Кто кому помогает?

То, что пост помогает молиться, произносится почти как общее место. И тому, кто не постится, теоретически ясно, что на полный желудок приятнее перед телевизором лечь, а не поклоны класть. И ложится он поэтому, уже совершенно практически, перед телевизором с приятным чувством сытой тяжести, довольный обладанием теоретических знаний.

Нужно, однако, испытать на себе, как именно неядение или сухоядение помогает молиться. Нужно испытать, как поднимается наконец откуда-то из сердца слеза и выкатывается, принося утешение. Испытать и запомнить нужно, как мешает этому зарождению и появлению слез тяжесть объедения или послевкусие лакомства.

Теоретическое знание и не греет, и сдувается, как пыль. Человек, голым умом помнящий о том, что Христос больных исцелял, в случае болезни способен тут же побежать к «бабке». Нужен опыт, тот самый, о котором Пушкин сказал: «Сын ошибок трудных».

Один мой знакомый священник в день памяти 40 мучеников Севастийских утром ледяной душ принимал, чтоб ломоту в костях ощутить. И это для того, чтобы затем, рассказывая в проповеди о том, как они на льду замерзали, выбирать выражения менее восторженные, но более прочувствованные.

Молитва должна быть «молитвой веры» (Иак. 5: 15), и пост помогает молиться потому, что помогает верить в Бога Истинного. Совсем без поста, всегда без поста человек приближается к такому состоянию, о котором апостол сказал: «Их конец – погибель, их бог – чрево, и слава их – в сраме, они мыслят о земном» (Флп. 3: 19).

Кто кланяется хоть бы и ложному богу, сознает себя ниже того, кому кланяется. Филарет Московский восклицает: «Как же низок должен быть человек, для которого бог – чрево!»

Человек тогда и распознать свое рабство не может, поскольку целиком в него погружен. Мы, люди, в полном составе работаем чреву, этому лукавому и ближайшему господину, как называет его Лествичник. Но узнать свое рабство и потеснить идола в правах – уже немало. Чрево может быть «богом» с маленькой буквы, а двум господам служить нельзя. Нужно исполнять заповедь: «Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» (Мф. 4: 10).

Так что поклонение Богу «в духе и истине» (Ин. 4: 24) с логической неумолимостью предполагает хоть какое-то упражнение в посте, хоть по временам.

А молитва помогает посту? Еще бы! Без молитвы пост вообще не нужен. Бес не ест, не спит, но и не молится, не поклоняется Господу неба и земли. Неровен час, постящийся, но не молящийся человек вместо очищения души и тела добьется лишь умножения злобы и углубления лукавства. Углубит такой человек состояние падения и еще больше запутается вместо того, чтобы выйти на свободу.

Пост, таким образом, молитве помогает, а молитва пост оправдывает.

Если они вместе – пост и молитва, то они, сплетаясь, будут поддерживать друг друга постоянно. Молясь, к примеру, человек не так остро чувствует остроту воздержания. Горение молящегося духа заставляет забыть о телесных нуждах. Так и люди, уходившие за Иисусом в пустые места, готовы были часами и днями сидеть у Его ног, обо всем забыв. Телесные нужды меркли вблизи Христа. Так и Мария не помогала Марфе греметь кастрюлями, и целые толпы, замерев, слушали Его. Но когда Он умокал, телесная нужда заявляла о себе. Почему и Христос говорит: «Жаль Мне народа, что уже три дня находятся при Мне, и нечего им есть. Если неевшими отпущу их в домы их, ослабеют в дороге» (Мк. 8: 2–3).

Вот как. Ослабеют, потому что «неевшие». Но ослабеют только «в дороге». Близ Христа не ослабеют – благодать не даст. Так близость к Богу и общение с Богом (а молитва это и есть общение с Богом) и оправдывает пост, и облегчает прохождение поста.

Слава Тебе, Господи!

Что же милостыня? Она ведь в Евангелии поминается в ряду поста и молитвы как одна из добродетелей, творимых в тайне. Отец, сказано, видящий тайное, воздаст за эти труды и подвиги явно.

