Хорошо умереть на Пасху

18 апреля — день убиения оптинских иноков

Источник: Русский дом

В Пасху Христову как победители мы стоим уже во вратах вечности. Но впереди ещё путь. Если мы будем отвергаться своей воли, ища воли Божией, Воскресший Христос будет с нами. Если мы будем следовать своим желаниям, Пасха оставит нас. Святые отцы говорят, что самое большое наказание для человека, когда Бог оставляет его своей воле.

Пасха даётся нам, чтобы жизнь наша стала пасхальной. Если мы не примем свет Пасхи во все наши дни, как служение Богу и людям, наша жизнь будет безполезной. Если мы хотим, чтобы благодать Пасхи Христовой снова и снова возвращалась к нам, желание, решимость такого служения должна определять наш путь. Пасха приходит Крестом, и мы должны умереть для себя, чтобы стать живыми, чтобы другие могли жить. Христос говорит: «Не бойтесь погубить душу свою в этом служении». Кто исполняет такое служение, тот душу свою спасает для Пасхи вечной. Если мы будем хранить в нашей памяти этот завет, мы будем жизнью своей осуществлять Пасху, и всё суетное и мелочное, пустое и греховное будет исчезать как дым. Всё будет заполнять свет Воскресения.

Об оптинских новомучениках иеромонахе Василии (Рослякове), иноках Трофиме (Татарникове) и Ферапонте (Пушкарёве) написано уже немало. Особенно известна книга «Пасха красная». Что подвигло этих молодых людей в наше время принять монашество? Все трое имели незаурядные дарования и могли прекрасно реализовать их, оставаясь верующими, в миру или даже служа Церкви в священном сане. Отец Василий успешно окончил факультет журналистики МГУ и институт физкультуры. Ему был дан дар слова, он писал хорошие стихи, обладал прекрасным голосом. Он был мастером спорта международного класса, капитаном сборной МГУ по ватерполу, членом сборной СССР. У отца Ферапонта, лесника по образованию, был и художественный талант. Он был столь искусен в резьбе по дереву, что даже профессиональные художники учились у него. А отец Трофим был настоящим русским умельцем, мастером на все руки. Неслучайно в монастыре он нёс послушания старшего звонаря, пономаря, переплетчика, маляра, пекаря, кузнеца, тракториста.

Чем же увенчалась жизнь этих иноков? Все трое братьев были убиты на Пасху, исполняя послушание: звонари отец Трофим и отец Ферапонт — во время пасхального звона, отец Василий — по дороге на исповедь в скит. Первым, мгновенно, был убит отец Ферапонт. Следующий удар был нанесён отцу Трофиму, который всё же смог после этого ударить в набат и поднять по тревоге монастырь. Тем же мечом с гравировкой «сатана 666» был смертельно ранен отец Василий. Умирающего перенесли в храм, положив возле раки мощей преподобного Амвросия. Целый час уходила из него жизнь. Все его внутренности были перерезаны. В таких случаях люди кричат от боли. Отец Василий молился. И с ним молилась, заливаясь слезами, Оптина. А на его лице, как сказал на панихиде духовник монастыря, уже отражалась пасхальная радость.

Почему поступают в семинарию, принимают монашеский постриг, становятся священниками? Существует призвание свыше, когда блеснёт однажды душе человеческой свет Пасхи Христовой, ни с чем не сравнимый. Всё заключается в том, чтобы всегда следовать за этим светом. Потому что, как свидетельствует преподобный Макарий Великий, один из основателей монашества, он знал немало таких, кто был чрезвычайно облагодатствован Господом, а потом пал самым жалким образом.

Оптинские мученики напоминают нам о двух самых главных вещах: о верности дару Божию даже до смерти и о том, что верность обретается всежизненным покаянием. Потому что в покаянии, как и в мученичестве, — полнота исполнения заповедей Божиих. Эти иноки как бы говорят всем нам: «Будем мудрыми и безумными, как настоящие христиане». Почему безумными? Потому что быть христианином значит жить одновременно в двух временах — в настоящем и в вечности. Когда мы молимся у их могил в Оптиной, Господь нередко дает нам пасхальное утешение, чтобы мы возрастали в понимании и внимании к тому, как надо строить нам нашу жизнь.

В размышлении об оптинских мучениках не забудем этого слова — Пасха, которое означает «переведение, переход». Бог дал нам время, чтобы мы обрели на него вечность. Вечную Пасху. Пасха — это любовь Христова. Кто причастился Пасхе, тот будет всегда учиться Христовой любви. Если мы хотим научиться любить нашего ближнего как самого себя, жить по заповедям Христовым, это непременно приведёт нас в Гефсиманский сад, где Христос молился за весь мир. Или к звоннице Оптиной пустыни, где молитва у Креста Христова соединяется с пасхальной победой. И нам откроется тайна Крестной заповеди на подлинной глубине.

По той же самой причине путь монашества — весь сугубое покаяние. Неужели монахи больше всех согрешили и нуждаются больше всех в покаянии? Мы знаем, что Воскресением Христовым всему миру даётся благодать покаяния. Вовсе необязательно, чтобы это были грубые грехи, которые, по слову апостола, не должны даже именоваться у нас. Разумеется, лучше не допускать греха, но покаяние как пламя может очистить душу всякого человека и восстановить всё потерянное. Эти трое иноков были истинными монахами — молитвенниками и аскетами. Они как бы предчувствовали свою скорую встречу в вечности с Господом и готовились к ней очищением сердца последним в своей жизни Великим постом. Особенно в течение Страстной Седмицы, которая вся, как на исповеди, — предстояние перед Крестом и Евангелием. Незадолго до смерти инок Трофим сказал своему другу: «Ничего не хочу — ни иеродиаконом быть, ни священником. А вот монахом быть хочу — настоящим монахом до самой смерти». «За несколько часов до убийства во время пасхального богослужения у меня исповедовался инок Ферапонт, — рассказывает иеромонах Д., — я был тогда в страшном унынии, и уже готов был оставить монастырь, а после его исповеди вдруг стало как-то светло и радостно, будто это не он, а я сам поисповедовался: “Куда уходить, когда тут такие братья!” Так и вышло: он ушёл, а я остался» («Пасха красная»).

Покаяние не имеет конца на земле, потому что конец покаяния будет означать наше уподобление Христу. «Если мы не во всём уподобимся Ему, как можем мы быть вечно с Ним?» — вопрошает преподобный Симеон Новый Богослов. Это невозможно ни для Него, ни для нас. Но Пасха Христова открывает нам путь любви и покаяния, смирения и терпения. И другой Богослов — возлюбленный ученик Христов Иоанн говорит: «Когда увидим Его, будем подобны Ему». А апостол Павел свидетельствует: «Если Христос не воскрес, мы несчастнее всех человеков». Почему? Потому что любовь Христова в этом мире всегда распятая. Кто идёт путём покаяния, у того жизнь будет непрестанным страданием и всё большим приобщением Кресту, которым приходит радость всему миру. Оттого что Бог есть любовь, а не потому что с помощью Божией легче жить, становятся христианами. В христианской жизни мы счастливы только из-за Христа, сознанием того, что Он — Истина, и более не из-за чего другого. Поистине монашество — добровольное мученичество, но высшая милость и честь — пострадать за Христа даже до крови. Отец Василий (Росляков) сказал незадолго до мученической кончины: «Я хотел бы умереть на Пасху под звон колоколов». А инок Трофим ещё до поступления в монастырь говорил: «Хорошо тем людям, которые приняли мученическую смерть за Христа. Хорошо бы и мне того удостоиться». Кажется, мы слышим сквозь их последний вздох: «Господи, и мне это дано?», как бы перекликающийся с восклицанием праведной Елисаветы при её встрече с Божией Материю: «Откуда мне сие?»

Место погребения Оптинских новомучеников. Фото: А. Поспелов / Православие.Ru Место погребения Оптинских новомучеников. Фото: А. Поспелов / Православие.Ru

Мы сознаём, как далека наша жизнь от святости этих мучеников. Но они говорят всем ищущим Господа: «Не бойтесь». Не следует сравнивать себя ни с кем. Каждый из нас, как бы ни был он мал, велик перед вечностью. Бог хочет установить с каждым человеком единственные и сокровенные отношения.
Неудивительно, что многие сегодня из тех, кто стремится, по слову апостола, сражаться до крови, подвизаясь против греха, обращаются за помощью к ним. Они победили Пасхой Господней, которая дала им вечную жизнь. До скончания века, до Второго Пришествия Христова будет идти сражение сил зла против сил любви, сил тьмы против сил света. Это сражение становится особенно ожесточённым после Воскресения Христова. Напряжение его будет возрастать по мере приближения Дня Господня — всеобщего воскресения мёртвых. Можно даже усомниться порой в конечном исходе — так силы зла возобладают в мире. Но Воскресение Христово, Его победа над смертью ясно показывают, что силы любви решительно восторжествуют.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Комментарии
Лариса18 апреля 2016, 22:50
Не надо сравнивать конфессии- это политика,надо учиться быть друзьями и учиться лучшему друг у друга.Это очень трудно и порой практически невозможно.Помогите нам в этом оптинские мученики иеромонах Василий,иноки Трофим и Ферапонт! Упокой,Господи,души усопших раб Твоих! Вечная память! Вечная память! Вечная память! Нам только остается молиться чтобы мир стал лучше и добрее и в первую очередь учиться этому самим! Спаси Господи!
Оксана18 января 2014, 10:15
Слава Богу за все!
Елисавета30 октября 2013, 00:43
Спаси Господи вас!xорошая статья!я об убиеных братиях узнала в очень трудный период моей жизни.Прочитала книгу о них просила у них помощи и они всегда помогали мне.Особенно чуствую их помощь в духовной жизни.Сколько чудесных случаев было у меня по их святым молитвам.Они стали очень дороги моему сердцу.Со святыми упокой Христе души раб Твоих!иеромонаха Василия,инока Трофима,инока Ферапонта!и их святыми молитвами спаси нас грешных!
Татьяна23 октября 2012, 10:55
Спаси Господи за статью.
В том, что Иеромонах Василий, инок Трофим, инок Ферапонт помогают в самых разных житейских обстоятельствах убедилась многократно на своем опыте. Когда была в Оптиной Пустыни возле их могилок ощущала поистине Пасхальную радость.
Мне кажется, что в их лице, мы грешные, получили заступников и молитвенников перед Господом и их прославление в лике святых всего лишь вопрос времени.
Пример иеромонаха Василия, инока Трофима, инока Ферапонта учит нас, что спасение возможно в любых жизненных условиях и любых обстоятельствах.
Алена29 апреля 2011, 13:08
Уважаемый Валерий,

В Вашем комментарии сквозит недовольство - почему убивают христиан, а не мусульман, мол, пусть лучше их, чем нас.

Знаете, когда убили оптинских братий один из насельников Оптиной пустыни прославил Бога за такую милость. Наверное, кто-нибудь подумает, что благодарить Господа за такое поистине зверское убиение - это иррациональный поступок.
Да, мы печалимся о случившемся, но вместе с тем мы не должны забывать, что несмотря на всю свою горечь мученичество оптинских братий - это Божия благодать и милость и к ним, и к нам. Они обрели долгожданные венцы Царствия Небесного и встретили Господа, к которому шли всю свою жизнь, а мы, живущие в этом мире, в их лице получили новых заступников и молитвенников за нас. Я, например, поминаю оптинских иноков в своих ежедневных молитвах, а о. Василий для меня как родной.

Пожайлуста, не думайте, что христиане лучше мусульман во всех отношениях, поэтому они должны жить, а мусульмане умирать. У меня много друзей среди мусульман и это - добрые, совершенно открытые и искренние люди, которые заставляют меня удивляться красоте их сердец. А не на сердце ли зрит Господь? Если сердце христианина, живущего нерадиво, темно, то не мусульманина ли с чистым сердцем приимет Господь?

Не думайте, что убивают только христиан. Посмотрите на Палестину. Там каждый день одинаково страдает и умирает мусульманин и христианин, стоя плечом к плечу.
Валерий25 апреля 2011, 11:28
Георгий, что здесь непонятного? Нам нужно учиться защищать свою веру. Учиться у тех же мусульман, допустим. А не отговариваться от этого нужного и благого дела, такими понятиями, как политкорректность, пацифизм или той же толерантностью( между прочим все эти понятия не имеют под собою христианских корней).
Оля24 апреля 2011, 21:28
Инок Трофим, Инок ферапонт, иеромонах Василий помогите мне!!!
Ирина22 апреля 2011, 12:12
Спаси, Господи, о. Александра. Как всегда все четко и ясно. Слава Богу!
Александр19 апреля 2011, 21:57
"Что-то я не слышал, чтобы сатанисты убивали мусульман"

Это подтверждает, что в христианстве то-есть в Христе истина. Против истины выступает противный.
Наталия19 апреля 2011, 15:07
Господи, да Святится имя Твое!Молитвами оптинских новомучеников иеромонаха Василия, инока Трофима, инока Ферапонта, помилу нас, грешных, и спаси! Автору низкий поклон за статью.
Иоанна19 апреля 2011, 13:09
из студенческого стихотворения Игоря Рослякова - убиенного о. Василия:

Я вдруг всецело проживу
Мгновенье вольного покоя
И как-то радостно умру
На людном перекрестке - стоя
Георгий19 апреля 2011, 00:38
Валерию: убивают врагов, причем, которых боятся. А Ваша мысль о толерантности непонятна.
Валерий18 апреля 2011, 21:04
Что-то я не слышал, чтобы сатанисты убивали мусульман, из-за своих оккультных соображений. Потому, что в исламском мире не знают, что такое толерантность...
Алексей18 апреля 2011, 20:10
На всё Воля Божия.Господи помилуй
Леван18 апреля 2011, 18:01
Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: иеромонаха Василия, иноков Трофима и Ферапонта, и прости им вся согрешения, вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×