У самолета в Иерусалим

Интервью Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II сайту «Православие 2000»

В юбилейном 2000 году, при начале своей деятельности, сайт назывался «Православие 2000.Ru». Вниманию читателей предлагаются материалы, вызвавшие тогда наибольший интерес читателей, интервью с известными церковными и общественными деятелями, аналитические статьи, обзоры и другие публикации.

В преддверии 2000 года корреспондент портала пообщался с Патриархом Алексием II, который начал новое тысячелетие поездкой во Святую Землю

- Ваше Святейшество, почему празднование 2000-летия Рождества Христова, в общем-то условной даты, принимает какой-то карнавальный характер, куда вовлекается и Православная Церковь?

- Мы празднуем не просто наступление нового тысячелетия. Мы празднуем пришествие в мир Спасителя мира, Господа нашего Иисуса Христа, мы празднуем начало христианской эры. Если вспомнить обстановку перед юбилеем тысячелетия Крещения Руси, то надо подчеркнуть, что тогда власти говорили: это ваш собственный внутрицерковный праздник, и он не будет никак отмечаться на государственном уровне. Но в конце концов все пришли к осознанию того, что у нас общая православная киевская купель. Хотелось бы верить, что и празднуя 2000-летие христианства, люди познают, что Христос для всех нас является путем, истиной и жизнью. Если мы осознаем это и будем жить по заповедям Спасителя, то в XXI век мы войдем на прочных христианских основах жизни и преодолеем разделение, противостояние, нетерпимость, с которыми мы сталкиваемся сегодня постоянно.

- Каким Вы видите взаимодействие Церкви и государства в новом веке?

- В последнее десятилетие нам пришлось закладывать совершенно новые отношения между Церковью и государством. Отношения, которых не было в истории России. До революции Церковь была государственной, и это во многом вредило; после революции, несмотря на отделение Церкви от государства, продолжилось грубое вмешательство власти в церковные дела и даже в богослужебную жизнь. В условиях религиозной свободы сложились совершенно иные отношения: без вмешательства Церкви в политическую жизнь государства, без вмешательства государства во внутреннюю жизнь Церкви (правда, в некоторых государствах бывшего Советского Союза по инерции продолжает действовать прежняя модель). Я думаю, что именно в таком направлении и нужно продолжать нашу деятельность.

- Вы многократно подчеркивали отстраненность Церкви от политики. Не в такой ли позиции лежат причины во многом плачевных результатов прошедших выборов: достаточно сказать, что даже известные общественные деятели, православные церковные люди, не были избраны в Думу; с другой стороны, победилями порой становятся откровенно антирусские политики и силы?

- В каждой партии есть верующие люди. Но Церковь не должна ассоциироваться с какой-либо конкретной политической партией. Я глубоко в этом убежден. Церковь занимается спасением душ, а не лоббированием политических интересов. Человек может прийти в храм, даже когда там нет службы, постоять, помолиться, поставить свечу и обрести умиротворение своей души, которого так не хватает в современном мире. Как-то в 60-м году в Швеции в прямом эфире по телевидению меня спросили: "Как Вы мыслите будущее Церкви в коммунистическом государстве?" Я ответил: "Христианин всегда должен быть оптимистом и верить в непреложность слов Спасителя о вечном пребывании Церкви на земле". И возрождение, которое сегодня Церковь переживает в нашем Отечестве, показывает, что 70 лет не смогли сломить дух народа, веру, которая жила, порой подсознательно, в его душе. Наш народ - богоносец, и недаром говорится, что Россия является домом Пресвятой Богородицы.

- На рубеже тысячелетий многие люди в русле представления о "новом мировом порядке" начинают призывать к объединению религий и конфессий. Возможно ли это, по Вашему мнению?

- Идеологи "Новой Европы" хотели бы растворить в этом объединении и Восток, и Запад. Мы не возражаем против участия России в таком союзе, но мы хотим сохранить свою национальную культуру, свое историческое бытие и свою веру. Не случайно многие люди, глубоко размышляющие о судьбах мира, изучают феномен сохранения веры в русском народе при самых тяжелых испытаниях. Поэтому раствориться в европейском котле или новом мировом порядке мы не согласны. Россия была великой державой и должна быть великой державой. Но это возможно лишь при условии духовного возрождения нашей страны. Мы не ставим себе задачу глобального переустройства мира на православных началах, но мы должны восстановить Православие в России. Приоритетной задачей нашей Церкви является сегодня миссионерская деятельность, просвещение наших сограждан в вопросах веры. Мы должны не ждать, когда к нам придут, а сами выходить к людям. Один государственный деятель как-то сказал мне: "Какой Вы счастливый, что общаетесь с людьми!" А я ответил: "Кто Вам запрещает с ними общаться?" Церковь всегда была и должна оставаться со своим народом.

- Ваше Святейшество, чего Вы ждете от XXI века?

- XX век был трагическим для нашего народа: нам пришлось слишком многое испытать. В результате двух мировых войн, гражданской войны, революции, репрессий мы понесли неисчислимые потери. Но вот в конце века происходит обращение людей к вере, к храму. Разве не чудо, что за 10 лет открыто более 12 тысяч храмов. И, вступая в новое тысячелетие, хотелось бы верить, что наш народ своим терпением заслужил лучшей участи и что XXI век станет веком мира и согласия для нашего народа. И, конечно, веком духовного возрождения, потому что без него Россия не станет снова великим государством. Я думаю, что XXI век должен стать православным веком для нашего Отечества.

- Через несколько дней Вы отправляетесь в Иерусалим для встречи Рождества. Является ли для Вас эта поездка символическим актом или чем-то иным?

- Конечно, то, что Патриарх Русской Церкви будет молиться в праздник 2000-летия Рождества Христова вместе с православными Патриархами других стран на Святой Земле, где и произошло событие Боговоплощения, - это символ единства Святого Православия. Я буду молиться о Святой Церкви, о ее иерархах, священниках, монашествующих, мирянах, о многострадальном народе земли нашей, чтобы Господь Спаситель даровал России мир. Время разбрасывать камни прошло, пришло время собирать камни. И весьма символично, что главы Православных Церквей и православных государств встречают третье тысячелетие вместе именно там, где две тысячи лет назад родился Христос Спаситель, где началась новая эра человеческой истории.

- По мнению некоторых, Интернет как вид коммуникации пропитан духом века сего и в нем невозможен плодотворный разговор о серьезных вещах. В связи с этим что бы Вы пожелали посетителям нашего сайта?

- Я хотел бы пожелать посетителям сервера "Православие 2000" в первую очередь искать Вечную Истину на всех путях своей жизни. Новые технологии, которые решительно входят в нашу повседневную деятельность, можно использовать как во благо человеческой души, так и во зло. Дай Господь, чтобы для тех, кто заглянет на Ваш сайт, приблизилось время созидать спасение своей бессмертной души и навсегда прекратилось время разрушения самих себя.

http://www.pravoslavie.ru/guest/patriarh.htm

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
«Самым утешительным было наблюдать, как Святейший молился» «Самым утешительным было наблюдать, как Святейший молился»
Диак. Илия Кокин
«Самым утешительным было наблюдать, как Святейший молился» «Самым утешительным было наблюдать, как Святейший молился»
Патриарха Алексия II вспоминает отец Илия Кокин – в прошлом иподиакон Святейшего
О том, как кормил рыбок патриарх Алексий II, о молитве Святейшего, чем послушание при Предстоятеле похоже на службу в армии и как попадают в иподиаконы.
Пастырь пастырей Пастырь пастырей
Памяти Патриарха Алексия II
Пастырь пастырей Пастырь пастырей
К 85-летию Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
Александр Сегень
«Священник, как и всякий человек, имеет свои особенности характера и свойственные людям немощи, но при этом не имеет права забывать, что “Бог любовь есть” и что только “пребывающий в любви пребывает в Боге”».
Его любовь обволокла меня (о Святейшем Патриархе Алексии) Его любовь обволокла меня (о Святейшем Патриархе Алексии)
Митр. Месогейский и Лавреотикийский Николай
Его любовь обволокла меня (о Святейшем Патриархе Алексии) Его любовь обволокла меня…
О Святейшем Патриархе Алексии

Митрополит Месогейский и Лавреотикийский Николай
Бог сподобил меня сослужить Святейшему Патри­арху во время его последней Литургии — за день до его кончины. Только сейчас я понимаю, каким счастьем было разделить с ним братское общение, трапезу — и через все это суметь узнать его как человека.
Комментарии
Алексей Каржавин 2 января 2016, 19:01
Алилуя, Алилуя, Алилуя.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×