Милостыня тоже нужна. Она тоже крепко связана с постом и молитвой. Отношения между ними таковы, что милостыня помогает молитве, а пост помогает милостыне. Поясню кратко.

Доброе дело рождает дерзновение. «Ты отдал серебро, а приобрел дерзновение перед Всемогущим Богом», – говорит Златоуст. То есть ты, через руки нищих, дал Самому Христу помощь. Теперь проси у Христа, чего ты хочешь. Он выслушает тебя. Это касается не только денег, поскольку милостыня шире подаяния.

Например, ты посетил больного в больнице. Купил лекарств, потратил день, посидел у кровати. Ты у Христа был! Теперь проси, молись! И сам почувствуешь, сколько радости и силы принесет тебе молитва, совершаемая после дел милосердия. Так милостыня разогревает и усиливает молитву веры.

А пост учит обходиться малым. По крайней мере, обходиться меньшим учит пост. Раз было что-то, а теперь стало «меньше», то должен появиться и «остаток». Остаток отдай ближнему. Так пост поможет милостыне!

В древности был обычай: строго постившийся человек откладывал цену дневного пропитания. Со временем эти деньги накапливались, и из них можно было удобно творить милость, от себя, по сути, уже ничего не отнимая.

Вообще человек тем охотнее думает о других, помогает другим, чем меньше он «зациклен» на себе. Пост как раз призван смирить себя, поменьше о себе думать и на себя тратить – денег, времени, мыслей. Значит, излишек, избыток можно отдавать. Эгоист не хочет ни поститься, ни милосердовать.

Мы обнаружили тройную связь поста, молитвы и милостыни. Мы соединили эти добродетели вместе, как пальцы при троеперстии, чтобы освятиться знамением Креста. Мы пропели им похвалу, чтобы с их помощью прославить Святую Троицу – Отца и Сына и Святого Духа – и укрепиться в вере, надежде и любви!

Скажем еще в завершение, что человеку предстоит всю жизнь учиться любить Бога, миловать ближних и исправлять себя. Для этого нужен человеку союз молитвы, милостыни и поста.

Человеку крайне необходимо правильно выстроить отношение к Господу Богу, к ближнему и к себе самому. Отношения эти звучат так: Богу – молитва, ближнему – милость, к себе – благоразумная строгость. И здесь мы никуда не уйдем от необходимых, как воздух, словом Божиим возвещенных триединых – молитвы, милостыни, поста.

Пусть будут они неразлучны, потому что сказано: «И нитка, втрое скрученная, нескоро порвется» (Еккл. 4: 12).

Протоиерей Андрей Ткачев

24 марта 2011 г.

Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Комментарии
тамара24 января 2015, 05:00
Спаси,Господи,о Андрей за Ваши рассказы тёплые и добрые.
Александра27 марта 2014, 11:00
Какой хороший Батюшка на фото на лодке!! Как ему хорошо!!! Слава Богу!!!!
Людмила15 июля 2013, 21:00
Миловать - значит быть милосердным. Во время поста и не только очень много искушений:ропот,раздражение,осуждение. Милостыня,молитва,пост -постоянная опора христианина.Спаси Господи,Вас отец Андрей за вразумительную статью.СЛАВА БОГУ ЗА ВСЁ.
Светланка14 июля 2011, 17:00
Слава Богу!!!!
Светланка14 июля 2011, 15:00
Слава Богу!
Татьяна 4 апреля 2011, 11:00
Спаси Вас Господи, отец Андрей! Обрадовались Вашей статье. Почему-то нет украинского канала КРТ и ,соответственно, программы "На сон грядущим", а жаль. Есть пустота некоторая. Взамен КРТ идет ТК ГЛАС, а с ними Вы работать не будете? Уважаемый Анатолий! На пост обязательно нужно получить благословение: во-первых, чтобы не взять пост не по силам,во-вторых, чтобы не самовольничать и не впасть в тайное тщеславие и гордыню,в-третьих, сам человек по-слабости своей нечего не может без помощи Божией . Эту помощь дает благословение молитвы дерзновение к Богу на основании сделанных добрых дел (о чем пишет о.Андрей).
Виктор 2 апреля 2011, 22:00
Спаси вас, Господи, о. Андрей. всё правильно, помогай вам, Боже, и дальше употреблять с лихвой данный вам талант.
Евгения28 марта 2011, 13:00
Спасибо, отец Андрей. Ваши статьи всегда вдохновляют и направляют мысли в нужное русло! Анатолий, дай Бог Вам сил. Всё не так сложно, как кажется. Да легко, по идее, и не должно быть.
Анатолий27 марта 2011, 13:00
Сейчас поститься получается дороже чем есть скоромное.К томуже нужно ещё работать.Человек становится не свободным даже в выборе еды постоянно нужно выбирать какието постные продукты а не питаться тем что доступно.От мяса и рыбы можно еще отказаться чтобы не убивать живое,но яйца и молочные продукты что с ними делать?Приходится тогда их выкидывать хотя это даётся Богом и покупать что то постное тратя на это много времени и денег.
Татьяна25 марта 2011, 22:00
Очень хорошая статья. СПАСИБО. Я нахожусь в начале пути, добрые советы и слова помогают.
Дмитрий25 марта 2011, 09:00
Что значит миловать?Прощать-да,понятно.А миловать?Объясните значение этого слова.
Анна24 марта 2011, 22:00
За статью большое спасибо! Некоторым легче отказаться от еды, чем воздержаться от ненужного многословия, гордыни и бахвальства. Помоги, Господи, достойно пронести остаток поста.
Любовь24 марта 2011, 17:00
Спасибо, за такую сердечную поддержку и вразумление и науку. На мой взгляд- самое трудное в посте-это внутренняя борьба.Помоги нам,Господи,спасти души наша! Спаси, Вас Господи о.Андрей за тёплые,добрые слова.
Татьяна24 марта 2011, 16:00
Спаси Вас Господи! Ваша статья очень теплая, простая, искренняя и такая доходчивая! Тоже распечатаю для родных. Спаси Господи!
Анна24 марта 2011, 15:00
Очень хорошая статья. Для меня многое стало яснее теперь. Спаси Бог!
Александр24 марта 2011, 15:00
Спаси Господи братья и сестры! Отец Андрей как всегда все правильно и душевно написал. Спаси его Господи! А еще Пост как скальпель в руках опытного хирурга - вскрывает душевные гнойники, которые ты в сытом состоянии и не увидишь то. Дай Господи нам всем сил и терпения достойно пройти Великий Пост и дождаться Светлого Твоего Воскресения! Аминь
Наталья Прокопьевна24 марта 2011, 13:00
Простите и благословите. Пост не чувствуется сейчас на 3ей седмице, хоть ем постное, но неумеренно, на работе хоть отказалась от чая...а так радостно было воздерживаться от пищи на 1 неделе. Как точно положено питаться, когда сухоядение ? Горячее только в выходные ? Вот устыдилась, пойду помолюсь. Телевизор не смотрю, но от компьютера не могу отказаться, еще переписка, но ведь это тоже нужно, потому что нужно примириться с человеком...чай сколько раз можно пить ? Понимаю, что слабым может быть послабление. Но ведь и радость отнимается... Простите пожалуйста, благодарю.
Лариса24 марта 2011, 11:00
Низкий поклон за такую душевную, поучительную, добрую статью, особенно во время поста. Лишний раз хочется взглянуть на себя со стороны, проверить себя, увидеть свое несовершенство, свою греховность. Статья такая сердечная. Прочтя ее ощущаешь, что ты побывал на беседе у отца родного, что он еще раз поддержал тебя, показав по какому пути надо продолжать идти дальше - путь к Спасению! Обязательно распечатаю статью и дам почитать своим детям, близким, знакомым. Спаси Вас Господи!
Наталия24 марта 2011, 10:00
Благодарим автора, читали вслух для вразумления и исправления. Написанное с любовью к ближнему всегда оставляет в сердце след.
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке