Так будет и сегодня, и завтра, и всегда

Беседа со Святейшим Патриархом Сербским Иринеем

История близких отношений Сербской и Русской Православных Церквей исчисляется столетиями. На протяжении веков два братских народа связаны духовным единством. Испытания постигшие их в прошедшем веке тоже очень похожи по своей природе. Тысячи сербских и русских новомучеников явили миру подвиг свидетельства верности Христу и Его Церкви. Их жертва стала залогом нашего общего духовного возрождения. Об этом мы беседуем со Святейшим Патриархом Сербским Иринеем.

***

Загрузить увеличенное изображение. 492 x 656 px. Размер файла 287557 b.
 Святейший Патриарх Сербский Ириней. Фото:Православие.Ru/иером.Игнатий (Шестаков)
Святейший Патриарх Сербский Ириней. Фото:Православие.Ru/иером.Игнатий (Шестаков)
– У Русской и Сербской Церквей, как наиболее близких Православных Церквей, наблюдается очень много общего, когда они свидетельствуют о Православии в современном мире. С какими наиболее острыми проблемами они сталкиваются в деле этого свидетельствования?

– Два наших народа и в далеком прошлом, и в новейшей истории были очень близки. И наша Церковь всегда была очень близка Русской Православной Церкви. Наши отношения всегда были искренними и дружескими. Ведь наши языки похожи, а Церковь – одна, Православная. И мы, как небольшой народ и как меньшая Церковь, всегда смотрели на Россию как на свой народ, а на Русскую Церковь – как на нашу Церковь. Это, кстати, проявилось и в том, что одно время обучение наших будущих священнослужителей проходило, в основном, в России – в русских духовных академиях. Откуда наши студенты возвращались к своему народу не только с хорошим знанием русского языка, но и наполненные богатейшим опытом Русской Церкви.

Так было в прошлом, и, надеемся, так будет и сегодня, и завтра, и всегда. Мы принадлежим к семье славянских народов, в которой для нас русский народ – самый близкий. И это помимо своего влияния, помимо всего того, что Русская Церковь дала нашему народу. Особенно в тяжелые времена турецкого ига. Тогда вся наша надежда была на помощь России. Мы ожидали помощи и в освобождении.

В новое время мы никогда не можем забыть значение императора Николая II, когда Сербия была в очень тяжелом положении, когда стоял вопрос быть или не быть, тогда русский император занял позицию, которая спасла нас от катастрофы. Сказав, что если союзники не спасут сербский народ, сербскую армию, то Россия примет ответные меры.

Так что мы чувствуем эту теплую защиту русского народа и помощь в прошлом и, естественно, сегодня. И нас особенно радует, что русский православный народ – самый многочисленный православный народ – преодолел свой катарсис, свои испытания, которые были и у нас. Только у русских это было намного более трагично, чем у нас.

Сейчас Россия должна стать тем, чем она была в самый великий период своей истории. И на это – вся наша надежа. И не только наша, но, думаю, и всех Православных Церквей, и всего христианства.

Время, в которое мы живем, не слишком к нам – к Церкви, к христианству вообще – расположено. Поэтому совершенно необходимо сближение православных народов, особенно нас – славянских народов. Сближенные, соединенные, мы легче будем сопротивляться всем испытаниям и искушениям современности.

И Церковь своим учением, своей этикой, своей жизненной философией должна указать миру, как практически ввести в человеческое сообщество те этические и мировоззренческие понятия, которые должны стать основой для более стабильной и счастливой жизни наших современников.

– В Русской Церкви, и Святейший Патриарх Кирилл об этом постоянно говорит, очень важное место отводится прославлению подвига новомучеников XX века, которые пострадали от богоборческого режима. Мы знаем, что и в Сербской Церкви достаточно было мучеников, пострадавших от коммунистов. Какое значение придается в Сербии прославлению подвига этих исповедников? Что они значат для свидетельства о Православия в XX веке и, в первую очередь, для молодежи?

– К сожалению, сербский народ, как и русский, в Первую мировую и во Вторую мировую сильно пострадали. И у нас есть большое число святых мучеников, которые были истинными свидетелями и страдальцами за свою веру. Особенно в наших западных краях, где люди страдали только за то, что принадлежали к своему народу и были православными. Эти страдания были принесены и христианами, и нехристианами в трагический период, когда наш народ был на грани истребления. Но многие в то время просияли светом своей веры.

Мы можем вспомнить среди сотен страдальцев за православную веру одного старца – Вукашина из села Клепац в Герцеговине, который спокойно шел на смерть и понимая, что его ждет, понимая что он осужден стать жертвой. Он принял это как волю Божию и, отвергнув свою волю, спокойно пострадал. Его спокойствие и мирное выражение его лица раздражало палача, и тот заставлял старца прокричать какой-нибудь лозунг. Но Вукашин ему отвечал: «Дитя, делай свое дело». Это только один пример из бесчисленного множества.

И у нас и у вас есть много мест, где страдали христиане – представители наших народов. Мы знаем, что происходило у вас на Соловецких островах.

Это было время величайшего страдания христиан, это, может быть, было даже ужасней, чем в первые века христианства. Это было время великих страданий, великих испытаний, но и время великого укрепления веры. Я верю, что Церковь в этих страданиях укрепилась, и это проявилось в жизни как русского, так и сербского народа: из тех страданий Церковь вышла намного более сильной, укрепилась народная вера.

И мы верим, что святые мученики, страдальцы за веру, предстоят сейчас пред лицом Божиим, молятся за нас, помогают нам преодолеть этот период всеобщей глобализации, как и они преодолели время своего страдания.

– Вы недавно побывали на Косово. Какое там сейчас положение?

– Мы говорили о страданиях, которые были в прошлом, но, к сожалению, и сейчас продолжается время великих страданий. Народ, оставшийся там, подвержен постоянной опасности, страдает от нестабильности. Люди не уверены, что могут безопасно выйти из своих домов, выйти на свои нивы. Многие, работая на своих полях, заплатили за это своей жизнью.

Абсолютный хаос царствует на тех просторах. И в похвалу оставшихся в Косово людям, и в благодарность Богу можно сказать, что Господь дает им силы, чтобы они оставались там, хранили свои дома, свои кладбища, свои святыни, свои церкви и монастыри. Большое число людей хотело бы вернуться в Косово, но вся эта нестабильность и невозможность нормальной жизни мешает им это сделать. Возможно, настанут лучшие времена, более безопасные, и тогда многие люди вернутся.

Но действительность такова, что люди там живут в постоянном страхе страхом, и многие заплатили за право оставаться на своей земле свой жизнью именно в то время, когда туда пришли европейские силы, чтобы стабилизировать положение в Косово и охранять тамошних жителей. Людей тогда пострадало значительно больше, чем в предшествующий период, до прихода миротворческих сил. Это трагедия.

В современной Европе нет сейчас такого народа, который страдает больше, чем наш народ в Косово.

С патриархом Иринеем беседовал Борис Костенко

8 апреля 2011 г.

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • В четверг — лучшие тематические подборки, истории читателей портала, новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Комментарии
Михаил 5 мая 2011, 00:00
Входя в синагоги и проповедуя там,- Господь наш, Иисус Христос, устремлял любовь, веру и надежды на горделивых, тщеславных и заблудших представителей народа Израилева. Кто мы такие, чтобы понять, в чем промысел Божий, вводящий иерея в синагогу, - не тот ли еще горящий уже более двух тысяч лет огонь всепроникающей любви..., которой мы пытаемся научиться, ею пропитаться. Не будем смиренны, братья, перед историей, но станем строги и непримиримы к себе... Любви всем и терпения
Жељко Савић22 апреля 2011, 23:00
Россия находится в сердце каждого истинно сербские
Игорь Иванович17 апреля 2011, 00:00
Обратите внимание-красивые правильные слова из уст православного Архиерея, а в жизни еще убедительнее и красивее. Но поступки и идеология - вызывающе антиправославные и антисербские. Папу римского сербы не просто не любят, просят его даже не вспоминать вслух-столько горя католики принесли сербам. Описание зверств католических кардиналов, священников, монахов и монахинь по отношению к сербам может повредить психику. Приезд папы может закончиться вторым Сараево (1914). Народ сербский страдал пять веков под игом турецким, а затем папа последнее столетие пытается уничтожить даже слово - СЕРБИЯ. Жаль этого Иринея и всей его команды, сомневаюсь любит ли их кто-нибудь на земле?!
Димитрий14 апреля 2011, 20:00
этот человек ханукальные свечи в синагоге зажигает/ Волки в овечьей шкуре. Забыл как усташи с благословения латинян 800 тысяч сербов с гитлером в 1941-45 гг угробили, он папу в Сербию зовет. Господи помилуй!
Всеволод Перетятков14 апреля 2011, 12:00
Пошли Господи процветания! И Сербии, и России, да и Другим Народам! ... От всего сердца!
Сергей Владимирович10 апреля 2011, 22:00
В своей жизни ни разу не видел сербов, но когда происходили события в 90-х годах в Сербии, готов был сам с оружием воевать. К сожалению, сербский народ как и русский за 100 последних лет отошел от Истины. От осознания своего отпадения от Бога будет зависит желаемое единство, братство наших народов. И я уверен, что это будет, потому что об этом пророчествовал Серафим Саровский. Мы ещё пока мало похлебали западной баланды, для того чтобы очнуться как евангельский блудный сын.
miroslava 9 апреля 2011, 00:00
Cпасибо за статью. Помоги Господи Сербскому народу, избав их от лукавого.
Сергий 9 апреля 2011, 00:00
Спасибо Святейшему Иринею за такое интервью и такие слова. Будет на то воля Господа и наши народы укрепятся в вере, мире и взаимной дружбе. Храни Господи сестер Сербию и Россию и их братские народы.
Станислав 8 апреля 2011, 21:00
Такое впечатлление, что это два разных человека. Патриарх Ириней, говорящий возвышенные и правильные слова здесь - одна личность; а патриарх Ириней, возжигающий свечи в синагоге и тем самым попирающий строгие запреты святых отцов - другая. Или это банальная двуличность?
Юлия 8 апреля 2011, 20:00
Спасибо
Мераб 8 апреля 2011, 16:00
Спасибо за статью. Спаси Господи единую Сербию и мужественный сербский народ !
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке