Благовестие и прозелитизм

Один из самых важных вопросов, с которым столкнулась православная миссия в конце ХХ века, заключается в следующем: в чем разница между благовестием и прозелитизмом.

Некоторые считают, что между ними никакой разницы нет. И потому, когда мы говорим, что православные должны распространять благую весть, то нередко слышим в ответ: «Православная Церковь не занимается прозелитизмом», – как будто миссия и прозелитизм – это одно и то же.

Других же больше заботит прозелитизм по отношению к Православию – вся эта масса инославных миссионеров, которые после падения коммунизма ринулись обращать Россию, Болгарию, Румынию и другие традиционно православные страны в свою веру.

Западные христиане привыкли к взгляду, что Православие – «не миссионерское». В ХХ веке, после Первой мировой войны, был какой-то период «экуменических» контактов между христианами разных традиций. Но середина ХХ века, с 1920-х по 1970-е годы, – это время, когда православная миссия находилась в полном упадке. Ибо после падения Константинополя в 1453 году Россия фактически была единственным центром православной миссии, однако большевистский переворот положил этому конец.

Возрождение православной миссии в наше время стало плодом деятельности таких людей, как архиепископ Албанский Анастасий (Яннулатос), чьи публикации в журнале «Porefthendes» в 1950–1960 годы призвали к обновленному взгляду на миссию. В Африке в 1930-е годы проповедь Православия была в плачевном состоянии, но после Второй мировой войны ситуация в Восточной Африке изменилась, ибо изменился взгляд на миссию.

Правда, в недавние времена многие обратились в Православие не потому, что православные миссионеры вышли с проповедью или занимались прозелитизмом; эти люди стали православными христианами, потому что их призвал Бог. Речь идет об общинах «православных евангелистов» в Америке, а также общинах в Португалии, Индонезии и на Филиппинах.

Подобные события подводят некоторых к заключению, что православная миссия не «центробежна», а «центростремительна»: не миссионеры выходят на проповедь, а Церковь «ждет», когда люди сами придут. В действительности это не так. И если мы взглянем на историю православной миссии, то увидим множество примеров, когда миссионеры шли вовне, к людям иных культур, в отдаленные концы земли. Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий, святители Стефан Пермский и Иннокентий Аляскинский, равноапостольный Николай Японский – всего лишь некоторые из них.

Различие между благовестием и прозелитизмом не тождественно разнице между центростремительной и центробежной миссиями, но, возможно, дает ключ к пониманию.

В странах, таких, как Россия или Румыния, где Православие широко распространено, но в последние 70 лет подвергалось гонению, появилась нужда в миссии и евангелизации. Румыния и Россия нуждаются в проповеди Евангелия. Так может это объясняет разницу между благовестием и прозелитизмом? Может быть, если проповедь христианства ведется в традиционно православных странах, то это благовестие, а если вовне, неправославным, то это прозелитизм? Я так не считаю.

Благовествовать – это значит приносить и распространять благую весть. Четыре Евангелия несут благую весть об Иисусе Христе. Когда мы, будучи христианами, рассказываем другим о том, что Бог явил через Иисуса Христа, мы благовествуем.

В свою очередь, термин «прозелитизм» означает «вводить людей в», принуждая их изменять своим верованиям, своему окружению, своим взглядам, своей религии. В прозелитизме присутствует изрядный элемент убеждения людей в том, что их нынешние верования неверны или плохи. И убеждение людей в том, что их вера негодна или искажена, конечно, не может быть «благой вестью» для них. Если мы благовествуем, мы не говорим: «Наша религия лучше, чем ваша». Мы не представляем себя некими морально или духовно совершенными сущностями, стремящимися отвести людей от их веры и сделать их такими же совершенными существами. Если мы благовествуем, то ведем речь о великих делах Божиих. Некто описал благовестие так: «один нищий рассказывает другому нищему, где можно получить хлеб». Для голодного нищего это хорошая новость! И нищий, сообщающий другому подобную весть, не будет бахвалиться этим или притязать на некую исключительность из-за этого своего знания.

Когда буддийские миссионеры впервые вышли за пределы Индии, то, приходя на новое место, они говорили только о двух вещах: «вот то, что мы делаем», и «вот то, чего мы не делаем». Они не говорили ничего о местной религии или философии. Они не критиковали и не проклинали народные верования и обычаи. Это могло бы послужить христианским миссионерам хорошим примером для подражания. И если руководствоваться этим правилом, то это и будет благовестие, а не прозелитизм. Многие из православных миссионеров следовали ему.

Если люди, слышащие благую весть, заявляют, что хотят следовать за Христом и принять крещение, то им, конечно, предстоит многому научиться. Если они искренне желают последовать за Христом, то они также хотят узнать о христианской вере и ее приложении к своей повседневной жизни и обычному поведению. Иногда они удивляют миссионеров своей ревностью. Когда князь Владимир Киевский стал христианином в 988 году, он удивил византийских миссионеров тем, что хотел отменить в своих владениях казни. Это было радикальной переменой в его жизненном укладе.

Да, мы ждем от людей, обратившихся ко Христу, изменения их жизни, но это не значит, что они станут христианами, просто изменив свой уклад, принудив себя или притворившись. Заставлять людей так изменяться – это прозелитизм, а не благовестие.

В последние десятилетия миссионеры некоторых западных христианских деноминаций, особенно из США, наводняли Россию и соседние страны. Им казалось, что Бог призвал их принести весть о Христе в безбожный коммунистический мир. Они игнорировали тот факт, что Евангелие Христово проповедовалось в России в течение тысячи лет. Но они считают, что это не истинное Евангелие, они хотят, чтобы православные христиане покинули Православную Церковь, потому что она «идолопоклонническая», и присоединились к их сектам. Но это не благовестие. Это как раз и есть прозелитизм.

Благовестие же осуществляется в смирении и любви, в то время как прозелитизм характеризуем гордостью и высокомерием. Мы должны благовествовать, но порой мы считаем, что проще прибегнуть к прозелитизму.

В этой статье я постарался отобразить, в чем, как я думаю, заключается основное различие между благовестием и прозелитизмом. Это различие чрезвычайно важно, и я уверен: это один из серьезнейших вопросов, который ставит православный миссиолог сегодня. Если мы, православные христиане, не будем задавать себе этого вопроса, то можем подвергнуться критике за то, что, критикуя некие действия других, сами их совершаем и, порицая нечто в одних местах, в других этому же потворствуем.

Стив Хайес
писатель, преподаватель и миссиолог (ЮАР)
Перевел с английского Василий Томачинский

Публикуется с некоторыми сокращениями. Полный текст см.: http://www.orthodoxy.faithweb.com/evanpros.htm

11 мая 2011 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Андрей13 февраля 2016, 21:31
Конечна наша вера лучше католической, потому что она единственно Истиная, и неповрежденная, поэтому мы можем и должны стремиться к тому чтобы католики уходили из своих общин отказавшись от заблуждений в вере. Кто считает, что это неприемлемо -тот ненавидит тех кто погибает в заблуждениях в вере.

По поводу выссказываний ниже: Отец Даниил Сысоев Священномученик, и никто этого у него не отнимет, как бы он не ненавидел отца Даниила. Кто презирает мучеников - тот ненавидит ту истину из-за которой убили мучеников, и в которой стояли мученики
11 апреля 2015, 21:14
Проповедь Евангелия заложена в самом Слове. Иисус послал всех христиан в мир, чтобы распространять Благую весть. Он не говорил о насильственном или не-насильственном благовестии, но говорил о том, чтобы иных спасали даже страхом. Иуд.1:22 И к одним будьте милостивы, с рассмотрением, 23 а других страхом спасайте, исторгая из огня, обличайте же со страхом, гнушаясь даже одеждою, которая осквернена плотью. С другой стороны, нельзя закрывать людям рот ссылками на прозелитизм, когда они говорят о Боге, потому что слишком много проповедников разврата, которым почему-то никто не закрывает рта заповедями.
Ирина10 апреля 2012, 13:17
Очень жаль когда убивают людей, любых, православных христиан, или просто христиан, или даже совсем не христиан, ведь Бог возлюбил весь мир, но вопрос о другом, вопрос о том кого мы всё таки проповедуем Бога или православие, кого люди стремятся познать после наших проповедей, Бога или православие? (Для примера коментарий Марины)Смотрю на другие статьи авторов(сбоку) и вижу - "Народы в поисках православия", "Праваславная Индонезия", "У православных Парагвая" и т.д. такое чувство будто вы забыли слово христиане, (что означает ученики Христа). Да и где оно православие настоящее, живое, богодухновенное? На пороге Праздник Пасхи снова большая часть людей "православных"(как они себя называют) готовятся пойти не в Церковь, а на кладбище вооружившись пластмасовыми букетами, и поминальным набором: выпить да закусить. Что вы на это скажете?
Мальцев21 октября 2011, 08:06
Роман, православные проповедуют, и их проповедь порой настолько раздражительна, что миссионеров убивают прямо в храмах. Думаю, имя иерея Сысоева всем известно. Прошу Вас не голословить попусту. И уяснить, что Православие-родное в России, а не католическая прелесть, в которой нет богодухновенности, и уж точно не протестантизм.
Роман 5 июля 2011, 14:49
"Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос. Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, - каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть." (1Кор.3:11-13)

Основание, на котором строится православие, протестантство, католичество - одно, и никто не призывает отрекаться от Христа, когда протестант переходит в православие к примеру. Разве таких переходов мало? Никто из протестантов в России не возмущается по этому поводу.. что дескать вот, ты уверовал от нашей проповеди, зачем уходишь к православным? А сколько от проповеди протестантов пришли в православие? Православные, вы вообще благовествуете?

На счет прозелитизма и благовестия, у автора явно присутствует некоторая софистика. НУ КАК можно заставить верить, принудить верить, или принудить полюбить Бога, Христа? Ну как??? Люди верят от сердца. Хотя можем конечно вспомнить крещение Руси, но сейчас не те времена.

Сегодня в православные храмы идут массы народа светить все что можно святить. Души только бы ещё освящались! И не обвиняйте вы уже протестантов за их проповедь.. лучше задайте себе вопрос - почему вы не проповедуете?
Дмитрий24 мая 2011, 19:27
"Когда буддийские миссионеры впервые вышли за пределы Индии, то, приходя на новое место, они говорили только о двух вещах: «вот то, что мы делаем», и «вот то, чего мы не делаем». Они не говорили ничего о местной религии или философии. Они не критиковали и не проклинали народные верования и обычаи. Это могло бы послужить христианским миссионерам хорошим примером для подражания. И если руководствоваться этим правилом, то это и будет благовестие, а не прозелитизм. Многие из православных миссионеров следовали ему"
Пример крайне неудачный. Буддизм - пантеистическое языческое верование - и ему по природе свойственно индифферентное отношение к другим верованиям. Православие - это христианство и монатеизм. Языческое служение для нас - это служение бесам. Благовестие еще не значит "терпимость" к злу. Поэтому не у буддизма нам нужно учиться. Может быть свт. Стефан Великопермский тоже был прозелитом? - ведь он вступил с языческим в жесткую полемику, дошедшую до прямого состязания.
А так статья хорошая.
Владимир17 мая 2011, 23:43
1.Прозелитизм имеет ни одно значение, и каждая вера трактует его по своему, потому Александр, Валерий ближе по смыслу этого слова, а и в статье шла речь именно о разнице благовести и прозелитизма. Если говорить о прозелитизме, как тон высокомерия, то это понятие ближе по смыслу к статье, и к такому понятию: «то, что не навязывается, может быть избрано свободно. А это и есть суть миссионерства в противоположность прозелитизму, в котором всегда можно найти элемент принуждения». И в другом понимании, когда плоть не может судить о духовном, тогда тоже будет речь для слушающего с высоты полета, равно , как и ниже его «достоинства», потому и сама - то проповедь, есть только юродство, а что говорить о тех, кто проповедует Его с помощью своего творчества – смертоносный яд. А там, где насилие , тем более над сознанием -там и ложь. Но, еще можно сказать о книжниках, и фарисеях, для которых, Слово Божие говорит: « что больше жертвенник или дар, освещающийся жертвенником» . Для них дар Божий - манна небесная, а с ней и сытость по плоти, но ни слово Божие, а дар они сочтут за прозелитизм, как и в свое время распяли плоть Христа, по большому счету себя же и распяли, ибо не прославлен был еще Христос, а сегодня пытаются распинать слово Божие, в угоду плоти.
Владимир17 мая 2011, 23:42
2.И вот еще несколько понятий:
- «Прозелит - еврейск. гейр и гейрим, от гур пребывать, странствовать, приютиться, обитать где-либо - означает чужеземца, иностранца, странника, пришельца, поселенца. Название, данное иудеями лицам, обращенным из язычества к иудейской вере (Мф. 23:15)».

- «Христианский термин, означающий сознательное обращение людей в другую веру, распространение этой веры. В переносном смысле - горячая преданность вновь принятому учению».
- «Прозелитизму придается еще одно значение — обращение любого россиянина в какую-либо веру, отличную от учения Русской Православной Церкви».
Может еще , кто добавит, но чего не знаю, того не пишу, а вышеизложенное без кавычек только мнение, но в самой истине нет сомнения, а слово сегодня есть, завтра нет, а Истина останется. Но, если кто увидел твою наготу по плоти, это не страшно, страшно увидеть свою наготу по Духу в оном дне, будущего века, а если ближе - того века, в параллели бытия.
Александр16 мая 2011, 18:58
Валерий, Вы не правы!Почитайте внимательно Апостол. Апостолы говорили о Христе,о Его смерти и Воскресении,творили чудеса и это действовало на людей!Они не говорили плохо о других,они говорили хорошо о Христе!
Валера12 мая 2011, 19:23
На самом деле автор статьи неправ - апостолы проповедовали и при этом говорили о неправильности нынешних верований язычников. Получается, что и апостолы тоже занимались прозелитизмом. согласно преданию также святой Кирилл участвовал в диспуте с мусульманами. Или возьмите множество житий мучеников - многие из них постарадали именно за обличение язычества или даже разрушение языческих храмов. На самом деле разница между прозелитизмом и благовестием только в том, как к проповеди относится "официальная" религия. Так же и для нас протестантская проповедь в России - позелитизм, а для них это благовестие.
Р.Б. Сергий12 мая 2011, 01:51
Спасибо! Зело полезно было узнать разницу между благовестием и прозелитизмом.
Владимир11 мая 2011, 22:51
1.Считать или не считать , что есть истина, значит проповедовать его с помощью своего творчества. Но Евангелие не литературный памятник, а житие по Божьему слову до последней запятой, свершающееся и поныне. И князь Владимир говорил о Православной Церкви, когда построил десятинную Церковь, и кто будет молиться в Ней, обращаясь к Богу, говорил, дай познать Тебя Бога Истинного. И только после познания истины убеждаешься, и убеждаешься опытным путем, что только в Православии полное отражение Евангелия и Его учения, и, ветхозаветных пророчеств, и не обращаем внимание на немощь пастырей, ибо мы все в немощах и у каждого свое, перед ними можно только преклонять колена, за их непомерное терпение и труд, и этот труд воина Бога, а не труд во славу плоти. Истинная религия в перемене человека, от истинного идолопоклонства к святости, но за одни дни мудрость не постигается, Бога Истинного и страх Божий - да. И немощь под законом, но духовное не под законом.
Владимир11 мая 2011, 22:51
2.А человеческая мудрость, как ее не называй, есть безумие перед Богом. Апостол Павел говорит:" мы говорим, о том, что видели и слышали; и слово мое не в убедительных словах человеческой мудрости, но явлении Духа и силы". Но мы напрягаемся от истины только услышав и бежим от нее, но пророки и апостолы жили ее, как и Иисус Христос, был , есть и будет Сам Истина, ибо Святой Дух и Дух Истины, Дух пророчества, свидетельство Иисусово - одно, как и Бог Отец, Сын и Дух Святый, и в Нем нет ни тени сомнений ни тени перемен. Но домостроители отвергли краеугольный камень, и первым делом всех погребли под камнями разрушенного Храма, как и Римляне уничтожили всех потомков Давида. Но в один день разрушили, а в три дня был построен новый Храм. Своих принимают во имя свое, а Духа вместить не смогли.
Владимир11 мая 2011, 22:50
3.Как и исцеленный слепой, говорит, Он отверз мне очи, а вы не знаете Его. Иисус Христос говорит Я Сын Божий и свидетельствует о Мне Отец…, а плоть не принимает Его, потому что еще не знают Его, но Его учение с точки зрения плоти было не менее высокомерным. Его учение ни Его, но пославшего Его Отца и вновь, за кого ты себя считаешь. Апостол Павел говорит, плоть не может судить о духовном, а духовный судит обо всем, и здесь для плоти гордость, но насколько видишь настолько вмещаешь, как и судящий брата своего, говорит о своих немощах. А Дух, только ревнив, когда учение Его искажают. Старец Николай Гурьянов, часто повторял, меня зовут Николаем, разве нужна ему была слава плоти.
Владимир11 мая 2011, 22:49
4.«Благовестие же осуществляется в смирении и любви, в то время как прозелитизм характеризуем гордостью и высокомерием. Мы должны благовествовать, но порой мы считаем, что проще прибегнуть к прозелитизму».
Очень здорово сказано, но не придираюсь к словам, но должны, нехорошее слово, а в остальном в повседневной жизни живем по закону совести и сами не напрягаемся и других не напрягаем, для вечно недовольных и рай будет адом. Дух Святой - Путеводитель, а залог Духа Святого в каждом, но если разум потеряешь, сможешь ли услышать. Но Его благодать благовести, до зрелого зерна дает проливной дождь и, вовремя, но не только воду жизни, но и зной и ветер.
Марина11 мая 2011, 12:54
Ещё одна жемчужинка в моем ожерелье познания Православия!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×