Горькие плоды беспечности

Бога обмануть невозможно.

Этот мир с его духовными и материальными законами сотворили не мы с вами. Но если законы материальные мы учитываем, хотя бы ради соблюдения собственной безопасности, то законами духовными почему-то дерзко пренебрегаем. В результате калечим собственные души и души наших детей.

С каждым годом совершается все больше страшных, бессмысленных преступлений, отсылающих нас к таким глубинам человеческой души, что самая изощренная психиатрия только разводит руками.

Мы живем в состоянии жесточайшей войны, в которую волей или неволей вовлекается каждый. Это война ведется духами тьмы против людей, и самые жестокие преступления, самые мерзкие пороки, о которых мы слышим все чаще, – это проявление тайной, разрушительной работы бесов. И благодушие на этой войне означает лишь скорую гибель.

Именно об этой войне говорит апостол Павел: «Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» (Еф. 6: 12).

Верим мы в это или нет, но диавол действительно ходит как «лев рыкающий», ища, кого поглотить. Человекоубийца искони, он ненавидит человека за то, что тот сотворен по образу и подобию Божиему и, несмотря на самые чудовищные падения, покаянием может обрести утраченную благодать. Эта возможность покаяния, примирения с Богом особенно мучает бесов, потому что служит обличением их гордости – главного препятствия для спасения.

Душа призвана к освящению, к сознательной жизни в согласии с Богом. Но, имея свободную волю, человек может распоряжаться ею как во благо, так и во вред себе. Вот эту свободную волю и стараются склонить на свою сторону духи тьмы, чтобы ввергнуть человека в погибель. Цель бесов – осквернять и губить человеческие души, и «лучшие» их помощники в этом страшном деле – наши маловерие и беспечность.

Святые отцы подробно описали процесс вовлечения человека в грех и посредством греха в вечную муку. Бесы не ведают наши сердечные помышления, но они пристально следят за тем, на что человек обращает особенное внимание, к чему у него есть природное расположение. Один с детства упрям, другой сластолюбив, третий гневлив… Сами по себе эти качества не означают еще греховных наклонностей, ибо упрямство, решимость в преодолении трудностей – качество необходимое и в духовной жизни… Сластолюбие, в высшем значении этого слова, похвально, ибо ничто в мире близко не может сравниться со сладостью духовной, не зря мы восклицаем в акафисте: «Иисусе Сладчайший, спаси мя!» Здесь идет речь не о приторной душевности, но о стремлении к высшей духовной сладости, к живому общению с Богом… Даже гнев заложен в нас Творцом как действенное средство отвержения всего нечистого и греховного.

Замечая в человеке те или иные наклонности, бесы постепенно, тайно, через греховные помыслы и ощущения эти наклонности извращают и через них вовлекают человека в погибель.

Вот почему важно уже со школьной скамьи приучать детей к трезвению, к внимательному и сознательному отношению к внутренней жизни, к твердому пониманию: что есть добро и что есть зло. Всякий человек, независимо от пола, социального происхождения, способностей и характера, призван стоять на страже своего сердца. И то, что происходит в душе, должно быть оценено и осмыслено должным образом.

Итак, к нам непрестанно приходят греховные помыслы и ощущения, порой совершенно бессмысленные, дикие и пугающие. Так действуют на душу бесы – духи тьмы, и избежать их влияния не может ни один человек. Это влияние в святоотеческой литературе называется прилогом. Но какими бы мерзкими, гадкими и страшными ни были мысли и чувства, возникающие в душе, пугаться их не нужно. В самом прилоге еще нет греха, и за появление его в душе человек не несет ответственности перед Богом. Здесь самое время отвергнуть грех и все внимание обратить к Богу, потому что без молитвы, без помощи Божией ни один человек не в состоянии справиться с действием зла. Вы только вдумайтесь: бесы живут тысячи лет, ничего не забывают и постоянно совершенствуются в погублении людей. Они очень легко могут обмануть, запутать любого человека, даже самого умного, и в конце концов погубить его, потому что это и только это составляет их цель. Вот почему святые отцы говорят, что опасно даже задерживать внимание на греховных чувствах и мыслях, нужно сразу решительно отвергать их и всей душой обращаться к Богу. И другого пути нет!

Следующий этап вовлечения человека в грех называется сочетанием. Здесь уже действует сам человек, и действие это связано с греховным произволением. На этой стадии падения человек проявляет интерес к возникающим в его душе греховным образам, ощущениям и мыслям, обращает на них внимание, пугается, смущается от действия бесовских сил, начинает с ними собеседовать, спорить, запутывается и омрачается пуще прежнего… Или, наоборот, начинает сочувствовать этим помыслам, услаждаться ими… Все это начальная степень греха, незаметная для окружающих, а что хуже всего – не осознаваемая зачастую и самим человеком. Ничего не зная о действии бесов, человек попросту может не понимать того, что с ним происходит, и, сам того не ведая, продолжает вовлекаться в грех. Первый признак сочетания греху – это укоры совести. Нужно обязательно покаяться и исповедаться, если случилось посочувствовать греховным помыслам или, напротив, впасть в уныние, тоску от их действия.

Если человек проявил большую беззаботность и легкомыслие, если он уже прямо вступает в общение с греховными мыслями и ощущениями, соглашается с ними, то эта степень грехопадения называется сложением. Бесы как бы срастаются с человеком, а сам человек уже стремится, хотя бы и бессознательно, исполнить бесовскую волю.

Следующая степень – пленение. Это состояние, когда человек явно, в словах и поступках грешит, и хотя начинает понимать, что жизнь его разрушается по этой причине, но уже не может ничего изменить самостоятельно. На этой стадии человек так срастается с грехом, что без него не представляет своей жизни. Если он прекращает грешить, то весь мир кажется ему тусклым, бессмысленным и пустым. И даже когда человек пытается противиться, бороться с грехом, то падает снова и снова, доходя порой до нравственного изнеможения.

И последняя, самая опасная степень развития греха – это страсть. Человек уже в полном смысле сделался рабом греха, и этот грех влечет его к смерти. Больше того, через одержимого страстью человека бес старается погубить как можно больше людей. Так взрываются бомбы в метро, школьники расстреливают в классе учителей и товарищей, мужья убивают собственных жен и детей, а затем пускают себе пулю в висок… Примеров, увы, более чем достаточно.

Борьба с грехом неимоверно трудна, а последствия страстей всегда мучительны. И чем глубже в человеке укоренился грех, тем труднее от него избавиться. Но, по учению Церкви, наблюдение за собой и отсечение греховных прилогов не требуют крайних усилий. Это действительно «легкое бремя», и счастлив человек, который как можно раньше узнал и полюбил Бога и с Его помощью проводит жизнь внимательную и трезвенную.

Духовная война в разгаре, незримая брань кипит с небывалой ожесточенностью, и сотни тысяч людей гибнут в этой войне, а наши дети лишены элементарных навыков «гражданской обороны». И в этом, конечно, вина нас – взрослых.

Кажется, пора более чем серьезно говорить о введении в школе нового предмета: основы духовной безопасности.

Это не значит, что детишек нужно пугать рассказами о жестокостях той духовной войны, которая непрестанно ведется против человека; не значит, что нужно раскрывать ужасающие подробности этой брани… Но сам факт такой войны им должен быть известен уже с раннего детства, и по мере взросления надо раскрывать постепенно и реальные картины этой беспощадной брани, уносящей множество жизней, зачастую просто из-за незнания и беспечности.

В эту войну вовлечены все без исключения, и вопрос состоит только в том, в каком качестве – в качестве беспомощной жертвы или вооруженного воина, «препоясавшегося истиною… облекшегося в броню правды… надевшего шлем спасения… вооруженного щитом веры и мечем слова Божиего» (см.: Еф. 6: 13–17). И необходимость этой «милитаризации» – это не безумная прихоть церковников, но вопрос жизни и смерти, вопрос выживания в наше больное, безумное время. К слову, уже во время крещения человеку объявляется, что он стал воином Христовым, и только от нас зависит, насколько мы останемся верны этому высокому званию.

Может показаться, что наша цель – это воспитание в детях ожесточения, суровости и бесчувствия в отношении всего человеческого, душевного, но это не так. Цель Церкви – привить понятие о подлинной доброте, защитить детей, да и взрослых тоже, лишенных элементарных знаний о духовной войне, от гибели «по неосторожности». И цель духовного образования состоит именно в том, чтобы донести до ребенка простую истину: полноценная, здоровая и радостная жизнь возможно только в согласии, единстве с Богом! Он – благ, и слишком высока цена вопроса, чтобы позволять нашим детям постигать эту истину методом от противного. Лучше бы нам тогда повесили мельничный жернов на шею и ввергли в море…

Наш долг – научить детей блюсти чистоту души, а для этого само понятие чистоты должно быть опытно усвоено нами, взрослыми, и передано детям не только посредством слов, но личным живым примером. И времени для рассуждений и безбожных педагогических экспериментов у нас больше нет. Видя духовное разложение общества, пора уже перестать «изобретать велосипед» и обратиться к благодатному, животворящему опыту Церкви.

И давайте помнить: пока мы размышляем о том, надо или не надо учить детей основам духовной безопасности, с ними бесшумно и незаметно для окружающих, в уме и чувствах ведется разрушительная работа, с ними беседуют те, кого мы даже не видим, но кто сознательно ищет и, к сожалению, находит средства к погибели. Бесы присматриваются, терпеливо подбирают к нашим детям «индивидуальный подход», вступают с ними в тесную дружбу, а затем… А затем наши дети выпрыгивают из окон, погибают от передозировки, оказываются на скамье подсудимых… И все недоуменно восклицают: «Как же такое могло случиться?!»

А вот так… Из-за нашей беспечности и неверия в Того, Кто не случайно зовется Спасителем.

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • В четверг — лучшие тематические подборки, истории читателей портала, новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Комментарии
Elena14 ноября 2012, 07:00
Hochy podelit'cya opitom domashnego obycheniya rebenka. Jivy v Kanade, g.Toronto. Ya zabrala rebenka iz shkoli, kogda emy bilo yje 13 let. Mi pravoslavnie, mal'chik c 4 let prislyjivaet v Hrame. Yroven znanii i nravctvennost ochen nizkii. C 3 klassa (c proshlogo goda prepadaut detyam o ludyah netradicionnoi sekcyal'noi orientacii i t.d). Yznav o cicteme domashnego obycheniya, dolgo ne dymaya, vzyav blagocloveniya i otclyjiv Moleben, vot yje kak tree goda zanimaemcya doma. Zdes eto na Amerikanckom kontinente ochen razvito. Kontroliryu vec process cama, prikrepleni k zaochnoi chactnoi shkole y kotoroi vcya orientaciya i programma svyazana c Hrictianctvom. K cojaleniu v Rossii eta cictema ne razvita, a jal. Y menya est vozmojnost yberech rebenka ot gryazi, i obshenie idet 6 chasov a ne 20 minyt v den. I yrok Religii y nas est i razresheniya ni y kogo cprashivat ne nado. K cojaleniu Pravitel'ctvo Rossii ochen mnogo kopiryet plohoe y Zapada, a vot o horoshem daje ne znaut. Vot eto kak raz to horoshee, chto mojno bilo bi perenyat. Mi, pravocvlavnie tak ochen radi, chto ect al'ternativnaya sistema razlagaushemy dyshi obrazovaniya.
Valentina11 июля 2011, 00:00
Hvala puno za pojasnjenje o mislima,posebno onaj deo koji govori o tome da se sa zlim mislima ne treba boriti vec ih ignorisati.Ovo mi je doslo u pravom momentu,hvala Oce!
Виктория22 мая 2011, 02:00
Надо просто создавать православные общеобразовательные школы, и вопрос вводить-не вводить отпадет сам собой. В программу заложить ряд необходимых, по разумению нашего священноначалия, предметов; начинать и заканчивать урок с "Мир вам, помолимся" и т.д. В такие школы поступят верующие чадца, и мешок проблем со спин их верующих мам и пап упадет. А неверующие родители всегда будут протестовать, зачем с ними спорить? Я сама мама, и нам скоро в школу. Очень переживаю, что все старания вырастить чистого верующего ребенка пропадут, так как общение в неверующей среде развращенных сверсников тоже дает свои плоды. И в определенном возрасте их влияние может стать доменирующим. Страшно. Очень нужны такие школы, я думаю.
Princ Mishkin14 мая 2011, 21:00
Hristos vaskrse postovani oce Dimitrije: Vrlo me raduje da se posvecujete duhovnoj brizi i prosvecivanju narocito dece i mladih, neka se sacuva mlada Rusija i mlada Srbija pa cemo pobediti u ovom ratu. Samo jednu kratku "primedbu" zelim da stavim. To nije kritika vec istina do koje su dosli neki veliki duhovnici. Sveti Nikolaj Velimirovic, naime kaze da ne postoje zakoni osim Bozijih-duhovnih i da su tzv. materijalni, tj. fizicki zakoni simvoli duhovnih zakona. Bog je sve ustrojio ali prirodi nije dao zakone vec samo prirodu. No, vasa ljubav prema pravoslavnoj omladini je velika i neka Gospod Bog usmeri sve nas u nasoj borbi za Hrista i sjedini nas sa anjelima, sa Hristovim ratnicima. To, naravno zahteva revnovanje i veliki trud kojem nas uci sveta Pravoslavna Crkva. Ali jaram je HRISTOV lak.
Людмила12 мая 2011, 10:00
Спасибо!очень мне помогла ваша статья,отец Дмитрих, и я думаю что если разъяснить эти мысли учителям начальной школы, то с 1-го класса несколькими предложениями на уроках литературы постепенно можно в течении 4-х лет подготовить детей пусть не глубоко ,но мыслить в этом направлении.Конечно не все учителя откликнуться ,но это лучше чем ничего
Дмитрий 7 мая 2011, 09:00
Неплохо было бы издать небольшое "Практическое руководство по борьбе с помыслами" и раздавать в храмах. Типа: "как только пришла осуждающая мысль о другом человеке, следует немедленно призвать Бога на помощь и мысленно пожелать этому человеку Царствия Небесного."
Сергей 6 мая 2011, 15:00
Очень хорошая статья! Спасибо о.Дмитрий! Я думаю каждый православный воцерковленный человек будет с Вами согласен. Война ведется с нами не на жизнь, а на смерть.Война ведется через телевизор, через интернет, через рекламу на улицах, через пиво, которое продается совсем еще молодым ребятам в киосках. А кто ведет передачи по телевизору, кто продает пиво, кто все это разрешает? Ведь это мы сами , взрослые люди, которые хотим нажится , заработать побольше денег, хорошо жить. Грех порождает грех. Сможем ли мы удержать эту греховную волну, которая надвигается на нас как цунами. Я думаю что сможем, если каждый из нас православных и воцерковленных станет святым, тогда и вокруг каждого из нас начнут спасаться тысячи.
Людмила 4 мая 2011, 11:00
Всё, что напипсано в этой статье вполне справедливо. Я согласна с каждым словом. Но как осуществить эту работу с детьми? Не скрою, сама я учитель и даже закончила курсы "Основы православной культуры ", чтобы преподавать детям в школе. Многочисленные споры в обществе не дали осуществить программу православной церкви - ликвидировать религиозную безграмотность нашего народа. Во многих школах с любовью примут любых сектантов, а православных обольют грязью и на порог не пустят. Остаётся только надежда на воскресные школы, летние православные детские лагеря и т.п.
Ольга 3 мая 2011, 19:00
Это все абсолютно верно, каждое слово - чистейшая правда. Но кто будет учить детей вниманию к своей душе, если взрослые сами не могут не то что разобраться в собственном духовном состоянии, но даже не думают в этом направлении? В том числе и те, кто считает себя православными. Какие взрослые - такие и дети.
Акуловская Татьяна Владимировна 3 мая 2011, 18:00
Дорогой Отец Дмитрий! Здравствуйте, пишет Вам Татьяна Акуловская из Красноярска, если помните - "Божьи блинчики" читали Ваши дети, у меня вышло ещё четыре книжки, среди них одна полностью посвящена владыке Луке. Не знаю - удастся ли мне привезти её в монастырь, а Вам могу переслать, если захотите. Напишите akylovskaya@mail.ru
Miroslava 3 мая 2011, 00:00
Спаси Господи! Очень нужная статья, тем более, что очень много споров о введении уроков Православия в школьную програму. Большое спасибо за статью. Храни вас Христос!
Зоя 3 мая 2011, 00:00
Очень своевременная статья! Особо хочется отметить тезис: "Видя духовное разложение общества, пора уже перестать «изобретать велосипед» и обратиться к благодатному, животворящему опыту Церкви". Спасибо автору, имеющий уши да услышит. С уважением, Зоя.
Татьяна 2 мая 2011, 18:00
Можно еще сказать по поводу прилогов - не соглашайтесь со всеми мыслями, которые приходят вам в голову. Надо прямо им говорить:"Нет, я так не думаю, я с этим не согласен" Пленение и страсть обычно имеют еще и биологическую основу - это разного рода зависимости. Мы знаем самые тяжелые: алкогольную и наркотическую. Но бывают и игровые, и сексуальные, и даже пищевые. "Если он (человек) прекращает грешить, то весь мир кажется ему тусклым, бессмысленным и пустым" - это "ломка", которая сопровождает выход из любой зависимости. Для более объективной картины надо сказать, что без воли Божией бесы не могут нам ничего сделать, православные крещеные дети защищены Ангелом-хранителем и нательным крестом. Только произвольно и сознательно сделанный грех, и неоднократно, даёт власть бесам над нашими душами. Но и здесь нам помогает исповедь и причастие.
Сергей 2 мая 2011, 17:00
Спаси Вас Господи за Вашу статью,я в свое время воспитывался в атеистической среде и прошел весь тот путь,который описан в статье,зависимость от греха сказывается и сейчас.Абсолютно согласен с автором,православное воспитание детей не только предотвратит их от бед в будущем,но и будет залогом счастливой жизни родителей,которым не безразлична судьба их детей.
Ирина 2 мая 2011, 17:00
Очень хорошая статья. Спасибо,отец Дмитрий!Я не могу сказать, что беспечно отношусь к своему духовному состоянию и духовному состоянию членов моей семьи, но, всё равно "горькие плоды" вижу и, кроме молитв и надежды на помощь Божью, ни на чью помощь уже не надеюсь. Вот уже 10 лет(как сама приняла Святое Крещение)не могу покрестить детей из-за угроз мужа атеиста. Горькие плоды налицо. Пока дети маленькие, они слушают родителей. Выростая, особенно вне Церкви, часто делают, мягко говоря, неправильный выбор. Поэтому призыв к родителям быть внимательными и бдительными в воспитании своих детей в Православной вере очень! актуален. Дай Господи всем нам(родителям)обеспокоиться(в хорошем смысле), пока не поздно... р.Б.Ирина
Иван 2 мая 2011, 16:00
Большое Вам спасибо за статью! От незнания я как "воин, без меча слова Божиего" Спаси Господи!
Юрий 2 мая 2011, 14:00
Спаси Господи! Полностью согласен с автором.
Марина 2 мая 2011, 12:00
Обязательно дам мужу прочитать Вашу статью, отец Димитрий. Может быть выбранные Вами интонации его вразумят в отношении моих попыток воспитания детей в православной вере. Спаси Бог за статью!
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке