Признаки подлинного смирения

Брат: Я припоминаю, преподобный отче, что когда-то слышал, как вы говорили, что одно дело — смирение, а другое — знание себя. Потому очень просил бы вас сказать мне, если у вас еще есть время, каково различие между знанием себя и смирением, потому что мне кажется, что они одно и то же. 

Старец: Так как ты вспомнил и об этом, то знай, что знание себя не то же, что смирение, но только ступень смирения. Чтобы понять это лучше, послушай святого Исаака Сирина, который говорит: «Не всякий, кто спокоен по природе, или благоразумен, или кроток, достиг уже ступени смиренномудрия. Но и того, кто пребывает в памятовании о своих падениях и полагает, что он смирен в мыслях, пока он не сокрушит своего сердца, вспоминая о них, и не низведет свое сердце и ум из помыслов гордыни, мы не сочтем смиренномудрым, хотя все это и достойно похвалы. Потому что у него еще есть помысел гордыни, и он не стяжал смирения, а только неким образом приближается к нему. Но истинно смиренномудрый — это тот, кто имеет в себе сокрытым что-либо достойное гордости, но все же не гордится, а считает себя землей, и прахом, и пеплом»[1].

Посему, брат Иоанн, как видишь, одно дело — смирение, а другое — знание себя. Кто достиг ведения своих грехов и немощей, тот смиряется в своих грехах и немощах. Но это не смирение, а знание себя! В то время как истинно смиренный смиряется по правде. То есть, имея все добродетели, считает себя ничем.

Брат: Прошу вас, преподобный отче, объясните мне, как кто-либо смиряется в грехах своих и как — по правде?

Старец: Но разве ты еще не понял, брат Иоанн? Мы ведь об этом и говорили. 

Брат: Я понял, преподобный отче, но не вполне хорошо. Потому прошу вас, расскажите мне еще раз об этом. 

Старец: Вот, брат Иоанн, как смиряется кто-либо в грехе: когда человек вспоминает о своих грехах, которыми он огорчил Бога, и при этом воспоминании к нему приходит раскаяние и великая скорбь, и он начинает сетовать и плакать с болью сердечной пред Богом, и от этого великого раскаяния и плача смиряются его ум и сердце. Так смирился евангельский мытарь, вспоминая о своих грехах: стоял поодаль в церкви, то есть позади всех, не смел даже глаз своих поднять к небу и, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне, грешнику! (Лк. 18: 13).

Посему, как видишь, брат мой, не совершенным смирением угодил мытарь Богу, но он оправдался пред Ним через знание себя. Но, как мы говорили и прежде, это знание себя не есть истинное смирение, а только одна из его ступеней. А истинное смирение есть только у тех, кто смиряется по правде, то есть только у тех, кто исполнил заповеди Божии и все добродетели, и все же считают себя непотребными рабами, как сказал Господь (см.: Лк. 17: 10). Таким был великий апостол Павел, который был восхищен до третьего неба и считал себя меньшим из всех святых (см.: Еф. 3: 8). Таким был блаженнейший патриарх Авраам, который после стольких добродетелей считал себя прахом и пеплом (см.: Быт. 18: 27), а также многие другие святые и праведники Божии.

Итак, теперь, думаю, ты понял, брат Иоанн, как смиряется кто-либо по правде и каков смиряющийся в грехах.

Брат: Преподобный отче, я попросил бы вас сказать мне, каковы признаки, по которым можно было бы распознать человека, имеющего истинное смирение?

Старец: На этот вопрос братства твоего послушай не мой ответ, но святого и божественного отца Ефрема Сирина, который говорит так об отличительных чертах человека, имеющего истинное смирение: «Он считает себя окаяннейшим из всех грешников, и что он ничего хорошего не совершил пред Богом; порочит себя во всякое время, и на всяком месте, и во всяком деле; не осуждает никого и даже не думает, что на земле есть кто-нибудь окаяннее и ленивее его; всегда хвалит и прославляет всех; он не судит, не презирает и не говорит плохо ни о ком и никогда; без повеления или без необходимости не говорит ничего и молчит всегда; а когда бывает спрошен, не хочет ли он сказать или ответить что, он делает это тихо, и редко, и как если бы его принудили к тому, и говорит стыдясь; не спорит ни с кем ни о вере, ни о чем-либо другом, и если хорошо скажет кто-нибудь, говорит и он так же, а если плохо скажет кто-нибудь, говорит и он так же, а потом добавляет: “Ты знаешь”; всегда взор его опущен долу; он имеет перед глазами смерть; не размышляет попусту или о суетном и никогда не лжет; не противоречит тому, кто выше его; переносит с радостью оскорбления, клевету и лишения; ненавидит отдых и любит труд; не возмущает никого и не ненавидит никого. Таковы признаки и ведение истинного смирения. И блажен тот, кто имеет их, ибо он соделался обителью и храмом Божиим, и Бог вселился в него, и воином он стал Царства Небесного. Аминь»[2].

Итак, брат Иоанн, из этих свидетельств святого и божественного отца Ефрема Сирина, заслуживающих всяческого доверия, мы можем узнать во всех подробностях, каковы отличительные черты имеющего истинное смирение. И блажен тот, кого Бог удостоит в жизни сей этого блаженного духовного состояния, потому что таковой уже теперь перешел от смерти к жизни.



[1] Ср.: Там же. Слово 53. С. 369.

[2] Ср.: Св. Ефрем Сирин. Слово 125. О смиренномудрии // Св. Ефрем Сирин. Творения: В 8 т. М., 1994. Т. 3. С. 397.

Архимандрит Клеопа (Илие)
Перевела с румынского Зинаида Пейкова

23 марта 2011 г.

Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Комментарии
Олег28 февраля 2014, 10:00
Смирение от Бога,вообще- все от Бога,нашего ничего нет.А дабы не впасть в гордыню, что уже чуть чуть смиренней стал, надо вменять себя ни во что, причем до последнего издыхания искренне считать себя ничтожеством.Без Бога, мы ничто и есть!
Ал16 февраля 2014, 00:00
Самое сттрашное что каешься, хочешь не совершать, а все как то поповорачиывается так что снова нарушаешь и появлются мысли как так можно, зачем лгать что не повторишь, если уже видел что срываешься...
Георгий14 марта 2013, 16:00
Продолжение... Однажды я прочитал слова одного батюшки: поиск Христа. Эти два слова точно выражают стремление человека соединиться с Богом, потому что однажды вкусивши благодать, человек без нее уже не может жить, потому что чувствует, что без этой благодати он мертвый. В этом поиске Христа человек буквально цепляется каждой мыслью и каждым чувством за Христа, только бы угодить ему, только бы умолить его прийти и утешить страдальца благодатью Своей Любви. Человек в этот момент рассматривает и оценивает внутреннее состояние своей души и старается отсеять то, что может быть противно дорогому Гостю, которого жаждет его душа. Невозможное человеку возможно Богу.
Георгий14 марта 2013, 16:00
"Евгений: Жаль здесь не описаны способы, как достичь такого смирения," Смирение дается Богом. Это дар за труды в добродетелях, ради Христа делаемых, за стремление к Богу. Человек не может сгенерить смирение собственными усилиями. Нет у него таких сил. "Без меня не можете творить ничего", сказал Господь в Евангелии. Человек - сосуд, в котором пребывает либо Дух Святой, либо противоположные Ему духи. Свято место пусто не бывает. Как пчела не влетит в смрадный сосуд, так и Господь не войдет в неочищенную от страстей душу. Когда человек потрудится очистить себя от страстей (а этот процесс длится всю жизнь), тогда Господь войдет в сердце человека, тогда и смирение появится, и слезы умиления польются сами собой, и обиды со злопамятностью рассеются, и каждый ближний будет видеться иконой, прекрасным творением Божиим, и славословия Богу будут вырываться из груди: слава тебе, Боже! Продолжение следует...
Георгий14 марта 2013, 15:00
В догонку... Смирение еще и в том, что надеяться не на себя (и из-за этого по причине своей немощи считать свое спасение недостижимым и впадать от этого в уныние), а на силу и милость Божии. Господь ценит благочестивые немерения и стремление их реализовать, даже если они по объективным причинам не реализовались.
Георгий14 марта 2013, 15:00
"Артём: Любой путь начинается с первого шага..." И дорогу осилит идущий. С Божьей помощью. А помилованы мы можем быть не по своим делам, а по милости Божией. А усердие в добродетелях - труд по стяжанию милости и благодати Божиих. Как очищается грешник? Через покаяние в таинстве причастия Тела и Крови Христовых. И очищает Господь человека не только от самого греха, но со временем и от склонности к нему. Усилие от человека, а сила от Бога.
Евгений15 января 2013, 07:00
Жаль здесь не описаны способы, как достичь такого смирения, но я предпологаю, что применяя эти признаки смирения в жизни, они могут войти в привычку. Но и тут можно впасть в гордыню и уже посчитать себя смиренным, а на самом деле не быть таковым, потому как не будет главного признака смирения - сокрушения сердца о свомх грехах. А как этому научиться? - вот что хотелось бы знать. Надо почитать у святых отцов.
Маруся10 декабря 2012, 08:00
Невозможное человеку, возможно Богу!
лидия 4 апреля 2012, 08:00
да...,а мы тут спорим на сайтах доказывая друг другу "правду" православную
ЛЮДМИЛА 4 апреля 2012, 00:00
Сердечно благодарю.за объяснение,что такое СМИРЕНИЕ помоги мне ГОСПОДИ всё этого достичь.ОЧень понравилось!
Алексей, г. Ставрополь26 марта 2011, 11:00
Спаси Господи за рассказ! р. Б. Фотинии: "человекам не всё возможно, Богу же возможно всё" (Мф. 19,26). Помогай нам Господь!
Владимир25 марта 2011, 00:00
Хорошо рассказано, и, изложено, спасибо переводчику.
З. Пейкова24 марта 2011, 21:00
Валентине. Вот еще один фрагмент из той же книги отца архимандрита Иоанникия Бэлана: "А когда пришло время дать ему монашеское имя, по Промыслу Божию один отец, близкий к игумену, а именно схимонах Николай, сказал: — Отец настоятель, дайте ему имя Клеопа, потому что нет у нас ни одного монаха с этим именем! — Хорошо говоришь, отец Николай! Затем настоятель возвестил: — Брат наш монах Клеопа постригает власы главы своея во имя Отца, аминь; и Сына, аминь; и Святаго Духа, аминь. Рцем о нем: Господи, помилуй!"
Валентина24 марта 2011, 19:00
Ув.З.Пейкова, спасибо Вам за информацию. Я живу в Молдове и все печатные издания которые я читала на румынском были подписаны: Архимандрит Илие (Клеопа). Здесь его по другому и не воспринимают...:).
З. Пейкова24 марта 2011, 11:00
Валентине. К сожалению, Вы ошибаетесь. Отца Клеопу так и зовут - Клеопа, в Святом Крещении он назван был Константином. Фамилия же его - Илие (по-русски Илья). Вот отрывки из готовящейся к выходу в свет книги о старце Клеопе: "Александр Илие, отец старца Клеопы, родился в 1871 году,12 сентября" "Анна Илие, мама отца Клеопы, родилась 10 октября 1876 года" Братьев старца Клеопы звали: послушник Василий Илие, монах Герасим (Илие)и т.д. Их было десять детей.
Евгений23 марта 2011, 22:00
все постижимо не сразу, но можно,главное идти по этому пути и он приведет куда нужно
Валентина23 марта 2011, 22:00
Заметка переводчику: Отца Архимандрита зовут Илие, фамилия Клеопа - Архимандрит Илие (Клеопа)
игорь23 марта 2011, 20:00
Слава Господу за все !
Артём23 марта 2011, 19:00
Любой путь начинается с первого шага...
елисавета23 марта 2011, 18:00
да недостижимо. ощущение собственной глубокой порочности и грязи внутри, ввек не отмыться...
р.Б.Фотиния23 марта 2011, 17:00
Как хорошо рассказано и насколько же недостижимо...
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке