«Камни святилища падают в грязь...»

Скорбные пророки 1917 года

Святитель Филарет Московский Святитель Филарет Московский
Великий наш святитель Филарет (Дроздов), предчувствуя возможность дальнейшего революционного развития событий в России, однажды как-то заметил – используя библейский образ «прогрессистского», богоборческого по своей сути, «вавилонского столпотворения»: «Кажется, уже и мы живем в предместьях Вавилона, если не в нем самом» (Цит. по: Протоиерей Георгий Флоровский. Пути русского богословия. Париж, 1983. С. 184).

Всё чаще и чаще, особенно с середины века, строки его писем оказываются преисполнены тревогой о грядущих судьбах России: «…Мне и вечерняя заря нынешнего, и утренняя наступающего года не покажется светлой. Облака темнеют, наносится дальний гул грома, громоотводов или нет, или их ломают. Волны восходят. <…> Шатаются языцы. Людие поучаются тщетным. Из христианских обществ исходят мужие, глаголющии развращенная. Безрассудные хуления провозглашаются как мудрость. Соблазн и беззаконие открывают себе широкие пути. <…> Если хотя за один год взять все худое из светских журналов и соединить, то будет такой смрад, против которого трудно найти довольно ладана, чтобы заглушить оный. <…> Как наше время походит на последнее! Соль обуявает. Камни святилища падают в грязь на улицу. С горем и страхом смотрю я на изобилие людей, заслуживающих лишения сана…» (Филарета, митрополита Московского и Коломенского, творения. М., 1994. С. 346-348).

В известном смысле он был почти уверен в грядущих бедах, постепенно надвигавшихся на страну. Сохранился ряд свидетельств современников о такой прозорливости мудрого святителя.

«…Однажды, – вспоминал епископ Леонид (Краснопевков), – я сказал митрополиту Филарету (1865 г.), что было бы желательно закрепить письменно его взгляды, касающиеся до расхождения со старообрядцами. Филарет ответил: «Для чего?» – «Для будущего», – был мой ответ. Митрополит ответствовал горячо и волнуясь, что он чувствует, что будущее покрыто темным облаком и что когда буря разразится, люди, потрясенные громовыми ударами, забудут обо всем, что было до этой бури» (Цит. по: Священник Максим Козлов. Святитель (Вступ. ст.) // Там же. С. 28). Тот же епископ Леонид при этом добавил: «А.Н. Муравьев говорил, что печален взгляд владыки на будущее и передал его подлинные слова: «Когда я смотрю на малолетних детей, я не могу остаться равнодушным от мысли, чтó они должны будут, бедные, вытерпеть в сию пору», – и при этих словах заплакал» (Там же. С. 28-29).

Другое пророчество, подобное этому, встречается в письмах преподобного Амвросия Оптинского: «Запомнил я слова митрополита Филарета, который не советовал делать ризы на иконы, потому что приближается время, когда неблагонамеренные люди будут снимать ризы с икон» (Там же. С. 29).

Одновременно с Владыкой Филаретом раздавался тогда в России еще один проникновенный голос, предупреждавший о постепенно развивавшемся духовном разложении общества, – голос другого замечательного святителя и церковного писателя, бывшего офицера и инженера, епископа Кавказского и Черноморского (Ставропольского) Игнатия (Брянчанинова; 1807-1867).

Святитель Игнатий (Брянчанинов) Святитель Игнатий (Брянчанинов)
Обладая, как истинный подвижник, высокой мерой духовной трезвости и прекрасно ориентируясь в общественно-политической ситуации в России, начавшей постепенно сползать в пропасть безбожного нигилизма и воинствующего материализма, святитель Игнатий, подобно митрополиту Московскому Филарету, с большой тревогой взирал на российское будущее. Уже тогда он со скорбью отмечал в одном из писем: «Судя по духу времени и по брожению умов, должно полагать, что здание Церкви, которое колеблется уже давно, поколеблется страшно и быстро. Некому остановить и противостать… Что посеяли, то и пожнут! Последнее можно сказать о духовных журналах и о преподавании закона Божия…» (Епископ Игнатий (Брянчанинов). Письма о подвижнической жизни. С. 409). В другом письме он сетовал: «Сбывается слово Христово: в последние времена обрящет ли Сын Божий веру на земле! Науки есть, академии есть, есть кандидаты, магистры, доктора богословия (право – смех! да и только); эти степени даются людям… Случись с этим богословом какая напасть – и оказывается, что у него даже веры нет, не только богословия. Я встречал таких – доктор богословия, а сомневается, был ли на земле Христос, не выдумка ли это, не быль ли, подобно мифологической! Какого света ожидать от этой тьмы!» (Епископ Игнатий (Брянчанинов). Письма к разным лицам. Вып. 2. Сергиев Посад, 1917. С. 78-79).

Еще определеннее и не менее прозорливо Владыка характеризовал духовное состояние России в одном из писем 1865 г., отмечая уже исподволь наступающее в ней равнодушие к вере и «решительное отступничество. Общая безнравственность приготовляет отступничество в огромных размерах… Нынешним подвижникам предоставлен путь скорбей, внешних и внутренних…» (Святитель Игнатий Брянчанинов. Сочинения… Т. 7. Письма. М., 1993. С. 436). Но разве и может быть иначе, если, как пишет святитель, «христианство становится анахронизмом. Смотря на современный прогресс, нельзя не сознаться, что он во всех началах своих противоречит христианству и вступает в отношения к нему самые враждебные»? (Из письма 1860 г. – Святитель Игнатий Брянчанинов. Сочинения. Т. VII. Письма. С. 358). И такое положение вполне уже очевидно – ведь совершенно ясно, что «христианство – этот таинственный духовный дар человекам – удаляется неприметным образом для невнимающих своему спасению из общества человеческого, пренебрегшего этим даром» (Епископ Игнатий (Брянчанинов). Письма о подвижнической жизни… С. 399).

Происходит же это, как утверждает Владыка в письме 1864 года, вследствие того, что, по словам Спасителя,: «мир любит свое», а потому и пребывает ныне сей «мир – в прелести [то есть в духовной лжи и ложном самообольщении. – д. Г. М.] и сочувствует одним тем, которые находятся в прелести. Служителей истины он отвергает и ненавидит.

Наступают времена трудные в духовном отношении; они наступили уже давно… но затруднительность постоянно увеличивается, отступничество принимает огромные размеры. Это – попущение Божие, предсказанное в слове Божием. Пред непостижимыми судьбами Божиими должно благоговеть. Что – мы пред Богом?..» (Святитель Игнатий Брянчанинов. Сочинения. Т. VII. Письма. С. 306).

И в другом письме он пишет с не меньшей же скорбью: «Переживаем трудное время в духовном отношении! За сто лет до нас св. Тихон говорил: «Ныне почти нет истинного благочестия, а одно лицемерство». Пороки зреют от времени. Ныне лицемерство достигло до неимоверной наглости и бесстыдства» (Епископ Игнатий (Брянчанинов). Письма о подвижнической жизни… С. 388).

В первую очередь именно с безбожием, постепенно все более охватывавшим не только Европу, но уже и Россию, святитель связывал и развитие в мире «прогрессистских» социалистических настроений.

В качестве весьма яркой иллюстрации того, как отдельные, наиболее тонко чувствовавшие тогдашнюю европейскую духовную ситуацию церковные деятели воспринимали известия о революционных событиях 1848 года (и с чем связывали саму их суть), приведем здесь еще одну основательную выдержку из письма святителя Игнатия, где он, в частности, пишет: «Когда я услышал об этих происшествиях – я как бы услышал о смерти человека, давно-давно страдавшего и изможденного неисцельным недугом, заживо умерщвленного прежде умерщвления смертию. Такой всегда мне казалась образованная Европа или так называемый просвещенный мир. Мое неудивление показалось странным мне самому. В то время, как я размышлял о моей холодности, – внезапно вспомнились мне слова Спасителя: «Егда услышите брани, и слышания бранем, не ужасайтеся: подобает бо быти: но не у кончина. Возстанет бо язык на язык, и царство на царство: и будут труси по местом, и будут глади и мятежи, начало болезнем сия» (Мк. 13, 7-8). Здесь особенно замечательно то, и на этом слове Евангелия я всегда останавливался, что последним признаком начальных болезней, долженствующих предшествовать окончательной болезни – антихристу, Писание выставляет «мятежи». Рационализм с своими постановлениями не может остановиться в движении своем, как имеющий основанием непрестанно изменяющийся разум человеческий. Надо ожидать большего и большего развития болезни. Она начала потрясать спокойствие народов с конца прошлого столетия; чем далее, тем действие ее обширнее, разрушительнее. Из окончательного всемирного действия этой болезни должен возникнуть «беззаконник», гений из гениев, как из французской революции родился его предызображение – колоссальный гений, Наполеон. – Что меня поражало больше, нежели нынешние обстоятельства? Меня поражали причины этих обстоятельств: общее стремление всех исключительно к одному вещественному, будто бы оно вечно, – забвение вечного, как бы несуществующего, – насмешки и ругательства над христианством, – утонченное и лютое гонение на Церковь, гонение на жизнь ее, на Святого Духа – заменение Бога и Его уставов лжеименным разумом и уставами, исходящими от миродержца [т. е. сатаны. – д. Г. М.], – общая, всесветная молва, как бы при столпотворении, – повсеместное устройство железных дорог – работа, подобная столпотворению. Надо заметить, что Бог, как говорит Писание, с тою целию смесил языки и разделил народ на народы, чтоб лишить людей возможности все греховные предприятия приводить в исполнение общими силами всего соединенного человечества: паровозы возвращают людям эту возможность» (Епископ Игнатий (Брянчанинов). Письма о подвижнической жизни… С. 204); но, завершает письмо владыка Игнатий: «По непостижимой милости Божией нам дано туне величайшее благодеяние Божие: «познание Христа, православная вера во Христа». Народ, и в частности – душа человеческая, неприступны для безбожного рационализма и его последствий, доколе они ограждены святою верою…» (Там же. С. 205)

Тем не менее, и в своей историософской характеристике особого значения непосредственно самой России для судеб мира, и в духовной оценке ее собственной будущей судьбы святитель Игнатий не был пессимистом.

В 1863 году он писал уже упоминавшемуся Н.Н. Муравьеву-Карскому: «Усилия человеческие судеб Божиих уничтожить и изменить не могут. России предназначено огромное значение. <…> Нападение завистливых врагов заставит ее развить силы и понять свое положение, которое уже будет постоянно возбуждать зависть и козни. Это потребует огромного труда, подвига, самоотвержения; но что делать, когда приводит к ним рука непостижимой Судьбы! Единственное средство к исправлению упавших сил, [силы] нравственной и [силы] духовной, – положение, требующее труда, приводящее к самоотвержению. В 38-ой и 39-ой главах пророка Иезекииля описаны могущество, многочисленность северного народа, названного Россом; этот народ должен достичь огромного вещественного развития пред концом мира и заключить концом своим историю странствования на земле человеческого рода. На упомянутые главы Иезекииля делается ссылка в 20-ой главе Апокалипсиса; многочисленность войска, которое будет в Государстве, уподоблена песку морскому. Святый Андрей Критский, церковный писатель 7-го века, объясняя 20-ую главу Апокалипсиса и находя пророчество ея тождественным с пророчеством Иезекииля, говорит: «Есть на севере народ, скрываемый от прочих народов рукою Божиею, народ самый многочисленный и воинственный. Пред концом мира он внезапно откроется и преодолеет все народы». Точно! Европа узнала Россию после Америки, почти только со времен Петра I-го. Петр I-ый пожаловал в Париж гостем в 1714-м году, а в 1814-м пожаловала туда русская армия. Какая быстрота событий! Нынче, навстречу грозящимся на нас врагам, можно сказать словами 2-го псалма: Вскую [напрасно. – д. Г. М.] шаташася языцы, и людие поучишася тщетным. Враги разбудят, потрясут Россию, произведут в ней невольное развитие силы, но не унизят России: они возвысят ее, таково ее предопределение» (Святитель Игнатий (Брянчанинов). Будущее России в руках Божественного Промысла. Письма к Н.Н. Муравьеву-Карскому. М., 1998. С. 54-55).

Судя по приведенным выше высказываниям митрополита Филарета и епископа Игнатия (Брянчанинова), приближение будущей всероссийской (и даже более того – всемирной) революционно-атеистической катастрофы ощущалось Церковью самым живейшим образом уже в 40-60-х годах XIX века.

Но мало кто внимал тогда предупреждениям российских иерархов, и втуне оказались предупреждения этих прозорливцев, безответно вопрошавших Россию – подобно, например, епископу Выборгскому, впоследствии Смоленскому, Иоанну (Соколову), еще в 1866 году задававшему (вероятно, уже и для него риторически звучавший) вопрос: «Не кажется ли вам, не может ли прийти мысль всякому строгому наблюдателю, если посмотреть вокруг себя серьезно, что жизнь наша как будто сдвинулась с вековых религиозных и нравственных оснований и в разладе с народною верою и совестью, с отечественной любовью и правдою, при нашей внутренней несостоятельности идет будто невесть куда без разумных убеждений и сознательно верных стремлений? Но это было бы ужасно. Народ! Помни Бога» (Цит. по: Тальберг Н.Д. Святая Русь. СПб., 1992… С. 88-89).

Однако только обличений печального уже тогда духовного состояния России было, конечно же, недостаточно для исправления народной жизни и, в первую очередь, – жизни самой Церкви: нужно было что-то реально (причем – как можно решительней и как можно скорее) делать для этого.

Всё, к сожалению, оставалось без изменений: официальные синодальные структуры, казенная синодская духота – душили любые устремления к пробуждению подлинно христианского церковного делания; государственное законодательство продолжало всячески ограничивать жизненную свободу Церкви.

Вообще «наверху» не было никакого серьезного желания хоть как-то исправить это тягостное положение; не было там также ни серьезных деятелей для этого, ни сколько-нибудь благоприятных общественно-политических условий, которые способствовали бы их трудам на благо Церкви; не было ни ясных идей, ни церковно-государственных программ!

В этом смысле единственным замечательным – действительно программным по существу, подлинно святоотеческим и «святорусским» по всему своему характеру – документом той эпохи, в котором были четко указаны как причины сложившегося положения в церковной жизни России (с весьма жесткой его характеристикой), так и пути его исправления, являются особые «записки» (еще 1862-1866 годов!!!) того же епископа Игнатия «О необходимости Собора по нынешнему состоянию Российской Православной Церкви. Действия, существенно нужные для Российской Церкви».

Основная мысль святителя в его «записках о Соборе» предельно ясна: спасение каждого человека в отдельности и всего общества в целом (в данном случае – Православной России) зависит от состояния их христианского самосознания и внутреннего духовного устроения; положительным же все это может быть только при их соответствии духу евангельского учения, чего, увы, ныне не наблюдается; напротив, налицо – значительный развал жизни и церковной, и общественно-мирской, все усиливающееся и все ускоряющееся удаление от былых идеалов Святой Руси.

Святитель Игнатий называет и причины нестроений в обеих сферах христианского бытия России.

Касаясь первой из них – собственно церковной, он пишет: «Главная причина нестроения Церкви заключается в том, что правила Святых Апостолов, Соборов и Отцов оставлены без внимания, даже забыты, а заменены они выдумками, чуждыми духа Церкви, заимствованными из духа враждебного Православной Церкви, уничтожающими самый дух Церкви при оставлении одного наружного благоприличия в некоторой степени и форме» (Святитель Игнатий (Брянчанинов). О необходимости Собора по нынешнему состоянию Российской Православной Церкви… Изд-во «Сардоникс», 2003. С. 25).

Все эти противоцерковные выдумки особенно зримо начали разлагать тело Церкви со времени синодальной реформы Петра I (голландско-немецкого типа), и определившей дальнейшее развитие всей церковной жизни в значительной мере по пути прозападного «обновленчества» протестантского толка (продолжая мысль святителя, именно Петра и можно назвать первым церковным «обновленцем» в России). Как пишет Владыка Игнатий: «С последних годов XVII-го столетия «западным ветром» нанесено много грязной пыли в недра Церкви и в недра государства ко вреду для веры, нравственности и народности. Неведение православной веры, взгляды на нее и на Церковь из идей, доставленных развратом, протестантизмом и атеизмом, были причиною, что вкрались и насильно внесены в Православную Церковь посторонние, чуждые и враждебные духу Церкви постановления, противные [то есть противоположные. – д. Г. М.] правилам и учению Православной Церкви» (Там же. С. 12-13); «Россия со времен Петра I часто и много принесла пожертвований в ущерб веры, в ущерб Истины и Духа, для пустых и ложных соображений политических, которыми прикрывало развращенное сердце ненависть и презрение к правилам Церкви и к закону Божию. Все эти соображения, поколебав страшно Православную веру, оказались решительно вредными для государства и администрации» (Там же. С. 16).

Поэтому, по мнению святителя, прежде всего и следует вернуться к Церковному Преданию, отказавшись наконец от разлагающих элементов западноевропейского модернизма, искажающих православную жизнь России, тем более – не идя по этому пути впредь. Как призывал тогда Владыка: «Не будем вводить ничего нового! Последуем с точностью поучению», которое передано нам «Святой Церковью… Святыми Апостолами и Святыми Отцами! Таков возглас, повторенный почти на всех Вселенских и поместных Соборах святыми святителями и святыми Отцами, присутствовавшими на этих Соборах» (Там же. С. 11). И, восстанавливая православный – в действительном смысле – дух Церкви, «с сознанием ошибки, с самоотвержением должно отказаться от всех уклонений человекоугодливых, преступных в отношении к Богу. В противном случае, без этой решимости, лучше не созывать Собора» (Там же. С. 16).

Катастрофическим видит святитель и состояние современного ему общества, все менее становящегося христианским (вспомним, как об этом же скорбел гораздо ранее и святитель Тихон Задонский!), – вот страшные, но правдивые слова Владыки Игнатия (заметим, в еще большей степени соответствующие сегодняшней жизни России): «Христос соделался невидим для иудеев и невидимый ими удалился из среды их, когда они хотели убить Его (см.: Ин 8, 59): христианство соделывается невидимым для нас, удаляется от нас, когда мы покушаемся убить его распутною жизнью, принятием разных лжеучений, когда мы покушаемся смесить христианство со служением миру… Ныне все всею душою устремились к разврату, назвали его «наслаждением жизнью», – и пребывание в христианстве, возвращение к христианству сделалось невозможным для человечества [пока оно будет оставаться в подобном антихристианском состоянии. – д. Г. М.]. Для того и другого необходимо всецелое оставление разврата, всецелое подчинение себя строгой христианской нравственности. Она воспрещает не только блуд, но и все, что приводит к блуду, чем внедряется в душу сладострастие, как то театры, плясания, карты и прочие игры сатанинские, языческую литературу; оно требует полного отречения от ветхого естества (см.: Лк 14, 26)» (Там же. С. 10-11).

В итоге же Владыка заключает: «По настоящему затруднительному положению Всероссийской Церкви созвание Собора сделалось решительной необходимостью» (Там же. С. 11-12) – причем Собор этот должен прежде всего послужить делу «значительного возвращения от уклонений, возвращения, необходимого для восстановления во Всероссийской Церкви духа Церкви Вселенской, от которого она уклонилась преимущественно в своем Синоде, тщетно именуемом Святейшим, и в своих духовных училищах, производящих почти наиболее протестантов и атеистов (Православное белое и черное духовенство в России. Лейпциг, 1866 г. – Книга, приписываемая экспрофессору Санкт-Петербургской Духовной академии Рославлеву [Примеч. святителя Игнатия]» (Святитель Игнатий (Брянчанинов). О необходимости Собора по нынешнему состоянию Российской Православной Церкви… С. 13). Возвращение к Православию тем более назрело, что обвинения в уклонении от него Российской Церкви слышатся уже «и из уст первых святителей православного Востока» (Там же); также и «между чадами Православной Российской Церкви, знакомыми с учением и преданием Православия, слышится ропот, выражается неудовольствие на настоящее положение Церкви, недоверенность к нему» (Там же).

Владыка Игнатий отнюдь не был наивным религиозным романтиком и отличался порой даже, быть может, слишком трагически-ясным видением окружавшей его церковной действительности. И потому все написанное им было не кабинетной фантазией аскета-мистика, далекого от реальной жизни весьма уже подгнившего тогда российского общества, а лишь выражением его до конца принципиальной позиции православного архиерея: каким бы ни предстоял перед ним искреннее считавший себя христианским мир – он считал своим долгом высказать ему всю правду о подлинном благом устроении православного бытия и, в первую очередь, самóй Церкви! Предлагал он и пути к достижению такого устроения; прислушаются же к его советам или нет – было делом совести уже других… Эти же «другие» (в том числе и архиереи) – почитали его порой чуть ли не за сумасшедшего!

Появление этих записок говорит о необычайной духовной высоте, на которой находился святитель Игнатий, – равно как и о глубочайшей его общественной интуиции, аналитической трезвости и вдумчиво-сознательной любви к Церкви Христовой. Показательно притом, что документ этот (из-за содержащейся в нем нелицеприятной критики состояния российской церковной жизни и самогó – фактически государством же и духовно униженного – положения Церкви в России) был запрещен к публикации синодальной цензурой и впервые увидел свет лишь в 1915 году! Таким образом, текст этот оказался напечатан уже почти накануне непосредственной гибели России как Православного Государства – в адском пламени революции.

А ведь она и стала результатом той самой религиозно-общественной катастрофы, о неизбежности которой – в случае дальнейшего бездействия и светских, и церковных властей – более чем еще за полвека до того предупреждал святитель Игнатий. Однако в течение и последующих десятилетий, до самого конца Империи, всё оставалось по-старому, и даже Поместный Собор, за который так ратовал Владыка, состоялся только через два года после публикации его записок – хотя в них более полувека назад говорилось о НЕОТЛОЖНЕЙШЕЙ необходимости Собора; впрочем, и тогда – в 1917 году – его проведение оказалось спровоцировано лишь уже грянувшей в стране революцией – хотя именно ее он (если бы его провели гораздо ранее) в известной мере и должен был, и, вероятно, в какой-то степени помог бы предотвратить!

В нужный же момент – для предотвращения утраты христианских заветов русским обществом и падения страны в безбожную революционную бездну – в России всерьез НИ ГОСУДАРСТВОМ, НИ ЦЕРКОВЬЮ, ПО СУТИ, ТАК И НЕ БЫЛО СДЕЛАНО НИЧЕГО.

И потому так трагически прав оказался святитель Игнатий, пророчески утверждавший в одном из своих писем – еще более чем за полвека до смертельного для России революционного 1917 года: «Живем в ужасное время: в преддвериях развязки всему» (Епископ Игнатий (Брянчанинов). Письма о подвижнической жизни… С. 149).

…«Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную чрез пророка Даниила, стоящую на святом месте, – читающий да разумеет» (Мф 24, 15).

Но разве сегодняшние всего 5 % причащающихся из народа, вроде бы считающего себя русским и якобы даже «православным», – разве это не мерзость запустения на некогда святом месте – нашей Святой Руси?

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Комментарии
Наталия 16 мая 2017, 20:51
Спасибо за прекрасный очерк и комментарии! Nikitis, но ведь и благодать Божия должна сойти на подготовленную почву. Без нашего участия ничего не изменится, и духовный подъем вследствие внешнего воздействия окажется фикцией Или прелестью. Потому и призывал к конкретным действиям Святитель Игнатий! Святой Иоанн Кронштадтский тоже потрясает своими откровениями о путях России.
Серафим13 мая 2017, 23:42
Жутковато точно, и к нам относится в полной мере. Молитесь за Россию, за власть, за Церковные власти, так как увы ныняшняя часть Церковной власти именно идет по тому же пагубному пути. Но молитвы и жизнь простых людей в силах все изменить, даже неверные решения русских иерархов. Кайтесь, молитесь и исправляйтесь, не теряйте веру.
Denis13 мая 2017, 13:04
Spasi Gosposi za statju ona i segodnja Aktualjno V 2017 godu eslibi vse eto zenili Chto govorili Svjatie Otci!!!
Олег12 мая 2017, 16:46
«Народ наш может и должен соделаться орудием гения из гениев [антихриста], который наконец осуществит мысль о всемирной монархии, о исполнении которой уже многие пытались» [См.: Пророчества об антихристе и судьбах России. – М., 1997. С. 45; Также: Собрание писем святителя Игнатия Брянчанинова, епископа Кавказского и Черноморского. М.-СПб, 1995. С. 27; Также: Полное собрание творений святителя Игнатия Брянчанинова. – М.: Паломникъ, 2002. Т. 4. C. 536-537].
vladimir furcev 6 января 2017, 00:21
"Блажен муж иже не иде на совет нечестивых и на пути грешника не ста и на седалище губителей не седе" означает только одно, полное удаление от зла, живя в мире дыхание мира проникает до мозга костей, и только мудрость спасается. В невероятном развращении ума и лицемерия "блажен муж разумевая нища и убога". Все нам дозволено, но не все полезно, но только Святой Дух знает кого миловать, а кто озлобляется,то в силу своих страстей.
OLGA19 января 2015, 22:42
a iz 5% PRICHASHAJUHSJA SKOLґKO IMEJUT PRAVEDNUJU VERU I PRIEMLJUT PO PRICHASHENII V SERDCE SVJATOGO DUHA? TAK VERUEM, SHTO NICHEGO NE DELAEM...DUHA XRISTA I NE PONIMAEM I NE ZNAEM. TO-TO, CHTO V GOLOVE BOLOTO.I CHTO VSEM NUZHNO-MAMONU...
Анатолий11 февраля 2014, 18:09
Господи, как же возможно сохраниться православному народу в этом мирском научном прогрессе. С атомными и водородными бомбами, если не только прямой Бужей волею.
Ромей-317 июля 2013, 13:53
Все-таки 38 и 39 главы пророка Иезекииля и 20 глава Откровения апостола Иоанна Богослова говорят преимущественно о Церкви - Новом Израиле(духовном),членом которой,в конце,станет и Израиль этнический,в лучших своих представителях, и против которой дьявол воздвигнет брань,т.к.его освободят грехи большинства человечества,которое именуется совокупно Гогом и Магогом.
Игорь 3 декабря 2012, 03:24
Приведена гениальная мысль Игнатия Брянчанинова: "Бог...с тою целию смесил языки и разделил народ на народы, чтоб лишить людей возможности все греховные предприятия приводить в исполнение общими силами всего соединенного человечества». Здесь ответ на вопрос - что делать?. Глобализация - вот новый вариант Вавилонской башни. Недопустить её завершения, или как минимум оттянуть - вот, что реально в силах человеческих в наше время. В остальном, Игнатий Брянчанинов понимал, что Собор ничего не изменит, но как иерарх Церкви должен был что-то предпринимать. Изменить же ничего было нельзя, как и заявлять, что коммунизм абсолютное зло. Это зло спасло страну и оттянуло глобализацию лет на 70. Считать проценты причащающихся звучит убогим диссонансом с цитатами наших святителей. Это формализация, которая сгубила Церковь 100 лет назад.
Maria21 октября 2012, 20:32
«Когда я смотрю на малолетних детей, я не могу остаться равнодушным от мысли, чту они должны будут, бедные, вытерпеть в сию пору» -и через 150 лет можно сказать, что все потвердилось и даже больше того.... с приходом новинок как TV, PC, I pod, Nook еще быстрee пошло разложение человечества, в масштабном количестве. Cвятитель Филарет и Епископ Игнатий (Брянчанинов)были великие столпы православия.
Наталья23 декабря 2011, 11:19
Спасибо автору и всем отцам нашей церкви за свое истинное служение. Не будь всего этого, нас бы давно уже не было, как и мира бесовского, сметенного Всевышним. Нас долготерпят только за это. А призыв Иоанна (Соколова) актуален и сегодня: "Народ! Помни Бога!". Спасибо. Такие статьи, как напоминание, из области "Прекрасного, Вечного, Доброго".
nikitis 3 декабря 2011, 13:20
Все это, конечно, хорошо. И хорошо, когда человек задумывается, размышляет, делает для себя какие-то выводы. Но не следует забывать, закрывая глаза на то, что коммунистический зверь пришел к власти на плечах развращенного гностицизмом православия, как и фашизм с нацизмом - на плечах развращенного католицизма, протестантства и уже набравшего силу коммунизма. И зачем ждать или где-то искать человека греха, если он давно уже открылся и сделал свое страшное дело, когда люди впустили его в храм духовный? Что толку переворачивать и расставлять по-новому старые догмы, доктрины и религиозные идеи. Мертвое оно и останется так же мертвым. А животворить может только Сам Бог живой, пришедший Христом Иисусом и безусловная простота веры в Него, в Его духовное водительство, в благодать Его. Больше ничто и никто, сколько бы человек сам не перестраивал и не обновлял старое и мертвое.
георгий 2 декабря 2011, 19:26
Надобно продлить цитацию слов Христа, чтобы знать, что делать…«Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную чрез пророка Даниила, стоящую на святом месте, – читающий да разумеет, тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы, и кто на кровле, тот да не сходит взять что-нибудь из дома своего, и кто на поле, тот да не обращаеться назад взять одежды свои» (Мф 24, 15-18). Восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить если возможно, и избранных...(Мф.24.24) А теперь посмотрите вокруг себя... Вывод: БЕГИТЕ! Куда? В горы... т.е к БОГУ! Туда где мы должны иметь сердца! Духовный подвиг и делание важно, а не количество причащений и количество открытых храмов и колдичество захожан на Пасху...
Павел 2 декабря 2011, 13:34
Игорю. По части "макросоциальных проектов" читайте Явлинского с его "500 днями", зачем Вам сюда-то заходить, если "проекты" Вам интересны? Тем более что по словам "автор и цитируемые им источники" понятно, что позиция автора (точнее, Ваше мнение о позиции автора) для Вас в принципе важнее позиции тех, кого он цитирует (даже имя свт. Игнатия Вы написать поленились), что выдает в Вас мiрского ученого; осмелюсь высказать со своей малограмотной точки зрения, что в Православии наоборот, поскольку любая цитата из любого священного источника говорит сама за себя, богословствующие же лишь толкуют то, что освящено Церковью. В данном случае речь как об "источнике" идет о тексте человека, причисленного к лику святых, по-моему, вопросы излишни.
Павел 2 декабря 2011, 13:11
Знать не знал, что святой владыка Игнатий мог написать такое! И - не озлобился! А я озлобился, даже "Будущее России в руках Божественного промысла" когда-то дел невесть куда или вообще уничтожил. Знал бы, что там и тем более в письме "О необходимости Собора..." написано то, что я сам думаю - не болтался бы 5 лет на небезызвестном портале-кредо. Вообще, когда человек почти у самой цели - соблазны самые тяжелые. Я по злобе не принял ту самую книгу, которая по моем крещении была для меня нужнее всего. Думаю, что надо идти еще дальше в критике собственной страны, но ради самоочищения, а не ради самовозвышения. Для того, чтобы при этом не озлобиться и не оказаться в одном ряду с разрушителями страны, нужна великая сила прощения и любви. Один согрешил - все согрешили. Так что переживать надо за каждый совершенный кем-либо грех, как за свой, а не переживать только за свой. Назвал же себя один святой убийцей, хотя сроду никого не убивал! Должен найтись тот, кто сможет объять в себе все грехи этой страны, пропустить их через себя и вымолить прощение нам всем. Помимо естественного "спаси самого себя", которым мне могут возразить (на это отвечу - тем и спасаемся), предвижу упрек в нехранении ума и уст, ведущем к митинговым страстям. Отвечу и на это: трагичность ощущаемых бед рождает необходимость хранения ума и немногословия сама собой, лишь бы положение дел не виделось чрезмерно драматичным. Всех со скорым праздником, храни Господи.
Александр15 марта 2011, 16:12
О.Георгий огромное спасибо! Ф.М.Достоевский:"...Припомните, сколько цинизма увидали мы в эти последние двадцать лет, какую легкость оборотов и переворотов, какое отсутствие всяких коренных убеждений и какую быстроту усвоения первых встречных с тем, конечно, чтоб завтра же их опять продать за два гроша. Никакого нравственного фонда, кроме аpres moi le deluge (после меня потоп)/"
Диакон Георгий (Ю.Г.) Малков14 марта 2011, 17:35
Благодарю всех приславших свои комментарии. Текст представляет собой фрагмент готовящейся ныне к публикации моей книги "Русь во Христе. Очерк истории Православия в России" (объем порядка 40-42 авт. листов). Приглашаю желающих - стать в дальнейшем ее читателями. Всех благ, диакон Георгий Малков
Сергий13 марта 2011, 19:34
Помимо святых Филарета и Игнатия о том же и в то же время пророчествовал святитель Феофан Затворник. Российская Церковь в самом деле ничего не сделало для предотвращения катастрофы, а наоборот, помогла ее приблизить. А государство все-таки кое-что сделало - вспомните реформы Александра Второго и других императоров.
Валентина13 марта 2011, 04:52
Дело даже не в количестве % причащающихся, а в состоянии их души... Лишь бы не было это внешним. А то окажемся как тот доктор богословия... Можно и в храм ходить и причащаться, а придет скорбь - и окажется, что настоящей веры то и нет... и доверия Богу тоже...надо внимательнее быть к своей душе и внутренней жизни.
Алексей12 марта 2011, 23:34
Спасибо.Храни Вас Бог
р.Б. Наталия12 марта 2011, 20:03
Уважаемый автор, спаси Господь. Но всё-таки до революции Россия была православной страной, и человек, не посещающий храм, не причащающийся (хоть и раз в год) воспринимался как ненормальный. Так было прежде всего в деревне, а деревня была всей Россией. Но это не спасло нашу страну. Пришла революция, и народ пошел громить храмы, или просто забыл туда дорогу. Сейчас православных очень мало, но это соль. Соли много не бывает. Будем надеяться,что так и должно быть. Ведь ничего не совершается без Его воли.
Андрей11 марта 2011, 23:20
На мой взгляд, духовное возрождение России всё же происходит. Храмы оживают. Церковь мало-помалу наполняется молодыми людьми. Да и не только молодыми. А то, что их не так много, как хотелось бы, так ведь иначе и быть не может, ибо сказано: "Не бойся, малое стадо! Ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство" (Лк. 12, 32).
Игорь11 марта 2011, 13:26
Очень печально читать подобного рода статьи, в которых автор и цитируемые им источники сокрушаются по поводу сложившихся как-то не так событий и условий жизни. При этом они ничего не предлагают взамен, а плетутся "в хвосте" макросоциальных процессов и концепций. Предложите свой общегосударственный и макросоциальный проект для общества и убедите людей в том, что он принесёт общее благо и возродит нашу Родину. А то получается, что и реформы Петра плохие, и XIX век развращён "прогрессистскими" идеями, а социализм в СССР вообще чёрная дыра. А что дальше?..
Денис11 марта 2011, 11:33
Святитель Игнатий,моли Бога о нас!
Ирина Филатова11 марта 2011, 08:12
Ирина Филатова: Несколько лет назад прочитала книгу Г.П.Чиняковой "Учитель покаяния. Жизнеописание святителя Игнатия (Брянчанинова)". Была потрясена самой историей жизни и силой духа Владыки. Рыдала тогда, как в детстве рыдают. И, вероятно, впервые серьезно задумалась о том, а какая я - православная... Согласна с Виталием, примеры святости очень важны для нас! И они есть, просто мы не видим их, или ленимся увидеть, или не хотим видеть?.. Многие современные отцы церкви в своих проповедях и статьях нам напоминают: "Читайте жития Святых отцов!" Мы опять не слышим. Стыдно! Отец Георгий, огромная благодарность за Ваш исследовательский труд! За помощь духовную! Спаси Господи!
Никита10 марта 2011, 22:18
Спаси Господи, отче, за проникновенную статью! Она заставила стряхнуть с себя лень...
Виталий10 марта 2011, 19:46
Иногда я думаю, может конечно я ошибаюсь, что для возрождения православной веры необходим пример святости, подвижничество и такой пример, который увидела бы вся Россия и даже содрогнулась бы, всколыхнулась.
Михаил Васильевич Косяков10 марта 2011, 18:36
Дорогой отец Георгий! Приношу Вам искреннюю благодарность за Вашу статью. Очень хорошая подборка цитат - такого нигде не читал. Такие строки написаны свв. Владыками кровью, смешанной со слезами.Отец Георгий, думаю, что 5% причащающихся - это завышенная цифра.Хорошо,если 2-2,5%. С глубокой признательностью, Михаил Косяков.
Sergei10 марта 2011, 17:31
Silno
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×