О Великом каноне святителя Андрея Критского

Святитель Андрей Критский оставил глубокий след в православном предании и как великий святой, и как богослов, и как замечательный песнописец и гимнограф.

О нем известно сравнительно немного. Родился он около 660 года. Происходил из Палестины. В молодости отрекся от мира и ушел в лавру святого Саввы. Затем оказался в Константинополе, где исполнял должность орфанотрофа, то есть надзирателя за сиротскими домами. На этой должности он прославился своей деятельной благотворительностью и милосердием. Около 712 года он стал епископом Крита. Житие сообщает, что именно благодаря его молитве остров Крит был спасен от арабского нашествия. Отошел святитель ко Господу около 740 года. Память святителя Андрея Критского совершается 4 июля.

Его перу принадлежит ряд проповедей на Господские и Богородичные праздники и на другие случаи. Для своего времени он явился выдающимся и красноречивым проповедником. Но наибольшую известность он стяжал как гимнограф – творец стихир и канонов. Вопреки мнению М. Скабаллановича, не он первый стал писать полные каноны, (есть более ранние каноны VI–VII веков, дошедшие до нас в переводе на грузинский язык в сборнике «Иадгари»), однако он является первым известным автором полных канонов, дошедших до нас на греческом языке.

Он начал свою гимнографическую деятельность с трипеснцев, которые он составил на все дни Страстной седмицы, кроме субботы; раньше они пелись на утрени от понедельника до пятницы, потом к ним присоединились трипеснцы, составленные святителем Космой Маиумским, а потом произведения Космы вытеснили трипеснцы святителя Андрея на повечерие. Святитель Андрей написал полные каноны, до сих пор используемые в богослужении: Великий, на Лазареву субботу, неделю жен-мироносиц, преполовение Пятидесятницы, Рождество Богородицы. Им созданы также ныне не употребляемые каноны на неделю ваий, на Пасху, Богоявление, Сретение, Воздвижение, мученику Трофиму (23 июля), мученикам Маккавеям (1 августа). Особенность всех упомянутых канонов – наличие второй песни канона, основанной на скорбной и грозной песни Моисея из Второзакония (гл. 32), большое количество тропарей, а в конце Троичен (тропарь, посвященный Святой Троице) и Богородичен (тропарь Пресвятой Богородице).

Для святителя Андрея характерен особый стилистический почерк, особая система образов, нередко уходящих в раннехристианскую палестинскую архаику, например образ ребр Христовых как чаши (Великий канон, песнь 4); его стиль, сжатый, строгий и учительный, его простой язык узнаются сразу.

Святитель Андрей Критский наиболее известен своим Великим, или Покаянным, каноном. Существует мнение, что первоначально это был лишь ряд тропарей без ирмосов и без Богородичнов и лишь позднее Иосиф Песнописец оформил его. Современные знания о палестинской гимнографии показывают, что эта точка зрения неверна. Великий канон изначально целостное произведение, поздними являются только тропари, посвященные самому Андрею Критскому и Марии Египетской (хотя, судя по житию, написанному святителем Софронием Иерусалимским, ее память могла праздноваться достаточно рано), все остальное принадлежит святому Андрею. Самая ранняя рукопись, в которой засвидетельствован Великий канон (с несколько иным порядком тропарей и более кратким их составом), – исследованная нами Студийская Триодь середины – второй половины IX века, Р.A.И.К. 109, хранящаяся в Библиотеке Академии Наук в Санкт-Петербурге. В этой рукописи канон присутствует на своем первоначальном месте в богослужении Великого поста – на утрени четверга 5-й седмицы Великого поста (так называемее Стояние Марии Египетской). Лишь позднее он появляется еще и на повечерии первых четырех дней 1-й седмицы.

Канон представляет собой пронзающий душу сердечный плач праведника о грехах. Самое начало: «Откуду начну плакати окаянного моего жития деяний? кое ли положу начало… нынешнему рыданию» (песнь 1), – настраивает душу на скорбь и покаяние, к «уязвлению сердца».

Творец канона оплакивает не только себя, но и все согрешившее человечество. Он припоминает все прегрешения, все грехопадения – от Адама до Нового Завета; ветхозаветные примеры в каноне составляют его большую часть – восемь песен. Святитель Андрей не просто вспоминает о грехе праотцев, он их переживает как будто собственные: «Первозданнаго Адама преступлением поревновав, познах себе обнаженна от Бога…» (песнь 1).

Преступления праотцев становятся прообразами страстей, мучающих человека: «Вместо Евы чувственныя мысленная ми бысть Ева, во плоти страстный помысл» (песнь 1). Или другой пример: «Кому уподобилася еси, многогрешная душе? токмо первому Каину и Ламеху оному, каменовавшая тело злодействы и убившая ум безсловесными стремленьми» (песнь 2: «Видите, видите»). Здесь святой Андрей следует святому Максиму Исповеднику, для которого Каин – «приобретение, закон плоти», восстающий на Авеля, то есть на ум, сообразно символическому толкованию, и убивающий его. Вот что пишет преподобный Максим в «Амбигвах» (вопрос 49): «И если бы блаженный Авель соблюл это и не вышел вместе с Каином на поле, то есть не вышел до достижения бесстрастия на равнину естественного созерцания, то Каин, сущий и именуемый законом плоти, не восстал бы и не убил бы его».

Если святитель Андрей вспоминает в каноне примеры ветхозаветной и новозаветной праведности, то, прежде всего, для того, чтобы укорить свою душу за леность и за греховность и призвать ее к подражанию, например: «Иосифа праведнаго и целомудреннаго ума подражай, окаянная и неискусная душе, и не оскверняйся безсловесными стремленьми, присно беззаконнующи» (песнь 5).

Канон представляет собой широкую историческую панораму, в которой начертается история человеческого греха и человеческой праведности, отвержения Бога и Его принятия. Содержание канона глубоко христоцентрично, в каждой песни встречаются проникновенные обращения ко Христу, например: «Да будет ми купель кровь из ребр Твоих, купно и питие, источившее воду оставления, да обоюду очищаюся, помазуяся и пия, яко помазание и питие, Слове, животочная Твоя словеса» (песнь 4). Единственный путь очищения для святителя Андрея – во Христе, через трезвение, подвиг, через деяние – к видению Божества.

Великий канон святителя Андрея, безусловно, основывается на мощном святоотеческом фундаменте, в нем прочитываются цитаты из святителя Мелитона Сардского, святого Ефрема Сирина, святителей Григория Богослова и Григория Нисского, святого Максима Исповедника. И заслуга святителя Андрея Критского в том, что он смог синтезировать их опыт и запечатлеть его в каноне.

Иногда в околоцерковных кругах можно услышать мнение, что якобы святитель Андрей Критский пережил сам все те грехопадения, о которых он пишет в каноне, иначе он не смог бы о них повествовать с такой силой и убедительностью. Мало что может быть смешней и кощунственней такого суждения! Святой потому и святой, что чувствует себя величайшим грешником, не будучи таковым на деле; посещения Божественной благодати делают самые малые пятна на его совести ужасными и отвратительными для него, и самые малые свои проступки он оплакивает как великие грехопадения. А приведенное выше околоцерковное мнение – это своеобразное отражение пошленькой житейской псевдо-мудрости: «Надо все испытать самому, чтобы понять». Отнюдь не обязательно…

То, что нам дано в Покаянном каноне святителя Андрея Критского, является библейским, церковным, подлинно вселенским опытом покаяния, уязвления сердца, мучительного совлечения с себя ветхого, мертвого человека и облечения в нового Адама, во Христа Иисуса, Господа нашего, Которому слава во веки.

Диакон Владимир Василик

7 марта 2011 г.

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • В четверг — лучшие тематические подборки, истории читателей портала, новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Комментарии
Валентина15 марта 2016, 14:00
Спасибо!!!
Дарья14 марта 2016, 21:00
Спасибо!
Людмила Куманейкина25 марта 2015, 20:00
СПАСИБО!
р17 июля 2014, 10:00
Святитель Андрей Критский, помолись милостивому Богу о мне грешной и недостойной: о моем здравии душевном и телесном, о хорошей работе, о счастье и здоровье моих детей, о моей внучке, чтобы росла умной, здоровой и счастливой, о спокойствии моего бывшего мужа, и не разлучай, пожалуйста, меня с любимым чловеком. Во Имя Отца и Сына и Святого Духа! Аминь!
Валерий16 июля 2014, 19:00
Спаси Господи! Молим Тя, Господи, дай силы пастырям нашим, вразумляти нас грешных и творити волю Твою. Нет более "лечебницы", чем храм православный и ведь только у священноначалия, и у монашествующих, вопль ко Господу о спасении душ наших.
римма15 июля 2014, 15:00
Святой Андрей Критский, помолись Господу Богу о мне грешной и недостойной р.б. Во Имя Отца и Сына и Святого Духа! Аминь!
Виктор17 июля 2013, 14:00
Господи помилуй!Прочитав о Андрее Критском и его канонах действительно вспоминаешь свою жизнь и грехи свои!Только Слово Божье ,вера ,терпение и любовь к ближнему спасут и защитят нас!И надо к этому срочно приходить и молиться за спасение душ наших и ближних наших!да,как сказано в 50 псалме "Помилуй меня Боже по великой милости Твоей и по множеству щедрот Твоих очисти беззакония мои..."Спаси Господи люди Твои и прости грехи мои вольные невольные.Слава и благодарность силе Господ
Оксана19 марта 2013, 00:00
Спаси и сохрани нас. Хотелось бы, что бы побольше людей читали такие произведение.Многих проблем можно было бы избежать.
Ольга 1 марта 2012, 20:00
скажите, пожалуйста, есть ли объяснение почему Канон делят на 4 части и читают именно 4 дня? как сложилась такая традиция?
Александр29 февраля 2012, 00:00
о. Владимир Василик настоящий специалист! Сколько цитат и ссылок в его статье! Побольше бы нам таких.
владимир27 февраля 2012, 23:00
в самое трепетное место грешной души человечьей
зоя25 февраля 2012, 10:00
Хотела напечатать весь канон св. андрея Критского, но его не нашла о чём очень сожалею.
Сергей 5 апреля 2011, 12:00
Очень глубокое и проникновенное произведение. Это лучшее начало для Великого поста.
Андрей11 марта 2011, 03:00
Великий Канон - невероятно Боговдохновенное произведение, а комментарии еще раз показывают явность веяния и дарования Богом людям врачующего души и облегчающего сердца покаянного чувства... Господи, помилуй!
Алексей10 марта 2011, 22:00
Великое и дивное творение Святого Андрея Критского помогает настроиться на покаянные дни Святой Четыредесятницы. Храни вас Господь!
Алла10 марта 2011, 07:00
Жнлательно знать каждому христианину.
Владимир Рогозин 9 марта 2011, 18:00
Спасибо Отче!
Марина 9 марта 2011, 09:00
Научает меня дисциплине покаяния
Андрей 9 марта 2011, 05:00
В духовном наследии Святых отцов, и в частности, каноне Святителя Андрея Критского описания сущности грехопадений, их глубокое переживание и проецирование на себя, возможно не исключают наблюдения и ключевые обобщения их исповеднической практики, в том числе при окормлении людей из "околоцерковных кругов", отражая сострадание и ревностное отеческое попечение об искреннем сердечном покаянии всей паствы, спасаемой во Христе.
Виталий 8 марта 2011, 16:00
Да..."грехомера" не существует...
Павел 8 марта 2011, 06:00
Главное во время сказано для нас грешных
Алексей 7 марта 2011, 15:00
Замечательная статья! оч интересно было узнать о жизни св. Андрея.
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке