его благодать искореняла в их душах все темное, а затем просветила их ум и сердце к видению удивительных тайн.

Святых мы называем подвижниками, потому что святость есть путь непрестанного духовного восхождения, а это сопряжено с тяжелым внутренним подвигом, с преодолением в себе всего порочного и низменного. Есть древнее сказание о том, как однажды философ Сократ, идя с учениками по улицам Афин, встретил гетеру, которая надменно сказала: «Сократ, ты слывешь мудрецом и пользуешься у учеников уважением, а хочешь, я скажу одно слово, и все они тут же побегут за мною?» Сократ ответил: «В этом нет ничего удивительного. Ты зовешь их вниз, а для этого не нужно никаких усилий. Я же призываю их к возвышенному, а это требует большого труда». Святость и есть непрестанное восхождение, при котором естественно требуются усилия. Святость – кропотливый труд, созидание в себе образа Божия, подобно тому как ваятель высекает из бездушного камня удивительный шедевр, способный пробуждать души окружающих.

На иконах святых мы видим нимб. Это символическое изображение благодати Божией, просветившей лик святого человека. Благодать есть спасительная сила Божия, которая созидает в людях духовную жизнь, внутренне укрепляет и очищает от всего греховного и скверного. Само слово «благодать» означает «благой, добрый дар», потому что Бог подает только доброе. И если грехи опустошают душу, несут с собой холод смерти, то Божия благодать согревает душу человека духовным теплом, поэтому стяжание ее насыщает и радует сердце. Именно стяжание благодати Божией возводит христианина к вечности, благодать приносит с собой искомое сердцем каждого человека счастье и подлинную радость и свет души. Таким неизреченным светом сияло лицо пророка Моисея, когда он спустился с Синайской горы, приняв от Бога Десять заповедей. Так Сам Спаситель, преобразившись на Фаворе перед тремя апостолами, явил Свою Божественную славу: «И просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (Мф. 17: 2). К этому небесному, Божественному свету приобщился и каждый святой, так что общение со святыми доставляло приходившим к ним людям духовное тепло, разрешало их скорби, сомнения и жизненные трудности.

Святые – это те, кто увидели замысел Божий о себе, и воплотили этот замысел в собственной жизни. И можно сказать, что святые – это люди, которые откликнулись любовью на любовь. Они откликнулись на безграничную любовь Божию, обращенную ко всякому человеку, и явили любовь к Нему в своей верности. Они явили верность Богу во всем и, прежде всего, в тайниках собственного сердца. Их души стали близки к Богу, ибо святые искореняли в себе всё греховное даже на уровне мыслей и чувств. Поэтому святость – не награда за хорошие поступки, а приобщение личности к благодати Божией. Чтобы принять от Бога дар благодати, необходимо исполнять Его заповеди, а для этого преодолевать то, что внутри каждого из нас противится Богу, то есть грех.

Преподобный Антоний Великий однажды сказал: «Бог благ и только благое творит, пребывая всегда одинаковым, а мы, когда бываем добры, то вступаем в общение с Богом, – по сходству с Ним, а когда становимся злыми, отделяемся от Него по несходству с Ним. Живя добродетельно – мы бываем Божиими, а делаясь злыми, – становимся отверженными от Него». Святые достигли близости к Богу и благодаря этому стали подобны Богу. Так что вопросы жизни, часто приводящие нас в тупик, для святых становятся ясными благодаря благодатному Свету, Которому они приобщились. Именно поэтому у известного писателя Николая Васильевича Гоголя настольной книгой была «Лествица» преподобного Иоанна Синайского – к этой книге Гоголь часто обращался за разъяснением вопросов собственной души. Многие знаменитые лица XIX века, пытаясь найти ответ на духовные вопросы, обращались к преподобным старцам Оптиной пустыни. Образованнейшие люди шли за советом к святителю Игнатию Брянчанинову, святителю Феофану Затворнику и праведному Иоанну Кронштадтскому. А американский психолог Вильям Джемс, прочитав «Слова подвижнические» преподобного Исаака Сирина, воскликнул: «Да это же величайший психолог мира». Так представители светской культуры удивлялись глубине рассуждений святых людей. Конечно, среди лиц, не достигших святости, тоже встречаются мудрость и опытность, но все это остается всецело земным умением, тогда как мудрость и опыт святых не только разрешают глубинные проблемы жизни земной, но и открывают нам путь от земного к небесному.

Подобно тому, как орел высоко парит над землей, но при этом видит самые мельчайшие предметы на земле, так и святые, возвысившись над всем земным, достигнув Небесного Царства, видят всё происходящее на земле и слышат молитву искренно молящегося им человека. В истории известно множество случаев, когда святые приходили на помощь еще живущим на земле людям, оказавшимся в беде. Когда наш современник, известный путешественник Федор Конюхов отправлялся в свое первое, тяжелое плавание, то на его проводы пришел владыка Павел, епископ Австралийский и Новозеландский. Епископ завещал, если будет тяжело, просить о помощи Господа Иисуса Христа, святых Николая Чудотворца и Пантелеимона Целителя: «Они тебе помогут». Во время путешествия Федор чувствовал, что ему действительно кто-то помогает. Однажды, – на яхте не было автопилота, – Федор вышел настраивать паруса и обратился к святителю Николаю с такой простой фразой: «Николай, держи яхту». Пока настраивал паруса, яхта пошла на переворот, и Федор закричал: «Николай, держи!», а сам подумал: всё, перевернется. И вдруг яхта стала как нужно, пошла так ровно, как никогда, даже когда сам Федор стоял за штурвалом. Это было возле Антарктиды, где металлический штурвал обычно становился таким холодным, что приходилось надевать перчатки. А в тот момент, после молитвенного обращения к святителю Николаю и неожиданного выравнивания яхты, когда Федор Конюхов подошел к штурвалу, он оказался необыкновенно теплым.

Итак, святость – не декларация своей высокой нравственности, а сияние чистого сердца, стяжавшего Божию благодать. И святые – это люди, приобщившиеся небесной благодати, которая просвещает душу. От Бога они приняли дар помогать еще живущим на земле. А молитва к святым способна помочь даже в самой, по земным меркам, безысходной ситуации.

Валерий Духанин,
кандидат богословия

28 февраля 2011 г.

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Комментарии
Наталия29 сентября 2016, 14:00
Очень благодарна за статью.Спаси Господи!
Максим Борисов15 апреля 2016, 07:00
статья очень вдохновляет, спасибо вам большое.
Тамара 5 декабря 2015, 22:00
Тамара Спасибо, очень интересно. Буду молиться святому Ефрему Сирину, что-бы помог мне избавиться от раздражительности.
кристина 4 декабря 2015, 14:00
Бог любит всех!!!
Наталия14 ноября 2015, 01:00
Голословная статья. Ни одной ссылки на Библию. Вот ссылки на места Писания, касающиеся этой темы: (Исх.22:31), (Вт.26:19; 28:9; 33:2,3,8), (1Цар.2:9), (Иов.5:1), (Пс.15:3; 29:5; 33:10; 36:28; 49:5; 51:11; 78:2; 88:6,8,20; 96:10; 115:6; 131:9,16; 144:10; 148:14; 149:1,5,9), (Пр.2:8; 30:3), (Ис.4:3; 62:12), (Дан.7:18,21,25; 8:24), (Ос 11:12), (Зах.14:5). В Новом Завете о святых говорится еще больше: (Мф. 27:52), (Мр.6:20), (Лук.1:70), (Деян.3:21; 9:13,32,41; 26:10), (1Пет. 2:9; 3:5), (2Пет.1:21; 3:2), (Иуд.3,14), (Рим.1:7; 8:27; 12:13; 15:25,26,31; 16:2,15), (1Кор.1:2; 6:1,2; 7:14,34; 14:33; 16:1,15,20), (2Кор.1:1; 8:4; 9:1,12; 13:12), (Еф.1:1,15,18; 2:19; 3:8,18; 4:12; 5:3; 6:18), (Фил.1:1; 4:21,22), (Кол.1:2,4,12,22,26; 3:12), (1Фес. 2:10; 3:13; 5:27), (2Фес.1:10), (1Тим.5:10), (Тит.2:3), (Филим.5,7), (Евр.3:1; 6:10; 13:24), (Отк.5:8; 8:3; 11:18; 13:7,10; 15:3; 16:6; 17:6; 18:20,24; 19:8; 20:8; 22:6,11).В Библии так же есть немало Божьих призывов к святости, к примеру, таких, как: "...будьте святы, потому что Я свят...". Так же немало таких призывов и со стороны Апостолов Христовых. Вот ссылки нескольких мест Св.Писания относительно этой темы из Ветхого Завета: (Исх.19:6), (Лев.11:44,45;19:2; 20:7,26; 21:6), (Чис.15:40). И из Нового Завета: (1Пет.1:15,16), (Рим.6:19,22; 12:1), (Еф.4:24), (1Фес.4:4,7), (1Тим.2:15), (Евр.12:10,14), (Отк.22:11).
Евгения12 июля 2013, 18:00
Светлая и интересная статья. После ее прочтения на душе стало легко и радостно! Благодарю.
Любовь10 апреля 2013, 23:00
Спаси Бог! Замечательная статья!
Михаил 9 ноября 2012, 17:00
я Православный Христианин для христиан евангельских, к примеру возьмем Правила Дорожного Движения - в экзаменационных картах обозначены основные ситуации на дороге, это же не значит, что других не может быть... простите меня великодушно.
Ксения30 мая 2012, 10:00
Спасибо за статью! Дай Вам Бог здоровья
Марианна20 ноября 2011, 17:00
Спасибо большое за статью!
Александр23 июля 2011, 15:00
Сразу уточню - я евангельский христианин. Для меня авторитетно только Слово Божье изложенное в библии. В этой статье нет цитат из библии подтверждающих её. По нашему мнению святые - это все крестившиеся осознанно люди,верящие в Иисуса Христа,как в своего личного спасителя.Подобные утверждения имеются в библии.(1Пет.1:16 ;Еф.1:4 ; Еф.1:1-2)Такие святые святы не своей святостью,а святостью Бога, который даёт нам её по вере и благодати. Благодать даётся не по заслугам. Мы,по вере нашей, передаём себя жениху(Иисусу),который принимает нас и воспитывает в святости духом святым. В библии сказано: делами не спасается ни одна плоть.
Вадим 4 июня 2011, 00:00
Спаси Господи! Ибо молитва к тебе спасает от всякой безысходной ситуации, Дело Святых нести свет Христов доколи они живы на земле.
ИВАН13 марта 2011, 19:00
СПАСИБО ЗА ПОСВЕТЛЕНИЕ.
Леван 3 марта 2011, 02:00
Спаси Господи за познавательную статью!
Ольга 1 марта 2011, 14:00
Спаси Господи!
Александр 1 марта 2011, 11:00
Святые угодники Божии помогают нам
Юрий 1 марта 2011, 10:00
Благодарю за статью,дай Бог нам здоровья!
Галина 1 марта 2011, 09:00
Спаси вас Господи! Всё о чем изложено в этой статье-истина. Святые помошники наши нам помогают.
Сергей 1 марта 2011, 00:00
спасибо!
Дмитрий Бор.28 февраля 2011, 23:00
Святые это не просто люди, а люди идущие за Христом. А Бог любит верных Ему и через них Он действует Сам. И все они говорят об одном и том же разными словами и говорят о своём опыте идущих Путём Спасения показанного нам всем Христом... http://d-m-bor.livejournal.com/2958.html
Олег28 февраля 2011, 17:00
Из Италии поклон вам! Спаси вас Господи!
Ольга28 февраля 2011, 16:00
Спаси Вас Бог! Очень интересная и познавательная статья!
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке